Истребители и-16. злые советские мухи

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

История создания трактора Т-16

В середине 50-х годов на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси начинается производство и сборка ДСШ-14. Этот трактор станет началом целой линейки самоходных шасси, которые обретут большую популярность у населения на всей территории бывшего Советского Союза.

— (это оформление блока в CSS)

ДСШ-14 имел оригинальную для того времени конструкцию. Двигатель было решено перенести назад, за кабину, а спереди на трубчатой раме, устанавливать нужное оборудование.

Шасси ДСШ-14 с сеялкой

Первая машина была выпущена в 1956. Дизельный мотор мощностью в 14 л.с. позволяла двигаться со скоростью до 13,7 км/ч, коробка передач имела шесть скоростей, а масса достигала 1,67 т. В такой комплектации трактор выпускался 2 года, после чего завод перешёл на сборку модернизированного ДВСШ-16. Модернизированная машина имела уменьшенный на 200 кг. вес и возросшую до 17 км.ч. скорость.

Дальнейшие работы по усовершенствованию самоходных шасси привели к рождению новой модели Т-16 в 1961 году. Здесь был применён уже более мощный 16 л.с. двухцилиндровый дизель. При массе трактора Т-16 в 1,43 тонны грузоподъёмность составила 750 кг, а скорость выросла до 19,5 км/ч.

На платформе этого трактора в разное время выпускались машины самого разного назначения: экскаваторы, вышки, краны, виброуплотнители. Устанавливалось оборудование для дорожной разметки, уборки улиц и конечно же, масса сельскохозяйственных агрегатов.

Непосредственно Т-16 выпускали в течение шести лет, всего их было собранно 600 тысяч. Модификации этого выдающегося трактора выпускались вплоть до 1995 года.

Система гидравлики и навесное оборудование трактора Т-16

Машина оснащена раздельно – агрегатной гидравлической системой, предназначенной для управления и контроля различным гидрофицированным навесным оборудованием. В состав системы входят: гидравлический насос, гидрораспределитель, расширительный масляный бак, маслопроводы и два гидроцилиндра.

Оборудование, которое используется на Т-16, устанавливается на раме перед кабиной. В сельском хозяйстве машина прекрасно сочетается с опрыскивателями, оборудованием для подкормки и внесения удобрений, косилками и стогомётами. Бороны и катки удобно цеплять на скобу, за передний поперечный брус, так чтоб борона располагалась между передними и задними колёсами.

Так же с трактором прекрасно агрегатируется различное коммунальное оборудование. Разные виды погрузчиков, включая самопогрузчик с кузовом самосвалом. Сварочное оборудование, помпы для воды, пилорамы.

История создания

К работе над истребителем И-16 Поликарпов приступил уже в возрасте зрелости как конструктора. За его спиной были учебный самолет У-2, истребители И-5, И-15 различных модификаций, а также малосерийные и опытные самолеты.

Да и мощности для создания нового самолёта также имелись, запускались все новые авиазаводы, рос парк станков, и производились все новые конструкционные материалы.

Тем не менее, в качестве основы для истребителя была выбрана классическая на тот момент смешанная конструкция. Моторама из стальных труб, фюзеляж в виде скорлупы из берёзового шпона, крыло из фанеры обтянутое полотном.

Шасси было сделано убирающимся, с ручным приводом. Вооружение составляли два крыльевых пулемета, на тот момент ещё ПВ-1, конструкции Максима, но с воздушным охлаждением.

Летом 1933 года начал окончательно вырисовываться будущий И-16. Кольцо Тауненда заменил капот НАСА с жалюзи. К концу года было изготовлено два экземпляра самолета, с двигателем М-22 и зарубежным Ф-2 «Райт-Циклоном».

В марте провели ряд испытаний прототипов на выход из штопора, так как считали что короткий фюзеляж истребителя, по аналогии с конкурентом И-14, будет склонен к плоскому штопору.

