Не самые известные рыцари круглого стола

Алан-э-Дейл       26.07.2022 г.

Обряд посвящения[]

Уже во временаТацитавручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека.Карл Великийв 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».

Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство д

«Посвящение в рыцари», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)

авалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то-есть до 21-го года. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.

В XI—XII ст. к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространялся с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.

Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.

Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.

Арудж

Арудж(не путать с Фридрихом) родился на острове Лесбос около 1473 года. В расцвете сил он вступил на борт турецкого пиратского корабля. Вскоре молодой человек уже сам командовал судном. Ему удавалось всё, включая неслыханную дерзость — захват двух галер самого папы римского Юлия. Под началом Аруджа вскоре скопился целый флот, который базировался на острове Джербу.

Султан Селим ат-Туми решил использовать это сокровище, чтобы захватить Алжир. Идея оказалась неудачной. То есть Арудж захватил Алжир, передал его Селиму, а затем задумался, почему это он должен отдавать завоёванную добычу. В этих размышлениях Арудж пришёл к Селиму и утопил его в собственном бассейне, провозгласив себя султаном Алжира. Дальше он продолжил воевать на суше, беря один испанский город за другим. Однако всего через два года испанские войска настигли его с небольшим отрядом — Арудж погиб…

Дело было так: когда испанские войска настигли его у реки Саладо, бывший пират с частью войска уже успел переправиться — даже с награбленной добычей

Однако затем он обернулся и увидел, что оставшаяся часть его армии отважно дерётся против явно превосходящих сил испанцев, не имея никаких шансов на победу

— Здорово дерутся, — крикнул Арудж. — Возвращаемся!

И вернулся на совершенно бессмысленную смерть — прекрасно это понимая, никого этим не спасая, вопреки всем законам логики, руководствуясь только законами чести.

Такой вот был Арудж.

Честь превыше всего — это вообще про Средневековье и средневековых воинов. Потому для правителей так важна была личная отвага, и нередко, не будучи талантливыми полководцами, они становились легендарными воинами. В Новое время полководцы будут беречь себя. А эти безбашенные ребята просто врывались в строй врагов, надеясь, что Господь их не оставит. Иногда так и выходило.

5.

Факт пять: турнир – это не спорт
Спортом рыцарские турниры стали только к концу средневековья. Первоначально это было что-то вроде учений. Главный навык рыцаря – это умение держаться в седле. К несчастью, езда на лошади и езда на велосипеде – это не одно и то же. Данный навык очень быстро «атрофируется». Поэтому, представители воинской аристократии регулярно дрались. Если не было войны – устраивали турниры.

На первых турнирах рыцари вовсе не дрались один на один, а сражались все и сразу. Такие поединки состояли из двух этапов – конного столкновения на копья и ближнего боя на мечах в седле. Поначалу не существовало даже турнирного снаряжения. Само собой, травматизм в это время был особенно высок.

Леди-ястреб (1985)

  • Оригинальное название: Ladyhawke
  • Год: 1985
  • Страна: США, Италия
  • Длительность: 121 мин.
  • Режиссер: Ричард Доннер
  • Жанр: фэнтези, драма, комедия, приключения
  • В главных ролях: Мэттью Бродерик, Рутгер Хауэр, Мишель Пфайффер, Лео МакКерн, Джон Вуд, Кен Хатчинсон, Альфред Молина, Джанкарло Прете, Лорис Лодди, Алессандро Серра
  • Возраст: 12+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 7,57

Злой епископ-колдун наложил заклятие на влюблённых друг в друга красавицу Изабо и рыцаря Этьена Наваррского: по ночам рыцарь превращается в волка, а девушка – в ястреба днем. Слуги Епископа преследуют их уже два года, но удача пока улыбается влюбленным. С помощью маленького воришки Филиппа они надеются вернуться в город, где под неусыпной охраной живет их враг. Им нужно уничтожить злобного колдуна и снять с себя черное проклятье.

1.

Роланд оказался простым грабителем
Песнь о Неистовом Роланде поднимала дух рыцарям перед сражениями, его, безвременно погибшего, в тоске оплакивали гимназистки столетия спустя. По легенде, отряд Роланда полёг во время нападения гигантской армии сарацинов. Роланд мог призвать, затрубив в волшебный рог, себе на помощь всю армию короля Карла — но из гордости отказывался это сделать до самой последней минуты. В результате помощь опоздала, все франки отряда Роланда полегли на поле боя.

