Госкорпорации

Алан-э-Дейл       15.09.2023 г.

Оглавление

История возникновения корпораций

Создание организаций как самостоятельных субъектов права было возможно еще в Древнем Риме. Однако первые юридические лица были далеки от современного представления о корпорациях.

Средневековые объединения ремесленников и религиозные объединения также не имели характерной черты корпораций – деления на владельцев бизнеса и «менеджеров». Хотя иногда к корпорациям относят средневековые города и даже церковь.

Вероятно, первые корпорации начали появляться лишь в XVII веке – в эпоху колониальных экспансий. При этом многие из них вполне можно было назвать транснациональными: например, Голландская Ост-Индская компания или Компания Гудзонова залива.

Формировать правовую систему с устойчивым определением корпораций начали лишь в XVIII-XIX веках в США. Изначально каждая такая структура создавалась на основе законодательной хартии – процесс ее разработки и принятия занимал много времени. Однако уже в 1800 году во всей стране существовало более 300 корпораций, которые в основном эксплуатировали транспортную отрасль.

В 1811 году был издан законодательный акт, вводящий единый и упрощенный процесс регистрации – The Act Relative to Incorporations for Manufacturing Purposes. После этого начался заметный рост числа корпораций.

В начале XX века их засилье в большинстве сфер даже привело к необходимости антимонопольного законодательства. Помимо этого, появлялись корпорации с акциями без права голоса – таким образом крупные акционеры пытались установить над ними полный контроль. Подобная практика прекратилась лишь в 1926 году, когда от операций с подобными акциями отказалась Нью-Йоркская биржа.

После краха фондового рынка в 1929 году и начала Великой Депрессии власти задумались об усилении регулирования рынка ценных бумаг. В 1934 году была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), которая стала более строго отслеживать деятельность компаний, эмитирующих акции и облигации. В частности, был введен запрет использования инсайдерской информации, на которой главные лица и приближенные сотрудники компаний могли законно делать огромную прибыль. С того времени лидирующие корпорации выросли на гигантские суммы и невероятно улучшились технологически, однако законодательно во многом базируются на актах первой половины 20 века.

Импортозамещение по отраслям:

В первую очередь необходимо наладить локальное производство в следующих отраслях экономики:

  1. Промышленное станкостроение (доля импортных станков более 50% в пищевой промышленности и более 60% в нефтедобывающей и тяжелой промышленности),
  2. электронная промышленность (доля импорта 80-90%),
  3. легкая промышленность (доля импорта 70-90%),
  4. медицинская промышленность (доля импорта 70-80%),
  5. тяжелое машиностроение (доля импорта 60-80%),
  6. машиностроение для пищевой промышленности (доля импорта 60-80%).
  7. фармацевтическая отрасль (доля импорта около 50%),

Приоритетами развития являются:

  • для промышленности – диверсификация производства;
  • для массовой продукции — обеспечение ценовой конкурентоспособности;
  • для машиностроения —  обеспечение технологического развития, в том числе завоевание новых рынков.

«Микрон» спасет российскую электронику

Российский завод «Микрон» по производству полупроводников, называющий себя «чипмейкером №1 в России», собирается в ближайшие годы удвоить объемы выпускаемой продукции, пишет «Коммерсант». По плану руководства вендора, к 2025 г. суммарный выпуск кремниевых пластин для микросхем с топологией 180-90 нм должен увеличиться с нынешних 3000 в месяц до 6000.

Для реализации этого плана «Микрону» потребуются инвестиции. Завод, в настоящее время принадлежащий ГК «Элемент» (входит в госкорпорацию «Ростех») и АФК «Система», намерен затратить на это около 10 млрд руб. Кто в итоге станет инвестором, на момент публикации материала оставалось неизвестным, но руководство рассчитывает на получение денег от государства в рамках проекта по развитию отечественной электроники.

Как сообщал CNews, данный проект – это комплекс мер, рассчитанных на оживление данной отрасли. Он включает в себя многомиллиардные вложения как в производство российской электроники, так и в повышение спроса на нее со стороны граждан страны. Немалые средства власти хотят выделить и на устранение кадрового голода в данной сфере, усугубившегося в конце зимы – весной 2022 г.

Когда в России появились госкорпорации?

Государственные корпорации как субъекты гражданского права в РФ начали появляться по факту внесения 8.07.1999 года корректировок в Закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Появилась, таким образом, база для легализации деятельности соответствующего типа учреждений.

Как считается, первой госкорпорацией России стало агентство «АРКО», занимающееся реструктуризацией банковских организаций — оно было зарегистрировано в 1999 году. Однако после того как было учреждено данное агентство, государственные корпорации достаточно долгое время были не самой популярной организационно-правовой формой бизнеса с участием государства. Только в 2007 году их популярность приобрела устойчивый рост.

