Харакири и сеппуку (разница): безумие или верность традициями?

Алан-э-Дейл       10.09.2023 г.

Оглавление

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.

Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.

  • Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.

Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы

Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание

Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.

Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.

Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее. Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи. Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.

Сравнение

Данные термины имеют, по сути, одинаковый смысл. Харакири и сеппуку даже обозначаются на письме одинаковыми иероглифами, но в разном порядке. В слове сеппуку первым идет иероглиф, обозначающий глагол «резать», второй иероглиф читается как «живот». Харакири обозначается теми же символами, но в другой последовательности. Данный термин несет чисто бытовой, а порой даже уничижительный оттенок. Сеппуку же подразумевает под собой ритуальный уход из жизни, совершенный по всем правилам кодекса самурая. Таким образом, слово «харакири» употребляется преимущественно в разговорной речи, в то время как «сеппуку» является его письменным аналогом. Европейцы чаще используют термин «харакири», потому что он кажется им более благозвучным.

В кодексе поведения самурая прописано, что сеппуку – это вид ритуального самоубийства, являющийся самым достойным способом ухода из жизни. Обряд должен быть совершен по всем правилам. Целью проведения ритуала служит демонстрация чистоты намерений и помыслов для самооправдания перед людьми и небом. К примеру, если в процессе боевых действий погиб хозяин самурая, то проведение сеппуку станет лучшим доказательством его верности и преданности. Данный обряд также мог применяться как способ казни посредством обезглавливания.

В 1968 году ритуал харакири, или сеппуку, был официально запрещен законом, однако по сей день встречаются случаи подобных самоубийств

Ведь для японцев жизнь – неизбежный предвестник смерти, им важно покинуть этот мир красиво и эффектно. И даже проснувшись солнечным утром, они стараются провести этот день так, как если бы он был последним

http://www.syl.ru/article/335647/seppuku-i-harakiri-raznitsa-i-znacheniehttp://jamato.ru/samurai/41-kharakiri-i-seppuku-chto-eto-i-chem-otlichayutsyahttp://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-xarakiri-ot-seppuku/

Самураи предпочитали спать друг с другом

Порой из существования в самурайском сословии явления под названием «сюдо» делают широкие и далеко идущие выводы. Кто-то умиляется широте взглядов, кто-то проходится на тему «да они же там все…».

На практике это явление существовало и было достаточно обычным — но никоим образом не было общепринятым и тем более «обязательным». Японцы просто полагали и полагают сие явление одной из обычных сексуальных практик.

Распространению сюдо способствовал идеал мужской внешности, восходящий ко всё той же аристократии кугэ и далее к образцам китайского образованного сословия. Настоящий мужчина, в японском понимании, — не брутальный мужик, а утончённый и высококультурный аристократ. По внешности которого не всегда понятно, какого он пола.


Мужчина и юноша

Самураи были людьми суровыми, но эта эстетика влияла и на их вкусы. Ну а распространённость подобных отношений в буддистских монастырях (как в любых иных монастырях, и вообще местах постоянного обитания людей одного пола) передавалась через духовных наставников бравым воинам.

Но общепринятой крепкой мужской скрепой самурайства сюдо не был. Что не мешало этой традиции шокировать даже по-средиземноморски привычных к разному испанцев и португальцев.

Истории кроваво ритуала

Историки говорят, что харакири, как ритуал самоубийства, вскрытия живота соотносится по времени становления философии буддизма, догм бренности бытия, всего существующего на земле. Согласно устоям буддизма, в центре живота распускается душа человека, его сущность. Никогда в сердце, голове, иной части тела.

Существует 3 способа популяризации данного способа суицида:

  • самурай демонстрировал чистоту своей души и помыслов, его намерения незапятнанны позором, необоснованными обвинениями и он прав;
  • таким способом самурай способен оправдаться сразу между небом – людьми в своих поступках, делах, собственных решениях;
  • но нередко практика такого убийства от своей руки обусловлена постоянным ношением с собой боевого оружия – это помогало на поле битвы быстро умереть.