Роланду также принадлежал волшебный меч Дюрандаль, который мог разрубать даже камень. Перед смертью Роланд попытался уничтожить его, чтобы тот не попал в руки врагу — но враг почему-то не очень заинтересовался волшебным оружием.

Песнь о Роланде написана о настоящем бретонском маркграфе, Хруодланде (имена у франков в те времена не отличались легкозвучностью). Вместе со своим королём Хруодланд действительно много лет воевал с сарацинами в Испании… на службе у других сарацин, то есть — он был наёмником у мусульман. В Испании Карл и, вероятно, его Роланд разорили один из городов басков, кстати, христиан.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья — при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Зигфрид

Этот герой оказал огромное влияние на развитие германского романтизма. Зигфрид, или же Сигурд, знаменит тем, что убил дракона. По одной из версий, рыцарь обмазался его кровью и приобрел неуязвимость. Далее история напоминает древнегреческий миф об Ахиллесе.

У Зигфрида осталось лишь одно уязвимое место – небольшой участок на спине. Однажды он помогал королю свататься к ирландской королеве. Для этого он тайно участвовал в рыцарском турнире вместо правителя. Когда обман раскрылся, королева заставила своего вассала отомстить Сигурду. Во время охоты слуга пронзил его копьем в единственное уязвимое место на спине.

2.


Баски в отместку устроили засаду над ущельем, в котором войско Карла неминуемо бы растянулось в длинную тонкую линию, и спокойно перебили грабителей из северных земель — наёмников мусульман, не постеснявшихся нападать на единоверцев-христиан. Более того, баски это сделали, по меркам своего времени, остроумно — они встретили арьергард во главе с Роландом на подъёме в гору и скинули тяжёлых рыцарей и обозные телеги на их товарищей ниже по тропе. После, бродя между трупов, баски спокойно подобрали награбленное франками в Испании и вернулись с добычей по домам.

Видимо, на родине рассказывать обо всех этих приключениях франкам показалось стыдновато, и в Европе распространилась версия о битве гордых христиан с многочисленными мусульманами. Не совсем ясно притом, почему главным героем этой битвы стал именно Роланд — баски перебили множество знатных рыцарей. Быть может, Роланд был чем-то особенно дорог Карлу.

История рыцарства[]

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с 

Дама помогает рыцарю надеть доспехи.

переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля. 

Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.

Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео

«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.

далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.

В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.

Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.

Плоть + кровь (1985)

  • Оригинальное название: Flesh+Blood
  • Год: 1985
  • Страна: Нидерланды, Испания
  • Длительность: 126 мин.
  • Режиссер: Пол Верховен
  • Жанр: драма, приключения
  • В главных ролях: Рутгер Хауэр, Дженнифер Джейсон Ли, Том Бёрлинсон, Джек Томпсон, Фернандо Ильбек, Сьюзен Тайррелл, Рональд Лейси, Брайон Джеймс, Джон Деннис Джонстон, Симон Андреу
  • Возраст: 16+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 7,35

1501 год. Вся Европа охвачена кровопролитными войнами. В городах свирепствует чума. Отряд солдат удачи, руководимый бывшим наемником Мартином, захватывает в заложники невесту сына барона Арнольфини, когда-то предавшего Мартина.

Отряд укрывается в заброшенном после эпидемии чумы замке и вступает в неравную битву с армией барона.

Расшифровка сюжета

«Легенда о Зелёном рыцаре» — это сказка, о чём, собственно, и сообщается в самом начале. А в любой сказке не только всегда побеждает добро, а присутствует смысл и определённая мораль.

Сэр Гавейн никакой не рыцарь. Он обычный человек, при этом слабый духом. Своим положением он обязан исключительно матери, которая вхожа в королевскую семью. С большой долей вероятности, наш герой так и продолжил бы своё бесславное существование, пьянствуя по трактирам, но мать парня категорически не устраивало такое положение вещей. Это можно легко понять, ведь каждая мать желает для своего сына лучшего.

Целый год наш герой купался в лучах мнимой славы, хотя, по сути, не совершил ничего великого. Зелёный рыцарь просто позволил себя убить. Более того, срок в год и один день тоже отведён не случайно. Предполагалось, что за это время герой сможет набраться храбрости, чтобы встретить смерть, как мужчина. Однако этого не произошло. Герой надирается в кабаках до беспамятства, и надеется, что ему не придётся исполнять вторую часть договора.

Кадр из фильма.

