Ил-14. один из последних в своем роде, любимчик пилотов

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

Операторы Ил-14[ | код]

Гражданские | код

Аэрофлот, Balkan Bulgarian Airlines, CAAC, Czech Airlines, Cubana, Interflug, JAT Yugoslavia, LOT, Malev, Mongolian Airlines — UVS-MNR Air Mongol, Tabso (Болгария) , Tarom, Ukamp North Korea и Yemen Airlines.

Военные | код

Албания, Алжир, Афганистан, ГДР, Египет, Индия, Индонезия, Ирак, Камбоджа, Китай, Конго, КНДР, Куба, Мали, Польша, Сирия, СССР, Чехословакия, Югославия, Южный Йемен.

Общая численность по странам | код

Эксплуатировался в авиакомпаниях и ВВС 31 страны мира.

Албания 4
Афганистан 8
Бирма 2
Болгария 17
Венгрия 57
Вьетнам 3
Гана 3
Гвинея 7
ГДР 80
Индия 2
Индонезия 10
Ирак 1
Йемен 1
КНР 140
КНДР 5
Конго 1
Камбоджа 2
Куба 21
Мали 2
Монголия 7
Нидерланды 1
Польша 18
Румыния 10
Сирия 6
ЧССР 31
Югославия 7

Точная численность в Египте и Непале неизвестна.

История создания самолёта

Когда испытания предшествующей модели (Ил-12) были завершены, конструкторы ОБКМ начали проектировать новую, более совершенную модель, способную осуществить безопасную посадку даже с одним работающим двигателем.

В ходе испытаний было выявлено, что установка двигателей такого типа и достижение увеличения тяги не даёт решения проблемы. Было принято решение разработать новое крыло с улучшенной механизацией. Так было достигнуто улучшение аэродинамических свойств, что позволило осуществлять полёты с одним рабочим двигателем.

Для того, чтобы решить проблему воздушного сопротивления в момент взлёта, конструкторы оснастили самолёт улучшенной системой шасси, что помогло увеличить скорость убирания стоек. Винты подверглись флюгированию.

Летом 1950 года провели первый испытательный полёт модели Ил-14 с двигателями АШ-82ФН, продлившийся не более 15 минут (был прерван по причине перегрева теплообменника). Это привело конструкторов к решению о необходимости переработки системы выхлопа, которую впоследствии конструкторы объединили с воздушной.

Не осталось без внимания и вертикальное оперение самолёта, что позволило улучшить управляемость. Для достижения более широкого обзора была переделана кабина, в которой увеличилась площадь остекления.

Начало эксплуатации

Зимой, в 1951 году, государственная комиссия приступила к проведению исследований, которые закончились в августе 1952 года. В ходе этих испытаний составили отчёт, в котором говорилось о многократном и всестороннем превосходстве Ил-14 над её предшественником.

В 1952 году стартовала эксплуатация модели в разных условиях климата. Летние испытания показали экономичность и скорость, в которых машина опережала предыдущий — Ил-12.

Лайнер рекомендовали к серийному производству зимой 1952 года. В 1953 году было положено начало выпуску самолёта. С ноября 1954 года начались пелёты с пассажирами на лайнере Ил-14. Позже самолёт стали приспособлять для самых разных целей.

Почти 30-летний срок эксплуатации можно объяснить качеством и надёжностью этого самолёта. Но не в последнюю очередь причиной такого длительного эксплуатирования лайнера было отсутствие альтернативы. Ремонтные работы для самолётов Ил-14 был прекращён только в 1986 году.

Лётно-технические характеристики

Список лётно-технических характеристик знаменитого лайнера Ил-14:

  • Длина корпуса – 21,31 метра у модели Ил-14П, 22,31 метра в Ил-14М и более поздних моделях;
  • Экипаж – от 2 до 5 человек;
  • Вместимость пассажиров – 36 человек;
  • Максимально допустимая взлётная масса – 18,5 тонн;
  • Масса пустого самолёта – 12,7 тонн;
  • Высота полёта – 6,5 километров;
  • Дальность полёта – 1250 километров;
  • Крейсерская скорость – 345 км/ч;
  • Максимальная скорость – 430 км/ч;
  • Двигатели – два АШ-82Т с мощностью в 1950 л.с.;
  • Высота – 7,8 метра;
  • Размах крыла – 37,1 метра.

