Российская подводная лодка нерпа (к-152) — russian submarine nerpa (k-152)

Алан-э-Дейл       30.12.2022 г.

Эксплуатация

1996 год. Полным ходом идёт Боснийская война. Сербия подвергается агрессии со стороны НАТО во главе с США. Атомная лодка проекта 971 «Волк» несла боевую вахту в водах Средиземного моря. Англичанам удалось запеленговать российскую подлодку, при переходе через Гибралтарский пролив. Выйдя из пролива, субмарина исчезла и появилась у побережья Югославии.

Боевая задача многоцелевых лодок «Волк» и «Пантера» проекта 971, стояла в роли защитников авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», от субмарин противника. Выполняя функцию защиты, российские подлодки вели техническое наблюдение за несколькими иностранными субмаринами, в том числе за моделями АПЛ типа «Los Angeles».

В том же 1996 году, подлодка «Щука-Б» была отправлена нести боевую вахту в воды Атлантического океана. Неожиданно, российский ракетоносец обнаружил подводный крейсер стратегического назначения ВМС США. Была поставлена боевая задача держать скрытное наблюдение за боевым дежурством американской субмарины.

Прочие особенности проекта

Мало кто знает об этом историческом факте, но в самом начале 80-х годов наша страна приобрела у Японии продукцию Toshiba — особо точные станки для обработки металла, которые позволяли делать новые винты, производящие при работе минимум шума. Сама сделка была особо секретной, но США, к тому времени практически «колонизировавшие» Японию, узнали о ней почти сразу. В результате даже попала под экономические санкции.


Благодаря винтам и некоторым другим особенностям конструкции, проект 971 отличала поразительная тишина плавания. Во многом это заслуга академика А. Н. Крылова, который несколько лет работал над понижением шумности субмарин, будучи задействован еще в создании «Барракуд». Усилия заслуженного академика и целого коллектива возглавляемого им НИИ не остались без вознаграждения: лодки проекта 971 «Щука-Б» шумели в несколько раз меньше новейшего американского «Лос-Анджелеса».

Строительство и развитие

Строительство сом .

В XX — го  века, 1109 подводные лодки были построены России / СССР, 19% от мирового объема, в том числе 51 до русской революции , 206 в период с 1917 по 1941 год , 56 во время Великой Отечественной войны , 734 из конца Второй мировой Война, в том числе 250 атомных военно-морских единиц .

Происхождение восходит к 4 января 1901 г., Когда министерство военно — морского флота России назначены три сотрудника задачи проектирования боевой подводной лодки для Императорского русского военно — морского флота  : лейтенанты М. Н. Беклемишев и И.С. Горюнов, а также военно — морским архитектором I.G. Boubnov , сотрудник Министерства Балтике верфей , где строительство судна должен был состояться.

В 3 маяв том же году трое мужчин представили результаты своих исследований в военно-морское министерство. Предложение было принято в июле и Балтийский завод приказал построить эсминец п уплотнительное  113 (который позже был переименован в «боевой подводной лодки Дельфин  »). Бубнов был назначен главой Комиссии по строительству подводных лодок, которая после многочисленных переименований и преобразований стала «Центральным бюро морских исследований и инженерии Рубина».

Строительство Dauphin было завершено в 1903 году, и его успех стал плацдармом для создания новых типов подводных лодок, более новых и совершенных. К году 73 подводных лодки классов « Касатка» , « Минога» , « Акула» , « Мордж» и « Вепрь вошли в состав ВМФ России, и еще четыре подводных лодки нового типа « генерал-майор Бубнов» находились в стадии строительства. 32 из этих подводных лодок были спроектированы Иваном Бубновым , получившим звание генерал-майора Корпуса военно-морской архитектуры и заслуженного профессора Николаевской морской академии .

26 июня 1904 , в тайне, русский императорский купил свою первую подводную лодку , известный борец по имени леди , концепции американец немецкого происхождения Исаак Райс  (ан) (1850-1915) от General Electric Company Dynamic лодка из которых он был основателем (1899 г.). Первоначально эта подводная лодка строилась под руководством британца Артура Леопольда Буша  (в) как американский эсминец Fulton . Это был прототип, известный как класс Адлера . 14 октября 1904 года сом был официально введен в эксплуатацию у восточного побережья Владивостока. Россия переименовала его в Сом ( Силур ). Эта первая русская подводная лодка не могла поступить на вооружение во время русско-японской войны, причиной была задержка с поставкой торпед, первоначально заказанных в Германскую империю в начале 1905 года.