Однако ему напоминают об обязательствах и отправляют в путь. В дороге начинается квест. Гавейн только вначале путешествует с комфортом. Потом его коня, топор и снаряжение забирают разбойники. Впрочем, оставляя ему меч. Это вторая пасхалка, которая указывает на то, что происходящее является игрой. Теперь Гавейн голоден и бос, но ему всё равно нужно добраться до Зелёной Часовни.

В пути он выполняет своеобразные задания, которые помогут завершить игру. Например, вернув голову обезглавленной Винифриде, он возвращает топор. Оказавшись в замке лорда, получает обратно заговорённый пояс.

Коня, чтобы закончить путь, наш герой обнаруживает недалеко от часовни, когда, испугавшись удара топора, убегает прочь. Да, бегство было только в воображении героя, но можно предположить, что выполнив условия договора, он тоже вернёт своего коня, ждущего его возле часовни.

Ивар Бескостный

Вообще, выбирая пять самых отбитых воинов, можно просто взять пять викингов и поставить рядочком. Эрика Кровавую Секиру, например, Гуннара Хамундарсона, Ивара Бескостного… Вот на Иваре и остановимся. Во-первых, он был инвалидом(скорее всего). Во-вторых, это вообще не мешало ему быть берсерком!

Берсерки — это воины, сражавшиеся в состоянии священной ярости(возможно, под грибами), нечувствительные к боли, невероятно сильные, неистовые и быстрые. Считалось, что во время битвы берсерк безумен и ТТХ его намного выше, чем у обычного воина. Вот таким берсерком и был Ивар.

Ноги у Ивара при этом должны были быть слабыми, но врагов ему это рубить не мешало.

Начал он с того, что явился в Англию мстить за смерть отца — Рагнара Лодброка. Армия Ивара прошла по стране, опустошая и разоряя её. Целью Ивара была Нортумбрия — там правил король Элла, который убил Рагнара.

В Нортумбрию Ивар заявился в День всех святых, 1 ноября 866 года.

На ту же тему Боян репортинг: клюква о Гардарике IX века в сериалеВикинги»

— Вот сейчас вам, ребята, будет Хэллоуин, — с чувством пообещал он.

Элла всё понял и решительно устремился подальше. Он нашёл союзников и атаковал Йорк, в котором засели викинги. Стены города затрещали под натиском англичан. Ивар поначалу по привычке начал всех убивать, потом, видимо, опомнился.

— А кто это сюда ломится? — поинтересовался он у окружения.

— Англичане!

— Так чего мы их сюда не пускаем? Пусть идут.

Англичане действительно ворвались в Йорк… и попали вкотёл». Окружив войско Эллы, Ивар разгромил его, а самого короля принёс в жертву, сломав ему рёбра и вытащив лёгкие через раны в спине. Память отца была отомщена, Ивар был признан величайшим из викингов — и вскоре умер. Просто цели у человека больше не было в жизни.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как  рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь  добивался расположения прекрасной дамы.  Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Что означает сцена после титров «Легенды о Зеленом Рыцаре» с девочкой в короне

В сцене после титров показали таинственную девочку – она надевает корону, которую носили Артур и Гавейн в видении возможного будущего. Никаких объяснений, что это за девочка, нет – нам предлагают самим подумать, кто она такая.

Возможно, перед нами дочь короля Артура – в разных источниках об артуровской мифологии упоминается, что у него была одна дочь, которую звали Арчфедд или Грега. Или это дочь самого Гавейна – в разных источниках пишут, что у него были сыновья, но в видении будущего показали дочь.

Если это будущая дочь Гавейна, то можно предположить, что это сцена после обезглавливания героя в видении – корона упала на пол, а девочка принялась с ней играть. Однако Гавейн все же принял удар Зеленого рыцаря, и это намекает, что герой выжил, вернулся в Камелот и стал королем. Гавейн не мог повторить свою судьбу из видения, ведь он больше не тот дерзкий глупец, каким был до путешествия к зеленой часовне. Возможно, у него не будет внебрачного ребенка от Эссель, и эта девочка – его первенец от другой женщины. А может, Гавейн отказался от короны ради Эссель или нашел возможность жениться на ней, не нарушая закон.

Ze’mer

Один из пятерых, кто выжил после заражения и до сих пор может встретиться с Рыцарем, — это Земер . Найденный спрятанный от всех цивилизаций , Зе’мер можно встретить только после прорыва секретной стены в скрытой области в Территории отдыха. Однако даже после встречи с ней там ее история как Великого Рыцаря не сразу очевидна, и вместо этого ее называют «Серой Скорбящей» .

