Вертолёт ка 52 «аллигатор»

Алан-э-Дейл       12.11.2022 г.

Конструкционные особенности

Вертолет Ка-52К имеет соосную конструкционную схему, которая обеспечивает высокую маневренность и возможность перемещения при сильном боковом ветре около ста километров в час. Смена движения «вперед/назад» происходит буквально за считанные секунды. Такая особенность позволяет летательному аппарату выполнять совершенно непредсказуемые маневры, вопреки ожиданиям противника.

Двухместный аппарат причислен к многоцелевому всепогодному классу вертолетов. Машина предназначена для проведения любых задач не только днем, но и в ночное время. Во втором случае координировать действия и полет помогает второй член экипажа. Пилотироваться летательный аппарат может любым из пилотов, создан он, как и его собрат «Аллигатор», на базе Ка-50, но с определенными модификациями, которые составили около двадцати процентов различных доработок.

Катапульта для вертолета

Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина серийно выпускает боевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор». Действительно, вертолет обладает высокими боевыми характеристиками, превосходящими аналогичные показатели боевых вертолетов зарубежных стран. Главное отличие Ка-52 не только в наличии соосной схемы расположения несущих винтов, но и в имеющейся в распоряжении летчиков спасательной реактивно-парашютной системы, аналогов которой нет ни на одном вертолете мира.

Еще во время боевых действий в Афганистане, когда советская армейская авиация столкнулась с мощной противовоздушной обороной моджахедов, и тем более – с переносными зенитно-ракетными комплексами американского производства типа «Стингер», остро встал вопрос спасения экипажей подбитых машин. Дело осложнялось тем, что при покидании сбитого вертолета примерно половина летчиков погибала под раскрученным несущим винтом. Считалось, что это непреодолимая проблема, решить которую невозможно. Однако решение было найдено. И в настоящее время проблема решена – вертолеты Ка-50 и Ка-52 оснащены системой аварийного покидания, которая позволяет спасти экипаж в критической ситуации.

Проблемой создания реактивно-парашютных средств спасения для экипажей вертолетов в СССР начали заниматься с 1972 года. В семидесятых годах прошлого века на базе научно-производственного объединения «Звезда» были проведены обширные исследования, в результате которых была отработана схема наиболее приемлемого варианта аварийного покидания вертолета – путем катапультирования пилотов вверх с помощью буксирующего ракетного двигателя с предварительным отстрелом лопастей несущего винта. Опытные испытания по отстрелу лопастей проводились на вертолете Ми-4 с выработанным летным ресурсом. Летчик-испытатель вывел вертолет на заданную высоту, включил автопилот, после чего выбрался из кабины и покинул вертолет с парашютом. Как только испытательный вертолет отошел от летчика на безопасное расстояние, по команде с сопровождающего вертолета на Ми-4 произошел отстрел лопастей несущего винта, после чего машина перешла в беспорядочное падение и разбилась. Тем не менее исследователи смогли наблюдать, как ведут себя лопасти после отделения от втулки, с какой скоростью они уходят от вертолета. Эти данные позволили рассчитать момент начала катапультирования, что очень пригодилось в дальнейшей работе. В итоге в СССР было создано первое катапультное кресло для вертолетов – К-37-800. Впервые на действующий вертолет кресло было установлено в конце восьмидесятых годов – на опытную машину Ка-50 с номером 05, который стал эталоном для серийного производства. Здесь стоит отметить, что вертолет Ка-50 стал первым в мире серийным боевым вертолетом с катапультной системой спасения летчика.

Система действовала так: при возникновении неустранимой угрозы для жизни летчика (например, при отказе какой-либо жизненно важной бортовой системы или при получении в бою повреждений, при которых вертолет не может продолжать полет), пилот подтягивает ноги и, взявшись за держки катапульты, энергично дергает их вверх. В этот момент срабатывают специальные пиропатроны, которые буквально перебивают все шесть лопастей несущего винта

В доли секунды лопасти отлетают от вертолета, освобождая пространство над головой летчика. После прохождения команды об отделении лопастей путем подрыва пластической взрывчатки, наложенной на остекление кабины, освобождается проход вверх и вводится в действие буксировочная ракета, которая вытаскивает кресло с летчиком из кабины вертолета. Датчики определяют высоту, скорость и пространственную ориентацию кресла, после чего вводится в действие спасательный парашют. Ракетно-парашютная система К-37-800 обеспечивает спасение летчика в диапазоне высот от 0 метров до 4 километров и при скорости вертолета от 0 до 350 км/ч. Фактически, при возникновении внештатной ситуации летчик может безопасно катапультироваться из вертолета, стоящего на земле.