Список из нескольких существовавших модификаций:

  • Ил-14 Патрульный – самолёт, на борту которого располагалось современное поисковое и аэронавигационное оборудование, была увеличена продолжительность полёта и улучшен комфорт для экипажа;
  • Ил-14 РР – предназначался для целей разведки, поиска, перевозки грузов, аэросъёмки;
  • Ил-14 Полярный – эта модель была целенаправленно усовершенствована для экспедиций в антарктиде;
  • Ил-14 ЛР – модификация модели Полярный.

Особенности и применение

В настоящее время на территории Российской Федерации сохранились всего 3 самолёта Ил-14, способные осуществить полёт. Все 3 машины были восстановлены усилиями энтузиастов. Материальные расходы соответственно были возложены на них. Восстановленные машины базируются на небольших аэродромах.

В ходе боевых действий в воздухе были уничтожены ещё 2 самолёта. Многие модели были разрушены на аэродромах. Во множестве государств всего мира Ил-14 применялся в гражданских целях.

Благодаря 15 имеющимся модификациям, Ил-14 применялся как для гражданских, так и для исследовательских и военных целей. Он использовался во время исследования полюсов, был популярен среди картографов и геологов.

Широкое и длительное эксплуатирование, а также превосходные лётные характеристики позволяют причислить этот самолёт к одному из самых значительных и наиболее выдающихся во всей линейке мировой авиации.

Достоинства и недостатки Ил-14

Основным достоинством Ил-14 является то, что он на весьма продолжительное время заполнил такую необходимую в гражданской авиации Советского Союза нишу основного поршневого самолёта для пассажирских авиаперевозок на внутренних магистралях, а также и на международных рейсах. Именно благодаря этому скромному труженику авиарейсы для простого населения страны стали таким же доступным средством передвижения, как и, например, железнодорожный транспорт.

Ещё одним важным достоинством Ил-14 является его надёжность и неприхотливость в эксплуатации, благодаря чему он производился достаточно крупной серией. Выгода от использования этого самолёта для государства была просто огромной, а пассажиры были довольны. Надёжность Ил-14 позволила существенно снизить уровень авиационных происшествий и катастроф, что также является сильной его стороной. Мощные двигатели позволяли использовать Ил-14 с достаточно коротких взлётных полос, что в условиях Крайнего Севера или Сибири подчас было весьма важным. Простота, удобство в управлении самолётом, а также усовершенствованное бортовое электронное оборудование позволяли успешно управлять им даже пилотам с небольшим опытом.

Основным же недостатком Ил-14 был высокий уровень шума от поршневых двигателей, который мог доставлять некоторые неудобства пассажирам. Тем не менее, этот недостаток не имел большого значения, особенно в сравнении с достоинствами самолёта, благодаря которым он и «продержался» на авиалиниях Советского Союза аж до 1989 года.

Производство

Серийный выпуск:

Завод № 84 (Ташкент)
  • Ил-14: 1954 год — 28 самолётов, 1955 год — 52 самолёта, 1956 год — 115 самолётов;
  • Ил-14П: 1957 год — 117 самолётов, 1958 год — 1 самолёт;
  • Ил-14Т: 1956 год — 10 самолётов, 1957 год — 26 самолётов, 1958 год — 29 самолётов.
Завод № 30 (Москва)
  • Ил-14П: 1956 год — 249 самолётов, 1957 год — 114 самолётов, 1958 год — 2 самолёта.;
  • Ил-14Т: 1956 год — 23 самолёта, 1957 год — 205 самолётов, 1958 год — 63 самолёта;
  • Ил-14ФК: 1957 год — 25 самолётов, 1958 год — 6 самолётов.
Завод Avia (Чехословакия)

Всего — 203 самолёта. Небольшой серией выпускались самолёты АВИА-14-42 «Супер» , рассчитанные на 42 пассажирских места.

