Ис-1

Алан-э-Дейл       06.09.2023 г.

Оглавление

Двигатель и трансмиссия

В самом начале прорабатывались несколько вариантов силовой установки, например, состоящей из 2 дизельных двигателей В-16 мощностью 1200 л.с. и электрической либо механической трансмиссией.

Позже на танк установили серийный и проверенный дизель М-50Т мощность 1050 л.с. Его недостатком было то, что он предназначался для морских катеров, в связи с чем обладал довольно крупными габаритами.

На ИС-7 установили эжекторную систему охлаждения, впервые для советского танкостроения, и инерционный воздушный фильтр.

Трансмиссию не стали излишне усложнять и оставили обычную механическую. Испытатель позже вспоминал, что переключение передач было очень лёгким, как и управление танком в целом.

Также установили автоматическую систему пожаротушения, созданную Шемелиным, которая следила с помощью датчиков за состоянием МТО и могла включаться до 3 раз, однако на испытаниях один танк полностью сгорел, так и не сумев потушиться.

Трансмиссия танка была спроектирована в двух вариантах. Первый, изготовленный и испытанный в ИС-7, имел шестиступенчатую КП с кареточным переключением и синхронизаторами. Механизм поворота — планетарный, двухступенчатый. Управление имело гидравлические сервоприводы. При испытаниях трансмиссия показала хорошие тяговые качества, обеспечив высокие средние скорости танка.

Второй вариант механической трансмиссии был разработан совместно с МВТУ имени Н.Э.Баумана. Трансмиссия — планетарная, 8-ступенчатая, с механизмом поворота типа ЗК. Управление танком облегчалось гидравлическими сервоприводами с перспективным выбором передач.

При разработке ходовой части конструкторским отделом был спроектирован ряд вариантов подвесок, изготовленных и подвергнутых лабораторно-ходовым испытаниям на серийных танках и на первом опытном танке ИС-7. На их основании были разработаны окончательные рабочие чертежи всей ходовой части.

Впервые в отечественном танкостроении были применены гусеницы с резино-металлическим шарниром (или, как тогда говорили, с сайлент-блоком), гидравлические амортизаторы двухстороннего действия, опорные катки с внутренней амортизацией, работающие при больших нагрузках, пучковые торсионы.

IS-2 в бою

Что касается тактики применения, то здесь никаких отличий от советского оригинала нет. Если вас забросило в топ, то следует быть в первых рядах. Разовый урон делает выгодной перестрелку из угла и игру в «качели». Бронирование выдающимся назвать нельзя, но если постоянно ставить танк ромбом, больше двигаться, то у противника с пробитием возникнут серьезные проблемы.

Естественно, это не касается машин восьмого и девятого уровня, но в боях с ними IS-2 и не должен идти в первых рядах. В целом, динамика позволяет поехать и со средними танками (вы будете отставать, но не сильно), разовый урон в 390 даже для какого-нибудь Т-54 будет серьезным ударом. Если вы поехали с тяжелыми танками, то не лезьте вперед, старайтесь обходить противника с фланга, ведь с пробитием даже девятки в борт справится и обычный снаряд.

Обзор и точность являются слабыми сторонами IS-2, как и его советского оригинала. Так что при первой возможности навязывайте врагу ближний бой, езжайте туда, где много укрытий (прежде всего, в город, если таковой есть на карте). В открытом поле вы рискуете просто не увидеть стреляющего по вам противника, а в случае обнаружения можете просто не попасть по нему. Зато в ближнем бою обзор не играет никакой роли, да и точность не очень важна.

Если стреляете кумулятивными снарядами, то помните о том, что они срабатывают на экранах. Пробить танк в борт через гусеницу можно разве что под прямым углом, стоит врагу чуть довернуть корпус – и шанс пробития кардинально снижается. В целом, многого ждать от кумулятивных снарядом не стоит, да и точность у орудия такая, что снаряд постоянно улетает, например, в гусеницу.

Какие навыки (перки) прокачать на ИС-7?

Боевые навыки – особые умения, которые открываются после стопроцентной прокачки команды. Давайте посмотрим, перки экипажа ИС-7, дают особенное преимущество. 

Навыки командира:

​Лампочка 6 чувство. Необходимое умение

Важно знать, когда именно танк обнаружен.
​Ремонт.
​Орлиный глаз. Для сбора информации о противниках в ходе боя.
​Боевое братство.

