Как появились и как выглядели первые подводные лодки

Алан-э-Дейл       05.09.2022 г.

Появление подлодок в России

На самом деле проект подобного судна появился ещё в XVIII веке. Крестьянин Ефим Никонов подал Петру I челобитную, в которой высказал идеи о «потаённом судне», двигающемся на глубине. И Пётр I в 1718 году одобрил проект. Лодка разрабатывалась Никоновым около трёх лет. В 1721 году она впервые была спущена на воду.

Реконструкция лодки крестьянина-самоучки Ефима Никонова: она похожа на бочку

В 1724 году появилась вторая модель подлодки Никонова. Но с этой субмариной произошёл несчастный случай — она ударилась о дно, в результате чего возникла течь. Лишь ценой огромных усилий подлодку вместе с её создателем удалось спасти. Потом Пётр I умер, а конструктора Никонова разжаловали и отправили в адмиралтейство Архангельска.

Снова вернулись к этой теме в России лишь в XIX веке, когда на престол взошёл Николай I. Он поддержал идею о создании в нашей стране судна, которое свободно бы плавало под водой. И на просторах империи нашёлся специалист, который мог бы воплотить это в реальность, — талантливый изобретатель Карл Шильдер.

Шильдер внимательно отнёсся к уже имеющемуся заграничному опыту и на его основе создал свою уникальную подводную лодку. Данная субмарина обладала скромными габаритами, не могла опускаться слишком уж глубоко, но зато имела отличное вооружение. На ней располагались не только мины, но и ракеты.

Схема проекта Карла Шильдера

И в 1834 году с подлодки Шильдера был осуществлён запуск ракет прямо из-под воды (впервые в истории). Несмотря на существенные затраты, проект было решено продолжать. Впрочем, у Шильдера в скором времени появился серьёзный недоброжелатель — министр Чернышёв. Через какое-то время этот высокопоставленный чиновник добился того, чтобы проект Шильдера закрыли — довести его до логического завершения не получилось.

В 1866 году появилась ещё одна российская подлодка. Её построили на Балтийском заводе в Кронштадте по проекту инженера Ивана Александровского. Данная субмарина имела экспериментальный характер — у неё был пневматический двигатель и она носила невиданный ранее вид оружия — торпеду (её тоже изобрёл Александровский). Однако в ходе испытаний, проведённых летом того же 1866 года, были выявлены некоторые недостатки конструкции, и работа над подлодкой затянулось ещё 6 лет.

Иван Александровский и одно из его творений

В результате многие характеристики подлодки были значительно улучшены. Вот только её скорость по-прежнему оставляла желать лучшего. Под водой она не превышала 1,5 узла, а максимальная дальность плавания равнялась всего 3 милям. Но как бы там ни было, в конечном счёте подводную лодку Александровского зачислили в минный отряд — впервые такое судно стало частью вооружённых сил Российской империи.

Фильм: история субмарин.

Видео: история создания и применения подводных лодок в царской России.

https://youtube.com/watch?v=x64g3wYMGwU

Примеры современных подводных лодок

955 «Борей» несёт на своем борту баллистическую ракету системы «Булава»

Россия никогда не была обделена подлодками. Ее морской флот активно развивался в этом направлении на протяжении многих десятилетий. За такой период времени стране все же удалось добиться значительных перемен в лучшую сторону в вопросах строительства и эксплуатации судов данного типа.

На вооружении России находится не менее 70 суден, которые предназначены для выполнения боевых задач.

Идет активная работа над важными проектами, которые способны усилить мощь отечественного ВМФ. Речь идет о 955 «Борей» и 855 «Ясень». Первое судно способно заменить собой 667 БДР «Кальмар», который на данный момент считается устаревшим.

Основную массу российского МВФ составляют именно атомные подлодки. Так указывает статистика. Но вся проблема в том, что большая часть данных суден в текущее время находится на ремонте. Также определенный процент лодок по веским причинам не готов к выполнению своих задач.

Несмотря на это, россияне все равно могут гордиться своими рекордами, которые устанавливают отдельные экземпляры субмарин. Именно России принадлежит самая быстрая подлодка. Также рекорд поставило судно, способное погрузиться на максимальную глубину. Стоит заметить, что она составляет целых 1027 км.

