«большая берта»

Алан-э-Дейл       17.11.2023 г.

Оглавление

В лучах последней славы

К 1700 году шведская армия насчитывала 67 112 человек — 36 676 пехотинцев, драгун и кавалеристов из территориального ополчения и 30 436 солдат в гарнизонных частях. Это была максимально атакующая армия, чья конница предпочитала палаши карабинам и пистолетам, а пехота бросалась в штыки под прикрытием мушкетного огня двух последних шеренг.

Молодой король Карл XII требовал от своих солдат и офицеров строжайшей дисциплины и неукоснительного послушания. Проштрафившихся ждали поистине драконовские наказания вплоть до смертной казни. Богослужения по-прежнему оставались обязательной частью солдатского быта, в войсках культивировалась слепая вера в короля и в то, что лютеранам-шведам благоволит сам Бог.

На ту же тему За что мы воевали в Северной войне?

На первых этапах Северной войны Карлу и его сине-жёлтым легионам сопутствовал успех, что лишь укрепляло их веру в себя и решимость. Высокий боевой дух и дисциплина ещё могли удержать армию в повиновении, благодаря чему удавалось избежать особо вопиющих эксцессов в отношении мирного населения.

На 1707 год главная армия Карла, стоявшая в Саксонии, насчитывала около 33 тысяч человек, абсолютное большинство из которых набрали в Швеции и Финляндии. Присутствовали лишь незначительные вспомогательные контингенты валахов, поляков, немцев и даже французов(последние прежде служили курфюрсту и после его поражения перешли к Карлу). Кроме того, король надеялся на прибалтийские части Левенгаупта в количестве 11 400 человек и на 14 тысяч финнов Либекера. При этом оборонять Швецию оставили 17 тысяч человек, а её владения в Северной Европе — ещё 22 тысячи.

Военный штат по сравнению с мирным временем вырос в полтора раза и составлял свыше трёх процентов от суммарного населения шведской балтийской империи — которое можно было оценить примерно в три миллиона человек.

Дом, который построил Карл

Примерно 80% офицерского корпуса были представлены мелким или обедневшим дворянством: наибольший процент дворян был в кавалерии, наименьший — на флоте и в гарнизонах. При этом что при Карле XI, что в первые годы правления Карла XII, для дворян отсутствовала практика быстрого продвижения по службе — бароны и графы начинали карьеру в армии в звании капралов и сержантов.

На ту же тему О самой доброй профессии

Большое внимание уделялось военной хирургии. Ееотцом» был ещё Густав Адольф, снабдивший каждый армейский корпус четырьмя полевыми хирургами и главным врачом, однако при Карле XI появились полноценные военные госпитали с медицинскими сёстрами, укомплектованные специальными повозками для транспортировки мединвентаря и лекарств. В шведской армии были известны все последние достижения соседей, поскольку среди шведских дворян бытовала практика в мирное время служить в войсках передовых европейских держав, в основном — во французских и голландских

В 1692 году в королевской армии утвердили новый мушкет с кремнёвым замком, и в 1696 он массово пошёл в войска. Однако многие подразделения в течение ещё нескольких лет имели на вооружении старые образцы

В шведской армии были известны все последние достижения соседей, поскольку среди шведских дворян бытовала практика в мирное время служить в войсках передовых европейских держав, в основном — во французских и голландских. В 1692 году в королевской армии утвердили новый мушкет с кремнёвым замком, и в 1696 он массово пошёл в войска. Однако многие подразделения в течение ещё нескольких лет имели на вооружении старые образцы.

Принятие на вооружение штыка не положило конец пике, которая присутствовала в войсках всю первую декаду XVIII века, в том числе и в 1709 году под Полтавой. Такойретроградский» подход был обусловлен двумя причинами — ограниченностью ресурсов королевства, не позволявших в одночасье провести перевооружение, и приверженностью шведов холодному оружию и тактике ближнего боя.

Битва при Лунде

Армию Карла XI без труда можно охарактеризовать выражениемдёшево и сердито» — прижимистый король создал систему, при которой войска больше не были тяжким бременем для казны, не досаждали своими выходками крестьянам, были максимально лояльны короне и, что важно, за счёт своего постоянного статуса и регулярных учений превратились в профессиональную вооружённую силу. Однако имелось одно важноено»: весь этот баланс можно было сохранить только при условии того, что Швеция воздержится от широкомасштабных затяжных войн. Не самые высокие доходы короны и — что ещё более важно — ограниченность людских ресурсов позволяли системе Карла исправно работать только в условиях оборонительной стратегии, допускавшей лишь ограниченное международное вмешательство

Не самые высокие доходы короны и — что ещё более важно — ограниченность людских ресурсов позволяли системе Карла исправно работать только в условиях оборонительной стратегии, допускавшей лишь ограниченное международное вмешательство. На момент смерти Карла XI в 1697 году шведское королевство располагало 28 территориальными полками пехоты, каждый из которых включал в себя восемь рот по 150 человек, а также 15 драгунскими и кавалерийскими полками