С тех пор одним из главных разработчиков этих машин является конструкторское бюро Rubin, потомок «Центрального управления морских исследований и инженерии Рубина

Во время холодной войны четыре верфи производили атомные подводные лодки .

  • Первый Севмаш (ранее верфи п о  402) в Северодвинске , в продукте с 1955 года.
  • Сайт Амурского (верфь ранее п о  199) в Комсомольск-на-Амуре и подразделение в Большом Камне , недалеко от Владивостока .
  • Они были построены в Красном Soromovo (ранее судоверфь н о  112) Нижнем Новгороде
  • и Адмиралтейские верфи (ранее судостроительные п о  194 и 196) в Ленинграде с 1960 года.

Скорость строительства атомных подводных лодок ( от 12 до 18 месяцев для 1 — го и 2 е  поколение) была в ущерб качеству. С по годы Советы насчитали 340 утечек в первичных контурах и «потеряли» 7 атомных подводных лодок . Таким образом, первое поколение SNLE было названо «вдовцом» . В 1992 году власти подтвердили потерю не менее 20 подводных лодок всех типов в мирное время.

До 1970-х годов советские подводные лодки были более шумными, чем их западные аналоги, и менее надежными, последние классы, выпущенные в 1980-х годах, частично исправляют эти недостатки.

Рекорды скорости и погружения боевых подводных лодок устанавливают советские корабли с титановыми корпусами . Лодка, последовательно именуемая K-18 / K-162, затем K-222 ( код НАТО  : класс Papa ), получила во время этих испытаний официальный рекорд скорости 44,7 узла (82,78 км / ч) на скорости.18 декабря 1970 г. и неофициально достиг 44,85 узла (83,06 км / ч) на 30 марта 1971 г.и запись плавания достигается с помощью K-278 комсомольца на4 августа 1984 г.с погружением на 1027  м . Шесть ПЛАРБ проекта 941 «Акула» (код НАТО: класс «Тайфун» ), введенные в строй в период с 1981 по 1989 год, являются крупнейшими в мире с водоизмещением около 23 000  т .

Строительство

ИНС Чакра ВМС Индии.

Киль К-152 « Нерпа» был заложен на Комсомольском-на-Амуре в 1993 году, но его достройка и спуск на воду были отложены почти на десять лет из-за отсутствия финансирования, связанного с экономическим кризисом, охватившим Россию в начале 1990- х годов. . Строительство подводной лодки было приостановлено до 2004 года, когда Роспром (Федеральное агентство по промышленности) подписало соглашение с правительством Индии о завершении строительства судна и сдаче его в аренду ВМС Индии. Первоначально строительство подводной лодки должно быть завершено в 2007 году, но из-за дополнительных задержек доставка будет задержана. В 2007 году она была передана на завод Восток в закрытом городе в Большом Камне , в Приморском крае , на ремонт. Он запущен воктябрь 2008для ходовых испытаний, после чего должен был быть передан Минобороны России . В нескольких статьях в индийской прессе говорится, что строительство возобновилось только на индийское финансирование. Стандарты, применявшиеся при постройке подлодки, подвергаются критике со стороны ряда комментаторов. Александр Гольц , специалист по обороне газеты « Ежедневный журнал» , говорит, что в 80-е годы на Амурском судостроительном заводе подводные лодки производились «одна за другой, как блины» , а с 1993 по 2008 год он производил только одну. «Старые специалисты пропали , а новые не хватает профессионализма . Рабочий Амурского судостроительного завода сообщил « Комсомольской правде», что есть «вопросы о качестве металла, использованного при постройке атомной подводной лодки», часть которого была закуплена в Китае, и он утверждал, что «когда прошли первые испытания, по сварным швам просочилась вода! » Поэтому неудивительно, что работа затянулась ».

