Оглавление
- Трактовки события
- Что мы узнали?
- Призвание варягов
- Предыстория и события 862 года
- Альтернативная версия призвания варягов
- Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов
- Первый русский князь Рюрик: легендарный воин и правитель
- Варяжский вопрос[править]
- Впечатления
- Призвание варягов. А был ли Рюрик?
- История
- Доспехи и оружие варягов
- Как финские и славянские племена выбирали себе новых правителей?
- Призвание
- Варяги в Византии
- Бои за Чернигов
- Соседи восточных славян
- Источники информации о призвании варягов
- Борьба за власть
Трактовки события
Историки начали споры вокруг варягов еще в середине XVIII века. В историю это вошло как дискуссия между норманистами и антинорманистами. К первым относились немецкие историки XVIII века, которые работали в Российской империи, Миллер, Байер и Шлёцер, а ко вторым — Михаил Ломоносов. Последний предположил, что предводитель варягов Рюрик происходил из полабских славян.
Некоторые историки XX века, например, Борис Рыбаков, полагали, что новгородцы внесли легенду о варягах в свою «Остромирову летопись», а потом она попала в киевскую.
Сами варяги, очевидно, были скандинавами. На это указывают многочисленные археологические находки и захоронения VIII-XI веков между Смоленском и Ладогой. Последний город был построен около 750 года. Рюрик вполне мог успеть покняжить и в Ладоге, и потом в Великом Новгороде, где есть Рюриково городище с интересным для археологов культурным слоем. К 879 году под контролем этого князя была территория от Западной Двины на юге и до Ладоги на севере, от Чудского озера на западе и до Клязьмы на востоке.
Похожие сюжеты о происхождении государственности и правящей династии встречаются и у других народов. Например, бритты в сочинении «Деяния саксов» обратились к трем братьям-саксам с просьбой взять власть над собой. Таким образом, легендарные личности и их действия у разных народов похожи.
Рис. 3. Русь при Рюрике.
Что мы узнали?
Варяги были призваны на княжение в Новгород в 862 году, что стало поворотной точкой в истории Руси. Во главе варягов — Рюрик и его братья Синеус и Трувор. Рюрик княжил в городе Ладога, а после смерти братьев правил единолично и в остальных городах. Многочисленные археологические находки и захоронения указывают, что варяги, очевидно, были скандинавами.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Призвание варягов
Варяги – это пришельцы с Балтики, воины и пираты, которые промышляли набегами, морским разбоем, грабежом и взиманием дани с населения, которое завоеваны. Слово «варяг» значит «наемник, который принес клятву верности». В Европе их называли викингами. У них был разнообразный этнический состав, основу которого составляли скандинавы (норвежцы и шведы), тем не менее, викингами называли и представителей народов Балтики – фризов, датчан и др.
Варяги «из-за моря», согласно летописям, в 859 г. взимали дань с чуди, ильменских словен, мери и кривичей. В 862 году племена подняли бунт и изгнали чужаков, приняв решение больше не платить им дань. Между кривичами, словенами, чудью, весью, и, возможно, мерей, разразилась война.
В древнейшей русской летописи, «Повести временных лет», об этих событиях говорилось так: «Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и воевать стали друг с другом».
В определенный момент, по собственной инициативе или же по приглашению одной из сторон, в конфликт вмешались варяги князя Рюрика. Выступления бунтующих племен были быстро подавлены. Рюрик, опираясь на дружину, встал во главе Северного центра Руси – объединения словенских, кривических, угро-финских племен. Он правил до самой смерти в 879 г. Археологи обнаружили следы древней варяжской крепости в Старой Ладоге и предполагают, что там и была резиденция Рюрика. Либо же она располагалась на Рюриковом городище под современным Великим Новгородом.
Предыстория и события 862 года
Древнейшая русская летопись, «Повесть временных лет», сообщает, что в 859 году варяги собирали дань со славянских и финно-угорских племен, которые проживали на территории между Ладожским озером и Западной Двиной.