Дрезденский авиазавод (ГДР)

Всего — 80 самолётов.

Общее количество произведённых Ил-14: 1348 самолётов (СССР — 1065, Чехословакия — 203, ГДР — 80), из которых на экспорт было поставлено не менее 500 единиц.

Салон Ил-14

В зависимости от модификации и назначения, определенные экземпляры самолетов линейки Ил-14 имели различия в обустройстве и вместительности салона. Так, грузовые и транспортные модели были специально сконструированы таким образом, что их салон вмещал максимально возможное количество грузов, при этом количество пассажирских мест было сокращено. В пассажирских моделях имелись от 18 до 42-х мест. При этом лайнер сопровождался 2-5 членами экипажа. Наиболее комфортабельным и обустроенным считались самолеты Ил-14 С, СИ, СО. Их создали специально для перевозки высокопоставленных лиц как Советского Союза, так и зарубежных стран. Позже Был выпущен усиленный вариант пассажирского самолета, ориентированный на транспортировку 42 человек.

Салон самолетов версии Ил-14 ФК был полностью оборудован под аэрофотосъемку: в нем имелись специальные отсеки для съемки, внедрены три фотокамеры, которые использовались двумя операторами.

Кабина пилота была просторнее, чем в самолетах Ил-12 и оборудована наилучшими и передовыми средствами навигации и радиопередатчиками.

7. Технические характеристики:

• Длина самолета — 21,3- 22,3м

• Размер крыльев — 31,8м

• Высота — 7,7 м

• Двигатели — АШ-82Т 1950л/с.

• Максимальная скорость полета — 430 км/ч

• Крейсерская скорость полета — 345 км/ч

• Максимальная дальность полета — 1250км

• Высота или потолок полета — 6,5 км

• Вес пустого лайнера — 12,7 т

• Максимальная взлетная масса — 18,5 т

• Максимальное число пассажиров — 36-42ч

• Экипаж — 2-5 ч

Варианты Ил-14

  1. Ил-14С, Ил-14СИ, Ил-14ПС, Ил-14СО – самолеты повышенного комфорта

  2. Ил-14Г – грузовые (максимальный перевозимый вес − 3500 кг)

  3. Ил-14Т – транспортный

  4. Ил-14ЗОД – транспортно-десантный

  5. Ил-14ФК, Ил-14ФКМ – разведывательный и для фотосъемок.

  6. Ил-14М – экспортный самолет на 24 места. Сконструировано и экспортировано 119 машин.

  7. Ил-14ЛЛ – летающая лаборатория

Самолеты Ил-14 вложили большой вклад в развитие гражданской авиации в СССР. Благодаря им перевозки пассажиров намного увеличились. Благодаря улучшенной радионавигационной аппаратуре и созданным наземным радиотехническим средствам «Аэрофлоту» удалось максимально быстро приспособиться к пассажирским перевозкам.

Период эксплуатации самолетов Ил-14 продлился до 80-х годов. В основном это были рейсы местного назначения в Сибири и на Крайнем Севере. Уже в начале 90-х годов отработавшие большой срок машины начали массово списывать. Использование Ил-14 по времени заняло более тридцати лет. Это связано с тем, что долгое время не было моделей способных заменить его.

Ремонтные работы проводились на двух заводах: 1953 – авиаремзавод №402 в Быкове, 1957 – завод №407 в Минске. А уже в 1986 году ремонт Ил-14 был прекращен. На это время существовало три рабочих машины на территории России. Ил-14 RA-0543G находился на аэродроме Горелова, остальные два Ил-14Т RA-1114K и Ил-14Т ФЛА-01707 − под Москвой на аэродроме Орловка.

Серийное производство

Город Ташкент, завод №84: в 1954 году было построено 28 самолетов Ил-14, в 55-м – 52 экземпляра, а в 1956 построили 115 летательных машин. В период с 57 по 58 год сконструировали 118 Ил-14П. Параллельно с этими типами строились Ил-14Т. Было построено 65 самолетов.

