Устройство и принцип работы подводной лодки

Алан-э-Дейл       16.11.2023 г.

Оглавление

История [ править ]

USS  Nautilus , первая атомная подводная лодка.

Самая маленькая атомная подводная лодка NR-1 ВМС США .

Идея для атомной подводной лодки впервые была предложена в ВМС Соединенных Штатов по лаборатории военно — морских исследований «s Росс Ганн в 1939 году.

Строительство первой атомной подводной лодки в мире стало возможным благодаря успешному развитию двигательной установки ядерной группы ученых и инженеров на военно — морских реакторы отделения в Бюро суден и Комиссии по атомной энергии . В июле 1951 года Конгресс США санкционировал строительство первой атомной подводной лодки Nautilus под руководством капитана Хаймана Дж. Риковера , USN (имеющего название вымышленной подводной лодки капитана Немо Nautilus в книге Жюля Верна « Двадцать тысяч лье ниже»). Море и еще один USS Nautilus  (SS-168) , с отличием прослуживший во время Второй мировой войны ).

Westinghouse Corporation было поручено построить свой реактор. После того , как подводная лодка была завершена в Electric Boat Company , первая леди Мами Эйзенхауэр сломал традиционную бутылку шампанского на Наутилуса » лук, и подводная лодка в эксплуатацию USS  Nautilus  (SSN-571) , 30 сентября 1954 года На 17 января В 1955 году он покинул Гротон, штат Коннектикут , чтобы начать ходовые испытания . Подводная лодка имела длину 320 футов (98 м) и стоила около 55 миллионов долларов.

Советский Союз вскоре последовали Соединенные Штаты в разработке атомных подводных лодок в 1950 — х годах. Стимулируемые разработкой « Наутилуса» в США, в начале 1950-х годов в Физико-энергетическом институте в Обнинске под руководством Анатолия Павловича Александрова, впоследствии возглавившего Курчатовский институт , Советы начали работу над ядерными реакторами . В 1956 году первый советский двигательный реактор, разработанный его командой, начал эксплуатационные испытания. Тем временем группа проектировщиков под руководством Владимира Перегудова работала над корпусом, в котором разместился бы реактор.

Преодолев множество препятствий, включая проблемы парообразования , утечки радиации и другие трудности, первая атомная подводная лодка, созданная на основе этих совместных усилий, К-3 Ленинский комсомол класса проекта 627 Kit , названная НАТО подводной лодкой класса «ноябрь » , вступила в строй. в ВМФ СССР в 1958 г.

Ядерная энергия оказалась идеальной для силовой установки стратегических подводных лодок с баллистическими ракетами (SSB), значительно улучшив их способность оставаться под водой и оставаться незамеченными. Первой в мире действующей атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) был военный корабль США  Джордж Вашингтон с 16 ракетами Polaris A-1 , который провел первое патрулирование ПЛАРБ с ноября 1960 по январь 1961 года. Советы уже имели несколько ПЛАРБ проекта 629 (Golf класс) и были всего лишь год после США с их первой ПЛАРБ, злополучный к-19 из проекта 658(Гостиничный класс), введен в строй в ноябре 1960 года. Однако этот класс нес такой же трех ракетный вооружение, что и Golf. Первым советским ПЛАРБ с 16 ракетами был проект 667А (класс «Янки») , первый из которых поступил на вооружение в 1967 году, к тому времени в США была введена в эксплуатацию 41 ПЛАРБ, получившая название « 41 за свободу ».

Атомная подводная лодка класса VMF » Тайфун» является самой большой подводной лодкой в мире.

В разгар холодной войны примерно по пять-десять атомных подводных лодок вводились в эксплуатацию с каждой из четырех верфей советских подводных лодок ( Севмаш в Северодвинске , Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге, Красное Сормово в Нижнем Новгороде и Амурский завод в Комсомольске-на- Дону. -Амур ). С конца 1950-х до конца 1997 года Советский Союз, а затем и Россия построили в общей сложности 245 атомных подводных лодок — больше, чем все другие страны вместе взятые.