Передача Индии

В течение всей постройки и достройки «Нерпы» неоднократно озвучивались и опровергались заявления о передаче субмарины в аренду ВМС Индии. После аварии, произошедшей во время испытаний 8 ноября 2008 года, о дальнейшей судьбе лодки выдвигались разные предположения. 18 ноября начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Макаров заявил, что лодка после завершения испытаний не будет ни продана, ни передана в лизинг кому-либо, а будет принята на вооружение Тихоокеанского флота РФ. Необходимые средства для дооборудования и завершения испытаний корабля будут выделены из бюджета. Однако у индийцев большие планы: в частности, на К-152 планируется осуществление подготовки экипажа первой индийской АПЛ INS Arihant. Сообщения прессы за 2009 год также упоминали о возможной передаче лодки в длительную аренду Индии.

Предполагается, что после завершения испытаний лодка 1,5-2 месяца будет находиться у пирса «Востока». Сдаточная команда будет распущена, а части экипажа предоставлены отпуска. В конце февраля 2010 года в Большой Камень планировалось для прохождения стажировки прибытие первого (основного) экипажа из Индии. В апреле-мае сообщалось, что индийский экипаж проходит обучение на АПЛ «Нерпа».1 июня в Нью-Дели глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев сообщил, что «обучение экипажа завершилось, основная масса испытаний прошла — все идет к финишу».Окончательный процесс передачи был запланирован на октябрь 2010 года.

По данным газеты «КП», в контракте срок сдачи корабля приходится на конец 2010 года.

20 августа 2010 года новостные агентства распространили информацию, что субмарина покинула базу в Приморье и вышла в море на очередной этап отработки задач в рамках обучения индийского экипажа. Другие ресурсы информацию опровергают, утверждая, что К-152 вышла на очередные учения.По состоянию на май 2011 год, подводная лодка находилась в Большом Камне, где расположен завод «Восток».

4-5 октября 2011 года российско-индийской межправительственной комиссией, которая работала в Москве, были согласованы сроки завершения приемо-передаточных испытаний. Испытания продлятся 15 дней. Под управлением совместного российско-индийский экипажа лодка выйдет в море 30 октября. Неделя запланирована на устранение замечаний. Официальная передача подводной лодки должна произойти не позднее 22-23 ноября.

По данным источника Известий в российско-индийской комиссии, представители ВМС Индии хотели бы, но уже не могут отказаться от этого контракта, потому что за несколько лет слишком глубоко в нем завязли. Индийскую сторону не устраивает как надёжность подводной лодки, так и её оружия: если в советское время надежность торпед и ракето-торпед составляла 95-97 %, то на испытаниях, прошедших в начале июня, была показана надёжность 35 %.

После многочисленных переносов сроков сдачи в лизинг, 30 декабря 2011 года был подписан акт приёма-передачи.

23 января 2012 года состоялась торжественная церемония передачи АПЛ в лизинг ВМС Индии сроком на 10 лет. Церемония прошла на территории судоремонтного завода в городе Большой Камень, в ней приняли участие посол Индии в России Аджай Малхотра и командующий Восточным военным округом адмирал Константин Сиденко. Общая стоимость контракта составила $900 млн. По приглашению индийской стороны на церемонии присутствовал капитан Лаврентьев, командовавший подлодкой во время аварии 2008 года.

Как и предполагалось, подводная лодка получила имя INS «Chakra». Ранее это имя носила советская АПЛ К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в —1992 годах и, несмотря на то, что вахту у атомного реактора несла группа советских моряков, ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки, служившие на первой «Чакре», заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек — дослужились до адмиралов.

4 апреля 2012 года на базе Вишакхапатнам подлодка «Chakra» была официально принята в состав индийских ВМС.

Виды подводных лодок

Атомная подводная лодка, проект 941 «Акула», способна погружаться на глубину до полукилометра и нести боевую вахту в течение 6 месяцев

Подлодки принято разделять на отдельные виды, различающиеся вооружением и конструкцией. Каждое такое судно предназначается для выполнения конкретной задачи.

В основе военно-морского флота Российской Федерации находятся подлодки четырех видов:

  1. Атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами.
  2. Многоцелевые атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.
  3. Ударные дизельные электрические подлодки.
  4. Атомные подлодки с крылатыми ракетами.