Сам ритуал сепуку пик популярности завоевал в средневековье. В 1156 году дайме из Минамото впервые совершил собственноручно харакири в истории. Причина проста как мир – плен, который расценивался как высшая степень позора. Тогда все больше воинов и знати применяли сам обряд в критических ситуациях. Его даже прописали как пункт военного кодекса чести самурая – Бусидо.

Постепенно, с приходом реформ в период правления Мэйдзи представленные ритуальные самоубийства прекратили свое существование на законодательном уровне

На уровне культурного наследия ритуал сегодня, завтра, вчера занимает немаловажное место

Известные японцы, совершившие харакири

В 1868 году проведение сэппуку попало под запрет. Последним случаем считается харакири, совершённое генералом Японской империи Ноги Марэсукэ после смерти императора Мэйдзи. Он не только вспорол себе крестообразно живот, но и перерезал себе гортань. Вслед за ним совершила дзигай его жена.

47 ронинов

История 47 ронинов – это известное каждому японцу предание XVII века, ставшее основой для многих других произведений. В нем говорится, что господин Асано-Такуми-но-Ками был спровоцирован на конфликт при дворе и приговорён к сэппуку. Чтобы отстоять честь покойного, 47 его верных самураев стали ронинами (воинами без хозяина), расправились с виновным в смерти их господина придворным, после чего совершили харакири. Сейчас их останки покоятся в монастыре Сэнгаку-дзи и являются объектом поклонения.

Юкио Мисима (урождённый Кимитакэ Хираока)

Японский писатель послевоенного времени трижды номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Его роман «Золотой храм» считается самым читаемым японским произведением в мире. Юкио совершил самоубийство 25 ноября 1970 года после неудачной попытки государственного переворота на военной базе в Итигае. Его друг Масакацу Морита не смог с нескольких попыток обезглавить тело, передал меч другому члену «Общества щита» и только тогда писатель был избавлен от мучений.

Идеология сеппуку

Интересно, что имели важное идеологического значение сеппуку и харакири. Определение этих способов самоубийства сводилось к тому, что первоый ритуал полностью соответствовал догматам буддизма, распространенного в Японии

Он подтверждал идею о бренности и сущности земного бытия и непостоянстве всего, что происходит в человеческой жизни.

Примечательно, что в буддийской философии центр жизнедеятельности концентрировался не в голове, как во многих других религиях, а как раз в животе. Считалось, что именно там находится усредненное положение, которое способствует гармоничному развитию человека, его уравновешенному состоянию.

Как следствие, вскрытие живота методом сеппуку самураи осуществляли, чтобы продемонстрировать чистоту своих помыслов и устремлений. Доказать свою внутреннюю правоту, окончательно оправдать себя перед людьми и небом.

Бусидо – кодекс чести самураев

Процесс самоубийства вследствие вонзания кинжала в область живота тесно связан с бусидо — кодексом чести самураев. Тогда было принято считать, что при помощи отхода в мир иной самураи избегают бесчестья и нежелательности пленения, которые отразятся на репутации тех или иных воинов. Вслед за тем, как сеппуку начало свое распространение, проштрафившимся самураям разрешалось убивать себя самостоятельно.

Кроме того, самураи обладали правом требовать назначения сеппуку для своих врагов. В результате чего они могли вымещать всю свою ярость. При этом для остальных людей это могло бы выглядеть так, что благородному самураю хочется, чтобы душа грешника могла спастись и переродиться. Кроме того, кодекс самурайской чести обозначал, что главной целью ритуального самоубийства было продемонстрировать Небесам свои благие намерения. Например, в сражении убили вассала. Тогда его подчиненному может прийти идея совершить обряд харакири, чтобы доказать свое преданное отношение к правителю и пр.

Сеппуку и харакири: разница в трактовке

Говорят, что истинное отличие между двумя терминами, означающими самоубийство специальным холодным оружием, может определить только настоящий японский самурай. Но мы в данной статье попробуем описать сеппуку и харакири. Разница между этими понятиями все же должна существовать!

