Герб россии 15-16 вв

Алан-э-Дейл       28.06.2022 г.

Двуглавый орел на Руси

Да, основу под превращение двуглавого орла в символ государства Российского положил Иван III, женившийся на последней византийской принцессе Софье Палеолог в 1469 г., но образ этот был известен на Руси задолго до падения империи и последовавшего брака нашего князя и заморской дамы. Например, он был гербом Перемышля и Черниговского княжества еще с XI в., часто встречался в декоративных орнаментах, однако, роль символа политического не играл никогда.

Логика Ивана III была железной – он всегда пытался сблизиться с мощнейшей Византией, стремился превзойти ее в:

  • богатстве;
  • военной силе;
  • уровне авторитета на международной арене;
  • обширности территорий.

И тут вдруг представилась возможность взять на вооружение символ великого государства, да еще и при поддержке законной «обладательницы» образа двуглавого орла Софьи!

Печать Ивана III с двух сторон, 1497 год

В 1497 г. князь впервые использовал орла на своей личной печати (возможно, было подобное и раньше, но мы об этом точно не знаем) при скреплении грамоты на земельные владения для уездных князей. Очень горд был государь – в этот момент он ощутил себя преемником Византии, концепция «Москва – третий Рим» стала фактической реальностью. Внук же его, Иван IV Грозный (1547-1584), окончательно превратил символ в герб государства Российского, поставив образ наравне с Георгием Победоносцем, пронзающим змия.

Правда, до современного двуглавого орла той древней птице было еще далеко. Пройдет еще много лет, прежде чем крылья хищника устремятся ввысь по западной традиции, отойдя от восточных геральдических представлений, герб около 10 раз подвергнется изменениям, к нему добавятся новые элементы в виде лент и орденов, на смену им придут другие атрибуты… Гладя на современный герб Российской Федерации, даже представить сложно, что зародился он в глубокой древности, перенеся через века главную заложенную в него мысль – всеобъемлемость, устремленность и абсолютное бесстрашие!

Символика герба Российской Федерации

Центральная фигура герба — двуглавый орел — заимствована из культуры Византии, с которой у России были тесные политические, экономические и культурные отношения. Также немаловажен тот факт, что именно из этой страны пришла на Русь новая религия — христианство. Но еще до появления этого символа в Римской империи, изображения двуглавого орла встречаются и в более ранний период: археологи их находят на территории Хеттского государства во втором тысячелетии до н.э. и на землях Мидийского княжества. А эмблемой Византии он становится при Константине Великом, когда произошло объединение Восточной и Западной империй, гербом каждой из которых был одноглавый орел. Помимо единства Востока и Запада, хищная птица с двумя головами, смотрящая в противоположные стороны, обозначает также две части света — Европу и Азию. Не случайно Россия и сейчас воспринимается как синтетическая страна, в менталитете которой переплелись азиатские черты с европейскими.

Золотой цвет, в который окрашен двуглавый орел и все присущие ему атрибуты, тоже не случаен. Его любили многие правители, он издавна считался цветом роскоши, богатства, процветания и, конечно, солнца, которому в древнем мире немало народов поклонялось как верховному божеству.

Скипетр и держава всегда олицетворяли высшую политическую власть, сначала княжескую, затем — монархическую, а в наше время они выступают обобщенным символом государства, демонстрируя его значимость и ценность.

Корона тоже является традиционным царским атрибутом. Однако почему этих головных уборов именно три? Дело в том, что когда-то они обозначали количество тех татарских ханств, которые сумели объединить московские правители под своим началом: Казанское, Сибирское и Астраханское. Сейчас короны символизируют триаду ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной.

На малом щите, красующемся на груди орла, изображен Георгий Победоносец — один из самых почитаемых христианских святых-великомучеников, который, пройдя через нечеловеческие пытки и страдания, сумел сохранить верность своим религиозным идеалам и в итоге умереть за них. Змей (или дракон) трактуется и как символ язычества, и как образ дьявола, олицетворяющего все мировое зло, победу над которым одерживает Георгий. Этот византийский святой издавна воспринимается как защитник России, оберегающий ее от всех бед. Изображение Георгия Победоносца присутствует также на эмблеме Москвы.