Испытания на штопор проводил сам Чкалов, в ходе чего 75 раз ввёл самолёт в штопор и вывел его из него, доказав его устойчивость. Более того для вывода из штопора было достаточно поставить рули высоты в нейтральное положение, И-16 сам выходил из него, такая же картина наблюдалась и при умышленном штопорении самолета.

В дальнейшем в конструкцию внесли ряд правок, в основном работали над механизмом уборки шасси и оборудованием кабины летчика. В это же время закончили и подготовили к испытаниям третий прототип ЦКБ-12, на этот раз с двигателем «Райт-Циклон» Ф-3, именно с этим мотором самолёт показал 437 км/ч на высоте 5000 метров.

И в конце 1934 года истребитель И-16 тип 4, был запущен в серию, выпускался на заводе №21 и №39 небольшими партиями, всего около 60 машин, включая экспериментальные и «красные пятерки». Самолеты оснащались двигателем М-22 и М-25, вооружение составляло два крыльевых пулемета ШКАС.

Каким должен быть кабель

Наиболее распространённым типом подключения электричества к квартирам или загородным домам является однофазная сеть. Исходя из этого критерия подбирается двух или трёх жильная проводка. Диаметр поперечного сечения должен подходить под размер клемм, установленных на автоматах С16. Максимальным, которое может использоваться в данной ситуации, является сечение в 25 мм2. Однако значение в первую очередь ориентируется на металл токоведущих жил: медь или алюминий. 

Характеристика Алюминиевая проводка Медная проводка
Минимальное поперечное сечение, мм2 2,5 0,4
Проводимость тока, кВт Не более 3 при минимальных сечениях кабеля Превышает примерно в 1,6 раз
Срок эксплуатации, лет 15-20 40-50
Особенности эксплуатации Легко переламывается при нескольких перегибаниях в одном месте При равном сечении жил показатель хрупкости превышает в 2-3 раза. За счёт лучших пластичных характеристик, легко прокладывается в самых труднодоступных местах. Не переламывается в результате длительной эксплуатации.
Удобство эксплуатации При подключении розетки для современного потребителя понадобится сечение не менее 4 мм2. Исходя из этого, подсоединение к автоматам С16 невозможно. При подключении розетки для современного потребителя понадобится сечение 2,0-2,5 мм2. Это означает, что непредвиденных сложностей при монтаже не возникнет.
Степень окисления Жилы, оставшиеся без изоляции, быстро окисляются. Самовосстанавливающийся слой не способен полностью защитить металл от контакта с воздухом. Чтобы избежать снижения допустимой нагрузки, применяется специальная кварце-вазелиновая паста. Медь имеет хорошие токопроводящие показатели. Тем, не менее, при окислении этот параметр снижается, но не так быстро, как у алюминия.


Сравнительная характеристика медного и алюминиевого кабеля для домашней проводки

Источник uk-parkovaya.ru

Как уже упоминалось, для автомата на 16 ампер сечение жилы не должно превышать 25 мм2. Согласно показателю предельного напряжения, оно равно 21 А при условии штробления и прокладке в штукатурке. В открытом виде (при непосредственном контакте с внешней средой), оно возрастает до 30 А.


Таблица автоматов по мощности и силе тока

Источник santehmarka.ru

Таким образом, токопроводимость и вероятность совместимости с 1-полюсными либо многополюсными автоматами 16 Ампер зависят от количества жил, способа монтажа и условий, в которых он будет эксплуатироваться.

Через 16-ти амперный автомат за 1 ч. может проходить 23,2 А тока. В случае неблагоприятных условий, такое напряжение приблизится к неблагоприятному для медных проводников с сечением 25 квадратов, пределам. Если кратковременные нагрузки такого плана, проводка выдержать может, то частые и длительные повышения приведут к её преждевременному повреждению со всеми неблагоприятными последствиями.

Описание


Проекции истребителя И-16 тип 5. Деревянный низкоплан с небывало коротким фюзеляжем — менее 6 м. Обшивка гладкая. Убирающееся шасси. Аэродинамический профиль крыла — ЦАГИ P-II толщиной 13 % (почти подобен профилю знаменитого Ан-2).

