Подводные лодки проекта 971 «щука-б»

Алан-э-Дейл       28.07.2022 г.

Новые «Щуки»


В 1976 году было принято решение о проектировании и постройке новых субмарин. Задание было поручено небезызвестному предприятию «Малахит», на который всегда рассчитывал атомный флот страны. Особенность нового проекта в том, что при его разработке были полностью использованы наработки по «Барракудам», а потому стадия эскизного проектирования и многие расчеты были пропущены, что существенно удешевило сам проект и ускорило проводимые в его рамках работы. В отличие от «предков» семейства 945, проект 971, по предложению инженеров из Комсомольска-на-Амуре, не предполагал использования титана в производстве корпусов. Это было связано не только с огромной стоимостью и дефицитом этого металла, но и с чудовищной трудоемкостью работ с ним. Фактически потянуть подобный проект мог только «Севмаш», мощности которого и так были полностью загружены. На стапели уже были отправлены первые комплектующие… как разведкой были предоставлены сведения о новой американской подлодке типа «Лос-Анджелес». Из-за этого проект 971 был срочно отправлен на доработку.

Уже в 1980 году она была полностью завершена. Еще одной особенностью новых «Щук» было то, что большая часть работ по их проектированию и созданию велась в Комсомольске-на-Амуре. До того тихоокеанские верфи находились на положении «бедного родственника» и выполняли только функции ведомых.

Служба в военно-морском флоте РФ.

5 декабря 2001 г. был подписан акт приемки-передачи и передачи военно-морскому флоту . Перевод в состав Северного флота и включение в состав 24-й дивизии 3 -й флотилии на базе Гадщево происходило до середины 2002 г. Согласно российским источникам, ни система SOSUS , ни ВМС США, ни ВМС Канады не смогли отследить K-335 Gepard . В марте 2003 года подводная лодка вернулась в Гадщево. Затем последовало несколько коротких патрулей в Баренцевом море и еще одно трехмесячное патрулирование в Северном море . В конце сентября 2004 года К-335 вместе с эсминцем « Адмирал Цабаненко» участвовали в маневрах ВМС Франции в Атлантике. С 2005 года проводятся регулярные трехмесячные патрули в Атлантическом и Северном море, а также участие в маневрах в Баренцевом море. 4 июня 2007 года экипаж К-335 получил высшую степень боевой готовности. Первый ремонт и модернизация, вероятно, намечены на 2008 или 2009 годы.

Не пригодился ни для эстонской, ни для российской армий

Будучи русским по происхождению (папа — с Белгородчины, мама из Ленинграда), Димка получился классическим «горячим эстонским парнем». По-другому просто не могло быть. В Таллине, где он родился и вырос, было не принято не то что сквернословить и хулиганить, даже громко разговаривать. И тем более — куда-то спешить. Поэтому не торопясь, он закончил восьмилетку (хоть и был троечником, но зато твёрдым), получил в ПТУ мудрёную специальность наладчика станков-манипуляторов с числовым программным управлением (токарь, умеющий программировать) и пошёл работать на один из местных заводов.

В 1991-м, когда Союз распался, Димка, как и большинство русских, проживавших в Эстонии и имевших российское гражданство, стал никем. Даже на срочную службу в армию его не призвали. Ни в эстонскую, как гражданина другой страны, ни в российскую, как зарегистрированного за границей. Так, возможно, он и жил бы до сих пор в статусе непонятно кого, если бы старший приятель не посоветовал поступить в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники в Санкт-Петербурге. В итоге, хоть и с большим трудом (троечные школьные знания напомнили о себе), в 19 лет Дмитрий Маслов стал первокурсником. А спустя пять лет — в 1998 году — впервые спустился в прочный корпус атомной подводной лодки в офицерском звании.

Фото из архива Дмитрия Маслова и Александра Меркушева
Курсанты ВВМУРЭ им. Попова после тренировки по борьбе за живучесть ПЛ.

