Оглавление
- Деятельность ОБСЕ
- Старая Европа нуждается в азиатской «свежей крови»
- Основные цели и задачи
- От океана до океана
- Три измерения ОБСЕ
- Модернизации на основе БМП-3
- Миссия ОБСЕ в Приднестровье
- Критика
- ОБСЕ и урегулирование конфликтов
- Решения ОБСЕ
- Государства-участники
- Функции и задачи ОБСЕ
- Цель специальной мониторинговой миссии
- Сводный бюджет
- История создания
- Новейшая история ОБСЕ
Деятельность ОБСЕ
ОБСЕ осуществляет свою деятельность и принимает решения на основе правила консенсуса. Их обязанности и обязательства носят политический характер
Обе эти особенности придают этой Организации особый характер, поскольку она является самой важной региональной организацией после Организации Объединенных Наций. Его отношения с другими международными организациями и учреждениями развиваются в духе сотрудничества и координации, стараясь не дублировать их соответствующие задачи
Организациями, с которыми ОБСЕ поддерживает отношения сотрудничества, являются, в основном, ООН и связанные с ней организации, Европейский союз , НАТО , СНГ и Совет Европы .
С другой стороны, в ОБСЕ входят 11 стран-партнеров по сотрудничеству. 5 азиатских партнеров ( Афганистан , Австралия , Япония , Республика Корея и Таиланд ), а также 6 средиземноморских партнеров ( Алжир , Египет , Израиль , Иордания , Марокко и Тунис ).
ОБСЕ имеет дело с сетью миссий на местах, распределенных по всему ее географическому пространству, задачей которых является содействие разрешению существующих или нерешенных конфликтов, в которые вовлечены некоторые государства-участники. Миссии ОБСЕ разбросаны по Юго-Восточной Европе ( Босния и Герцеговина , Хорватия , Сербия , Албания и Северная Македония ); Восточная Европа ( Молдова , Беларусь , Украина ); Кавказ ( Грузия , Азербайджан , Армения ); и Средней Азии ( Казахстан, Туркмения , Кыргызстан , Таджикистан , Узбекистан ).
Дискуссии и обсуждения, ведущие к принятию решений, направлены на совершенствование, создание и мониторинг политической базы ОБСЕ в ее трех измерениях: военно-политическое измерение; человеческое измерение; экономико-экологический аспект. Эти три измерения соответствуют широкому подходу, который ОБСЕ применяет к безопасности, определяя себя в качестве главного инструмента раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в своей области. Точно так же 57 государств-участников пользуются равным статусом, основанным на совместном подходе к развитию своих функций в качестве региональной организации по безопасности и сотрудничеству на всем своем географическом пространстве.
Старая Европа нуждается в азиатской «свежей крови»
В 2010 году Казахстан – первый среди государств СНГ, Азии, мусульманского и тюркоязычного мира – за всю историю одной из самых авторитетных организаций на евразийском пространстве становится председателем ОБСЕ.
Встреча в рамках Саммита в Астане, 2010 г.
Одна из важнейших и сложнейших задач – собрать в одном месте в одно время глав государств – членов организации. Ведь если есть конфликты и недомолвки, решать их лучше сообща, сидя лицом к лицу с оппонентом. Со времени последней такой встречи прошло 11 лет.
Саммита в Астане могло бы и не быть. Представители европейских держав не очень-то хотели ехать в далёкий Казахстан. Для сбора на высшем уровне президенты предлагали столицы Европы, с одной оговоркой: «Только не у меня, давайте у соседа». Компромисс был найден: гостеприимные двери распахнула Астана.
Саммит в Астане 2010 г.
Декларацию в Астане приняли с большим трудом. Главы государств никак не хотели идти на уступки друг другу. Но именно эта декларация во многом изменила политику и приоритеты ОБСЕ.