Секторы

Государственные корпорации часто являются естественными монополиями. Они в основном работают в сфере инфраструктуры (например, железнодорожные компании), стратегических товаров и услуг (например, почтовые услуги, производство и закупка оружия), природных ресурсов и энергетики (например, ядерные объекты, поставка альтернативной энергии), политически чувствительного бизнеса, вещания, банковского дела, дебетовых товаров (например, алкогольных напитков) и товаров с особой ценностью (здравоохранение). ГК также часто встречаются в тех областях, где взимаются пошлины за пользование услугами. Они могут использоваться для повышения эффективности предоставления государственных услуг или в качестве шага к (частичной) приватизации или гибридизации. Акт превращения части правительственной бюрократии в государственную корпорацию называется акционированием.

Помощь бизнесу

Американский Конгресс создал ПФП для повышения эффективности рынков капитала и преодоления недостатков рынка, которые не позволяют фондам легко перемещаться от поставщиков средств до секторов с высоким спросом на кредиты. В первую очередь это делается с помощью гарантии, которая ограничивает риск потерь капитала для тех, кто предоставляет средства. В настоящее время корпорации, финансируемые правительством, в основном выступают в качестве финансовых посредников для оказания помощи кредиторам и заемщикам в сфере жилья и сельского хозяйства. Fannie Mae и Freddie Mac — две наиболее известные американские ПФП — покупают ипотечные кредиты и упаковывают их в ценные бумаги с ипотечным покрытием, которые несут финансовую поддержку Fannie Mae или Freddie Mac. Из-за этой финансовой поддержки они особенно привлекательны для инвесторов.

Кроме того, ПФП создали вторичный рынок кредитов с помощью упомянутых выше гарантий. Это позволило эмитентам первичного рынка увеличивать объем кредитов и уменьшать риски, связанные с индивидуальными кредитами. Это также предоставляет стандартизированные инструменты (секьюритизированные ценные бумаги) для инвесторов.

Газпром

Фото из открытых источников

Доля Российской Федерации

Считается, что государство более 50% акций Газпрома, чем полностью обеспечивает контроль за компанией со стороны государства.

Кручу-верчу

Однако, все совсем не так просто: непосредственно Российской Федерации (в лице Росимущество) принадлежит всего лишь 38,37% акций Газпрома.

АО «Роснефтегаз» (полностью принадлежит Росимуществу) владеет 10,97% акций Газпром, а ОАО «Росгазификация» — 0,89% акций. И вот это ОАО только на ¾ принадлежит тому же Роснефтегазу, а на 25% частным лицам. Кто эти «частные акционеры» никому не неизвестно…

Сам Роснефтегаз считается входящим в «корпоративную структуру» ПАО «Роснефть», хотя правильней считать наоборот, поскольку именно Роснефтегазу принадлежит 40% Роснефти.

В общем только 38,37% акций Газпрома записано непосредственно (напрямую) на Российскую Федерацию, остальное принадлежит не напрямую и это приводит к тому, что далеко не все дивиденды попадают в бюджет Российской Федерации, а порой они просто и не выплачиваются, а остаются в распоряжении конторы. Очень мутная схема, зачем это сделано. Я думаю вы сами понимаете…

Явные иностранцы, олигархи и кто угодно

Остальные 49,77% Газпрома принадлежат иностранцам (их крайне стыдливо называют «собственниками Американских депозитарных расписок»).

Другие крупные владельцы не раскрываются. Это может быть кто угодно, даже Вы! Правда обойдется это Вам дорого: 1% от Газпрома (не путайте, НЕ одна акция, а 1% от всех акций) стоит всего около 68 млрд. руб.

Соответственно как минимум 49,77% дивидендов Газпрома точно не попадают в бюджет Российской Федерации, а расходится «по рукам» (от Лондона до Миссисипи).

Дивиденды Газпрома за 2020 – 297 млрд. руб. Вот и подумайте куда уходят эти деньги?

Терминология

Определение терминов «государственное предприятие» и «государственная корпорация» является не таким простым, как может показаться на первый взгляд. Все три слова в терминах оспариваются и подлежат различной спекулятивной интерпретации. Во-первых, есть множество вопросов касательно того, что подразумевает собой термин «государство» в данном контексте — к примеру, до конца неясно, являются ли государственными предприятиями корпорации, принадлежащие муниципальным и региональным органам власти. Спорными являются и критерии классификации, по которым то или иное предприятие можно признать государственным — госпредприятия могут полностью принадлежать или частично принадлежать государству. Трудно определить, какой уровень принадлежности государству будет позволять классифицировать объект подобным образом, так как правительство также может владеть лишь частью корпорации. Наконец, термин «предприятие» оспаривается, поскольку он подразумевает законы частного права, которые могут не всегда иметь силу в конкретных случаях, и поэтому термин «корпорация» здесь куда более уместен. Характерным примером нетипичных ГК являются, к примеру, государственные корпорации по страхованию вкладов.