Россия известна тем, что она строит для себя подводные лодки всех основополагающих классов.

Атомные ПЛ

Атомные субмарины принято оснащать торпедами и крылатыми ракетами.

Основная задача АПЛ (атомных подводных лодок) заключается в уничтожении подводных, береговых и надводных объектов, которые представляют угрозу.

Наиболее мощной субмариной данного типа считается «Щука-Б». Это проект 971.

В общей сумме Россия располагает 11 атомными подводными лодками. Они размещены в пределах Тихоокеанского и Северного флотов. 5 из них вынужденно отправлены на проведение ремонтных работ.

Одной из наиболее интересных эксперты считают историю подлодки атомного типа К-152 «Нерпа». Она была запланирована для России в 1991 году, но определенные трудности вызвали срыв сроков ее завершения. В 2004 году был подписан договор о достраивании субмарины и ее передаче флоту Индии. Но добиться выполнения этого плана удалось лишь к 2012 году.

Вкратце стоит пройтись по наиболее значимым подводным лодкам, для которых характерен такой тип, как атомный:

  • Проект 949А «Антей». В планах было строительство 18 данных лодок. Но получить удалось всего 11 из-за наличия ряда финансовых трудностей. На данный момент не функционируют 3 из них. Еще одна была уничтожена летом 2000 года.
  • Проект 945 «Барракуда». Было построено всего 4 таких судна. Данный проект также дал жизнь судам Б-239 «Карп» и Б-534 «Нижний Новгород». Некоторые из них сейчас находятся на стадии ремонта.
  • Проект 671РТМК «Щука». В ВМФ насчитывается 4 такие подлодки. В скором будущем все они закончат свою работу и отправятся на заслуженный покой.

В 2014 году был поднят флаг на еще одной подлодке такого типа. Речь идет о К-560 «Северодвинск». Также в мероприятии принял участие проект 885 «Ясень». До 2020 года планируется строительство еще 8 подобных субмарин, которые будут оснащены ракетами.

Дизельные ПЛ (ДЭПЛ, НАПЛ)

«Варшавянка»: водоизмещение около 2400 тонн, экипаж 52 человека

Современные подводные лодки РФ включают в себя дизельные субмарины. Их созданием начали заниматься еще в 80-е годы. На тот момент был выпущен проект 877 «Палтус».

За несколько последних лет построили еще несколько вариаций «Палтуса», за счет чего удалось успешно модифицировать устаревшую версию.

Проект 877 положил начало созданиюнового проекта 636 «Варшавянка». Морской флот России уже успел пополниться рядом таких субмарин. Одними из первых были погружены в воду «Старый Оскол» и «Ростов-на-Дону».

Вооружение кораблей и навигационное оборудование

Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм.

Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону.

Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.

АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием.

Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».

Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию.

Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю.

Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.

На Тихом океане в строю продолжают оставаться только одна лодка К-419 «Кузбасс». Самая поздняя лодка К-152 «Нерпа» ввиду недостаточного финансирования была в январе 2012 года передана ВМС Индии в аренду.

Значение проекта «Щука-Б» для нашей страны

Появление АПЛ проекта 971 спутало американцам все карты. До этого они вполне справедливо считали свои наступательные надводные силы сильнейшими в мире, а Советский флот, который имел значительно меньше надводных кораблей, их экспертами оценивался довольно низко. «Щуки» же вышли на совершенно новый уровень игры. Они могут спокойно работать даже в глубоком тылу противника, заходя за линии противолодочной обороны. В случае полномасштабной войны от ядерного удара из-под воды не застрахован ни один командный центр, а уж о полномасштабной перерезке морских путей сообщения и говорить не стоит.

Любая наступательная операция потенциального противника в таких условиях превращается в аналог танца на минном поле, а уж о внезапности нападения можно забыть. Руководство США «Щуки» (особенно модернизированные) сильно беспокоят. Уже в 2000 годах они неоднократно предпринимали попытки пробить законодательно договор о сильном ограничении их использования, но интересы РФ к подобным «взаимовыгодным» соглашениям не располагают.

