Гусеничный вездеход гтс или газ-47 для суровых климатических условий

Алан-э-Дейл       30.10.2022 г.

Технические характеристики ГАЗ-71

Двигаясь по суше, транспортер демонстрирует отличную маневренность и развивает высокую скорость, ограниченную отметкой 50 км / ч. Учитывая общий вес, это отличный показатель. Преодолевая болотистую местность, машина способна развивать скорость до 18 км / ч.

Говоря более подробно об эксплуатационных характеристиках, следует отметить следующее:

  • Размеры: 5,3 х 2,5 х 1,7 метра.
  • Расход топлива 100 литров на 100 км.
  • Расстояние — 1,7 м.
  • 4 топливных бака объемом более 232 литров каждый.

Двигатель

Автомобиль приводится в движение 8-цилиндровым бензиновым двигателем ЗМЗ-41 объемом 4,25 литра, мощность которого составляет 115 л.с. Он работает вместе с карбюратором и установлен в специальном отсеке, отделенном от других конструктивных элементов внедорожника металлическими пластинами. Их можно легко снять в случае необходимости ремонта или обслуживания.

В этом же отсеке находится система, одновременно активирующая не только силовую установку, но и коробку передач, а также сцепление и дополнительную скорость. Модели нового поколения, получившие название ГАЗ-3403, оснащаются дизельными агрегатами.

Трансмиссия

Вместе с вышеупомянутыми двигателями работает 5-ступенчатая механическая коробка передач с 4-мя передними и одной задней передачами.

Раздаточная коробка оснащена двойной передачей. Сухое однодисковое сцепление. Бортовые передачи доступны как дополнение к этой конструкции. Переключение между первыми двумя передачами осуществляется с помощью дроссельной заслонки.

Подвеска и ходовая часть

Задние катки оснащены гидроамортизаторами. Все 83 элемента каждого рельса соединены прочным стальным крепежом. Чтобы продлить срок их эксплуатации, были установлены снегоуборщики, предотвращающие наледь. При необходимости снегоуборщики снимают.

Тормозная система

Автомобиль оборудован ленточными тормозами, система представлена ​​рабочим и стояночным тормозом. Первый представлен стальными ремнями, к которым при помощи заклепок крепится фрикционный материал, состоящий из медно-асбестового сплава.

Диаметр барабанов — 29,4 см. Надежный рабочий тормоз гарантирует, что тяжелая техника остается на стоянке. Для удержания органов управления используются защелки, управление которыми осуществляется кнопками, установленными на ручках.

Модификации

В течение всего периода производства ГАЗ-47 предпринимались неоднократные попытки модернизации вездехода и улучшения его основных характеристик. В частности, была изменена силовая установка, устанавливалось более совершенное оборудование, однако, эти модификации не получили собственного обозначения.

ГАЗ-47Ш – вариант с шахматным расположением опорных катков

Гораздо большей известностью пользовались три явно нестандартных варианта машины:

  1. ГАЗ-47Ш. Вездеход с «шахматным» расположением опорных катков. Ранее такая схема использовалась немецкими конструкторами при создании танка «Тигр». Преимущество – высокая проходимость за счет более равномерного распределения нагрузки. Недостатки, которые привели к отказу от серийного производства ГАЗ-47Ш – частое попадание воды, грязи и мокрого снега в щели между катками с последующим замерзанием, а также значительные трудности при выполнении ремонта;
  2. ГАЗ-48. Вездеход-автобус с цельнометаллическим закрытым пассажирским салоном на 12 мест и новой трёхместной кабиной. Предназначался для перевозки по бездорожью представителей военного командования. Предполагалась установка мотора мощностью в 135 лошадиных сил. В серию эта машина так и не пошла;
  3. ГАЗ-47АМА. Вездеход с особыми гусеницами, включающими в себя вращающиеся катки. Предполагалось, что при движении по дороге эти элементы будут обеспечивать высокую проходимость, а при поездке по обычным дорогам они же позволят набрать высокую скорость. Испытания показали, что эта идея себя не оправдала.

Главной модификацией ГАЗ-47 стал новый гусеничный транспортер – ГТ-СМ, он же ГАЗ-71. По существу, это была уже другая модель вездехода, отличавшаяся как характеристиками ходовой части, так и корпусом. Мощность двигателя составляла 115 лошадиных сил, а наряду с прежним брезентовым тентом, на платформу мог быть установлен жесткий металлический кузов. Кроме того, внутри вездехода оборудованы четыре спальных места.

