Гербы районов марий эл

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

Патриаршая площадь

Патриаршая площадь.
191

Огибаемая набережной Брюгге Патриаршая площадь – сердце Йошкар-Олы и место средоточения многих местных достопримечательностей. Приехав сюда, вы увидите и памятник выпускающему в небо голубя патриарху Алексию II, в честь которого и названа вся площадь, и памятник совсем еще юной императрице Елизавете Петровне, установленный у школы-интерната для одаренных детей, и памятник Петру и Февронии, служащим олицетворением любви и верности, и «живые» часы «12 апостолов», о которых мы еще расскажем чуть позже, и похожее на замок здание Республиканского театра кукол.

Патриаршая площадь была создана всего десять лет назад, но уже успела завоевать любовь местных жителей и интерес со стороны гостей города. Это, несомненно, одна из красивейших площадей нашей страны, и ежедневно сюда приходят сотни людей, чтобы полюбоваться этим великолепным творением рук человеческих.

Адрес: Патриаршая площадь, Йошкар-Ола, Марий Эл, Россия.

История Козьмодемьянска

Если верить легендам, город носит имя, которое было дано самим Иваном Грозным. Возвращаясь из похода, царю захотелось остановиться на одном из высоких речных берегов. Ему показалось, что участок достаточно выгодный, с точки зрения военной стратегии. В результате, он стал местом расположения крепости, заложенной перед днем святых, имена которых были – Косьма и Дамиан. Отсюда и пошло название города. Позднее на местности рядом с крепостью, которая защищала окрестности, поселись жители соседних губерний. Официальной датой, когда город был основан, является 1583 год. В период царствования Петра Первого из Козьмодемьянска везли древесину для изготовления судов. А уже в 19 столетии город имел статус второго по масштабу центра лесной торговли в стране (в то время, как первое занимал Архангельск).

Еще с 17 века Козьмодемьянск был участком транзита на Волге. Так, к началу 20 столетия здесь проживало множество богатых купцов, а сам город процветал, особенно, если сравнивать с ближайшими крупными населенными пунктами. Ситуация изменилась в революционные времена. Статус столицы в Марийской автономной области перешел к Царёвококшайску. Козьмодемьянску же досталась судьба обыкновенного районного центра.

Царевококшайский кремль

Царевококшайский кремль.
17

Увы, но историческим памятником Царевококшайский кремль не является. Он не является даже современной копией исторического сооружения. Кремля в Царевококшайске (а именно так до революции назвалась Йошкар-Ола) никогда не было. Некогда на территории современного города была деревянная оборонительная крепость, по понятным причинам до наших дней не сохранившаяся, но существующий сегодня архитектурный комплекс, именуемый Царевококшайским кремлем, ничего общего с той крепостью не имеет.

Несмотря на все это, кремль пользуется большой любовью у жителей города и популярностью у туристов. Ни одна экскурсия не обходится без посещения этого симпатичного архитектурного ансамбля, представляющего собой кирпичную стену с четырьмя башнями, окружающую внутренний двор.

Здесь можно увидеть памятник царю Федору Иоанновичу, считающемуся основателем «Царева города на Кокшаге», сфотографироваться рядом с пушками образца XVI–XVIII веков, ознакомиться с историческими материалами, повествующими о разных этапах истории Йошкар-Олы, посетить археологический музей, где выставлены предметы, найденные во время раскопок древнего поселения.

А еще на территории Царевококшайского кремля проводятся различные общегородские мероприятия, в том числе празднования Дня города.

Адрес: Царевококшайский Кремль, Вознесенская улица, Йошкар-Ола, Марий Эл, Россия.

Марийский этнографический музей имени В.И. Романова


Марийский этнографический музей имени В.И. Романова.
8

В маленьком городке Козьмодемьянске, что на берегу Волги, располагается Марийский этнографический музей под открытым небом. Создан он был в конце 1970-х – начале 1980-х годов и изначально назывался Районным музеем земледельца. Практически все экспонаты музея привезены сюда с территории, которая при строительстве Чебоксарской ГЭС попадала в зону затопления.

На площади около 5 гектаров разместились различные старинные деревянные постройки – мельница, кузница, овины, избы, колодцы и т.д. Можно заглянуть и внутрь, чтобы увидеть внутреннее убранство и аутентичные предметы деревенского быта. Удивительная экспозиция этого музея расскажет все о жизни марийцев в прошлых столетиях.

