Николай стариков

Алан-э-Дейл       14.11.2023 г.

Оглавление

Новая жизнь 76-го

В 2006 году вышло поручение правительства РФ об организации производства самолётов Ил-76 в России. Работы по созданию тяжёлого транспортника Ил-76МД-90А и организации его серийного производства на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») велись под руководством генерального директора — генерального конструктора «Ильюшина» Виктора Ливанова в период с 2006 по 2014 год.

mil.ru
Сборка нового транспортного самолёта Ил-76МД-90А на предприятии «Авиастар-СП».

Наиболее современной модификацией является Ил-76МД-90А, ресурсный и первый лётный, образцы которого были собраны на «Авиастар-СП» в 2011 году. Первый демонстрационный полёт в присутствии президента РФ Владимира Путина самолёт совершил 4 октября 2012 года.

В списке основных отличительных особенностей глубоко модернизированной машины — более мощные двигатели ПС-90А-76, усиленные крыло и модернизированное шасси, новый пилотажно-навигационный комплекс. Как сообщил ТАСС главный конструктор Ил-76МД-90А Андрей Юрасов, самолёт может эксплуатироваться в жёстких климатических условиях при экстремально низких и высоких температурных режимах. «Ил-76МД-90А может эксплуатироваться в любых климатических зонах, в том числе в Африке, Антарктиде и Арктике. Он способен перевозить широкий спектр грузов в любую точку земного шара», — сказал он.

ilyushin.org
Самолёт Ил-76МД-90А может эксплуатироваться в жёстких климатических условиях при экстремально низких и высоких температурных режимах.

По его словам, в ходе модернизации транспортная нагрузка Ил-76МД-90А выросла до 60 т, дальность полёта — на 25% (по сравнению с Ил-76МД), а расход топлива сокращён на 17%.

Несмотря на глубокую модернизацию, Ил-76МД-90А сохранил легендарную надёжность базового образца. Как и ранее разработанные самолёты этого семейства, Ил-76МД-90А может являться базовой платформой для целого семейства авиационной техники. В частности, по словам Юрасова, машина может быть конфигурирована как самолёт для десантирования снабженческих грузов, самолёт для пожаротушения, самолёт гуманитарной помощи, самолёт-спасатель.

Применение новых методов проектирования и современные технологии производства обеспечивают возможность дальнейшей эффективной модернизации самолёта и создание на его базе самолётов самого разного назначения, специальных авиационных комплексов, которые соответствуют всем российским и международным требованиям.

«За всю историю программы Ил-76 было произведено и поставлено заказчикам около тысячи самолётов этого типа. Это лучшее доказательство его надёжности, удобства использования, многофункциональности», — добавляет первый заместитель генерального директора ОАК Сергей Ярковой.

Красный воздушный флот

В 1919 году Ильюшин служит уже в Красной армии, механиком на поезде, перевозящем самолеты на ремонт в Серпухове. Он участвует в уникальной операции по перевозке сбитого самолета противника Avro. Этот биплан станет позднее прототипом русского У-1. Дослужившись до начальника этого состава, называемого авиапоездом, он отправляется в институт инженеров ВКФ. Учебу совмещает с работой в кружке планеристов, где создавал вполне реальные образцы, участвовавшие в соревнованиях на международном уровне.

После окончания института он становится председателем группы экспертов и даже вносит коррективы в работы Туполева и Поликарпова. Но ему хочется создавать самому самолеты. И вот в 1931 году он становится главой института, а в 1933 — конструкторского бюро.

Он возглавлял ОКБ вплоть до 1970 года. За это время немало прекрасных самолетов выпорхнуло из его гнезда. Последним самолетом Ильюшина был лайнер Ил-62. Личный вклад этого человека в мировое авиастроение невозможно переоценить. Конструкторское бюро, его школа, продолжает работать на благо развития авиации до сих пор.

Военные самолеты Ильюшина

Разработка военных самолетов в конструкторском бюро Ильюшина шла по двум основным направлениям: штурмовики и бомбардировщики дальней авиации.

Из первых можно выделить Ил-2 (и его модификации), ставший самым массовым военным самолетом в истории, и Ил-10. Все они отличались высокой для аппаратов этого класса скоростью и маневренностью. Особыми ценными качествами штурмовиков Ильюшина были мощная броня, серьезная вооруженность и высокие показатели полезной бомбовой нагрузки.

Из бомбардировщиков стоит отметить двухмоторный Ил-4. Самолет активно эксплуатировали в первые годы войны. Было выпущено свыше пяти тысяч машин. Их также использовали на море в качестве торпедоносцев. Эти самолеты Ильюшина участвовали в бомбардировке Берлина в 1945 году.

Следующим аппаратом этой категории стал реактивный Ил-28. Начало его массового производства пришлось на 1949 год. Он был способен нести тактическое атомное оружие. Этот самолет Ильюшина был хорошо защищен, и его активно эксплуатировали как в СССР, так и в других странах Варшавского договора. Всего этих самолетов было выпущено 6100.

Насколько реальны подобные планы?

В целом предприятия ОАК располагают возможностями для того, чтобы наладить выпуск воздушных судов (ВС), перечисленных руководителем корпорации. Производственный потенциал для этого все еще сохраняется, и единственной серьезной проблемой в этой ситуации будет отсутствие квалифицированных кадров на производстве.