Древний обычай

Ритуал самоубийства самураи применяли еще в глубокой древности. Происходило это по различным причинам. К примеру, если воин допустил гибель своего хозяина (дайме), чувствовал себя лишенным чести. Совершая сеппуку (сэппуку), самураи показывали свою храбрость и верность сюзеренам, пренебрегали, таким образом, смертью и чувством страха. В средневековой Японии сеппуку могло совершаться не только добровольно, но и по приговору, как своего рода наказание. А в том случае, если человеку, совершающему ритуал, по каким-то причинам не доверяли, специальный кинжал (кусунгобу) мог быть заменен на веер, которым самурай касался своего живота, а в это время помощник (кайсякунин) производил обезглавливание мечом.

Сеппуку и харакири. Разница в прочтении

Поиски истины для западного человека, не привыкшего к традициям Востока, осложняются еще и тем, что фактически оба слова обозначаются одними и теми же иероглифами, только поменявшимися местами. В Японии существует два способа прочтения иероглифической азбуки: верхний и нижний. Отсюда у сеппуку и харакири разница в прочтении. По верхнему трактовка такова: внутренности/вспарывать (seb-puku). По нижнему: читается, как вспарывать/живот (hara-kiri). Присутствует и смысловое отличие в трактовках сеппуку и харакири. Разница такова: харакири — более общий термин, который японцы употребляют в разговорной речи. Он, скорее, означает любое самоубийство путем применения холодного оружия (а еще и в переносном смысле, к примеру, суицид для смертника-террориста).

Книжный стиль

Сеппуку — скорее, книжный термин, и так называемый высокий штиль. Он подразумевает сугубо ритуальное самурайское самоубийство, которое исполнено с соблюдением всевозможных условностей, характерных для действа. Таким образом, разница между харакири и сеппуку наблюдается в том, что первый термин обобщает, а второй — более конкретизирован.

Еще немного истории

Ритуал суицида обладает многовековой традицией. Еще два тысячелетия тому на Курилах и Японских островах, в Монголии и Манчжурии применялись подобные действа. Сперва ритуал выполнялся исключительно по своей воле. Затем, спустя несколько веков, стал применяться в качестве наказания по приказу свыше. Среди воинской аристократии в Японии Средних веков обычай получил широчайшее распространение. Некоторые историки объясняют данный факт тем, что в тогдашней Японии не было тюрем, а существовали всего два вида наказаний: за мелкие нарушения — телесное битье, за крупные — смерть. Также ритуал был чуть ли не единственным вариантом смыть с себя позор и доказать честность своих намерений. А понятие чести высоко ценилось среди самураев.

Тайный смысл

Харакири и сеппуку: разница существует и в тайном смысле действия. Исторический интерес представляет тот факт, что обряд сеппуку выполняется при помощи вскрытия именно живота. По мнению ученых-исследователей, такой жест символизирует обнаженность души (а живот традиционно воспринимается как вместилище жизненной энергии, которая улетучивается при вскрытии). Иногда самураи могли быть не согласны с предъявленными обвинениями и оглашенным приговором. Таким образом, вспарывая живот, человек показывал чистоту своих помыслов, открытость души, а соответственно и свою невиновность.

Сила и мужество

Сам обряд требовал от самурая недюжинной силы и мужества, так как область кишечника — традиционно болевая зона. Удар должен был быть точным и не слишком глубоким, чтобы не нанести вреда позвоночнику. Особым проявлением мужества считалось сохранить во время процесса улыбку на лице. Известны случаи, когда самурай писал предсмертные стихи собственной кровью. Позднее выполняющему ритуал разрешалось наваливаться на нож, а не делать Х-образный надрез. Еще позже, чтобы человек не потерял над собой контроль во время суицида, специальный помощник мечом отрубал голову самураю.

Харакири

Это слово японцы используют в повседневной разговорной речи (кстати, оно и в русском языке прижилось). Оно обозначает простое самоубийство, вспарывание живота без ритуала. Так все же, в чем разница между сеппуку и харакири? Можно сказать и другими словами: харакири делали простолюдины, а сеппуку — самураи, хотя, по сути своей, это очень сходные понятия.