Эта и другие системы делают Ка-52 «Аллигатор», собранный на ведущем предприятии, входящем в ПРО СМР, уникальным вертолетом, и прогрессовцы могут гордиться качественной и востребованной на авиационном рынке продукцией.

Источник

Отличие Ми 28 от Ка 52

Машины семейства «Ми» отличает невероятная живучесть при обстреле из всех видов стрелкового оружия и ПЗРК. Как показал военный опыт в Афгане и Чечне, милевские машины долетали до аэродрома посадки с повреждённой лопастью несущего винта или даже отстрелянной напрочь, в то же время по статистике процент повреждения рулевых винтов очень небольшой и даже с выведенными из строя хвостовыми винтами, машина на скорости более 200 км/час может произвести посадку, как говорят пилоты, «с торможением об ангар».

Ми 28

В конструкцию Ми 28Н внедрены такие решения, как «система прогрессивного разрушения», это когда крепление кабины, подвеска сидений и устройство шасси обеспечивают целостность членов экипажа при скорости снижения до 13 м/сек. Всё рассчитано так, что при этом двигатели и другие агрегаты машины не придавливают членов экипажа. Проведённые испытания доказали, что эта система работает.

Соосная схема – это прекрасно сбалансированная аэродинамическая система и при повреждении одной из лопастей  камовский вертолёт в этом случае обречён. С двумя винтами, как у Ка 52 увеличивается соответственно в два раза вероятность поражения от средств ПВО.

В отличие от «Аллигатора» у Ми 28Н пушка расположена в носовой части и поэтому сектор обстрела у неё больше, но у Ка 52 она расположена вблизи центра масс, поэтому и стреляет точнее.

Но всё преимущество сосной схемы несущих винтов – лучшая маневренность, хорошая управляемость при боковом ветре и запас мощности, дающий выполнять полёты в горной местности, не разрешают отказаться от Ка 52 как от боевой машины

Немаловажное значение имеет расположение пилотов в «Аллигаторе» рядом с друг другом, это разрешает улучшить взаимопонимание лётчиков в боевой обстановке и расширить сферу обзора. Возможности новейшего комплекса «Вихрь» разрешают управлять ракетами «воздух-воздух» на дальности до 10 километров. Ещё одна особенность сосной схемы несущих винтов – низкий уровень шума, что крайне важно для незаметного подхода к объекту

Ещё одна особенность сосной схемы несущих винтов – низкий уровень шума, что крайне важно для незаметного подхода к объекту. Командование ВС России приняло разумное решение – принять на вооружение обе машины

Ми 28 «Ночной охотник» использовать как ударный вертолёт на поле боя, а Ка 52 «Аллигатор» применять для уничтожения террористических групп и операциях спецназа

Командование ВС России приняло разумное решение – принять на вооружение обе машины. Ми 28 «Ночной охотник» использовать как ударный вертолёт на поле боя, а Ка 52 «Аллигатор» применять для уничтожения террористических групп и операциях спецназа.

Изображения

Ка-52 на выставке «100 лет ВВС России»:

Двигатель ВК-2500П/ПС для Ка-52:

Ка-52 на МАКС-2009:

Сравнительные ТТХ современных ударных вертолётов

Страна и название вертолета

Ми-28Н

Ка-52

AH-64D Apache Longbow (Block III)

Bell AH-1Z Viper

Внешний вид

Год принятия на вооружение

2009

2011

2011

2011

Масс пустого, кг

8095

7800

5165

5580

Масса топлива, кг

1500

1500

1100

н/д

Масса боевой нагрузки, кг

2300

2800

н/д

н/д

Встроенная пушка

1 x 30-мм 2А42

1 x 30-мм 2А42

1 x 30-мм M230

3 x 20-мм M197

Точки подвески

4

6

4

6

Максимальная взлётная масса, кг

12 000

10 800

10 400

8390

Силовая установка

2 ? «Мотор Сич»ВК-2500-02

2 ? «Мотор Сич»ВК-2500

2 ? General Electric T700-GE-701D

2 ? General Electric T700-GE-401C

Мощность двигателя, л. с.