Сегодня шесть стран размещают в той или иной форме стратегические подводные лодки с ядерными двигателями: США, Россия, Франция, Великобритания, Китай и Индия. Несколько других стран, включая Аргентину и Бразилию, имеют текущие проекты на разных этапах строительства атомных подводных лодок.

В Соединенном Королевстве все бывшие и нынешние атомные подводные лодки британского Королевского флота (за исключением трех: HMS  Conqueror , HMS  Renown и HMS  Revenge ) были построены в Барроу-ин-Фернесс (на BAE Systems Submarine Solutions или на ее предшественнице. ВСЕЛ ), где продолжается строительство атомных подводных лодок. Conqueror — единственная атомная подводная лодка, которая когда-либо атаковала вражеский корабль торпедами, потопив крейсер ARA  General Belgrano двумя торпедами Mark 8 в 1982 году.Фолклендская война .

Основные элементы конструкции корпуса судна — катера

1 — настил палубы; 2 — бимс; 3 — карлингс; 4 — обшивка кокпита; 5 — слань; 6 — комингс кокпита;
7 — кормовая переборка; 8 — транец; 9 — моторная ниша; 10 — форштевень; 11 — киль;
12 — бортовая (наружная) обшивка; 13 — планширь; 14 — скуловой стрингер; 15 — палубный стрингер; 16 — полубимс; 17 — скуловая кница; 18 — бортовой стрингер.

Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень — переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.

Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней — старнпост, через который проходит гребной вал, и задний — рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).

Стрингеры — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — кильсоны.

Карлингсы — продольные подпалубные связи.

Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией. В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Бимсы — поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком, крайний кормовой отсек — ахтерпиком.

Привальный брус:

— продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;

— деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Планширь — плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.

Комингс — конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

Слань, или пайол — щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Факторы увеличения

В связи с этим есть несколько соображений. Увеличение глубины позволяет улучшать маневренность подлодки в вертикальной плоскости, поскольку длина боевого корабля обычно составляет не менее нескольких десятков метров. Таким образом, если он находится в 50 метрах под водой, а его габариты в два раза больше, перемещение вниз или вверх чревато полной потерей маскировки.

Кроме того, в водных толщах имеется такое понятие, как «тепловые слои», которые сильно искажают гидролокационный сигнал. Если уходить ниже их, то подлодка становится практически «невидимой» для следящего оборудования надводных кораблей. Не говоря уже о том, что на больших глубинах такой аппарат намного сложнее уничтожить любым имеющимся на планете оружием.

Чем больше глубина погружения подводных лодок, тем прочнее должен быть корпус, способный выдерживать невероятные давления. Это, опять же, на руку общей обороноспособности корабля. Наконец, если предел глубины позволяет ложиться на океанское дно, это также повышает невидимость подлодки для любого локационного оборудования, имеющегося в распоряжении современных систем отслеживания.

Где строят и проектируют подводные лодки в России

Крупнейший судостроительный комплекс России это конечно же завод АО “ПО “Севмаш”.Хвалить его работы можно бесконечно, ведь именно он выпустил в морские глубины монстра, который является самым быстроходным, самым глубоководным и самым тихим кораблем страны. 

Большой цикл строительства и различных испытаний падает на долю данного завода. Атомные энергетические установки вылетают оттуда как горячие пирожки, развивая защиту нашей страны. 

Севмаш

Лидирующий завод, который активно использует в своей работе многолетний опыт и современный подход  к производству. Трудовой коллектив имеет возможность реализовывать наукоемкие проекты за счет высокотехнологичного оборудования. Основными его направлениями является:

  • техника для добывания нефти и газа;
  • судостроение;
  • изготовление технической продукции для промышленности (нефть, газ, машиностроение);
  • утилизация, ремонт и модернизация кораблей;
  • проектирование новых субмарин.