Россия активно занялась разработкой новой версии подлодок. На такой шаг ВМФ подтолкнул выпуск субмарины Соединенных Штатов Америки. Россия не смогла остаться в стороне и сразу же приступила к созданию новой боевой единицы, которая должна превзойти современную разработку США.

Новейшая субмарина, по предположениям, будет относиться к пятому поколению суден. Ее производство в многочисленном количестве требуется наладить к 2030 году. Именно такая задача была поставлена одной из первых на следующие несколько лет. Проект уже успел получить название «Хаски».

На текущий момент времени самой большой подлодкой является судно «Ясень». Хотят слухи, что разработка нового поколения существенно превзойдет его по своему размеру.

Новейший проект будет развиваться сразу в нескольких направлениях. А значит, российский флот пополнится двумя видами субмарин. Одна будет относиться к лодкам, которые эффективны при ведении боевых действий под водой. Субмарины второго типа больше подойдут для сражений с надводными судами крупного размера.

Отечественный ВМФ продолжит и дальше развиваться в запланированном направлении. В случае выполнение основных задач Россия вполне может стать полноправным лидером среди других государств по количеству подводных лодок, которые успешны в выполнении самых сложных операций.

https://youtube.com/watch?v=GAoBorGYpuY

Как вам статья?

Мне нравится328Не нравится135

Ставка на атомный подводный флот

Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.

В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.

В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.

Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.

Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.

Послесловие

Сегодня даже дети знают, что такое субмарина. Современные «подводные крейсеры» в технологическом плане сильно отличаются от неповоротливых и тихоходных подлодок прошедших столетий. Оснащенные электрическими, дизельными и даже атомными движительными установками, они позволяют месяцами плавать в толще воды, преодолевая никем не замеченными тысячи миль.

Подводные суда применяются не только в военных целях. Глубоководные аппараты незаменимы при исследовании морских глубин, поиске затонувших кораблей. Мини-подлодки со стеклянным дном используются в туристическом бизнесе. Одно время существовали скоростные почтовые подводные лодки.

Подлодка, впервые использованная в военных целях

Такой подлодкой принято считать судно под названием «Черепаха», спроектированное и построенное американцем Дэвидом Бушнеллом. Кстати, этот американский инженер-изобретатель прославился ещё и тем, что придумал подводную часовую мину. Подлодка, по мнению Бушнелла, отлично подходила для того, чтобы доставлять это взрывное устройство к вражеским кораблям.

При создании «Черепахи» изобретателю пришлось ломать голову над большим числом проблем. Ему нужно было придумать, как сделать непроницаемый корпус, который выдерживал бы давление на глубине, как обеспечить подлодке контролируемое погружение, как сохранять её в устойчивом вертикальном положении под водой, куда поместить мину и так далее. Решая эти проблемы, Бушнелл даже сделал несколько новаций. К примеру, он оказался первым, кто догадался снабдить подлодку шноркелем и двухлопастным винтом (он играл роль движителя). Корпус «Черепахи», если смотреть в профиль — это две идентичных, соединённых между собой половинки, и каждая из них действительно напоминала панцирь черепахи (отсюда и название). Высота лодки была чуть больше двух метров, длина была равна 2,3 метрам, ширина — 0,9 метрам. Она была сделан из дуба, и все зазоры между ними были надёжно законопачены. Чтобы повысить характеристики влагонепроницаемости и прочности судна, корпус был покрыт смолой и вокруг него были закреплены стальные полоски.

Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри

Воздуха в этой подлодке хватало только на полчаса. Она управлялась водителем, которому приходилось сидеть на сидении, похожем на велосипедное. В нижней части корпуса было расположено свинцовое грузило для придания лодке вертикальной устойчивости и отверстие для забора воды в балластную ёмкость во время погружения. Также здесь были помпы из латуни, которые в кратчайшие сроки загоняли воздух в эту же ёмкость — в результате лодка всплывала. Возле водителя и над ним располагались рукояти приводов винтов, благодаря которым судно могло двигаться вертикально и горизонтально, а также руль.