Виртуализация на российском рынке

Виртуализация рабочего места – это перемещение компьютера и всех его приложений в виртуальное пространство, таким образом пользователь получает удаленный доступ из любой точки мира и отвязывается от конкретного «железа».

Проект виртуализации реализовывается «Концерном Росэнергоатом» (входит в госкорпорацию «Росатом»). На данный момент программно-аппаратный комплекс (ПАК) успешно прошел испытания на комплексные нагрузки. Мощности системы хватает, чтобы получить отказоустойчивую конфигурацию для одновременного использования 1 тыс. пользователей, на будущее планируется увеличить их количество до 10 тысяч.

ПАК на 100% разработан из отечественных продуктов, включая ОС, средства виртуализации, сервера, системы хранения и прочие компоненты. Его базой стали ОС Astra Linux, диспетчер подключений Termidesk for Astra, ПК «Средства виртуализации «Брест». Аппаратным обеспечением стали Delta Сomputers – это российские серверы и системы хранения.

Государственные корпорации — агентства

Порой ГК создается из государственного агентства посредством процесса, называемого корпоратизацией. Это позволяет агентству превращаться в коммерческий бизнес. Зачастую вновь образованное предприятие по-прежнему работает на цели правительства, но официально оно функционирует уже как коммерческая организация. Иногда правительства развивающихся стран создают государственный бизнес в секторе, который они хотят развивать или использовать для повышения своего экономического положения на мировой арене. Примерами таких секторов являются нефтяная промышленность Бразилии и телекоммуникационная отрасль в Аргентине. Каким бы ни было первоначальное агентство, государственная корпорация, созданная из него, работает более эффективно.

Формы экономических отношений

Среди большого числа вариаций отношений между предприятиями и корпорациями эксперты выделяют те, которые встречаются чаще всего:

  1. Финансовое управление предприятием со стороны корпорации. В этом случае все остальные виды деятельности предприятие осуществляет самостоятельно. В него обязательство входит лишь пункт относительно финансов – исполнение определенной части корпоративного бюджета.
  2. Поглощение организации. Это означает, что руководство, управление и функционирование полностью переходит в руки менеджеров корпорации.
  3. Покупка предприятия, которое было выставлено на аукцион по причине неэффективной деятельности.
  4. Превращение организаций в филиалы корпорации, которые становятся представительством объединения в другом городе или стране.
  5. Создание консорциума – временного объединения организаций и фирм с целью решения какой-либо общей производственной задачи.

Как уже идет процесс импортозамещения в госорганах и госкомпаниях

Однако в ФНС сказали, что уже сейчас при реализации новых проектов, к которым относится создание федеральной ГИС ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и Федеральной информационной адресной системы, а также при расширении функциональных возможностей АИС «Налог-3» применяются отечественные продукты, в том числе средства обеспечения информационной безопасности (более 98% российского или открытого ПО).

В частности в процессе импортозамещения участвуют открытая СУБД PostgreSQL и софт из Реестра отечественного ПО при Минкомсвязи: СУБД Postgres Pro Enterprise компании Postgres Professional, ОС «Альт Линукс СПТ 7.0 сервер» и «Альт Линукс СПТ 7.0 рабочая станция» для виртуальных машин компании «Базальт СПО», аналитической платформы компании «Полиматика», а также серверный софт компаний «Росплатформа» и «Тионикс» и др.

Российские proxy занимают рынок
Техника

CommuniGate Pro — серверная платформа для организации электронной почты, передачи голосовых данных посредством технологии VoIP, мгновенного обмена сообщениями и автоматизации совместной работы. Ее производитель — компания CommuniGate Systems, основанная в 1991 г. (тогда называлась Stalker Software) Владимиром Бутенко. На базе кластерной платформы CommuniGate Pro построена российская сеть IP-телефонии оператора Sipnet.