Археологические доказательства

В качестве примера можно привести артефакты, извлеченные археологами из могилы богатого древнерусского воина в польском городе Бодзе (погребение Е864/I). Пояс захороненного здесь мужчины был украшен двузубцем с дополнительным элементом в виде креста на правом зубце и изображением «валюты» под треугольной ножкой знака. Другой вариант символа с ключом между зубьями археологи извлекли из погребения №6 Старовознесенского некрополя в Пскове.

Явное сходство с боспорской символикой демонстрирует личный герб Ярослава Мудрого, обнаруженный на поясных бляшках из Приладожья и окрестностей Суздаля. Знак почти идентичен изображению на поясном наборе из Перещепинского клада византийских и древнеболгарских ценностей в Полтавской области.

Оба символа внешне схожи с трезубцем, однако бесспорная связь между ними не доказана. На сегодняшний день не найдено ни одного геральдического знака, созданного в эпоху до Киевской Руси. Появление подобных артефактов в будущем позволит шире взглянуть на развитие древнерусской символики правящих родов.

Постреволюционные изменения герба

После февральской революции власть оказалась в руках Временного правительства, перед которым встал вопрос: что делать с гербом? В результате консультаций с известными специалистами в области геральдики было принято решение оставить двуглавого орла как основу государственной эмблемы, только лишив его всей царской атрибутики: скипетра, державы и корон. Также был убран Георгий Победоносец.

Пришедшие к власти в результате Октябрьской революции большевики полностью отказались от прежнего государственного символа, заменив его собственным. Герб в эпоху существования Советской власти выглядел следующим образом: на красном щите по центру был изображен глобус, на котором располагались перекрещенные серп с молотом. Они освещались восходящим солнцем, расположенным снизу, а сверху находилась красная пятиконечная звезда, окаймлялась вся эта картина золотыми колосьями, расположенными по бокам в форме полукругов.

Что касается прежнего герба, то он вернулся только тогда, когда СССР прекратил свое существование, и вместо социалистического строя установился капиталистический.

Двуглавый орёл — символ России

Герб СССР

После революции символ потерял все атрибуты. Советская власть лишила птицу короны, скипетра, державы, щита, ордена, признав их атрибутами монархии. Сам чёрный орёл ещё некоторое время был в обиходе. На смену ему пришёл знаменитый герб СССР — с серпом и молотом, земным шаром, колосьями и звёздами.

В конце 1993 года, после распада СССР, орёл вернулся в государственную символику. Причём вернулся в «византийском» стиле — в золотом цвете. Над головами орла, по примеру царской Руси, расположились три короны. В цепких лапах зажаты скипетр и держава, как было при царях и императорах. Интересно, что герб придумал человек, далёкий от геральдики. Эксперты отмечают, что в современном орле присутствует много неточностей: слишком узкие глаза, короткие, как у попугаев, клювы, слишком тонкие лапы и скудное оперение.

  • Пивной алкоголизм и закат эпохи, когда пенное пили, как воду
  • Эксперимент хирурга Воронова по «прививанию» юности в начале XX века
  • Каких девушек на Руси не звали под венец
  • Как наши предки лечили болезни и успокаивали младенцев при помощи слов
  • Почему следователи отпустили Чикатило после первого ареста и дали ему возможность погубить ещё более 20 человек

Внешний вид герба с 1990 года по сегодняшнее время

В последний год существования Советской власти уже началась разработка основных государственных символов. За основу были взяты герб и флаг Российской империи.

Соответствующее Постановление было принято правительством РСФСР 5 ноября 1990 года. В результате создается специальная комиссия, которая после длительных дискуссий рекомендовала правительству утвердить флаг, состоящий из трех горизонтальных полос — синей, белой и красной, и герб с изображением двуглавого орла на красном щите.

Это было сделано, но только тремя годами позже, в 1993-м, когда первый российский президент Б. Н. Ельцин издал Указ, законодательно закрепляющий ту государственную символику, которую мы имеем и сегодня. В Конституции это также прописано.

А в 2000 году был принят Федеральный закон о «Государственном гербе РФ», в котором закреплялся его статус, давалось подробное описание и регламентировались места и случаи допустимого использования этого символа.

На сегодняшний день далеко не все принимают тот герб, который достался нам в наследство от Российской империи и имеет статус официального в нашей стране. Основной аргумент его противников состоит в том, что нынешний герб не отражает тот политический строй, который есть сейчас — президентскую республику, в этом символе слишком много монархических элементов, поэтому необходимо либо подвергнуть двуглавого орла серьезной трансформации, либо вообще заменить на другой образ. Однако сторонники существующего варианта герба утверждают, что он воплощает в себе многовековую богатую историю Российского государства и служит предметом национальной гордости, а значит, в замене не нуждается.

