Стройбат

Алан-э-Дейл       16.12.2022 г.

Зачисленные в ВСО (военно-строительный отряд)

Комплектация личного состава происходила из выпускников строительных учебных заведений. Зачисляли в ВСО и молодежь из деревенских районов, которые управлялись с малых лет молотками и топорами. Неблагополучные парни с судимостью вероятнее всего попадали в ряды строителей. Национальность также играла роль при зачислении. 90% служащих были выходцами Кавказа или Средней Азии. Существует мнение, что плохая разговорная русская речь становилась причиной службы в ВСО. На этой основе существует немало анекдотов, связанных со строительными подразделениями. Юмор вызывало формирование личного состава.

В период военных действий строительные отряды обязаны выполнять обязанности пехотных подразделений. Теоретически должна проходить элементарная подготовка по программе, но она была формальностью, чтобы не мешать рабочим исполнять их прямые обязанности.

Войска находились в подчинении оборонного ведомства. Оно занималось распределением военных строителей по гражданским министерствам в качестве рабочей силы. А произведенная работа зачислялась в военную службу.

Когда наступает день военного строителя, в 2018 году это выпало на 12 августа, стоит вспоминать все заслуги военной армии и строителей перед гражданскими жителями. Батальоны выполняли серьезные задачи по возведению оборонных и социальных комплексов.

Строители имеют свою специализированную технику

 Загрузка …

Актуально сегодня

Светлая седмица – это неделя, которая идет сразу после Пасхи. Все ее дни считаются самыми светлыми и радостными для православных. После Великого поста души и тела верующих очищены от всего греховного. Христиане в течение семи дней продолжают праздновать Воскресение Спасителя и торжество света над тьмой. Особенности Светлой седмицы В течение всей недели в храмах идут богослужения в соответствии с пасхальным чином. Вместо утренних и вечерних молитв священнослужители поют Пасхальные часы. Каждая Божественная литургия заканчивается крестным ходом. Врата в иконостасе на протяжении всей Седмицы остаются открытыми – это символ входа в Небесный мир, духовный и невидимый. Царские Врата не закрываются даже во время причастия святых отцов, закрытие происходит только в субботу, перед девятью часами. Целую неделю в церквях и храмах слышен звон колоколов. Традиционно каждый человек, спросив благословения настоятеля, может ударить в колокола. В течение Седмицы отменены традиционные посты по средам и пятницам. Начиная со дня Пасхи, и целую неделю, православные, здороваясь, говорят друг другу «Христос Воскрес» и «Воистину воскрес». Всю неделю верующие обмениваются пасхами, куличами и крашеными яйцами. Пасхальная неделя 2022, традиции и православные обычаи В понедельник можно начинать ходить в гости. В гости идут с куличами, крашенками и другими подарками. По традиции в этот день женщины остаются дома, а мужчины отправляются по гостям. В Светлый вторник посещают родственников женщины. В среду Светлой Седмицы на Руси молодежь начинала водить хороводы, отсюда и народное название «хороводница». В этот день нельзя пить крепкие спиртные напитки. С четверга разрешалось устраивать смотрины. Девушки начинали зазывать весну, отправляясь на пригорки с трогательными песнями. Пятница Светлой седмицы, или Прощеный день. В этот день к молодоженам приходили в гости близкие родственники. Незамужние девушки умывались ледяной водой, чтобы быть здоровыми весь год. В Светлую субботу принято было делать предложение любимым девушкам или знакомиться с родителями своих суженых. С этого дня хозяйки уже полноценно приступали к домашней работе. Воскресенье Светлой седмицы, или Красная горка. В этот день нельзя сидеть дома незамужним девушками и холостым парням. Молодежь наряжалась и отправлялась знакомиться с противоположным полом. В это воскресенье традиционно провожали Пасху, обрядами встречали весну, устраивали массовые гуляния. Что можно и нельзя делать в Светлую седмицу 2022 Что рекомендуется делать в первую послепасхальную неделю: совершать добрые дела, давать милостыню; участвовать в увеселительных мероприятиях; отдыхать на природе, жечь костры и готовить на них пищу; качаться на качелях; святить воду; звонить в колокола. Не рекомендуется: Посещать кладбище. За исключением первой половины четверга. Заказывать поминальный обед. Заниматься любыми видами труда

Это ограничение особенно важно в Светлую Среду. Расстраиваться, плакать, тосковать

Проводить день Светлого Воскресения в доме, не выходя на улицу. Рыбачить и охотиться.