Особенности правового регулирования деятельности госкорпораций

Рассмотрим, таким образом, правовой аспект деятельности госкорпораций. Прежде всего стоит отметить, что государственные корпорации находятся в юрисдикции, прежде всего, гражданского права. То есть в сделках и иных правоотношениях выступают как юридически равноправный партнерам субъект. Однако правовой статус соответствующих организаций имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что государственные корпорации в России учреждаются на основании изданного федерального закона. Аспект деятельности соответствующих фирм в том, что они не наделены обязанностью отвечать по возникающим обязательствам РФ. И наоборот, государство не несет ответственности за работу госкорпораций. Исключением могут быть сценарии, при которых те или иные виды взаимной ответственности РФ и принадлежащих ей компаний прописаны в законе.

Управление государственной корпорацией

В России госкорпорации управляются коллегиальным органом. Как правило, в его состав входят только государственные служащие. Однако у Правительства РФ есть право на включение в состав наблюдательных советов или советов директоров, иных лиц.

Кроме того, Правительство утверждает и специальный порядок формирования из госслужащих, набсоветов и других коллегиальных управленческих органов.

Кроме общего управления деятельностью госкорпорации, у совета директоров (набсовета) есть и ряд специфических функций. Этот орган:

  • утверждает долгосрочные планы и стратегии действия госкорпорации;
  • определяет систему оплаты труда и стимулирования наемного персонала;
  • распределяет прибыль;
  • при необходимости возвращает часть госимущества обратно в собственность государства.

Как и для любых других некоммерческих организаций, для госкорпораций извлечение дохода не является целью функционирования. Вместе с тем, получать доход для финансирования собственной деятельности и поставленных задач, такая организация может. При необходимости дополнительным источником финансов для госкорпораций становятся прямые субсидии и субвенции из федерального бюджета.

Контролирует деятельность государственной корпорации Правительство РФ. Данные о ходе реализации стратегических задач получают из годовой отчетности, отчетов аудиторских и ревизионных проверок. Проверки деятельности государственных НКО входят в обязанности Счетной палаты.

Кроме того, госкорпорации ежегодно публикуют годовую отчетность на своих интернет-ресурсах. Однако, отчеты этой формы НКО менее информативны, чем у частных компаний. Причина проста — многие данные попадают в разряд охраняемой законом тайны. В первую очередь многие сведения о деятельности госкорпораций являются государственной тайной.

Эффекты

По сравнению с правительственной бюрократией, государственные предприятия могут быть полезными, поскольку они снижают влияние политиков на обслуживание населения. И, наоборот, они могут быть вредными, поскольку они уменьшают надзор и увеличивают транзакционные издержки (например, расходы на мониторинг и проблемы контрактов). По имеющимся данным первое может быть более важным, чем последнее. Существующие государственные корпорации обычно более эффективны, чем любая бюрократия, но эта польза уменьшается, поскольку услуги становятся более техническими и имеют менее открытые общественные цели.

По сравнению с частным предприятием, государственные, как правило, менее эффективны, но, в отличие от коммерческих организаций, они, скорее всего, будут сосредоточены на общественных целях. Типичным примером являются агентства по страхованию вкладов — государственные корпорации, созданные для конкретной общественной цели.

Реальный опыт импортозамещения в 2022 году

  • Лучшим примером импортозамещения является успех Ростелекома, который во многом перешел на российскую продукцию. Компания приветствует ИТ стартапы и предоставляет свою инфраструктуру для реализации проектов, причем как для ПО, так и для “железа”. Последним примером является победившая в тендере компания «Крок инкорпорейтед», получившая в январе 2022 года право интегрировать в «Ростелекоме» свою систему роботизации бизнес-процессов.
  • Прогресс в агропроме еще один из наиболее наглядных удачных примеров. Тепличная отрасль является самым быстрорастущим сегментом сельского хозяйства. В 2021 году отечественные агрохолдинги обеспечили поставку 60% помидоров и 94% огурцов на российский рынок, в 2022 году производители намерены увеличить эти показатели. При этом начиная с 2018 года стоимость тепличных помидоров стала ниже импортных, а стоимость огурцов сравнялась с импортными.
  • Провалом в 2022 году стало приостановление производства и отгрузки российских процессоров «Байкал» и «Эльбрус» из-за прекращения поставок полупроводников крупнейшим производителем TSMC вследствие санкций со стороны Тайваня.
  • Госкорпорация «Росатом» на платформе цифрового продукта «Логос» впервые реализует полное импортозамещение целого класса ПО – систем математического моделирования и инженерного анализа.

С 1 января 2023 года операторы перейдут на отечественное оборудование для строительства LTE-сетей. Компаниям также необходимо применять российский софт, входящий в реестр одобренного ПО. Разработками базовых станций на российском оборудовании для создания сетей связи 5G/IMT-2020 активно занимаются предприятия Ростеха: «Булат», «Спектр», Концерн «Автоматика», Концерн «Созвездие» и другие.