Адрес: Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова, Промышленная улица, Козьмодемьянск, Республика Марий Эл, Россия.

Богородице-Сергиева пустынь

Богородице-Сергиева пустынь.
6

Недалеко от села Кумья, что в Килемарском районе, посреди леса стоит Богородице-Сергиева пустынь. Этот мужской монастырь, основанный в 1999 году, стал, по сути, приемником Царевококшайской Богородице-Сергиевской женской обители, ведь именно сюда была передана чудотворная икона Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому, сохранившаяся после разорения Царевококшайского монастыря.

Все постройки Богородице-Сергиевой пустыни – церковь, колокольня, жилые и хозяйственные помещения – деревянные. Монастырь пусть и медленно, но отстраивается и расширяется. Сегодня там несут послушание 12 человек. Несмотря на то, что обитель эта еще молодая, сюда за духовной поддержкой приезжают паломники со всех концов Марий Эл и даже из-за пределов республики.

Адрес: Богородице-Сергиева пустынь, Марий Эл, Россия.

История[править | править код]

Герб Козьмодемьянска (1781)

Герб Козьмодемьянска (1781) 18 октября 1781 года именным указом императрицы Екатерины II по докладу Сената об утверждении гербов городам Казанского наместничества был утверждён первый герб города. Герб Козьмодемьянска имел традиционную форму городских гербов — боевой щит, так называемой французской формы, прямоугольный, с овально закруглёнными нижними углами и с остриём в середине нижней части. В верхней части герба — на белом поле — чёрный дракон с золотой короной и красными крыльями — символ Казанской губернии (см. Зилант) и свидетельство вхождения города Козьмодемьянска в её состав. В нижней части:

Герб Козьмодемьянска (1970)

Герб Козьмодемьянска (1970) В 1970 году был утвержден новый герб города, автором которого стал В.А. Барышкин. Герб имел следующее описание:

Символика герба говорит, что промышленный город Козьмодемьянск располагается на территории Горномарийского района, славящегося своими лесами и богатыми сельскохозяйственными угодьями.

Государственный флаг Республики Марий Эл

Описание флага, утверждённое законом от 5 марта 2011 года № 1-З, гласило:

  • Государственный флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с соотношением ширины к длине 2:3, имеющее со стороны древка полосу червлёного цвета с марийским орнаментом шириной 1/8 длины флага.
  • В центре белого поля флага размещено изображение Государственного герба Республики Марий Эл, занимающего 7 частей ширины флага с расстоянием от краёв флага сверху — 1 часть, снизу — 2 части.

Законом Республики Марий Эл от 8 июня 2011 года № 28-3 было утверждено новое описание флага:

  • Государственный флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное серебряное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, имеющее со стороны древка червлёную полосу с марийским орнаментом.
  • В центре Государственного флага Республики Марий Эл находится изображение Государственного герба Республики Марий Эл.

Геральдическое описание герба, расположенного в центре флага, гласит:

Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой щит, в серебряном поле которого изображён восстающий червлёный медведь с золотыми когтями, зубами и чёрными с серебром глазами. В правой лапе — обращённый вниз меч, в лазоревых ножнах с золотыми фрагментами, и золотой молот с серебряной рукояткой. В левой лапе — окраённый золотом лазоревый щит с изображением золотого скошенного марийского креста, образованного двумя парами сдвоенных, отвлечённых узких перевязей накрест, на концах дважды гаммированно-загнутых внутрь каждой пары, с ромбом посередине. Гербовый щит увенчан земельной короной с зубцами, стилизованными под марийский орнамент с тремя отдельными ромбами.

Медведь, до появления государства, традиционно был одним из основных тотемных животных у финно-угорских народов и славянских племён. Медведь, будучи животным регионального значения, олицетворяет собой хозяина и защитника леса. Таким образом, медведь — это объективное отражение на флаге древнейшего этнического состава местного населения.

Солярный знак марийцев, изображённый на щите, — древний символ плодородия.

Меч символизирует власть, твёрдость, готовность к защите отечества.

Молот — обобщённый символ ремесла и промышленности, трудолюбия и созидания.

