Harrier jump jet

Алан-э-Дейл       21.10.2022 г.

операторы

Испания
  • ВМС Испании

    8-я эскадрилья — 13 АВ-8С «Матадор» и 2 ТАВ-8С «Матадор». На вооружении с 1976 по 1996 год.

США
  • Корпус морской пехоты США
    • Эскадрилья VMA-231 — AV-8A / C Harrier. На службе с 1973 по 1985 год.
    • Эскадрилья VMA-513 — AV-8A / C Harrier. 1971–1986 гг.
    • Эскадрилья VMA-542 — AV-8A / C Harrier. 1972–1986 гг.
    • Учебная эскадрилья VMAT-203 — AV-8A и TAV-8A Harrier. 1975–1987 гг.
Индия
  • Индийский флот

    ВМС Индии использовали двухместный самолет Harrier T.4 для обучения пилотов Sea Harrier .

объединенное Королевство
  • Королевские ВВС .
    • 1 -я эскадрилья — была оснащена в RAF Wittering самолетом Harrier GR.1 в 1969 году. Началась переоборудование в Harrier GR.5 в 1988 году, последний GR.3 был списан 31 марта 1989 года.
    • 3 -я эскадрилья — сформирована в RAF Wildenrath с Harrier GR.1A 1 января 1971 г., переведена в RAF Gütersloh в 1977 г. Перевооружена на Harrier GR.5 в 1989 г.
    • 4-я эскадрилья — оснащена «Харриерами» в RAF Wittering в начале 1970 года, в июне того же года переброшена на базу Вильденрат в Германии. GR.7 в 1990 году .
    • 20-я эскадрилья — сформирована в RAF Wittering в октябре 1970 года, переведена в Вильденрат позже в том же году. Расформирован в феврале 1977 года, передав свои самолеты двум другим эскадрильям, дислоцированным в Германии.
    • 233-я оперативная конверсионная группа — сформирована в RAF Wittering как конверсионная единица Harrier в октябре 1970 года. Версия GR.3 находилась на вооружении до 1994 г., и T.4 до 1996 г.
    • 1417-я эскадрилья — дислоцирована в Белизе (Центральная Америка) в период с 1980 по 1993 год.
    • 1453-я эскадрилья — дислоцирована в Стэнли , Фолклендские острова , с 1983 по июнь 1985 года.
  • Королевский флот

    899-я морская авиационная эскадрилья эксплуатировала двухместные Harrier T.4A и T.4N для пилотирования Sea Harrier.

Таиланд
  • Королевский флот Таиланда

    3-я эскадрилья 1- го крыла , летная группа авианосца HTMS Chakri Naruebet — 7 самолетов AV-8S и 2 самолета TAV-8S, ранее принадлежавших ВМС Испании. 1998 – настоящее время. ​

Интерьер

В интерьер изменения, в результате рестайлинга, внесены, практически, не были. Дизайнеры решили не менять что и так великолепно. Изначально, создавая интерьер Харриера, дизайнеры постарались создать симбиоз здорового консерватизма и самых передовых технологий. И это им удалось.

Передняя панель Toyota Harrier в топовой комплектации

Подчёркивая высокий статус автомобиля, его салон, даже в базовой комплектации, отделан кожей. В обновлённом кроссовере теперь применяется кожа более высокого уровня – типа Наппа. Правда, в базе сидения не чисто кожаные, а имеют комбинированную обивку.

Передняя панель Тойота Харриер в базовой комплектации

Подчёркивая современный стиль машины, на её передней панели расположен большой 9,2 дюймовый дисплей навигационной системы. Он теперь больше чем те, что стояли на Харриерах до рестайлинга. Кстати в базе, его место занимает заглушка.

Панель приборов Тойота Харриер 2018

А вот  панель приборов у машины во всех комплектациях аналоговая

Думается, решение не самое лучшее, то ли японцы решили на этом элементе сэкономить, то ли, просто, не обратили на него внимание

Правда, на приборной панели, небольшой цветной дисплей, всё же присутствует. Он расположен между шкалами спидометра и тахометра и на него выводится информация о работе систем автомобиля.