Опытный пистолет-пулемёт Гепард (Россия)

Впервые этот ПП был публично продемонстрирован на оружейной выставке в 1997 году в Москве. Он разработан инженером Евгением Коротковым и представляет собой образец, на базе которого можно создать целое семейство пистолетов-пулеметов, оптимально соответствующих требованиям различных служб. Экспериментальные образцы были отстреляны различными патронами более чем 15 различных типов. В каждом случае удалось добиться требуемой скорострельности, обеспечить нормальную управляемость оружия в ходе и достаточно высокую точность.

Но вместе с тем для оптимального функционирования оружия с различными боеприпасами предусмотрена возможность использования различных систем, работающих на разных принципах: свободного затвора, полусвободного затвора, отвод газов из канала ствола, запирание за счет поворотной личины затвора и другие. В сочетании со всем этим может использоваться специальная балансирная система, существенно снижающая отдачу оружия за счет движения и взаимодействия инерционных тел. Пистолет-пулемет имеет оригинальный дизайн.

Благодаря небольшим размерам он может быть использован для скрытого ношения. Разработка произведена на базе автомата АКС-74У. У автомата заимствованы деревянные цевье и накладки, переключатель режимов стрельбы, прицельные приспособления и ствольная коробка. Это значительно упростило конструкцию. Ствол длиной 235 мм имеет четыре правосторонних нареза с шагом 350 мм. На его дульной части устанавливается такой же, как на автомате, пламегаситель или компенсатор новой конструкции. Возможна установка глушителя.

Рукоятка управления огнем изготовлена из ударопрочного полимера заодно со спусковой скобой и расположенной в ее задней части перемычкой. Перемычка соединяет нижнюю часть рукоятки с задней частью ствольной коробки и o6ecпечивает большую жёсткость конструкции. Спусковая скоба на своей передней поверхности имеет выступ для указательного пальца левой руки, что служит повышению устойчивости при стрельбе двумя руками. ПП снабжён откидывающимся влево прикладом.

Пистолет-пулемет спроектирован таким образом, что при сохранении одного и того же ствола и замене нужных деталей обеспечивает стрельбу патронами 9х17 мм Browning Short, 9х18 мм ПМ и ПММ, 9х19 мм Parabellum, различными вариантами патронов из серии РГО, а также экспериментальными патронами 9х30 мм «Гром» с начальной скоростью пули 600 м/с, которые изначально должны были быть основным видом боеприпасов для данного ПП.

Для использования этого патрона предусмотрена замена патронника и в некоторых источниках утверждается, что остальные патроны можно применять без предварительной наладки механизмов и даже вперемешку снаряжая их в один магазин, при этом оружие сохраняет способность стрелять не только одиночными выстрелами, но и очередями(что лично мне кажется сомнительным).После замены ствола и соответствующих деталей можно стрелять патронами 7,62х25 мм ТТ, а также американскими .30М1 и .45АСР. Питание производится из коробчатых магазинов, которые вставляются в рукоятку управления огнем.

Открытые прицельные приспособления взяты от автомата АКС-74У. Они состоят из мушки на высоком основании и L-образного перекидного целика.

Также на базе полноразмерного пистолета-пулемёта разработан вариант, уменьшенный до размеров обычного армейского пистолета.

Тактико-технические характеристики : Патроны — 9х17, 9х18 ПМ, 9х18 ПММ, 9х19, 9х21, 9х30, вес без патронов — 2 кг, длина со сложенным прикладом — 420 мм, длина с разложенным прикладом — 640 мм, длина ствола — 235 мм, высота — 220 мм (при магазине ёмкостью 22 патрона), ширина — 38 мм, темп стрельбы — 600-750 выстр./мин, прицельная дальность — 200 метров, ёмкость магазина — 20,22,30,40 патронов (в зависимотси от типа).