Монококовый фюзеляж из берёзового шпона. Собран из двух половин на клею (костный или казеиновый). Крепился к силовому каркасу из 4 лонжеронов, 11 стрингеров и 11 шпангоутов. Каркас из сосны или ясеня, усиливался стальными уголками.

Центроплан из двух наборных лонжеронов, соединённых трубами. Обшивка спереди фанерная, позади сверху дюралюминиевая для возможности наступить на неё. Фанерная обшивка крыла оклеивалась полотном, которое покрывали несколькими слоями авиационного лака.

Силовой набор хвостового оперения (и элеронов) из дюралюминия. Обшивка рулей полотняная.

Опоры шасси убирались вручную вращением штурвала лебёдки (44 оборота) с тросовой передачей.

Кабина на тип 5 закрытая, затем — открытая. Отказ от закрытого фонаря вынужденный: фонарь изготавливался из некачественного материала, что ухудшало без того плохой обзор лётчика; механизм открытия фонаря не отработали.

Применялся английский двигатель Bristol Jupiter, выпускаемый в СССР как М-22, затем американский Wright R-1820 Cyclone, производившейся по лицензии как М-25, а после доработок получившей марку М-62 и М-63.

С 1939 года (И-16

тип 20 — переделанные из тип 18 и тип 29) применялись подвешиваемые под крылом сбрасываемые топливные баки ёмкостью по 93 л из фибры.

Асы

  • Алелюхин, Алексей Васильевич — дважды Герой Советского Союза
  • Ворожейкин, Арсений Васильевич — дважды Герой Советского Союза
  • Жердев, Николай Прокофьевич — Герой Советского Союза
  • Иванов, Иван Иванович — Герой Советского Союза
  • Камозин, Павел Михайлович — дважды Герой Советского Союза
  • Сафонов, Борис Феоктистович — дважды Герой Советского Союза
  • Талалихин, Виктор Васильевич — Герой Советского Союза
  • Цоколаев, Геннадий Дмитриевич — Герой Советского Союза (20 побед)
  • Покрышкин, Александр Иванович — Трижды Герой Советского Союза
  • Грицевец, Сергей Иванович — Дважды Герой Советского Союза

Также на И-16 воевали Герои Советского Союза Алексей Алексеевич Маланов, Сергей Фёдорович Долгушин, Каберов Игорь Александрович, Голубев Василий Федорович.

Применение

На боевую службу И-16 поступил в 1934 году, с этого момента он нёс на своих плечах все конфликты, в которых прямо или косвенно участвовал СССР.

В 1936-37 году в Испании истребители И-16 завоевали ласковое прозвище «Моска» (муха) у республиканцев и испуганно-злое «Ратте» (крыса) у франкистов, немцев и итальянцев.

Также необходимо отметить, что И-16 выпускался испанцами по лицензии, но было выпущено крайне небольшое количество самолетов.

Во время Освободительного похода и Зимней войны И-16 ничем особым себя не проявили. Зато в 1941 году, они приняли участие в своей последней войне. Практически везде воевали самолеты этого типа.

Именно на И-16 Талалихин таранил свой Хейнкель, североморский ас Сафонов Б.Ф. впервые поднял в бой И-16 тип 24, а после него пересел на И-16 тип 28. Именно этот самолет, один из сохранившийся. Из 10000 истребителей выпущенных заводами осталось 3 машины – И-16 Сафонова, И-16 ранних типов в музее Чкалова и УТИ-4 в Финляндии.

Киберспорт и Контр-Страйк 1.6

Контр-Страйк достаточно быстро стал легендой. Игра, в которой без взаимодействия с партнерами и слаженной работы всех членов команды просто невозможно победить. Успех напрямую связан с взаимопониманием с партнером. Здесь, в отличие от многих других игр, в одиночку успеха не достичь. То есть половина успеха – умение слажено работать в команде.