Панель приборов Тойота Харриер 2018

На задних сидениях кроссовера более чем просторно даже трём пассажирам. Но по-настоящему насладятся поездкой сзади, именно два человека. Для них, посередине спинки сидений, предусмотрен очень широкий подлокотник с подстаканниками. Спинки задних сидений регулируемые, что не часто встретишь на автомобилях вообще.

Салон Тойота Харриер

Что касается багажника, то его объёма найти не удалось. Но и так понятно, что он более чем просторный. Кроме этого объём багажника можно радикально увеличить путём складывания спинок задних сидений. Кстати они складываются в соотношении 60:40.

Багажник Тойота Харриер 2018

Под полом багажника у машины расположены два органайзера (на фото выше, хорошо видны крышки, которые их закрывают). В первом, который ближе к краю машины уложен герметизирующий гель и электрокомпрессор для накачивания колёс. Запаски Харриер, как большинство современных японских машин, не имеет. Однако места для того что бы туда её уложить вполне достаточно, что наши автолюбители очень часто делают.

Органайзер багажного отделения Тойота Харриер 2018

Во втором органайзере, расположенным ближе к центру кроссовера ни чего конкретно не лежит. Это отсеки для мелких вещей, которые каждый владелец может заполнить по своему усмотрению.

Технические характеристики Тойота Харриер

13 ноября 2013 года компания представила на суд специалистов и любителей новое поколение внедорожника Тойота Харриер. Это – уже третье поколение, с момента представления второго прошло более 9 лет. Автомобиль изменился внешне: передняя часть по длине осталась прежней, задняя укоротилась, а появившийся дисбаланс в пропорциях стал «изюминкой» модели. Как назвали её сами японские конструкторы: «элегантная быстрота».

Другие изменения коснулись размеров кузова. Длина кузова уменьшилась на 15 мм, ширина – на 10 мм, высота – на 20 мм. Конструкторы объяснили минимизацию размеров экономичностью японцев: ведь автомобиль в первую очередь предназначен для продаж на внутреннем рынке Японии. Зато объём багажника увеличился на 17 л и достиг показателя в 456 л. Продолжился и намеченный в моделях второго поколения курс на большую комфортабельность пассажиров заднего ряда кресел: пространство для их ног увеличилось на 47 мм.

Не мог остаться без изменений и двигательный ряд внедорожника. Появился столь популярный сегодня «гибрид» объёмом 2,5 л «2AR-FXE». Мощность бензинового компонента в нём – 152 л.с. К нему прилагаются 2 электромотора на 143 и 68 л.с. соответственно. В сумме использование «гибрида» даёт мощность 197 л.с. Запланирована к производству и модель с классическим бензиновым двигателем «3ZR-FAE» объёмом 2,0 л мощностью 151 л.с. Этот двигатель будет устанавливаться как на модель с передним приводом, так и на полноприводную.

Впечатляет расход топлива: в смешанном цикле (город + за городом) он составит 4,6 л для «гибрида» и 6,7 л для полноприводной модели, а для модели с передним приводом – 6,2 л. Интересен и выбор подвески: «Макферсон» с адаптивными амортизаторами с электронным управлением. Электроника сможет регулировать их работу, ориентируясь на режим езды, который выберет водитель.

Это обеспечивает плавный ход даже на высоких скоростях, отличную маневренность автомобиля, облегчает процесс торможения и повороты. Дополнительную плавность хода придаёт специальная электронная система управления, которая мгновенно реагирует на неровности дорожного полотна и в зависимости от их характеристик вносит изменения в крутящий момент.

Модификации Тойота Харриер с 2014 года

Сегодня к продаже в России предлагаются следующие модификации внедорожника: Тойота Харриер 3.0с АКПП и Тойота Харриер 3.0 4WD с АКПП. (Модели Тойота Харриер третьего поколения в России предполагается начать продавать в четвёртом квартале 2014 года).