Who Performs Harakiri?

The first recorded harakiri was in the year 1180 during the Battle of Uji in the Genpei War. Poet and warrior Minamoto no Yorimasa cut open his own stomach after he was defeated by the Taira clan to avoid falling into their hands. Since then, harakiri was an act committed during feudal and wartime, mainly by samurai, to avoid enemy capture and possible torture. It was seen as a more honorable course of action. Harakiri was also a means of capital punishment forced onto samurai by feudal lords for serious offenses. Samurai were also known to commit harakiri for causing great shame to themselves, and they would also use it as a form of protest at the feet of feudal lords for certain decisions and actions. 

The wives of samurai were also known to commit their own form of ritual suicide after their husbands performed harakiri. Their motives were also to avoid capture and to retain a sense of honor.  

In modern Japan, other means of ritual suicide such as hanging, setting oneself on fire, and jumping in front of speeding trains have been employed. The motivations behind these forms of harakiri are usually based on shame, failure, and protest.     

История и описание кусунгобу

Япония всегда считалась страной, в которой для каждой сферы жизни создавались свои законы и обычаи. Они регламентируют правила поведения человека. Прародителем кусунгобу является клинок танто. Боевой нож самураев использовался для ритуального самоубийства на поле боя.

Сеппуку для самурая являлось последним оправданием перед небом и людьми. Этот обряд доказывал внутреннюю правоту и мужество перед лицом боли и смерти. Инструментом для самоубийства стал специальный инструмент кусунгобу.
Он не имел цубы, аналога европейской гарды. Его размеры составляли примерно 29-30 см в длину. Нож имел тонкое острие, чтобы произвести сильный и резкий удар, для вспарывания живота. Заточку клинок имел одностороннюю, а само лезвие с небольшим изгибом.

Символом смерти в Японии считается белый цвет. В соответствии с этой традицией ножны выполнялись в светлых тонах.

Но иногда признанные мастера отступали от этого правила и выполняли токонама (футляр для ножа) из тёмных пород деревьев.

Рукоять изделия имеет прямое крепление к хвостовику. Применялся метод всадного монтажа с дополнительной заклёпкой. Нож кусунгобу создавался специально для ритуала сеппуку. Для выполнения его в соответствии со всеми нормами кодекса бусидо.

Процесс должен был выглядеть красиво и эффективно. Уходя из жизни таким образом, самурай рисковал всадить нож глубже, чем следует. Но длина кинжала была чётко рассчитана, чтобы не достать до позвоночника. Иначе блестящий уход мог превратиться в падение.

Распространённость[править]

Для японцев ежедневное харакири является таким же естественным занятием, как умывание, чистка зубов, посещение туалета, перекур и т. п.

  • В рамках национальной кампании против курения японские корпорации переоборудуют курительные комнаты в комнаты для осуществления харакири. Для японских служащих считается нормальным совершить за день несколько быстрых харакири в перерывах между делами.
  • Для укрепления корпоративного духа и создания единства руководства и подчинённых начальники каждое утро совершают короткое пятиминутное харакири вместе с подчинёнными, попутно обсуждая текущие задачи и проблемы.
  • Обдумывая свои проблемы или планы, японские служащие нередко задумчиво и неспешно проделывают небольшие харакири прямо на рабочем месте.
  • Нередко в японской прессе проскакивают сообщения об очередном случае совместного харакири, произведённого крупным начальником из числа сотрудников какой-либо корпорации и его секретаршей.
  • Во всех государственных учреждениях Японии для служащих, помимо возможности произвести несколько коротких харакири за день в специально отведённой комнате, существует обязательный часовой перерыв на харакири.
  • Олимпийский комитет Японии внес в МОК предложение о внесении фигурного харакири в программу олимпийских игр. С этой целью делегация МОК была приглашена в Японию на показательные выступления сильнейших харакиристов. Вердикт МОК был короток и суров: «Нет уж, нахер такое». Тогда японцы предприняли попытку увлечь этим видом спорта жителей Северной Кореи, но Ким Чен Ын сказал примерно то же самое, что и представители МОК, да еще и пригрозил атомной бомбой. В результате этот красивый и мужественный вид спорта так и не вышел за границы Японии.
  • После работы японцы нередко посещают близлежащие бары, где имеются все возможности для комфортного и неспешного харакири в компании коллег под распитие сакэ, уже подогретого первыми посетителями этих заведений.
  • В школах уже в младших классах проводятся специальные уроки, на которых учеников обучают правильному (т. н. каллиграфическому) искусству харакири.
  • Общественный транспорт и автомобили в Японии оборудованы встроенными средствами для харакири, чтобы уставшие за день работники имели возможность снять стресс уже в дороге.
  • Публичные места также оборудованы небольшими кабинками, где каждый желающий может уединиться и спокойно совершить харакири.
  • Аналогичные кабинки распространены и на улицах крупных городов, например, Токио-3, где они зачастую совмещены с туалетными и телефонными кабинками с доступом в Инфернет и возможностью приёма и отправки факсов.
  • Хорошим тоном считается дарить знакомым наборы для харакири на ежегодный праздник цветущей сакуры и Новый Год.
  • Подарить низкокачественный, дешёвый набор, которым можно сделать только некрасивое, неаккуратное и болезненное харакири, в Японии считается большим оскорблением и лишним поводом к харакири.