Рис. 1. Призвание варягов.
К таковым относились:
- славяне: кривичи и словене ильменские;
- финно-угры: меря, весь, чудь.
В 862 году произошло изгнание варягов, но потом племена решили снова позвать их. Согласно летописям, причиной были разногласия между племенами и отсутствие порядка в их богатой земле. Призванных варягов в летописях называют «русью», а также шведами, англами и готами. От этого названия они выводят термин «Русская земля».
Варяжским морем средневековые летописцы называли Балтийское. Из него шел путь на юг, в Черное море. Он получил название «путь из варяг в греки». Путь проходил по рекам: Западная Двина, Днепр, Нева, Волхов, Ловать.
Рис. 2. Призвание варягов картина.
Альтернативная версия призвания варягов
Поздние летописные источники говорят о том, что конфликты между племенами начались после того, как в Новгороде умер князь или посадник Гостомысл. Это событие привело к временному безвластию на данной территории. Затем был созван межплеменной сход, на котором происходил выбор новых правителей. Своих представителей на престол предлагали:
- дунайчи;
- хазары;
- поляне;
- варяги.
Иоакимовская летопись гласит, что накануне смерти Гостомысла он выбрал наследника. Среднюю дочь князя звали Умилой. Престол должен был достаться ее сыну Рюрику, отцом которого был западный славянский князь Гоцлав.
Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов
Норманская теория — направление в историографии, связывающее происхождение государственности на Руси именно с варягами. В наиболее упрощенной и «радикальной» форме ее сводят к утверждению, что государство Русь создано выходцами из Швеции. Сторонников норманской теории называют норманистами, противников — антинорманистами. Активным антинорманистом был великий русский ученый Михаил Ломоносов, видевший в данной теории попытку обосновать идею об «отсталости» славян.
Главными аргументами норманистов были: летописное сообщение о призвании Рюрика; скандинавские имена князей и послов в Византию; скандинавское происхождение слова «Русь».
Антинорманисты возражали, что государство невозможно создать извне без отсутствия предпосылок. Они приводили свидетельства из летописи о наличии у славян крупных племенных объединений, городов, княжеской власти.
В настоящее время «норманскую проблему» в науке считают решенной. Историки, археологи и лингвисты отмечают, что скандинавы играли заметную роль в истории Древней Руси. При этом никто не утверждает, что русская государственность появилась исключительно благодаря варягам.
«К концу XIX века противников норманской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, — поясняет Федор Успенский, — и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии».
Первый русский князь Рюрик: легендарный воин и правитель
Краткая информация
Великий князь Рюрик – одна из самых загадочных фигур в древнерусской истории. Учитывая то, что первые летописи появились спустя два столетия после его смерти, всё, что известно сегодня – результат исторического анализа устных преданий, византийских хроник и немногочисленных дошедших до нас документов.
Согласно им, Рюрик (годы правления: 862-879) – варяг, первый русский князь, родоначальник легендарной династии Рюриковичей, правившей семь столетий. Именно с начала его правления ведётся отсчёт русской государственности.
Что мы знаем о Рюрике
Год и место рождения Рюрика неизвестны. Согласно «Повести временных лет», в 862 году был приглашён на княжение славянскими племенами и стал княжить в Ладоге (по версии Новгородской первой летописи в Новгороде). После смерти прибывших с ним братьев Синеуса и Трувора присоединил их земли, установив единовластие. Умер в 879 году.
Был женат несколько раз. Самая известная жена – норвежская королевна Ефанда, мать князя Игоря и предположительно сестра Олега.
Рюрик как военачальник
Политика Рюрика строилась на укреплении целостности Новгородского княжества и расширении его пределов. Покорив ряд финских племён, князь сумел выстроить мощную державу, на территории которой проживали десятки этносов. Талантливый военачальник успешно оборонял земли от набегов викингов, от которых в те времена страдала вся Северная Европа. Выстроив оборонительные сооружения в Новгороде, Ростове, Полоцке и других городах, фактически превратил их в недосягаемые для противника крепости.