Тойота Харриер 3.0с АКПП. Переднеприводный пятидверный внедорожник, объём багажника – 440 л, двигатель объёмом 3,0 л мощностью 220 л. с., 6-цилиндровый, обеспечивает максимальную скорость в 180 км/час. АККП – 5-ступенчатая. Объём топливного бака – 72 л. Расход на 100 км пробега в условиях города – 12,4 л, за городом – 9,8 л.

Тойота Харриер 3.0 4WD сАКПП. Полноприводный пятидверный внедорожник. Объём 6-цилиндрового двигателя – 3.0 л. Мощность – 220 л.с. АПКК – 5-ступенчатая. Объём топливного бака и показатели расхода топлива в городе идентичны показателям Toyota Harrier 3.0с АКПП. Расход топлива при движении за городом выше: 10,7 л.

Наказать невиновных, наградить непричастных

Си Харриер» сняли краном с палубы и возвратили британским морякам; боевая машина была восстановлена и продолжила летать. Судовладелец и командаАлраиго» получили от британского правительства компенсацию в три миллиона сегодняшних долларов за такую неожиданную посадку. Впрочем, это все равно значительно меньше, чем стоимость спасённого самолёта.

Что же до лейтенанта Уотсона, то его ждали целых две следственные комиссии. Первая была собрана наИлластриесе» ещё до возвращения домой и сочла всё случившееся неудачным стечением обстоятельств

Но по возвращению в родной порт была собрана вторая — во многом потому, что история посадкиСи Харриера» на гражданский корабль собрала огромное внимание прессы

На ту же тему Что произойдёт, если сесть на чужой авианосец?

Второе следствие было куда строже.

Во-первых, было установлено, что командование Уотсона не имело право отправлять его в такой сложный вылет. Это был всего лишь его четырнадцатый самостоятельный вылет наСи Харриере», и он закончил программу ввода в строй только на три четверти. Подобное отчасти объяснялось тем, что прошлогодняя война с Аргентиной сильно поломала график обучения пилотов, так как инструкторы и самолёты были срочно отправлены в боевые подразделения, а затем возникло множество кадровых перемещений и обострившийся из-за них и так перманентный кадровый кризис.

Во-вторых, было установлено, что его самолёт, известный своими неисправностями, не должны были вообще допускать к полёту. Но и тут флотское руководство немного кривило душой.Харриеры»(включая и морскую версию) были известны как не слишком надёжные самолёты. Их навигационная система, по мнению пилотов,работала только тогда, когда была совершенно не нужна», а радиооборудование отказывало более чем регулярно. Но в британском флоте привыкли превозмогать, и полёты на самолётах сомнительной исправности были нормой.

Было объявлено несколько строгих выговоров, а совершившего уникальную посадку Уотсона в дополнение к выговору даже отстранили от полётов. Впрочем, вскоре он вернулся за штурвал и налетал до выхода в отставку более трёх тысяч часов.

Пилотом он всё-таки был прекрасным, что ярко и продемонстрировал такой уникальной посадкой в самом начале своей карьеры.

Технические характеристики (Sea Harrier FA.2)

Морской лунь FRS51. ВМС Индии взлетают с INS Viraat

Данные Jane’s All the World’s Aircraft 1999-00, Wilson, Bull, Donald Spick

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 46 футов 6 дюймов (14,17 м)
42 фута 10,25 дюйма (13 м) со сложенным носом
  • Размах крыла: 7,70 м (25 футов 3 дюйма)
  • Высота: 12 футов 2 дюйма (3,71 м)
  • Площадь крыла: 201,1 кв.м (18,68 м 2 )
  • Профиль : корень: Hawker 10%; совет: Hawker 3.3%
  • Пустой вес: 14,585 фунтов (6,616 кг)
  • Максимальный вес топлива
    • Внутренний: 5182 фунта (2351 кг)
    • 2 х 100 имп гал (120 галлонов США; 455 л) падающие баки: 6762 фунта (3067 кг)
    • 2 × 190 имп гал (228 галлонов США; 864 л) сбрасываемые баки: 8 184 фунтов (3712 кг)
    • 2 × 330 имп галлонов (396 галлонов США; 1500 л) сбрасываемые баки: 10 396 фунтов (4716 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 26 200 фунтов (11 884 кг) STO
17 620 фунтов (7 992 кг) VTO

Запас топлива: 630 имп галлонов (757 галлонов США; 2864 л) внутреннего топлива в 5 фюзеляжных и двух встроенных крыльевых баках; резерв для 2 боевых десантных баков по 100 имп гал (120 галлонов США; 455 л) или 2 боевых десантных баков по 190 имп гал (228 галлонов США; 864 л) или 2 парома по 330 имп гал (396 галлонов США; 1500 л) сбрасываемые баки только на внутренние пилоны крыла.