Впоследствии на базе ГАЗ-71 создано много новых модификаций, некоторые из которых применяются и сегодня.

ГАЗ-71 (ГТ-СМ) – результат глубокой модернизации вездехода ГАЗ-47

Технические и эксплуатационные характеристики вездехода

Отличные технические характеристики ГАЗ 47 обусловили его высокую востребованность не только в военной отрасли, но и в строительстве, геологическом разведывании, работе на нефтегазопроводах, ЛЭП, при проведении поисковых и спасательных операций, буксировании прицепов массой до 2 т, а также в полярных научно-исследовательских работах. В связи с этим производство 47-й модели наладили на многих машиностроительных предприятиях.

Среди характерных конструктивных параметров ГАЗа следует выделить переднее размещение ведущих колёс и силового отсека с узлами трансмиссии. Тягач ГАЗ 47 оснащался цельным стальным кузовом, включающим помимо моторного отсека, 2-дверную кабину (на двух членов экипажа и 10 человек десанта для размещения в кузове) и открытую площадку для грузов с откидным тентом, который поддерживался каркасом из 4-х дугообразных конструкций. Обогрев кабины в зимний период осуществлялся работой тепловентилятора от ГАЗ-66, его лопасти имели загнутую в противоположную сторону форму, благодаря чему при вращении они не выталкивали через систему радиаторов из кабины нагретый воздух, а засасывали туда наружный холодный, который нагревался от радиаторных печей.

Расположение площадки для грузов максимально низко на уровне пола дало возможность уменьшить вес 47-го, увеличить его устойчивость и минимизировать габариты, которые в итоге составили: 4,9 м в длину, 2,4 м в ширину и 2 м в высоту. Клиренс подняли до 40 см над дорогой.

Вездеход ГАЗ 47 имел бензиновый, 6-цилиндровый, 4-тактный карбюраторный силовой агрегат марки ГАЗ-61 мощностью 85 л.с., а также топливно-смазочную и охладительную аппаратуру, обеспечивающую его работу. Мотор соединялся с ручной КПП, состоящей из 4-х передних и 1-й задней передач. Экипаж располагался непосредственно за ним; за бригадой вплоть до кормы размещался грузовой отсек с тентом из брезента и окошками с трех сторон. Запуск мотора производился электрическим стартером от аккумуляторов 24 В, а также пневматикой из баллонов.

Для качественной передачи энергии на всех звеньях размещались по паре ребордных и одному коническому преобразователю крутящего момента с блокировочным дифференциалом. Контакт трансмиссионных узлов между собой обеспечивался карданами с промежуточными подпорами и компенсирующими муфтами.

Ходовая часть торсионного типа, представляла собой 5 опорных катков из усиленного каучукового материала с добавлением минеральных веществ, способствующих умножению эксплуатационных параметров, а также гусеничной передачи и ведущего колеса с двух боков тягача.

Наибольшая скорость, которую развивал тягач ГАЗ 47, составляла: 35 км/ч по дороге с твердым полотном, 4 км/ч вплавь и 10 км/ч по снеговым заносам. Продолжительность движения с запасом горючего – 400 км.

В ходе работ по усовершенствованию эксплуатационных характеристик снегоболотохода ему на смену пришла ГТ-СМ с удлиненным шасси и 6-тью опорными катками, усиленным V-образным восьмицилиндровым бензиновым мотором марки ГАЗ-71 мощностью 115 л.с. Эти технические показатели позволили технике быстрее передвигаться по суше и воде. Увеличенный размер гусениц уменьшил давление на дорогу, что улучшило проходимость по снежной и болотистой местности.

В дальнейшем на базе вездехода было разработано и выпущено большое количество модификаций для военно-разведывательных и гражданских целей, а объем экспериментально-испытательных экземпляров невозможно перечислить.

ГАЗ-71 – гусеничный «жужик»

Гусеничный транспортер ГАЗ-71 является поистине уникальной и универсальной конструкцией. Машина может применяться для перевозки грузов, личного состава или буксировки прицепов в условиях бездорожья. Герметичный корпус транспортера позволяет форсировать водные преграды без какой-либо подготовки машины.