2 х 2200

2 х 2400

2 х 2000

2 х 1800

Максимальная скорость, км/ч

300

310

265

300

Практическая дальность (без ПТБ), км

450

520

480

680

Практический потолок, м

5000

5500

5900

6100

Скороподъёмность, м/с

13,6

10,0

12,3

14,2

Стоимость, млн USD

~8,0

~27,0

52,0-61,0

27,0-31,0

Страна и название вертолета

Augusta Westland T129

Eurocopter Tiger

Denel AH-2 Rooivalk

Kawasaki OH-1 Ninja

Внешний вид

Год принятия на вооружение

2012

2003

1999

2000

Масс пустого, кг

2530

3060

5730

2450

Масса топлива, кг

н/д

1100

1470

н/д

Масса боевой нагрузки, кг

1200

н/д

1560

н/д

Встроенная пушка

3 x 20-мм 197B

1 x 30-мм GIAT 30

1 ? 20-мм F2

Точки подвески

4

4

6

4

Максимальная взлётная масса, кг

5000

6600

8750

4000

Силовая установка

2 ? LHTEC CTS800-4A

2 ? Rolls-Royce MTR390-E

2 ? Turbomeca Makila 1K2

2 ? Mitsubishi TS1-10QT

Мощность двигателя, л. с.

2 х 1360

2 х 1464

2 x 1500

2 x 890

Максимальная скорость, км/ч

280

290

280

280

Практическая дальность (без ПТБ), км

550

740

700

550

Практический потолок, м

6000

4000

6100

н/д

Скороподъёмность, м/с

11,3

14,0

13,3

н/д

Стоимость, млн USD

43,0-53,0

39,0

~40,0

н/д

Страна и название вертолета

Harbin Z-19

CAIC WZ-10

HAL LCH

HESA Shahed 285

Внешний вид

Год принятия на вооружение

2011

2013 (план)

н/д

Масс пустого, кг

2350

5400

3000

820

Масса топлива, кг

н/д

н/д

н/д

н/д

Масса боевой нагрузки, кг

н/д

1500

н/д

н/д

Встроенная пушка

1 ? 23-мм

1 ? 23-мм

1 ? 20-мм

1 ? 7,62-мм

Точки подвески

4

4

4

2

Максимальная взлётная масса, кг

4500

7500

5500

1450

Силовая установка

2 ? WZ-8A

2 ? Pratt & Whitney Canada PT6C-67C

2 ? HAL/Turbomeca Shakti

1 ? Allison 250-C20J

Мощность двигателя, л. с.

2 x 850

2 x 1530

2 x 1200

1 x 420

Максимальная скорость, км/ч

245

н/д

275

225

Практическая дальность (без ПТБ), км

700

н/д

700

800

Практический потолок, м

4900

н/д

6000

4150

Скороподъёмность, м/с

9,0

н/д

12,0

7,0

Стоимость, млн USD

н/д

н/д

~22,0

н/д

Глаза и уши

Чтобы жить дольше, вертолёт должен засекать вражескую бронетехнику быстрее, чем его обнаружит ПВО противника. Быстрый и глазастый — живой вертолёт.

В двухтысячные годы обе винтокрылые машины обзавелись бортовыми радиолокационными станциями(РЛС). У Ми-28 это тот самый странный шар над винтом, заметный на машинах некоторых модификаций. Расположили РЛС там не случайно: аккуратно приподнимаясь над складками местности или лесом, вертолёт высовывает радар, подобно перископу подводной лодки. Это помогает раньше обнаружить врага и принять решение — атаковать или убегать. У Ка-52 РЛС располагается в носовой части корпуса.