Золотая корона олицетворяет государственную власть и представляет собой венец с тремя зубцами (3 крупных города республики: Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск) и стилизована под национальный орнамент буквы М (Марий Эл).

Белый цвет флага — древний национальный символ марийского народа, а также символ чистоты, добра, светлых помыслов и намерений населения.

Описание нового герба

Новый герб Марий Эл представляет собой французский щит с серебряным фоном, внутри которого находится бурый медведь, стоящий на задних лапах и повернутый вправо. В правой лапе зверь держит длинный меч в синих ножнах, направленный вниз, и золотой молот с серебряной рукоятью. В левой же лапе располагается синий щит, обрамленный золотой лентой. В средней части щита изображен золотой скошенный марийский щит.

Всю эту конструкцию венчает земельная золотая корона, стилизованная под марийский орнамент.

Данная версия герба была принята в 2011 году и не прошла комиссию по следующим причинам:

1. Был нарушен порядок регистрации и предоставления нового герба в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.

2. Считается, что у правительства республики не было оснований для того, чтобы кардинально менять индивидуальный символ, потому что таковые изменения возможны только в случае, если у объекта меняется название, границы, национальный состав, статус и т. д.

3. В противном случае возможно проведение легкой корректировки, в ходе которой не будут затрагиваться основные элементы. Также в совете отметили, что земельная корона может использоваться только в гербах поселений, но не регионов.

Все эти факторы указывают на то, что герб Марий Эл следует сменить на предыдущий.

Устроить тур по колоритным деревням

Деревни, в которых время словно остановилось в прошлом столетии, пожалуй, вообще самое интересное, что есть в Марий Эл. Конечно, идеальный сценарий отпуска — это поехать на автомобиле по самым колоритным поселениям, которые удастся отыскать на Гугл-картах, останавливаться у местных — спать на печи, пить парное молоко и ходить в баньку, слушать пронизанные мистическими деталями сказания, становиться свидетелями обрядов, оставшихся с незапамятных времён.

Особенно повезёт тем, кто попадёт на марийскую свадьбу. Действо это весьма красочное: все гости обязательно приходят в традиционных нарядах — с орнаментальной вышивкой, монисто, красным кушаком или поясным полотенцем. Повезёт, если кто-нибудь притащит деревянный настил: тогда марийцы будут задорно танцевать «марийские топотушки». Ещё в третью субботу июня в Марий Эл отмечают Пеледыш пайрем — «праздник цветов». Это наследие советских времён: торжество было создано на замену традиционным марийским празднованиям, но в итоге прижилось — карнавал и импровизированные выступления проводятся по всей республике до сих пор. 

Если же вам хочется настоящего сельского хардкора, напроситесь уйти с пастухами пасти стадо. Занятие почти на целый день, встать придётся в 5 утра, зато яркие впечатления, ровный загар и память о бескрайних марийских лугах вам обеспечены.

Сегодня многие деревни Марийской республики известны среди туристов. Например, в крохотном селе Визимбирь жители уже давно принимают гостей, — это место зовётся «Марийская Швейцария» из-за впечатляющих видов, густых высоких лесов и миниатюрных домиков на окружающем зелёном полотне. Для многих жителей Визимбиря родным языком является марийский, и между собой они общаются в основном именно на нём. Они стараются сохранять свои традиции: носят национальную одежду, готовят в печи, топят баню, и всё это можно с ними разделить любому приезжему. 

В деревне Алёшкино открыт Музей быта коренных марийцев. Посетить его будет интересно: в России об этой народности мало кому известно. Почему-то принято думать, что марийцы — это почти что татары, обязательно черноволосые и с раскосыми глазами, в то время как этнически жители республики — финно-угры, то есть они куда ближе финнам, эстонцам, карелам, венграм.  Там же, на берегу реки Арда, кстати, находится неплохой туристический комплекс «Раздолье», оформленный с марийским колоритом, с фермой, деревенской кухней и сауной. 

В посёлке Сернур (он известен главным образом тем, что здесь в детстве жил поэт Николай Заболоцкий) находится достаточно известный в республике сыродельный завод. Несколько лет назад на предприятии произошёл ребрендинг, после чего помимо рядового «Российского» сыра здесь начали производить и «заграничные» сорта: камамбер, грюйер, рикотту, халумис, моцареллу, буррату, брынзу, причём не только из коровьего, но и из овечьего и козьего молока. По вкусу сернурские сыры практически не уступают «санкционке», занимая призовые места на международных конкурсах. В Йошкар-Оле есть фирменный магазин Сернурского завода, но ведь куда интереснее воочию увидеть производство.