Машина широко использовалась в северных районах, где получила массу прозвищ – «Грубая Тупая Сила», «Газушка» или «Жужик». Конструкция ГАЗ-71 имела большой потенциал развития и модернизации. В настоящее время выпускаются транспортеры ГАЗ-3403, несколько отличающиеся от предшественника.

Вездеход ГТТ: история создания и развития

В 50-е годы в СССР происходило интенсивное освоение различных отдаленных районов страны. Существовавшие колесные автомобили, несмотря на непрерывное совершенствование, мало подходили для передвижения в сложных климатических и дорожных условиях. Стране и армии требовалась проходимая машина, способная выдержать эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45 градусов до плюс 45.

Создание машины

В таких условиях наиболее подходящим транспортным средством оказался гусеничный вездеход специального назначения. Разработка универсального гусеничного тягача велась на ХТЗ (Харьковский тракторный завод) под внутризаводским обозначением «проект 21». Стадия проектирования заняла около четырёх лет, а в 1961 году были собраны два первых изделия. Машина получила обозначение ГТТ и с весны 1962 года серийно производилась на Рубцовском машзаводе. Основным заказчиком тягача стала армия.

Характеристики вездехода ГТТ позволили отказаться от эксплуатации ряда не гусеничных тягачей, тем самым упростив обслуживание и снабжение запчастями автопарков в отдаленных районах страны. Машина при собственной массе чуть больше 8 тонн могла перевозить до 2 тонн груза. В случае необходимости в грузовом отсеке размером 3,5 м * 1,8 м мог разместиться 21 человек. Вездеход оборудовался сцепным устройством для буксировки прицепов общим весом до 4 тонн.

Конструкция корпуса и ходовой части

Корпус вездехода ГТТ имел несущую схему и изготовлялся методом сварки. Корпус имел силовой каркас, к которому крепились наружные листы. Поскольку одним из требований заказчиков было обеспечение плавучести, то нижняя часть машины герметизировалась.

Внутри имелись две переборки, разделявшие корпус на три отделения – отсеки силового агрегата, пассажирский и грузовой. Коробка передач и бортовые фрикционы размещались в носовой части вездехода ГТТ, двигатель находился ближе к центральной части пассажирской кабины кузова. Слева от кожуха двигателя находилось место механика-водителя. Оно отделялось от носовой части перегородкой. За механиком и справа от двигателя имелось еще три пассажирских места.

Грузовой отсек размещался за двигателем и не имел перегородки с пассажирским. Отсек был открытым и мог накрываться брезентовым тентом.

Ходовая часть вездехода ГТТ имела по шесть опорных катков на сторону. Катки имели внешнюю амортизацию в виде резинового кольца по внешней стороне катка. Ведущие колеса с зубчатым венцом располагались спереди. Гусеница состояла из 92 траков, соединенных плавающими пальцами. Натяжение гусениц осуществлялось с помощью подвижного направляющего колеса, расположенного сзади.

Подвеска опорных катков торсионная. Движение на плаву обеспечивалось вращением гусениц и облегчалось специальными съёмными щитками.

Трансмиссия тягача

В качестве силового агрегата на гусеничном вездеходе ГТТ использовался 200-сильный дизельный двигатель модели В6А. Рядный шестицилиндровый двигатель представлял собой половину известного танкового мотора В2. В силу своего танкового происхождения мотор имел комбинированную систему запуска – от электростартера и сжатым воздухом. Расход топлива был достаточно большим – до 110 литров на 100 км.

Двигатель оснащался пятискоростной механической коробкой передач. Для осуществления поворота на вездеходе ГТТ использовалось частичное или полное торможение одной из гусениц при помощи фрикционов. Бортовые передачи оснащались планетарными редукторами. Максимальная скорость не превышала 45 км/час вперед и до 6,5 км/час назад.

Модификации и развитие

Первые годы производство шло ускоряющимися темпами. К середине 60-х годов завод собирал до 120 машин ежемесячно. В конце 60-х годов появляется гражданский вариант вездехода ГТТ – лесосплавная машина. Помимо него, существовала версия ГТТС, оборудованная седельным сцепным устройством от седельного тягача ЗИЛ-157В.

К концу 70-х годов производство ГТТ полностью переводят в Семипалатинск (Казахстан) на филиал Рубцовского завода.