Каким будет режим работы СберБанка в мае 2022 года

Когда после Пасхи наступит Родительский день в 2022 году, что нужно сделать

Что категорически нельзя делать на светлой неделе после Пасхи 2022, а что можно

Инженерные войска России

Что такое инженерные войска и какие перед ними стоят задачи в российской армии?

Во времена существования еще Московского государства предшественником войсковых саперных соединений была Посошная рать. На период военных походов либо для выполнения инженерных работ специально формировали отдельные ополчения. По указанию Центральной власти воеводы подбирали из населения здоровых молодых людей, обладающих строительными навыками.

Сформированная Посошная рать находилась полностью на обеспечении населения. Данное ополчение выполняло задачи по снабжению остальных войск, возведению крепостей и переправ через реки, строительству и ремонту дорог. При этом солдат таких подразделений оснащали оружием и также привлекали к боевым действиям.

Инженерные подразделения под европейский манер появились в России во времена правления Петра I. В этот период были созданы первые 2 саперные роты и открыты 2 специализированные инженерные школы.

При первом российском императоре также появились табели о рангах, в которых офицеры-саперы стояли на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии.
Первый саперный батальон в структуре российской гвардии появился в 1817 г. А его шефом был назначен Николай I, который впоследствии занял императорский трон. Во время восстания декабристов саперный батальон во главе с Николаем I охранял Зимний дворец. В дальнейшем будущий император на протяжении своей жизни предпочитал носить мундир инженерных войск.

В 1870 г. саперные подразделения стали набирать железнодорожников и телеграфистов. Телеграф, которым заведовало инженерное ведомство, сыграл значительную роль в период русско-турецкой войны.

Военный железнодорожный батальон включал 4 отдельные роты, 2 из которых занимались прокладкой ж/д путей, а 2 другие – обслуживанием и эксплуатацией технических средств.

Инженерные войска России в конце XIX столетия освоили 2 новые направления: воздухоплавание и голубиную почту. В 1903 г. при проведении войсковых маневров для осуществления разведывательной операции и корректировки огня артиллерии были задействованы воздушные шары. Результаты учений были признаны удовлетворительными и было принято решение развернуть на западной границе империи 65 воздушных шаров.

В 1909 г. от представителей инженерного ведомства поступило предложение приобрести для военных целей несколько аэропланов. А также именно командование инженерных войск стало инициатором формирования автомобильных войск.

Штабс-капитан Маевский еще в 1876 г. предложил рассмотреть проект автомобиля, работающего на паровом двигателе. Тогда приняли отрицательное решение, т.к. силовая установка была ненадежной и достаточно громоздкой. А в 1908 г. на военных учениях инженерное ведомство испытало несколько автомобилей, уже оборудованных ДВС (двигателями внутреннего сгорания).

Наиболее активными участниками русско-японской войны также были саперные подразделения. На начало военного конфликта в русской армии на Дальнем Востоке числилось порядка 2800 саперов, на конец – около 21000 саперов.

В период ПМВ (Первой Мировой Войны) отдельные рода войск были укомплектованы авиационной и автомобильной техникой. К 1916 г. количество инженерных подразделений было увеличено в 2 раза. На 1917 г. военнослужащие инженерных войск составляли 6% от общего числа служащих в российской армии. Формирование инженерных войск было завершено в РККА к 1929 г.

Активное участие саперы принимали в ВОВ (Великой Отечественной Войне). Подразделения инженерных войск были задействованы во всех значимых сражениях. В 1942 г. было сформировано 10 саперных армий.

В период 1950-1970 гг. советские инженерные войска развивались на основании полученного опыта в ВОВ 1941-1945 гг. В середине 80-х годов прошлого столетия при проведении реорганизации советской армии в состав фронта включили отдельную штурмовую инженерную бригаду.

Как служат военные инженеры сегодня?

Инженерные войска России — это настоящий золотой самородок, сплав науки и отваги. И в этом нет ни капли преувеличения. Быстро проложить дорогу для безопасного передвижения транспорта, разминировать территорию, на которой ведутся боевые действия, и обеспечить водой и электричеством населенные пункты в случае чрезвычайной ситуации — незаметная, но необходимая работа. И здесь не обойтись без профессиональных солдат, служащих по контрактной основе. Именно поэтому современные инженерные войска России на 80–90% состоят из подготовленных солдат-контрактников.

