Ису-152

Алан-э-Дейл       27.07.2022 г.

Тактика боя на ИСУ-152:

Мы не ПТ прорыва как об.704, Наша броня не выдержит попаданий и средних пушек.

Следовательно, надо использовать тактику засад и поддержки союзников из-за спин ТТ.

Не забываем про то что наше орудие так и норовит сбить гуслю или срикошетить, поэтому цельтесь хорошо. Перезарядка очень долгая.

Если вы используете засады, то выбирайте такие места где вас будет оч. тяжело засветить (2-е, 3 -е кусты) т. к. после выстрела наш танк светится как новогодняя елка. Также при использовании засадной тактики не стоит забывать, что многие противники после 1-го попадания уже «не будут лезть на встречу со 2-м снарядом». Наша задача вместе с парой ТТ/ПТ занять одно из направлений и его дефить.

Ну а если вы решили поддержать ТТ своим огнем то придерживаться надо таким инструкциям:

— если вы играете в городе и пытаетесь выковырять противников из-за угла выберите момент когда все плюхи словят ТТ, не лезьте вперед них (наш картон не выдержит и 1/3 попаданий)

— Наносите урон самым страшным врагам, не стреляйте по мелочам. Наша пушка пробивает абсолютно всех, да и опыта вы получите больше …

— Не подставляйтесь под удар, прячьтесь за спинами союзных ТТ

-Также старайтесь не запустить себе в бок/корму СТ или ЛТ (особенно французские), сбивайте им гуслю, тараньте, делайте что хотите, но не запустите.

Оценка машины

Шаблон:Кратное изображение Сравнительная таблица ТТХ СУ-152 с аналогами

СУ-152 «Таран» ИТ-1 «Дракон» RakJPz 2
Классификация истребителя танков Противотанковая САУ Ракетный танк Ракетный танк
Базовое шасси СУ-152П Т-62 Jpz 4-5
Масса, т 27 35 24,5
Экипаж, чел. 4 3 4
Тип бронирования противоснарядное противоснарядное противоснарядное
Толщина лобовой брони корпуса, мм 30 100 30
Углы , град. 360 360 —90…+90
Возимый боезапас, выстр. 22 15 14
Минимальная дальность стрельбы, м неограничена 300 500
Максимальная дальность стрельбы, м 3500 3300 3000
Бронепробиваемость на дальности 3 км, мм 310 500 600
Максимальная скорострельность на максимальную дальность стрельбы, выстр./мин 6 2,5 1—2
Калибр пулемёта, мм 14,5 7,62 7,62
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 63 48 70
Запас хода по шоссе, км 280 485—500 420

Основным советским аналогом при создании САУ СУ-152 «Таран» являлся ракетный танк ИТ-1, вооружённый противотанковым ракетным комплексом 2К4 «Дракон» и разрабатывавшийся параллельно с СУ-152. По своему назначению и планируемой тактике применения ИТ-1 и СУ-152 были одинаковы, при этом СУ-152 имела ряд преимуществ и недостатков по сравнению с ракетным танком ИТ-1.

К основным преимуществам СПТП СУ-152 «Таран» по сравнению с её ракетным аналогом относилась высокая скорострельность при стрельбе на максимальную дальность. При этом нагрузка на наводчика приблизительно соответствовала танку Т-62, тогда как нагрузка на оператора ИТ-1 была повышена в 2,3 раза. Вероятность поражения цели с первого выстрела при стрельбе из СУ-152 на дальности до приблизительно соответствовала таковой у ИТ-1, при этом минимальная дальность стрельбы САУ «Таран» не была ограничена, в том время как система управления ракетой 3М7 комплекса «Дракон» позволяла управлять ракетой с дистанции не менее 300 метров. Возимый боекомплект СУ-152 был на 7 выстрелов больше, чем у ИТ-1.