Интересные факты о гепардах

  • Черные линии на морде помогают животному видеть дальше на ярком солнце.
  • Гепарды едва не вымерли во время ледникового периода, поэтому все гепарды являются родственниками между собой.
  • Гепарда отличает особое строение позвоночника, которое позволяет стабилизировать голову во время бега.
  • Гепарды в отличие от больших кошек (льва, тигра, ягуара, леопарда) не умеют рычать, зато умеют мурлыкать как маленькие кошки. Вместо рычания они угрожающе шипят.
  • Несмотря на небольшие размеры головы, укус гепарда по силе совсем немного уступает львиному.
  • Во время погони, температура тела гепарда поднимается до 41 градуса.
  • Гепардов легко приручить, гораздо легче, чем других диких кошек. Но в неволе они плохо размножаются, поскольку в условиях питомника тяжело воссоздать их социальную структуру.
  • Гепарды могут пить воду раз в 3-5 дней, потому что получают жидкость из пищи. Но без пищи они тоже не протянут больше 5-7 дней. Если сил на погоню не останется, гепард умрет от голода.
  • В Азии и Индии в Средние века среди правителей была популярна охота с гепардами. Охотничьи гепарды были очень дороги, потому что в неволе животные почти не размножались, и чтобы выдрессировать охотничьего гепарда, требовалось отловить животное живым в юном возрасте.

Гепард
5 (100%) голосов: 2

Особенности

Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.

При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).

Подводная лодка класса «Акула» строилась на заводе «Севмаш», где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью – более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название – «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом – проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.

Этот же запас плавучести обеспечивает выживаемость корабля в северных широтах, там, где требуется взламывать толстое ледяное покрытие. Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 справлялись с жесткими условиями северного полюса, где толщина льда достигает 2,5 метра с сопутствующими ледяными торосами и наплывами. способность вскрывать ледяную толщу неоднократно демонстрировалась на деле.

Описание конструкции

Лодки проекта 971 выполнены по классической для отечественного кораблестроения двухкорпусной схеме. Прочный корпус атомоходов изготовлен из высокопрочной стали и разделен переборками на шесть отсеков. Он позволяет боевому кораблю погружаться на глубину до 600 метров. Легкий корпус подлодок этого проекта покрыт специальным противорадиолокационным слоем.

АПЛ проекта 971 имеет вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором расположена буксируемая антенна. Также имеются выдвижные носовые горизонтальные рули и два подрулюющих устройства. Хвостовое оперение плавно сопряжено с корпусом, что способствует уменьшению шума во время движения. Корабли этой серии имеют малошумный семилопастный винт с уменьшенной частотой вращения.

Второй отсек разделен на четыре палубы. На первой находится главный пост и аппаратура боевой управляющей системы. Остальные три палубы отведены под жилые, медицинские помещения, также в них расположена часть оборудования общекорабельных систем.

Третий отсек также имеет четыре палубы, здесь находятся механизмы и аппаратура. Включая дизель-генераторную установку, компрессоры, холодильные установки, насосы, часть подъемно-мачтовых устройств.

Четвертый отсек занимает реактор.

Пятый отсек турбинный, в нем находится паротурбинная установка с турбогенераторами и холодильными машинами.

Ограждения выдвижных устройств расположено над вторым и третьим отсеком. Рубка выполнена в виде всплывающей спасательной камеры. Здесь же находится основной вход в субмарину. Благодаря высокой степени автоматизации экипаж подлодок проекта 971 удалось сократить до 73 человек.

Энергетическая установка субмарин этого проекта состоит из водо-водяного реактора ОК-650Б мощностью 190 МВт с четырьмя парогенераторами, а также па­ро­вой од­но­валь­ной па­ро­тур­бин­ной ус­та­нов­кой ОК-9В. Имеются два турбогенератора переменного тока (по 3200 кВт) и двух дизель-генераторов с запасом топлива на 10 суток хода. В первом отсеке расположены две группы аккумуляторных батарей.