Изменения герба в первую половину царствования династии Романовых

Династия Романовых начала править в России с 1613 года. При первом царе, Михаиле Федоровиче, прозванном «Тишайший», меняется направление движения Георгия Победоносца, изображенного на малом щите. Раньше он двигался в правую сторону, которая обозначала восток, там жили главные враги Древней Руси — монголо-татары. Но с появлением новой опасности в лице Польши, которая находилась на западе и хотела насадить в России католическую веру, взор всадника и его коня также становится обращенным в сторону нынешних противников.

Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович продолжил дальнейшее реформирование государственной эмблемы, вложив в лапы орла символы царской власти — скипетр и державу. Кроме того, именно в годы его правления вышел Указ, в котором был на юридическом уровне закреплен статус российского герба. Двуглавый орел, который начал изображаться с расправленными крыльями, также украсил башню Московского Кремля, что свидетельствовало о повышении значимости этого государственного символа.

Великий реформатор Петр ∣ провел свои преобразования внешнего вида герба. Во-первых, поменял его цветовое оформление. Отныне орел стал изображаться в черном цвете, за исключением лап, клювов и глаз, которые оставались золотыми. Еще за несколько лет до провозглашения Петра I императором короны приобрели «имперский» вид, а центральная увеличилась в размерах по отношению к остальным. Всадник окончательно стал именоваться Георгием Победоносцем и изображаться в серебряном цвете, а дракон (змей), которого он убивает, рисовался черной краской.

Именно Петр I приказал утвердить гербы городов Российской империи. Отныне каждый местный административный центр должен был иметь свою собственную эмблему. Придумать ее нужно было, исходя из отличительных особенностей того или иного города. Например, Тула славилась своим оружейным заводом, поэтому основной фигурой ее герба стал ствол ружья, который дополнили два клинка и пара молотков, расположенные крест накрест. Также гербы городов Российской империи заимствовались из различных книжных источников. Таковым являлся, например, «Титулярник», который можно считать первым русским гербовником, содержащим эмблемы княжеских земель, он был издан в 1672 году. Также существовали всевозможные военные или, как их тогда называли, «знаменные» гербовники, из которых также можно было почерпнуть интересные идеи.

Кроме того, при Петре Великом обязательными стали дворянские гербы Российской империи: каждому знатному роду, если его благородное происхождение доказано, предписывалось иметь свою уникальную символику. Каждая эмблема должна была включать такие элементы как щит, шлем, корону, мантию, девиз тоже входил в их число. Хотя существовали определенные стандарты, простора для творчества было также предостаточно.

Дальнейшее развитие геральдики происходило в эпоху Павла I. Он инициировал создание Общего Всероссийского Гербовника, который был издан в 1797 году. Это был сборник, который включал в себя полный перечень гербов дворянских родов Российской империи.

Что же касается главного государственного символа, то в период царствования Павла I он подвергся следующим изменениям. Связаны они были в первую очередь с важным политическим событием — захватом англичанами Мальты, которой покровительствовал российский император. Вследствие этого орел приобрел еще один дополнительный элемент — мальтийский крест, который обозначал претензии российского императора на эту территорию. Располагался он на груди орла под красным щитом.

Также Павел I начал процесс создания большого герба Российской империи. В 1800 году был принят специальный Манифест, в котором макет нового проекта был довольно подробно расписан. Так, он представлял собой размещенный в центре основной государственный герб, который окружали 43 эмблемы значительно меньшего размера — это были гербы областей Российской империи, существовавших на тот момент. Располагались они на прямоугольном щите, под которым находился еще один мальтийский крест, а за ним — рыцарский шлем с надетой на него императорской короной. Держат всю эту конструкцию архангелы Гавриил и Михаил, стоящие на синем постаменте. Поверх композиции наброшена распахнутая царская мантия, увенчанная короной. Примерно так выглядел проект большого Герба Российской империи. Однако он так и не был завершен, поскольку жизнь Павла ∣ внезапно оборвалась в результате дворцового заговора.