«Черепаха» также была оснащена целым рядом полезных устройств — компасом, глубиномером и вентилятором. Что касается 70-килограммовой мины, то она была здесь помещена в специальном отсеке под рулём.

«Черепаху» Бушнелл строил и испытывал в Сэйбруке — городке в штате Коннектикут. И лишь к весне 1776 года ему удалось довести свой проект до конца. После этого «Черепаху» тайно отправили в Нью-Йорк и отдали в распоряжение американского генерала Путнэма. Впрочем, применить её решились через несколько месяцев — в начале сентября. Управлять ей было поручено сержанту Эзре Ли.

Итак, 6 сентября 1776 года «Черепаху» втайне отбуксировали поближе к большому английскому флагману Eagle («Орёл»). Сержант Ли залез в субмарину и приготовился осуществить атаку. Он добрался до «Орла», но присоединить часовую мину к флагману не удалось. Он наткнулся на бугель и не сумел пробурить корпус. Ли в итоге просто бросил взрывное устройство и стал возвращаться обратно. Кроме того, когда он всплыл, ему пришлось отбиваться от английских маломерных судов. Кстати, эта мина, когда Ли уже был далеко, всё же взорвалась, но этот взрыв никому не принёс вреда.

Потопить британский корабль с помощью «Черепахи» попытались снова 8 октября. Для этого «Черепаху» на буксире стали подвозить к месту атаки на реке Гудзон. Но англичане проявили бдительность и, открыв огонь из пушек, уничтожили и субмарину, и корабль, который выполнял роль буксира.

Так выглядит воссозданная подлодка Дэвида Бушнелла

Когда появились подводные лодки

Первые подводные лодки появились еще в позапрошлом веке, но толку от них было не так много, и по сути они были нужны только для демонстрации технологий. Уже позже они стали настоящей боевой единицей. Сначала дизельные, потом атомные, но все равно очень опасные. Были даже случаи, когда они применялись не только в военных целях. Например, в первой половине прошлого века они применялись германской армией для того, чтобы топить мирные британские суда. Нельзя не отметить, что целью были именно суда, а не люди, которым давали покинуть корабль, но факт остается фактом.

Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.

Первые подводные лодки были примерно такими.

В России первые подводные лодки разрабатывались еще при Петре Великом, но их конструкции тоже были далеки от совершенства. А в первый раз в бою подводная лодка применялась в войне за независимость США (1775-1783 гг.) и называлась ”Черепаха”. Правда, она так и не смогла причинить вреда атакуемому судну. Она должна была закрепить мину на днище, но была обнаружена и пришлось взорвать ее просто так, чтобы скрыться.

Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.

Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?

Как устроена служба на подводной лодке

Матросом на подлодку можно попасть через военкомат. Каждой специальности соответствует своя боевая часть. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая.

С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск, заступает другой. Сначала идёт отработка задач. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.

В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. 

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи. Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то. 

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Если подо льдами — то ищут полынью. 

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её.

Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке  осталась.

 Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству. Начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.

Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

Подводные силы флотов иностранных государств

Сегодня самыми многочисленными считаются подводные силы США. Могущественному государству требуется обеспечивать военную охрану собственных рубежей. Правительство спонсирует разработки, во флот поступают новые образцы техники. В сумме насчитываются 72 американские подлодки.

На 1 боевую единицу отстает Северная Корея. Но по потенциальной мощи страна проигрывает американцам вдвое. Дело в том, что на вооружении стоит преимущественно устаревшая техника, спроектированная еще по технологиям СССР 1950-х годов. И пока ее не спешат менять или обновлять.

У Китая числятся 54 субмарины. При этом страна не перестает наращивать военную мощь, усиливая морскую базу вооружения. В Иране значатся 24 боевые единицы, хотя страну сложно причислить к самым сильным в военном смысле. Тем не менее у Японии, окруженной океанскими водами, лодок еще меньше — 18 штук. Зато они передовые и современные.

Россия занимает 3-е место по количеству подлодок в мире — в стране их 70. По числу атомоходов у нее 2-е место. В последние годы российский подводный флот увеличился и приблизился по уровню активности к показателям времен холодной войны.

