«многие проблемы так и не удалось решить»: как развивается программа сша по созданию истребителей пятого поколения

Алан-э-Дейл       07.09.2022 г.

Можно ли перейти к VI поколению в России?

Российский Су-57 является самолётом с открытой архитектурой. Иными словами, он модульный и позволяет создание новых инновационных модификаций, что, например, невозможно для американского F-22. Кроме того, Су-57 ещё и неприхотлив при боевой эксплуатации, то есть способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.

По этому поводу можно заключить, что в нынешнем Су-57 уже содержится возможность быть доработанным до уровня шестого поколения.

sukhoi.org
 Су-57 неприхотлив при боевой эксплуатации, способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.

В том, что касается беспилотников (вспомним, что США намерены делать шестое поколение сразу в двух модификациях — с пилотом и без), то в России  уже проводились испытания дронов, которые, при помощи искусственного интеллекта, управляли дистанционно находящимся рядом в воздухе Су-57. Заметим, что, в отличие от американцев, российская сторона не скрывает, где и что конкретно было испытано. То есть верить на слово в данном случае не надо — всегда есть возможность перепроверить.

В заключение можно сказать, что, конечно, «волшебство» в духе Уилла Роупера — это, наверное, хорошо, но для взрослых людей как-то… недостоверно.

А вот российские самолёты — в отличие от американских «пепелацев» — можно вполне потрогать и пощупать, и коммерческая цена их, как правило, не в пример дешевле западных аналогов, хотя и обладают наши аппараты нередко более совершенными технологиями.

Летные характеристики истребителя 6 поколения

Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения. Вероятно, что их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.

Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны в кабине истребителя и различные нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом (ИН). Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся облика истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.

Современные беспилотники в большинстве своем также управляются человеком, просто это происходит дистанционно. Если говорить о беспилотном истребителе, то он должен действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Сегодня складывается такая ситуация, когда бортовой компьютер управляет уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения. Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.

Все это все чаще приводит к вопросу целесообразности нахождения пилота в кабине.

27 июня 2016 года в университете Цинциннати (США) был проведен интересный эксперимент. На авиационном симуляторе сошлись опытный пилот и компьютер. Машине противостоял полковник ВВС США в отставке Джин Ли. Фокус. Летчик ни разу не смог победить компьютер. Позже полковник отметил, что его электронный противник показывал более быструю реакцию и всегда выбирал агрессивную и наиболее эффективную тактику боя.

Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.

Правда, существует определенный моральный аспект: готовы ли мы делегировать право убивать людей неодушевленной машине? Однако, как показывает новая и новейшая история, военные не слишком «заморачиваются» вопросами морали, так что когда ИН будет действительно готов взять на себя управление истребителем, то профессия пилота станет пережитком прошлого.

Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием? Если судить по последним разработкам в этой области, то вряд ли. Современные лазеры слишком громоздки и маломощны, чтобы установить их на истребитель.

Современный истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром).

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. И непонятно, когда оно наступит. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв в области использования истребительной авиации, пока не существует. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут развиваться быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.

«Волшебные» блеск и нищета американского авиапрома

Роупер считает, что испытанный тайно полномасштабный «демонстратор» — заметьте, даже не прототип (!) (в тексте full-scale flight demonstrator) — полностью оправдал надежды тех, кто в своё время одобрил программу его создания. Кстати, название проекта тоже достаточно красноречиво — Next Generation Air Dominance, что буквально означает «Достижение превосходства в воздухе в следующем поколении» (статья в оригинале: The US Air Force has built and flown a mysterious full-scale prototype of its future fighter jet).

Однако в суровом мире военно-промышленных реалий если и случается волшебство, то это неожиданная премия под Новый год или, к примеру, фильм «Кин-дза-дза», где летают ну очень волшебные пепелацы художника Теодора Тэжика. Всё остальное поверяется расчётами и испытаниями. 

defensenews.com
Статья Уилла Роупера в издании Defense One.

Между тем не могу не отметить, что большинство российских изданий и даже многие обозреватели «купились» на лживую информацию из авторитетного источника. Несколько дней подряд из любого утюга раздавались голоса экспертов, на полном серьёзе обсуждающих возможные достоинства и недостатки мифического американского аппарата. А всё почему? Да потому, что никому не пришло в голову заглянуть в первоисточник и посмотреть, ЧТО конкретно испытали американцы и КАК они ЭТО называют. Просто кто-то первый написал, что речь идёт о «прототипе», и другие издания, боясь опоздать, немедленно подхватили общий рефрен.

2021

Старт производства

В середине ноября 2021 года в России началось производство истребителя «Су-75», который, как ранее сообщалось, стоит до $30 млн. Сборка стартовала на заводе в Комсомольске-на-Амуре, заявил на выставке в ОАЭ глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

Как рассказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков, по совокупности боевых качеств ближайший аналог Checkmate — американский F-35. При этом наша машина будет обладать лучшими характеристиками и меньшей стоимостью эксплуатации.