Ми-28Н(фото: Евгений Лебедев)

Кроме прочего, обе машины обладает обзорно-прицельными и тепловизионными системами, позволяющей работать по целям ночью, в непогоду или при сильном задымлении.

Рейтинг:

Ми-28 — 4,5 баллаКа-52 — 4 балла

2К52 станок радиально-сверлильный переносной. Назначение и область применения

Радиально-сверлильный переносной станок модели 2К52 предназначен для обработки отверстий в средних и крупных деталях в единичном, мелкосерийном и серийном производстве.

На станке можно выполнять: сверление, рассверливание, зенкерование, развертывание, нарезание резьбы и растачивание отверстий. Наиболее эффективно может быть использован при обработке отверстий, расположенных под углами в разных плоскостях крупногабаритных деталей, в инструментальных, ремонтных, экспериментальных, сборочных и производственных цехах.

Станок состоит из следующих основных узлов: основания, колонны, корпуса, рукава, каретки, сверлильной головки, механизма зажима колонны, системы подачи охлаждающей жидкости и электрооборудования.

На основание устанавливается колонна с корпусом и рукавом, а с торца к нему крепится бак для охлаждающей жидкости.

Колонна представляет собой стальную трубу, установленную в цоколе на двух подшипниках. В цоколе размещены часть электроаппаратуры и механизм зажима колонны.

Корпус представляет собой чугунную отливку жесткой формы и является базовой деталью для сборки коробки скоростей, механизма перемещения корпуса по колонне механизма зажима корпуса на колонне.

В нише корпуса смонтировано электрооборудование.

На лицевой стороне корпуса расположены рукоятки управления коробкой скоростей, механизмом перемещения бочки по колонне и пульт управления.

Рукав крепится к корпусу четырьмя прихватами. По направляющим рукава перемещается каретка с закрепленной на ней сверлильной головкой. Поворот рукава вокруг своей оси осуществляется рукояткой через червячную передачу.

Сверлильная головка представляет собой чугунную отливку, в которой смонтированы шпиндель, коробка подач и штурвальное устройство.

Шпиндель станка имеет широкий диапазон регулирования частоты вращения и может пространственно ориентироваться за счет разворота рукава и сверлильной головки.

Станок оснащен устройством обработки отверстий на заданную глубину и устройствами, предохраняющими от перегрузок по крутящему моменту и осевой силе. При обработке крупногабаритных деталей вне рабочей поверхности плиты станок выставляется с помощью винтовых опор. Обработку мелких деталей рекомендуется производить на коробчатом столе, установленном на плите стола.

Отличительной особенностью станка данного типоразмера является наличие поворотной колонны и монтаж каретки сверлильной головки на направляющих рукава па подшипниках качения, что значительно повышает удобство эксплуатации станка.

Станок изготовляется для эксплуатации в условиях умеренного климата, по заказу для эксплуатации в условиях тропического климата, а также для обработки деталей в дюймовой системе измерений.

Электрооборудование станка может быть выполнено для тока питающей сети с частотой 50 и 60 Гц и напряжением 220, 380, 400, 415, 440, 600 В.

По заказу станок выполняется с электромеханическим зажимом колонны, а также с системой подачи охлаждающей жидкости в зону резания.

Класс точности станка Н по ГОСТ 8—77.

Шероховатость обработанных поверхностей в зависимости от выполняемых работ R = 80-20 мкм.

Эксперт: Сирия показала, что Ка-52 — лучший ударный вертолет

Арсеньевская авиационная (холдинг «Вертолеты России») намерена построить в 2018-2019 годах около 50 единиц Ка-52 «Аллигатор». Об этом рассказал глава холдинга Андрей Богинский.

Ка-52 — очень удачный вертолет, который опережает своих прямых конкурентов практически по всем характеристикам, заявил корреспонденту Федерального агентства новостей военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

Указанные выше цифры очень похожи на реальные, так как в 2017 году было построено 27 «Аллигаторов». К слову, в пресс-службе холдинга отметили, что эти вертолеты будут поставлены как Вооруженным силам России, так и на экспорт. Так, в 2020 году «Прогресс» планирует заключить контракт с Египтом на поставку Ка-52К (вариант вертолета морского базирования — прим. ред.).