На заводе №30 в Москве в период из 1956 по 1958 год было выпущено 375 Ил-14П. Параллельно с ним на отдельных базах конструировались Ил-14Т и Ил-14ФК. Если первого вида выпустили 291 единицу, то второго всего 31. Общее количество созданных самолетов серии Ил-14 составляло 1348 авиамашин, из которых на заводы СССР приходилось 1065, на Чехословакию – 203, а на ГДР – 80.

Помимо гражданского применения, Ил-14 использовался и в боевых целях. Известный факт, что во время шестидневной войны между Египтом и Израилем было сбито 2 самолета этого класса и еще около трех уничтожено на ВВП.

История создания и эксплуатации

Летом 1945 года ОКБ С. В. Ильюшина разработало поршневой пассажирский самолёт Ил-12. Данный самолёт должен был постепенно стать основным ближнемагистральным пассажирским самолётом, используемым на территории СССР, а также планировались его поставки дружественным Советскому Союзу странам, разрушенным войной. Сразу же начался этап государственных испытаний Ил-12, которые он прошёл успешно спустя год.

Однако в ходе испытаний было выявлено, что в случае отказа одного двигателя (в том числе и критического) самолёту просто не хватает тяги, чтобы продолжить взлёт. Это создавало большую вероятность повреждения самолёта и даже авиационной катастрофы, если он находился в конце взлётной полосы. Тем самым, Ил-12 просто не имел возможности осуществлять продолженный взлёт (то есть взлёт, который можно было бы продолжить при отказе двигателя).

Именно в этой связи уже в конце 1946 года опытно-конструкторское бюро С. В. Ильюшина начало работы по созданию нового самолёта, который, помимо увеличенного пассажирского салона и корпуса, должен был иметь как раз возможность продолженного взлёта. Проект получил название Ил-14. Первоначально новый самолёт проектировался просто как увеличенная копия Ил-12, оборудованная более мощными двигателями АШ-73.

Однако в ходе экспериментов выяснилось, что увеличение мощности двигателей самолёта не позволит кардинально решить проблему продолженного взлёта. Так, при единственном работающем двигателе изменялась балансировка самолёта, что требовало от экипажа большого лётного мастерства для сохранения управления. Именно поэтому было решено изменить конструкцию фюзеляжа и крыла самолёта для получения необходимых аэродинамических характеристик. В итоге время, необходимое для взлёта Ил-14, было в значительной мере сокращено. Также этому способствовала и замена двигателя АШ-73 на более мощный АШ-82ФН, благодаря чему самолёт быстрее набирал необходимую скорость.

Уже в 1950 году был построен первый образец Ил-14, имевший хвостовое оперение от Ил-12 (в последующих моделях оно было изменено). Летом того же года машина осуществила свой первый полёт, который продлился 15 минут. Впоследствии (со второго образца) самолёт был оборудован более мощными и надёжными двигателями АШ-82Т, получив обозначение Ил-14П. Первый полёт Ил-14П произошёл в начале октября 1950 года.

Большую работу с самолётом провёл его лётчик-испытатель Владимир Коккинаки. Им была проведена большая работа по исследованию управляемости Ил-14 при взлёте с одним двигателем, а также на критических режимах, которая вскоре стала обязательной для всех многомоторных самолётов.

В 1951 году начался период испытаний Ил-14. Их выводом стало то, что самолёт имеет более простое удобное управление, чем Ил-12, обладает необходимой надёжностью и устойчивостью и без затруднений способен осуществлять продолженный взлёт с одним работающим двигателем. В 1953 году постановлением Совета Министров СССР было начато серийное производство пассажирского самолёта Ил-14.

Коммерческая эксплуатация самолёта началась уже в конце 1954 года. В следующем году на Ил-14 советские делегации осуществляли визиты в Индию, Мьянму (Бирму) и Афганистан. Это испытание, налетав в общей сложности около 23 тысяч километров, самолёты прошли с честью. В 1950-х годах Ил-12 и Ил-14 являлись основными самолётами на международных и внутренних магистральных авиалиниях СССР. Лишь к 70-м, когда появились Ан-24, Ил-14 стал использоваться в основном на местных авиалиниях, в основном на Крайнем Севере и в Сибири.

