Оглавление
Последние новости о состоянии программы ИЛ-96
В 2020 году в эксплуатации находилось 15 самолётов ИЛ-96. Они находятся не только в России, но и на Кубе:
- 4 самолёта ИЛ-96-300 эксплуатирует кубинская национальная авиакомпания. Один из данных самолётов находится в резерве на хранении;
- 2 самолёта ИЛ-96-400 и 9 самолётов ИЛ-96-300 используются в лётном отряде «Россия».
В последние годы ведутся разговоры о возобновлении производства больших пассажирских самолётов ИЛ. Для этого выделены значительные средства на доработку и производство нового самолёта ИЛ-96-400М. Обещают, что в 2020 году первый образец этого самолёта будет построен. Уже имеются договорённости о поставках 5 единиц новых самолётов для Государственной транспортной лизинговой компании.
Пассажирский лайнер ИЛ-96 является настоящей легендой в российской пассажирской авиации. Если реализация проекта по производству ИЛ-96 нового поколения пройдёт успешно, то самолёты ИЛ-96 опять имеют шанс стать одними из лучших пассажирских самолётов в мире.
История появления самолёта ИЛ-96
В первой половине 1970-х годов большинство дальних авиационных рейсов в СССР осуществляли ИЛ-62, которые начали эксплуатироваться в СССР с 1967 года и являлись гордостью советской транспортной авиации. ИЛ-62 пришли на смену устаревшим ТУ-114, которые производились всего 4 года. Так как ИЛ-62 был первым реактивным самолётом своего класса, он оставался современным самолётом в течение 10 лет, а выпускался вплоть до 1995 года.
Так как пассажирский поток в середине 1970-х годов значительно возрос, потребовалось создать новый, широкофюзеляжный самолёт, которым стал ИЛ-86. Новый самолёт закрыл потребности советской пассажирской авиации примерно на 10 лет, после чего пассажирский поток снова возрос. Так как многочисленные модернизации не решали проблем, было решено создать новый самолёт ИЛ-96 на базе устаревшей модели ИЛ-86.
Первый новый самолёт, собранный на базе ИЛ-86, получил название ИЛ-86Д, и оснащался двигателями НК-56. Использование этих мощных двигателей позволило конструкторам значительно увеличить форму крыла базового ИЛ-86. Вскоре после этого от двигателей НК-56 отказались, решив использовать более дешёвые моторы пермского производства ПС-90.
Из-за использования моторов ПС-90, которые были слабее, главному конструктору Новожилову пришлось уменьшить следующие параметры ИЛ-86Д:
- Сократить общее количество пассажирских мест;
- Уменьшить общую длину фюзеляжа;
- Уменьшить площадь крыльев.
После первого полёта, машина прошла множество испытаний. Одним из самых знаковых полётов ИЛ-96-300 были:
- Перелёт в Портленд через Северный полюс за 15 часов;
- Беспосадочный полёт Москва-Петропавловск-Камчатский. За время этого полёта, самолёт ИЛ-96 преодолел 14 800 км.
Интересные факты, собранные за годы эксплуатации ИЛ-96
В данном списке собраны самые любопытные факты из истории эксплуатации самолёта ИЛ-96:
- ИЛ-96 является одним из самых надёжных самолётов в мире. За всё время его эксплуатации не произошло не одного лётного происшествия, связанного с гибелью людей;
- Самолёт первого президента РФ является модификацией ИЛ-96-300;
- Современный самолёт президента – это тоже одна из модификаций ИЛ-96-300ПУ;
- Большинство самолётов ИЛ-96 имеют собственные имена. Данные имена даны в честь знаменитых космонавтов и лётчиков;
- За всю историю эксплуатации ИЛ-96 произошла только одна серьезная поломка, связанная с браком в шасси у «президентской» версии самолёта. В результате произошедших неполадок президенту Российской Федерации пришлось воспользоваться резервным ИЛ-62, а на ИЛ-96 был наложен запрет на эксплуатацию. Данный запрет касался всех самолётов марки ИЛ-96-300 и продолжался в течение 42 дней;
- Площадь крыла ИЛ-96 превышает размеры теннисного корта в полтора раза.