Наводчик:

  • ​Ремонт.
  • ​Плавный поворот башни. Чтобы сводится быстрее.
  • Снайпер. За криты, нанесенные врагам, предусмотрены бонусы в виде денег, опыта и медалек.
  • ​Боевое братство

Механик-водитель:

  • ​Ремонт.
  • ​Плавный ход. Понадобится, чтобы начинать сводится из меньшего круга.
  • Король бездорожья. Улучшит неважную динамику танка на вязких грунтах.
  • ​Боевое братство.

Заряжающий:

  • Ремонт.
  • ​Бесконтактная боеукладка. Хотя БК выбивают не в каждом бою, дополнительная защита не повредит.
  • Интуиция. Быстрая смена типов снарядов поможет быстрее реагировать в динамичных боях.
  • ​Боевое братство.

Заряжающий:

  • ​Ремонт.
  • ​Отчаянный. Небольшая прочность может закончиться довольно быстро, однако, если занять выгодную позицию, можно играть от брони. С этим навыком можно использовать также рискованные тактики.
  • Радиоперехват. Позволит контролировать все поле боя.
  • ​Боевое братство.

Думаю, вопросов, какие перки ставить на ИС-7, не осталось. Если прокачать экипажу четыре умения, шансы на победу заметно возрастут.​

Применение в бою

В бой «ИСы»с 85мм пушкой пошли в феврале 1944 года. Первое применение оказалось неудачным – все танки, штурмовавшие деревню Лисянка, были подбиты. По результатам дальнейших боёв, включавших, в том числе, столкновения с «Тиграми», окончательно выяснилось, что орудие Д-5 для «ИСа» не подходит. А вот ИС-2 с крупнокалиберной пушкой Д-25Т оказался очень «кстати». Причём в роли именно «противотанкового» средства он применялся не так часто. Зато оказался незаменим при прорыве оборонительных линий.

А главным противником советских «тяжеловесов» стали вовсе не «Тигры». Большинство (до 70% процентов в городских боях) потерь танки ИС-2 несли от «Панцерфаустов» – одноразовых гранатомётов, выпускавшихся в огромных количествах.

По свидетельствам ветеранов, кумулятивная струя и осколки брони выводили из строя экипаж, даже если сам танк оставался практически неповреждённым. Для защиты от «фаустов» на бронетехнику (и ИС-2 в том числе) устанавливали импровизированные противокумулятивные экраны.

К концу 1944 года из тяжёлых танков начали формировать отдельные бригады. Две такие бригады были задействованы в штурме Берлина. В ходе ВОВ танками ИС-2 вооружили сформированные в СССР польские и чехословацкие армии. После войны ИС-2 предполагалось заменить на новые машины, но из-за их несовершенства отработанный в производстве и освоенный в эксплуатации образец танка остался на службе. В 50-е годы «ИСы» были модернизированы, и оставались в войсках даже после начала производства танка Т-10.

Официально танк сняли с вооружения только в 90-х годах. Некоторое количество ИС-2 было передано на Кубу, Северному Вьетнаму и КНДР.

3:0 в пользу завода № 9

Задержка с установкой вооружения и изготовлением опытных машин привела к срыву сроков, указанных в постановлении ГКО №3289 от 5 мая 1943 года. В Челябинске на тот момент и без ИС хватало работы. ЧКЗ и завод №200 были перегружены выпуском Т-34, КВ-1с и СУ-152, и на этом фоне не стоит удивляться, что работы по опытным темам задерживались. Судя по всему, это понимали и наверху.

По причине задержки программу испытаний пришлось переделывать. 6 июля была подготовлена новая программа испытаний. Согласно ей, предполагалось сделать 961 выстрел из пушки С-31, установленной во втором образце ИС, а также 892 выстрела из орудия Д-5Т-85, которое поставили в первую машину. Также программу включала испытания пробегом.

Первый образец ИС с орудием Д-5Т на испытаниях.

Эти же испытания формально должны были помочь определиться с выбором вооружения тяжёлого танка, который должен был стать временной мерой до начала серийного выпуска ИС. Впрочем, на самом деле всё было решено ещё до начала испытаний. 8 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3891сс «О производстве танков КВ с 85 мм пушкой (КВ-85)». Выбор был сделан в пользу Объекта 239, который использовал ту же башню, что и ИС, и вооружался 85-мм пушкой Д-5Т-85.