За прошедшие годы Counter-Strike смогла обзавестись множеством усовершенствований и дополнений. Игра стала известна во всем мире, по ней стали проводить турниры. Сам игроки стали группироваться в кланы, соревнуясь между собой. Со временем, количество желающих пострелять геймеров перерастает в качество, появляются лучшие игроки, объединяющиеся в команды профессионалов, принимающих участие в различных чемпионатах мира и международных турнирах, призовой фонд которых составляет несколько много тысяч долларов.

Так что, вы заняты чтением этой статьи, кто-то уже смог скачать игру и начал зарабатывать на этом деньги, побеждая в турнирах. Не стоит медлить и упускать свой шанс стать в один строй с ними. Пришло время скачать Counter-Strike и, став сильным геймером, войти в компанию профи. Стань достойным противником лучшим мировым геймерами войди в историю современного Киберспорта! По большому счету, все будет зависеть лишь от желания добиться успеха и стать профессиональным геймером в КС. Мы предоставляем Вам шанс – давая возможность скачать Counter-Strike 1.6.

Киберспорт в легендарном шутере CS 1.6

Контр-Страйк – легендарный шутер, командная игра, где без взаимопонимания и слаженных действий победить нереально. Здесь все построено на работе с напарником, чего не встретить в обычном «дезматче». В отличии от других игр, в CS 1.6 вы не сможете работать в одиночку, и при этом побеждать. Как показывает практика, положительный результат игры зависит не только от опыта и навыков, но и от слаженной командной игры. Из этого следует, что 50% победы зависит от того, насколько игроки умеют работать друг с другом.

Трудно поверить, что за свой 16-летний возраст игра Counter-Strike 1.6 приобрела массу дополнений и улучшений. Игра взлетела на мировой уровень, как турнирная дисциплина. Геймеры собираются в кланы и проводят между собой игры – кланвары. Постепенно, среди любителей пострелять в cs 1.6 на серверах в Интернете выделяются лучшие игроки, которые образуются в профессиональные команды для участия в мировых чемпионатах и турнирах, где главный приз уже достигает десятков тысяч долларов.

Пока вы читаете это, кто-то уже успел скачать контр страйк 1.6 и заработать свои деньги, одержав победу на крупном турнире. Так чего же медлить? Не упускайте свой шанс стать лучшим из лучших. Не пора ли скачать counter strike и вступить в мировую команду, став достойным противником сильнейшим игрокам и войти в историю «Киберспорта»? Все зависит только от вас, от вашего желания стать профессиональным кибер-бойцом в дисциплине – «Counter-Strike». Со своей стороны портал http://download-cs.net сделал все возможное – предоставил вам самый надежный, современный и защищенный игровой клиент.

Описание: Системные требования:
Жанр: Экшен / Шутер / Онлайн Разработчик: Valve Software Издатель: Valve Corporation Язык: Русский Режимы: LAN, Internet / Игра с ботами Система: Windows XP/Vista/7/8/10 Процессор: 800 МГц Оперативная память: 512 МБ Видеокарта: 256 МБ Место на жестком диске: 600 МБ

Опытный реактивный истребитель Ла-168.

Ла-168

С началом закупок в Великобритании реактивных двигателей с большой тягой, у авиаконструкторов появились возможности создания более совершенных самолетов. ОКБ-301 приступает к разработкам высокоплана с расположением силовой установки в хвостовой части. В апреле 1948г. машина под управлением летчик-испытателя В. И. Хомякова отрывается от взлетной полосы. И в октябре этого же года Ла-168 отправляется на государственные испытания.

Возможно Вас заинтересует «Вертолеты ЯКовлева».

Машина успешно прошла ГИ, но в серию ее не пустили, хотя по некоторым параметрам она превосходила МиГ-15. Дело в том, что в частях уже начали летать на МиГ-15 и иметь два самолета с одинаковыми характеристиками было не рентабельно, тем более производство МиГ-15 обходилось дешевле.