Как уже было сказано выше, этот завод создал самые популярные субмарины “золотая рыбка” и “Комсомолец”.

Адмиралтейские верфи

Еще одно популярное место где строят подводные лодки в России. Завод сам по себе довольно молодой, открытие его состоялось 12 лет назад. При этом, используя опыт своих предшественников, инженеры выпускают мощные плавучие конструкции не атомного типа.

Адмиралтейские верфи модернизируют суда гражданского и военного назначения и активно сотрудничают с другими странами, предлагая свои услуги и продукцию. Завод находится во второй столице Санкт-Петербурге. 

Специалисты гордятся выпуском своих ледоколов, которые пользуются спросом как у нас в стране, так и за рубежом. 

ЦКБ МТ “Рубин”

Завод можно смело назвать мировым лидером в активном развитии кораблестроения. Более 120 лет развивается их деятельность, постоянно улучшая качество готовых конструкций. Производство обширное, выпускаются дизельно-электрические и атомные подводные лодки. В их деятельность входит:

  • научно-исследовательская деятельность в кораблестроении;
  • изготовление ледостойких платформ;
  • гарантийный ремонт и модернизация субмарин;
  • судостроение.

Данное вооружение активно используется в морском флоте, для учений и показательных выступлений. При этом оно также активно используется и в промышленных целях и для военной защиты

СПМБМ “Малахит”

Ведущее конструкторское бюро в России, которое выпускает в свет проекты морской техники, как стандартного вида, так и с атомной установкой. Испытания, которые проводятся на заводе, позволяют с точностью до мелочей воспроизводить поведение судна под водой, исключать возможные опасности и поломки.

Высшей точкой их производство стала первая советская атомная субмарина с жидкометаллическим реактором. 

На сегодняшний день проецирование не стоит на месте, внедрение современных технологий позволяет изготавливать безопасные и маневровые подводные лодки как для промышленных целей, так и для защиты от нападений с других стран.

Центр судоремонта “Звездочка”

Если предыдущие заводы активно специализируются на строительстве подводных машин, то “Звездочка” является их основным доктором. Конструкторы активно работают над модернизацией и ремонтов подводных кораблей, переоборудуют их для длительного дальнейшего использования.

Помимо этого, в центре активно развита утилизация старых кораблей, что может позволить себе не каждое предприятие. Заниматься подобным можно только в специально оборудованном помещении, без вреда окружающей среде. Также, на заводе идет активное производство корабельных двигателей и моторов. 

ЧЕРТЕЖИ МОДЕЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

(Приложение, листЗ)

Ознакомившись с краткой технической характеристикой современных подводных лодок, можно приступить к постройке модели.

Для изготовления модели прилагаются чертежи в натуральную величину.

На чертеже первом дан общий вид и вид сверху. Назначение этого чертежа:

  • 1) создать полное представление о предстоящей работе;
  • 2) использовать чертеж для монтажа готовых деталей и
  • 3) изучить на нем специальные морские названия отдельных деталей и узлов и назначение их.

Модель подводной лодки имеет длину 800 мм, ширину 70 мм, высоту 75 мм, осадку 55 мм и высоту надводного борта 20 мм. Ее надводное водоизмещение равно 1 540 граммам, а ее подводное водоизмещение разно 2 050 граммам.

На нижних чертежах даны семь сечений корпуса модели подводной лодки. Показаны рубка, орудия, двери, люки и другие детали, а также общий вид модели для более ясного представления о сборке отдельных деталей и узлов. Дана общая схема рулевого устройства и монтаж носовых рулей.

Компоновка

Лодка имеет размеры 60см длина и 7,5см диаметр. Внутренний диаметр 71мм. Заглушки заходят на 2.5см каждая.

Внутри корпус поделен на «отсеки».