К-152 НЕРПА Суд над командиром

17.04.201110:47

14 апреля 2011 14:15
Питерские моряки-подводники выступили в защиту коллеги из Приморья — командира АПЛ «Нерпа»

По их мнению, если бы командир при аварии погиб, то его бы наградили, но он остался жив, поэтому ответит за всёВладивосток, 14 апреля, PrimaMedia. В защиту капитана 1 ранга Лаврентьева и старшины 2 статьи Гробова, обвиняемых , выступил Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ, сообщил РИА PrimaMedia председатель клуба капитан 1 ранга Игорь Курдин.Питерские подводники тесно общаются со своими приморскими коллегами, — рассказал Курдин. — Мы получаем информацию из первых рук, и уверены, что на обвиняемых моряков просто «переводят стрелки». В клубе принято решение оказать всемерную помощь и поддержку командиру и старшине.Причина трагедии — не в командире, всё гораздо глубже. Понятно, что «во всем виноват командир»… Именно поэтому мы начали консультации со своими юристами о том, как можно помочь морякам из Владивостока. Подключились другие общественные организации подводников в Петербурге и Москве. В ближайшее время ожидаем от них письма в поддержку обвиняемых.Будем ходатайствовать о дополнительных экспертизах. Штатный фреон, который применяется на подводных лодках, не мог оказать столь токсичного, смертельного воздействия на людей в такой короткий период, как это случилось на «Нерпе».Наши юристы ищут нюансы, которые бы помогли адвокатам. Ведь Лаврентьев не просто каперанг, но — гвардии капитан 1 ранга. Возможно, это тоже сыграет свою роль, как и тот факт, что Лаврентьев до сих пор командует лодкой, и его никто не отстранял от должности.К сожалению, реалии таковы, что если командир лодки погибал во время катастрофы, то его награждали. Так было в 1989 году при пожаре на К-287 «Комсомолец». Погибший вместе с лодкой ее командир Евгений Ванин был посмертно награжден орденом Боевого Красного знамени. В апреле 1970 года АПЛ К-8 затонула после пожара в Бискайском заливе, и командир Всеволод Бессонов получил звание Героя Советского Союза посмертно.

А если командир оставался в живых, то отвечал за всё.
Дизельная подводная лодка С-178 потерпела крушение 21 октября 1981 года в результате столкновения с РФС «Рефрижератор-13». Часть людей были спасены. Командир С-178 капитан 3 ранга Маранго и старпом РФС-13 Курдюков были осуждены на 10 лет каждый. 23 июня 1983 года потерпела катастрофу атомная подлодка «К-429». 14 человек погибли при взрыве, два при свободном всплытии, но 104 человека удалось спасти. Командира подлодки Суворова осудили. Оба эти случая произошли, кстати, на Тихоокеанском флоте.
Есть надежда на суд присяжных. Это живые люди, которым можно доказать правду. Оправдательные случаи тоже имели место в истории.
Все мы помним известную даже по голливудской экранизации историю с АПЛ К-19, на которой случилась авария реактора. Так после этой аварии командир Николай Затеев был и награжден орденом, и направлен на учебу в академию, и дальше продолжил свою службу. В 1963 году в Полярном у пирса взорвались торпеды на подводной лодке Б-37, а командир Анатолий Бегеба остался жив. Его судили военным трибуналом, он отказался от адвокатов и защищал сам себя. Подполковник юстиции Титов, председатель трибунала, оправдал Бегебу.
Это известная история, и Титов рассказывал потом, что на него оказывали давление, требовали осудить командира лодки.
Мы тоже пытаемся сейчас поднять общественность в защиту Лаврентьева и Гробова. Вину за трагедию на АПЛ «Нерпа» нельзя сваливать только на моряков».В преддверии суда над Лаврентьевым и Гробовым в офицерских кругах укрепилась мысль, чАлександр Кулаков, адвокат командира «Нерпы» Дмитрия Лаврентьева, Напомним,, которую Минобороны планирует передать Индии, произошла 8 ноября 2008 года. При проведении ходовых испытаний в Японском море на корабле несанкционированно сработала система пожаротушения. В результате 20 человек погибли, в основном, гражданские лица, входящие в состав сдаточной команды АПЛ.