В 90-е годы шли работы по модернизации машины. В частности, установили более экономичный и современный дизель ЯМЗ-238. Машина получила обозначение ГТТБ. Сам двигатель несколько сместили назад, увеличив условия размещения пассажиров. Но благодаря новому двигателю грузоподъемность выросла до 2 500 кг, а максимальная скорость до 50-55 км/час.

В это же время изменили материал амортизирующих колец опорных катков на более износостойкий полиуретан.

В 2007 появился удлиненный вариант с семью опорными катками под обозначением ГТТБУ. В настоящее время производится данный вариант машины.

Цельнометаллические фургоны ГАЗ-2747: обзор

Среди коммерческих автомобилей в особой нише находятся цельнометаллические фургоны, например ГАЗ-2747. Данные машины используются для доставки грузов, пассажиров или применяются для грузопассажирских перевозок. Наибольшую популярность они приобрели при эксплуатации в условиях города, когда крупнотоннажным машинам въезд запрещен, а грузы доставлять надо.

Виды фургонов

В автомобилестроении выделяют универсальные и спецфургоны. Универсальные фургоны зачастую применяют для доставки различных грузов, к транспортировке которых нет особых требований. Такие автомобили могут обеспечить надежную защиту груза от механических повреждений и неблагоприятных погодных условий. Они могут изготавливаться как с тентом, так и как цельнометаллические фургоны, хорошим примером будет ГАЗ-2747.

Спецфургоны в своей конструкции имеют холодильное оборудование для доставки товаров, у которых непродолжительный срок годности, в основном это продукты питания. Спецфургоны возможно использовать и для доставки хлебобулочных изделий, одежды, кондитерских изделий и иных самых различных грузов.

Заводы-производители фургонов

В мировом производстве цельнометаллических фургонов лидируют следующие компании: «Ситроен», «Фиат», «Пежо» и другие зарубежные автоконцерны и заводы. Из российских заводов и компаний, занимающихся производством машин, можно выделить: УаЗ, ГАЗ, МАЗ и ВАЗ. Остановимся более основательно на представителе российских автопроизводителей, а именно на группе компаний ГАЗ.

Цельнометаллический фургон серии 2747 – это еще один вариант изготовления такого типа машин. Давайте остановимся подробнее на технических характеристиках автомобиля ГАЗ-2747. Про него можно сказать, что этот автомобиль относится к фургонам изотермическим с колесной формулой 4 на 2, с общим количеством посадочных мест, равным трем, полная масса машины составляет 3,5 тонны, радиус поворота по оси следа переднего колеса насчитывает пять с половиной метров, применяются шины типоразмера 175 R16, 185/175 R16, транспорт оснащен механической пятиступенчатой КПП, а рулевое управление имеет гидроусилитель.

Автомобиль обладает следующими габаритными размерами:

  • длина — 5,34 м;
  • ширина по зеркалам – 2,005 м;
  • высота — 2,82 м;
  • колесная база – 2,9 м.

У автомобиля ГАЗ-2747 технические характеристики достойные. Машина оснащается бензиновым четырехцилиндровым двигателем внутреннего сгорания модели УМЗ-4216 с системой питания многоточечного впрыска топлива. Данная система, в свою очередь, оснащена микропроцессорной системой зажигания с рабочим объемом 2,890 литра при номинальной мощности. Мощность же составляет 106,8 лошадиных сил и развивает максимальный крутящий момент 0,2205 кНм при 2,5 тысяч оборотов в минуту. В качестве топлива рекомендуется АИ 92-95. Заводом-производителем дается гарантия на два года или 80 тысяч пробега.

Обзор цен

По данным сайта «Авито», стоимость автомобиля ГАЗ-2747 начинается с 90 тысяч рублей и сильно зависит от пробега, состояния и технических характеристик машины. У официальных дилеров стоимость цельнометаллических трехместных фургонов начинается с 1 140 000 рублей.

Кабина ГАЗ-47

Кабина была двухдверной, плюс ещё с люком в задней стенке. Внутри кабины вездехода могли разместиться два человека – водитель и пассажир. За кабиной, в транспортном отделении могли расположиться на лавочках десять человек или тонна грузов.

