Противолодочный самолет ил-38

Алан-э-Дейл       10.09.2023 г.

Оглавление

Дизайн и разработка [ править ]

Ил-38 представляет собой модификацию четырехмоторного турбовинтового Ил-18 для использования в качестве морского патрульного самолета для ВМФ СССР . Он отвечал требованиям по противодействию американским подводным лодкам с баллистическими ракетами. ЦК Коммунистической партии и Совет министров издали 18 июня 1960 года совместную директиву, в которой призвали подготовить прототип к испытаниям ко второму кварталу 1962 года. Фюзеляж, крыло, хвостовое оперение и гондолы двигателей были такими же, как и у модели. Ил-18 имел такую ​​же силовую установку и кабину экипажа. Аэродинамический прототип Ил-38 впервые поднялся в воздух 28 сентября 1961 года а первый серийный самолет последовал в сентябре 1967 года. Производство продолжалось до 1972 года, когда более дальний и универсальный Туполев Ту-142производная от стратегического бомбардировщика Ту-95 «Туполев» поступила на вооружение.

Планер основан на Ил-18 с выдвинутыми вперед крыльями на 3 м (9,84 фута). В отличие от Ил-18, у Ил-38 герметизирована только носовая часть фюзеляжа. В хвостовой части находится MAD , а под носовой частью фюзеляжа в выпуклом обтекателе размещен поисковый радар « Беркут» («Золотой орел») (названный НАТО «Wet Eye»). Есть два внутренних отсека вооружения, один в передней части крыла, в котором размещаются гидроакустические буи, и один за крылом, в котором размещается вооружение.

Некоторые западные источники утверждают, что было произведено 58 штук; командир противолодочной эскадрильи на острове Остров заявил, что советская военно-морская авиация получила 35, из которых около тридцати остаются на вооружении российской морской авиации . Пять были переданы Индии в 1977/8. В середине 1990-х годов кажется, что авиалайнер Ту-204 / Ту-214 выиграл соревнование с самолетом-амфибией Бериева А-40 / Бе-42 на замену Ил-38 на вооружении России, но недостаток денежных средств парализовало проект. В последнее время, похоже, разрабатывается вариант А-40, который заменит Ил-38.

В 1977 году Индия получила три самолета Ил-38 бывшего советского военно-морского флота, еще два — в 1983 году. Индийские модификации включали установку пилонов на борта фюзеляжа для установки противокорабельной ракеты » Морской орел» . Ил-38 ВМС Индии были отправлены обратно в Россию для модернизации. Они будут включать в себя новый комплект авионики Sea Dragon, включающий новый радар, дальномерную инфракрасную башню под носом и систему электронной разведки , размещенную в коробчатой ​​конструкции, установленной на стойках над носовой частью фюзеляжа. Три модернизированных самолета, получившие обозначение Ил-38 SD, были доставлены ВМС Индии .

Ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме Ил-38 .
  1. ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u Borst, Marco PJ (лето 1996 г.). «Ильюшин Ил-38 Май — Русский Орион» . Бортовой журнал . Локхид: 8–9. Архивировано из [: //www.p3orion.nl/il-38%20may.pdf исходных] 10 сентября 2016 года . Проверено 2 сентября 2014 года .
  2. ^ a b Lake 2005, стр.31.
  3. ^ a b c Lake 2005, стр.32.
  4. ^ Гордон 2004, с.92.
  5. ^ a b c Lake 2005, стр.36.
  6. ^ Озеро 2005, pp.32-33.
  7. ^ «Индийские противолодочные самолеты получили» Морского змея « « . lenta.ru .
  8. ^ «Самолеты ВМС Индии сталкиваются в воздухе» . 1 октября 2002 г. — через news.bbc.co.uk.
  9. ^ «Северный флот получил модернизированный противолодочный самолет» . lenta.ru .
  10. ^ http://www.navyrecognition.com/index.php/news/defence-news/2016/november-2016-navy-naval-forces-defense-industry-technology-maritime-security-global-news/4614-russia -s-модернизированный-Ил-38Н-морской-патрульный-самолет-получает-легкие-электрические-блоки-блоки.html
  11. ^ «Восьмой модернизированный Ил-38Н» . 23 декабря 2016.
  12. ^ «Противолодочные самолеты Ил-38Н идут на арктическую службу» . airrecognition.com .
  • Лейк, Джон. «Русский подводный убийца: Ильюшин Ил-38 Май». Air International , февраль 2005 г., Том 68 №2. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. С. 30–36.
  • Гордон, Ефим и Дмитрий Комиссаровы, Ильюшин Ил-18 / -20 / -22; Универсальный турбовинтовой транспорт , Midland Publishing: Hinckley England. 2004 г.
vтеСамолет Ильюшина
Истребители
  • I-21
  • Ил-1
Штурмовик
  • Ил-2
  • Ил-8
  • Ил-10
  • Ил-16
  • Ил-20 (И)
  • Ил-40
  • Ил-42
  • Ил-102
Бомбардировщики
  • DB-3
  • Ил-4
  • DB-4
  • Ил-6
  • Ил-22 (И)
  • Ил-28
  • Ил-30
  • Ил-46
  • Ил-54
Транспорт
  • Ил-12
  • Ил-20 (II)
  • Ил-32
  • Ил-76
  • Ил-78
  • Ил-80
  • Ил-106
  • Ил-106 ПАК ВТА
  • Ил-112
  • Ил-276
Пассажирский самолет
  • Ил-14
  • Ил-18 (1946 г.)
  • Ил-18
  • Ил-62
  • Ил-86
  • Ил-90
  • Ил-96
  • Ил-108
  • Ил-114
Разведка
  • Ил-20 (III)
  • Ил-22 (II)
  • Ил-24
  • Ил-38
  • Ил-140
  • А-50
  • А-100
Экспериментальный
  • А-60
  • I-21
  • Ил-1
  • Ил-8
  • Ил-26
Тренер

История создания

В 50-е годы в США развернулась масштабная программа строительства атомных субмарин, вооружённых баллистическими ракетами. Первоначально было решено, что нивелировать угрозу должен советский флот. Однако у военно-морских сил не было достаточного количества кораблей для наблюдения за всеми возможными территориями. А возможности развернуть систему гидроакустического наблюдения Советский Союз не имел. В итоге было решено опереться на авиацию. КБ Сергея Ильюшина получило задание на разработку противолодочного самолёта летом 1960 года.

По проекту, будущий Ил-38 должен был иметь возможность трёхчасового патрулирования на удалении от базы свыше 2000 км. Из соображений экономии самолёт решили строить не с нуля, а на основе существующих. В данном случае на роль «основы» подходил лайнер Ил-18, конкретнее  его модификацию улучшенной компоновки Ил-18В.

Первоначально Ил-38 хотели использовать, как многоцелевой самолёт, вооружённый противокорабельными ракетами и способный выполнять разведывательные задачи, однако против этого возразили сотрудники КБ.

По их мнению, установка подкрыльевых узлов подвески вооружения недопустимо увеличила бы нагрузку на крыло. А установка аппаратуры радиоразведки приведёт к тому, что самолёты и экипаж будут выполнять самые различные, но не «противолодочные» функции. А окончится износом машин и потерей экипажами квалификации. В итоге Ил-38 было решено оставить чисто противолодочным самолётом, вооружённым минами и торпедами.

Первый полёт Ил-38 с экипажем, во главе которого находился Владимир Коккинаки, состоялся раньше срока  осенью 1961 года. В ходе заводских испытаний, продолжавшихся до лета 1962 года, совершили 77 полётов, налетав при этом 135 часов. Осенью 1962 года взлетел второй прототип, тоже пока ещё без спецоборудования. К этому времени система «Беркут» всё ещё проходила испытания на борту летающих лабораторий на базе Ил-18. И даже не вся система полностью, а только отдельные её узлы.

Так получилось, что хотя сам самолёт и взлетел с опережением графика, испытания бортовых систем начали, опоздав почти на год. Полёты в 1964 году выявили, что «Беркут» по прежнему нуждается в серьёзной доводке.