Вооружение подлодок проекта 971 из четырех 533-мм торпедных аппаратов и четырех ТА калибра 650 мм. Субмарины могут вести огонь торпедами, торпедо-ракетами («Водопад», «Шквал», «Ветер»), крылатыми ракетами «Гранат». Боекомплект составляет 40 единиц. Через торпедные аппараты также возможна установка мин.

Также на «Щуках-Б» установлен комплекс обнаружения кораблей противника по кильватерному следу «Тукан». Следует отметить навигационный комплекс «Симфония-У», и систему спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ», а также радиолокационный комплекс «Радиан».

Бесшумна и опасна

«Кошачья» серия лодок приходится ближайшей родственницей созданной в нижегородском ЦКБ «Лазурит» АПЛ «Барракуда» проекта 945. Напомним, что эта лодка глубоководная, с титановым корпусом. Сегодня широко известно имя ее главного конструктора — Герой России Николай Кваша. До мая 1990 года успели построить шесть подводных лодок этого типа.

У «Барракуды» был один существенный недостаток. Она была очень дорогой, да и не каждая российская верфь, где делали подводные лодки, могла работать с титаном. Флоту нужна была серия подводных кораблей широкого профиля, дешевых и простых в исполнении. За основу был взят проект 945, но корпус лодки делали из маломагнитной стали. Новую серию лодок отнесли к проекту 971.

Подводная лодка «Гепард». Балтийский флот. 1915 г.

Свое «кошачье» название эта серия АПЛ унаследовала от первых российских лодок начала XX века. Тот, прежний «Гепард» был заложен в сентябре 1913 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Через полтора года лодка уже вошла в строй боевых кораблей. Она участвовала в первой мировой войне, обеспечивая проведение поисковых и разведывательных акций на морских коммуникациях противника. Лодка совершила 15 боевых походов. Но в октябре 1917 года, находясь на патрулировании в Балтийском море, бесследно пропала. Причина трагедии и место гибели не установлены до сих пор.

Серию лодок проекта 971 разрабатывали ленинградцы. Кроме того, что лодки малошумные, они еще и грозные. Торпедно-ракетный комплекс включает суммарный боекомплект — более 40 единиц средств поражения. С лодок могут запускаться крылатые ракеты «Гранат», подводные ракеты и ракеты-торпеды «Шквал», «Водопад» и «Ветер». Лодка может быть использована и как минный заградитель.

С появлением в водах северных морей и на Тихом океане «кошачьих» АПЛ американцам пришлось забыть слова, которые они непрестанно повторяли: «У русских субмарин больше нашего, но они скверно сделаны».

А начальник оперативного отряда ВМС США адмирал Джерми Борда, проанализировав все контакты своих лодок с субмаринами «кошачьей» серии, пришел к выводу, что по малошумности они соответствуют лодкам четвертого поколения.

Обеспокоившись стремительным развитием российского подводного кораблестроения, американская сторона предприняла попытку вовлечь в задуманную операцию международную неправительственную экологическую организацию «Гринпис». Повинуясь заказчикам, та всю свою деятельность перенесла на северные моря, борясь с их ядерным заражением. Как только строительство новых субмарин в России прекратилось, «Гринпис» тут же покинул северную акваторию.

Был и еще один инцидент, связанный с этими лодками. В начале 80-х годов наша страна приобрела уникальные высокоточные металлорежущие станки у японской . Сделка была секретной, но о ней узнала пресса и тут же раструбила по всему миру. Эти станки позволяли применять новые технологии в обработке гребных валов и лопастей винтов, тем самым резко снижая шумность хода субмарины. США, узнав о сделке, тут же объявили «Тошибе» о введении экономических санкций. Но было уже поздно.

ВМФ получит четыре новых атомохода до конца 2020 года

Главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов поделился с планами ввода в боевой состав флотов новейших подлодок и создания перспективных субмарин.