Вот лишь некоторые упоминаемые в летописях военные походы, совершённые современниками Рюрика с территорий будущей Руси (в частности, Аскольдом и Диром) и датируемые периодом 862-879 гг:
- поход на Константинополь;
- война с древлянами и уличами;
- поход на Византию;
- большая победа над печенегами;
- война с болгарами;
- поход на кривичей;
- поход на Каспий.
Две теории происхождения князя Рюрика
На протяжении столетий обсуждаются разные версии происхождения Рюрика, среди которых преобладают две основные теории.
Норманизм
Норманская теория предполагает, что Рюрик был скандинавским конунгом (верховным правителем). В результате события, известного как Призвание варягов, Рюрик вместе с братьями был приглашён правителем в славянские земли племенами кривичей, чуди, словен и веси. Причиной такого шага стали непрекращающиеся распри и конфликты между славянскими племенами, разрешить которые мог только «пришлый» человек с опытом государственного управления.
В пользу норманской теории свидетельствуют не только русские летописи, но и ряд сохранившихся письменных свидетельств византийских авторов Х столетия. Здесь же можно упомянуть многочисленные археологические свидетельства – предметы скандинавского происхождения, которые впоследствии были обнаружены практически во всех поселениях, а также ранних городах Древней Руси.
Антинорманизм
Приверженцы антинорманской теории считают, что Рюрик был славянином – равно как и народ русь, ставший первой государственной элитой в истории Древней Руси. Впервые славянская гипотеза была сформулирована М. В. Ломоносовым и В. Н. Татищевым, однако впоследствии не получила широкого распространения в русской историографии. К горячим спорам вокруг норманской и антинорманской теорий вернулись лишь в конце XIX-XX столетиях, на протяжении которых обсуждение «варяжского вопроса» неоднократно приобретало явно политические оттенки.
Варяжский вопрос[править]
Начиная с XVIII века, историки спорят о том, кто же были те легендарные варяги, основавшие Русь согласно летописной версии («призвания варягов»). Если по древнерусским источникам варяги представляли собой наёмников «из-за моря» (с берегов Балтики), то византийцы вносят в название явный этнический оттенок с размытой географической локализацией этого этноса. Скандинавские источники заимствуют понятие варягов от византийцев, хотя большинство версий этимологии слова варяги исходит из германских языков.
Следует также отметить, что в рассказе о призвании варягов в «Повести временных лет» существует перечисление варяжских народов, в числе которых наряду с русью (предполагаемым племенем Рюрика) оказываются свеи (шведы), норманны (норвежцы), англы (датчане) и готы (готландцы): Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си.
Обращает на себя внимание и перечисление тех же народов вместе с варягами в списке потомков Иафета: Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ,русь, аглянѣ…
В современной историографии наиболее часто отождествляют варягов как скандинавских «викингов», то есть варяги — славянское наименование викингов. Существуют иные версии этнической принадлежности варягов — как финнов, немцев-пруссов, балтийских славян и варяги «руського» (то есть соляного) промысла Южного Приильменья.
Под «варяжским вопросом» принято понимать совокупность проблем:
- этническая принадлежность варягов в целом и народа русь как одного из варяжских племён;
- роль варягов в развитии государственности у восточных славян;
- значение варягов для формирования древнерусского этноса;
- этимология этнонима «русь».
Попытки разрешения сугубо исторической проблемы часто политизировались и привязывались к национально-патриотическому вопросу. С ответом на вопрос, какой народ принёс восточным славянам правящую династию и передал своё название — славянский, балтийский или германский — оппоненты могли связывать ту или иную политическую заинтересованность исследователя. В XVIII — XIX веках «германская» версия («норманизм») полемически увязывалась с превосходством германской расы. В советское время историки были вынуждены руководствоваться партийными установками, в результате чего летописные и прочие данные отвергались как выдумки, если не подтверждали образования Руси без участия скандинавов.