1 × 50 имп галлонов (60 галлонов США; 227 л) Деминерализованная вода за двигателем

Силовая установка: 1 турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce Pegasus 106 с векторной тягой, тяга 96 кН (21500 фунтов силы) с впрыском воды

Представление

Максимальная скорость: 618 кН (711 миль / ч, 1145 км / ч) / M0,94 на уровне моря

578 узлов (665 миль / ч; 1070 км / ч) / M0,97 на высоте

Боевая дальность: 400 миль (460 миль, 740 км) на большой высоте с 3-минутным боем и резервом для VL.

250 миль (288 миль; 463 км) для наземных атак

Боевые профили: от авианосца с рампой 12 ° при ISA + 15 ° C, с WOD 20 узлов (23 миль / ч; 37 км / ч)

Разведка:

Поверхностная атака:

Перехват:

  • Перегоночная дальность: 1740 миль (2 000 миль, 3220 км)
  • Практический потолок: 51000 футов (16000 м)
  • Пределы g: +7,8 −4,2
  • Скорость подъема: 50000 фут / мин (250 м / с)
  • Нагрузка на крыло: 130,28 фунта / кв. Фут (636,1 кг / м 2 )
  • Тяга / масса : 0,822
  • Взлетный разбег STO: 1000 футов (305 м) с максимальной взлетной массой без рампы

Вооружение

  • Пушки: 2 × 30-мм (1,18 дюйма ) пушечные блоки ADEN под фюзеляжем, по 130 снарядов в каждой.
  • Узлы подвески: 4 подкрыльных опорных поста и 1 опора фюзеляжа по осевой линии плюс 2 точки крепления для гондол с общей грузоподъемностью 8000 фунтов (3630 кг).
  • Ракеты: 4 ракетных блока » Матра» с 18 ракетами СНЭБ калибра 68 мм каждая.
  • Ракеты:
    • Ракеты класса «воздух-воздух» :
      • AIM-9 Сайдвиндер
      • AIM-120 AMRAAM
      • R550 Magic (Морской Харриер FRS51)
    • Ракета класса «воздух-поверхность» :
      • ТРЕВОГА противорадиационная ракета (ARM)
      • Ракета Martel ARM
    • Противокорабельные ракеты

      Морской орел

  • Бомбы: различные неуправляемые железные бомбы (включая учебные бомбы весом 3 и 14 кг).
  • Другие:
    • разведывательная капсула или
    • 2 вспомогательных десантных бака для паромного полета или увеличенной дальности / времени ожидания

Авионика

  • Всепогодная бортовая РЛС Ferranti Blue Vixen
  • Тактическая аэронавигационная система BAE Systems AD2770
  • Бортовое бортовое цифровое оборудование наведения Thales MADGE
  • Союзный сигнал AN / APX-100 mk12 IFF
  • Маркони Скай Гардиан 200 RWR
  • 2 × BAE Systems AN / ALE 40 дозатора мякины / факела

Выживший самолет

Sea Harrier FA2 ZE694 в Музее авиации Мидленда

Морской Харриер Т Мк. 60 IN-654 в индийском военном колледже Раштрия

Несколько уцелевших морских луньей хранятся в музеях и у частных владельцев, а некоторые другие находятся в Школе летных операций Королевского военно-морского флота в RNAS Culdrose и на других военных базах для обучения. Ниже приводится список тех, которые не используются военными для тренировок.