История создания
Труды над созданием отечественного широкофюзеляжного самолёта, предназначающегося для пассажирских авиаперевозок велись ещё в начале 70-х годов прошлого столетия.
Его существенным недостатком была малая вместительность, что увеличивало нагрузку на взлётно-посадочные линии. Кроме этого, он значительно уступал иностранным аналогам по комфорту и безопасности. Именно это послужило основной причиной начала работы над проектирующимся следующим поколением моделей.
ОКБ им. Ильюшина осуществляло разработки современного пассажирского самолёта большой вместительности на базе Ил-86. Было принято решение создать новый проект для дальних перевозок, получивший маркировку 86Д, он практически не отличался от базового варианта, но на конвейер не попал. К концу десятилетия, ставится задача проектирования новой модели, выгодно превосходящей аналоги.
Конструкция самолёта была существенно изменена, что стало причиной повышенного технического превосходства над ранними моделями отечественного производства.
Однако, технологии того времени так стремительно развивались, что после каждого окончания работ, конструкторы приступали к проекту заново, так как только что созданный ими проект уже отставал от своих иностранных конкурентов.
Первая модель ИЛ-96 300 полетела лишь осенью 1988 г, а сертифицированное признание получила после четырёхлетних испытаний.
«Президентский» ИЛ-96-300
Первый «президентский» ИЛ-96-300ПУ был собран для президента Б. Ельцина, который пожелал сменить старый ИЛ-62 на более перспективную модель самолёта. Про богатство интерьера и техническую начинку самолёта, который собирали для Ельцина, до сих пор ходят легенды. Внутреннее оснащение кают включало в себя:
- Дизайн интерьеров делал Глазунов;
- В отделке использовались ценные сорта дерева;
- Драгоценные камни и золото тоже использовались в отделке;
- Различные электронные замки и бронированные стёкла.
Если даже не принимать во внимание то, что президент выбрал для себя именно ИЛ-96-300, можно с уверенностью сказать, что ИЛ-96 является очень добротно сделанной машиной. Качество сборки может подтвердить тот факт, что за 20 лет эксплуатации не один ИЛ-96-300 не потерпел крушения
Конечно, это можно объяснить и теорией вероятности, так как самолётов было выпущено всего 30 штук, но факт остаётся фактом. На фоне постоянных сообщений мировых СМИ об авиационных катастрофах «Боингов» и «Эирбасов», надёжность ИЛ-96 внушает уважение.
Отсутствие заказов
Главное разочарование от программы Ил-96-400М — отсутствие подтвержденных заказов на эти ВС. По крайней мере, ATO.ru о реальной, а не декларативной заинтересованности со стороны коммерческих перевозчиков неизвестно.
В 2020 г. стоимость программы глубокой модернизации Ил-96-300 оценивалась более чем в 53,0 млрд руб. Из них 10,0 млрд руб., как предполагалось, будет выделено на опытно-конструкторские работы, 1,5 млрд — на техническое перевооружение ВАСО и предприятий кооперации, 42,0 млрд руб. — на докапитализацию лизинговой компании, которая выступит заказчиком этих самолетов. 1,32 млрд руб. в рамках этой программы правительство РФ выделило ОАК в 2020 г.
Как сообщали в ОАК ранее, до 2025 г. планируется собирать по два — два с половиной Ил-96 в год. Шесть серийных Ил-96-400М предполагалось сдать в 2021, 2022, 2023 и 2024 г.
Ил-96-300ПУ(М) Путина
Для президента России В.В. Путина был создан ИЛ-96-300ПУ(М). Основой для создания данного самолёта послужил президентский самолёт Б.Ельцина. Первый полёт этого роскошного самолёта состоялся в 2003 году. В отличие от самолёта Б.Ельцина, новый президентский самолёт стал настоящим летающим рабочим кабинетом президента. Для этого в самолёте имеются следующие помещения:
- Рабочий кабинет президента;
- Несколько комнат для совещаний;
- Салон класса «Люкс» для гостей президента;
- Конференц-зал.