Данные по варягам довольно скупы, несмотря на частое их упоминание в источниках, что позволяет исследователям строить различные гипотезы с упором на доказательство своей точки зрения. Данная статья полно излагает известные исторические факты, связанные с варягами, без углубления в решение варяжского вопроса.
Впечатления
Легенда о призвании варягов является широко известной. Любой школьный учебник истории начинается именно с нее. Сегодня в городах, где правили братья-варяги Рюрик, Синеус и Трувор находятся материальные объекты, воплощающие легенду в жизнь. Так, в Старой Ладоге развивается брэнд «Старая Ладога – первая столица Руси», проводится фестиваль под этим названием. Некоторые региональные исторические фестивали включают «призвание варягов» в программы, например, Крымский военно-исторический фестиваль. Однако с научной точки зрения легенда о призвании варягов все-таки остается легендой.
Призвание варягов. А был ли Рюрик?
Призвание варягов — описанное в «Повести временных лет» приглашение в Новгород на княжение иноземца Рюрика. Примечательно, что летописец разделяет понятия «русь», «варяги» и «норманны»: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так».
Согласно легенде, новгородцы прежде платили дань варягам, но затем изгнали их. Когда же воцарилось безвластие, местные жители вновь обратились к заморским соседям: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». В результате в 862 году Рюрик с братьями Синеусом и Трувором вступил на престол.
Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России». Фото: Wikimedia / Дар Ветер
Современные историки призывают рассматривать это сообщение как полулегендарное. Еще в начале XX века Алексей Шахматов доказал, что «Сказание о призвании варягов» — более поздняя вставка в летописи. 862 год — условная дата, так как в летописи она появилась много позже.
Также есть предположение, что Синеус и Трувор — вымышленные имена, появившиеся благодаря неверному переводу шведских выражений «свой род» (sine hus) и «верная дружина» (thru varing).
«Варяги» («Прибытие Рюрика в Ладогу»). Картина В.М. Васнецова
Вообще же легенды о призвании иноземной династии типичны и для других стран Европы. Например, в Британии летопись рассказывает о призвании правителей-саксов бриттами.
История
В начале IX в. Новгородские славяне и финские племена находились в зависимости от варягов – народа, жившего на берегах Скандинавии. В 862 г. племена освободились от денежной повинности, получив самоуправление. Однако между самостоятельными русскими городами началась борьба за главенство. Усобицы носили такой разрушительный характер, что советом старейшин было принято решение найти князя, способного восстановить справедливость и равенство. Было предложено множество кандидатур, способных справиться со столь серьезной задачей: поляки, хазары, дунайчи и, наконец, варяги, за помощью к которым и обратились славянские и финские племена. Выбор пал на трех братьев-варягов. Рюрик, старший из братьев, был приглашен на княжение в Новгород (по другой версии — в Ладогу), Синеус – в Белоозеро, а Трувор – в Изборск. Началось формирование Русской Земли. Через несколько лет Синеус и Трувор умерли, а Рюрик принял единоличную власть.
Доспехи и оружие варягов
Так как варяги переняли многое от викингов, то их доспехи и оружие, конечно, сопоставимы со скандинавским вооружением этого периода времени.
Варяги использовали в бою:
- топоры («бородатый», бродекс, датский, метательный);
- секиры скандинавского типа («визитная карточка» варягов, находящихся на службе у византийского императора);
- скандинавский меч (обоюдоострый, весом до двух килограммов, восьмидесятисантиметровый в длину);
- скрамасакс (короткий меч, кинжал);
- скандинавское метательные копье;
- лук и стрелы;
- скандинавский щит миндалевидной формы.
Тяжелые доспехи у варягов не были распространены, они использовали в основном кольчужную защиту – длинную рубаху до колен с короткими рукавами, сплетенную из толстых, но гибких колец. Использовались также капюшоны-подшлемники и рукавицы. Вес кольчуги мог достигать 15-18 килограмм. Под кольчугу надевали поддоспешник (стеганную куртку или кожаную рубаху), который смягчал силу рубящего удара. Шлемы представляли собой каркасные конструкции с полумаской, закрывающей глаза.