Театральная постановка

Встречу нельзя было назвать дружеской. Следом за первым моряком из рубки показался второй. Мужчины требовали объяснений на «тарабарском», пожарные и полиция тоже. Зеваки стояли вокруг, раскрыв от удивления рты.

И лишь спустя время, стало понятно, что подлодка — муляж, а герои — актеры.

Так местная страховая компания напомнила о себе. Девизом акции стало выражение:

Воображение рекламщиков оказалось просто фантастическим. Все было сделано настолько реалистично и быстро, что ни один человек не догадался о перформансе. Каждый прохожий был шокирован и обескуражен увиденным. Сотрудники страховой прокомментировали, что каждый должен застраховать свое имущество, так как неизвестно, что может произойти спустя минуту.

Подводные лодки Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.

Американская дизель-электрическая подводная лодка «Пампанито» SS-383 класса «Валао»

Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.

Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.

ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.

88-мм орудие, установленное на германской лодке U-35

Во время Второй мировой войны появился самый многочисленный класс подводных лодок ВМФ США за всю историю. С 1942 по 1946 г. были выпущены 122 дизель-электрические подводные лодки класса «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение составляли десять 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные пушки калибра 40 или 20 мм. К этому классу принадлежала, например, лодка «Пампанито» под номером SS-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.

В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.

Советская лодка серии Щ — самая успешная субмарина ВМФ СССР

Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.

Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.

Подводная лодка U-995 типа VII германского Кригсмарине

За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.

Субмарина 1-19 типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского Императорского флота

Советская корабельная пушка калибра 45 мм устанавливалась на боевые субмарины

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

Дорога домой

После окончания Великой Отечественной войны, в 1954 году «С-56» Северным морским путем возвратилась на Дальний Восток. Прибыв на место, она продолжила службу в составе Тихоокеанского флота.

Шли годы, флот стал получать новые современные подводные лодки. Легендарная С-56 была выведена из боевого состава и переоборудована в учебно-тренировочную станцию для обучения молодых подводников.

После принятия решения о создании мемориального комплекса на Корабельной набережной Владивостока, субмарина С-56 была разобрана на отсеки и вновь собрана на месте установки.

К 30-ой годовщине Великой Победы, 9 мая 1975 года, над ее рубкой вновь взвился, овеянный ветрами всех океанов, военно-морской флаг. На торжественной церемонии открытия лодки-музея присутствовали члены экипажа С-56, — моторист С.Ф. Денисов, электрик Н.С. Назаров, гвардии мичман Елин. По числу побед лодки прозвучал салют из 14 залпов.

На подводной лодке С-56 по-прежнему развевается Гвардейский Краснознаменный флаг ВМФ. Подводная лодка С-56 навечно в строю Тихоокеанского флота.

Так и не случившийся триумф изобретателя из низов

Едва подводная лодка Никонова погрузилась под воду, как случилась неприятность. Скорость её погружения была слишком велика. За считанные секунды деревянная подлодка погрузилась на дно. В её днище образовалась огромная пробоина. Не иначе как чудом Никонову и помощникам удалось выбраться из подлодки и всплыть самим. Казалось, всё кончено.

Но Пётр I был снисходителен. Он сказал Никонову, что удачи не приходят сразу и в крушении он не виноват. Воодушевлённый Ефим Прокопьевич взялся за строительство второго потаённого судна. Кстати, император тогда дал ему дельный совет. Послушавшись его, Никонов опоясал вторую подлодку железными обручами. Но и второе, и третье испытания успехом не увенчались. Подводная лодка времён Петра I никак не хотела нормально функционировать. К тому же, сам император начал часто болеть и уделял всё меньше внимания Никонову.

Вскоре после смерти благоволящего к неграмотному изобретателю Петра I за верфи взялась Екатерина II. Но до неё дошли слухи о растратах Никонова, да и в Адмиралтейств-коллегии были им недовольны. В 1728 году все работы над русскими подлодками были прекращены. Ефима Никонова разжаловали в плотники и отправили в Астрахань под стражей.