Двигатель М-25

Тогда же появилась возможность устанавливать на самолеты поршневые двигатели (ПД) воздушного охлаждения М-25, являвшиеся советской копией американского двигателя Wright «Cyclone» F-3. Производство этих двигателей развернули на вновь построенном заводе авиационных двигателей № 19 в городе Пермь, на Урале. За 1935 г., используя зачастую американские детали, завод выпустил 660 двигателей М-25. Часть этих двигателей предназначалась для истребителей И-16.

Новая модификация самолета уже была построена в Москве на авиационном заводе № 39. 5 первых самолетов этого типа вошли в «красную пятерку» истребителей, принявших участие в воздушном параде, а самолет № 54 (№ 123954), выпущенный 25 апреля 1935 г. подвергся тщательным заводским испытаниям. Имея полетную массу 1432 кг, он развивал скорость 456 км/ч на высоте 3000 м (M=0.385). В целом этот истребитель И-16 очень напоминал третий опытный экземпляр с двигателем Wright «Cyclone» F-3, однако капот двигателя несколько изменился и получил лобовые жалюзи, элеронная щель была заделана, а клапаны-обтекатели вдоль всего размаха оперения сменились маленькими крышками на узлах навески рулей. На серийном авиационном заводе № 21 в Нижнем Новгороде этот самолет получил обозначение И-16 тип 5.

И-16 в советско-финской войне

В период Зимней войны с Финляндией качественное превосходство истребителей И-16 над Fokker D-XX было очевидным. Поэтому командование противника запретило своим летчикам вступать в бой с советскими истребителями, рекомендовав сосредоточить усилия на уничтожении бомбардировщиков. Однако известны два факта, когда финские летчики одержали победу над И-16. В одном из боев в феврале 1940
года И-16 были сбиты бипланом Gladiator, а 26 февраля победу над И-16 одержал самолет Fiat G.50. Одна машина И-16
тип 10 досталась финнам в
качестве трофея.

Самолёт был отремонтирован и получил опознавательные знаки финских ВВС (код VH-201, позже измененный на VH-21). Этот И-16 облётывался многими финскими летчиками; один из них, лейтенант Висапаа, совершил 10 апреля 1940 года вынужденную посадку из-за отказа двигателя. Налет VH-201 составил всего 6 ч. 20 мин. 15 апреля 1941 года самолет был передан на хранение, а затем отправлен в Германию.

И-16 тип 5 из состава 21-го иап во время

советско-финской войны

Преимущества и недостатки эксплуатации

Почему же трактор Т-16 обрёл такую популярность среди населения? Думаю дело в его главном преимуществе, а именно, низкой стоимости при хорошей надёжности и широком диапазоне выполняемых работ.

Так же из плюсов можно выделить:

  1. Простота в эксплуатации, управлять «шассиком» вполне способен человек без каких — либо специальных навыков.
  2. Техническое обслуживание и ремонт, так же не составят труда, если человек, как механик, знаком хотя бы с основами.
  3. Небольшие размеры позволяют маневрировать там, где большему трактору не развернуться.
  4. Хорошая проходимость позволит забрать или доставить груз туда, где обычному грузовику не пройти.
  5. За счёт малого веса не сильно прикатывается грунт во время сельскохозяйственных работ.
  6. Большой выбор навесного оборудования делает машину универсальной.

Основным и чуть ли не единственным недостатком принято считать воздушную систему охлаждения двигателя. В зимний период запустить двигатель без предварительного подогрева не получится, а система холодного пуска на двигателе не предусмотрена.

«Попрошайка» является очень простым трактором в плане ежедневного и периодического обслуживания. Перед каждым выездом следует проверять и при необходимости доливать топливо, охлаждающую жидкость и масло, проверять работоспособность тормозной и рулевой системы, заряд аккумулятора.

Правила безопасной эксплуатации трактора Т-16:

  • во время движения держите двери кабины закрытой;
  • высоту сиденья регулируйте соответственно росту оператора;
  • ремонт двигателя и разбор КПП производите только после того, как мотор остыл;
  • следите за уровнем давления охлаждающей жидкости;
  • контролируйте показатели дизельного топлива, уровня масла;
  • не курите вблизи работающего двигателя машины.