Как финские и славянские племена выбирали себе новых правителей?
В 50-х годах 9-го столетия варяги взимали дань с племен:
- весь;
- меря;
- чудь;
- кривичи;
- словены.
В 862 году варяги были изгнаны с территорий этих народов, что привело к междоусобицам. Чтобы прекратить внутренние конфликты, финские и славянские племена поняли, что им нужен независимый князь из варягов, к которым они и отправились на поклон в русь. Племена решили заманить новых правителей к себе рассказами о больших территориях, которым нужен порядок. Они были готовы подчиниться варяжским князьям.
На призыв финских и славянских племен откликнулись три брата, которые забрали на новые земли свою родню из руси. Старшему Рюрику досталась Ладога, Трувору – Изборск, а Синеусу – Белое озеро. Варяги назвали эти территории Русской землей.
Призвание
«Повесит временных лет» гласит, что вместе с Рюриком править древнерусскими землями пришли и его братья. Города между ними были поделены:
- Рюрик был посажен в Новгороде.
- Синеус получил Белоозеро.
- Трувор завладел Изворском.
Братья несли ответственность за порядок в княжествах, занимались сбором дани для содержания войска, вели переговоры, защищали земли от внешних врагов. С их приходом на Руси возобновился порядок, прекратились междоусобицы и деление власти.
К моменту появления варягов, славянские племена уже начинали объединяться. Новые правители смогли ускорить этот процесс. Установив собственную власть, Рюрик объединил большую часть племен и сформировал внутреннюю политику.
В древних летописях описаны разные варианты призвания варягов. Исследователи не исключают, что легенду могли создать печерские монахи, чтобы показать независимость Руси от запада.
Выбери ответ
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Онлайн-школы
- Умскул
- Учи Дома
- Фоксфорд
- Тетрика
- Skypro
Репетиторы по предметам
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
Древняя Русь
- Как образовалось Древнерусское государство?
- Причины распада Древнерусского государства
- Слои населения Древней Руси
- Принятие христианства на Руси: причины и последствия
- Самое главное о культуре Древней руси
- Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Варяги в Византии
В Византийской империи варягов (фарганов) знали с IX века. О них упоминают хронисты времен Константина Багрянородного. Очень часто их отождествляли с русью, так как приходили они в Империю в основном восточным путем, отслужив какое-то время в землях восточных славян. Варяги Аскольд и Дир, по версии Нестора-летописца, ушли от Рюрика наниматься на службу к византийскому императору.
Потом они же осуществили военный поход на Константинополь в 860 году и заключили с греками военно-торговый союз. Их примеру последовал Олег в 907 году, а потом Игорь в 943 году. Владимир отправил варягов-наемников, убивших Ярополка, на службу в Константинополь, написав предварительно византийскому императору письмо, где просил не держать их вместе, а разлучить, отправив по разным местам службы.
После вокняжения тот же Владимир, заключивший мир с Империей, отправлял варягов в походы на Армению, в Малую Азию, выполняя свои союзнические обязательства. А будущий норвежский король Харальд III Суровый сначала служил Ярославу Мудрому, а потом перешел на византийскую службу.
Варяги в Византии либо просто служили в войсках императора («внешние» варанги), либо составляли костяк его гвардии («дворцовые» варанги).
Первых отправляли воевать с арабами (постоянные противники греков) в Малую Азию, на Сицилию, в Грузию. Причем, начиная с XI века, их не отождествляли ни с норманнами, заставляя воевать с ними в Италии, ни с Русью. Отношение к наемникам всегда было подозрительным, высокие военные должности они не занимали.