Основные цели и задачи
Почтовая марка СССР, 1985 год: 10 лет СБСЕ
Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
- «Первая корзина», или политико-военное измерение:
- контроль над распространением вооружений;
- дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
- меры по построению доверительных отношений и безопасности;
- «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:
- «Третья корзина», или человеческое измерение:
- защита прав человека;
- развитие демократических институтов;
- мониторинг выборов;
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.
От океана до океана
С самого начала своего председательства Казахстан чётко обозначил приоритеты.
«Мы переходим к новому уровню безопасности и сотрудничества в более широких координатах: от океана до океана. Речь идет о формировании единого пространства безопасности в границах четырёх океанов, от Атлантического до Тихого и от Северного Ледовитого до Индийского», – пояснил Нурсултан Назарбаев.
Казахстан обозначил приоритеты
За год удалось добиться немало. Некоторые эксперты отметили, что организация заметно ожила, когда бразды правления перешли Казахстану. В военно-политическом направлении был продвинут «процесс Корфу». Также возобновили диалог по Договору об обычных вооружённых силах в Европе.
Саммит в Астане 2010 г.
Во время председательствования Казахстана в ОБСЕ не всё проходило гладко. К уже имеющимся проблемам прибавились новые, которые также следовало решать. Серьезной угрозой региональной стабильности стала революция в Кыргызстане. ОБСЕ первой из международных организаций отреагировала на кризисную ситуацию. Действующее председательство немедленно направило своих представителей в Бишкек.
Революция в Бишкеке / Фото с сайта rferl.org
Астанинская декларация стала ключевым документом по дальнейшей работе организации. Прописную истину: если пожар у соседа, то никаких гарантий нет, что он не перекинется к тебе, заверили документально. В декларации отметили: безопасность в регионе ОБСЕ неразрывно связана с безопасностью всех прилегающих территорий, в частности, Средиземноморья и Азии. Именно поэтому в документе подчеркнута необходимость оказания помощи Афганистану в становлении стабильного, независимого, процветающего и демократического государства.
Афганистан, Кабул, 18.01.2010 / Фото reuters.com
Казахстан не остаётся в стороне и всегда поддерживает действия организации в урегулировании затяжных конфликтов
Отдельное внимание уделяется деятельности ОБСЕ в связи с ситуацией в Украине и работе Специальной мониторинговой миссии
Акция протеста на Украине 29.11.2010 / Фото с сайта cipe.org
По-другому пошла работа ОБСЕ по экономической и экологической тематике. О мировом кризисе заговорили открыто и с высоких трибун. На III Астанинском экономическом форуме обсуждали причины глобального финансово-экономического кризиса. А продвижение аральского вопроса способствовало успешному проведению, совместно с ООН и ЕС, донорской конференции в декабре 2010 года в Алматы. Но на этом всё не закончилось. Казахстан продолжает вести работу по использованию потенциала ОБСЕ в области охраны окружающей среды, в том числе и в решении проблемы Арала, а также эффективного управления водными ресурсами в Центральной Азии.
Решение проблемы Арала – одна из важных задач / Фото с сайта ekoavrasya.net
Однако важным приоритетом на экономико-экологическом треке ОБСЕ для Казахстана было и остается объединение Азии и Европы. Только вместе страны смогут решить любую экономическую, экологическую проблему и обеспечить безопасность всем участникам.
Саммит в Астане 2010 г.
Три измерения ОБСЕ
Военно-политическое измерение
Деятельность в военно-политической сфере ведут четыре органа:
- Консультативная комиссия по открытому небу, созданная для осуществления Договора по открытому небу (ДОН),
- Совместная консультативная группа – для осуществления Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)
- Форум по сотрудничеству в области безопасности,
- Комитет по вопросам безопасности, занимающийся проблемой транснациональных угроз.
В рамках этой деятельности можно выделить следующие направления:
- разработка мер укрепления доверия и безопасности (МДБ), сформулированных в Венском документе в редакции от 2011 г.,
- продолжение выполнения Договора по открытому небу,
- внедрение Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности,
- исполнение решений, сформулированных в специфических документах по вопросам применения стрелкового оружия и легких вооружений (СОЛВ), а также обычных боеприпасов,
- широкое распространение Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин и содействие выполнению резолюции 1540 Совета безопасности ООН о нераспространении ядерного, химического и биологического оружия.