Просмотров:97463

О случаях аппендицита в море…

В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».

Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у ВМФ Великобритании.

Несчастный случай

В 8 ноября 2008 г.К 5  часам  30 минут по Гринвичу авария на борту [-152 «Нерпа» во время испытаний в Японском море / Восточном море перед его предоставлением ВМС Индии привела к гибели 20 человек и ранению 22 человек, эвакуируемых на территорию Приморья . Сама подлодка вернула себе9 ноября 2008 г.База Тихоокеанского флота, расположенная в Большом Камне , в 150  км от Владивостока , в сопровождении спасательного корабля « Сайяны» .

Неожиданная активация системы пожаротушения и освобождения, согласно некоторым источникам, от токсичных трифторхлорметаном ( фреон 11) находится в начале аварии, наиболее важным , с которой сталкивается ВМФ России , так как тонет в Курске на12 августа 2000 г.. По мнению российских властей, человеческий фактор исключен, что отрицают некоторые эксперты и ветераны, утверждая, что избыточное количество на борту подводного аппарата (208 человек с противогазом вместо 73, в том числе 127 техников или гражданских лиц с небольшим опытом работы в аварийной ситуации). процедур) могла быть определяющим фактором аварии.

Комиссия по расследованию приходит к выводу об ответственности матроса, члена постоянного экипажа подводной лодки, подозреваемого в неправильной настройке датчика температуры. Он обвиняется в непредумышленном убийстве . Однако инженеры, строившие подводную лодку, указывают, что система пожаротушения слишком сложна, чтобы ее мог сработать по ошибке член экипажа, и моряки подвергают сомнению бортовой компьютер, который уже неожиданно сработал бы на заводе. , например, неисправные противогазы.

Использование английского языка в программном обеспечении и отображаемых инструкциях противопожарной системы было упомянуто как фактор аварии. Наконец, мы узнаем25 ноября 2008 г.верфи, что центральный пульт управления системой пожаротушения «плохо закончен» и «имел проблемы в прошлом» и что сама централизованная система управления зданием «Молибден-I» «нуждается в серьезном улучшении» .

Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»

Водоизмещение, т: — надводное ……………………………………………………………….8 140 — подводное ……………………………………………………………… 10 500 Длина наибольшая, м ……………………………………………………….. 110.3 Ширина корпуса наибольшая, м ………………………………………………… 13,6 Осадка средняя, м …………………………………………………………… 9,68 Архитектурно-конструктивный тип ………………двухкорпусный Глубина погружения, м: — рабочая……………………………………………………………………. 480 — предельная…………………………………………………………………. 600 Автономность по запасам провизии, сут…………………………………………….100 Экипаж, чел…………………………………………………………………….73 Энергетическая установка: Главные механизмы. — тип………………………………………………………………………….АЭУ — ППУ: — марка………………………………………………………..ОК-9ВМ или ОК-650М.01 — количество х тип ЯР………………………………………………………..1 х ВВР — тепловая мощность ЯР, МВт……………………………………………………190 — ПТУ: — тип………………………………………………………………….блочная — количество х мощность ГТЗА, л. с …………………………………………1 х 50 000 — количество х мощность АТГ, кВт…………………………………………….2 х 3 200 — количество х тип движителей ……………………………….. 1 х малошумный ВФШ Резервные источники энергии и средства движения — количество х мощность ДГ, кВт……………………………………………1 х 800 — аккумуляторная установка: — тип АБ…………………………………………………………свинцово-кислотная — количество х тип РСД ……………………………………………..2 х ВПК — привод ВПК х мощность, кВт……………………………………………..ЭД х 300 Скорость хода наибольшая, уз: — надводная………………………………………………………………..10 — подводная………………………………………………………………..33 Вооружение: Ракетное: — тип ракетного комплекса………………………………………………….«Гранат» — тип КРСН………………………………………………………………РК-55 — вид старта………………………………………………..подводный, из 533-мм ТА — тип ПЗРК……………………………………………………………. «Стрела-ЗМ» — количество контейнеров для хранения ЗР…………………………………3 — боекомплект ЗР……………………………………………………………….18 Торпедное. — количество х калибр ТА, мм……………………………………………4 х 650 — боезапас (тип) торпед…………………………………..12 (торпеды 65-76 или ПЛУР …………………………………………………………..86Р и 88Р ПАРК «Ветер») — количество х калибр ТА, мм …………………………………………..4 х 533 — боезапас (тип) торпед и ПЛУР….28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал») — система подготовки ТА ………………………………………… «Гринда» Радиоэлектронное: — БИУС ………………………………………………………..«Омнибус» — НК……………………………………………………………..«Симфония» — КСС……………………………………………………………..«Молния-МЦ» — система СС…………………………………………………..«Цунами-БМ» — ГАК……………………………….«Скат-3» (МГК-540) — РЛК……………………………….«Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59) — тк…………………………………МТК-110 — перископ ТК…………………«Сигнал-3» — командирский перископ……………….. «Лебедь-11» или «Лебедь-21»