Обогрев кабины в условиях зимних холодов осуществлялся вращением тепловентилятора от ГАЗ-66, лопасти которого имели загнутую в противоположную сторону форму. Благодаря этому при вращении они не выталкивали через систему радиаторов из кабины нагретый воздух, а засасывали туда наружный холодный, который нагревался от теплоты радиаторов.

Кроме того, имелась система отопления не только кабины, но и платформы, и на лобовое стекло кабины подавался поток горячего воздуха.

Управление вездеходом осуществлялось «по-танковому» – водитель просто манипулировал двумя рычагами, при помощи которых подключаются бортовые фрикционы и тормоза. В тех случаях, когда по каким-либо причинам внутрь корпуса машины попадала вода, её удаление выполнялось специальным ручным насосом. Рычаг для использования этого устройства находился внутри кабины, впереди от правого сиденья.

Новое поколение

В апреле 2013 года на главном конвейере Горьковского автомобильного завода началась сборка «Газели» последней модификации, разработанной на базе модели ГАЗ-2705. Новый автомобиль унаследовал от предшественника только раму с лонжеронами, пятискоростную коробку передач и задний мост. Все остальное было создано с «чистого листа». Кабину укрупнили, внутри стало просторнее. Интерьер кардинально изменился, появились новейшие приборы — главным из них стала навигационная система, которая может служить помощником для выбора оптимального маршрута в непростых городских условиях.

16 сентября 2013-го на Международной ярмарке GAS SUF Горьковский автозавод представил еще одну новую модель — «ГАЗель-Бизнес CNG», которая отличалась уникальной силовой установкой. На автомобиле стоял битопливный двигатель марки УМЗ-421647. Система питания мотора делится на два независимых модуля: первый — это питание обычным порядком, карбюратор и бензин АИ92, а второй — сжатый (но не сжиженный) природный газ метан. Преимущество такого разделения очевидно, поскольку существенно повышается автономность автомобиля, его независимость от внешних факторов. Заправляться можно в два раза реже, и к тому же газ метан намного дешевле бензина.

Корпус

В основе транспортера ГАЗ-71 находится стальной корпус, сваренный из листов различной толщины. Корпус герметичен, что позволяет машине преодолевать водные преграды без специальной подготовки.

Корпус разделен на три отделения:

  • кабина;
  • моторный отсек;
  • грузовая платформа.

Моторный отсек отделен от кабины и грузовой части транспортера стальными переборками. В переборках имеются съемные люки, предназначенные для обслуживания силового агрегата. В моторном отсеке установлена помпа, предназначенная для откачивания попадающей при преодолении водных преград жидкости.

Доступ в кабину осуществляется через распашные боковые двери или через два люка, выполненных в крыше. Грузовая платформа выполнена непосредственно в корпусе транспортера. Для облегчения разгрузки и погрузки верхняя часть заднего борта выполнена откидной.

По бокам платформы имеются откидные полумягкие сидения. Сверху платформа закрывается брезентовым тентом, установленным на дугах. Для обогрева внутреннего объема грузового отсека применяется отдельный обогреватель жидкостного типа.

Трансмиссия

Некоторые технические данные транспортера:

  • коробка скоростей четырехступенчатая, механическая, синхронизаторы стоят на третьей и четвертой передаче, задний ход с пониженным передаточным числом;
  • коробка раздаточная двухвального типа, с двумя передачами;
  • главная передача – конические шестерни в алюминиевом картере;
  • карданная передача – вал на игольчатых подшипниках;
  • фрикционы сухие, многодисковые, ведущих 10, ведомых 9 штук;
  • тормозные механизмы ленточные, медно-асбестовые, диаметр барабана – 294 мм, ширина прижимной ленты – 120 мм;
  • передачи бортовые одноступенчатые, с цилиндрической шестерней.

Применение стали Гадфильда

Сталь Гадфильда применяется во многих отраслях производства, так как обладает весьма важными и полезными качествами. При изготовлении изделий из этого материала можно быть уверенным, что он не подведёт, так как прочность и другие положительные качества стали Гадфильда неоспоримы. Высокая износоустойчивость и прочность напрямую повлияли на популярность этого материала. Различные предприятия, занимавшиеся изготовлением разными видами изделий, применяли этот материал, так как именно эта сталь могла обеспечить необходимую прочность продукции.