Экономическое и экологическое измерение
За координацию экономической и экологической деятельности отвечает Бюро Координатора по экономической и экологической деятельности. В его работе можно выделить следующие направления:
- разработка мер по повышению экономического доверия,
- оценка экономических последствий торговли людьми,
- переработка токсичных и радиоактивных отходов,
- подготовка проектов управления водными ресурсами в региональном масштабе.
Человеческое измерение
Человеческое измерение охватывает обязательства и деятельность государств-участников в области:
- укрепления основных свобод и прав человека,
- развития правового государства и демократии,
- защиты свободы СМИ,
- борьбы с нетерпимостью и дискриминацией.
Государства-участники взяли на себя обязательство организовывать выборы на демократической основе и приглашать представителей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) для наблюдения за проведением голосования.
Деятельность организации, относящаяся к человеческому измерению, проводится главным образом независимыми институтами: Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Верховным комиссаром по делам национальных меньшинств (ВКНМ), представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ (ПВСС), а также каждой из полевых миссий ОБСЕ, мандаты которых охватывают данный вид деятельности.
ОБСЕ располагает также механизмами для деятельности в области человеческого измерения, позволяющими реагировать на серьезные нарушения обязательств ОБСЕ в сфере прав человека. Франция недавно участвовала в задействовании Московского механизма в связи с нарушениями прав человека в Чечне (2018 год) и послевыборным кризисом и репрессиями в Беларуси (2020 год).
Модернизации на основе БМП-3
Новый аппарат, из-за многочисленных вопросов и недостатков при большом потенциале, сразу же получил дальнейшее развитие. В ходе работы появились следующие машины:
- БМП-3К, командный вариант, отличается большой насыщенностью средствами управления и связи. Более мощная рация Р-173, действующая до 40 км;
- БМП-3Ф, машина для морской пехоты и сил, дислоцированных в прибрежной зоне. Способна противостоять волнению до 3х баллов и держаться 7 часов на воде;
- БМП-3М, усовершенствованная модель, с повышенной огневой мощью и защитой. Распознает технику противника за 4,5 км, броня выдерживает 12,7-мм бронебойные пули;
- БМП-3 c активной защитой «Штора-1», эффективно противостоящая ПТУРам противника;
- БМП-3 с боевым модулем «Бахча-У», превращающая БМП в противотанковую систему, поражающую на расстоянии 5,5-6 км;
- БМП-3М «Драгун», с измененной компоновкой, мотор снова впереди, усиленным двигателем и боевыми модулями с новым орудием 2А75 125-мм;
- БМП-3 «Деривация», оснащенная необитаемым модулем с 57-мм пушкой.
Представленные изменения далеко не все, что было сделано с момента принятия БМП-3 на вооружение. В разные годы появлялись машины, предназначенные для ремонтно-эвакуационных работ, разведки, разминирования и даже прокладки дорожного полотна.
Некоторые образцы признавались удачными и попадали в серию, какие-то остались только прототипами. Потенциал БМП не израсходован полностью. Машина получилась неоднозначная, но удачная по своим характеристикам для выполнения более сложных задач, нежели доставка и поддержка пехоты на поле боя.
Миссия ОБСЕ в Приднестровье
Организация
по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) открыла Миссию в Молдове в
феврале 1993 года. Мандат Миссии на тот момент предусматривал содействие в
нахождении мирного решения конфликта между центральным правительством страны и
Приднестровским регионом. Миссия базируется в Кишиневе с действующим филиалом в
Тирасполе и офисом в Бендерах.