Деревня Сардаял, в принципе, мало изменилась с советских времён: здесь и сегодня мало у кого есть интернет и спутниковое телевидение, на окнах не увидеть пластиковых стеклопакетов, почти у всех жителей есть огороды, куры, коровы и свиньи. Однако сардаялцы всегда рады гостям и стараются активно развивать туризм в своей деревне, ведь для многих городских жителей село — это настоящая экзотика, а для некоторых — тёплые воспоминания о поездках к бабушке на лето. Пару лет назад в Сардаяле впервые провели фестиваль «Кружок» — с рейвом в полях, концертом в школьном спортзале, ужином у костра и трансфером на грузовиках. Сегодня местные проводят летние лагеря выходного дня, разрабатывают интересные маршруты по Сардаялу и окрестностям и составляют списки вроде «Топ вещей, которые нужно сделать в Сардаяле», куда входят пункты «проснуться на сенокосе под пение петухов», «выгулять овец и не растерять их», «собрать синей глины с оврагов» и «попариться в деревенской баньке».

В марийской глубинке вы всегда можете поддержать местного производителя и купить предметы народного промысла: прекрасную марийскую вышивку — красный или чёрный орнамент по белой ткани со скрытыми языческими символами, изделия из бересты, валенки, картины из шерсти или изделия из морёного дуба.  

Население

Население: 716.9 тыс.человек (, 728,0 тыс. в 2002). Плотность населения:30,9 чел./км2 (), удельный вес городского населения:63,1 % ().

В городском населении Йошкар-Олы и Волжска, а также ряде сёл в окрестностях Йошкар-Олы и на западе республики преобладают русские. сельской местности преобладает марийское население, в Горномарийском районе — горные марийцы, по языку и культуре отличающиеся от лугововых марийцев. В Звенигородском районе расположено несколько чувашских сёл. Татарское население сосредоточено главным образом в Йошкар-Оле и Волжске.

Народ Численность в 2002 году, тыс. (*)
Русские (47,5 %) 345,5
Марийцы (42,9 %) 312,2
Татары (6,0 %) 43,4
Чуваши (1,0 %) 7,4
Украинцы 5,1
Удмурты 2,2
Белорусы 1,4
Мордва 1,3
Азербайджанцы 1,2
Армяне 1,1
показаны народы c численностью более 1000 человек

Озеро Табашинское

Озеро Табашинское.
6

Табашинское озеро, располагающееся в Оршанском районе, не только очень красиво, но и уникально. Это самое глубокое карстовое озеро Поволжья. До недавнего времени считалось, что его глубина составляет 53 метра, именно эта цифра бала внесена во все справочники. Однако в наши дни выяснилось, что прежние измерения были ошибочны, и на самом деле максимальная глубина этого озера – 171 метр!

Для любителей рыбной ловли Табашинское – настоящая находка: здесь водятся щука, налим, линь, лещ, карась, плотва, окунь. На восточном берегу водоема раскинулось село Табашино, по имени которого озеро и получило свое название. Главной достопримечательностью Табашино (не считая, конечно, озера) является стоящая почти на самом берегу пятиглавая Флоро-Лаврская церковь.

GPS координаты: 56°58’56.6″N 47°48’24.3″E.

Благовещенская башня

Благовещенская башня.
193

Оказавшись на площади Пресвятой Девы Марии, что в центре Йошкар-Олы, вы увидите башню, чей облик покажется вам очень знакомым, даже если вы никогда раньше не бывали в столице Марий Эл. Это Благовещенская башня, а ощущение дежавю при взгляде на нее возникает потому, что башня эта своими общими очертаниями и архитектурными элементами напоминает знаменитую Спасскую башню Московского кремля.

Йошкар-олинская копия меньше оригинала, да и в отдельных элементах от него отличается, но в целом вполне узнаваема. Каждую из четырех сторон Благовещенской башни украшают циферблаты часов, также являющихся уменьшенной копией московских курантов. Их бой слышен во всей центральной части города, а поскольку показываемое время корректируется по сигналу спутника, йошкаролинцы смело сверяют с курантами свои карманные часы.