Вторые же («сикироносная» гвардия – хрисовулы) служили в основном в Константинополе и обеспечивали охрану императора и его семьи. Причем, к XII веку их этнический состав меняется. Это уже не только скандинавы (датчане, шведы), но и англичане. О дворцовой гвардии члены императорской семьи всегда отзывались положительно, считая, что в ее рядах состоят самые смелые и преданные воины. Последний раз они проявили себя в 1204 году во время осады Константинополя рыцарями-крестоносцами.
Таким образом, если кратко, на современном этапе развития исторической науки можно отождествлять варягов как со скандинавами (и следовать традиционной норманнской теории), так и со славянами Поморья. Но оспаривать их влияние на формирование русской государственности и восточнославянского этноса бессмысленно. Воины от рождения, они создали все условия для объединения славянских племен и укрепления позиций Руси на международной арене.
Источники
- Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
- Карамзин Н. М. История государства Российского, 1883 год.
- Шахматов А. А.Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А. Н. Пыпина), 1904 год.
- Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Блины. Летописи, 1963 год.
- Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтийском море, 1970 год.
- Джаксон Т. Н.Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей. X-XIII вв, 1991 год.
- Кирпичников А. Н.Сказание о призвании варягов. Анализ и возможности источника, 1997 год.
- Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках, 2003 год.
- Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских Руссо, 2007.
- Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь, 2005 год.
- Фомин В. В. Варяга – русский вопрос в отечественной историографии, 2005 год.
- Лебедев Г. А. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси, 2005 год.
- Петрухин В. Я.Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры, 2014 год.
Бои за Чернигов
21 сентября 1943 года г. Чернигов освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Бои за освобождение Чернигова начались в середине сентября 1943 года и осуществлялись силами 13-ой армии Центрального фронта под командованием генерал-лейтенанта Николая Павловича Пухова. Рассчитывая после поражения на Курской дуге укрепиться на рубежах Десны и Днепра, немецко-фашистские захватчики сооружали на ближайших подступах к Чернигову многочисленные укрепления. Орудия, установленные на Болдиных горах, держали под прицелом пойму Десны с ее протоками и озерами, затруднявшими продвижение советских войск.
Захват подвижным отрядом 129-й отдельной танковой бригады с ходу участка на левом берегу Десны дал возможность обеспечить во время переправы огневое прикрытие пехоте. 21 сентября к утру Чернигов был полностью очищен от фашистских захватчиков. В двухдневных боях за город уничтожено и взято в плен свыше 2 тыс. гитлеровцев, захвачены 26 танков, 10 самолетов, 69 орудий, 50 минометов, 51 автомашина, 5 броневиков, склады боеприпасов, продовольствия и горючего. А вечером 21 сентября в честь освободителей Чернигова В Москве произвели салют – 12 артиллерийских залпов из 124 орудий.
Соседи восточных славян
ВАРЯГИ — славянское название населения южного побережья Балтийского моря (в IX-X вв.), а также викингов-скандинавов, служивших киевским князьям (в 1-й пол. XI в.).
«Повесть временных лет» утверждает, что варяги жили по южному побережью Балтийского моря, которое в летописи называется Варяжским морем, «до земли Агнянской и Волошской». Англами в то время называли датчан, а волохами — итальянцев. На востоке границы расселения варягов указаны более расплывчато — «до предела Симова». По мнению некоторых исследователей, в данном случае имеется в виду Волжско-Камская Булгария (варяги контролировали северо-западную часть Волго-Балтийского пути вплоть до Волжской Булгарии).
Изучение других письменных источников показало, что на южном побережье рядом с датчанами Балтийского моря жили «вагры» («варины», «вары») — племя, принадлежавшее к вандальской группе и к IX в. уже ославянившееся. В восточнославянской огласовке «вагров» стали называть «варягами».
В кон. VIII — нач. IX вв. на земли вагров-варинов начали наступать франки. Это побудило их искать новые места поселений. В VIII в. во Франции появляется «Варангевилл» (Варяжский город), в 915 г. возник г. Вэрингвик (Варяжская бухта) в Англии, до сих пор сохранилось название Варангерфьорд (Варяжский залив) на севере Скандинавии.