К недостаткам СПТП «Таран» относился меньший уровень бронирования по сравнению с ИТ-1, однако данный недостаток при стрельбе с дистанций выше Шаблон:Число нивелировался малой вероятностью прямого попадания снаряда в корпус САУ, при этом обеспечивалась защита от снарядов калибра до 57-мм, пуль и осколков. Бронепробиваемость бронебойно-подкалиберного снаряда САУ СУ-152 была существенно ниже, чем у ИТ-1, но при этом даже при стрельбе на максимальную дальность пушка М-69 обеспечивала поражение брони танков, состоявших в то время на вооружении стран-участниц НАТО.

Зарубежным аналогом СУ-152 «Таран» класса «истребителей танков» был самоходный противотанковый комплекс «Raketenjagdpanzer 2», разработанный ФРГ и принятый на вооружение бундесвера в 1967 году. В отличие от САУ «Таран» истребитель танков Raketenjagdpanzer 2 имел ограниченный до 180° угол горизонтального наведения, а максимальная дальность стрельбы составляла 3000 м. Возимый боекомплект RakJPz 2 составлял 14 ракет противотанкового комплекса SS.11, по сравнению с 22 выстрелами у СУ-152, а минимальная дальность стрельбы ограничивалась 500 метрами. По бронепробиваемости ракеты SS.11 обеспечивали поражение Шаблон:Число гомогенной броневой стали на любой доступной дистанции стрельбы. По скорострельности, даже несмотря на наличие двух ракетных установок, RakJPz 2 существенно уступал СПТП «Таран».

Сама конструкция СУ-152 «Таран» существенно отличалась от самоходных артиллерийских установок времён Великой Отечественной войны и послевоенного периода, разработанных в СССР, и являлась первым представителем следующего поколения самоходных артиллерийских установок СССР. Основным отличием СУ-152 от систем предыдущего поколения была закрытая компоновка САУ с орудием установленным во вращающейся на 360° башней. Однако, несмотря на ряд преимуществ перед ракетным танком ИТ-1 и инновационную компоновку, работы по СУ-152 «Таран» были остановлены, а на вооружение поступил ракетный танк ИТ-1. Причинами отказа от САУ «Таран» называлось появление альтернативных более эффективных противотанковых средств, недоведённость некоторых узлов и агрегатов САУ, неготовность и нежелание «ракетного лобби» Министерства обороны СССР к принятию такой системы на вооружение.

Уже после закрытия работ по СУ-152 «Таран», в 1964 году, 3 ЦНИИ вновь предложил наряду с ПТРК иметь в системе вооружения противотанковую САУ, унифицированную по баллистике и боекомплекту с пушкой Д-81. Результатом этого предложения стало начало опытно-конструкторских работ по созданию противотанковой пушки «Спрут-С». Конструкторский и научный заделы, а также ряд технических решений, принятых в ходе создания САУ «Таран», были применены уже при создании САУ 2С3 «Акация».

Самоходная гаубица 2С1 Гвоздика

Самоходная гаубица 2С1 Гвоздика

https://youtube.com/watch?v=2wXGpFPxpQ0

В 1967 году принимается решение о создании самоходной гаубицы. Она должна была ликвидировать отставание от зарубежной самоходной артиллерии. Началу работы над машиной предшествовал сравнительный анализ артиллерийских орудий, созданных во время войны, и артсистем послевоенного поколения.

В результате была выбрана концепция перспективного развития самоходной артиллерии. За артиллерийскую часть отвечал Уралмаш, за шасси — Харьковский тракторный завод.

На вооружение самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» была принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство. Поступление с начала 70-х годов на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков на боевых машинах пехоты новой самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» позволило сравнять полковую артиллерию по подвижности и защищенности с мотострелковыми подразделениями.

122-мм гаубица Д-32 с баллистическими характеристиками буксируемой гаубицы Д-30, размещена в полноповоротной бронированной башне. В отличии от гаубицы Д-30 ствол орудия имеет эжекционное устройство и двухкамерный дульный тормоз.

В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева — наводчик орудия, за ним — командир установки и справа от орудия — заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Для облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа с раздельным досылкой снаряда и гильзы в ствол после укладки их на лоток досылания.