Помня об инциденте 1959 года, когда Н. Хрущёву пришлось спускаться с самолёта по пожарной лестнице, самолёт Путина оборудовали специальным нижним трапом. В отличие от самолёта Б. Ельцина, внутренняя отделка ИЛ-96-300ПУ(М) выполнена в российском стиле. В интерьере преобладают цвета российского флага, а внутренняя отделка выполнена Златоустовскими мастерами. Стены помещений самолёта украшают шёлковые гравюры с вышитыми на них историческими сюжетами.
Можно неоднократно услышать, что на отделку президентского самолёта потрачено слишком много средств из государственного бюджета. На это можно возразить, что никаких золотых унитазов в данном самолёте нет. Так как самолёт является летающей резиденцией президента, на его борту часто присутствуют зарубежные дипломаты, представители СМИ и различные важные гости. Богатое убранство президентского самолёта – это лишь способ поддержания престижа государства. В самолёте нет никаких излишеств, а стоимость различного секретного оборудования, которым оснащён ИЛ-96-300ПУ(М), в несколько раз превышает стоимость внутренней отделки.
Насколько реальны подобные планы?
В целом предприятия ОАК располагают возможностями для того, чтобы наладить выпуск воздушных судов (ВС), перечисленных руководителем корпорации. Производственный потенциал для этого все еще сохраняется, и единственной серьезной проблемой в этой ситуации будет отсутствие квалифицированных кадров на производстве.
Однако нет уверенности в том, что это хоть как-то поможет решить проблемы авиатранспортной отрасли России. Дело в том, что в сегодняшней ситуации количество выпускаемых в год самолетов может измеряться единицами, и на производство тех самых 20 бортов уйдут годы.
Другая проблема заключается в том, что речь идет о сильно устаревших машинах, разработанных еще в 80-е годы прошлого века, практически не имеющих сегодня возможностей для модернизации. С таким же успехом сегодня можно было бы попытаться поставить на конвейер «Волгу» ГАЗ-24.
Ил-96 авиаотряда «Россия».
Ту-214 и Ил-96 оснащены довольно старыми турбовентиляторными двигателями ПС90А с максимальной тягой в 16 тонн. Главный их недостаток — высокий расход топлива, делающий оснащенные ими самолеты неконкурентными по сравнению с Boeing и Airbus. Что касается мощностных характеристик, то для узкофюзеляжного Ту-214 тяги в 16 тонн в целом достаточно, чего не скажешь о тяжелом широкофюзеляжном Ил-96. Его ближайший четырехмоторный конкурент Boeing-747 оснащен двигателями, выдающими тягу от 22 до 30 тонн. Не сулит ничего хорошего и четырехмоторная схема Ил-96, от которой отказались все производители современных пассажирских авиалайнеров.
Впрочем, в сложившейся ситуации новым-старым российским самолетам неэкономичность можно было бы и простить, было бы на чем летать и возить пассажиров. Главная же проблема заключается в том, что для всех этих бортов отсутствует соответствующая сегодняшнему дню авионика, позволяющая эксплуатировать ВС в современных коммерческих режимах. Воспроизведение ее в российских условиях невозможно.
Таким образом, получается, что возобновить выпуск Ту-214 и Ил-96 на отечественных предприятиях можно, но это вряд ли хоть как-то повлияет на ситуацию в авиатранспортной отрасли. Из-за ограниченных производственных возможностей заводов новых-старых самолетов будет крайне мало и они будут превосходить Boeing и Airbus по стоимости эксплуатации, что непременно скажется на общей стоимости перевозки пассажиров.
Самые известные факты
Так называемый двухэтажный отечественный авиалайнер является действующей легендой российского и советского авиастроения, с его эксплуатацией связано много рассказов и интересных фактов.
Одни из них противоречивые и негативно характеризуют самолёт, другие напротив – положительные, превозносящие модели ИЛ-96 над иностранными аналогами.
Наиболее распространённые из них представлены далее:
Модель ИЛ-96М являющаяся совместной разработкой с американскими конструкторами считается безукоризненным лидером среди отечественных пассажирских авиалайнеров прошлого десятилетия.