Также с Ил-14 и увеличением его парка связывается бурный рост объёма пассажирских авиаперевозок в Советском Союзе, благодаря чему они из роскоши превратились в доступный способ передвижения. В 1960-х годах самолёт был модернизирован в сторону увеличения количества пассажирских мест и большего комфорта. Обладая совершенным на то время радионавигационным оборудованием, Ил-14 был весьма лёгок для освоения пилотам гражданской авиации.

Эпоха самолёта закончилась лишь в конце 80-х – начале 90-х годов, когда Ил-14 начали массово выводиться из эксплуатации. Всего за шесть лет серийного производства было построено от 1300 до 4000 самолётов (по разным данным), из них было потеряно 70. Ил-14 поставлялись в 31 государство. В основном это были государства социалистического лагеря либо государства, дружественные СССР.

Примечания [ править ]

  1. ^ a b c Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русских самолетов за 1875-1995 гг . Лондон: Osprey Aerospace. ISBN 1-85532-405-9.
  2. ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u World Air Forces — Country Архивировано 16 июля 2012 г. в Wayback Machine .
  3. ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r Крис Чант, Воздушные силы мира , 1979, ISBN 0-89009-269-9 . 
  4. ^ Forsgren, январь » Камбоджа Авиация Royale Khmere: Орден Битва за 1968 «. Аэрофлайт . 7 декабря 2004 г. Проверено 21 февраля 2010 г.
  5. ^ SIPRI [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. ^ «Сайт реставрационной группы Ил-14» . Проверено 31 января 2013 .
  7. ^ «Страница реставратора Ил-14 в facebook» . Проверено 31 января 2013 .
  8. ^ «Реестр FAA, номер N163RR» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 23 сентября 2012 .
  9. ^ Огден (2008)
  10. ^ Документальный фильм Légiforgalmi Kulturális Központ (LKK)
  11. ^ Flug revue 8/2012. Fliegen in Nordkorea
  12. ^ Наш фон
  13. ^ Дональд, Дэвид (редактор) (1997). Энциклопедия мировой авиации . Аэрокосмическое издательство. ISBN 1-85605-375-X.
  14. ^ Ледникер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 года .

Первоначальная версия статьи была основана на материалах сайта aircraft.ru . Он был выпущен владельцем авторских прав на условиях GFDL .

Эксплуатация

Итак, в состав Аэрофлота вошел уникальный самолет, получивший в будущем характеристику «рабочая лошадка» за свою работоспособность и неприхотливость. Регулярно пассажирские перевозки на нем стали выполняться с 1954 года.

Число пассажирских мест на самолете постоянно увеличивалось и доходило до 36 мест. В качестве пассажирского лайнера Ил-14 использовался как странами-участницами Варшавского договора, так и другими дружественными СССР государствами. Машины использовались на авиамаршрутах страны до начала 1990-х годов, после чего постепенно были списаны. Столь продолжительный срок эксплуатации, более 30 лет, объяснялся:

  • Во-первых, надежностью и качеством.
  • Во-вторых, большим количеством модификаций со специальными функциями, машины применялись широко в исследовательских и военных целях.
  • В-третьих, и в главных, им не было замены.

Самолет успешно применялся в северных регионах страны для разведок дрейфа льдов. Участвовал в сопровождении атомного ледокола «Арктика» на Северный полюс, сопровождал к Северному полюсу исследовательскую лыжную экспедицию. Побывал на обоих полюсах планеты, исследования которых были выполнены с его помощью.

Равноценной замены этому самолету в северных районах страны нет до сегодняшнего времени. Неприхотливый, способный на взлет и посадку с небольших ледовых площадок, он безотказно выполнял возложенные на него функции, несмотря на 70-градусные морозы, разреженный воздух или другие сложные метеоусловия. Также Ил-14 широко использовался в геологии и картографии при аэросъемках местности.

Помимо мирного применения, Ил-14 участвовали в 6-дневной войне между Израилем и Египтом. В боевых действиях «илы» понесли потери, были сбиты две машины и еще три уничтожены на аэродроме. Самолет строился по лицензии также в ГДР и Чехословакии. Фото Ил-14 вы можете видеть ниже.