Адмирал подтвердил, что головная лодка проекта 955А “Князь Владимир”, госиспытания которой успешно завершились в ноябре, будет передана ВМФ в нынешнем году. Помимо нее ожидается поступление на флот еще трех стратегических субмарин – многоцелевого атомного подводного крейсера “Казань”, а также подлодок “Князь Олег” и “Новосибирск”. Первую планируют вооружить крылатыми ракетами “Оникс” и “Калибр”. А “княжескую” серию оснастят межконтинентальными баллистическими ракетами “Булава”.

Подлодки из «звериной» дивизии

«Щуки-Б» относятся к подлодкам третьего поколения, первые из которых были переданы ВМФ в середине 1980-х годов. Все субмарины этого проекта вошли в состав двух флотов: Северного и Тихоокеанского. Свои нынешние названия корабли получили уже в постсоветский период — раньше их обозначали кодовым сочетанием букв и цифр.

Лодки, находящиеся в составе ТОФа, названы в честь городов и обитателей моря. А североморские обязаны своими именами первым подлодкам императорского флота — «Пантере», «Гепарду», «Тигру», «Волку», «Вепрю» и «Леопарду». По этой причине военные моряки часто называют 24-ю дивизию субмарин, куда входят «Щуки», «звериной».

Подлодки этого проекта стали «рабочими лошадками», которые помогли сохранить паритет отечественному ВМФ в тяжелые 1990-е годы, а также сыграли важную роль во всех важных событиях последних десятилетий.

Во время военной операции США в Сербии в 1996 году «Волк» наблюдал у берегов Югославии за подлодками стран НАТО, в том числе за американской класса «Лос-Анджелес». В 2012 году неожиданное появление «Щук» в Мексиканском заливе наделало много шума в заокеанской прессе — американцы никак не ожидали увидеть российские корабли в этих водах. Тем более во время учений авианосной группировки ВМС США.

Одна из лодок проекта — «Нерпа» — была специально модернизирована и в 2012 году сдана в лизинг ВМС Индии. Там ее до сих пор эксплуатируют под именем «Чакра».

Сейчас ВМФ усиливает подводную составляющую. В декабре прошлого года спустили со стапелей новую дизель-электрическую субмарину проекта 636.3 «Волхов», названную в честь города в Ленинградской области. На ней установлен ударный ракетный комплекс «Калибр», новейшие системы навигации и шумоизоляции. Подлодка может погружаться на глубину 300 м и находиться в автономном плавании 45 суток. Кроме того, сейчас готовят к передаче в состав ВМФ атомный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта «Борей-А».

Атомные подводные лодки проекта 941 «Акула». Справка

Проект разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» (Санкт-Петербург), возглавляемом генеральным конструктором Игорем Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора Сергея Ковалева.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех.

30 июня 1976 года на стапеле Северодвинского судостроительного завода был заложен головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 941.

23 сентября 1980 года подводный крейсер был спущен на воду, а 12 декабря 1981 года он вошел в состав Северного флота под номером ТК-208.

Лодка вместе с комплексом вооружения стала называться системой «Тайфун».

Оставшиеся в боевом составе Военно-морского флота России две стратегические атомные подводные лодки класса «Акула» (проект 941, по классификации НАТО «Тайфун») не будут вооружаться новейшими баллистическими ракетами «Булава».

Всего за 10 лет было заложено семь «Тайфунов», из которых достроили и сдали флоту шесть. Базировались все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья.

Подводная лодка занесена в книгу рекордов Гиннеса. Это самый большой когда-либо построенный подводный корабль: его длина составляет 172 м, ширина — 23,3 м, осадка — 11,5 м. Внутри стального легкого корпуса располагаются два прочных корпуса диаметром по 7,2 м, разделенных каждый на 8 отсеков. Между ними — 3 прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами калибром 533-мм, кормовой и центральный пост. От такого «катамаранного» расположения корпусов и необычная большая ширина лодки.