Объяснялось это решение тем, что в конце июля 1943 года прошли совместные испытания опытных образцов самоходных артиллерийских установок СУ-85 и СУ-122-III. На них явным победителем стала система Д-5С-85. Так КБ завода №9 одержало первую победу над ЦАКБ. Неудивительно, что эту же систему выбрали и для установки в КВ-85. Свердловские оружейники победили своих коллег еще до начала совместных испытаний танков с разным вооружением.

Вторая опытная машина, которая также получила дополнительные топливные баки.

Испытания проходили с 21 по 24 августа на Гороховецком артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (АНИОП). К тому моменту оба танка получили дополнительны топливные баки.

С-31 с самого начала уступала конкуренту. По замерам полигонных испытателей длина отката этой пушки составляла 480-570 мм, и это было явно больше нормы. Также минусом системы было наличие дополнительных грузов, которыми её уравновешивали. Длина отката Д-5Т-85 оказалась существенно меньшей – 240-300 мм. Более удобным оказался доступ к противооткатным приспособлениям, за счёт более короткого отката гильзоулавливатель получился меньшего размера. Наконец, подвижная бронировка была легче на 270 килограмм. Отсутствовали у этой системы и и дополнительные грузы.

Первый ИС на испытаниях осенью 1943 года.

Реальный объем испытаний оказался меньшим, чем планировалось изначально. Из С-31 сделали 302 выстрела (из них 160 усиленным зарядом), а из Д-5Т-85 – 329 (в том числе тоже 160 с усиленным зарядом). Выяснилось, что кучность у Д-5Т была более высокой. У С-31 наблюдался более высокий угол вылета орудия (угол, образованный направлением оси канала ствола наведённого оружия до выстрела и направлением той же оси в момент вылета снаряда из канала ствола). Скорострельность Д-5Т составила 8-13 выстрелов в минуту, а у С-31 – 7-15 выстрелов в минуту. Д-5Т явно вырывалась вперед.

Формальные сравнительные испытания лишний раз подтвердилась правильность выбора этого орудия в качестве основного вооружения для КВ-85. Итоги испытаний позволили, наконец, окончательно определиться и с выбором нового тяжёлого танка. 4 сентября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС».

Таким один из ИС сохранился до наших дней. Фото сделано в 80-е годы. На переднем плане стоит Н.Ф. Шашмурин, превративший КВ-13, «гадкого утенка» конструкции Цейца, в лучший советский тяжелый танк военного периода

На этом испытания опытных образцов ИС не закончились. К 5 октябрю первый танк прошел 1478 километров, а второй – 1151 километр. В дальнейшем второй ИС перевооружили на 122-мм пушку Д-25. Что же касается первой машины, то она послужила своеобразным испытательным стендом. На ней отрабатывались детали и агрегаты, которые позже использовались в конструкции серийного танка, получившего обозначение ИС-85. К 15 декабря танк преодолел 4243 километра. На нем испытывались траки из стали 27 СГТ и стали ЛВТ №92, новые подшипники и ряд других элементов.

Позже оба опытных танка неоднократно переделывались. Один из них сейчас находится на территории Кировского завода в Санкт-Петербурге. Какая именно это машина – первая или вторая – сказать сложно. Но характерная кормовая плита и кожухи выхлопных труб указывают на то, что перед нами именно опытный танк.

//

Послевоенная судьба[]

ИС-2 участвовали в Корейской войне — встречаются упоминания об использовании ИС-2 Народно-освободительной армией Китая, но без каких-либо подробностей. Согласно данным российского исследователя Михаила Барятинского, некоторое количество ИС-2 китайцы передали войскам Вьетнамской народной армии (ВНА), которые применяли их в ходе Индокитайской войны. Однако западные источники отмечают, что в ходе этой войны ВНА не использовала бронетехнику. Официальная история ВНА не упоминает танки в перечне имевшегося к моменту окончания войны вооружения и техники, а в перечне воинских частей и подразделений, существовавших в тот же период, отсутствуют бронетанковые. Согласно официальным вьетнамским данным, бронетанковые войска ВНА были созданы в 1959 году, а «боевое крещение» получили в 1968 году