Двуглавый орел на страже Руси

Успехи Ивана III в борьбе с татаро-монгольским игом побудили его создать величественный символ России. Герб должен был напоминать соседям на Востоке и на Западе, что Русь — грозный противник. Двуглавый орёл одновременно следит за западными и восточными границами России. Благодаря Ивану III птица получила крест в одну лапу и меч — в другую. Крест символизировал принадлежность православному христианству, а меч демонстрировал намерение защищать независимость Руси. Две головы орла венчала одна шапка Мономаха — символ самодержавия. Чуть позже грудь орла начала закрываться иконой с Георгием Победоносцем. Покровитель воинов и землепашцев призван был оберегать государство от иноземных вторжений и внутреннего зла.

Смутное время отразилось на символе России негативно. Орёл то терял одну голову (на манер западных держав), то из золотого становился чёрным. На видоизменении герба очень сильно сказалось влияние польской интервенции. Однако все западные претензии на русский трон были отбиты, и орёл вернул себе первоначальный облик.

Герб Российской империи: история

снабжен золотой печатью диаметром 4 см. В надписи на этой последней печати, в отличие от красновосковых, Василий III именуется царем и государем. На всех этих печатях изображены всадник и двуглавый орел.

Печать с такими же эмблемами Василия III получил и его сын Иван IV, прозванный Грозным. Он стал великим князем в трехлетнем возрасте, тотчас по смерти отца в 1533 году.

В его долгое, полувековое правление было создано огромное количество печатей, которые в письменных источниках того времени называются по-разному. По материалу — золотая или черновосковая, по месту употребления — путная, походная, по размеру — большая, средняя, меньшая, по типу изображения и надписей — обычная, рядовая, кормленая, и даже по способу хранения — воротная, т.е. носимая на шее.

Один из документов гласит: «Того же году февраля в 3 день царь и великий князь печать старую меньшую, что была при отце его, великом князе Василие Ивановиче, переменил, а учинил печать новую, складную: орел двоеглавной, а середи его человек на коне; на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инърог». Золотая печать такого же, как и печать Василия III , диаметра — 7 см и толщиной почти в 1 см скрепляла договор Ивана IV с Данией от 7 августа 1562 г. Она была привешена на золотых нитях, узел на которых был украшен жемчугом. Появление такой двусторонней печати Н.П. Лихачев назвал «реформой печатей», трактуя это событие как «образование особой государственной печати».

По масштабам воздействия на русскую символику введение новой печати вполне может быть названо реформой. После 1561 года преобладающей стала печать с двуглавым орлом на обеих сторонах: то без грудного щитка, то со щитком и всадником, то со щитком и единорогом. Традиция расположения титула концентрическими кругами, как и концепция двусторонней печати с орлом, была унаследована многими преемниками Грозного — Федором Ивановичем, Борисом Годуновым, Дмитрием Самозванцем, Василием Шуйским, Михаилом Романовым, Алексеем Михайловичем. В чем смысл этой реформы? Царь отказался от мысли о равнозначности двуглавого орла и всадника. Двуглавый орел символизировал его в качестве «государя», а всадник символизировал Московское княжение. Отныне всадник располагался лишь в грудном щитке орла, а на аналогичном месте оборотной стороны печати возник другой символ, почти незнакомый до того русской геральдике, — единорог. Печать же должна была показать равнозначность этому новому символу старого московского всадника — «ездеца».

Использование образа единорога на печатях, как и самую реформу печатей, связывают с именем выдающегося политического деятеля времени Грозного — Ивана Михайловича Висковатого. С 1549 года он возглавлял Посольский приказ, а с 1561 года стал и печатником. Ему же была поручена так называемая воротная печать, которую он носил на шее.

В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

Титул самодержца унаследовал и первый царь, занявший русский трон в результате избрания, — Борис Годунов. К прежним регалиям он добавил еще одну, хорошо известную на Западе, — державу, которая в чине его венчания именовалась «яблоко». По форме она действительно напоминала яблоко: это был шар, завершавшийся крестом и украшенный священными изображениями, символ солнца и космоса, власть над которыми принадлежала Христу и лишь отчасти «делегировалась» им императору. Держава вручалась вместе со скипетром и прежним напутствием, как надо «вданное ти скипетро правити хоругви Великого Российского царства».

Борис Годунов мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И орел на гербе Бориса Годунова отразил это общественное мнение.

Литература:Государственный герб Российской Федерации // Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: метод. рекомендации / сост. М.К. Антошин. — М.: АЙРИС-пресс, 2003. – С. 31-39. Энциклопедия российской монархии: Чины. Церемонии. Гербы. Дворцы / под ред. В. Бутромеева. – М.: Деконт плюс, Подкова, 2000. – 336 с.