Основу системы вооружения «Тайфуна» составляют баллистические ракеты Р-39 надводного или подводного старта с дальностью полета около 8,5 тысяч км. Ракета может нести до 10 разделяющихся боевых частей индивидуального наведения мощностью по 100 килотонн каждая. Р-39 имеет трехступенчатый твердотопливный двигатель, более безопасный в эксплуатации, чем жидкостные на других типах ракет. Всего на одном крейсере 20 пусковых установок. Система управления пуском ракет продублирована и застрахована от несанкционированного запуска. Кроме этого, на борту крейсера находятся 6 торпедных аппаратов для противолодочных ракето-торпед; самонаводящихся торпед против надводных кораблей, а также ЗРК «Игла».

Главная энергетическая установка состоит из двух атомных реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45 000 лошадиных сил, которые вращают два шестилопастных винта в кольцевых направляющих насадках и позволяют развивать подводную скорость 27 узлов.

В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. Субмарина утилизируется в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы».

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ на Северном флоте находятся две подлодки класса «Акула» — ТК-20 «Северсталь» и ТК-17 «Архангельск», построенные в 1989 году и 1987 году соответственно.

Головной корабль этого проекта — ТК-208 — более десяти лет проходил на «Севмаше» капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ. В 2003 году переоборудование ТК-208 было в основном завершено. В июне 2002 года перед спуском на воду ему было присвоено имя «Дмитрий Донской». В декабре 2004 года подписан акт о завершении ходовых испытаний.

«Дмитрий Донской» используется в рамках программы испытаний ракетного комплекса «Булава»; с его борта произведено семь пробных стартов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Размеры субмарины и экипаж

Надводное водоизмещение корабля составляет 8140 тонн, подводное – 10 500 тонн. Максимальная длина корпуса составляет 110,3 м, ширина не превышает 13,6 м. Среднестатистическая осадка в надводном положении приближается к десяти метрам.

За счет того что в конструкции лодки массово применены различные решения по комплексной автоматизации управления ей, экипаж удалось сократить до 73 человек в сравнении с американскими 143 членами экипажа (на «Лос-Анжелесе»). Если сравнивать новые «Щуки» с предыдущими разновидностями этого семейства, то были значительно улучшены условия жизни и работы экипажа. За счет сокращения численности последнего также появилась возможность расположить людей в двух наиболее защищенных отсеках (жилых).

Вооружение кораблей и навигационное оборудование

Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм. Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону. Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.

С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью. АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием. Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».

Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию. Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю. Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.

На Тихом океане в строю продолжают оставаться только одна лодка К-419 «Кузбасс». Самая поздняя лодка К-152 «Нерпа» ввиду недостаточного финансирования была в январе 2012 года передана ВМС Индии в аренду.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2022 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Стадии болезни

У пролапса в зависимости от величины провисания створок и выраженности гемодинамических нарушений есть три стадии:

  1. Прогиб створок не более 6мм. Объем крови, которая попала обратно в левое предсердие, очень мал и не влияет на гемодинамику. Больной чувствует при этом себя хорошо, никаких симптомов нет. На первой стадии заболевание клапана сердца можно обнаружить только при аускультации или на УЗИ. Выявляется патология случайно, во время прохождения профилактического осмотра. Никакого лечения в этом случае не требуется.
  2. Прогиб створок клапана 6-9 мм. Объем крови при регургитации становится выше, появляются клинические признаки заболевания из-за недостаточного поступления крови в большой круг кровообращения. Больной может жаловаться на одышку, тахикардию, головокружение и обмороки, на боли в сердечной области. Требуется назначить дополнительные обследования: при проведении аускультации, ЭКГ или ЭхоКГ можно обнаружить пролапс митрального клапана. В этом случае уже требуется лечение: назначаются медикаментозные средства для коррекции состояния больного.
  3. Выпадение створок более 9 мм. Обратный кровоток уже выражен значительно, присутствуют явные признаки патологии со стороны сердца. При 3 стадии уже не обойтись лекарственными средствами: для коррекции состояния требуется оперативное вмешательство.

В зависимости от выраженности нарушений определяется категория годности юноши к военной службе.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.