Как оказалось, Земер был влюблен в дочь лорда-предателя , хотя их ухаживания не одобрялись членами племени богомолов. Однако в какой-то момент ее любовник-богомол был каким-то образом убит, что объясняет убитый горем траур Земера. Кажется, теперь смерть ее возлюбленного — это все, что доминирует в ее сознании, настолько, что Зе’мер ставит перед Рыцарем почти невыполнимую задачу: доставить Нежный цветок к могиле своего партнера.

Этот цветок, как и Зе’мер, не происходит из Халлоунеста, а происходит из «Безмятежных земель». Если рыцарю удастся передать этот цветок к месту последнего упокоения ее возлюбленного-богомола, Зе’мер наконец сможет двигаться дальше и раствориться в воздухе вскоре после того, как протагонисту дадут осколок маски . Тем не менее, едва ли можно получить какие-либо знания о ее прошлом, помимо этого романа, помогая ей, хотя огромное похожее на меч оружие рядом с ней предполагает, что она и раньше была очень способным защитником.

Возвышение конницы

Возвышение конницы обеспечил ряд обстоятельств. Во-первых, с исчезновением Римской империи в Европе не стало государства, способного содержать многочисленную, дисциплинированную, вооружённую и обученную армию. Заменой ей могла стать и стала малочисленная, но высокопрофессиональная конница, каждый воин которой содержал себя сам за счёт полученных земель. Во-вторых, необходимо было дать отпор вторгшимся в Европу кочевникам-всадникам, воевать с которыми приходилось на конях. В-третьих, выведение сильных и выносливых пород боевых коней позволило тяжеловооружённому воину получить необходимую для успешного боя скорость и манёвренность.

С Востока на Запад

Одними из первых тяжеловооружённой конницей обзавелись аланы — сарматские кочевые племена. Они сражались верхом с мечом и копьём. Тяжёлые доспехи защищали их от стрел других кочевников, с которыми они воевали. Стремян аланы не знали, возможно, их всадники владели особыми приёмами управления конём, позволявшими держаться в седле без опоры.

Сарматский золотой фалар
(бляха, скрепляющая ремни
конской упряжи). Причерноморье. I в. до н. э.

Науку воевать верхом от аланов переняли соседствовавшие с ними готы, а за ними и другие «степные» германцы. Конных германцев нанимали на службу римляне и византийцы, создавая из них свою тяжёлую конницу — клибанариев или катафрактов, прямой прообраз рыцарей на поле боя. В Византии тяжёлая кавалерия быстро заняла ведущее место, но на западе, где с падением Римской империи некому стало содержать такое дорогостоящее войско, тяжеловооружённая конница исчезла. Её начали возрождать умелые коневоды лангобарды в Италии и франки в Галлии.

Рождение и распространение рыцарства

Окруженные врагами — язычниками и арабами — франки при Каролингах создали мобильное войско, готовое по первому зову выступить в поход и быстро оказаться в любой точке страны. Каролингских рыцарей кормили крестьяне, дарованные им вместе с землями, и воины могли полностью посвятить себя военному делу. Так появилась профессия конного воина, престиж которой возрастал в то время непрерывных войн.

Сарматский конный воин

Преимущество конницы оценили бывшие викинги — нормандцы, поселившиеся рядом с франками и перенявшие их военное искусство. Они экспортировали конницу в завоёванную ими Англию. По их примеру тяжёловооружённую конницу создали и скандинавские викинги — датчане, норвежцы, шведы. Особое «сельское рыцарство» возникло в освобождавшейся от арабов Испании. Границы «рыцарской» Европы расширялись.

Седло

Первые наездники сидели на непокрытой спине лошади, потом появились попоны и седельные покрышки. Седло изобрели скифы, кочевавшие в Причерноморье. Известно, что кельты, опытные коневоды и наездники, стали использовать сёдла не позднее I в. до н. э. От кельтов седло перешло к римлянам, и к началу IV в. римские конники уже сидели на седле с лукой для упора всадника сзади. Тяжёлые клибанарии римской армии пользовались кожаным седлом с «рогами», на которые опирались при отклонении взад-вперёд. Сёдлами широко пользовались германцы. Изобретение высокого седла с луками-спинками, вкупе с использованием стремян, дало отягощённому бронёй и оружием всаднику необходимую устойчивость для боя верхом.

Скифская седельная
покрышка и седло. Алтай.
V в. до н. э.