Правила обслуживания трактора Т-16:

  • как и любая техника подобного класса, Т-16 нуждается в периодической проверке состояния деталей устройства, скрепленных частей, навесок, КПП, данная проверка выполняется каждые 50, 100, 200 и более часов;
  • на время бездействия «законсервируйте» трактор, выполнив слив топлива и установив машину на хранение в сухом помещении;
  • при сложных условиях эксплуатации (высокий уровень влажности, высокая запыленность и т.д) может потребоваться внеплановый ТО, выполните его согласно инструкции по эксплуатации трактора;
  • все отработанные жидкости сдавайте в утилизацию;
  • избегайте течи масла и топлива, в особенности в жаркие летние дни — и масло, и дизельное топливо весьма горючи и легко воспламеняются.

Модификации

Чисто базовая модель Т-16 выпускалась лишь до 1967-го года, последующие трактора уже являлись его модификациями, получившими некоторые изменения устройства и внешней конструкции.

Наиболее популярными моделями среди них являются:

  • Т-16М – это более ранняя модель на базе Т-16. Она получила значительно более мощный двигатель силой 25 «лошадей», который позволил развивать транспортную скорость до 23,2 км/ч, а также ходоуменьшитель и каркасную кабину с тентом и дверью.
  • Т-16МГ начал выпуск с 1986-го года. Он также имел мощностные возможности в 25 л.с., передвигался со скоростью 40,17 км/ч, имел полностью закрытую металлическую кабину и получил самосвальную систему для грузовой платформы (базовая модель имела стационарную платформу).

Технические характеристики модификаций:

Модель Т-16М Т-16МГ
Общий вес, кг 1810 1730
Габаритные показатели, мм:
— ширина по колее 1550 1550
— длина 1800 3700
— высота 2600 2500
Тяговой класс 0,6 0,6
Двигатель, номинальная мощность, л.с. 25 25
Число передач коробки передач (КПП) 7/1 7/1
Скорость транспортировочная, макс./мин., км/час 1,6/23,2 1,55/40,17

На видео трактора Т-16МГ:

Факторы риска

Если беременность развивается без патологий и осложнений, на этом сроке не должно быть каких-то особенных неприятных ощущений. При длительных физических нагрузках у вас могут появиться боли в пояснице или ногах, но ни в коем случае не внизу живота.

На 16-й неделе беременности возрастает риск развития железодефицитной анемии. Это связано с увеличением объема циркулирующей крови и снижением в ней количества эритроцитов. Для восполнения нехватки железа гинеколог может назначить прием препаратов, содержащих этот элемент. Также в крови будущей мамы, когда срок достиг 16 недель беременности, нередко обнаруживается недостаток кальция и магния, что чревато появлением судорог в ногах (чаще всего по ночам). В этой ситуации помогут специальные препараты магния, а для восполнения суточной потребности в кальции достаточно каждый день съедать немного творога и выпивать стакан кефира или молока.

Выделения на сроке 16 недель беременности белые или желтоватые, практически не пахнут. Когда же они вызывают зуд, имеют резкий запах и приобрели зеленый цвет, это могут быть симптомы развития генитальной инфекции, которую обязательно нужно лечить. А если выделения становятся коричневыми, розовыми или красными, это повод для серьезного беспокойства. В сочетании со схваткообразными болями, чувством натянутости в пояснице и «окаменевшего» живота они могут быть признаком гипертонуса матки. Примите лежачее положение и сразу же вызовите скорую помощь.

Две жизни витамина В16

Кажется, ни одному другому витамину не пришлось пережить столько «перерождений» и повторных «открытий», как В16. Впервые о DMG заговорили в 1960-х годах. Тогда вещество называли БАДом и в группе витаминов В поставили под номером 15. В те года к биодобавке применяли и другие названия – пангамовая кислота или пангамат кальция. На самом деле В15 был смесью из глюконата кальция и DMG, а главная роль этого вещества заключалась только в том, чтобы поставлять в организм диметилглицин. Меж тем, в БАДах с названием пангамовая кислота диметилглицином и не пахло. К нынешнему времени от этой путаницы избавились, а оба вещества получили корректные названия: пангамовая кислота – В15 (классифицируется как витаминоподобное вещество), диметилглицин – В16 (чаще всего относят к группе биодобавок, так как его жизненно важная необходимость для человека не доказана). Но в процессе определенных биохимических процессов DMG трансформируется в организме в водорастворимое вещество В15.