Кстати, напротив Благовещенской башни, на противоположном берегу Кокшаги, стоит копия еще одной московской башни – Боровицкой. Как бы смешно это ни казалось, названа она Спасской.

Адрес: Благовещенская башня, Театральный Мост, Йошкар-Ола, Марий Эл, Россия.

Государственный гимн Республики Марий Эл

Гимн представляет собой музыкальное произведение, которое написал член Союза композиторов Российской Федерации Юрий Евдокимов, автор слов — Давлет Исламов. Русский текст — Вл. Панова. Гимн исполняется на русском языке и на двух диалектах марийского — луговом и горном.

Текст на русском языке

Марий Эл, ты — как мать Для каждого в судьбе. Где бы ни был — вспоминать Твой сын будет о тебе.

Славься, наш край родной, Цвети в счастье и в труде. Гордимся всегда тобой И поем, Марий Эл, о тебе!

Свою честь сохранит Народ наш на века, И дружба как гранит Всегда с братьями крепка.

Славься, наш край родной, Цвети в счастье и в труде. Гордимся всегда тобой И поем, Марий Эл, о тебе!

Текст на луговомарийском языке

Марий Эл, тый улат Авай гай кажнылан. Шке сурт гай тый кÿлат Чыла мÿндыр марийлан.

Ме таче, чон пуэн, Марий мландым моктена. Вийнам иктыш чумырен, Пиалан илышым чоҥена.

Сакла чот кугешнен Шке сынжым калыкна. Йомартле улмыж ден Эре тудо чаплана.

Ме таче, чон пуэн, Марий мландым моктена. Вийнам иктыш чумырен, Пиалан илышым чоҥена.

Текст на горномарийском языке

Марий Эл, äвä гань Ылат каждыйланок. Келäт шачмы пöpт гань Цилä мӹндӹр йыхланок.

Кымылын ӹвӹртäл, Мары млäндӹм мактенä. Силам иктӹш цымырал, Соты цäшнäм ӹшкеок чангенä.

Лÿктä кÿш лӹмжӹмäт Мары халык соок. Веселäжӹ, сӹржäт Лӹмлештäлтеш йӹрвäшок.

Кымылын ӹвӹртäл, Мары млäндӹм мактенä. Силам иктӹш цымырал, Соты цäшнäм ӹшкеок чангенä.

Символика

Герб Республики Марий Эл, так же как и другие символы, наполнен глубоким смыслом. Каждый отдельный элемент имеет свое значение:

1

Медведь символизирует силу, осторожность, указывая на то, что республика богата лесами

2. Меч говорит о готовности к обороне, а то, что он убран в ножны, показывает благородство, миролюбие и стремление к наведению порядка в регионе.

3. Молот напоминает о том, что в республике живут трудолюбивые люди.

4. Щит. На нем изображен марийский оберег, который символизирует правопорядок и защищенность.

5. Корона говорит о статусе республики и показывает ее значимость для страны.

Правительство республики пришло к выводу, что кардинальное изменение герба необходимо для более точного обоснования статуса.

История

Флаг Марийской АССР (1937—1954)

21 июня 1937 года Чрезвычайным 11-м съездом Советов МАССР принята Конституция республики. Согласно этой Конституции флагом МАССР было красное полотнище с золотыми надписями: «РСФСР» и «Марийская АССР». Конституция не содержала информации о языках надписей. В статье 112 Конституции Марийской АССР редакции 1949 года указано, что надписи на флаге выполнены на русском и марийском языках.

Флаг Марийской АССР (1954—1978)

9 января 1954 года был принят новый флаг РСФСР. По этой причине у Марийской АССР сменился флаг. Это было оформлено законом от 19 июня 1954 года. Флагом МАССР стало красное полотнище с голубой полосой вдоль древка, ширина полосы — 1/8 длины полотнища, на красном поле у древка золотые серп и молот, красная звезда с золотой каймой и название республики по-русски.

Флаг Марийской АССР (1978—1991)

24 октября 1978 года Президиумом ВС Марийской АССР издан Указ о Государственном флаге МАССР, который утверждён Законом МАССР 26 декабря 1978 года. В 1981 году утверждена новая редакция Положения о флаге МАССР. На флаг добавился текст названия республики на марийском языке — «Марий АССР».