Рыцарское высокое
седло. 1422 г.

Стремя — опора рыцаря

Стремя изобрели китайцы, создавая тяжёлую конницу. Вначале стремя было одно — на него опирались при посадке, на лошадь. Второе стремя добавили, чтобы можно было сесть на коня с любой стороны. Потом в стремена стали вставлять ноги во время езды, что дало всаднику опору, высвобождая руки для действия оружием. В VI в. китайские стремена появились в Средней Азии, откуда с кочевниками проникли к сарматам, персам, аварам. От аваров стремя переняли германцы, и в Европе стремена распространились к VIII в. Стремя сделало возможным создание тяжеловооружённой рыцарской конницы.

Шпоры и подковы

Шпоры — приспособление для управления лошадью изобрели в V в. до н. э. Первые шпоры были короткими, но с появлением седла и доспехов всаднику стало труднее дотягиваться до боков лошади, и шпоры удлинились. Последним усовершенствованием конского снаряжения, необходимым для рыцарской конницы, стала подкова. Упавшая лошадь с закованным в броню всадником уже не могла встать, и обездвиженный всадник становился лёгкой добычей врага. Подковы предотвратили скольжение и падение лошадей, укрепили копыта, чтобы они не расщеплялись от ударов и конь не выходил из строя.

Войны и турниры

Война – дело всей жизни, которому члены королевской дружины отдавали все свободное время. Она кормила воинов и их семьи – некоторые делали на мародерстве целые состояния, которых хватило бы на безбедное существование до старости. Другие вели себя скромнее, но старались получить куш, компенсирующий годы пребывания на войне.

Зарабатывали герои в доспехах и на турнирах. Выступая друг против друга, они стремились выбить из седла соперника. Сделать это нужно было тупым концом копья так, чтобы он упал на землю.

Проигравший по условиям турнира должен был отдать победителю коня и доспехи. Но по рыцарскому уставу потеря доспехов и коня считалась позором, поэтому проигравший выкупал их у победителя за серьезные деньги. Возврат личного имущества обходился ему в такую же сумму, как стадо из 50 коров.

Рыцарский культ «прекрасной дамы»

Каждый рыцарь обязан был выбрать себе даму сердца, об этом было написано в рыцарском кодексе любви. Да-да, существовал и такой

Причём неважно, была ли дама из аристократок или простолюдинок, имела она мужа или нет. Всё, что нужно было делать «прекрасной даме», — принимать ухаживания выбравшего её рыцаря

Для средневекового рыцаря выбранная им дама являлась недостижимым идеалом и воплощением богини. В честь неё он складывал сонеты и пел ей серенады под окном. И ради «прекрасной дамы» рыцари бились на турнирах. Рыцарь выезжал на ристалище, прикрепив полученные от дамы сердца перчатки к своему шлему. Также на щит прикреплялась табличка, где восхвалялась красота «прекрасной дамы».

Только после нескольких месяцев, а то и лет ухаживаний и победы в турнире рыцарь получал право облобызать ручку своей леди. Впрочем, до постели дело тоже доходило, но это не приветствовалось. Рыцарь должен был испытывать к своей леди лишь платонические чувства. Это тоже прописывалось в рыцарском кодексе. Там же указывалось, что рыцарь обязан защищать слабых, быть верующим христианином, охранять Евангелие и церковь. Должен был рыцарь и держать данное слово, блюсти чистоту нравов, бороться против зла, быть щедрым и защищать добро. Но была у средневекового рыцарства и другая, тёмная сторона.

«Бог в помощь». Э. Лейтон

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В  битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Конфликт Генри Перси с Генрихом IV из-за отказа последнего оплачивать издержки армии, привел к тому, что Хотспур отпустил Дугласа без выкупа.

Английский король объявил Перси предателем. В итоге Генри Перси вместе с отцом и дядей в июле 1403 года присоединились к восстанию Оуайна Глиндура. 21 июля в битве при Шрусбери против королевской армии Генри был убит.

Его тело похоронили в Уинчестере, однако через 2 дня его выкопали и выставили в Шрусбери на всеобщее обозрение, а отрубленную голову Генри вывесили на воротах Йорка.

Интересный факт: лондонский футбольный клуб «Тоттенхэм»  в честь Генри Перси называют также «горячей шпорой».