Полезные ссылки: История российского герба; Герб России

Исторические артефакты

В денежном обиходе Киевской Руси использовались арабские дирхемы, некоторые из которых сохранились до наших дней. На тысячелетних монетах четко видны нацарапанные поверх начального изображения двузубцы русских князей. Датируются «дочеканки» 913-914 годами нашей эры. Сегодня бесценные монеты хранятся в петербургском Эрмитаже.

Часть ученых предполагает, что Киевская Русь начала создание «псевдодирхем» вслед за Волжской Булгарией. В любом случае, монеты широко использовались во внешней торговле. Об этом свидетельствуют находки шведских археологов на острове Готланд и в других регионах Швеции. Извлеченные из земли древнерусские деньги выполнены в арабском стиле и относятся к Х веку.

Специалисты считают, что «псевдодирхемы» чеканились в Киеве. Данное предположение существует еще с середины ХХ века и подтверждается находкой Т. Ершовой. Занимаясь раскопками в Пскове, археолог обнаружила подвеску с княжеским двузубом на одной стороне. С обратной стороны находилась фигура с птичьей головой под крестом. Скорее всего, это – сокол, символизирующий власть киевских князей.

Некоторые историки считают изображение персональным символом княгини Ольги, поскольку подвеска относится к временам правительницы. На подвеске также обнаружена арабская надпись. Ее смысл совершенно не связан с Киевской Русью. Ученые полагают, что чеканщик просто скопировал непонятную ему надпись.

Что означали символы

Историкам неизвестно точное значение символов, использовавшихся древнерусскими князьями. Археологи так и не нашли письменных свидетельств того или иного толкования. Остается лишь догадываться о том, что хотели сказать князья иносказательным символическим языком своего времени. Сегодня у специалистов есть огромное множество гипотез, предполагающих значение трезубца.

В числе основных вариантов:

  • Языческая модель мира.
  • Навершие скифского (византийского) скипетра.
  • Тамга одного из князей (скорее всего – Владимира Великого).

Хазарская тамга

Согласно научной точке зрения ученого Т. Скотинского трезубец является объединением букв (лигатурой) греческого слова «Василевс».

Исследователь древнерусских монет времен киевского князя Владимира О. Пастернак считал трезубец лигатурой фразы «Владимир на столе» (Владимир на княжьем престоле). Данный вывод имеет реальное подтверждение. Действительно на некоторых монетах трезубец дополнен надписью «Владимир на столе а се его сребро».

Одной из наиболее популярных современных гипотез является сравнение трезубца с пикирующим соколом. Достоверность предположения не доказана, а само оно встречается лишь один раз на подвеске времен княгини Ольги. Часто ассоциируется с лигатурой украинского слова «Воля» (по-русски «Свобода»).

Символы Владимира Великого

Сын Святослава Владимир создал собственный символ державной власти – трезубец. В исторических кругах считается, что князь-бастард не имел права на родовую символику. Князю пришлось изобрести собственный знак, который чеканили на древних монетах над его портретом.

На других монетах того времени все поле занято крупным оттиском трезубца. Существуют также трезубцы, изображенные под крестами. Однако кресты в данном случае могут быть просто остатками древних надписей.

Немного измененный трезубец символизирует власть сына Владимира Великого – Ярослава. Это все тот же знак, но с кружком посредине. Полностью похож на отцовский трезубец Изяслава Владимировича. Знак Новгородского князя содержит крестик на центральном зубце.

Разнообразные варианты изображения двузубца и трезубца прослеживаются у всех внуков Святослава Игоревича. Старший Святополк (1015-1019) выбрал для себя двузубец с крестом на вершине одного из зубьев.

Остальные потомки избрали разные элементы отличия:

  • Старший сын Вышеслав Владимирович усложнил форму ножки трезубца.
  • Сыновья Ярослав и Мстислав увенчали центральный зубец кругом и ромбом.
  • Внуки Брячислав, Владимир и Евстафий усложнили форму ножки трезубца.

Ближе к 4-5 поколениям княжеский знак стал похож на вензель. Чаще всего трезубец заменяли двузубцем.

Черниговские князья использовали двузубцы нескольких типов. Все они легко идентифицируются по единому признаку: один зубец перекрещен, а второй изображен прямым или изогнутым. Прототипом для знаков стал символ князей Святополка Ярополчича (+1019) и Олега Святославовича (+1115). Аналогичные знаки избрали для себя князья рода Ольговичей – Всеволод Ольгович и Святослав Всеволодович.