Основным направлением переселений вагров-варинов стало восточное побережье Балтики. На восток они переселялись вместе с отдельными группами русов, живших по берегам Балтийского моря (на о-ве Рюген, в Прибалтике и др.). Отсюда в «Повести временных лет» и возникло двойное именование переселенцев — варяги-русь: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь». При этом летописец специально оговаривает, что варяги-русь — это не шведы, не норвежцы и не датчане.
В Восточной Европе варяги появляются в кон. IX в. Варяги-русь пришли сначала в северозападные земли к ильменским словенам, а затем спустились к Среднему Поднепровью. По свидетельствам разных источников и по мнению некоторых ученых, во главе варягов-руси, пришедших к ильменским словенам с берегов Южной Балтики, стоял князь Рюрик. Названия основанных им в IX в. городов (Ладога, Белое озеро, Новгород) говорят о том, что варяги-русь в это время говорили на славянском языке. Главным богом у варяг-руси был Перун. В договоре руси с греками 911 г., который заключил Олег Вещий, говорится: «А Олега с мужами его заставляли присягать по закону русскому: клялись оружием своим и Перуном, их богом».
В кон. IX-X вв. варяги играли значительную роль в северо-западных славянских землях. В летописи утверждается, что «от рода варяжска» происходили новгородцы. Киевские князья постоянно прибегали к помощи наемных варяжских дружин в борьбе за власть. При Ярославе Мудром, который был женат на шведской принцессе Ингигерд, в варяжских дружинах появились шведы. Поэтому с нач. XI в. на Руси варягами называли и выходцев из Скандинавии. Однако в Новгороде варягами шведов не называли вплоть до XIII в. После смерти Ярослава русские князья перестали набирать наемные дружины из варягов. Само имя варягов переосмысливалось и постепенно распространилось на всех выходцев с католического Запада.
Для более детального просмотра карты дважды «щелкните» по ней мышкой
авторы статьи Ю. Колиненко, С. Перевезенцев
Источники информации о призвании варягов
По мнению историка Алексея Шахматова, призвание варягов появилось в киевской летописи в качестве более поздней вставки, в которую вошли некоторые глубоко переработанные северорусские предания. По предположению писателя Андрея Амальрика, призвание варягов – это скандинавская сага, которая в 1050 году попала в Новгородский свод. Он датирует появление Рюрика на славянских землях 20-30-ми годами 10-го века. По мнению профессора Дмитрия Лихачева, призвание варягов – это легенда, которую создали монахи Киево-Печерской Лавры, чтобы укрепить независимость Древней Руси от Византии.
Борьба за власть
21 сентября 1993 года президент России Борис Ельцин обнародовал указ №1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”. В нем заявлялось о роспуске Верховного Совета Российской Федерации и ликвидации системы Советов, а также о созыве Государственной Думы. Решением Конституционного суда Указ был признан незаконным.
После роспуска Верховного Совета вице-президент Александр Руцкой объявил себя исполняющим обязанности президента России, призвал к штурму мэрии и телецентра. Впереди москвичей ждали драматические события, танки и кровь. Четвертого октября в семь часов утра танки окружили здание ВС, встав также на Калининском мосту, что напротив него.
В 9.30 раздались первые выстрелы по верхним этажам. Языки пламени вырывались из окон, нещадно коптя белоснежный мраморный фасад. Операция по взятию мятежного парламента началась. CNN, расположив аппаратуру в высотном доме рядом, транслировала в прямом эфире беспрецедентное по мировым меркам событие — президент России расстреливает парламент во имя демократии. После семи вечера 4 октября автобус с Руцким и Хасбулатовым въезжал в Лефортовскую тюрьму Москвы. А в банкетном зале Кремля под личным патронажем президента уже с четырех дня дым стоял коромыслом: народ, не дожидаясь занавеса, праздновал победу.

Эта тема закрыта для публикации ответов.