Для гаубицы используется удлиненное шасси легкого многоцелевого тягача МТ-ЛБ. Движение на плаву обеспечивается за счет перематывания гусениц. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов.

Модификации:

Технические характеристики:

Масса, т 15,7 Экипаж, чел. 4 Габаритные размеры, мм: -Длина 7260 -Ширина 2850 -Высота (по прожектору) 2725 Двигатель 8-цилиндровый V-образный дизель Мощность двигателя, л.с. 300 Скорость, км/ч: — по шоссе 61,5 — по пересеченной местности 30 — на плаву 4,5 Запас хода по шоссе, км 500 Преодолеваемые препятствия: — высота стенки, м 0,7 — ширина рва, м 3 — подъем, % 60

— крен, % 30

ИСУ-152К: оборудование и перки

Те игроки, которые катались на прокачиваемой ИСУ-152, вряд ли откроют здесь для себя что-то новое. Прем-версия отличается от прототипа только улучшенным вооружением, поэтому для повышения боевой эффективности, можно пользоваться старым набором перков и оборудования.

Чтобы усилить тактико-технические характеристики, покупаем и устанавливаем:

  • Досылатель;
  • Маскировочную сеть;
  • Стереотрубу.

Досылатель для этой ПТ обязателен, с остальным оборудованием можете поэкспериментировать.

Прокачивая экипаж, командиру сразу прививаем навык «Шестого чувства», остальным танкистам – «Маскировку». Следующим перком можно вкачать «Пожаротушение», затем «Боевое братство».

После этого исследуем персональные навыки каждого танкиста, вроде «Бесконтактной боеукладки», «Радиоперехвата» и пр. Кстати, радиста здесь нет, зато присутствует второй заряжающий.

Самоходная артиллерийская установка СУ-152 «Таран» (Объект 120)

В начале 1960-х годов потребовалось увеличить эффективность борьбы с танками, так как бронебойные снаряды танковых пушек М-62, Д-10Т и Д-25, стоявшие на вооружении средних танков Т-54, Т-55 и тяжёлых танков Т-10 и Т-10М, были не в состоянии пробить лобовую броню английского основного боевого танка «Чифтен» и американского основного боевого танка М-60. В целях ликвидации этого недостатка параллельно были начаты следующие работы: – Разработка новых снарядов для существующих танковых пушек; – Разработка новых новых танковых пушек калибра 115-мм и 130-мм; – Разработка новой самоходной противотанковой пушки.

В конце 50-х гг. Военно-промышленная комиссия при Совете Министров СССР приняла решение оснастить армию самоходными истребителями танков (шифр разработки «Таран»), вооруженных 152-мм пушкой. Новая противотанковая самоходная артиллерийская установка (САУ) получила индекс “объект 120”. Шасси и машина вцелом разрабатывалась на Уральском заводе транспортного машиностроения в г. Свердловске под руководством главного конструктора Г.С.Ефимова. Разработка артиллерийской части САУ была поручена ОКБ Пермского машиностроительного завода (бывшего завода № 172, ныне – ОАО “Мотовилихинские заводы”). Головной организацией по созданию выстрелов пушки был НИИ-24 (директор института И.В. Антропов, главные конструкторы В.В.Яворский, П.И.Барабанщиков и В.С.Кренёв). В Перми под руководством главного конструктора М.Ю.Цирюльникова для новой САУ была разработана 152-мм пушка М-69 с дульной энергии бронебойного снаряда 18,5 МДж (12,5 кг со скоростью 1720 м/с). Для отработки выстрелов и пушки использовалась баллистическая установка. Было изготовлено 2 опытных образца пушки М-69. Единственный опытный образец СУ-152 “Таран” (объект 120) был изготовлен в Свердловске в 1965 г.