Королевская пешая гвардия в столице, эскадрон драбантов(королевских телохранителей) и вся артиллерия были наёмными, хотя в большинстве своём их представляли шведы. Кроме того, корона располагала ещё семью полками, состоявшими из шведских и иностранных наёмников, расквартированных по 90 замкам и крепостям в качестве гарнизонов

На момент смерти Карла XI в 1697 году шведское королевство располагало 28 территориальными полками пехоты, каждый из которых включал в себя восемь рот по 150 человек, а также 15 драгунскими и кавалерийскими полками. Королевская пешая гвардия в столице, эскадрон драбантов(королевских телохранителей) и вся артиллерия были наёмными, хотя в большинстве своём их представляли шведы. Кроме того, корона располагала ещё семью полками, состоявшими из шведских и иностранных наёмников, расквартированных по 90 замкам и крепостям в качестве гарнизонов.

Итого: 60 тысяч человек, которых можно было привести в состояние боеготовности в кратчайший срок.

Велосипед или экипаж?

Начнём с хорошего известия: Карл Бенц действительно изобрёл автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. И хотя на первенство претендует множество изобретателей из Франции, Австрии, Америки, Дании и даже России, официальный приоритет заслуженно принадлежит Бенцу. Остальные споткнулись. Некоторые построили машины, но не успели их запатентовать. Другие, наоборот, оформили патент заранее, а изготовили автомобиль значительно позже. Третьи смастерили неработоспособные самодвижущиеся экипажи, а от четвёртых дошли только смутные и ничем не подтверждённые заметки в бульварной прессе. Знаменитый автомобильный историк Ю. А. Долматовский насчитал когда-то аж 416 претендентов на право изобретения автомобиля, но серьёзных конкурентов Карлу Бенцу так и не нашёл.

А теперь плохое известие: практически всё, что нам известно о Бенце и его изобретении, взято не из самых достоверных источников. В первую очередь – из автобиографии, опубликованной в 1925 году под названием «Бенц. Жизненный путь изобретателя» (Benz. Lebens-fahrt eines Erfinders). Однако сам изобретатель к тому времени был в преклонном возрасте и сильно болел. И повествование от первого лица излагал его зять, националистически настроенный учитель географии Карл Фольк. В «автобиографии» мы находим много пафосных изречений, которые Бенц вряд ли мог произнести, например фразу: «Помни, что ты немец!» Есть в ней большие пробелы в исторических и технических данных и достаточно много противоречий. Другой «придворный историк», информацией которого охотно пользуются последователи, – бывший воспитатель принца при испанском королевском дворе, а впоследствии архивариус концерна Daimler-Benz Пауль Зиберц. В разных изданиях биографии Бенца он противоречил сам себе. Вначале Зиберц утверждал, что первый автомобиль – не что иное, как трёхколёсный велосипед с мотором. А уже во втором издании заявил, что это мнение ошибочное.

А ошибка ли это? Факт есть: в 70-х годах XIX века в Англии, действительно, появились трёхколёсные и четырёхколёсные велосипеды, конструкцию которых Карл Бенц взял за основу своей самобеглой коляски. «Баденская земская газета» (Badische Landeszeitung) ещё 130 лет назад рапортовала о «приводимом в движение лигроином велосипеде» Бенца. В 1936 году, когда первому автомобилю исполнилось 50 лет, инженер Макс Раук заявил, что заслуга Бенца состоит в том, что он «органически» соединил трёхколёсный велосипед и двигатель внутреннего сгорания в одно целое. Кстати, колёса велосипедного типа для своей машины Бенц заказывал во Франкфурте на фирме Heinrich Kleyer GmbH, которая выпускала велосипеды марки Adler. Вероятно, рама и некоторые другие детали для первого автомобиля были изготовлены там же.

Отдельные предложения из патента DRP Nr. 37435 цитируют многие, но мало кто изучал весь текст. Германское патентное право защищало рабочие чертежи конкретного агрегата, но не его общую концепцию. Конкретно Карл Бенц получил привилегии только на два изобретения: испаритель капельного типа со стеклянным смотровым окошком и краником для регулировки и оригинальные элементы ременной трансмиссии и привода тормозов. Таким образом, ничто не препятствовало ещё кому-нибудь изобрести автомобиль, что и сделал его конкурент Готлиб Даймлер чуть позже. Любопытно, что в 1885 году он построил двухколёсный агрегат, который назвал «керосиновая повозка для верховой езды» (Daimler Petroleum Reitwagen). Его потом признали первым в мире мотоциклом. А вот первый автомобиль Даймлера представлял собой обыкновенную конную пролётку производства фирмы Wilhelm Wimpff & Sohn, переделанную в самобеглый экипаж.