Борт президента маркированный «ИЛ-96 300ПУ», расшифровывается как «Пункт управления». Отсюда можно следить за ситуацией в мире, самолёт оборудован системой ПВО, тепловой пушкой, фюзеляж покрыт материалами, обеспечивающими отражение радиосигналов систем слежения.
Внутри модели есть всё необходимое для комфортного передвижения, а при необходимости и жизни в течение некоторого времени. Однако, несмотря на повышенные меры безопасности авиалайнера, именно с ним связаны 2 из 3 негативных инцидентов из его многолетней истории.
Первый случай с самолётом произошёл 05.10.2004 г. в аэропорту Лиссабона. При взлёте произошло столкновение со стаей голубей, результатом чего стало непредвиденная отмена рейса. После осмотра технического состояния модели, обнаружилось накопление конденсата на трубках СКВ, попавшего в приборную панель авиалайнера.
Это повлияло на показания датчиков и стало причиной остановки. В дальнейшем последняя версия была признана официальной. Португальский инцидент произошёл без присутствия Президента на борту самолёта, однако 02.08.2005 г. в Турку (Финляндия), он вынужден был пересесть на резервный.
Причиной стала неисправность системы рулевого управления. Последующее разбирательство привело к тому, что был наложен запрет на полёты всех модификаций ИЛ-96 300, длившийся 42 дня. Одна из деталей тормозного механизма авиалайнера оказалась бракованной, потому систематически отказывала вся система торможения.
Произошло это из-за несоответствия конструкции модели с исходными чертежами.
03.06.2014 г. не эксплуатирующийся авиалайнер ИЛ-96 300, стоявший в зоне технической стоянки аэропорта Шереметьево, загорелся. Самовозгорание произошло в кабине пилотов, пострадавших не было, а остов был распилен на металлолом.
Более негативных ситуаций в многолетней истории использования борта не наблюдалось.
Основная причина того, что модели ИЛ-96 не получили своего мирового признания это неудачное время разработок. Основные работы происходили в период, когда страна находилась на рубеже веков и пребывала в нестабильной ситуации.
Именно это не позволило авиалайнеру занять лидирующую позицию на мировом рынке и уступить американскому самолёту «Boeing 777», отличающемуся своей аварийностью.
ИЛ-96-400 – последняя модификация ИЛ-96
Самолёт ИЛ-96-400Т является грузовой модификацией самолёта ИЛ-96-300. Фюзеляж данной модели увеличен на 9,35 метров. Для того, чтобы превратить ИЛ-96-300 в транспортный самолёт, понадобилось усилить пол грузового отделения и установить на него специальные рельсы, предназначенные для крепления различных видов механизмов. Эти устройства предназначены для погрузки/разгрузки специальных авиационных контейнеров и поддонов, используемых в международных перевозках.
В 2009 году авиа приступила к эксплуатации ИЛ-96-400Т, которые являются грузовыми самолётами. К сожалению, дела у этой старейшей частной авиакомпании России пошли не очень хорошо. В 2014 году она прекратила своё существование, в связи с огромным падением спроса на свои услуги.
В 2009 году самолётами ИЛ-96-400Т заинтересовались представители перуанской авиакомпании. В ходе авиакосмического салона МАКС-2009 они заключили несколько соглашений о поставке двух единиц ИЛ-96-400Т. Проявили интерес к самолёту представители Китая и некоторых стран Ближнего Востока. Так как новые транспортные модификации ИЛ-96-400Т получили новые, более мощные двигатели, это помогло им получить «пропуск» в мировую авиацию, ведь новые двигатели соответствуют всем мировым стандартам авиации. В сочетании с совершенным пилотажно-навигационным комплексом и высокой грузоподъёмностью, ИЛ-96-400Т является весьма заманчивым предложением в своём классе.