Предыстория

Для огромной страны, которой являлся Советский Союза, проблему внутренних пассажирских перевозок мог решить региональный самолет. Такая машина, имевшая небольшие размеры и неприхотливая к взлетно-посадочным условиям, могла бы легко перевозить 30-100 пассажиров на довольно значительные расстояния в пределах одного региона. Авиапарк региональной гражданской авиации мог бы связать пассажирскими рейсами бескрайние сибирские просторы, Крайний Север и Дальний Восток с центральными районами страны.

Здесь бы мог пригодиться успешный зарубежный опыт развития этого сегмента гражданской авиации. В Соединенных Штатах, где также присутствуют огромные расстояния, на внутренних линиях с успехом использовались после войны самолеты DC-3. По этому пути пошла и Великобритания, которая в короткое время сумела создать довольно приличный парк региональной пассажирской авиации, оснащенной пассажирскими машинами De Havilland Dragon Rapide.

До начала эры реактивной пассажирской авиации, на внутренних пассажирских линиях трудились машины с поршневыми и с турбовинтовыми двигателями. Американцы создали пассажирские лайнеры Convair 440 и DC-6, которые стали практически близнецами моделей, созданных советскими авиаконструкторами. Советский пассажирский Ил 12 и его улучшенная версия Ил 14, и заокеанские самолеты внешне очень похожи.

Работы по созданию региональных пассажирских самолетов в США и в СССР велись практически одновременно. Советский Ил 12 поднялся в воздух уже в январе 1946 года, и только через годы, в марте 1947 года первый полет совершила американская машина. Для своего времени советская машина имела удовлетворительные летно-технические характеристики. Это отразилось на последующей работе КБ Илюшина, где сделали ставку на создание более надежного пассажирского самолета. Самолет Ил 12 стал базовой моделью для дальнейшей разработки более совершенной машины.

Конструкторов, взявшихся за разработку новой машины, подкупали летно-технические данные, которыми обладал Илюшин 12-й. Крейсерская скорость самолета составляла 350 км/ч при дальности полета 1700-1900 км. Самолет имел пассажирский салон для перевозки 20-30 пассажиров, а для взлета и посадки могли быть использованы взлетно-посадочные полосы длиной, не превышающей 1000 м. Для взлета машине было достаточно 500 метров ровной площадки. Во время посадки пробег самолета не превышал 700-800 метров. С такими данными советские пассажирские самолеты имели широкие диапазон эксплуатации, включая районы с тяжелыми климатическими условиями.

Эксплуатация

Регулярные перевозки пассажиров на самолётах Ил-14П начались 30 ноября 1954 года. В 1955 году во время визитов советской правительственной делегации в Индию, Бирму и Афганистан десять самолётов Ил-14П пролетели в общей сложности по 22 500 км. Ил-14П в середине -х годов стал основным магистральным самолётом Аэрофлота. Самолёты Ил-14П (18 пассажирских мест) и Ил-14М (24 места) до начала 1960-х являлись основными типами советских пассажирских самолётов на магистральных внутренних и международных воздушных линиях. После внедрения на авиалиниях СССР турбовинтовых пассажирских самолётов Ан-24, Ил-14 стали использоваться на местных воздушных линиях. Пассажировместимость на Ил-14П постепенно повышалась от 24 до 32 мест, Ил-14М — от 28 до 36 мест.

Самолёты Ил-12 и Ил-14 составили значительную эпоху в развитии советской гражданской авиации: рост парка этих самолётов, возрастание интенсивности их движения привели к увеличению объёма пассажирских авиаперевозок в стране. Совершенная радионавигационная аппаратура в сочетании с созданием комплекса наземных радиотехнических средств позволила лётчикам Аэрофлота быстро освоить регулярные полёты с пассажирами в сложных метеорологических условиях и ночью с выполнением захода на посадку по приборам, что превратило гражданскую авиацию в один из основных видов пассажирского транспорта.