Битва при Монс-ан-Певеле 1304 года

Сражение при Арке не смогло поставить точку в противостоянии фламандцев и французов, поэтому следующая партия была лишь вопросом времени. Стороны активно наращивали войска и сошлись в противостоянии в августе 1304 г. Численность сторон оценивается как равная – около 13 000 французов (3000 всадников и 10 000 пехотинцев) и 12 000 – 15 000 фламандцев , хотя безусловно у короля был явный перевес в рыцарях. Бой начался традиционно перестрелкой арбалетчиков, после чего к строю фламандцев выдвинулись рыцари и…

И снова французы останавливаются напротив плотного пехотного строя, не пытаясь в него бросаться. Ситуация снова патовая, бидауты (легкая пехота французов) обстреливают строй фламандцев издалека, а сами фландрийцы сбиваясь в небольшие отряды по 10-40 человек сами (!) нападают на рыцарей, покидая строй. Таким образом, обе стороны несут потери. Из тупика стороны стараются выйти, начав переговоры, но они срываются (фламандцы заподозрили французов в подготовке к нападению) и фламандцы переходят в атаку. Французские силы отброшены к лагерю, да так что фландрийская пехота пробивается к королю Филлипу IV, один бодрый фламандский воин бьет годендагом по лошади монарха и та в испуге скачет к рыцарям, которые наблюдают за судьбой своего властителя с безопасного расстояния. В конечном счете, Филиппу удается организовать сопротивление и далее сведения хроник расходятся, Гентские анналы говорят, что французы отступили, остальные источники, что отошли фландрийцы – это, вероятно, ближе к истине. Как бы то ни было, потери с обеих сторон были значительные (около 1000 человек вероятно) и для французов битва при Монс-ан-Певеле была такой же Пирровой победой, что сражение при Арке для фламандцев.

Прорисовка фрески с Гентского алтаря Verbruggen (1998)

Переломить ситуацию французы смогли в 1328 году в битве при Касселе, однако, она демонстрирует заметно иной подход. Французская пехота теперь держит фронт фламандцев, пока рыцари бьют по флангам. Но даже эта битва показывает традиционный тупик – фламандцы, оказавшись в окружении, строятся «короной», а французы, потеряв несколько лошадей, снова отказываются от атаки, открывают свой строй, чтобы фландрийцы смогли отступить. Как и в предыдущих битвах, никто не торопится «вытаптывать» или «сметать» с поля плотный пехотный строй. Интересно, что согласно Фландрской хронике, рыцари прямо отказались от атаки на коне, видя плотный строй пехоты :

Забегая вперед, здесь стоит отметить, что французы находились под сильным общественным давлением, так отступивших рыцарей после разгрома при Куртрэ (1302), а также сбежавших при Монс-а-Певеле (1304) и Пуатье (1356) открыто обвиняли в государственной измене.

Сейчас посмотрим, что происходило в битвах с другими участниками.

Феодальные отношения

Мир в средневековом понимании был вечен и неизменен, а в нем таким же вечным и неизменным представлялось господство владетельных сеньоров и рыцарского сословия.
Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное – безобразно и аморально. Таково распространенное суждение того времени, и, надо сказать, отчасти оно было справедливо, так как в данном сословии некое подобие культуры имело возможность сохраняться и развиваться. Простой же крестьянин не знал ничего, кроме нескончаемой борьбы за существование.

Сеньор имел достаточно широкие права на своих крестьян и значительно меньшие – на своих вассалов, однако и он сам должен был выполнять целый ряд определенных обязанностей.
Во-первых, для сохранения своего образа жизни ему просто необходимо было всесторонне защищать как своих крестьян, так и своих вассалов. Это касается и военной защиты от внешних или внутренних врагов путем организации обороны замка, города или феода, и юридической защиты от посягательств другого сеньора, церкви или даже короля.
Кроме того, за службу сеньор был обязан предоставить вассалу феод (лен), т.е. поместье, а крестьянину – надел земли, а вот отобрать их при условии добросовестного выполнения вассалами и крестьянами своей службы он не мог.
Также сеньор должен был помогать своим вассалам выкупиться из плена и дать рыцарское воспитание их сыновьям. В континентальной Европе сеньор не мог требовать службы от вассалов своего вассала – это отчасти практиковалось лишь в Англии.
С другой стороны, необходимо учитывать, что в таком обществе почти все феодалы (за исключением короля и мельчайших рыцарей) одновременно были чьими-нибудь сеньорами и чьими-нибудь вассалами. Поэтому почти каждый сеньор одновременно выполнял и обязанности вассала по отношению к более высокопоставленному сеньору.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.