ИС-2М

В 1957 году советские ИС-2 прошли капитальный ремонт и модернизацию с целью подтягивания его эксплуатационных характеристик до уровня, соответствующего службе в условиях мирного времени. Работы по модернизации заключались в следующем:

  • двигатель В-2-ИС был заменён на В-54К-ИС;
  • установлена новая трансмиссия;
  • заменены опорные катки и направляющие колеса;
  • введён дополнительный топливный бак;
  • боекомплект увеличен до 35 снарядов;
  • изменена конструкция башни — в частности, вместо кормового пулемёта установлен вентилятор;
  • заменён подъёмный механизм орудия;
  • установлена новая радиостанция;
  • установлено новое противопожарное оборудование, крылья другой формы, произведён ряд других мелких изменений.

В начале 1960-х годов два полка ИС-2М были поставлены на Кубу; к концу 1990-х годов они все ещё использовались в береговой обороне этой страны. Тогда же два полка ИС-2М получила КНДР.

В СССР ИС-2М долгое время находились на вооружении, с 1960-х годов в основном в резерве. Значительное количество этих танков было установлено на границе с Китайской Народной Республикой в качестве стационарных долговременных пушечных огневых точек (наследие немецкого опыта Второй мировой войны). Часть танков использовалась там же как подвижные огневые точки — машины находились в парках, а по тревоге должны были выдвигаться в специально построенные капониры. Тем не менее, танк ИС-2 официально продолжал быть в числе действующих образцов бронетанковой техники, периодически машины этого типа привлекались к учениям (в частности, в 1982 году в Одесском военном округе). Официальный приказ о снятии ИС-2М с вооружения Российской армии вышел лишь в 1995 году. К началу 2000-х годов уцелевшие танки ИС-2 — огневые точки в составе укреплённых районов на российско-китайской границе — стали также разрезаться на металл.

«Щучий нос»

Ключевым отличием танка стала конструкция бронезащиты. ИС-3 выделялся предельно обтекаемыми обводами корпуса и башни. В этом отношении
машина определила будущее. «Приплюснутая» форма станет отличительной
особенностью советской танкостроительной школы.

Дело в том, что рациональные углы наклона брони, как их
называют инженеры, резко увеличивают защищенность танка. При попадании в нее
снаряды рикошетят. Впоследствии выяснилось, что обтекаемая форма увеличивает и стойкость
к ударной волне ядерного взрыва.

Наклон броневых листов на ИС-3 довели до максимально
возможного. Плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась конусообразная,
вытянутая вперед носовая часть, получившая название «щучий нос».

Основное вооружение танк сохранил от ИС-2. 122-миллиметровая пушка  Д-25Т отличалась большой мощностью, но у
нее было два больших недостатка. Низкая скорострельность — всего 2-3 выстрела в
минуты. И маленький боекомплект — 28 снарядов.

Во многом ИС-3 был продуктом военного времени, когда техника
создавалась в максимально короткие сроки и ее попросту не успевали доводить до
ума. Поэтому танк сняли с серийного производства уже в середине 1946 года.

Всего было построено, по разным данным, от тысячи до двух
тысяч единиц. Они состояли на вооружении тяжелых танкосамоходных полков и несколько
раз модернизировались.

Обстрел ИС-7 или гайд по пробитию

Переходим пожалуй к самой интересной части этой статьи — будем шмалять по ИС-7 из разных стволов.

ИС-3, пробитие 225, урон 390

Пробить спереди можно попробовать лишь НЛД, но только под удачным углом. Например когда ИС-7 выкатывается из-за горки или холма. В таком случае Ваш первый выстрел должен будет сбить гусеницу противника, так вы его обездвижите и сможете нанести урон. Вас очень повезет если ИС-7 окажется ваншотным, иначе во время перезарядки он починит гуслю и просто задавит Вас.

Либо второй вариант — продолжая стрелять по гусенице мы не даем ему сдвинуться с места. Таким образом он вероятнее всего станет хорошей мишенью для арты или ваши многократные нажатия на F7 все же вызовут приступ совести у союзников, да кто-нибудь приедет на помощь.