С середины 1960-х на смену самолётам Ил-14 стали приходить современные турбовинтовые лайнеры Ан-24. В -х годах продолжалась эксплуатация самолётов семейства Ил-14 на местных воздушных линиях в ряде регионов СССР (особенно на Крайнем Севере и в Сибири), а также для обслуживания экспедиций в Антарктиде, они поддерживали связь между Большой землей и полярными станциями, вели разведку льдов и проводку в них морских судов, также на эти самолёты устанавливали два дополнительных топливных бака для беспосадочной связи между советскими антарктическими станциями, удаленными друг от друга на расстояние до 4000 км. С 1979 года на местных воздушных линиях самолёт Ил-14 стал заменяться самолётом L-410UVP.

В -х годах начался постепенный вывод из состава Аэрофлота самолётов типа Ил-14, однако они ещё применялись для служебных транспортных перевозок в военной и экспериментальной авиации, а отдельных регионах ещё даже возили пассажиров. Массовое списание остававшихся в строю Ил-14 было проведено в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Из регулярной пассажирской эксплуатации «Аэрофлота» Ил-14 был официально снят в 1989 году, отработав на регулярных линиях 35 лет.

Столь долгий срок службы самолётов этого типа, (а к началу 1990-х годов последним построенным в конце 1950-х лётным экземплярам Ил-14 перевалило за 30 лет), объясняется отсутствием самолётов аналогичного класса с поршневыми двигателями, а также последующих моделей, которые смогли бы его заменить, как это было в своё время с Ил-12, который Ил-14 и заменил. Одномоторный Ан-2 был более лёгким типом воздушного судна с меньшей грузоподъёмностью и количеством мест для пассажиров, да и менее комфортабельным, а турбовинтовой Ан-24 более сложным в обслуживании. Ил-14 долгое время служил военным и гражданским специалистам в том числе и на Севере, а из-за своих характеристик, неприхотливости и надёжности в работе был незаменим в Арктике. Поэтому назначенный ресурс самолёта постоянно продлевался:

  •  — 3000 часов
  •  — 5000 часов
  •  — 10000 часов
  •  — 15000 часов
  •  — 25000 часов
  •  — 30000 часов
  •  — 35000 часов

Ремонт Ил-14 производился с 1953 года на авиаремзаводе № 402 (Быково), с 1957 года — на авиаремзаводе № 407 (Минск). Обслуживание самолётов Ил-14 на авиаремонтных заводах СССР было прекращено в 1986 году.

Тактико-технические характеристики Ил-14

— Начало эксплуатации: 30 ноября 1954 года- Конец эксплуатации: 2005 год- Годы производства: 1953 — 1959- Единиц произведено: 1 348

Вместимость Ил-14

— 36 пассажиров

Экипаж Ил-14

— 2-5 человек

Габаритные размеры Ил-14

— Длина, м: 21,31 (Ил-14П), 22,31 (Ил-14М и поздние модели)- Размах крыла, м: 31,7- Высота(в хвосте), м: 7,8

Двигатели Ил-14

— Тип двигателя: 2 ПД Швецов АШ-82Т- Мощность, л.с.: 2 х 1900

Скорость Ил-14

— Максимальная скорость, км/ч: 430- Крейсерская скорость, км/ч: 345

Дальность полёта Ил-14

— 1250 км

Высота полёта Ил-14

— 6500 м (с кислородным оборудованием)

Вес Ил-14

— Масса пустого самолёта, кг: 12 700- Максимальная взлётная масса, кг: 18 500

Сохранившиеся экземпляры[ | ]

Ил-14 СССР-91612 По состоянию на 2020 год в состоянии лётной годности в России и в мире находятся четыре самолёта. Первый,Ил-14 СССР 41865 сохранившейся не в летном состоянии на данный момент находится в Авиамузее ДОСААФ в Боровой.Второй,Ил-14 «Советский Союз» RA-0543G, сохранённый в лётном состоянии, базируется на аэродроме Горелово, Санкт-Петербург. Третий , Ил-14Т «Пингвин» RA-1114K (СССР-91612), совершил первый полёт 01.10.2012 года с аэродрома Мячково и теперь базируется на аэродроме «Орловка» в Тверской области в 170 км от Москвы. Четвертый, Ил-14Т «Голубая Мечта» ФЛА-01707, восстановленный командой волонтеров, совершил первый полёт в мае 2014 года с аэродрома Тушино в Москве и теперь также базируется на аэродроме «Орловка».