Индия

На экране
  • Sea Harrier FRS 51 (IN-621) в Музее военно-морской авиации (Индия) в Гоа , Индия
  • Sea Harrier T Mk.60 (IN-654) в Индийском военном колледже Раштрия в Дехрадуне , Индия

Объединенное Королевство

В использовании

Школа летных операций Королевского военно-морского флота до сих пор использует «Харриеров» для обучения авиадиспетчеров, которые тренируются на манекене в RNAS Culdrose . Многие из них находятся в рабочем состоянии, хотя и с ограниченным дросселем. Хотя они не могут летать, они все равно издают громкий звук, помогающий тренироваться.

На экране
  • Sea Harrier FA.2 ZD610 в Aerospace Bristol
  • Sea Harrier FA.2 XZ457 в коллекции Boscombe Down Aviation, Олд Сарум, Уилтшир
  • Sea Harrier FRS.1 XZ493 в Музее авиации флота , Йовилтон, Сомерсет
  • Sea Harrier FA.2 XZ494 в кемпинге и караванинге Castle Farm, Ведмор, Сомерсет
  • Sea Harrier FA.2 ZA175 в Музее авиации Норфолка и Саффолка, Фликстон, Норфолк.
  • Sea Harrier FA.2 ZA176 в Ньюаркском музее авиации , Ньюарк, Ноттингемшир
  • Sea Harrier FA.2 ZD607 на складе и распределительном агентстве Министерства обороны США, Бистер, Оксфордшир
  • Sea Harrier FA.2 ZD613 на крыше здания в Cross Green Industrial Estate, Лидс, Западный Йоркшир
  • Sea Harrier FA.2 ZE691 в промышленной зоне Вудфорд-Парк, Уинсфорд, Чешир
  • Sea Harrier FA.2 ZE694 в Музее авиации Мидленд , Ковентри, Уорикшир
  • Sea Harrier FA.2 XZ459 в музее военной авиации Тангмер в Западном Суссексе прибыл в 2020 году
На хранении или на восстановлении
  • Sea Harrier FA.2 ZH803 , ранее работавший в SFDO в RNAS Culdrose, принадлежит FLY HARRIER LTD и получил гражданскую регистрацию в CAA 7 августа 2019 года как G-RNFA . По состоянию на июль 2020 года он указан как находящийся в аэропорту Сент-Афан в Уэльсе.
  • Sea Harrier FA.2 XZ497 из частной коллекции в Чарлвуде, Суррей
  • Sea Harrier FA.2 XZ499 с хранилищем музея авиации флота Кобхэм-холл, Йовилтон
  • Sea Harrier FA.2 ZD582 из частной коллекции в Айнхо, Нортгемптоншир
  • Sea Harrier FA.2 ZD612 из частной коллекции в Топшэме, Девон
  • Sea Harrier FA.2 ZD614 из частной коллекции Уолкотт, Линкольншир
  • Sea Harrier FA.2 ZE697 в бывшем ВВС Великобритании Бинбрук, Линкольншир (по состоянию на 2016 год)
  • Sea Harrier FA.2 ZE698 из частной коллекции в Чарлвуде, Суррей
  • Sea Harrier FA.2 ZH799 из частной коллекции в Танбридж-Уэллс, Кент
  • Sea Harrier FA.2 ZH806 , ZH810 и ZH812 с дилером недалеко от Ипсвича, Саффолк

Соединенные Штаты

Летная годность

Sea Harrier FA2 зарегистрирован N94422 (бывший Royal Navy серийный номер XZ439) Nalls Aviation County Сент — Мэри , штат Мэриленд . Бывший корабль Royal Navy Sea Harrier FA2 был куплен в 2006 году Артем Ноллсом , который провел следующие два года, восстанавливая его до летного состояния. В декабре 2007 года он был поврежден при жесткой посадке во время испытаний на военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер, и его пришлось отремонтировать. Самолет впервые появился на публике на авиасалоне в Калпепере, штат Вирджиния , в октябре 2008 года. Этот самолет является единственным в мире частным самолетом «Харриер», который летает в гражданских целях.