Поэтому совершенно неудивительно, что сталь Гадфильда применяется в изготовлении огромного количества разнообразной продукции. С её помощью изготавливаются траки гусениц танков (как было уже упомянуто выше), машин, тракторов, рельсовые крестовины, щёки дробилок, стрелочные переводы, которые способны осуществлять работу в тяжёлых условиях истирания и ударных нагрузок. К тому же именно сталь Гадфильда используется для изготовления оконных решёток для тюремных учреждений.

Кстати, насчёт последнего пункта можно сказать интересный факт. Дело в том, что использование стали Гадфильда для изготовления оконных решёток для тюрем, в шутку называют издевательством по отношению к заключённым. Дело в том, что классический побег предполагает использование ножовки, которой перерезают металлическую решётку, после чего можно совершать побег. В истории зафиксировано огромное количество таких побегов по банальному сценарию с использованием ножовки для резки металла. Кстати, интересный факт: по сведениям тюремных надзирателей, именно ножовки занимают первое место в топе предметов, которые тайком пытаются пронести заключённым их друзья и близкие.

И если в случае использования ножовки по отношению к обычным оконным решёткам, у заключённых ещё были кое-какие шансы для спасения, то использование стали Гадфильда их просто не оставляет. Дело в том, что эта сталь, в отличие от других, обладает очень интересным свойством, которое заключается в том, что в процессе резания прутьев решётки происходит сильный наклёп поверхности, на которую оказывается воздействие. Это влияет на упрочнение стали, на увеличение её твёрдости до твёрдости самой ножовки и даже выше. В результате этого даже не стоит надеяться на положительный результат такого тщетного предприятия.

Последние статьи

  •   8 гаджетов, которые захочется приобрести себе или в подарок сегодня, 00:16
  •   6 небоскребов мира, которые уже «царапают» небо и пробились выше облаков 13.05.2020, 23:20
  •   Гладиаторы в Древнем Риме: был ли у них шанс выжить на арене 13.05.2020, 22:17
  •   9 причин не выбрасывать белые пакетики из обувных коробок 13.05.2020, 21:01
  •   Как наесться на завтрак без боязни поправиться и быть бодрым и полным сил весь день 13.05.2020, 19:06
  •   Двусмысленное значение некоторых жестов, или Как не попасть в неприятную ситуацию за границей 13.05.2020, 18:20
  •   7 проектов СССР, которые оказались слишком амбициозными, чтобы воплотить их в жизнь 13.05.2020, 16:38
  •   Можно ли осуществлять зарядку АКБ без отсоединения клемм и не снимая с машины 13.05.2020, 14:56
  •   По какой причине в Советском Союзе не выпускали легковушек с дизельными двигателями 13.05.2020, 13:17
  •   Почему маленькие кухни в «хрущевках» стали удобными для современных людей 13.05.2020, 11:46

Все статьи

О предприятии-изготовителе

Завод гусеничных тягачей в городе Заволжье Нижегородской области был основан в 1949 году, в качестве Ремонтно-механического завода, по ремонту строительной техники: бульдозеров, тракторов, экскаваторов и прочей.

Во годы возведения Горьковской ГЭС предприятие освоило выпуск металлоконструкций, нужных для этой стройки; а во время строительства и запуска химзавода в Дзержинске – производство сосудов высокого давления.

Когда пошло активное освоение месторождений Крайнего Севера и Сибири, активное развитие нефтегазового комплекса страны, потребовалось в условиях полного бездорожья, экстремальных перепадов температур, непроходимых болот перемещать громадное количество грузов, доставлять бригады геологов, нефтяников и газовиков к месту работы.

Для решения этих важных задач с 1967 года на заводе было запущено производство гусеничных транспортёров. Предприятие также ввели в состав Горьковского автомобильного завода. Первой моделью, запущенной в серийное производство, стал вездеход ГАЗ-71 (ГТ-СМ). Эти первые снегоболотоходы обладали грузоподъёмностью в одну тонну и оснащались ещё бензиновыми карбюраторными двигателями модели 3М3-66. На ГАЗ-34039 им на смену придут более экономичные дизельные моторы, хорошо известные по «народным» тракторам МТЗ-80/82.