Государственные испытания самолёта прошли в 1965 году. Ил-38 решили пригодным для запуска в серию, но не для принятия на вооружение. Со вторым пунктом решили повременить, пока не будет повышена надёжность системы «Беркут». В итоге противолодочный самолёт стал в строй только в 1969 году.

Эксплуатация

В СССР первым получил самолёты Ил-38 24-й отдельный противолодочный авиационной полк Дальнего действия ВВС Северного Флота (аэродром Североморск-1) в 1968 году. В 1969 году — 77-й отдельный противолодочный авиационной полк Дальнего действия ВВС Тихоокеанского Флота (аэродром Николаевка) и в 1972 году — 145-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья ВВС Балтийского Флота (аэродром Скулте).

Зарубежные командировки — Йемен 2 Ил-38 с декабря 1979 −1991 г.г., Эфиопия 2 Ил-38 с 29 января 1981 г по 1986 г., с 1982 по 1989 г.г. периодические базирования 2 Ил-38 в Ливии, разовые командировки в Мозамбик и Сирию.

Экипажами самолётов Ил-38 с 1969 по 1981 год произведено 4095 самолёто-вылетов на боевую службу с общим налётом 24570 ч.

В настоящее время самолёты Ил-38 эксплуатируют:

7050-я АвБ СФ (Североморск-1).

7060 АвБ ТОФ (Елизово)

7062 АвБ ТОФ (Николаевка).

859-й Центр боевого применения и переучивания Морской авиации в г. Ейск.

Технические характеристики (Ил-38) [ править ]

Данные ВМФ России на РИАТ 1996

Общие характеристики

  • Экипаж: семь-восемь человек
  • Длина: 40,185  м (131 футов 10 дюймов)
  • Размах крыла: 37,4  м (122 футов 8 дюймов)
  • Высота: 10,17  м (33 фута 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 140  м 2 (1500 квадратных футов)
  • Пустой вес: 35 500  кг (78 264 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 66 000  кг (145 505 фунтов)
  • Силовая установка: 4 турбовинтовых двигателя Ивченко / Прогресс АИ-20М мощностью 3151 кВт (4225  л.с.) каждый.

Представление

  • Максимальная скорость: 645 км / ч (401 миль / ч, 348 узлов)
  • Перегоночная дальность: 7500 км (4700 миль, 4000 морских миль)
  • Выносливость: 13 часов
  • Практический потолок: 11 000  м (36 000 футов)
  • Скорость подъема: 5,33 м / с (1049 фут / мин)

Вооружение

20 000 фунтов (9 000 кг) одноразовых запасов, включая глубинные бомбы, мины, торпеды и бомбы.

Потери

1984 год. Авария на аэр. Николаевка, 77-й ОПЛАП ВВС ТОФ. Аварийное прекращение взлёта. Самолёт выкатился за пределы ВПП, получил повреждения и был списан. Экипаж не пострадал.

1984 год. Аэродром Асмара, Эфиопия. В результате налёта сепаратистов на аэродром уничтожены два Ил-38, принадлежащие 77-му ОПЛАП ВВС ТОФ, экипажи не пострадали.

1994 год. Катастрофа на аэр. Североморск-1, 24-й ОПЛАП ВВС СФ. При выполнении посадки в условиях сильного снегопада и позёмки самолёт уклонился от посадочного курса и столкнулся с землёй. Экипаж погиб.

2002 год. Катастрофа двух индийских самолётов Ил-38 на авиашоу, противолодочная эскадрилья INAS 315. Погибли 12 человек. Взамен разбившихся машин Россия бесплатно предоставила два Ил-38.

Внешнее оформление

Фюзеляж модернизированного Ил-38 темно-серого цвета. Бортовой номер самолета указан желтыми цифрами. Ил-38Н комплектуется новым навесным оборудованием, которое представляет собой систему РТР, осуществляющую радиотехническую разведку.

Местом расположения навесного оборудования стал специальный контейнер над фюзеляжем. Существует предположение, что система РТР в дальнейшем будет использоваться для поддерживания связи с морской космической системой разведки и целеуказания РТР «Лиана». Однако достоверность данной информации, ставшей известной СМИ, пока не проверена.