САУ представляет собой полностью закрытую бронированную машину с боевым отделением в кормовой части, а двигателем и трансмиссией — в носовой. Ходовая часть и силовая установка самоходки полностью аналогичны СУ-152П (“объект 116”). Пушка М-69 со стволом-моноблоком длиной 9045 мм (59,5 калибров), щелевым дульным тормозом была размещена во вращающейся башне в кормовой части САУ. Ее горизонтальное наведение осуществляется поворотом башни с помощью электропривода, а вертикальное — гидравлическим приводом. Эжектор работал так: при выстреле пороховые газы наполняли его ресивер и затем — когда давление в нем и в канале ствола после вылета снаряда сравнивалось — через наклонные сопла устремлялись к дулу, вытягивая за собой те газы, что еще оставались в казеннике. Время действия эжектора регулировали шариковые клапаны наполнительных каналов ресивера. Затвор пушки М-69, как и у прежних образцов, был клиновой полуавтоматический горизонтальный, заряжание — раздельно-гильзовое. Скорострельность – 3-5 выстр/мин. Высокая скорострельность обеспечивалась механизированной барабанной поеукладкой, автоматическим приводом ствола на угол заряжания и современными системами наведения. Пороховые заряды — полный весом 10,7 кг, и уменьшенный весом 3,5 кг, — располагались в металлических или сгораемых гильзах. Для бронебойно-трассирующих снарядов применялся специальный заряд весом 9,8 кг. В боекомплект САУ (22 выстрела) входили осколочно-фугасные снаряды весом 43,5 кг и бронебойные подкалиберные весом 12,5 кг. Подкалиберный снаряд имел начальную скорость 1720 м/с и на дистанции 2000 м пробивал броню толщиной до 290 мм. Авторы «Тарана» применили немало новых и оригинальных инженерно-технических решений. Многие из них пригодились позже, в 60-е, при создании самоходной артиллерии следующего поколения.

На вооружение СУ-152 Таран (“объект 120”) не была принята. Основной причиной тому стало создание эффективных альтернативных противотанковых средств – 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 и противотанковых реактивных управляемых снарядов, которая при калибре всего 125-мм и при длине в полтора раза короче – с тех же двух километров пробивает ОБПС 270 мм брони.

Единственный образец СУ-152 “Таран” (объект 120) находится в Музее БТТ в подмосковной Кубинке.

Тактико-технические характеристики 152-мм противотанковой САУ СУ-152 “Таран” (объект 120)

Боевая масса, т – 27 Экипаж, чел. – 4 Габаритные размеры, мм: длина корпуса – 6870 ширина – 3120 высота – 2820 Бронирование, мм: лоб корпуса – 30 Вооружение – 152-мм пушка М-69 с дульным тормозом Боекомплект – 22 выстрела Двигатель: В-54-105, 12-цилиндровый, V-образный, 4-тактный дизель жидкостного охлаждения, мощность 294 кВт при 2000 об/мин Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 63,4 Запас хода по шоссе, км – 280

По АЭС прямой наводкой?

В книгахЧернобыльская тетрадь» Григория Медведева иЧернобыль. Необъявленная война» Евгения Миронова утверждается, что ИСУ по приказу маршала Огаркова сначала вели огонь по строившемуся пятому корпусу. Главной задачей было проделать кумулятивным выстрелом дыру в радиоактивном корпусе аварийного четвёртого энергоблока, чтобы протянуть через неё шланг для подачи жидкого азота под фундаментную плиту. Для этого нужно было потренироваться на менее опасном объекте.

Затем Миронов предполагает, что ИСУ-152 по приказу маршала открыла-таки огонь по постройкам четвёртого блока и прострелила сквозную дыру в трёх стенах. Однако диаметр от кумулятивной струи оказался недостаточным, а стрелять снова не решились.

(Источник фото)

Более ранняяЧернобыльская тетрадь» описывает ситуацию несколько иначе. Согласно ей, стрелять собирались — но в итоге пробили отверстия не из пушки, а кумулятивным зарядом, установленным на стене. Идея всё равно не сработала, как планировалось, и пускать трубу с азотом пришлось с помощью сварочной дуги.

Участник ликвидации Валерий Стародумов в серии интервью на YouTube утверждает: ИСУ использовали только как тягачи.