Что такое

Сэппуку (менее формально Харакири) – это форма ритуального самоубийства, которая практиковалась среди самураев и даймё (элита среди самураев) в Японии.

Как правило, самоубийство заключалось в разрезании живота коротким мечем, что в свою очередь считалось мгновенным освобождением духа самурая и переход к загробной жизни.

Само слово «сэппуку» происходит от слов «сэцу» — «вырезать» и «фуку» — смысл «живот».

Харакири или сэппуку? В чем разница?

Сэппуку – это сугубо ритуальное самоубийство, так сказать красивая смерть для элиты. Харакири, это фактически тоже самоубийство, только лишенное различных ритуалов и условностей.

Почему самураи совершали сэппуку (харакири).

Самураи совершали ритуальные самоубийства по целому ряду причин. В соответствии с бусидо, самурайским кодексом поведения, мотивы для самоубийства могут заключать в себе личный стыд из-за трусости в бою, стыд за бесчестный поступок, совершенное предательство или потеря спонсорства от даймё.

Часто самураи, которые потерпели поражение в бою, но остались живы, совершали самоубийство ради восстановления собственной чести.

Стоит отметить, что это влияло не только на репутацию самого самурая, но и на всю его семью и их положение в обществе.

Ритуал сэппуку (харакири).

Самой распространенной формой сэппуку был один горизонтальный разрез живота. После чего, если позволяли обстоятельства. Друг или слуга самурая совершающего сэппуку, избавлял последнего от страшных предсмертных мучений с помощью ритуального отсечения головы. Следует отметить, что даже этот процесс обезглавливания имел определенные значение. Удар мечем, должен был быть проведен мастерским образом, так что бы осеченная голова упала вперед, но все, же осталась висеть на лоскутке кожи (не упала на пол).

Были и более болезненные варианты сэппуку, когда нужно было делать 2 разреза, вертикальный и горизонтальный или в виде буквы «Х».

Сам ритуал и приготовление к нему, это очень тонкая и сложная восточная тематика. Человек, готовящийся к сэппуку, по судебному решению или собственному выбору готовился к смерти очень основательно. Самурай одевался в красивую одежду, после чего садился на специально постеленную ткань. Там он писал стихотворение о смерти, после чего открывал верхнюю часть кимоно и наносил себе смертельный удар в живот.

Обычно, ритуал сэппуку (харакири) проводился перед зрителями, которые становились свидетелями последних моментов жизни самурая и процесса восстановления его чести.

Совершали ли женщины сэппуку?

Да, ритуальное самоубийство не было исключительно мужским «делом». Многие женщины из класса самураев совершали самоубийство в том случаи, если их муж погиб в бою. Так же известны случаи, когда женщины, заканчивали жизнь при помощи сэппуку, находясь в осажденном замке, таким образом, они избавляли себя от участи быть изнасилованной, когда замок падет.