С 1993 года Заволжский завод гусеничных тягачей предприятие становится акционерным обществом. На следующем этапе своего развития предприятие вошло в состав дивизиона «Спецтехника» «Группы ГАЗ», продолжая производство вездеходных транспортных средств для нефтегазовой отрасли России. В 2012 году было учреждено совместное предприятие с международной машиностроительной корпорацией Terex. Завод относится к компании «РМ-Терекс» холдинга «Русские Машины».

В 2007 году, в рамках национального проекта «Здоровье», заводом была разработана вездеходная «скорая помощь» на базе снегоболотохода ГАЗ-34039. Спецмашина полностью оборудована для проведения неотложных лечебных мероприятий силами врачебной бригады, для транспортировки пациентов и мониторинга их состояния.

В 2010 году предприятие освоило производство новой модели гусеничного снегоболотохода ГАЗ-34039, получившей дополнительное наименование «Ирбис». Отличительными особенностями данного варианта снегоболотохода от классической модели являются объёмный монокузов, большее количество посадочных мест (12, включая водителя), более комфортабельный салон. Другой новинкой завода стал двухзвенный гусеничный снегоболотоход.

Это интересно: Технические характеристики грузового автомобиля ГАЗ-3309 и его модификаций — изучаем суть

Модификации гусеничного вездехода ГАЗ-71

ГТ-СМ можно назвать базовой машиной, на основе которой стали разрабатываться новые модификации и специальные транспортные средства.

Вездеход ГАЗ-71 на службе у охотоведов

Дальнейшим развитием базовой модели стал вездеход ГАЗ-3403. Он получил более емкие топливные баки (93 литра вместо 75), новые тормозные ленты, также изменения были внесены в ходовую систему машины. ГАЗ-3403 выпускался с несколькими видами тента кузова. На базе этого вездехода было разработано несколько видов специальных транспортных средств. Все машины, созданные на базе ГАЗ-3403, имели КПП и раздатку от грузовика ГАЗ-66.

Наиболее известной и массовой модификаций ГТ-СМ стал дизельный вездеход ГАЗ-34039, производство которого продолжается и сегодня. Он получил более мощный и экономичный дизельный двигатель с турбонаддувом Д-245 и новую коробку передач. Точно такой же мотор устанавливается на грузовом автомобиле ЗИЛ-5301 «Бычок». Сцепление и КПП с пятью передачами были взяты от грузовика ГАЗ-33104 «Валдай». Благодаря таким нововведениям грузоподъемность вездехода повысилась до 1,5 т. ГаЗ-34039 можно от базовой модели можно отличить визуально: его воздухозаборник перенесен на левую сторону.

Для армии на базе ГАЗ-71 была создана модификация ГТ-МУ. Это авиадесантируемый вездеход с уменьшенными размерами и бронированным корпусом. Машина получилась очень маневренной, с невероятно живучим корпусом, но с быстрым износом гусениц и ходовой части из-за сильно возросшей массы бронированного корпуса. По этой же причине удельное давление гусениц на грунт увеличилось до 0,24.

Толщина брони составляет 4-6 мм, вездеход получил триплексы и фильтровентиляционную установку. Несколько изменилась и ходовая часть по сравнению с базовой модификацией – количество опорных катков уменьшилось до 5 штук на каждый борт. На базе ГТ-МУ было разработано несколько специальных машин для армии, включая артиллерийский тягач, санитарную машину и вездеход для химической разведки.

АТ-Т и «Харьковчанка»

В годы Великой Отечественной войны в СССР появились новые артиллерийские орудия большого калибра, и для их перемещения потребовались особые машины. В 1947 году на Харьковском машиностроительном заводе были собраны первые экземпляры тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. 20-тонная машина оснащалась двигателем от танка Т-34 и могла тащить за собой прицеп массой 25 тонн, перевозить 4 человека в кабине и еще 16 в кузове.

Помимо перевозки мощных артсистем, АТ-Т использовались как инженерная машина и носитель радиолокаторов. Кроме военных, тягач был просто незаменим для геологов, работающих в Сибири. А в 1956 году АТ-Т попали на Антарктиду. Машины участвовали в составе экспедиции, где хорошо себя проявили.

В дальнейшем военный тягач был существенно модернизирован и под именем «Харьковчанка» стал одним из самых надежных транспортных средств в самом холодном месте планеты. А в конце декабря 1959 года колонна из трех советских машин и вовсе добралась до Южного полюса.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.