В России стартовало производство истребителя «Су-75» стоимостью $30 млн

Если говорить об экспортном потенциале, то рыночную нишу легких самолетов также стремятся занять китайские JF-17, J-10, J-31, а также американский F-16, — заявил он.

По словам Артякова, при создании машины использовались отечественные суперкомпьютерные технологии. Это позволило выбрать и проверить оптимальные технические решения, определить конфигурацию и виртуально испытать самолет. Благодаря этому снижена стоимость затрат на разработку и экономится время.

Представитель «Ростеха» отметил, что самолету предстоит пройти через широкую программу испытаний, чтобы досконально проверить возможности машины, сделать ее совершеннее.

В середине ноября 2021 года «Ростех» опубликовал проморолик Checkmate. Видео, созданное на основе компьютерной графики, демонстрирует потенциальным иностранным клиентам боевые возможности самолета. В ролике, в числе прочего, впервые продемонстрирован беспилотный вариант истребителя.

Также в ролике российский истребитель применяет высокоточное оружие по наземным целям. На видео крупным планом показывают цифровой дисплей с его арсеналом. Здесь есть ракета Х-59 «Овод» класса «воздух-поверхность» среднего радиуса действия, новейшая авиационная управляемая ракета «Гром» и ракета РВВ-СД с моноимпульсной допплеровской активной радиолокационной головкой самонаведения.

Анонс истребителя, который одновременно атакует 6 целей

В июле 2021 года Объединенная авиастроительная корпорация представила легкий истребитель Checkmate, способный совершать длительный сверхзвуковой полет и атаковать до шести воздушных, морских и наземных целей.

По словам главного конструктора Checkmate Михаила Стрельца, вместо встроенной пушки в отсеках вооружения самолета могут быть установлены подвесные пушечные контейнеры. В свою очередь глава «Ростеха» Сергей Чемезов также заявил, что истребитель будет оснащен именно подвесным вооружением общим весом в 7,4 тонны. По его словам, стоимость самолёта оценивается в $25-30 млн.

Анонс истребителя Checkmate

Chekmate сможет разгоняться до двух скоростей звука, масса боевой нагрузки истребителя составит 7400 кг, дальность полета истребителя составит 3 тыс. км.

Самолет оснащен искусственным интеллектом, который самостоятельно проводит диагностику и информирует пилота о готовности к вылету. Истребитель также способен мгновенно реагировать на изменение боевой обстановки.

Благодаря выдающимся несущим свойствам крыла и современному двигателю с отклоняемым вектором тяги самолет обладает впечатляющими взлетно-посадочными характеристиками, укороченной дистанцией взлета и посадки, — следует из презентации «Ростеха».

Серийные поставки Checkmate планируется начать с 2026 года, сообщил журналистам глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. По его словам, первый полет самолета запланирован на 2023 год. Корпорация также работает над созданием беспилотной версии Checkmate.

Слюсарь также объяснил, почему истребитель получил название Checkmate («Шах и мат»). Он назвал это маркетинговым приемом. Конкуренция растет, и некий игровой момент в этой истории применим, сказал Юрий Слюсарь. Название призвано показать, чем «мы сейчас обладаем, показать, при этом продемонстрировать некую сдержанность и скромность», добавил он.

ПАК ФА Т-50

Т-50 не первая попытка создать в нашей стране истребитель пятого поколения, в конце 80-ых активно велись разработки МиГ 1.44 и Су-47, однако ввиду плохого экономического положения, в 90-ых годах эти проекты продвигались крайне медленно и успели отстать от развития технологий. В 2002 году было принято решение начать разработку принципиально нового истребителя пятого поколения, сильно отличающегося от его предшественников. Первый летный экземпляр поднялся в воздух в 2010 и спустя 6 лет истребитель был наконец принят на вооружение.

Технические характеристики самолета до сих пор держатся в секретности, однако о многих его компонентах известно уже сейчас. Т-50 полностью удовлетворяет характеристикам самолета пятого поколения. Основной его особенностью является сверхмалая заметность, которая достигается не только технологией АФАР, но и другими защитными элементами, составляя тем самым своего рода «Умную защиту». В сумме с мощнейшей системой РЭБ, этот самолет является практически неуязвимым, если использовать его по прямому назначению. Он не предназначен для прямого воздушного боя, а мощнейший арсенал современных технологий способен обеспечивать ему серьезное преимущество на расстоянии для нанесения точечных ударов и подавлении ПВО вероятного противника, оставаясь при этом незамеченным. Однако и в ближнем бою Т-50 может за себя постоять и мало кому оставит шансов. Благодаря двигателю с управляемым вектором тяги и высокой маневренности он не уступает фронтовым истребителям, а благодаря современному оборудованию и технологии стелс, он может выйти на цель незамеченным.