На форуме полтавских моделистов приводится мнение ликвидатора Евгения Самойлова. Если верить комментарию со ссылкой на беседу в курилке штаба 25-й бригады, экипажам поначалу ставилась задача использовать орудия ИСУ не для протягивания шлангов с азотом, а для слива воды из бассейна-барботера под реактором. Однако и этот источник утверждает, что в итоге стрелять по корпусу аварийного реактора не решились и выполнили задачу менее воинственными способами.

(Фото: Yoowki)

О дальнейшем все источники утверждают единогласно: ИСУ-152К использовали как тягачи игусеничные тараны» для сноса построек. После чего вместе с оставшейся техникой бросили в Припяти.

На ту же тему Как живёт реактор? Путешествие на ЛАЭС

К сожалению, о точных фактах мы по-прежнему можем лишь гадать. Наиболее реалистичной выглядит версия, что ИСУ-152К изначально перебросили в Припять именно из-за мощных 152-мм орудий, которыми собирались решить ряд задач.

Однако на месте сочли их использование слишком опасным и нецелесообразным. Если ИСУ и стреляли в Припяти, то только в порядке тренировки на недостроенном корпусе пятого энергоблока. После чего ретротехнику — раз уж она уже здесь и её всё равно придётся бросить из-за радиации — применили в качестве тягачей и инженерных машин.

Ну а теперьзверобои» покоятся на нефтебазе и привлекают туристов. Некоторые энтузиасты даже фотографируются на броне хорошо сохранившейся100-й» машины в модном стиле Squatting Slavic Hardbass Gopnik или залезают внутрь пофотографировать.

Едва ли это мудрое решение. Особенно без дозиметра.

Описание конструкции

Самоходная артиллерийская установка СУ-152 имела ту же компоновку, что и все другие серийные советские САУ периода Великой Отечественной войны за исключением СУ-76. Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. Три члена экипажа находились слева от орудия: впереди механик-водитель, затем наводчик, и сзади — заряжающий, а два остальных — командир машины и замковый — справа. Один топливный бак располагался в моторном отделении, а два других — в боевом, то есть в обитаемом пространстве машины. Последнее отрицательно сказывалось на взрывобезопасности и выживаемости экипажа в случае поражения САУ вражеским снарядом.

Броневой корпус и рубка

Броневой корпус и рубка самоходной установки сваривались из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты рубки устанавливались под рациональными углами наклона. Для удобства технического обслуживания надмоторные броневые плиты, а также крыша рубки были выполнены съёмными. В корпусе было прорезано достаточно большое количество лючков и отверстий для загрузки боекомплекта, стрельбы из личного оружия, установки торсионов подвески, антенного ввода, горловин топливных баков, смотровых приборов и прицелов, слива топлива и масла. Ряд из них закрывался броневыми крышками, пробками или козырьками. Для обеспечения доступа к узлам и агрегатам двигателя на крыше моторного отделения имелся большой прямоугольный люк с выштамповкой и отверстием для заливки воды в систему охлаждения силовой установки. В броневой плите над трансмиссионным отделением располагались ещё два круглых люка с откидными крышками на петлях. Они предназначались для доступа к механизмам трансмиссии.

Экипаж полностью располагался в броневой рубке, которая объединяла боевое отделение и отделение управления. От моторного отделения рубка отделялась перегородкой, в которой находились шиберы, необходимые для вентиляции боевого отделения. При открытых шиберах работающий двигатель создавал тягу воздуха, нужную для обновления воздуха в обитаемом пространстве машины. Для посадки-высадки экипажа предназначались правый круглый одностворчатый люк на крыше рубки и прямоугольный двустворчатый люк на стыке крышевой и задней бронеплит рубки. Круглый люк слева от орудия не предназначался для посадки-выхода экипажа, он требовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела; но в экстренной ситуации он мог использоваться и для эвакуации экипажа. Ещё один аварийный люк для покидания машины располагался в днище, сзади сиденья механика-водителя. Основное вооружение — 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С — монтировалась в установке рамного типа справа от осевой линии машины на лобовой бронеплите рубки. Противооткатные устройства орудия защищались неподвижным литым броневым кожухом и подвижной литой сферической бронемаской, которая также выполняла функции уравновешивающего элемента.