Поколения АПЛ

Отсчет поколений атомных подводных лодок начался с окончания Второй мировой войны, когда активно началась гонка вооружений между СССР и США в рамках холодной войны. Вторая мировая война показала всему миру, насколько эффективным может быть этот класс техники.

Первое поколение

Первое поколение атомоходов затрагивает период с 1945 по 1960 гг. Данное время характерно тем, что тогда в основном использовались технологии, которые были наработаны во время войны, в частности, Советским Союзом, Германией и США. Подлодки того периода оборудовались несовершенными в техническом плане энергетическими установками, которые в использовании были крайне нестабильными и небезопасными. Срок работы атомного реактора между его перезарядкой не превышал 5 лет.

Развитие подлодок СССР в первом поколении

Советские субмарины первого поколения изначально создавались для массового производства, в отличие от США. Они были вооружены крылатыми и баллистическими ракетами, а также торпедами. В большинстве своем все подлодки того периода имели в своем составе два атомных реактора вместе с турбинами.

Это обстоятельство с одной стороны повышало скорость и надежность кораблей, но с другой стороны – увеличивало шумность. Основной недостаток ядерных реакторов первого поколения подлодок – высокая протяженность трубопроводов первого контура, из-за чего часто возникали протечки, а это приводило к загрязнению и аварии на подлодке. Электрическая и энергетическая система кораблей первого поколения была сделана на постоянном токе.

Советские корабли первого поколения, благодаря своим конструктивным техническим особенностям имели гораздо больший запас плавучести, чем американские корабли того же периода. Из-за этого обстоятельства атомоходы СССР могли оставаться на плаву, даже если были затоплены два отсека. Примеры советских кораблей первого поколения: подлодки проектов 627, 627А и 659.

США в первом поколении

Первыми серийными американскими АПЛ стали лодки под названием «Скейт». Они были созданы в 1957-1959 гг. Американские подлодки первого поколения характеризовались наличием на них одного атомного реактора и нахождением на них двух линий вала.

В энергетических и электрических системах использовался переменный ток, который производился от установленных на атомных подлодках автономных турбогенераторов.

Второе поколение

Второе поколение охватывает период 1960-1975 гг. Технологический и научный прогресс позволил субмаринам во втором поколении стать полностью автономными и подводными. Уже по несколько месяцев атомоходы могли находиться под водой.

Развитие гидроакустики в 1960-е гг. привело к тому, что носовая часть подлодок стала более вытянутой. Кормовые торпедные аппараты ушли в прошлое, так как тогда появились самонаводящиеся торпеды.

СССР, второе поколение

Проектированием подлодок этого поколения занимались Ленинградское ЦКБ-16 и Горьковское СКБ-112. Ядерные реакторы второго поколения были в основном водо-водяными. Мощность их не превышала 90 МВт. Период перезарядки был до 8 лет.

Применение новых подлодочных парогенераторов, которые уже стали изготавливаться в виде интегрального блока, позволило значительно уменьшить протяженность первого контура, а также увеличило безопасность и надежность энергоустановок, работающих на ядерном топливе. Примеры субмарин Советского Союза второго поколения: атомоходы «Навага» (проект 667 А) и «Мурена» (проект 667 Б).

США, второе поколение

В этот период, в США окончательно стали серийно и массово производить атомные подлодки, чего не наблюдалось в первом поколении. В основном выпускались многоцелевые АПЛ и лодки с баллистическими ракетами. Пример многоцелевых лодок: АПЛ «Трешер/Пермит».

Третье поколение АПЛ

Развитие третьего поколения подводных лодок началось в 1980-х гг. Атомоходы данного поколения отличались от предыдущего своим большим водоизмещением, а также лучшей обитаемостью и вооружением.

Впервые на подлодках третьего поколения стали использовать специализированное оборудование для радиоэлектронной борьбы. Советские атомоходы этого времени отличались тем, что в качестве основного материала для производства лодок использовался титан.

Четвертое поколение атомоходов

Субмарины четвертого поколения на 2021 г. – самые современные АПЛ. Главное техническое отличие атомоходов от предыдущего поколения – использование водометных двигателей и широкое применение при строительстве различных звукопоглощающих покрытий нового типа. Благодаря этому, атомные подлодки современного типа стали гораздо тише, обнаружить их в открытом море стало сложнее.