Одни машины предназначены для разборки завалов, другие проделывают проходы в минных полях, а третьи сооружают мосты через реки и водоемы. Разные задачи выполняют и отдельные батальоны инженерных войск. К примеру, батальон разминирования очищает от неразорвавшихся снарядов территории, находящиеся поблизости с населенными пунктами. Здесь служат исключительно солдаты контрактники. За сутки инженерный батальон способен очистить от фугасов до 5 гектаров земли.

Вручную выполнить такой колоссальный объем работ невозможно, поэтому на помощь солдатам приходит спецтехника. На особом счету сегодня находится новейшая машина разминирования «Уран-6». Это робот-сапер, который управляется на расстоянии. Данная техника активно применяется для очистки урбанизированных участков местности, а также предгорных территорий. Также солдаты инженерных войск осваивают сегодня новейший образец миноискателя, который за уникальные технические характеристики прозвали в российской армии «Коршуном». Сегодня инженерные войска развиваются семимильными шагами, и ключевую роль в реформировании подразделений ИВ играет автоматизация.

По уровню военной подготовки в плане использования спецтехники бойцы инженерных бригад считаются одними из лучших в российской армии. Оттачивать мастерство помогает хорошо продуманная материально-учебная база. Во многих частях имеется собственный инженерный городок, вододром для понтонных переправ и полигон с полосой препятствий, где обучают вождению и ведут огневую подготовку. Комплектуются боевые бригады по смешанному принципу — на службу принимаются контрактники по самым востребованным армейским специальностям:

  • командир отделения;
  • замкомандира взвода;
  • санинструктор;
  • электрик-связист;
  • механик-водитель.

В начале службы для всех контрактников предусмотрен испытательный срок. Неуверенные в себе и слабохарактерные солдаты, которые попросту не справляются с возложенными на них задачами и обязанностями, по истечению испытательного срока (3 месяца) отсеиваются по принципу естественного отбора. На службу попадают только самые стойкие парни, готовые к самопожертвованию. Живут контрактники в служебных квартирах и казармах кубрикового типа. Как вариант, разрешается снимать жилье в близлежащем населенном пункте. При этом Министерство обороны компенсирует часть денег за аренду квартиры или частного дома.

Подать соответствующую заявку может абсолютно любой законопослушный гражданин РФ (без уголовной судимости) в возрасте от 19 лет, имеющий на руках государственный диплом о полном среднем образовании и отслуживший срочную службу в действующих армейских подразделениях СВ или ВМФ. Вступительные испытания для всех претендентов на службу в армию по контракту проводятся в специально созданных региональных пунктах отбора. Эти испытания представляют собой сложные и многоуровневые конкурсы, включая обязательный тест на психологическую устойчивость, а также проверку физической подготовки.

УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов, имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года, военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность».

Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму».

Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали, как правило, работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным.

По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей.

Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.

КРИТИКА СТРОЙБАТА

Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными».

В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне. Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении. Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих

Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши

Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши

Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении. Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши.

Особенности службы

Казалось бы, служба в строительном батальоне в мирное время не несет в себе большой опасности. К тому же, призывники с соответствующей специальностью могли заработать за отведенный срок неплохие деньги, трудясь на экскаваторе или строительном кране. Однако, за строительными батальонами вскоре закрепилась самая недобрая слава.

Одна из причин заключалась в тяжелых условиях, в которых были вынуждены жить призывники. Если «обычные» солдаты, как правило, попадали в относительно комфортные условия, жизнь «стройбатовца» действительно проходила на вечной стройке. Все удобства приходилось возводить в процессе службы, а в сложных климатических условиях солдаты часто страдали от холода и сильного ветра.

Однако гораздо более серьезные проблемы создавал социальный состав типичного стройбата. Помимо выпускников строительных училищ, туда отправляли всех тех, кто по каким-то причинам имел ограничения при прохождении воинской службы. И речь шла не только о военнообязанных, которые имели проблемы со здоровьем. Часто в стройбат попадали люди с судимостью. Поэтому в некоторых отрядах вскоре устанавливались действительно тюремные порядки, на что и сетовал Александр Лыков в своем интервью.