Новые «Щуки»

В 1976 году было принято решение о проектировании и постройке новых субмарин. Задание было поручено небезызвестному предприятию «Малахит», на который всегда рассчитывал атомный флот страны. Особенность нового проекта в том, что при его разработке были полностью использованы наработки по «Барракудам», а потому стадия эскизного проектирования и многие расчеты были пропущены, что существенно удешевило сам проект и ускорило проводимые в его рамках работы. В отличие от «предков» семейства 945, проект 971, по предложению инженеров из Комсомольска-на-Амуре, не предполагал использования титана в производстве корпусов. Это было связано не только с огромной стоимостью и дефицитом этого металла, но и с чудовищной трудоемкостью работ с ним. Фактически потянуть подобный проект мог только «Севмаш», мощности которого и так были полностью загружены. На стапели уже были отправлены первые комплектующие… как разведкой были предоставлены сведения о новой американской подлодке типа «Лос-Анджелес». Из-за этого проект 971 был срочно отправлен на доработку.

Уже в 1980 году она была полностью завершена. Еще одной особенностью новых «Щук» было то, что большая часть работ по их проектированию и созданию велась в Комсомольске-на-Амуре. До того тихоокеанские верфи находились на положении «бедного родственника» и выполняли только функции ведомых.

Аренда в Индию

INS Чакра ВМС Индии

Чакра в открытом море, флаг индийского флота

По состоянию на 2008 год у России было незавершенное соглашение с Индией на сумму 2 миллиарда долларов США на аренду Нерпа и другой Проект 971 Щука-Бподводная лодка класса. Этого, К-152 Нерпа будет сдан в аренду на 10 лет Индии по ориентировочной стоимости 670 миллионов долларов США. Подводная лодка была передана Индии 30 декабря 2011 года. После передачи ВМС Индии он был введен в эксплуатацию как INS. Чакра.Нерпа это русское слово для Байкальский тюлень, и Чакра это мифическое оружие индуистского бога Вишну.

Индийские военно-морские экипажи ранее обучался управлению подводной лодкой вблизи Санкт-Петербург и еще одна группа моряков должна была прибыть в Владивосток в конце 2008 года для ходовых испытаний. Подготовка экипажа считалась решающей для индийской программы создания атомных подводных лодок, известной как Подводная лодка класса Арихант.

После аварии 2008 г. сообщения о состоянии аренды были противоречивыми. Представитель российской оборонной промышленности опроверг информацию о переговорах с Индией о поставке атомной подводной лодки. «Россия не начала переговоры по контракту на поставку Индии атомной подводной лодки« Нерпа »». Генерал армии Николай Макаров заявил, что Россия введет в эксплуатацию Нерпа и что он присоединится к семи другим Акула-учебный класс подводная лодка с Россией Тихоокеанский флот. «Сумма в 650–780 млн долларов, о которой« Рособоронэкспорт »и Амурский судостроительный завод долгое время договаривались с министерством обороны Индии, теперь будет найдена в России», — сказал он.

В мае 2009 года представители Министерства обороны России и Индии подтвердили, что Нерпа присоединится к ВМС Индии к концу 2009 года, после того как президент России Владимир Путин посетил верфь и объявил о немедленном выделении 1,2 миллиарда рублей на строительство подводной лодки.