Главной
задачей Миссии является помощь в достижении долгосрочного, всеобъемлющего
политического урегулирования приднестровского конфликта; укрепление независимости
и суверенитета Молдовы; а также достижение договоренности об особом статусе
Приднестровья. В ее задачи также входит предоставление рекомендаций и
экспертных знаний по правам человека и правам меньшинств, и демократическим
преобразованиям. ОБСЕ играет ключевую роль в переговорном процессе в целях
окончательного, всеобъемлющего и устойчивого урегулирования приднестровского
конфликта. С 2005 года этот процесс, известный как «5+2», включает ОБСЕ, Россию
и Украину в качестве посредников, а также Европейский Союз и Соединенные Штаты
в качестве наблюдателей (переговорный процесс возобновлен в 2011 г.). Миссия
работает с обеими сторонами с целью укрепления доверия между людьми, живущими
по обе стороны Днестра. Миссия также участвует в качестве наблюдателя в работе
Объединенной контрольной комиссии, которая является контрольным органом
Совместных миротворческих сил, и сформирована из делегаций Российской
Федерации, Молдовы и Приднестровья, с участием Украины в качестве
дополнительного наблюдателя.
Критика
https://youtube.com/watch?v=hKgbGpWh0lM
Итальянский журналист в ЛНР: Дальше врать уже нельзя
Ещё в 2004 году на заседании Постоянного совета ОБСЕ страны СНГ (за исключением Грузии) сделали общее заявление, в котором критиковали организацию за нарушение провозглашённых в Хельсинки принципов невмешательства во внутренние дела и уважения суверенитета государств.
Действия ОБСЕ в конце концов начали беспокоить и европейских политиков.
Поль-Мари Куто, депутат Европарламента в 1999—2009 гг., заявил в 2008 году:
ОБСЕ — это организация с давней историей, но которая очень часто себя дискредитирует. Бюро (БДИПЧ) очень часто высказывает мнения, вдохновителями которых являются США. |
В ноябре 2014 года политики — австриец Эвальд Штадлер и итальянец Алессандро Муссолини — возмутились позицией ОБСЕ по выборам в Донбассе, так как ОБСЕ не отправила наблюдателей на выборы.
В 2015 году Сергей Лавров раскритиковал некоторые структуры ОБСЕ за превышение полномочий, а также уличил офис ОБСЕ по свободе СМИ в двойных стандарта. Об этом же в апреле 2016 года говорила и представитель МИД РФ Мария Захарова, когда сразу после запрета на работу украинскому телеведущему Савику Шустеру последовала мгновенная реакция от представителя ОБСЕ по свободе СМИ Дуньи Миятович, в то время как вопиющая ситуация с российскими журналистами на Украине осталась без её внимания.
Минское перемирие
После очередных минских договорённостей, заключённых в феврале 2015 года (Минск-2), ОБСЕ обязали контролировать отвод конфликтующими сторонами тяжёлого вооружения. По непонятным причинам сотрудники специальной комиссии тщательно фиксировали и докладывали об отводе украинской военной техники, а об отводе вооружения ополчением умалчивалось. Всякий раз правительству ДНР и ЛНР приходилось вызывать сотрудников миссии и указывать на конкретные единицы, отведённые с линии фронта. Другими словами, ОБСЕ не проявляла должного внимания и самостоятельно не выполняла мониторинговую миссию со стороны Донбасса, а порой и вовсе отказывалась фиксировать факты отвода. По словам председателя Народного совета ДНР Андрея Пургина, до минских договорённостей все заявки на передвижение, куда бы они не писались, всегда обеспечивались. После видеоконференции контактной группы, проведённой 25 февраля 2015 года, эти «технические трудности», как сказал Пургин, были устранены, судя по тому, что уже 26 февраля отвод техники наблюдали представители ОБСЕ.
ОБСЕ и урегулирование конфликтов
Окончание холодной войны позволило сотрудничеству
прийти на смену
конфронтации в отношениях Востока и Запада. Однако стабильность на пространстве
ОБСЕ вновь оказалась под угрозой из-за внутренних вооруженных конфликтов, вспыхнувших в отдельных государствах, и напряженность внутри стран быстро оттеснила
на задний план противоречия между ними. Главной задачей СБСЕ в 1990-е годы стало уже не обеспечение форума для диалога двух противостоящих друг другу военных союзов, но раннее предупреждение, предотвращение конфликтов, регулирование кризисов
и постконфликтное восстановление.