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми: VK

Как выполняется харакири ?

Наиболее широко используемый метод харакири происходит путем разрезания своего желудка острым коротким лезвием (短刀, танто ) слева направо. Часто это были публичные выступления перед зрителями. 

Харакири  был стандартизирован в период Эдо (1600-1867). Самурай сначала принимал последнюю ванну. Затем одевал платье смерти (белые одежды 死装束, shini-shōzoku ), и приступал к трапезе за столом полным восхитительной пищи , которая будет служить в качестве последнего приема пищи. После того, как он закончил есть, он брал свое короткое лезвие и обматывал лезвие тканью, чтобы не порезать руку, когда брался за него. Затем, отложив короткое лезвие в сторону, он садился писать свое предсмертное стихотворение (辞世, jisei ), выпивая церемониальную чашку сакэ .

После того, как подготовка к смерти была завершена, самурай отправлялся на место казни вместе со своим помощником — обычно одаренным фехтовальщиком. Зрители наблюдали, как самурай опустился на колени, вытащил свой короткий клинок и воткнул его себе в живот, разрезая его слева направо. После большого кровопролития помощник вытаскивал свой собственный меч и обезглавливал самурая.

С годами харакири стал настолько ритуализированным, что обезглавливание часто происходило до того, как самурай успевал вытащить свой меч. В конце концов, самоубийственное разрезание живота стало больше символическим жестом с упором на казнь через обезглавливание.

Что касается женского харакири, выполняемого женами самураев , они часто связывали колени вместе, чтобы при обнаружении их тел они сели в вертикальном и достойном положении, называемом 正 座 ( сэйдза ). Затем они перерезали себе шеи коротким лезвием, чтобы обеспечить быструю смерть до прибытия врагов.      

Различия ритуалов харакири и сэппуку

Для понимания отличий разберем буквальный перевод каждого слово. «Харакири» переводится как «резать живот» и состоит из двух иероглифов. Иероглиф «хара» в переводе «душа, смысл» и означает намерение. Сэппуку пишется такими же иероглифами, но в другой последовательности. По своей сути слова являются синонимами и обозначают одно и то же.

Некоторыми непосвященными людьми считается, что «харакири» является бытовым разговорными и уничижительным выражением. Поэтому возникло такое мнение, что «сэппуку» – это ритуал, проведенный по всем правилам, а харакири – это просто самоубийство путем вспарывания живота мечом.

Однако, суть в том, что «суппуку» используется в официальных источниках и речи, а «харакири» в разговорной речи. Сами японцы никакого иного смысла в оба слова не вкладывают и оба понятия обозначают одно и то же.

Еще одно отличие в том, кто проводил эти ритуалы. Харакири прижилось в разговорной речи именно потому, что его проводили простолюдины, тогда как сэппуку – это ритуал для высшего сословия.

Поэтому представлялся ритуал сеппуку с большим официозом и торжественностью. А харакири проводилось без особой помпезности, а сэппуку часто окрашивалось в поэтические тона и преподносилось, как героический акт.

Ритуальное самоубийство сэппуку проводилось в соответствии с четкими правилами. Использовалось личное оружие самурая, которые он получил при вхождении в члены военного сословия самураев.

Японский нож для харакири.

Основные моменты проведения ритуала:

в торжественной обстановке, специальных одеяниях воин находится в определенной позе; ему подают любимое блюдо, ритуальное оружие при этом уже готово; одеяния снимает так, чтобы оголить живот; очень важно, чтобы самурай при проведении ритуала оставался спокойным и достойно выполнял весь ритуал, чтобы сделать его как можно более красивым. Если он терял самообладание, это считалось большим позором

Чтобы сделать смерть как можно более красивой и достойной, с развитием ритуала ввели роль кайсякунина – помощника самурая, который отрубал самураю голову, и этим помогал избежать позора; живот разрезался крестом в два движения: слева направо от одного бока к другому, а затем от груди до пупка. Также, практиковалось разрезание крест-накрест; затем, ударом меча, кайсякунин отрубал голову подсудимому. Чтобы избежать неэстетичной картины, когда голова катится по полу, помощник должен был проявить высшее мастерство, оставив голову висеть на полоске кожи; кайсяку, полоской белой кожи, протирал меч и убирал его в ножны. Голову показывали собравшимся, а тело накрывали куском белой ткани.