  • 1 — аккумулятор и приемник
  • 2 — цистерна
  • 3 — насос
  • 4 — сервы и регуляторы хода
  • 5 — главный мотор

Цистерна должна находиться по середине, чтобы лодка погружалась горизонтально (не было дифферента).

Элеметны крепления изготовлены из листового пористого ПВХ толщиной 5мм. Затем они стягиваются на железных шпильках, расположенных вдоль корпуса. Заднюю заглушку тоже следует закрепить на шпильках, чтобы обеспечить жесткоть узла с мотором и тягами рулей.

Изначально для управления мотором и насосом использовались регуляторы хода. Но реверс у них на много медленнее прямого вращения, что не удобно для насоса.
Во время испытания я не ставил отдельную схему питания UBEC и использовал встроенный BEC на 1 ампер. Т.к. мне пришла бракованная серва, которая заклинивала, в этот момент ток подскакивал и палил весь регулятор. Может и не весь, но он больше не работал как положено. Так я спалил 3 регулятора и решил сделать схему с микро-переключателями. Она очень простая и обеспечивает симметричное вращение вперед/назад. Но стабилизатор питания на 3 ампера все таки лучше поставить.

Мотор 550-ой серии избыточен для модели такого размера, можно поставить меньше. Крепится он шурупами на специальный кронштеин к задней заглушке. Соединение с валом через латунную муфту.

Так же стоит поставить модули Fail-safe на каналы насоса и двигателя. Двигатель настраивается на выключение, а насос на продувку цистерны.

Все чертежи на отдельной странице.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Подводной лодкой называют военный корабль, предназначенный для плавания как в надводном, так и в подводном положениях.

Назначение подводных лодок — нести охрану, производить разведку, вести дозор, участвовать в различных боевых операциях.

Вооружение, мощность механизмов, снаряжение зависят от величины подводной лодки и от ее водоизмещения.

По устройству корпуса современные подводные лодки подразделяются на однокорпусные, полуторакорпусные и двухкорпусные.

Однокорпусные имеют только один прочный корпус. Балластные цистерны у них расположены внутри прочного корпуса. Это лодки малого водоизмещения.

У полуторакорпусных лодок прочный корпус частично: закрыт легким, а у двухкорпусных имеется два корпуса: внутренний — прочный и наружной — легкий.

Между прочным и легким корпусами у них размещаются балластные цистерны и цистерны для жидкого топлива. Лодки этого типа имеют большое водоизмещение.

В море подводная лодка может находиться в трех положениях: в надводном, или крейсерском, в позиционном и в погруженном (подводном).

Водоизмещение во всех этих положениях у нее различно и равно объему и весу воды, вытесненной корпусом подводной лодки.

В первом случае подводная лодка имеет запас плову-чести за счет незаполненных балластных цистерн.

При частичном заполнении балластных цистерн она погружается до палубы.

В этом положении, называемом позиционным, обеспечивается действие артиллерии, но сокращается время полного погружения.

При внезапном погружении заполняются балластные цистерны и лодка быстро переходит в подводное положение. Но бывает трудно принять то количество балласта, которое вместе с весом корпуса равнялось бы весу вытесненной воды. При этом возможны три случая. Первый,- когда лодка всё-таки примет водяной балласт в количестве, равном весу лодки; тогда она в погруженном положении будет слушаться руля и управляться. Второй, — когда вес корпуса с балластом будет больше веса вытесненной воды, тогда лодка будет стремиться погружаться еще глубже (падать на глубину). И третий, — когда вес корпуса с балластом будет меньше веса вытесненной воды, то тогда лодка будет стремиться всплыть на поверхность воды.

Исходя из задач, подводные лодки строят разной величины — от 300-600 тонн водоизмещением до 1 200-1 500 и даже до 4 300 тонн. В настоящее время существуют подводные лодки водоизмещением 20-30 тонн — малютки. Длина современных подводных лодок колеблется от 22 до 120 м. Дальность плавания их достигает 20 тысяч морских миль. Скорость хода надводная достигает 21, а подводная — 12 узлов, или 12 морских миль в час.