Новая редакция флага была окончательно закреплена в статье 158 Конституции МАССР, утверждённой внеочередной IX сессией Верховного совета республики IX созыва 27 мая 1978 года.

Флаг 1992 года

3 сентября 1992 года, Решением Верховного Совета Республики Марий Эл № 366-III, был утверждён государственный флаг республики:Государственный флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами: верхняя полоса лазоревого цвета составляет 1/4, средняя белая полоса — 1/2 и нижняя полоса алого цвета — 1/4 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине — 1:2. В левой части у древка на белой полосе изображён фрагмент марийского национального орнамента, вписывающийся в квадрат со сторонами, составляющими 1/4 ширины флага и надпись «Марий Эл» красно-коричневого цвета.
Геометрический центр орнамента от древка — 1/2 и от нижней кромки лазоревой полосы — 1/5 ширины флага. Ширина полос орнамента — 1/50 ширины флага. Надпись «Марий Эл» вписывается вместе с заглавными буквами в прямоугольник с соотношением сторон 1/4 и 1/10 ширины флага от верхней кромки алой полосы. Соотношение высоты прописной буквы к заглавной — 3/4, толщина букв — 1/10 относительно высоты прописных букв.

Данный флаг был внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 162. Авторы флага Г. Булыгин и А. Данилов.

Флаг 2006 года

28 ноября 2006 года, Государственным Собранием Республики Марий Эл, был утверждён новый флаг республики, по причине изменения пропорции флага (как у флага России) и из-за несоответствия вексиллологическим нормам (на флаге не должно быть надписей). Флаг был одобрен Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации и 29 июня 2009 года внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 5001.Государственный флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, разделённое по горизонтали на три полосы: верхнюю — синюю, среднюю — белую, нижнюю — тёмно-красную, в соотношении 3:4:3. В центре белой полосы изображён тёмно-красный марийский крест, по высоте составляющий 1/3 высоты флага.

Автор флага — Измаил Варсонофьевич Ефимов, заслуженный художник Российской Федерации, в 1997—2011 годах главный герольдмейстер при Президенте Республики Марий Эл. Данный флаг, по мнению Государственного герольдмейстера Российской Федерации Г. В. Вилинбахова, представляет собой один из наиболее удачных флагов субъектов Российской Федерации.

Флаг 2011 года

В январе 2011 года, по предложению президента республики Леонида Маркелова, началась разработка новых герба и флага республики Марий Эл, «призванных отразить нынешнее развитие региона».

5 марта 2011 года был подписан закон № 1-З «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл „О Государственном гербе Республики Марий Эл и Государственном флаге Республики Марий Эл“» утвердившим ныне действующий флаг республики.

Значение символов

Основной фон флага — белый, это особенный для марийцев цвет и даже считается национальным. Он символизирует правду, добро и светлые помыслы человека.

По левому краю полотна проходит национальный узор марийцев, исполненный в темно-красном цвете. В центре расположился медведь в профиль, в лапах он держит щит, меч и молот. На гербе, внутри которого изображен хозяин леса, находится корона, выполненная с повторением национального орнамента, ее зубцы образуют букву «М».

Выбор основного персонажа на флаге республики неслучаен, именно медведь считается самым сильным и опасным зверем, обитающим в лесах Приволжья. Не только марийцы, но и другие народности, отождествляли себя с этим грозным животным. Он олицетворяет силу, мощь и вместе с тем благородство. Ясно различимы большие зубы и когти медведя, он хозяин и защитник необъятных лесных просторов республики. Считается, что зверь олицетворяет исконное население Марий Эл, которое и определяет его национальные традиции.

О готовности защищать свою родину говорят щит и меч, который хоть и убран в ножны, сможет противостоять захватчикам. В то же время в лапах медведя есть и молот, знак трудолюбия живущих здесь людей. На щите расположен символ солнца, особо почитаемый всеми финно-угорскими и славянскими народностями.

Корона символизирует приверженность верховной государственной власти, а стилизованная буква «М» отсылает к названию республики. Три зубца короны сопоставляются с основными ее городами Марий Эл — Йошкар-Ола, Волжск и Козьмодемьянск.