Сбоку нам вообще делать нечего, разве что по гуслям бить или попытаться закинуть снаряд под экран, не попав при этом в те же гусеницы, которые могут запросто схавать урон:

А вот если ИС-7 стоит тем де боком, но немного наклонившись, то появляется реальный шанс пробить «щеку» ближе к башне:

Сбоку опять таки можно попробовать пробить борт, но целится надо очень аккуратно, чтобы снаряд не вошел в экран или гусеницу:

Если ИС-7 начнет подставлять нам корму, то жить становится легче и веселее:

ИС-3, голда, пробитие 265

Теперь рассмотрим ситуацию, когда мы заряжаем голду в наш ИС-3 и пробитие увеличивается до 265мм.

Как видим на скрине выше, пробить верхнюю часть НЛД становится вполне реально.

Из положения ромбом ИС-7 так же пробивается голдой в основание щеки. Но, как показывает практика, попасть туда сложновато, поэтому угол должен быть, как здесь.

ИС-7 против E-75 (пробитие 246, урон 490)

Стандартные снаряды топовой пушки E-75 представляют собой что-то среднее между стандартом и голдой ИС-3, зато урон на целых 100 единиц больше.

Сбоку опять-же всё зависит от угла входа снаряда в броню. Если танк ИС-7 расположен к вам так, как показано ниже, целиться лучше всего в ВЛД ближе к корпусу:

Вид сбоку. Можно попробовать всадить в башню (в её заднюю часть), но лучше бить в корпус ниже экрана:

E-75 с голдой

Заряженные голдовые снаряды увеличивают пробиваемость до 311 единиц. С таким снарядом ИС-7 нам уже не так страшен, но все же риск непробития есть:

Объект 704 (пробитие 286, урон 750) против ИС-7

ПТ Об. 704 одна из лучших в игре среди представителей танко-киллеров. Имея в запасе такое пробитие, этому танку по зубам практически любой танк — нужно только знать куда стрелять.

В лоб стреляем в верхнюю часть НЛД и отправляем мехвода в госпиталь:

Это положение для ИС-7 не самое выгодное:

На этом у нас всё, надеемся что данная статья поможет вам правильно находить (или прятать) слабые места ИС 7 и играть лучше.

История создания

Тяжёлые танки ИС-1 и ИС-2 ведут свою родословную от тяжёлого танка КВ-1/КВ-1с и среднего танка тяжёлого бронирования КВ-13 («Объект 233»), созданного в 1942 году в СКБ-2 (позднее Опытный танковый завод) Челябинского Тракторного Завода.

Самое непосредственное влияние на темпы изготовления танков ИС оказало появление зимой 1942—1943 гг. на Восточном фронте новейших немецких тяжёлых танков «Тигр». Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП (переименованный Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» — ИС.

В качестве исходных для них были взяты два последних варианта КВ-13. При этом первый прототип, вооружённый 76,2-мм пушкой ЗИС-3, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «Объект 233», а второй — со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжёлого танка КВ-9 — получил обозначение ИС-2 («Объект 234»).

Испытания обеих машин проводились в период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 («Объект 233») и более мощном у ИС-2 («Объект 234»).

Однако в конце апреля прошли испытания трофейного танка Тигр I на полигоне в Кубинке, которые показали низкую эффективность существующих противотанковых орудий против его бронирования. Постановление ГКО N2 3289сс от 5 мая 1943 года «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок» поставило задачу разработать 85-мм танковые орудия с баллистикой зенитного орудия 52-К для установки в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

В первой половине июня прототипы новых пушек были готовы для испытаний. Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) предоставило пушку С-31 Горшкова/Грабина, соединив 85-мм ствол с люлькой 76-мм танковой пушки ЗИС-3, что существенно облегчило бы её производство. КБ завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова предоставило пушку Д-5Т на основе 85-мм пушки Д-5С для самоходно-артиллерийской установки СУ-85, с затвором и подъёмным механизмом от 76-мм танковой пушки Ф-34. Д-5Т отличалась малой массой и небольшой длиной отката.

Однако уже на этапе компоновки выяснилось, что 85-мм орудие при диаметре башенного погона 1535 мм установить невозможно. Конструкторы расширили погон до 1800 мм под новую трёхместную башню, увеличив объём боевого отделения и длину танка, а в ходовую часть добавили шестой опорный каток. Эти изменения привели к росту массы до 44 т и снижению удельной мощности.