Военный аналитик добавляет, что поначалу работа «Аллигаторов» в Сирийской арабской республике осложнялась некими проблемами с противотанковыми ракетами «Вихрь», однако со временем все недочеты были устранены.

По словам собеседника ФАН, в настоящее время в мире почти нет реальных конкурентов для Ка-52. Многие западные военные эксперты сравнивают его с американским McDonnell Douglas AH-64 Apache и даже заявляют, что российский «Аллигатор» может ему проигрывать, однако Алексей Леонков не согласен с этой оценкой.

Отметим, соосная схема дает также преимущество в грузоподъемности, что позволяет ударному вертолету нести больше систем вооружения и боеприпасов. Примечательно, американские военные в настоящее время пытаются создать свою версию вертолета с сосной схемой винтов, однако работы пока находятся в зачаточном состоянии.

Боевой разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» серийно выпускается для армии Российской Федерации с 2010 года. Воздушное судно предназначено для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы, вертолетов и других летательных аппаратов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток.

История создания

Проявив себя, как эффективное средство поддержки пехоты, вертолеты прочно заняли свое место в структуре войск. Также военные ощутили весь потенциал применения ударных вертолетов, способных решать задачи недоступные для самолетов и артиллерии, а также прикрывать наступающие войска. Основываясь на всем этом, в СССР был разработан легендарный вертолет Ми-28 «Крокодил», который долго был наилучшим ударным вертолетом в мире. Однако со временем были выявлены его недостатки. Десантное отделение, за которое он получил прозвище «летающий БМП», использовалось редко и снижало остальные показатели машины. Перед конструкторами стала задача разработать новый исключительно ударный вертолет, превосходящий по боевым характеристикам и «Крокодила», и американский «Апач», серийно выпускаемый с середины 80-х годов. Так был создан Ка-50 «Черная акула».

Ка-50 был построен по соосной схеме (излюбленное решение камовцев). Такая схема расположения несущих винтов позволяет существенно увеличить маневренность вертолета, избавиться от рулевого винта, расположенного в хвосте, снизить общую массу и длину машины. С другой стороны вертолет становится сложнее и дороже в производстве и обслуживании, также от пилота требуется большее мастерство управления вертолетом. Однако основной проблемой было количество членов экипажа. В Ка-50 пилот одновременно управлял и вертолетом и системой вооружения, что отрицательно сказывалось на боевой эффективности вертолета, а иногда и служило причиной гибели машины. Этот недостаток был исправлен на Ка-52 «Аллигатор».

Внешне Ка-52 очень похож на своего предшественника Ка-50, так как является его прямой модернизацией. Вертолет также выполнен по соосной схеме, однако теперь в экипаж входит не один, а два человека: пилот и оператор вооружения, сидящие рядом. Благодаря этому боевая эффективность существенно возросла, а учитывая то, что системы управления вертолетом и огнем дублированы, можно сделать вывод, что вертолет может, помимо выполнения боевых задач, предназначаться также для обучения личного состава. 

Кинематическая схема радиально-сверлильного станка 2К52-1

Кинематическая схема радиально-сверлильного станка 2к52-1

Кинематическая схема станка содержит четыре кинематические цепи: вращения шпинделя, подач, вертикального перемещения рукава и зажима колонны.

Цепь вращения шпинделя

Вращение шпинделя от электродвигателя М передается через коробку скоростей, приводной вал У, конические зубчатые колеса 39-40; 41-47 на цилиндрическую передачу 26-27. Передвижные блоки 8-7-6-5 и 43-44 коробки скоростей обеспечивают восемь ступеней частоты вращения шпинделя в диапазоне от 63 до 1600 мин».

Цепь подач

Вращение от шпинделя через цилиндрическую передачу 25-32, коробку подач, червячную передачу 38, 51, зубчатые колеса 50 передается на рейку 49 пиноли шпин-деля.

Тройным блоком 28-29-30 обеспечивается получение трех механических по-дач 0,125; 0,2; 0,315 мм/об.

Включение механической подачи осуществляется рукоятками штурвального устройства в направлении „На себя». Тонкая ручная подача осуществляется махови-ком при включении рукоятки в положение „Тонкий ручной подвод инструмента».