Используя эти элементы, авторы постарались передать духовные традиции народа, населяющего эти земли, и значение республики в масштабе всей страны. В геральдическом описании флага говорится, что медведь изображен «восстающим», что и является основной идеей, заложенной создателями государственного символа. Республика Марий Эл восстает, движется вперед, а значит, вступает в новый этап своего развития.

Страна:Россия

Столица:Йошкар-Ола

Общая площадь:23 375 км²

Население:685 852

Валюта:российский рубль (RUB)

Код:RU (RUS)

Телефонный код:836

Цвета:белый, красный, синий, желтый

Фигуры:медведь с щитом и мечем, корона

Континент:Европа,

Гербы районов

Гербы районов Марий Эл и городов республики выглядят следующим образом:

● Йошкар-Ола. Французский щит выполнен на голубом фоне, а внутри него изображен серебряный лось с золотыми рогами. Конструкцию венчает башенная корона с традиционным орнаментом.

● Волжск. Щит разделен пополам: нижняя часть синяя, а верхняя — голубая. Центром композиции является серебряная скопа с золотыми лапами, в которых она держит серебряно-золотую щуку.

● Козьмодемьянск. На красном фоне лежит золотой лук с тремя перекрещенными стрелами.

● Волжский район. В левой части щита показан серебряный орнамент, остальная часть окрашена в лазоревый цвет. Ближе к кромке изображен серебряный дятел с воздетыми крыльями, под крылом находятся 8 перевернутых клинчатых крестов.

● Горномарийский район. На червленом фоне серебряный барс, держащий в руках 3 золотые стрелы.

● Звениговский район. На синем фоне показан золотой штурвал, в середине которого, вместо спиц, марийский крест. Фигуру обрамляют ветви хмеля, в верхней части символично показаны 4 золотые беличьи шкурки.

● Килемарский район. В середине герба на зеленом фоне показана серебряная ель, в центре которой располагается черный тетерев, сидящий на червленом луке с 2 стрелами, вокруг ели с двух сторон изображены смотрящие в разные стороны головы рысей.

● Куженерский район. На бордовом фоне изображён летящий серебряный лось с золотыми рогами и крыльями. В нижней части расположены 3 ели, через которые проходит лазоревая лента.

● Мари-Турекский район. Нижняя часть окрашена в серебряный цвет, внутри находится черный тетерев с золотым венком на шее. Сверху отделена зелёная лента с семью золотыми пчелами.

● Медведевский район. Щит разделен на 3 ровные части: нижняя и верхняя окрашены в голубой, а средняя — в серебряный. В центре композиции красный ромбовый знак.

● Моркинский район. Левая верхняя часть щита имеет серповидную форму и окрашена в зеленый цвет, а внутри расположена золотая белка с такой же шишкой. Правая верхняя и левая нижняя части — серебряные, а правая нижняя — красная. Верх и низ отделяются друг от друга орнаментом.

● Новоторъяльский район. На синем фоне изображена серебряная дуга с красным орнаментом и золотым колокольчиком посередине. Над дугой сидит серебряная утка, а под дугой — такая же выгнутая рыба. Оршанский район. На пурпурном фоне показан разомкнутый льняной венок, внутри которого обрядовый марийский ковш с сидящей наверху птицей. Все элементы выполнены в золотом цвете.

● Параньгинский район. Левая часть щита окрашена в красный цвет, а правая — в зеленый, внизу проходит серебряная лента с орнаментом. В середине композиции серебряная подкова, увенчанная такой же астрой. По бокам от подковы располагаются 2 золотые пчелы.

● Сернурский район. Правая часть щита выполнена в серебряном цвете, а левая — в зеленом. Внизу переменными цветами изображено острие, по бокам от него 2 птицы, а завершает композицию половина скошенного марийского креста.

● Советский район. На красном фоне серебряное перевернутое острие с червлеными ветками рябины посередине. Вверху изображены 3 вырубных креста.

● Бринский район. На зеленом фоне изображен замок, на башнях которого стоят 2 золотых льва, держащих в лапах щиток золотого цвета, внутри которого лавровый венок, корона и 2 креста. В нижней части этого щитка лежат меч и пика. Также львы держат скипетр. Композицию венчает графская корона.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.