Рекомендации

  1. ( , стр. 421–432)
  2. , стр. 12–13.
  3. ( , стр. 11)
  4. ( , стр. 11–12, 25)
  5. ( , стр. 11–12)
  6. ( )
  7. ( , стр. 23)
  8. ( , стр. 24)
  9. ( , стр. 413–416)
  10. Дэвис, Алекс (6 июня 2014 г.). «Неудивительно, что два реактивных самолета Harrier разбились за месяц» . Проводной . Проверено 16 июня 2014 г. .
  11. ( , стр. 14)
  12. ( , стр. 294)
  13. ( , стр. 99–100)
  14. ( , стр. 98)
  15. ( , стр. 99)
  16. ( , стр. 100)
  17. ( , стр. 80–90)
  18. ( , стр. 89–90)
  19. ( , стр. 90)
  20. ( , стр. 91)
  21. ( , стр. 92)
  22. ( , стр. 89)
  23. ( , стр. 37)
  24. ( , стр. 31)
  25. ( , стр. 122)
  26. ( , стр. 123)
  27. ( , стр. 162)
  28. ( , стр. 48–49)
  29. ( , стр. 183)
  30. https://elpais.com/diario/1979/01/13/internacional/285030011_850215.html
  31. https://www.rafmuseum.org.uk/documents/Research/RAF-Historical-Society-Journals/Journal-35A-Seminar-the-RAF-Harrier-Story.pdf
  32. https://discovery.nationalarchives.gov.uk/details/r/C11507928?descriptiontype=Full&ref=AIR+29/4610
  33. https://aviation-safety.net/wikibase/55559
  34. https://www.scramble.nl/orbats/belize/summary
  35. https://www.balearspotting.com/reino-unido/invincible-class/
  36. https://www.airspacemag.com/military-aviation/air-war-in-the-falklands-32214512/
  37. http://www.airvectors.net/avav8_2.html
  38. https://www.iwm.org.uk/collections/item/object/70000080
  39. San Carlos FOB Falkland Islands – Harrier and Helicopter Operations 09

  40. The San Carlos Forward Operating Base

  41. San Carlos FOB Falkland Islands – Harrier GR3 Crash Landing 02

  42. https://fdra-malvinas.blogspot.com/2016/07/harriers-de-las-Fuerzas-de-mal.html?m=0
  43. https://fdra-malvinas.blogspot.com/2016/10/sea-harrier-frsmk-1.html?m=0
  44. https://www.defensa.com/reportajes/el-harrier
  45. https://foxtrotalpha.jalopnik.com/the-time-when-av-8-harriers-deployed-aboard-a-fixed-win-1692022146
  46. https://www.defensa.com/ayer-noticia/final-8a-escuadrilla-armada-espanola-alpha-bravo-plus
  47. ( , стр. 290–291)

Конструкция самолетов

Штурмовик изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов. Часть узлов выполнена из сплавов титана. AV-8B имеет высокорасположенное крыло с умеренной стреловидностью. Самолет использует шасси велосипедного типа с двумя подкрыльевыми опорами для облегчения взлета с автомобильных дорог и с палубы авианесущих кораблей. Двигатель AV-8B «Харриер» II отличается от предыдущих вариантов увеличенной взлетной тягой.

Используемое на самолете AV-8B «Харриер» II современное радиоэлектронное оборудование дает возможность самолету выполнять широкий круг задач. Приборы на AV-8B сосредоточены впереди, органы управления основных систем оружия, навигации, связи и опознавания размещаются на верхней панели.

Для управления на режимах вертикального взлета и посадки, а также при полете на малых скоростях служит газодинамическая система управления, состоящая из пяти сопел-клапанов. На американских самолетах установлена пятиствольная пушка Дженерал Электрик GAU −12/U калибром25 мм с боезапасом 300 снарядов. На шести подкрыльевых узлах подвески размещаются две–четыре ракеты УР AIM-9L «Сайдуиндер», до четырех ракет AGM-65E «Мейврик», бомбы, неуправляемые авиационные ракеты.