Ручной подвод инструмента, а при необходимости и ручная подача, произво-дятся рукоятками штурвального устройства (XII вал), при выключенной муфте А (движение рукояток „От себя»).

Цепь вертикального перемещения рукава

Вертикальное перемещение рукава осуществляется посредством конической пары 15-16, которая передает вращение гайки винта подъема 17 от электродвигателя М.

Изменение направления перемещения рукава производится реверсом электро-двигателя, а точная установка по высоте (опускание) осуществляется рукояткой поворота рукава, установленной на хвостовике подпружиненного зубчатого колеса 18.

Цепь зажима колонны

Для привода зажима колонны применяется электромеханическая головка.

Вращательное движение, получаемое от электродвигателя М, посредством планетарного редуктора и гайки преобразуется в поступательное движение винта 54, который, воздействуя на гильзу, осуществляет зажим-разжим колонны.

Вертолет КА 52 — история создания «Аллигатора»

Существует несколько ключевых факторов, которые обусловили особенности в процессе создания двухместного прототипа семейства вертолетов Камова нового поколения.  За основную базу для новой разработки взяли вертолет Черная акула — К 52 Аллигатор стал модернизацией легендарного Ка-50.

  • во-первых, нужен был уклон перепрофилирования в многофункциональный на тактико-техническом уровне, ударный вертолет;
  • во-вторых, в условиях интенсивного боя стала очевидной перегрузка, которую испытывал единственный пилот. Поэтому, двухместный Ка-52 стал решением этой проблемы.

Коллаж-макет Ка 52 опытного образца от ОАО «Камов»

ОАО «Камов» имея наработки по теме подобного рода ударного вертолета, приступило к их реализации. Генеральный конструктор Сергей Михеев поставил задачу разработки лучшего по всем показателям ударного геликоптера для российских ВВС.

Исходя из требований времени и средств, отзывов военных, эволюционировала и хронологическая схема создания Ка-52.

История в цифрах и фактах

  • в начале 90-х годов к-52 рассматривался исключительно как двухместная версия «Черной акулы»;
  • 1994 год ознаменовался презентацией макета нового вертолета;
  • в июне 1997 года состоялся успешный первый испытательный вылет Ка-52, который фактически был переделан из «Черной акулы»;
  • в 2008 году состоялись их первые полеты. Десятилетия потребовались конструкторам для выпуска двух новых опытных вертолетов Ка-52;
  • в 2010-11 годах  серия испытаний и учений позволила начать серийное производство Ка-52.

Запуск в производство

2006 год оказался счастливым: в деле продвижения камовской машины состоялся масштабный прорыв. Основным соперником «Аллигатора» считался Ми-28Н КБ им. Миля, долгое время опережавший его по перспективам дальнейшего производства. Обе машины оказались настолько хороши, что Министерство обороны долгое время не могло выбрать лучшую, но в конце концов приняло соломоново решение. В серию был запущен и милевский «Ночной охотник», и «Аллигатор». Вертолет Ка-52 первоначально предполагалось поставить на вооружение подразделений спецназа, а Ми-28Н сделать общевойсковым образцом. Планы эти со временем изменили, хотя обе замечательные машины нашли широкое применение в Российской армии. Базовое производство размещено в Приморье, на Арсеньевском авиазаводе.

Особенности конструкции Ка 52 Аллигатор

Изначальное планирование конструкции как усовершенствования фюзеляжа «Черной акулы» в ходе строительства К-52 Аллигатор было заменено полной переработкой носовой части до шпангоута №18. Существенные изменения были внесены в конструкцию кабины, спроектированную под 2 членов экипажа.

Схема КА-52

Для жизненно важных сегментов вертолета предусмотрена дополнительная защита либо дублирование. Характерная черта К-52 — вертолет имеет возможность управления и стрельбы обоими членами экипажа.

Это значительно повышает боевые возможности «Аллигатора», повышая его мобильность и живучесть на поле боя. Оборудование вертолета изготовлено из качественных материалов, в т. ч. драгметаллов. Системы управления, настройка контроля и безопасности отвечают всем требованием современного военного вертолетного строения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.