Национальный состав в стройбатах также имел свою специфику. В значительных случаях такие подразделения на 90% состояли из выходцев с Кавказа и Средней Азии. Узбеки, казахи и дагестанцы сбивались в землячества, и русским, находившимся в меньшинстве, часто приходилось терпеть побои и унижения на протяжении всего срока службы. Почему так происходило? По одной из версий, причина заключалась в банальном языковом барьере. Бойцу, который плохо знал русский язык, было значительно проще вручить лопату и приказать копать «отсюда и до обеда», чем обучать всем тонкостям стрельбы и обращения с оружием. Таким образом, с языковым и культурным барьером уже приходилось сталкиваться сослуживцам, что неизменно приводило к конфликтам на межнациональной почве.

Любопытно, что идея стройбатов часто критиковалась даже на самом высоком уровне. Так, известно высказывания маршала Жукова о том, что подобные подразделения напрямую нарушают принципы советской Конституции. Ведь согласно главному документу страны, военнослужащие не могли работать на стройках, инициированных другими министерствами.

Оснащение войск

В прошлом году войска получили более 133 тыс. современных комплектов, 17 динамических тренажеров, свыше 500 единиц инженерной техники (тралы, мобильные лесопильные комплексы, комплекты развертывания временных дорог, понтонный парк, электростанции, краны и др.).

Среди новейших инженерных средств, принятых на вооружение в 2019-м, — буксирно-моторные катера БМК-МТ и БМК-МО, миноискатели ИМП-3, МГ-1И и комбинированный ППО-2И. В 2020-м планируется поставка более 600 единиц инженерной техники.

Бронированная машина разграждения БМР-3МА

Источник изображения: Ладислав Карпов/ТАСС

Уникальная разноплановость задач обусловила исключительную широту номенклатуры средств инженерного вооружения в войсках, являющихся одними из самых разнородных и технически насыщенных, — их насчитывается более 800

Юрий Ставицкий, начальник инженерных войск ВС РФ, генерал-лейтенант

В настоящее время проходят испытания универсальная бронированная инженерная машина УБИМ (созданная корпорацией «Уралвагонзавод» на базе танка Т-72Б3) и новый танковый мостоукладчик МТУ-2020 (позволит обеспечить переправу танков Т-14 «Армата»).

УБИМ обладает возможностями сразу трех машин: БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина), ИМР (инженерная машина разграждения), БМР (бронированная машина разминирования), а также путепрокладчиков.

Ключевое слово — универсальность. Наш опыт в Сирии показал, что не стоит забывать обо всех видах техники, в том числе и инженерной. Поэтому была поставлена задача и сделана универсальная инженерная машина, которая может выполнять задачи и как бульдозер, и как путепрокладчик. У него меняется оборудование — там можно и ковш прицепить. То есть мы одной машиной заменяем несколько, которые находились в инженерных подразделениях. Это существенное сокращение материальных ресурсов, которые тратятся в войсках на содержание техники

Алексей Маслов, специальный представитель УВЗ по военно-техническому сотрудничеству, генерал армии

Универсальная бронированная инженерная машина (УБИМ)

Источник изображения: Пресс-служба АО «НПК «Уралвагонзавод»

Перспективные образцы инженерного вооружения разрабатывает Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск МО РФ. По результатам выполнения войсками специальных задач в сирийской кампании организована разработка перспективных средств инженерного вооружения:

  • многофункционального робототехнического комплекса разминирования противотанковых мин (МРТК-РТ),
  • конденсаторного взрывного прибора (ТПВК-43),
  • индукционного миноискателя (ИМП-3), индивидуальных и групповых источников электроэнергии и других средств, повышающих возможности и расширяющих арсенал войск.

Новый костюм сапера после подведения итогов его эксплуатации в Сирии оснастили системой охлаждения.

«Проверено: мин нет»

Еще Петр I в своих указах отмечал, что военный инженер должен быть не только образованным, но и мужественным, так как «сей чин паче иных опасности подвержен есть». Особенно это относится к работе инженеров-саперов, которые, как известно, ошибаются один раз. Помочь не совершить злополучную ошибку призвана специальная техника. 