Резюме

Так как Toyota Harrier заметно дешевле Лексуса и при этом ни в чём ему не уступает и в некоторых моментах, например в надёжности, даже превосходит и является по сути Лексусом RX. То машина у нас обречена на успех. Причём, даже, сами японцы, рассчитывая на успех у нас в стране, многие пояснительные знаки в машине, продублировали на русском языке.

Харриеров продаётся много, даже не смотря на то, что обновлённый кроссовер только встал на конвейер, найти их легко и цены на них вполне демократичные.

Гибридные Харриеры, продаются, естественно, на много дороже. Полноприводный Toyota Harrier гибрид в комплектации Premium, во Владивостоке можно купить за 2 450 000 рублей (37 300 $).

Управление самолётом и техника пилотирования


Поворотное сопло Sea Harrier, установлено для режима горизонтального полета. Белые метки обозначают допустимый угол поворота сопла Будучи самолётом вертикального взлёта и посадки, Harrier отличается специфической, присущей этому типу самолётов, техникой пилотирования. Режимы вертикального взлёта и посадки, режим висения и переходные режимы полёта в принципе отсутствуют в самолётах обычной схемы и требуют от пилота Harrier навыков пилотирования, близких к вертолётным.

СВВП Harrier имеет два контура управления, которые (за редкими исключениями) отсутствуют в самолётах обычной схемы: отклонение вектора тяги двигателя и струйную систему управления. Отклонение вектора тяги двигателя производится поворотом четырёх сопел. Угол установки сопел регулируется в диапазоне от нуля градусов (сопла направлены горизонтально, строго назад в сторону хвоста), до 98° (несколько вперёд в сторону носа). Для режима строго вертикального взлёта и посадки сопла направляются строго вниз под углом 90°. Управление поворотом сопел производится ручкой, расположенной рядом с сектором газа. Поскольку на режиме висения и околонулевых скоростей полёта аэродинамические поверхности (элероны, рули высоты и руль направления) неэффективны, на этих режимах используется система струйного (реактивного) управления. Она представляет собой несколько регулируемых воздушных сопел, расположенных на законцовках крыльев, а также в носовой и хвостовой части самолёта. Сжатый воздух высокого давления отбирается от первого контура двигателя и разводится по трубопроводам к соплам этой системы. Управление на режиме висения с использованием этой системы осуществляется, как и в режиме горизонтального полёта, с помощью ручки и педалей.

Перед выполнением вертикального взлёта самолёт устанавливается носом против ветра. Лётчик, удерживая самолёт на тормозах в режиме малого газа, поворачивает сопла в вертикальное положение (90°) и резко устанавливает взлётный режим мощности двигателя. Самолёт вертикально отделяется от площадки: установкой мощности двигателя подбирается желаемая высота висения. Разгон самолёта для перехода в горизонтальный полёт производится постепенным разворотом сопел назад, в горизонтальное положение. Вертикальная посадка производится в обратной последовательности операций

Особое внимание лётчик должен уделять направлению ветра при взлёте и посадке, поскольку боковой ветер особенно опасен для самолёта на режиме висения. В этом случае самолёт может превысить допустимый угол крена на крыло, и, по причине ограниченной мощности системы реактивного управления, резко потерять подъёмную силу из-за отклонения тяги двигателя от вертикали

Данная ситуация может привести к потере высоты и столкновению с грунтом. Кроме того, при взлёте и посадке пилот должен учитывать влияние эффекта экрана (газовой подушки, создаваемой тягой двигателей и отражаемой от поверхности).

При выполнении взлёта с коротким разбегом сопла устанавливаются в некоторое промежуточное положение (менее 90°). Поворот сопел производится после начала разбега, по достижении скорости порядка 100 км/ч.

Техника поворота вектора тяги может применяться также и в горизонтальном полёте, в частности при боевом маневрировании в условиях воздушного боя.