В начале июля 1943 года были готовы два прототипа танка ИС, построенные на доработанном корпусе КВ-13 с новой башней под 85-мм пушку: № 1 с пушкой С-31 и № 2 с пушкой Д-5Т. Они получили общее обозначение «Объект 237». Кроме того, на основе корпуса КВ-1с были изготовлены прототипы танка КВ — «Объект 239» (КВ-85) с башней ИС-85 и пушкой Д-5Т, что потребовало модернизации бронекорпуса под увеличенный башенный погон, и «Объект 238» (КВ-85Г) с 85-мм пушкой С-31, установленной в существующей башне от КВ-1с.

В июле 1943 года прошли заводские испытания, в результате которых прототипы танков ИС и КВ с пушкой Д-5Т были допущены к государственным испытаниям, проходившим 2-8 августа. Оба прототипа были рекомендованы к принятию на вооружение.

8 августа 1943 года постановлением ГКО № 3891 был принят на вооружение и немедленно запущен в производство КВ-85 с 85-мм пушкой Д-5Т в башне ИС-85. 4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043 был принят на вооружение ИС-85 с пушкой Д-5Т, однако было принято временное решение о продолжении производства СУ-152 и КВ-85, так как развернуть серийный выпуск ИС-85 к этому времени не удалось. Этим же постановлением ЧТЗ было предписано разработать вариант танка ИС с более мощной 122-мм пушкой и разработать на его базе самоходную установку ИСУ-152.

Серийное производство ИС-85 началось в октябре 1943 года, но уже в ноябре 1943 года на вооружение был принят танк ИС-122 (ИС-2) «Объект 240», и производство было свёрнуто уже в январе 1944 года.

История развития ИС

Развитие информационных систем в современном понимании началось в 50-е годы прошлого века. В связи с бурным развитием науки и техники, расширением административного аппарата и его проникновением во все направления деятельности человека, увеличивался объем производимой информации. Появился запрос на автоматизацию и структурирование процесса обработки данных.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

К началу следующего десятилетия появилось понятие «база данных», как совокупность систематизированных материалов, доступных для поиска и обработки при помощи электронных вычислительных машин (ЭВМ). Из-за несовершенства вычислительной техники того периода возникали проблемы с универсальностью программного обеспечения. Для каждого блока данных приходилось разрабатывать отдельную систему.

В течение 70-80-х годов появились и значительно распространились персональные компьютеры. Вкупе с увеличением мощности ЭВМ это дало возможность перераспределить задачи по обработке данных. Центральные ЭВМ занимались накоплением, структурированием и поиском данных. Персональная техника обеспечивала решение прикладных задач. К концу 80-х – началу 90-х годов структура информационных систем пришла, в сущности, к современному виду.

Китайская копия

Это первый танк в ветке, открывается он с Type 58 (не путайте с Type 59!), среднего танка шестого уровня. Большинство игроков в первую очередь прокачивает советские танки, поэтому на советском тяжелом танке ИС играли практически все. Китайский IS-2 является его практически полной копией, хотя есть и небольшие отличия. Во-первых, они касаются бронирования. Если посмотреть на характеристики, то бросается в глаза, что лоб IS-2 тоньше на целых 30 мм, его толщина составляет всего 90 мм против 120 мм у советского ИС.

Но здесь есть одна важная деталь. У ИС есть «полка» над верхней лобовой деталью, там 120 мм, но углы наклона совершенно нерациональные, «полка» расположена фактически вертикально, так что легко пробивается и довольно слабыми орудиями. А IS-2 лишен такого недостатка, никакой «полки» у него нет. Противнику придется пробивать лист брони в 90 мм, который расположен под хорошим наклоном. Уязвимой является только нижняя лобовая деталь, но она маленькая, так что выцелить ее сложно. Кстати, у советского ИС нижняя лобовая деталь больше.