Местом для расположения обзорно-поисковой системы является носовая часть фюзеляжа. Для системы разработан специальный сферический контейнер.

Конструкция Ил-38

Фюзеляж самолета имеет длину 40,07 м. Длина хвостовой балки с немагнитной и металлической частью – 5,6 м. Диаметр фюзеляжа – 3,5 м. Переднюю часть занимает кабина экипажа. Ее площадь составляет 28 м2. Экипаж состоит из семи человек: командира корабля, его помощника, штурмана-оператора, штурмана-навигатора, штурмана-оператора СПИИУ, радиста и бортинженера.

Выпуск и убирание шасси, поворот переднего колеса, закрытие и открытие грузолюков, торможение колес – все это выполняется при помощи гидро-азотной системы. На самолете установлена также азотная система, за счет которой происходит аварийное торможение, аварийное флюгирование винтов и т.д.

Ил-38 имеет в расположении систему кондиционирования, предназначение которой состоит в наддуве, вентиляции и отоплении гермокабины. Особенность данной системы заключается в отборе воздуха от компрессоров двигателей.

В состав силовой установки самолета входят четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М и воздушные винты АВ-64. До того момента, как Ил-38 поставили на вооружение, его снабжали дополнительной системой автоматического флюгирования, что повышало безопасность полета. Пуск моторов можно произвести через внешние аэродромные источники электроэнергии или при помощи турбогенераторного оборудования ТГ-16, которое поместили в хвостовой части фюзеляжа. Главным минусом силовой установки, применяемой на Ил-38, стало большое количество времени, требуемое на прогрев двигателей (до 10 мин.).

ППС «Беркут», которая размещалась в составе оборудования самолета, была разработана, опираясь на многие научные достижения 50-х и 60-х годов прошлого века. В состав этой эргастической автоматизированной системы входят радиоакустические буи (сбрасываемая составляющая) и бортовая аппаратура.

Бортовое оборудование представлено радиолокационной станцией, самолетным приемоиндикаторным устройством СПИУ, цифровой вычислительной системой ЦВМ, блоком связи с ЦВМ, панелью географических координат ПГК, пультом ввода данных ПВД, и т.д. К исполнительным и индикаторными устройствам относят пилотажно-навигационную систему Путь-4Б-2К, АРК-Б, АП-6Е, пульты управления выбрасывания средств поражения и поиска, световые табло.

Общее описание конструкции

Самолет Ил-38 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это цельнометаллический низкоплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями и трехстоечным убирающимся шасси. Назначение Ил-38 – поиск и уничтожение подводных лодок противника, ведение разведки, участие в поисково-спасательных операциях, постановка минных заграждений. В состав экипажа самолета входит семь человек.

Передняя часть фюзеляжа Ил-38 разделена плоскостью на две половины. В верхней герметичной части располагается кабина экипажа, а также часть электронной аппаратуры самолета. В нижней части находится антенна РЛС «Беркут» в обтекателе и отсек, в который помещается передняя стойка шасси.

За кабиной расположен передний грузовой отсек, он продолжается до центроплана крыла. Над ним размещен астрокомпас и блок аппаратуры комплекса «Резеда». За центропланом размещается второй грузовой отсек с аппаратурой комплекса «Беркут», кислородными баллонами и спасательными средствами. В хвостовой части самолета находится технический отсек с аккумуляторами, турбогенератором и магнитометром. Магниточувствительный элемент расположен в хвостовой балке.

Крыло Ил-38 прямое, состоящее из трехлонжеронного центроплана и двух двухлонжеронных отъемных частей. Механизация представлена закрылками Фаулера и элеронами.

Хвостовое оперение самолета однокилевое свободнонесущее. Стабилизатор и киль кессонной конструкции с тремя лонжеронами.

Силовая установка машины состоит из четырех двигателей АИ-20М с автоматическими винтами АВ-68И. Их диаметр составляет 4,5 метра.