Многие говорят, что продолжать производство транспортных самолётов на базе ИЛ-96-300, который является достаточно старой моделью, никакой альтернативы в России сейчас нет. Ситуация с украинскими тяжёлыми транспортными самолётами АН достаточно напряжённая, поэтому нужно довольствоваться тем, что есть. К тому же ИЛ-96-400Т достаточно неплохой самолёт, который успешно прошёл все нормы лётной годности, принятые в России. Ежегодная заинтересованность иностранных авиакомпаний подтверждает востребованность самолёта ИЛ-96-400Т. Сирия, Иран и Зимбабве ведут переговоры о поставках нескольких транспортных самолётов ИЛ-96-400Т с российской стороной.
Описание конструкции
Ил-96-300 – это свободнонесущий широкофюзеляжный низкоплан с четырьмя двигателями, вертикальным оперением и стреловидным крылом.
Фюзеляж самолета имеет диаметр 6,08 метра, в зависимости от компоновки пассажирского салона он может вмещать от 235 до 300 пассажиров. При стандартной компоновке (300 мест), пассажирская кабина разделена на два салона, в переднем салоне находится 66 кресел, а в заднем — 234 кресла. Они расположены в ряд по девять кресел с шагом 870 мм и двумя проходами по 550 мм. Самолеты с пассажировместимостью в 235 человек имеют пассажирскую кабину, разделенную на три салона: первого класса (22 места с расстоянием между рядами 1020 мм), бизнес-класса (40 кресел) и экономкласса (173 места). Салон Ил-96 по уровню комфорта для пассажиров ничем не уступает лучшим иностранным аналогам.
Нижняя палуба Ил-96-300 занята грузовыми отсеками. Их три, первые два могут принять девять стандартных авиационных контейнеров АБК-1,5, а третий предназначен для перевозки штучного груза.
Ил-96 имеет крыло с размахом более 60 м и площадью 391 м2 с крупными вертикальными законцовками на краях. По площади оно значительно (на 70 м2) превосходит крыло Ил-86 и оснащено сложной механизацией. В ее состав входят предкрылки, занимающие всю длину передней кромки, и двухщелевые закрылки.
Ил-96 имеет четыре стойки шасси: три основных, находящихся под центропланом, и переднюю стойку. Каждая из основных стоек имеет четырехколесную тележку с тормозными колесами, а передняя стойка снабжена двумя нетормозными колесами. Размер всех колес шасси самолета одинаков.
Силовая установка лайнера состоит из четырех турбовентиляторных двигателей с высокой степенью двухконтурности ПС-90А, которые могут создавать тягу 16 тыс. кгс. Они установлены в пилонах, которые крепятся к консолям крыла. ПС-90А выполнен по двухвальной схеме, есть реверс. Двигатель оснащен четырехступенчатой турбиной низкого давления и двухступенчатой – высокого. ПС-90А отличается модульной конструкцией, что облегчает его обслуживание: в случае необходимости тот или иной модуль — из одиннадцати имеющихся — можно быстро заменить.
Впервые в истории советского авиастроения силовая установка самолета была оснащена электронной системой управления и контроля «Диагноз-90», которая располагала двумя каналами. Данная система автоматически следит за расходом топлива и защищает двигатели от помпажа. Перспективный Ил-96-400М планируют оснастить новым двигателем ПД-35, который разрабатывается в настоящее время.
На Ил-96-300 был установлен новейший (для своего времени, конечно же) пилотажно-навигационный комплекс, который позволил отказаться от штурмана и обходиться экипажем из трех человек. Ил-96-300 – это первая советская машина, на которую была оснащена электронной системой управления полетом ВСУП-85-4 — кроме традиционных аналоговых приборов, в кабине Ил-96-300 появились еще и электронные индикаторы. Этот самолет оснащен системой ЭДСУ.
Топливная система аэробуса во многом напоминает аналогичную систему Ил-86. Топливо находится в девяти кессонных баках, откуда перекачивается в предрасходную емкость и, далее, в расходный отсек, который есть у каждого из двигателей. По четыре бака находятся в консолях крыла, еще один расположен в центроплане.
Самолет оснащен электроимпульсной противообледенительной системой. Воздухозаборники обогреваются воздухом, который подается из компрессорной камеры.

Эта тема закрыта для публикации ответов.