До сих пор на подводных лодках устанавливают два двигателя. Для движения под водой используют электромоторы с питанием от мощных аккумуляторов. Зарядка производится от двигателя внутреннего горения, под которым лодка движется в надводном положении. Недостаток их заключается в том, что для очередной зарядки подводная лодка должна всплывать на поверхность.

На современных подводных лодках имеются радиостанции, позволяющие поддерживать двустороннюю связь на очень больших расстояниях, примерно до 3 000 морских миль.

Сигналы SOS

Об аварии с субмарины подавали условные сигналы, которые первыми были услышаны в Главном штабе ВМФ. Искажения не давали определить, с какой точно лодки поступают сигналы. Наконец, через час с лишним их приняли, как аварийные, и стали делать все возможное по быстрому спасению команды и корабля. В период времени с 12.34 до 13.10 из Северодвинска вышел спасательный отряд кораблей: буксир и подлодки. Около 13.00 дня на место аварии двинулись следующие суда:

  • Гидрографический корабль «Колгуев»;
  • Рыболовецкая плавательная база «Алексей Хлобыстов»;
  • Рыболовецкий траулер СРТ-6121;
  • Атомный крейсер «Киров».

С неба тоже была предпринята помощь в качестве многомоторного Ил-38, способного летать в течение длительного времени над океаном. Перед экипажем самолета стояла задача: обнаружить лодку и поддерживать связь с береговыми пунктами командования, регулярно рапортуя о складывающейся обстановке. А также обследовать район аварии на предмет находившихся там кораблей и судов, чтобы наводить их на зону катастрофы. Буквально за 50 минут самолет снял вооружение и установил на его месте необходимые для спасения аварийные контейнеры.

К сожалению, посадка гидросамолетов на воду была невозможна из-за больших волн в этом районе. Патрульный норвежский самолет «Орион» первым обнаружил белый дым, исходящий от «Комсомольца». Через несколько минут подоспела помощь: «Алексей Хлобыстов», поднявший на борт 25 оставшихся в живых моряков и 5 погибших. Как только людей подняли на плавбазу, судовые врачи и медики, доставленные с крейсера «Кирова», стали делать все возможное, чтобы помочь выжившим. Все моряки прошли медикаментозное лечение, в результате чего у большинства состояние было признано удовлетворительным. Это тем более удивительно, если вдуматься, что мужчины провели в ледяной морской воде практически 1,5 часа.

«Потаённое судно»

В 1720 году на Галерном дворе Санкт-Петербурга появился неграмотный крестьянин Ефим Никонов. Это случилось после того, как царю подали его челобитную: мол, берусь построить боевой корабль, который «будет ходить в воде потаённо». Пётр I заинтересовался, встретился с умельцем и приказал принять его на работу для постройки действующего образца.

Никонов справился за год. Его субмарина была похожа на огромную деревянную бочку, скреплённую железными обручами. Погружаться она должна была, впуская вовнутрь себя воду, всплывать – после её откачивания ручным насосом. Первое ходовое испытание проводили на Неве в присутствии царя. Изобретатель, перекрестившись, спустился внутрь «бочки». Однако погружение пошло слишком быстро, она ударилась о дно, дала течь и Никонова едва спасли.

Ещё несколько раз, после очередных доделок, умелец пытался совершить погружение, но всякий раз аппарат давал течь. Уже при Екатерине I «проект» закрыли, самоучку разжаловали в плотники и отправили строить корабли в далёкую Астрахань.

Макет потаенного судна Ефима Никонова, испытанного на озере Разлив в присутствии Петра I. Wikimedia Commons / Serguei Fadeev (CC BY-SA 3.0)

Впоследствии попытки создания российского подводных кораблей делались не раз. В 1880–1881 годах военное ведомство получило 50 субмарин конструкции Степана Джевецкого. Это были первые подлодки России, выпущенные серийно. Они несли службу на Балтике и в Чёрном море.