Топливная система Ил-38 состоит из группы баков, большая часть из которых находится в крыле самолета. Их общая емкость составляет более 35 тыс. литров. Питание топливом раздельное для двигателей каждой стороны.

Противолодочное оборудование самолета состоит из поисково-прицельной системы «Беркут» и магнитометра. На Ил-38 впервые в Советском Союзе была установлена бортовая ЭВМ «Пламя», она является составной частью ППС «Беркут». Ее предназначение – решение логических задач при поиске подводных лодок противника. ЭВМ управляет движением самолета во время поиска, анализирует информацию, полученную от гидроакустических буев, дает команды на сброс средств поражения.

Вооружение Ил-38 состоит из различных видов гидролокационных и гидроакустических буев (РГБ-1, РГБ-3, РГБ-16), а также средств поражения подлодок. В 70-е годы для Ил-38 разрабатывался специальный «долговременный» буй «Яуза», который мог находиться в воде несколько месяцев и постоянно собирать информацию. После чего, данные должны были передаваться на пролетающий над ним Ил-38. Однако данный проект так и не был завершен, работы были прекращены в 1979 году.

В состав средств поражения Ил-38 могут входить торпеды АТ-1 и АТ-2 либо же ракеты АПР-1 и АПР-2. Для модификации Ил-38Н была разработана ракета АПР-3. Также для этой модели была доработана противокорабельная ракета Х-35, испытания были завершены в 2005 году.

Варианты [ править ]

Ил-38 без опознавательных знаков, который позже был поставлен ВМС Индии в 1983 году и стал первым самолетом Ил-38, модернизированным до стандарта SD.

Ил-38
Серийный самолет
Ил-38М
Модифицирован зондом-приемником в составе зонда и системы дозаправки тормозным воздухом. Система не принята.
Ил-38МЗ
Заправочный вариант Ил-38. Только прототип
Ил-38Н
Усовершенствованный вариант, который иногда называют Ил-38СД от «Морской дракон», это новая система поиска и слежения. Версия ВМФ России оснащена системой «Новелла П-38». Novella P-38 может обнаруживать воздушные цели на дальностях до 90 километров и следовать за надводными объектами в радиусе 320 километров, может одновременно отслеживать 32 надводные и подводные цели. 8 самолетов поставлено ВМФ России. [ необходима проверка ] Модернизированные противолодочные самолеты поступили на вооружение Тихоокеанского и Северного флотов России.

Варианты

Ил-38 без опознавательных знаков, который позже был поставлен ВМС Индии в 1983 году и стал первым самолетом Ил-38, модернизированным до стандарта SD.

Ильюшин Ил-38Н в 2020 году

Ил-38
Серийный самолет
Ил-38М
Модифицирован зондом-приемником в составе зонда и системы дозаправки тормозным воздухом. Система не принята.
Ил-38МЗ
Танкерный вариант Ил-38. Только прототип
Ил-38Н
Усовершенствованный вариант, который иногда называют Ил-38СД от «Морской дракон», это новая система поиска и слежения. Версия ВМФ России оснащена системой «Новелла П-38». Novella P-38 способна обнаруживать воздушные цели на дальностях до 90 километров и следовать за надводными объектами в радиусе 320 километров, может отслеживать одновременно 32 надводные и подводные цели. 8 самолетов поставлено ВМФ России. Модернизированные противолодочные самолеты поступили на вооружение Тихоокеанского и Северного флотов.

Боевые возможности воздушных кораблей Ил-38

Первый вылет ИЛ-38 был 27.09.1961 года. Экипаж возглавлял летчик-испытатель В.Коккинаки. На боевой службе противолодочные воздушные устройства состоят в течение тридцати лет.

Экипажи самолетов обнаруживали неопознанные подводные корабли в Баренцевом море и Тихом и Индийском океанах, причем личным составом воздушного корабля отслеживался только чистый шум, без характерных винтовых звуков двигателей подводных лодок.

Фирмы Ильюшина не оставляют своих детищ без внимания, Модернизация воздушных судов, комплектация их новейшим оборудованием проводится постоянно. Самолет Ил-38Н, созданный на базе Ил-38, получил совершенное радиоэлектронное бортовое оборудование.