В настоящее время Т-50 оспаривает пальму первенства на звание лучшего истребителя с американским Ф-22, и по некоторым характеристикам даже его превзошел. Однако есть у него один недостаток, это высокая цена. Один Т-50 стоят как 4 МиГ-29СМТ, и он долгое время не будет основной рабочей лошадкой наших ВКС, как и у американцев в настоящее время модификации Ф-15 и Ф-18 выполняют большинство необходимых задач и прекрасно с ними справляются.

Основные технические характеристики с двигателем АЛ-41Ф1

Длина — 19 700

Размах крыла — 14 000

Тип двигателя —  турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги

Тяга в обычном режиме / на форсаже — 8800х2 / 15000х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса — 30600 / 37000

Максимальная боевая нагрузка: 10000 

Максимальная скорость у земли / на высоте — 1400 / 2600 км/ч

Практическая дальность нормальная / с 2 ПТБ  — 4300 / 5500 км

Практическая дальность с максимальной боевой нагрузкой — 2700 км

Практический потолок — 20 000 м

Шах и мат

Именно так с английского языка переводится слово Checkmate. Официально Су-75 позиционируется как многофункциональный истребитель пятого поколения. Главная цель разработки нового самолета – поставки в ВКС России. Однако производители отмечают его широкий экспортный потенциал. Среди возможных покупателей Су-75 указывают Индию, страны Латинской Америки и Ближнего Востока. Судя по заявлениям представителей ОКБ, при проектировании и создании показанного на авиасалоне прототипа активно использовались цифровые технологии, в частности, чтобы добиться оптимальной конструкции и аэродинамических характеристик.

Одна из важных особенностей самолета – широкое использование технологий искусственного интеллекта. Это позволяет применять самолет в самых неблагоприятных климатических условиях, а также проводить быструю диагностику всех систем. Производители подчеркивают высокую адаптируемость Checkmate: заказчик может сам выбрать необходимые опции и отказаться от всего лишнего.

Высокая тяговооруженность, превосходные несущие свойства крыла и двигатель с отклоняемым вектором тяги обеспечивают уникальные взлетно-посадочные характеристики, укороченную дистанцию взлета и посадки. Новый самолет может развивать скорость порядка 1,8 Маха, совершать полеты дальностью до 3 000 км и нести 7 400 кг боевой нагрузки. Правда, поскольку Су-75 еще находится в стадии прототипа, все заявленные характеристики следует считать предположительными. Предусмотрены варианты самолета с одним и двумя членами экипажа, а также беспилотная конфигурация. В конструкции фюзеляжа предусмотрены три отсека для подвесного вооружения: два боковых – для ракет малой дальности «воздух-воздух» и основное – для трех ракет «воздух-воздух» или двух ракет «воздух-земля».

Параметры истребителей 5-го и 6-го поколений

В принципе, крылатую технику пятого поколения характеризует использование стелс-технологий, фазированная антенная решётка, определённый набор вооружений, силовая установка, позволяющая не только запредельную скорость в 1,5-2 Маха, но и маневрирование при помощи управляемого вектора тяги сразу в нескольких плоскостях, определённый уровень БРЭО и ещё очень и очень многое другое.

А что можно сказать про ЛТХ и ТТХ крылатых аппаратов, стоящих на следующей — шестой — ступени эволюции?

Согласно некоторым предварительно заявленным критериям, можно сказать, что подобная техника способна также управлять роем дронов. Именно такова концепция современной войны в воздухе, где присутствует один ведущий и стая ведомых, вступающих в непосредственное боестолкновение и, в случае необходимости, принимающих удар на себя.

В России такими «роевыми» БПЛА являются, например, боевые летающие роботы «Куб» и «Гром». Впрочем, номенклатура отечественных дронов гораздо шире — от барражирующих боеприпасов «Ланцет» до супер-робота «Охотник», который в скором времени должен начать поступать в строевые полки.

РИА Новости
Скоростной ударный беспилотный летательный аппарат «Гром» на выставке вооружений Международного военно-технического форума «Армия-2020».

Также все американские разработчики крылатой техники шестого поколения, будь то Northrop Grumman или Lockheed Martin, сошлись во мнении о необходимости интегрировать в систему вооружения подобной техники инновационные технологии. Изначала предполагалось включить в арсенал «самолёта будущего» боевой лазер. Однако уже летом 2019 г. появилась информация, что такой самолёт будет вооружён не импульсной пушкой, способной нанести ущерб другой боевой технике, а всего лишь лазерной системой РЭБ, которая будет ослеплять ракеты «воздух-воздух» вероятного противника. В этом, естественно, для сегодняшней техники ничего сверхъестественного нет.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.