Ближайшее будущее корабля

Исходя из потребности российского ВМФ, иметь в строю до 10 боеспособных подводных ракетоносцев, на самом высоком уровне принято решение о поддержании кораблей проекта 667БДРМ в высокой степени технической готовности. Техническое состояние всех шести кораблей, находящихся в составе 31-й дивизии, на данный момент удовлетворительное. Самый новый из всех ракетоносцев этого проекта — подводная лодка К-18 «Карелия» — прошла в 2010 году капитальный ремонт. По предварительным данным срок службы корабля продлен еще на 10 лет. Аналогичные мероприятия коснулись и других субмарин проекта 667БДРМ. Предполагается, что вся дивизия в полном составе сможет достойно нести боевое дежурство до 2025 года.

Перспективы российских подводных ракетоносцев на сегодняшний день выглядят не совсем радужно. Остро встает вопрос об обеспечении технической базы действующих кораблей, ресурс которых естественным образом подходит к концу

В планах командования ВМФ по модернизации отечественного флота, подводные лодки проекта 667БДРМ занимают сегодня важное место. Именно они должны обеспечить обороноспособность страны на переходный период до тех пор, пока в строй не войдут новые подводные лодки, пока не закончится модернизация субмарин других классов

Внешний вид и устройство ПЛ «Варшавянка»

Идеально обтекаемая форма данной ДЭПЛ «Варшавянка» была спроектирована по результатам многочисленных тестов. Эксперименты с формой длились до появления подлодки такого же типа в США, названной «Алькабор», китообразный корпус которой был повторен в советской субмарине.

Такая форма позволяет уменьшить гидросопротивление и плыть быстрее. Кроме того, корпус такого вида дополнительно снижает шумность, т.к. трение минимально. В дополнение к этому всему, эта ПЛ минимально отражает эхолокационные сигналы благодаря особому покрытию.

Как известно, конструкция лодки двух составная, в основе которой лежит легкий и прочный корпус. Пространство между ними заполнено цистернами главного балласта. На самом корпусе есть массивная рубка легкого типа для защиты выдвижных устройств и антенн. Находится она прямо над вторым отсеком лодки.

На носу лодки, который разделен на две палубы, расположены шахты торпедных аппаратов сверху и гидролокационная антенна, снизу, она служит для обнаружения целей. Двигаясь к корме, можно насчитать шесть отсеков.

После носовой части идут первые три отсека на три палубы.

В первом находятся торпедные аппараты на верхней палубе, в средней размещается часть экипажа, ведь одна из жилых палуб именно там. В самом низу стоят аккумуляторы.

Второй отсек можно расценивать как командный пункт, на его трех уровнях обустроены центральный пост, штурманская и радиорубка соответственно.

Третий отсек, с двумя жилыми палубами и помещением для аккумуляторов, является последним трехпалубным отсеком.

Дизельная подводная лодка проекта «Варшавянка» оснащена двумя типами двигателей расположенных в трех последних отсеках. Так, в четвертом отсеке расположен дизельный мотор. В соседнем отделении установлен электрический агрегат, а в самом конце расположились силовые установки такого же типа, но меньшие по мощности. Их главная задача – обеспечение экономного хода.

Как я усовершенствовал подлодку

Сначала хотел просто отремонтировать субмарину, но потом решил ее полностью перестроить. Тем более что к тому времени уже оканчивал судостроительный институт.


Покоряю подводный мир Финского залива

Старый корпус я разрезал и удлинил, теперь лодка приняла сигарообразную форму. Вместо педалей появились три двигателя — два бензиновых по 80 лошадиных сил и один электрический, система подруливания, видеокамера и прожектор на днище и что-то вроде выдвижного перископа — это тоже видеокамера.

Расширил рубку, и теперь в лодке помещаются 2 человека.