На борту модернизированного судна доступно размещение до 9 тонн вооружения, радиус дальности слежения за надводными судами увеличен до 320 км, субмарины противолодочный корабль обнаруживает на расстоянии около 150 км. Поисковые характеристики самолетов существенно выросли.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Артемьев, 2002.

Технические характеристики
  • Экипаж: 7
  • Длина: 40,075
  • Размах крыла: 37,4
  • Высота: 10,12 м
  • Площадь крыла: 140 м²
  • Средняя аэродинамическая хорда: 3,0 м
  • Колея шасси: 9,0 м
  • Масса пустого: 34 700 кг
  • Максимальная взлётная масса: 68 000 кг
  • Максимальная посадочная масса: 52 200 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 26 650 кг
  • Силовая установка: 4 × ТВД АИ-20М
  • Мощность двигателей: 4 × 4250 л. с.

(4 × 3126 кВт (взлётная))

  • Воздушный винт: АВ-64 серии 04А
  • Диаметр винта: 4,5 м
  • Масса двигателя: 1040 кг
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 650 км/ч на 6000 м
  • Боевой радиус: 2200 км
  • Техническая дальность: 9500 км
  • Практический потолок: 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
  • Длина разбега: 1700 м
  • Длина пробега: 1070 м
Вооружение
  • Боевая нагрузка:  
    • нормальная: 5430 кг
    • максимальная: 8400 кг
  • Бомбы: противолодочные:
    • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
    • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»

О предназначении

В свое время Ил-38 самостоятельно или совместно с кораблями выполнял следующие задачи:

  • Поиск и уничтожение подлодок противника.
  • Проводил морскую разведку и поисково-спасательные операции.
  • С привлечением Ил-38 устанавливались минные заграждения.

Как утверждают эксперты, появление Ил-38 у берегов даже на большом отдалении оказывает ощутимое психологическое воздействие на потенциального противника. Для этого достаточно осуществления плановых полетов без нарушений правил использования воздушного пространства. Ярким тому примером может стать срыв американо-японских учений в 2010 году. Обе стороны опасались, что российский Ил-38, настроенный на их частоту радаров, сможет перехватить сверхсекретную информацию. По этой причине военные маневры США и Японии были свернуты.

В результате проведенной модернизации (см. выше) боевые возможности данного противолодочного самолета были увеличены в четыре раза. Благодаря внедрению компонентов новой поисково-прицельной системы, стало возможным использование усовершенствованного Ил-38 для решения различных военных задач, в том числе обнаружения подводных и надводных целей, а также быстрого уничтожения подлодок при помощи глубинных бомб. В зависимости от боевой задачи, состав оборудования может меняться. Самолет способен патрулировать заданный ему район в течение продолжительного времени. Получив необходимую информацию о цели, командир Ил-38Н может передать полученные сведения другим самолетам или кораблям, а также успешно атаковать противника самостоятельно.

Применение самолета не ограничивается только борьбой с вражескими подводными лодками. Данную авиационную модель используют для решения различных народно-хозяйственных задач. Благодаря наличию специальных датчиков, позволяющих выявлять любые гравитационные аномалии, модернизированный Ил-38 очень востребован в океанологии, экологии, геологоразведке, ледовой разведке и т. д.

Сегодня при помощи Ил-38, оборудованного системой «Новелла-П-38», составляются магнитные и гравитационные карты Северного Ледовитого океана.

Дизайн и разработка [ править ]

Ил-38 является доработкой четырехмоторного турбовинтового самолета Ильюшин Ил-18 для использования в качестве морского патрульного самолета для ВМФ СССР . Он отвечал требованиям по противодействию американским подводным лодкам с баллистическими ракетами. ЦК Коммунистической партии и Совет министров издали 18 июня 1960 года совместную директиву, в которой призвали подготовить прототип к испытаниям ко второму кварталу 1962 года. Фюзеляж, крыло, хвостовое оперение и гондолы двигателей были такими же, как и у модели. Ил-18 имел такую ​​же силовую установку и кабину экипажа. Аэродинамический прототип Ил-38 впервые поднялся в воздух 28 сентября 1961 года , а первый серийный самолет последовал в сентябре 1967 года. Производство продолжалось до 1972 года, когда более дальний и универсальный Туполев Ту-142На вооружение поступил производный от стратегического бомбардировщика Ту-95 Туполев .