Боевая машина разминирования БМР-3МА «Вепрь», недавно начавшая поступать в войска, разработана Уральским КБ транспортного машиностроения (входит в УВЗ). С помощью специального трала, двигаясь со скоростью 5-12 км/ч, она прокладывает среди мин безопасную дорогу, по ширине как раз подходящую для прохода танков и другого оборудования. 

Боевая машина разминирования БМР-3МА «Вепрь». Фото: Минобороны

Так как «Вепрь» всегда идет впереди основных войск и первым попадает под огонь противника, машина оборудована повышенной защитой, в том числе динамической. В стандартном исполнении бронированным монстром управляют два человека, но рассматривается вариант и полностью беспилотного комплекса. 

По словам начальника инженерных войск ВС РФ Юрия Ставицкого, в 2020 году российские военные инженеры в Нагорном Карабахе обезвредили свыше 23 тыс. взрывоопасных предметов, а в Сирии разминировано более 6,5 тыс. гектаров территории. Продолжается работа и по ликвидации снарядов Великой Отечественной войны на территории России. По оценкам специалистов, десятки миллионов мин в бывших горячих точках по всему миру погребены под землей и представляют опасность. Таким образом, даже в мирное время военные инженеры не останутся без работы на долгие годы.

Военная спецоперация на Украине: актуальные новости на сегодняшний день, 08.04.2022, когда завершиться война на Украине

Россия надеется, что спецоперация по защите Донбасса завершится в обозримом будущем. Такое заявление сделал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков в интервью британскому телеканалу Sky News.

Он отметил, что это будет зависеть «от последовательности украинской позиции и в какой степени Киев будет готов пойти на условия России».

Потери России в ходе спецоперации по защите Донбасса являются трагедией для страны, пояснил Песков.

Песков отметил, что Украина с 2014 года, после госпереворота, стала «антироссийской» и всё, что стало происходить с того момента в стране, было направлено против России.

Согласно официальным данным Минобороны РФ, которые были представлены 25 марта, Вооруженные силы РФ потеряли 1351 военнослужащего, еще 3825 получили ранения. Тогда первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Сергей Рудской отметил, что ВС РФ продолжат плановое проведение спецоперации и доведут ее до конца.

Оборонное ведомство РФ сообщило об уничтожении еще 29 военных объектов Украины в ходе спецоперации по демилитаризации и денацификации.

В сообщении Минобороны говорится, что удары были нанесены экипажами оперативно-тактической авиации ВКС РФ. Отмечается, что российским военным удалось ликвидировать еще два командных пункта, радиолокатор подсветки целей и наведения ракетного комплекса С-300, семь артиллерийских батарей ВСУ, а также склад вооружения и боеприпасов и 10 опорных пунктов и районов сосредоточения военной техники украинской армии.

Бульдозеры в броне

Одним из основных подразделений инженерных войск являются понтонно-мостовые бригады. Их задача – провести технику и личный состав там, где без их помощи, что называется, ни проехать ни пройти. Мешать продвижению войск могут разрушенные здания, искусственные заграждения противника, особенности природы и ландшафта или водоемы. Со всем этим с помощью спецтехники справятся инженеры. 

Бронированные инженерные машины на базе тракторов Б10М2 и Б12 и фронтальный колесный погрузчик со спецзащитой ПК-55С выпускаются Челябинским тракторным заводом (входит в УВЗ). Эти машины позволяют эффективно разбирать завалы и прокладывать путь в ходе боевых действий. Основные элементы техники защищены броней, высокий процент деталей унифицирован с деталями гражданских моделей завода. 

Инженерная машина разграждения ИМР-3М. Фото: Минобороны

Инженерная машина разграждения ИМР-3М производства УВЗ – настоящий «терминатор» инженерных войск. Работающая на шасси танка Т-90 машина оснащается универсальным бульдозерным отвалом и телескопической стрелой с манипулятором. ИМР-3М может проделывать проходы в каменистых и лесных завалах, в сугробах и минных полях, рыть или засыпать котлованы. Экипаж способен работать даже в условиях радиации, а для самообороны на машине установлен пулемет. 

Одна из перспективных разработок УВЗ в этом направлении − универсальная бронированная инженерная машина УБИМ. Она совмещает возможности сразу трех инженерных агрегатов − бронированной ремонтно-эвакуационной машины, инженерной машины разграждения и бронированной машины разминирования. Этот броневой монстр может работать под плотным вражеским огнем и прокладывать дорогу войскам даже по территории, на которой применялись средства массового поражения.