К броневой рубке и корпусу приваривались поручни для танкового десанта, а также бонки и кронштейны для крепления дополнительных топливных баков и некоторых элементов набора запасных частей, инвентаря и принадлежностей к машине. Другие его компоненты укладывались на надгусеничных полках или в боевом отделении самоходки.

Оборудование, снаряжение и боекомплект:

Список оборудования, которое можно установить на ИСУ-152:

Оборудование для танка ИСУ-152:

 Для тактики Поддержка нужно установить оборудование «Досылатель», «Усиленные приводы наводки» и «Улучшенная вентиляция». На первый слот устанавливаем сложное оборудование Досылатель, которое увеличивает скорость перезарядки на 10%. На второй слот устанавливаем сложное оборудование Усиленные приводы наводки, которое увеличивает скорость сведения орудия на 10%. На последний слот устанавливаем сложное оборудование Улучшенная вентиляция, которое повышает уровень владения основной специальностью и дополнительным умениям на 5%.

 Для тактики Засада-Снайпер нужно установить оборудование «Досылатель», «Стереотруба» и «Маскировочная сеть». На первый слот устанавливаем сложное оборудование Досылатель, которое увеличивает скорость перезарядки на 10%. На второй слот устанавливаем съемное оборудование Стереотруба, которое прибавляет к радиусу обзора +25% неподвижной машины по истечении трех секунд после остановки. На последний слот устанавливаем съемное оборудование Маскировочная сеть, которое значительно уменьшает заметность неподвижной машины по истечении трех секунд после остановки.

Список снаряжения, которое можно установить на ИСУ-152:

 На технику стоит устанавливать стандартный набор снаряжения: Малый рекомплект, Малая аптечка, Ручной огнетушитель. Огнетушитель можно заменить на Ленд-лизовсокое масло, который повысит мощность двигателя на 5%. Для турниров или когда много кредитов, можно заменить огнетушитель на Доппаёк, который прибавит ко всем навыкам 10%.

Боекомплект:

 К орудию 152 мм БЛ-10 — возьмем большую часть бронебойных снарядов, но против более бронированных противник стоит взять не сколько подкалиберных премиум снарядов, которые облегчат игру. Осколочно-фугасные снаряды нам пригодятся для сбития захвата базы и добивания противников с маленьким запасом прочности. Общий боекомплект составляет 20 снарядов.

  10 8 2  

Зверобой: противопоказания

Зверобой в некоторых случаях способствует возникновению аллергических реакций, в некоторых случаях, аллергическим проявлениям на солнечные лучи.

Повышает артериальное давление.

Сужает кровеносные сосуды.

Может еще больше усилить психические расстройства и депрессии, поэтому при данных заболеваниях применение категорически противопоказано.

Не следует употреблять при острых заболеваниях желудочно-кишечного тракта, почек, печени.

В период беременности, может вызвать внутреннее кровотечение, и даже выкидыш.

Не сочетается с одновременным применением антибиотиков и сердечных лекарственных средств.

Чтобы не навредить здоровью, лучше всего, перед применением любой травы, как лекарственного средства, необходимо посоветоваться с лечащим врачом. И, если нет противопоказаний, зверобой окажет благотворное действие на организм человека.

Эту целебную траву можно купить в аптеке, но, так как зверобой произрастает во многих регионах нашей Родины, на лугах, полях и даже в лесу, его можно заготовить самостоятельно.

История создания

Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.

Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.

Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.

Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.

Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.

Советские танки КВ-2 создавались для уничтожения вражеских полевых и долговременных укреплений, практически все они были потеряны в первые месяцы войны. К тому же стоимость производства танка КВ-2 была очень высокой, его скорострельность – низкой. Да и надежность КВ-2 оставляла желать лучшего: большинство этих танков на начальном периоде войны были потеряны не из-за огня противника, а по причине технических неисправностей (экипажи просто бросали свои машины). Производство танка было прекращено.

Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.

Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.

Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.

Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».

Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.

Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.

Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.