Строил лодку в обыкновенном деревянном сарае в промзоне на окраине города. Вся эта эпопея со строительством — от первого педального варианта до нынешнего — затянулась почти на 25 лет.

АПЛ «Белгород»

Согласитесь, название такое чистое, светлое, жизнерадостное. «Белый город»… Так сразу и не скажешь, что эта атомная подводная лодка (АПЛ) способна в прямом смысле решать судьбу целых империй.

Это настоящие оружие апокалипсиса, после применения которого мир уже никогда не будет прежним.

Начнем с того, что это – первая в мире подводная лодка пятого поколения.

Да, у лодок, как и у истребителей, автомобилей и даже стиральных машин – тоже имеются поколения. В данном случае, пятое поколение означает, что лодка предназначена для совершенно другого принципа ведения войны.

Все предыдущие поколения подлодок должны вступать в бой непосредственно. То есть они сами по себе являются носителями оружия.

А вот «Белгород» для нанесения ударов использует что-то типа «посредников» – т.е. другие подводные лодки. Только маленькие и… беспилотные.

Да, «Белгород» – это, своего рода, станция для базирования подводных ядерных аппаратов, именуемых после 2018 года звучным именем «Посейдон».

Каждый такой «Посейдон» способен двигаться на глубине 1000 метров на расстояние в 10 000 км (цифра ориентировочна, реальные характеристики засекречены) и нести термоядерный заряд мощностью до 100 мегатонн (максимальная характеристика, которая предполагается).

Разберем эти цифры подробнее:

  • Глубина 1000 метров – это гораздо глубже, чем передвигаются обычные подводные лодки и их торпеды. На такой глубине, фактически, «Посейдон» очень сложно обнаружить и практически невозможно уничтожить
  • Дальность 10 000 км означает, что «Посейдон» можно запустить, например, из нашего Баренцева моря и он спокойно доберется до побережья США

Насчет 100 мегатонн – это я, конечно, сильно сомневаюсь. Вряд ли кто-то будет использовать в «Посейдонах» столь мощный заряд (это в 6000 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму). Даже самая мощная бомба, когда либо испытанная человечеством (советская «Царь-бомба») имела в 2 раза меньшую мощность.

Да, 100 мегатонн чисто технически создать можно, но такая бомба при взрыве под водой создаст чудовищные цунами высотой до 500 метров.

Конечно, для США это будет иметь катастрофические последствия, но не забываем, что океан у нас общий, а значит, волны от взрыва разойдутся по всему миру. Часть их достигнет и Европы, и Африки, и Южной Америки и даже самой России. А это уже совершенно не тот эффект, на которой стоило бы рассчитывать.

Конечно, если использовать «Посейдоны» именно как оружие возмездия, то есть последний выстрел в ядерной войне, тогда да. Тогда уже «хоть трава не расти», как говорится. Но, надеюсь, что до этого не дойдет и «Посейдоны» зарядят чем-то менее слабым – для боевого воздействия на отдельные участки берега, а не на весь мир.

Такой «Посейдон» средней мощности, взорванный под водой, может, например, одним разом уничтожить всю авианесущую группировку (авианосец и множество кораблей сопровождения). Или смыть какую-нибудь морскую базу НАТО. Или разрушить прибрежный промышленный район. В общем, применений может быть масса.

Литература и источники информации

  • Branfill-Cook Roger Torpedo: The Complete History of the World’s Most Revolutionary Naval Weapon. — Barnsley, England: Seaforth Publishing, 2014. — 256 с. — ISBN 9781848322158
  • А.Е. Тарас История подводных лодок 1624—1904. — Москва: ACT, 2002. — 240 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 5-1 7-007307-0
  • А.Е. Тарас Торпедой — пли! История малых торпедных кораблей. — Минск: Харвест, 1999. — 368 с. — (Библиотека военной истории). — 11000 экз. — ISBN 985-433-419-8
  • Кузьмин А. Записки по истории торпедных катеров. — Москва: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. — 136 с.
  • А.Е. Тарас История торпедных катеров XIX-XX веков. — Минск: Харвест, 2005. — 416 с. — (Библиотека военной истории). — 2500 экз. — ISBN 985-13-3025-6