Приняв в 1990 году Хартию для новой Европы, государства-участники задали
ОБСЕ новое направление развития, начав процесс ее преобразования из механизма политических переговоров в организацию
с постоянно действующими институтами, собственными структурами на местах и другими возможностями для оперативных действий по обеспечению новых потребностей безопасности в эпоху после холодной
войны. В декабре 1994 г. решением будапештской
встречи на высшем уровне СБСЕ переименовано в ОБСЕ — Организацию по
безопасности и сотрудничеству в Европе (это название действует с 1 января 1995
г.). И наряду с продолжающейся работой в области мер укрепления доверия и контроля
над вооружениями ОБСЕ приняла на себя новые функции и
расширенные полномочия по раннему предупреждению, предотвращению,
урегулированию конфликтов и постконфликтному восстановлению.
В
этом ключе были согласованы следующие документы, определяющие полномочия,
инструменты и механизмы ОБСЕ и ее структур на всех стадиях конфликта, а именно:
Парижская Хартия для новой Европы, принятая в 1990 г.; Пражский документ по
дальнейшему развитию институтов и структур СБСЕ, принятый в январе 1992 г.;
Хельсинкский документ «О вызове времени перемен», принятый в июле 1992 г.;
документ Стокгольмской встречи Совета министров, принятый в декабре 1992 г.;
Стамбульская Хартия европейской безопасности 1999 года; решение Совета
министров №8 от 2002 г. «О роли действующего председателя ОБСЕ»; Стратегия ОБСЕ
по противодействию угрозам безопасности в XXI веке, 2003 г.; «Астанинская
памятная декларация: навстречу сообществу безопасности», 2010 г.; и постановление
Совета министров № 3/11 от 2011 г. «Элементы конфликтного цикла, связанные с
повышением потенциала ОБСЕ по раннему предупреждению, срочным действиям,
содействию диалогу, поддержке посредничества и постконфликтному
восстановлению». Эти документы соответствуют резолюциям Генеральной Ассамблеи
ООН A/RES/65/283 (2011), A/ RES/66/291 (2012) и A/RES/68/303 (2014) об
укреплении функции посредничества в мирном урегулировании споров,
предотвращении и разрешении конфликтов.
Решения ОБСЕ
Решения, принимаемые странами-участницами организации, занимают отдельное положение в системе международных актов. Они являются в большей степени политическими, а не правовыми (договорными) нормами. Их соблюдение не становиться обязательным для государств, а нарушение не несет за собой практически никаких мер ответственности для нарушителя.
Еще одной проблемой при принятии какого-либо решения в этой организации становиться принцип соглашения всех участников. Все страны-участницы ОБСЕ имеют равный статус и «вето», наложенное хотя бы одним из участников приводит к отклонению документа.
Кроме того, в последнее время в адрес организации все чаще звучат обвинения в применении двойственных стандартов при принятии мер политического или экономического характера.
В настоящее время ОБСЕ является крупнейшей межрегиональной организацией в мире. Ее влияние распространяется не только на европейский континент, но и на другие регионы. Организация предпринимает различные шаги по укреплению международного сотрудничества, обеспечению безопасности и предотвращению преступлений против личности.