Немного истории

В январе 1954 года произошло знаменательное событие в области военных разработок. В США спустили на воду первую в мире атомную подлодку (АПЛ) «Наутилус». Этот факт расширил границы возможностей субмарин того времени, увеличив не только автономность, но и глубину погружения, не говоря уже о вооружении.

С этим связана задумка Советского союза создать такую субмарину, которая превосходила бы все вражеские суда данного типа. В 60-х годах прошлого века в стране стали всерьез думать о защите от таких угроз.

Так, было положено начало подлодок проекта 636 и 877 «Варшавянка», модификации которых стоят на вооружении у современной России.

Перед конструкторами стояла задача оснастить подводную лодку (ПЛ) тихим двигателем, продвинутую технику обнаружения целей и мощным вооружением. инженеры усердно работали над этими проектами в течении семи лет, начиная с 1972 года, когда чертежи были готовы.

И уже в 1982 году первая ПЛ проекта 877 была спущена на воду. Ими планировалось оснастить все страны, участвовавшие в Варшавском договоре, откуда и второе название.

Когда подлодки почти выиграли войну: выводы и последствия для ВМФ СССР

Подлодки приблизились к тому, чтобы стать решающим инструментом победы, только один раз.

Такой эпизод реально был в истории. В 1917 году, когда действия немецких ПЛ на коммуникациях поставили Англию на грань голода и военного поражения. Однако «пиковый момент» такой угрозы был локален, в дальнейшем преодолен, причем не столько техническими, сколько организационными мерами (в первую очередь введением системы конвоев).

Однако эти временные и частные успехи немецких ПЛ были превознесены так называемой «молодой школой» РККФ в начале 30-х гг. (что стало причиной массового строительства ПЛ), причем без объективного учета возможностей противолодочных сил (собственно, времена были таковы, что возражать было просто опасно, «старая школа» РККФ была ликвидирована, в том числе физически).

Следующий заход в тематику массового строительства ПЛ был после Великой Отечественной войны. Но тогда это было частью большой кораблестроительной программы (в том числе надводной), развития и наличия мощной морской авиации.

Смыслом массового строительства ПЛ тогда было: да, они не могли прервать атлантические коммуникации, но обеспечить разгром самых первых (и критически важных для США и НАТО) войсковых конвоев – вполне. То есть наши 613 и 611 проекты являлись своего рода «наковальней» для «танкового молота» СССР. С учетом огромного отставания в тот момент в стратегических вооружениях (и особенно средствах доставки) решение было вполне логичным. При этом необходимо подчеркнуть, что тогда не было и никакого значительного перекоса в сторону строительства ПЛ (то есть то, что получили сегодня) на фоне общего военного бюджета (и затрат в нем ВМФ).

В принципе, решения по развитию ВМФ, принятые высшим военно-политическим руководством СССР в 1955 году в Крыму, были в целом логичны (возможность строительства нескольких легких авианосцев еще рассматривалась).

А вот дальше «на дальность действия гидроакустических средств прямое влияние стала оказывать политика партии».

Идеологический штамп «авианосец – орудие агрессии» на долгие годы блокировал создание сбалансированного флота у нас.

Более подробно об этом в статье М. Климова «Еще раз о мифах послевоенного кораблестроения».

Такие же идеологические штампы о якобы «абсолютной скрытности» ПЛ, о «черных дырах» и т.п. до сих пор влияют и определяют нашу военно-техническую политику.

Уже приводившаяся фраза (из статьи начальника отдела перспективного проектирования ЦНИИ им. Крылова А. М. Васильева) замглавкома ВМФ СССР адмирала Новоселова достойна многократного повторения:

И сегодня позиция «подводного лобби» напоминает «страуса, засовывающего голову в песок» и не желающего видеть возможности современных противолодочных средств (при просто колоссальных материальных затратах на наш подплав, причем за счет «удавливания» других и реально критически важных вопросов обороны). Возможности, которые де-факто уже поставили под вопрос ПЛ в традиционном их облике и моделях применения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.