Зато остальное бронирование идентично. В бортах и корме как корпуса, так и башни у IS-2 по 90 мм. Вообще ромб на данной машине действительно эффективен. Во лбу башни всего 100 мм, но форма рациональная и обтекаемая. Кстати, многие игроки задаются вопросом: а зачем на IS-2 топовая башня? Если смотреть на характеристики, то она дает только 50 единиц запаса прочности и… все. А ее открытие стоит 12500 опыта. Не так уж и много, но тратить их на всего лишь 50 единиц прочности просто нерационально

Но у топовой башни есть другое важное достоинство, это более обтекаемая и рикошетная форма

Вообще одним из недостатков советского ИС является слабая зона прямо во лбу башни возле орудия. Сверху и снизу форма обтекаемая, так что приведенная броня там большая. А в зоне возле орудия наклона практически нет, так что туда ИС способны пробить и одноуровневые тяжелые танки. Стоковая башня IS-2 наследует этот недостаток, но топовая практически его лишена: более обтекаемая форма сильно сокращает уязвимую зону, так что «танковать через башню» получается лучше, хотя уязвимые приборы наблюдения никуда и не делись.

Во-вторых, изменения касаются динамики. Масса у советского оригинала и китайской копии практически идентичны, зато отличается мощность двигателя. У ИС удельная мощность составляет 15 л.с. на тонну, а у IS-2 – только 12,5. Но зато у последнего чуть выше максимальная скорость (37 км/ч против 34 км/ч) и скорость поворота ходовой (38 градусов в секунду против 35). Отличия не очень существенные, но в целом ИС быстрее разгоняется, зато IS-2 лучше держит максимальную скорость, видимо, проходимость у него тоже получше.

История[править]

Примерно 13-17 ноября 1943 г. Отдел главного конструктора НКТП совместно с ВАММ им. Сталина и НАТИ под общим руководством зам. начальника ГБТУ И. Лебедева, изучая итоги Курской битвы и операции по освобождению Левобережной Украины, провели разработку развернутых тактико-технических требований (ТТТ) и черновое эскизное проектирование «танкосамохода прорыва большой мощности», которые в начале декабря 1943 г. попали на стол И. Зальцмана (ЧКЗ), Ж. Котина (Опытный завод № 100) и Л. Горлицкого (УЗТМ).

В начале декабря 1943 г., Главное автобронетанковое управление Красной Армии утвердило тактико-технические требования к перспективному тяжёлому танку. Что любопытно, ИС-2 был принят на вооружение в конце октября 1943 г., т.е. уже через месяц у военных были готовы требования к следующему поколению тяжёлых танков. В этих требованиях вместо конкретно заданных толщин брони корпуса и башни танка были указаны лишь требования, предъявляемые к его броневой защите: лобовая часть корпуса и башни и бортовая броня подбашенной коробки не должны поражаться снарядами пушек танков T-VI «Тигр», Т-V «Пантера» и САУ «Фердинанд» со всех дистанций, а борт башни и нижняя часть борта корпуса — не должны пробиваться снарядами вышеуказанных пушек с дистанции 500 м. Звучали они следующим образом: бронирование лба корпуса и башни – 200 мм, бортов – 160 мм, кормы – 120 мм. В качестве основного оружия планировалась установка 122-мм пушки с клиновым затвором и начальной скоростью снаряда 1000 м/с, а в качестве дополнительного — 50-мм казнозарядный миномёт с боекомплектом 30 мин. В качестве альтернативного варианта орудия тяжелого танка предусматривалась возможность использовать 152-мм гаубицу (скорее всего 1 из вариантов МЛ-20). Мощность двигателя – 800-1000 л.с., максимальная скорость 35 км/ч, масса – 55 т, экипаж – 5 человек. Согласно уточненным ТТТ предусматривалась разработка двух вариантов трансмиссии механической и электромеханической.

На основании вышеперечисленных ТТТ было разработано несколько проектов нового тяжелого танка. В начале 1944 г. по этим требованиям группа конструкторов завода №100 под руководством Н.Ф. Шашмурина разработала эскизный проект танка, который иногда называют ИС-М, ИС-2М, ИС-2Ш, ИС Шашмурина и т.п.

Эта машина отличалась от серийного образца нетрадиционной для советской школы танкостроения схемой компоновки, улучшенной броневой защитой лобовой проекции корпуса и башни. По компоновке это был танк с задним расположением боевого отделения. Башня и трансмиссия располагались в кормовой части танка, моторное отделение — в средней, а отделение управления — в передней. Это не только позволяло повысить защищённость машины, но и исключало возможность длинноствольной пушке утыкаться в грунт при преодолении препятствий и облегчало маневрирование танка в узких проездах (этого опасались военные). В ходовой части использовались опорные катки большого диаметра без поддерживающих роликов. Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии осуществлялась с помощью карданного вала, проходившего под полом боевого отделения. Несмотря на оригинальность проекта, дальнейшего развития он не получил. Так как в начале лета 1944 г. в КБ завода развернулось проектирование двух вариантов тяжелого танка ИС-6 (Объект 252 и Объект 253), работу над ИС-М прекратили.