Государства-участники
Участники ОБСЕ
Государство | Государство |
---|---|
Австрия Австрия | Мальта Мальта |
Азербайджан Азербайджан | Молдавия Молдавия |
Албания Албания | Монако Монако |
Андорра Андорра | Монголия Монголия |
Армения Армения | Нидерланды Нидерланды |
Белоруссия Белоруссия | Норвегия Норвегия |
Бельгия Бельгия | Польша Польша |
Болгария Болгария | Португалия Португалия |
Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина | Россия Россия |
Ватикан Ватикан | Румыния Румыния |
Великобритания Великобритания | Сан-Марино Сан-Марино |
Венгрия Венгрия | Сербия Сербия |
Германия Германия | Словакия Словакия |
Греция Греция | Словения Словения |
Грузия Грузия | США США |
Дания Дания | Таджикистан Таджикистан |
Ирландия | Туркмения Туркмения |
Исландия Исландия | Турция Турция |
Испания Испания | Узбекистан Узбекистан |
Италия Италия | Украина Украина |
Казахстан Казахстан | Финляндия Финляндия |
Канада Канада | Франция Франция |
Кипр Кипр | Хорватия Хорватия |
Киргизия Киргизия | Черногория Черногория |
Латвия Латвия | Чехия Чехия |
Литва Литва | Швейцария Швейцария |
Лихтенштейн Лихтенштейн | Швеция Швеция |
Люксембург Люксембург | Эстония Эстония |
Македония Македония |
Партнеры по сотрудничеству
Средиземноморские | Год | Азиатские | Год |
---|---|---|---|
Алжир | Афганистан | 2003 | |
Египет | 1995 | ||
Израиль | Южная Корея | 1994 | |
Иордания | Таиланд | 2000 | |
Марокко | Япония | 1992 | |
Тунис | Австралия | 2009 |
Функции и задачи ОБСЕ
ОБСЕ создавалась в период Холодной войны для уменьшения напряженности между государствами коммунистического блока и Западом. Схожими задачами она занимается и сегодня. Главная функция – обеспечение безопасности в европейском регионе. ОБСЕ занимается предотвращением военных столкновений, ликвидацией их последствий, урегулированием международных кризисов. Направления деятельности ОБСЕ можно разделить на три большие группы:
- военно-политическую;
- экономическую;
- гуманитарную.
К «военной» группе относятся: миротворческие миссии, кибербезопасность, контроль вооружений, полицейские операции. ОБСЕ способствует реализации международных договоров. Например, в штаб-квартире организации проходят ежемесячные консультации по выполнению Договора об открытом небе.
Во вторую группу входят вопросы, связанные с экономической безопасностью государств-членов организации. Отдельно следует выделить усилия ОБСЕ на повышение транспортной и энергетической безопасности, управлению миграционными потоками. Ассамблея проводит целый ряд программ, направленных на защиту окружающей среды: утилизацию отходов, управление водными ресурсами и др.
Штаб-квартира ОБСЕ находится в Вене
Государства, вступившие в ОБСЕ, взяли на себя серьезные обязательства по соблюдению прав человека и его основных свобод. Контроль их выполнения – третье направление деятельности. ОБСЕ активно противодействует торговле людьми, способствует укреплению демократических институтов в разных странах, продвигает идеи гендерного равенства, поддерживает неправительственные организации и ратует за свободу прессы. Кроме того, наблюдатели ОБСЕ регулярно участвуют в проведении выборов.
Цель специальной мониторинговой миссии
Цель данной мирной гражданской миссии – в беспристрастном, непрерывном и объективном наблюдении за сложившейся украинской ситуацией, способствовании диалога между конфликтными сторонами, а также систематической отчетности на основании полученных сведений.
Членами миссии являются безоружные гражданские наблюдатели, сотрудники стран, являющихся членами ОБСЕ и украинские специалисты. Возглавляет СММ турецкий посол Эртурул Апакан, назначенный на эту должность в 14 году председателем Организации и имеющий богатый дипломатический опыт. Его первым заместителем является швейцарский юрист Александр Хуг, вторым – профессиональный дипломат из Словении, Алешка Симкич.
В период своего пребывания в Украине миссия:
- содействует спаду напряженности;
- оказывает содействие в установлении мира и стабильности;
- коммуницирует с различными органами власти, гражданами, группами и общинами.
- собирает информацию из различных источников:
- информирует о наличии или отсутствии инцидентов.
Сводный бюджет
Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций.
Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро.
Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов — 56 652 900 евро и бюджет полевых операций — 102 023 8000 евро.
Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов — 52 736 000 евро и бюджет полевых операций — 99 373 800 евро.
История создания
Прежде всего выясним, при каких обстоятельствах была создана ОБСЕ.
Идея созыва собрания представителей государств, которое выработало бы общие принципы международной политики в регионе, впервые была озвучена в Бухаресте в 1966 году представителями европейских стран из социалистического лагеря, входивших в блок ОВД. Позже данная инициатива была поддержана Францией и некоторыми другими западными государствами. Но решающий вклад сделала позиция Финляндии. Именно эта страна предложила провести данные встречи в своей столице – Хельсинках.
Предварительный консультационный этап проходил с ноября 1972 года по июнь 1973-го. Совещание проводили делегаты 33 европейских стран, а также Канады и США. На данном этапе проходила выработка общих рекомендаций по дальнейшему сотрудничеству, составлялся регламент и повестка дня переговоров.
Непосредственно первая встреча состоялась в начале июля 1973 года. Именно с этой даты принято вести отсчет деятельности ОБСЕ. На данном этапе в обсуждении принимали участие министры иностранных дел всех европейских стран, кроме Албании, и двух Североамериканских государств. Были найдены точки соприкосновения по основным вопросам, что отразилось в «Заключительных рекомендациях».
На втором этапе, который проходил в Женеве с сентября 1973 года по июль 1975-го, представители договаривающихся стран уточняли наиболее важные моменты общего сотрудничества, чтобы они максимально отвечали интересам всех участников, а также согласовывали все спорные вопросы.
Непосредственное подписание итогового акта происходило в конце июля — начале августа 1975 года в Хельсинках. В нем приняли участие высшие руководители всех 35 договаривающихся стран. Итоговая договоренность имела официальное название «Заключительный акт СБСЕ», а неофициально её принято было именовать Хельсинкскими соглашениями.
Новейшая история ОБСЕ
В конце 1996 года состоялся Лиссабонский саммит, на котором были приняты две декларации в области региональной безопасности. Россия выдвинула инициативу о сдержанности относительно военных усилий и количества вооружений. На этой встрече была предпринята попытка решения Карабахского конфликта – противоборствующие стороны взяли определенные обязательства. Однако решить эту проблему так и не удалось – она лишь перешла в замороженную стадию. Не слишком успешно действовало ОБСЕ и в отношении Югославии.
В 1998 году утвердили положение о полицейских силах ОБСЕ, на саммите в Осло, прошедшем в том же году большое внимание уделялось конфликту в Косово и в бывших советских республиках. В 1999 году на Стамбульской встрече подписали Хартию европейской безопасности, а Россия пообещала вывести войска из Приднестровья и Грузии. Миссия ОБСЕ более пяти лет работает на Донбассе
Ее эффективность оставляет желать лучшего
Миссия ОБСЕ более пяти лет работает на Донбассе. Ее эффективность оставляет желать лучшего
Нулевые ознаменовали новый этап отношений ОБСЕ и России. Организация стала все чаще критиковать действия Москвы на постсоветском пространстве, а российские власти обвинять ОБСЕ в двойных стандартах. Лавров даже угрожал выйти из организации, если она и дальше будет уделять правам человека излишне много внимания. В 2007 и 2008 году миссии ОБСЕ не участвовали в мониторинге российских выборов. Несмотря на многочисленные обещания, войска из Молдовы и Грузии так и не были выведены. Более того, в 2008 году вспыхнула новая российско-грузинская война, а в 2014 – началась «крымская весна».
В 2014 году для разрешения конфликта на украинском Донбассе была создана специальная миссия, состоящая из невооруженных гражданских лиц. Она регулярно фиксирует нарушения обеими сторонами конфликта, но как-то повлиять на ситуацию не в ее силах. Наблюдателей не пускают на многие территории, недоступна для них и российско-украинская граница.

Эта тема закрыта для публикации ответов.