Как донор метильной группы, DMG принимает участие в детоксикации организма на клеточном уровне и исправляет химические повреждения в ДНК. Также, не прибегая в детальному описанию сложных химических процессов, отметим, что DMG помогает витаминам, белкам, жирам и гормонам выполнять свои функции. Дополнительно обогащенные кислородом клетки (не без помощи В16) более быстро вступают в метаболические реакции, укрепляют иммунитет. 5-граммовая порция В16, принимаемая ежедневно, способна улучшить здоровье и значительно повысить выносливость организма, что было доказано множеством опытов.

Расположение органов управления

На передней плоскости автоматической коробки скоростей находятся рукоятки:

  • поворота резцовой головки;
  • подачи суппорта – поперечной;
  • управления АКП;
  • включения насоса СОЖ;
  • пуска электрооборудования.

Там же установлены сигнальная лампа и указатель нагрузки.

На передней бабке имеются таблички с настройкой режимов резания и расшифровкой символических значков. Здесь же рукоятки для установки и регулировки режимов резания, скорости вращения шпинделя и подачи инструмента.

С фартука управляется ход каретки, перемещение суппорта. Здесь же кнопка пуска реверсивного шпинделя.

И-16 в литературе

В романе Николая Чуковского «Балтийское небо» описаны воздушные бои И-16 против «Мессершмиттов» и «Юнкерсов».

В военных мемуарах Героя Советского Союза Александра Гусева «Гневное небо Испании» описаны воздушные бои И-16 против «Мессершмиттов», «Фиатов» и «Юнкерсов», во время гражданской войны в Испании.

В романе Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», во второй главе первой части, описывается бой и аварийная посадка на лес главного героя Мересьева на «ишачке». В последней главе этой же части посадка И-16 Кукушкина «на одно колесо». Стоит отметить, что И-16 стал литературным приёмом, призванным усилить впечатление — на самом деле Маресьев был сбит на Як-1.

В романе Константина Симонова «Живые и мёртвые» описывается бой советского аса генерала-лейтенанта Козырева на «И-16» с двумя «Мессершмиттами», в котором он успевает сбить первого немца, но потом его сбивает второй — «ястребку» в бою не хватило скорости. Ас вынужден был воевать на устаревшем самолёте, так как все новые самолёты погибли под бомбёжками в первые дни войны, в результате чего бой был проигран, а смертельно раненный Козырев, приняв группу советских бойцов за немцев, застрелился. Давалось понять, что «И-16» к тому времени сильно устарел, и даже асы порой не способны были на них противостоять немцам. Также незадолго до этого описывался один из воздушных боёв, в котором сначала упал один немец, но потом рухнули сразу два «ястребка» — предположительно это были те же «И-16», которые также носили неофициальные прозвища «ястребков».

В книге «В прицеле — свастика», автор, Герой Советского Союза, Игорь Александрович Каберов замечательно описывает полёты и воздушные бои на И-16 в начале войны.

В книге «Всем смертям назло» фронтовой летчик-истребитель Лев Захарович Лобанов, увлекательно рассказывает о подвигах и победах советских пилотов на самолетах И-16 в первые, самые трудные месяцы войны.

Недостатки шестнадцатого калибра

Разница между калибром 16 и калибром 12 является не такой существенной, чтобы споры об актуальности использования того или иного оружия не утихали в течение нескольких десятков лет. Однако это происходит по какой-то неведомой причине. Давайте же рассмотрим основные конструктивные недостатки ружей шестнадцатого калибра:

  • сложная конструкция, из-за чего ружья не рекомендуется покупать новичкам;
  • недостаточно высокая кучность боя на дальних дистанциях;
  • относительно небольшая резкость боя.