Боевое применение

Наблюдение за боевым применением и эксплуатацией новых танков было поручено инженер-майору А. И. Шамину, старшему помощнику начальника испытательного отдела НИБТ Полигона, автору руководства по войсковому ремонту танка КВ-1, которого направили в 13-й гвардейский тяжёлый танковый полк, куда Шамин прибыл 5 февраля 1944 года. Тяжелые танки использовались как таран, для прорыва обороны противника. В первом же бою под Лисянкой 19 февраля, в котором из-за технических неполадок смогло участвовать только 5 танков ИС-1 из 10 выдвинувшихся на позиции, выяснилось, что 75 мм орудие Пантеры пробивает не только лобовую броню танка, рассчитанную на попадание из 88 мм, но и более короткоствольных орудий танка Тигр-I. Все 5 танков были потеряны, из них 2 сгорело и 3 были подбиты, причем дважды был поражен люк механика-водителя. Во втором сражении, при наступлении на город Умань танки ИС-1 попали под огонь замаскированных 88 мм зенитных орудий c дистанции 600—800 м, но в целом лобовая броня танков выдержала попадания, хотя имелись случаи появления трещин. После взятия Умани оставшиеся 5 танков ИС направились к городу Бельцы, но остановились из-за технических неполадок.

Шамин составил отчет, в котором основным выводом было то, что ИС-1 не имеет достаточных преимуществ в борьбе с тяжёлыми танками противника. Этот отчет не повлиял на судьбу танка ИС-1 поскольку к этому моменту уже фактически было принято решение о замене его более успешным танком ИС-2, однако отчет серьёзно повлиял на дальнейшее развитие семейства танков ИС. Кроме недостаточной мощности орудия и недостаточного бронирования указывалось на многочисленные технические проблемы, связанные с конструкцией танка.

Оставшиеся танки ИС-1 использовались в качестве командирских машин, либо сводились в 1-й гвардейский танковый полк, который участвовал в Львовско-Сандомирской операции, а в последний раз массово применил эти танки в Восточно-Карпатской операции в сентябре — октябре 1944 года.

ИС 8

Работа над танком ИС 8 началась в 1944 году. Существовали модификации данной машины ИС 9 и ИС 10, однако после смерти Иосифа Сталина было принято решение переименовать модель в Т-10. Благодаря своим характеристикам, в 1954 году танк принят к производству и выпускался до 1966 года, а на вооружении состоял аж до 1993, то есть практически 40 лет. Несмотря на это, танк так и не принимал участия ни в одном бою.

Танк, как и его предшественник ИС 3, имел «щучий нос», но более мощное бронирование. Вес танка составляет около 50 тонн. На ИС 8 была установлена уже зарекомендовавшая себя 122-мм пушка. Также дополнительно танк оснащался двумя 12.7-мм пулемётами ДШКМ. Первый был спаренным с основным орудием, второй имел турельную конструкцию и размещался на крыше башни. В более поздних модификациях вместо ДШКМ устанавливались 14.5-мм пулемёты КПВТ.

На основе Т-10 (ИС было создано несколько модификаций танков:

  • Т-10А — на модель была установлена новая пушка со стабилизатором вертикальной плоскости, появление прибора ночного видения
  • Т-10Б — установлена усовершенствованная система прицеливания
  • Т-10БК — командирский вариант Т-10Б
  • Т-10М — разработанный и выпущенный в 1957 году, танк имел несколько новшеств: усовершенствованная 122-мм пушка, измененная и усиленная конструкция башни, противоатомная защита.

Также Т-10 (ИС

  • объект 268 — самоходная артиллерийская установка (САУ)
  • ТЭС-3 — передвижная атомная электростанция
  • РТ-15 и РТ-20 — пусковые установки, созданные на основе шасси Т-10
  • 2Б1 — самоходная миномётная установка, предназначенная для стрельбы ядерными боеприпасами

Однако большинство этих и других разработок остались лишь на схемах и чертежах.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.