Чем отличался стройбат от других рядов войск

Было принято считать, что в стройбат направляли только неблагополучных призывников, однако это далеко не так. Туда мог попасть любой парень призывного возраста, если эти войска не были укомплектованы.

О стройбате времён СССР ходило очень много шуток. Считалось, что американцы не понимали, что такое строительные войска. Они рассказывали о мужественных советских десантниках, пограничниках и моряках, упоминали и о стройбате: «Эти вообще звери, им даже автоматы в руки не дают».

Действительно, в строительных войсках не было военной подготовки, их главной задачей была стройка с утра до вечера. Сами солдаты шутили, говоря, что главное оружие для них — это лопата и мастерок.

В стройбат направляли даже тех призывников, которые по состоянию здоровья не могли служить в других войсках. Именно поэтому «откосить» от этих войск было очень тяжело.

Люди, служившие в стройбате, вспоминают, что были даже хромые и косые солдаты, те, которые должны быть комиссованными. Было очень много кавказцев, процветала жёсткая дедовщина. В военкоматах молодых призывников часто пугали стройбатом.

Кого посылали служить в советский стройбат

«Пойдешь служить в стройбат!» – этим словом пугали многих призывников в Советском Союзе. Так называли военно-строительные отряды (ВСО), которые занимались не боевой подготовкой, а строительством различных объектов на территории страны. Но почему же служить в строительных батальонах было так позорно?

Откуда взялось прозвище «королевские войска»?

«Днем рождения» стройбата считается 13 февраля 1942 года. В этот день вышло постановление Совета народных комиссаров СССР о создании Военно-восстановительного управления, занимавшегося ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецкой оккупации.

Еще одно, неофициальное наименование стройбата – «королевские войска». Согласно одной из версий, такое прозвище стройбатовцам дали из-за их численности: в 1980-х годах там служило от 300 до 400 тысяч человек.

В то же время в ВДВ служило около 60 000 человек, в морской пехоте – около 15 000, в погранвойсках – около 220 000. Хотя имеется и версия о том, что это связано с именем знаменитого ракетного конструктора Сергея Королева.

Дело в том, что все советские космодромы возводились именно силами строительных войск.

Пугало для призывников

Почему же стройбат был так непопулярен у призывников и почему все так боялись туда попасть?

Во-первых, в «обычных» войсках солдат обучали стрельбе и прочим боевым умениям, а эти занятия всегда считались истинно мужскими. А стройбатовцы были по сути просто работягами, таких много и на «гражданке».

Во-вторых, формирование личного состава «королевских войск» имело свои особенности. Костяк их составляли выпускники строительных учебных заведений. Были и жители сельской местности, умеющие держать в руках строительный инструмент.

Считалось, что для «классических» войск они не подходят, а вот для строительства – в самый раз.

И наконец, в некоторых строительных отрядах до 90% контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Почему их туда отправляли? Считалось, что основная причина – плохое знание русского языка.

В условиях боевой подготовки иметь дело с плохо говорящими по-русски солдатами было крайне неудобно и даже опасно – им просто боялись доверять оружие… Но во время строительных работ это не играло большой роли.

Кроме того, стройотряды часто превращались в точки сбыта наркотиков, в частности, гашиша, который распространяли уроженцы Средней Азии. Это приводило к тому, что многие, отслужив положенный срок, возвращались домой законченными наркоманами.

Советская легенда со знаком «минус»

Надо сказать, что от стройбата были не в восторге не только призывники, но и военное руководство, которое не раз высказывало мысль о «неэффективности» и даже «незаконности» таких подразделений.

Еще в 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский заявляли о том, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как, согласно статье 132 Конституции воинская служба… должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Не раз высказывались претензии по поводу плохой организации производственной деятельности и материально-бытового обеспечения в таких войсках. Например, солдат-строителей часто размещали в недостроенных зданиях, где отсутствовали отопление и элементарные санитарно-гигиенические условия.

Сегодня советский стройбат стал легендой, к сожалению, носящей скорее негативный оттенок. Впрочем, он все равно остается неотъемлемой и даже колоритной частью нашего советского прошлого.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.