Также не следует забывать об индивидуальных особенностях той или иной модели, которые могут прийтись не по нраву некоторым охотникам. Например, знаменитая «вертикалка» ИЖ-12 16 калибра обладает достаточно широкой прицельной планкой. Одним охотникам эта особенность приходится по вкусу, а другим – нет.

Конструкция И-16

Конструктивно И-16 представлял собой низкоплан с убирающимися шасси, традиционной аэродинамической схемы. Конструкция смешанного типа.

Фюзеляж

Полумонокок – это означает, что несущим элементом были в равной мере и каркас и обшивка. Каркас из деревянных лонжеронов и шпангоутов, оклеенных березовым и сосновым шпоном.

Сверху поверхность дерева шпаклевалась и оклеивалась полотном пропитанным аэролаками.

В фюзеляже располагались:

  • Двигатель на мотораме;
  • Расходный топливный бак;
  • Маслобак;
  • Синхронные пулеметы ШКАС с коробами (с И-16 тип 10);
  • Кабина пилота с дверцей (вторая с другой стороны на И-16 тип 18);
  • Пневмосистема (И-16 тип 28);
  • Система тросов и тяг управления;
  • Радиооборудование.

Моторама из хромансилевых труб, противопожарная перегородка стальная. С И-16 тип 6 за кабиной пилота появилась бронеспинка толщиной 5 мм. Рулевые поверхности имели дерево-металлический каркас обтянутый полотном.

Начиная с И-16 тип 18 в кормовой отсеке фюзеляжа появилось отделение для аккумулятора и радиооборудования с люком прямоугольной формы на правой стороне фюзеляжа.

И-16 тип 28, вооружённый двумя крыльевыми 20-мм пушками ШВАК имел пневмосистему, баллон сжатого воздуха размещался в гаргроте, за кабиной. Её (пневмосистемы) задача заключалась в перезарядке пушек.

Центроплан, крыло и шасси

Смешанной конструкции, двухлонжеронное. Зализы центроплана из клеёной на шаблоне фанеры, сверху обтянутые полотном. В нем располагался топливный бак, механизм уборки шасси.

Элероны на машине могли быть двух типов:

  • Длинные, на машинах ранних типов;
  • Короткие, более поздник, до торца консоли.

И-16 тип 10 и более поздние модификации получили посадочные щитки Шренка. Выпуск осуществлялся в механическом режиме.

В центроплане находились и ниши шасси, в виде колпаков и каналов для укладки стоек. В колпаках стоек имели контрольные окна для осмотра механизмов.

Сами шасси трехопорное, с хвостовым неубираемым костылем. Механизм уборки основных стоек – механический, лётчику приходилось делать несколько десятков оборотов ручкой в полете, чтобы убрать или выпустить шасси.

В тоже время для лучшей обтекаемости в полете ниши полностью закрывались щитками шасси, в теории. При базировании на грунтовых аэродромах нижние щитки часто снимали, так как под них набивалась трава и грязь, в результате чего самолет мог скапотировать.

Двигатель

В зависимости от модификации. Первые И-16 тип 4 получили двигатель М-22 и «Райт-Циклон» Ф-3, последующие И-16 тип 5 и тип 6 уже М-25А.

И-16 тип 10 имел двигатель М-25В, как и его модернизированные образцы до тип 16, на тех уже устанавливали новый мотор – М-62.

Но общим было одно, это двигатели воздушного охлаждения с радиальным расположением цилиндров. В просторечии «звездочки».

Технические характеристики сведены в таблицу:

Марка двигателя Число цилиндров Мощность двигателя (номинал, у земли, л.с.) Вес, кг
М-22 9 480 330
М-22А 9 625 433
М-25В 9 725 439
М-62 9 820 560
М-63 9 930 515

Стоит отметить, что двигатель М-25В отличался от более ранних М-25 и 25А только увеличением номинальной мощности и высотности. В остальном это все тот же «Райт-Циклон» Ф-3.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.