Резюме

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «государственные корпорации». Примеры и характеристика соответствующих учреждений нами также были исследованы. Какие выводы мы можем сделать?

Прежде всего следует понимать, что госкорпорация и госпредприятие — не одно и то же. В достаточной мере близким первому термину по смыслу является понятие госкомпании. В частности, регулируются оба типа организаций положениями одного и того же закона. Однако стоит отметить, что исследованные нами термины, такие как «госкорпорация», «госпредприятие», а также «госкомпания», часто рассматриваются как синонимы. С юридической точки зрения это не вполне корректно, но в целом допустимо в силу того, что соответствующие понятия действительно очень близки.

Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юрлиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия.

Однако успешное развитие госкорпораций РФ во многом зависит от качества регулирующего законодательства, особенно в части определения критериев эффективности работы данных организаций. Популярен подход, в соответствии с которым оценка работы госкорпораций должна осуществляться по отраслевому принципу, исходя из конкретного сегмента деятельности учреждения. Также распространены тезисы о необходимости приблизить схемы регулирования деятельности государственных корпораций к тем, что характеризуют работу собственно органов власти.

Госкорпорации успешно развиваются не только в России, но и за рубежом. В частности, большое количество соответствующего типа учреждений функционирует в США. При этом их статус может иметь как признаки схожести с тем, что характеризует российские госкорпорации, так и существенные различия относительно модели работы государственных предприятий РФ.

Помощь через «неявные гарантии»

Некоторые из ПФП (такие как Fannie Mae и Freddie Mac) были частными, но публично зафрахтованными. Другие, такие как Федеральные банки внутреннего займа, принадлежат корпорациям, которые пользуются их услугами. Ценные бумаги ПФП не имеют явной государственной гарантии кредитоспособности, но кредиторы предоставляют им выгодные процентные ставки, а покупатели их ценных бумаг предлагают им высокие цены. Частично это объясняется «неявной гарантией», согласно которой правительство не разрешало бы таким важным институтам терпеть неудачу или дефолт по долгам. Это восприятие позволило Fannie Mae и Freddie Mac сэкономить примерно 2 миллиарда долларов в год на расходах по займам. Эта неявная гарантия была проверена ипотечным кризисом субстандартного ипотечного кредитования, который заставил правительство США выручить и вложить в консервацию Fannie Mae и Freddie Mac в сентябре 2008 года. Какими бы проверенными ни были государственные корпорации, вклады вернуть они, скорее всего, не смогут, в отличие от американских ПФП. Потому инвесторы чаще и охотнее ведут дела с последними.

До конца непонятно, стоит ли считать ПФП государственными корпорациями. Среди американских экономистов и политиков по-прежнему идут пламенные дебаты на этот счет. Как утверждает правительство, государственные корпорации не имеют никакого отношения к предприятиям, финансируемым им. Возможно, так и есть.

Выводы

1

Сотрудники госкорпораций нарушают установленный для них запрет участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческих организаций. Примечательно, что эти нарушения допускаются руководством госкорпораций. Мы не получили ответов на большинство обращений об этих нарушениях в государственные корпорации. При этом несколько нарушителей вышли из составов участников своих коммерческих структур. Госкорпорации плохо контролируют соблюдение своими сотрудниками установленных запретов и ограничений. О привлечении нарушителей к ответственности, установленной законом, ничего неизвестно.

2

Достоверность сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников госкорпораций контролируются недостаточно. В вопросе определения круга лиц, чьи сведения доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подлежат публикации, отсутствует системность: в разных корпорациях соответствующие перечни публикуются на официальных сайтах в разных местах, сильно отличаются и постоянно меняются. Отсутствие реакции госкорпораций на выявленные нами нарушения говорит о том, что их руководство, возможно, не заинтересовано в соблюдении норм антикоррупционного законодательства.

3

Лишь две государственные корпорации, «Росатом» и «Роскосмос», активно используют федеральный закон № 44-ФЗ и добиваются существенной экономии средств. Мы считаем целесообразным на законодательном уровне предусмотреть обязанность осуществления ряда закупок по Закону № 44-ФЗ, например, проводить таким образом крупные закупки и/или установить долю конкурентных закупок у малого и среднего бизнеса.

4

Благодаря распоряжениям Правительства РФ ряд предприятий государственной корпорации «Ростех» получили монополию на оказание некоторых видов услуг для государственных нужд. При этом услуги они оказывают не самостоятельно, а через подрядчиков. Такие посреднические схемы приводят к снижению конкуренции и дополнительным расходам бюджета.

В связи с этим мы предлагаем дополнить некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность госкорпораций.

Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.