Существенной особенностью в технике пилотирования является ограниченное (в некоторых случаях) время работы двигателя на режиме висения. В условиях высокой температуры внешнего воздуха турбовентиляторный двигатель Pegasus, как и все газотурбинные двигатели, несколько теряет мощность и, работая на режиме большого газа, перегревается. Для компенсации этих факторов производится впрыск воды в двигатель (в камеры сгорания и на турбину). В случае необходимости применения такого впрыска время висения ограничивается запасом воды в бортовой ёмкости (227 литров) и, при максимальном расходе воды, составляет не более 90 секунд. В то же время в ходе демонстрационных полётов на различных авиашоу самолёт неоднократно выполнял висение в течение более чем пяти минут.

ПЛАСТИК

В комплект входят четыре литниковые рамки серого цвета. Пластик средней твёрдости. Обрабатывается легко. Расшивка внешняя. Внутренний крой присутствует лишь на управляющих поверхностях; на крыльях и киле. Ha фюзеляже, киле и отсекателях рекативных струй (они расположены за задней парой сопел, за горячим контуром) имеются крупные заклёпки. Деталировка слабая ; ощущается явный недостаток мелких деталей интерьера и экстерьера. Геометрия модели сильно хромает. Самолёт не вкладывается в чертежи и не похож на себя при тщательном сравнении с фотографиями. Кресло пилота и козырёк над приборной доской сделаны вообще очень странно, даже не по мотивам. Как отсекатели и сопла. Но для конца 60х это — обычное явление. Модель разрабатывалась в Японии фирмой Хасегава и в 1969м уже появилась в продаже. ФРОГ слегка модифицировал эту модель и выпускал её в своих коробках. В частности, фигурка пилота была заменена на стандартную фроговскую. Из Великобритании пресс-формы попали в УССР . Там был налажен выпуск этой модели, на фабрике Укрпромигрушка, в Донецке. Кстати… Помимо фирм Hasegawa, FROG, NOVO, эту модель выпускали и другие производители, а именно Сhematic, Eastern Express, ARK Models, Iskra Model.

Armaments

Ballistic Computer
CCIP (Guns) CCIP (Rockets) CCIP (Bombs) CCRP (Bombs)

Offensive armament

Weapon 12 x 30 mm ADEN Mk.4 cannon

Ammunition260 rounds

Fire rate1 200 shots/min

Main article: ADEN Mk.4 (30 mm)

The Harrier GR.1 is armed with:

2 x 30 mm ADEN Mk.4 cannons, belly-mounted (130 rpg = 260 total)

Suspended armament

List of setups (9)

Setup 15 x 500 lb H.E. M.C. Mk.II bomb

Setup 24 x 500 lb H.E. M.C. Mk.II bomb

Setup 33 x 1000 lb H.E. M.C. Mk.13 bomb

Setup 44 x 1000 lb H.E. M.C. Mk.13 bomb

Setup 5108 x SNEB type 23 rocket

Setup 64 x SRAAM air-to-air missiles

Setup 74 x SRAAM air-to-air missiles3 x 500 lb H.E. M.C. Mk.II bomb

Setup 84 x SRAAM air-to-air missiles3 x 1000 lb H.E. M.C. Mk.13 bomb

Setup 94 x SRAAM air-to-air missiles72 x SNEB type 23 rocket

Main articles: H.E. M.C. Mk.II (500 lb), H.E. M.C. Mk.13 (1,000 lb), SRAAM, SNEB type 23

The Harrier GR.1 can be outfitted with the following ordnance:

  • Without load
  • 5 x 500 lb H.E. M.C. Mk.II bombs (2,500 lb total)
  • 4 x 500 lb H.E. M.C. Mk.II bombs (2,000 lb total)
  • 3 x 1,000 lb H.E. M.C. Mk.13 bombs (3,000 lb total)
  • 4 x 1,000 lb H.E. M.C. Mk.13 bombs (4,000 lb total)
  • 108 x SNEB type 23 rockets
  • 4 x SRAAM missiles
  • 4 x SRAAM missiles + 3 x 500 lb H.E. M.C. Mk.II bombs (1,500 lb total)
  • 4 x SRAAM missiles + 3 x 1,000 lb H.E. M.C. Mk.13 bombs (3,000 lb total)
  • 4 x SRAAM missiles + 72 x SNEB type 23 rockets
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.