Однако нет уверенности в том, что это хоть как-то поможет решить проблемы авиатранспортной отрасли России. Дело в том, что в сегодняшней ситуации количество выпускаемых в год самолетов может измеряться единицами, и на производство тех самых 20 бортов уйдут годы.

Другая проблема заключается в том, что речь идет о сильно устаревших машинах, разработанных еще в 80-е годы прошлого века, практически не имеющих сегодня возможностей для модернизации. С таким же успехом сегодня можно было бы попытаться поставить на конвейер «Волгу» ГАЗ-24.

Ил-96 авиаотряда «Россия».

Ту-214 и Ил-96 оснащены довольно старыми турбовентиляторными двигателями ПС90А с максимальной тягой в 16 тонн. Главный их недостаток — высокий расход топлива, делающий оснащенные ими самолеты неконкурентными по сравнению с Boeing и Airbus. Что касается мощностных характеристик, то для узкофюзеляжного Ту-214 тяги в 16 тонн в целом достаточно, чего не скажешь о тяжелом широкофюзеляжном Ил-96. Его ближайший четырехмоторный конкурент Boeing-747 оснащен двигателями, выдающими тягу от 22 до 30 тонн. Не сулит ничего хорошего и четырехмоторная схема Ил-96, от которой отказались все производители современных пассажирских авиалайнеров.

Впрочем, в сложившейся ситуации новым-старым российским самолетам неэкономичность можно было бы и простить, было бы на чем летать и возить пассажиров. Главная же проблема заключается в том, что для всех этих бортов отсутствует соответствующая сегодняшнему дню авионика, позволяющая эксплуатировать ВС в современных коммерческих режимах. Воспроизведение ее в российских условиях невозможно.

Таким образом, получается, что возобновить выпуск Ту-214 и Ил-96 на отечественных предприятиях можно, но это вряд ли хоть как-то повлияет на ситуацию в авиатранспортной отрасли. Из-за ограниченных производственных возможностей заводов новых-старых самолетов будет крайне мало и они будут превосходить Boeing и Airbus по стоимости эксплуатации, что непременно скажется на общей стоимости перевозки пассажиров.

Гражданские самолеты

Ильюшин первый в Советском Союзе взялся сконструировать пассажирский самолет не на основе бомбардировщика. Им стал Ил-18. Его начали выпускать в 1959 году. Машина оказалась настолько удачной и надежной, что ее можно встретить в небе и сейчас. Его модификацией стал Ил-28. За границу было продано сто таких машин. Все они получили положительные отзывы от иностранных авиакомпаний. Пассажирские самолеты Ильюшина долго были одной из визитных карточек нашей страны. Следующим прорывом стал первый реактивный лайнер, произведенный в нашей стране, – Ил-62. Его использовали на средних и дальних линиях, вплоть до трансконтинентальных перелетов. Это не единственные гражданские самолеты КБ. Еще был Ил-12 и другие. Также КБ Ильюшина разрабатывало машины для транспортной авиации.

Как создавалась легенда

Разработка нового турбореактивного военно-транспортного самолёта началась в июне 1966 года, а уже зимой следующего года генеральный конструктор Сергей Ильюшин утвердил техническое предложение по созданию военно-транспортного самолёта с турбовентиляторными двигателями Д-30КП. Работы по проекту возглавил заместитель генерального конструктора Генрих Новожилов, который весной 1970 года стал генеральным конструктором и ответственным руководителем ОКБ Ильюшина. В соответствии с техническим заданием ВВС, новый самолёт должен был иметь хорошие взлётно-посадочные характеристики, эксплуатироваться с любых взлётно-посадочных полос (ВПП), в том числе и с грунтовых с низкой плотностью грунта, взлетать с ВПП длиной не более 2,5 тыс. м. Машина должна была отличаться высокими показателями грузоподъёмности — в частности, предполагалось, что она будет способна перевозить 20 т нагрузки на расстояние 5 тыс. км.

ilyushin.org
Преемник Сергея Владимировича Ильюшина на посту генерального конструктора — Генрих Васильевич Новожилов.

С самого начала разработки особое внимание было уделено многозадачности нового самолёта — предполагалось, что он будет не только доставлять грузы, но и осуществлять выброску воздушного десанта. Первый опытный Ил-76 был готов в январе 1971 года. 

авиару.рф
Первый опытный Ил-76.

Серийный выпуск Ил-76 был налажен на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова. К середине 1980-х машина стала основным тяжёлым военным транспортником ВТА.

ilyushin.org
25 марта 1971 года на Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве экипаж под командованием заслуженного лётчика-испытателя СССР Эдуарда Козлова выполнил первый полёт тяжёлого военно-транспортного Ил-76.

Начало карьеры

Начинается эта история в Вологодской глубинке с рождения в 1894 году будущего конструктора самолетов Ильюшина Сергея Владимировича. Старательно постигавший грамоту и счет в приходской школе, мальчик с самого детства подрабатывал при строительстве дорог, помощником машиниста, на фабрике. Он столкнулся с авиацией, работая на ипподроме землекопом. Как раз в тот момент, когда из него создавали один из первых аэродромов. Тогда и побывал Сергей Ильюшин на международном празднике авиации, после которого любовь к самолетам не покидала его сердце. Потом Ильюшин попадает в императорскую армию с началом Первой мировой войны. Там, послужив сначала в пехоте, он добивается перевода на должность ангарного на аэродром. Также в армии он окачивает школу пилотирования в 1917 году.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.