Этическая аспект ритуалов

Уход из жизни считался крайне важным процессом, так как японцы верили в многократное переселение души

Поэтому важно было достойно уйти из жизни. При этом, ритуал являлся возможностью спасти свою душу, если самурай провинился в чем-то, нарушив кодекс бусидо, распоряжение господина или императора, допустил недостойное поведение

Основными причинами проведения ритуала становились:

  • следование за господином – если умирал сюзерен, самурай следовал за ним;
  • осознание ответственности за наступившие последствия после его действий/бездействий;
  • добровольный уход из жизни в силу противоречия чего-то собственным убеждениям;
  • невозможность передать своему врагу всю свою ярость;
  • из-за финансовых проблем или социальной несостоятельности;
  • совместный уход из жизни парой из-за невозможности быть вместе;
  • в тяжелой обстановке во времена военных действий, голода и т.д.

Современное отношение

Постепенно закрытая от других стран Япония начала меняться. Поменялись и взгляды на смерть. В обществе остались очень сильные традиции самураев. Люди их сильно почитали. При этом харакири и сэппуку стали проводиться только представителями высшей знати.

Современный японский нож.

Кодекс чести бусидо теперь был принят только среди высших офицеров японской армии. Еще в период Второй мировой войны, ритуалы сэппуку были нередки. Японцы не сдавались в плен и делали себе сэппуку, чтобы избежать позора.

На государственном уровне этот ритуал был запрещен в 1968 году, но и по сей день, истинные потомки самураев следуют кодексу бусидо и оканчивают жизнь с помощью сэппуку.

Японские женщины также проводили ритуальное самоубийство. Они не вспарывали себе живот, а вскрывали вены на шее или вонзали нож в сердце. Кайкэн преподносил в дар своей супруге жених. Иногда, если насильно дочь выдавали замуж за японца, мать могла отдать свой кайкэн, если дочь желала окончить жизнь до замужества.

Происхождение[править]

Некоторые учёные придерживаются точки зрения, что первоначально ритуал харакири был тесно связан с сионистской культурой Преведа

Первоначально харакири практиковалось только самураями и представляло собой ритуал, имевший практическое значение — уменьшение численности населения страны, чтобы в тесной Японии освободилось хоть немножко места и туда смогли приехать богатые туристы и недорогие украинские гастарбайтеры

И те, и другие вносили посильный вклад в экономику и генофонд Японии, поэтому харакири стало сперва делом государственной важности, а позже — национальным проектом и национальной идеей.. Однако потом наступил расцвет японской культуры, за которым последовал глубочайший спад

От горя многие японские деятели искусства, в том числе писатели, решили принять йад, но его в Японии не нашлось из-за неразвитых торговых связей с Белоруссией. Впрочем, хитрые японцы нашли выход и принялись употреблять ядовитую рыбу фугу в качестве закуски к пиву, а также намеренно затеяли торговую войну с Ламерикой, в результате чего на Японию были сброшены атомные бомбы и Японские острова утонули вместе со всем избыточным населением.

Однако потом наступил расцвет японской культуры, за которым последовал глубочайший спад. От горя многие японские деятели искусства, в том числе писатели, решили принять йад, но его в Японии не нашлось из-за неразвитых торговых связей с Белоруссией. Впрочем, хитрые японцы нашли выход и принялись употреблять ядовитую рыбу фугу в качестве закуски к пиву, а также намеренно затеяли торговую войну с Ламерикой, в результате чего на Японию были сброшены атомные бомбы и Японские острова утонули вместе со всем избыточным населением.

Таким образом, проблема перенаселения была решена, и в настоящее время харакири несколько утратило своё функциональное значение и является скорее данью традиции, а также средством приятного времяпрепровождения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.