Боевое применение

Гражданские самолеты широко применялись на различных маршрутах внутри СССР, в том числе и на дальних. Но вскоре для таких полетов стали применять более совершенные и скоростные турбовинтовые самолеты ИЛ-18. С этого момента ИЛ-14 стали применяться на местных авиалиниях. Последние пассажирские рейсы самолеты такого типа совершили в 1973 году.

Самолет ИЛ-14 использовался больше как гражданский лайнер, поэтому его военная карьера не изобилует яркими фактами. Первой военной операцией, в которой приняли участие армейские машины, стало подавление восстания в Венгрии в 1956 году. Самолеты 201-й отдельной эскадрильи обеспечивали деятельность контингента войск СССР, принимавших участие в событиях.

Вторым заметным эпизодом стало участие транспортных машин из состава 134-й отдельной эскадрильи в Кубинском кризисе 1962 года. Самолеты использовались для доставки различных грузов на Кубу и впоследствии были там оставлены.

Машины широко применялись для отбора проб воздуха и фото- и киносъемки в ходе различных ядерных испытаний на полигоне Новая Земля. Еще одной сферой применения самолетов стала пограничная служба.

Поставленные за рубеж самолеты стали участниками Суэцкого кризиса на стороне Египта, причем почти все машины остались целыми. Впоследствии они применялись для высадки десантов в ходе различных локальных конфликтов. Большинство поставленных Египту самолетов ИЛ-14 было уничтожено в 1967 ходу в ходе «Шестидневной войны».

Варианты

An Avia 14FG в Чешском музее Куновице

  • Ил-14  : Двухмоторный пассажирский, грузовой транспортный самолет.
  • Ил-14ФК / 14ФКМ  : Версия для аэрофотосъемки.
  • Ил-14Г  : грузовой или грузовой самолет.
  • Ил-14ГГО  : Геофизический исследовательский вариант.
  • Ил-14ЛИК-1 / ЛИК-2 : Калибровочная версия средства навигации.
  • Ил-14ЛР  : версия для ледовой разведки.
  • Ил-14М  : Ил-14П удлиненный, с удлиненным фюзеляжем, на 14–36 мест.
  • Ил-14П  : вариант авиалайнера на 18–32 места.
  • Ил-14ПС / С  : VIP-версии, на базе Ил-14П.
    • Ил-14СИ : VIP-версия повышенной дальности.
    • Ил-14СО : 18-местная VIP версия.
  • Ил-14РР : Разведывательный вариант.
  • Ил-14Т  : Военно-транспортная версия.
  • Crate-C  : Версия радиоэлектронной борьбы.

Варианты, построенные по лицензии

  • Avia 14  : Ильюшин Ил-14М, построенные компанией Avia по лицензии в Чехословакии .
    • Авиа 14-24  : 24-местная версия.
    • Авиа 14-32  : 32-местная версия.
    • Авиа 14-40  : 40-местная версия.
  • Avia 14FG  : Самолет для аэрофотосъемки.
  • Авиа 14Т  : Авиа построенный Ильюшин Ил-14Т.
  • Avia 14S  : VIP-транспортный самолет с шестью индивидуальными сиденьями и шестиместным диваном, может быть оснащен топливными баками на законцовках крыла большой дальности.
  • Avia 14 Super  : модель 1960 года с герметичной кабиной на 32, 36 или 42 пассажира, оснащенная топливными баками на законцовках крыла большой дальности.
  • ВЭБ 14П  : Ильюшин Ил-14П, построенные VVB Flugzeugbau по лицензии в Восточной Германии .
  • ВЭБ 14Т  : ВЭБ 14П переоборудованы в военные транспорты.
  • Y-6  : Предполагаемая производственная версия в Китае. Прервано после начала разработки Y-7.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.