28 декабря 2009 г. Нерпа был принят на вооружение ВМФ России. Дальнейшие доработки подлодка прошла в феврале 2010 года. К августу 2010 года Россия готовила экипаж ВМС Индии к отправке лодки в Индию в соответствии с соглашением об аренде. INS Чакра ожидалось, что он будет введен в строй ВМС Индии до октября 2011 года. 1 июля 2011 г. главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий цитируется, что «индийский экипаж теперь полностью готов к эксплуатации подводной лодки., который будет сдан в аренду на 10 лет.

23 января 2012 г. судно было сдано в эксплуатацию в г. Большой Камень под командованием капитана П. Ашокана. Под контролем Индии она отправилась в обратный путь из российского порта Владивосток к его индийской базе Висакхапатнам. Официальное российское объявление о переводе еще не было сделано. INS Чакра был зачислен в ВМС Индии 4 апреля 2012 года.

В так же названный Чакра был Подводная лодка класса Чарли I. арендован Индией у России в 1988–1992 гг.

Авария 2008 года

Российская подводная лодка Нерпа
Дата 8 ноября 2008 г.
Место нахождения Тихий океан, Японское море , у берегов Владивостока
Жертвы
20 убитых
21 раненых
Авария произошла на борту российской подводной лодки К-152 Нерпа

Авария произошла на борту К-152 «Нерпа» 8 ноября 2008 года в 20:30 по местному времени во время испытательного подводного полета в Тихом океане. На момент аварии на борту находились 208 человек — 81 военнослужащий и 127 гражданских лиц. По меньшей мере 20 человек погибли от удушья и еще не менее 21 получили ранения, что стало самой серьезной катастрофой российской подводной лодки с момента затопления « Курска» в 2000 году. Трое из погибших были военнослужащими, а остальные — мирными жителями с Востока, Звезды , Эры и Амура. судостроительные верфи, входившие в приемочную бригаду.

Инцидент был связан с случайным срабатыванием системы пожаротушения, которая закрыла два передних отсека и выпустила в них галон 2402 ( фреон R-114B2), газ дибромтетрафторэтан . По словам выживших, пострадавшие от выброса газа были застигнуты врасплох и, возможно, не были предупреждены вовремя из-за того, что предупреждающие сирены звучали только после того, как газ уже начал поступать. Сообщалось, что некоторые из пострадавших не могли включиться дыхательные комплекты до того, как они задохнутся.

10 ноября в заявлении ВМФ России ответственность за катастрофу была возложена на «несанкционированную операцию» системы пожаротушения на борту « Нерпы» . Предварительное расследование показало, что система сработала автоматически без вмешательства человека. 13 ноября военно-морские следователи заявили, что один из членов экипажа включил систему «без разрешения или каких-либо особых причин».

«Не от отравления, а от удушья»

«Оба вещества – и фреон (хладон 114В2), и тетрахлорэтилен – одинаково воздействуют на человека, – подчеркивает Грунин. – Главное отличие фреона – он быстрее тетрахлорэтилена вытесняет кислород, именно поэтому он и используется в системах пожаротушения. После подачи огнегасящей смеси в замкнутое помещение вытесняется кислород и человек задыхается. Эти выводы подтверждаются многочисленными (более 140) уникальными экспертными исследованиями, в ходе которых установлено, что люди на АПЛ «Нерпа» погибли не от отравления, а от удушья, то есть от нехватки кислорода».

Коллаж Андрея Седых

По мнению полковника юстиции, «не имеет значения, из каких именно компонентов состояла огнегасящая смесь, поскольку при ее подаче в отсек кислород был вытеснен. Учитывая, что огнегаситель был подан Гробовым внезапно, многие, прежде всего спавшие члены экипажа, не успели воспользоваться дыхательными аппаратами. К таким выводам пришли как эксперты в области судебной медицины Приморского края, так и ведущие научные работники Российской академии медицинских наук, имеющие ученые степени кандидатов и докторов медицинских наук».

Данную позицию подтверждает в интервью газете «Известия» и военный прокурор Тихоокеанского флота генерал-майор юстиции Сергей Коломиец.

Для оценки правоты высказываний Грунина и Коломийца прежде всего стоит обратиться к открытым официальным документам.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.