Ссылки

General construction of torpedo tubes(англ.)The Fleet Type Submarine Online 21-Inch Submerged Torpedo Tubes(англ.)Wikipedia(англ.)Rotating central torpedo tubes(англ.)Подводные ЛодкиProjekt Torpedo Vorhaltrechner (пол.)S-Boote in der Kriegsmarine 1935—1945(нем.)

Послевоенные дизель-электрические подводные лодки

По окончании Второй мировой войны развитие подводных лодок происходило под сильным влиянием достижений германского флота. Германский Кригсмарине успел разработать весьма эффективные подводные аппараты, но, к счастью для союзников, поставить их на вооружение и использовать по назначению уже не удалось.

Боевая субмарина проекта 877 (тип «Варшавянка») ВМФ России

Советские конструкторы на базе германской подводной лодки серии XXI разработали лодку проекта 613 водоизмещением 1350 т. Ее энергетическая установка состояла из двух дизелей и электродвигателей. Вооружение включало 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата. Под водой лодка развивала скорость хода до 13,1 узла, в надводном положении — до 18,3 узла. Командование ВМФ СССР планировало построить сразу 340 таких лодок. С 1950 по 1957 г. удалось изготовить 215 единиц, что стало рекордной цифрой серийного выпуска подводных лодок в отечественном кораблестроении.

Примерно тогда же в Советском Союзе была разработана более крупная лодка проекта 641. Эта субмарина водоизмещением 1950 т имела на вооружении сразу 10 торпедных аппаратов (6 носовых и 4 кормовых) калибра 533 мм. Боезапас составлял 22 торпеды или 32 мины. Всего было построено 75 таких подводных кораблей.

Советская подлодка проекта 641

Новые германские лодки проекта 212 оснащаются гибридной двигательной установкой. Под водой используются аккумуляторные батареи, а для плавания в надводном положении — традиционный дизель-генератор. Лодка имеет водоизмещение 1830 т. Под водой она может идти со скоростью до 20 узлов, скорость надводного хода — 14,2 узла. Вооружение состоит из 6 торпедных аппаратов.

Высоким спросом на мировых рынках вооружений пользуются советские/российские подводные лодки проекта 877 «Варшавянка» и аналогичные им лодки проектов 636 и 677.

Подводная лодка проекта 613 советских ВМС

По проекту 877 изготовлено около 50 лодок. Они имеют водоизмещение 3950 т и оснащены энергетической установкой мощностью 3750 л. с. Скорость подводного хода достигает 17 узлов, надводного — 10 узлов. Вооружение состоит из 6 торпедных аппаратов.

Следует отметить, что наряду с традиционным торпедным вооружением многие современные дизель-электрические подводные лодки имеют и ракетное вооружение, причем крылатые и противокорабельные ракеты запускаются из стандартных торпедных аппаратов.

Подводная лодка номер U-31 проекта 212 ВМФ Германии

С 1990 по 2003 г. было построено 6 дизель-электрических подводных лодок типа «Коллинз» — единственных типов подводных лодок ВМФ Австралии. Эти субмарины водоизмещением 3353 т — настоящие гиганты среди дизель-электрических «одноклассниц». Их вооружение составляет 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов с боезапасом 22 торпеды. Вместо торпед могут использоваться ракеты «Гарпун» (боезапас 22 ракеты) или мины (44 штуки).

Таким образом, в течение полувека подводная лодка превратилась из плавсредства, способного лишь на непродолжительное время уходить под воду, в совершенный боевой корабль. Такое судно способно длительное время находиться под водой, перемещаться с высокой скоростью и поражать цели не только в море, но и на суше.

Субмарина типа «Коллинз» ВМФ Австралии

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.