Планер основан на Ил-18 с выдвинутыми вперед крыльями на 3 м (9,84 фута). В отличие от Ил-18, у Ил-38 герметизирована только носовая часть фюзеляжа. В хвостовой части находится MAD , а под носовой частью фюзеляжа в выпуклом обтекателе размещен поисковый радар « Беркут» («Золотой орел») (названный НАТО «Wet Eye»). Есть два внутренних отсека вооружения, один в передней части крыла, в котором размещаются гидроакустические буи, и один за крылом, в котором размещается вооружение.

Некоторые западные источники утверждают, что было произведено 58 штук; командир противолодочной авиационной эскадрильи на острове Остров заявил, что советская военно-морская авиация получила 35, из которых около тридцати остаются на вооружении российской морской авиации . Пять были переданы Индии в 1977/8. В середине 1990-х годов кажется, что авиалайнер Ту-204 / Ту-214 выиграл соревнование с самолетом-амфибией Бериева А-40 / Бе-42 на замену Ил-38 на вооружении России, но недостаток финансовых средств парализовало проект. В последнее время, похоже, разрабатывается вариант А-40, который заменит Ил-38.

В 1977 году Индия получила три самолета Ил-38 бывшего советского военно-морского флота, еще два — в 1983 году. Индийские модификации включали установку пилонов на борт фюзеляжа для установки противокорабельной ракеты Sea Eagle . Ил-38 ВМС Индии были отправлены обратно в Россию для модернизации. Они будут включать в себя новый комплект авионики Sea Dragon, включающий новый радар, дальномерную инфракрасную башню под носом и систему электронной разведки , размещенную в коробчатой ​​конструкции, установленной на стойках над носовой частью фюзеляжа. Три модернизированных самолета, получившие обозначение Ил-38 SD, были поставлены ВМС Индии .

Обзор самолёта и его лётно-технические характеристики

Ил-38 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта Ил-38 – однокилевое. Шасси – трёхстоечное.

Также Ил-38 оборудован двумя отсеками для расположения средств обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Под кабиной пилотов расположен обтекатель антенны РЛС (радиолокационной станции) комплекса «Беркут-38». Кормовая часть самолёта, расположенная за хвостовым оперением, несколько удлинена за счёт расположения в ней обтекателя датчика магнитометра. Ил-38 имеет четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М. Также стоит отметить, что на Ил-38 впервые в СССР была установлена бортовая вычислительная машина («Пламя-264»).

Лётно-технические характеристики Ил-38:

  • Экипаж, чел. – 7
  • Длина, м – 40
  • Размах крыла, м – 37,4
  • Высота, м – 10,1
  • Площадь крыла, м² – 140
  • Средняя аэродинамическая хорда, м – 3
  • Колея шасси, м – 9
  • Масса пустого, кг – 34 700
  • Максимальная взлётная масса, кг – 68 000
  • Максимальная посадочная масса, кг – 52 200
  • Масса топлива во внутренних баках, кг – 26 650
  • Силовая установка – 4 × ТВД АИ-20М
  • Мощность двигателей – 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт – АВ-64 серии 04А
  • Диаметр винта, м – 4,5
  • Масса двигателя, кг – 1040
  • Лётные характеристики:
  • Максимальная скорость, км/ч – 650 на высоте 6000 м
  • Боевой радиус, км – 2200
  • Техническая дальность, км – 9500
  • Практический потолок, м – 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
  • Длина разбега, м – 1700
  • Длина пробега, м – 1070
  • Вооружение:
  • Боевая нагрузка:
  • Нормальная, кг – 5430
  • максимальная, кг – 8400
  • Бомбы: противолодочные:
  • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
  • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
  • Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
  • Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
  • Морские мины: АМД-2
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.