Современные историки часто систематизируют информацию об изменениях в использовании символики Рюриковичей в виде таблиц и схем. Это позволяет наглядно проследить эволюцию трезубцев и двузубцев на протяжении веков.

Список литературы:

  1. Книга А. Сокульского «Нацiональна символiка України» (1993 год).
  2. О. Пастернак «Пояснение трезубца.…»
  3. Статья С.В. Белецкого «О лично-родовых знаках князей-Рюриковичей X-XI вв».

Фамильные знаки Рюриковичей

С Х века нашей эры древнерусские князья начали использовать в качестве символов своей власти своеобразные эмблемы – двузубцы и трезубцы. Большинство историков считают данную символику заимствованной у правителей древнего Боспорского царства. Основные элементы изображений очень схожи. Композиция «гербов» выстроена на одной основе – двузубце, который мог меняться каждым правителем на его усмотрение.

Отсюда же следует еще один аспект сходства боспорских и древнерусских символов власти. И те и другие развивались по наследственному принципу. Поскольку знаки не передавались от князя к князю, каждый правитель должен был придумывать свои уникальные варианты изменений для «гербов». Именно так на фамильных символах появлялись новые «отростки», «завитки», круги и ромбы.

Письменные упоминания

Первые исторически значимые сведения о княжеских фамильных знаках получены учеными из рассказа Ибн Мискавейха «О походе русов на Бердаа». События относятся к 943-944 годам, когда русы подтверждали выкуп за освобождаемых пленников глиняными табличками с некими печатями. Предположительно на табличках изображался герб Игоря Рюриковича. Однако в древнерусских летописях не сказано ни слова о набеге княжеского войска на Бердаа.

Информация о клеймах также присутствует в «Повести временных лет». Описывая поход княгини Ольги на север, Нестор Летописец упоминает слово «знамения», которое современные ученые трактуют как «знаки собственности князей». В древнем своде законов «Русская Правда» это же слово символизирует предметы, помеченные княжескими символами.

К сожалению, до нашего времени не дошли письменные документы с описаниями княжеских знаков. Гербовые изображения князей Киевской Руси известны лишь благодаря археологическим находкам. Мы видим их на древнерусских монетах, печатях, подвесках, перстнях и оружии из раскопок. Изучение древних артефактов позволяет ученым детально проследить эволюцию символических изображений и их возможное происхождение.

Как выглядит современный герб Российской Федерации

Герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла с расправленными и поднятыми вверх крыльями, который размещен на фоне красного щита. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой — державу (золотой шар с крестом наверху) — они являются символами высшей государственной власти. Обе головы птицы венчают короны, и еще одна, большего размера, находится между ними, ровно посередине, но выше уровнем. Все три царских головных убора соединены золотой лентой. Грудь орла украшает малый красный щит, на котором нарисован всадник на белоснежном коне, убивающий копьем дракона.

Стоит отметить, что общий фон эмблемы может быть и белого цвета в том случае, если она располагается на госучреждениях и официальных документах.

Теперь рассмотрим, что означает каждый из элементов российского герба.

Печати Святослава

На печати сына Ольги – Святослава Игоревича, также изображен княжеский двузуб. Сам артефакт найден на месте разрушенной Десятинной церкви в Киеве во время археологических раскопок Д. Михеева (1912 год). Позднее печать была утрачена, но ученые располагают ее описанием из Свода актовых печатей В. Янина (1970 год). Изображение содержало мало разборчивые буквы, которые академик Лихачев трактовал как кириллическое «СТЛА», то есть – Святослав. Аналогичного мнения придерживаются ученые А. Молчанов, А. Сыромятников и А. Моця.

По неподтвержденным данным вторую «печать Святослава» археологи нашли на том же месте в 1980 году. Однако находке не придали значения, и якобы продали ее неизвестному коллекционеру из Москвы. На сегодняшний день артефакт выкуплен и хранится в Киеве. Внешне изделие очень похоже на первую печать.

Еще одним известным артефактом с изображением двузуба является костяная пластинка с двузубцем из древней хазарской крепости Саркел. Сегодня уже невозможно четко определить славянское или хазарское происхождение реликвии. Наряду с пластинкой археологи находили в Саркеле амфоры и даже кирпичи с изображениями двузубцев.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.