Карл Бенц построил несколько экземпляров трёхколёсных машин. На моделях II и III он применил колёса с деревянными спицами, причём даже увеличил габариты последней, выпущенной мелкой серией. Позднее снова появилась маленькая триколка на велосипедных колёсах. Она послужила прототипом для изготовленного в 1893 году небольшого автомобиля Benz Velociped (сокращённо – Velo), который имел уже четыре колеса. Однако ещё в 1891 году появился прототип четырёхколёсной машины, напоминавшей карету, – Benz Vis-à-Vis. Через год был построен подобный ему Benz Victoria. Эти модели пошли в серию, на их базе выпустили целый ряд модификаций, в том числе развозные фургоны, грузовики и автобусы.

Если проследить за первыми работами Готлиба Даймлера, то можно заметить, что и он метался между двумя концепциями. Что моторизовать – велосипед или экипаж? Обоим изобретателям следовали и другие пионеры автомобилизма, прежде всего во Франции. В поисках рождались разные классы легковых автомобилей, а вслед за ними грузовых машин и автобусов.

Описание конструкции

Ходовая часть

Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 м².

Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.

Артиллерийская часть


Самоходные мортиры «Карл» на огневой позиции. Установки вооружены мортирами калибром 540 мм Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.

Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).

Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.

Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerät 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Такими стволами было перевооружено по крайней мере четыре мортиры (Локи

,Тор, Адам иФенрир ).

Транспортировка


Транспортировка самоходной мортиры «Карл» по железной дороге. Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части:

  • повозка ствола весом 42 т;
  • верхний лафет весом 41,8 т;
  • мост и ходовая часть весом 21,6 т;
  • самоходный лафет весом 82,3 т.

При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосных платформы.

Конструкция[править]

Корпусправить

Установка имеет сварной корпус, усиленный рёбрами жёсткости. Его размеры: длина — 10750 мм, ширина — 2100 мм, высота — 1780 мм. Корпус разделён перегородками на четыре отделения: отделение управления, моторно-трансмиссионное, боевое и кормовой отсек.

Отделение управление расположено слева по ходу машины в носовой части над моторно-трансмиссионным отделением. Здесь были размещены сидение механика-водителя, приборный щиток и приводы управления. Топливные баки помещены снаружи, вдоль бортов корпуса. Ёмкость топливных баков — 1250 л. За МТО расположено боевое отделение в котором на станке установлена 600 мм мортира. В кормовом отсеке расположен редуктор для опускания машины на днище.

Ходовая частьправить

Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с. (или дизель МВ-503А макс.мощностью 675 л.с. при 2300 об/мин),и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами системы Феттингера. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 м².

Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе и разгрузки подвески машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.

Артиллерийская частьправить

Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.

Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (нем. Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).

Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.

Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. (Munitionschlepper Pz.Kpfw. lV Ausf. F) Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerät 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Такими стволами было перевооружено по крайней мере четыре мортиры (Локи, Тор, Адам и Фенрир).

Боеприпасы

Граната, бомба и картечная граната XVII—XIX вв. в разрезе

Снаряды главного калибра американского линкора «Айова»

20-мм боеприпасы американской АУ Mark 15 Phalanx CIWS

Боеприпасами корабельной артиллерии являются: снаряды, взрыватели, заряды, средства воспламенения, гильзы, полузаряды. Комплект боеприпасов для производства выстрела называется артиллерийский выстрел.

Эволюция боеприпасов

С началом развития артиллерии существовало только два вида боеприпасов: поражающий элемент в виде ядра и метательный заряд — порох из древесного угля, селитры и серы. Позже появились книпели, картечь и то, что уже можно было назвать снарядом — гранаты и бомбы, снаряженные взрывчатым веществом. Порох, помимо совершенствования химического состава, претерпел изменения и в методе использования — появились картузы. С принятием на вооружение нарезных орудий форма снаряда изменилась на продолговатую, порох стали упаковывать в гильзы. Результатом постоянного стремления к повышению скорострельности и безопасности эксплуатации артиллерии стало появление унитарного выстрела. Теперь весь комплект боеприпасов для производства выстрела был объединен в одно изделие. Однако это справедливо только для малых и средних калибров. Для орудий крупных калибров используют картузное или раздельное заряжение. Для своевременного подрыва снаряда стали использовать взрыватель. Расширялся спектр видов самих снарядов — они стали существенно отличаться в зависимости от целей. Стремление максимально повысить мощность взрывчатого вещества стало причиной разработок ядерного снаряда, являющегося мощнейшим боеприпасом, доступным артиллерии.

Развитие ракетного оружия коснулось и артиллерийских технологий — появляются реактивные снаряды (неуправляемое ракетное оружие), которые вместо или дополнительно к воздействию пороховых газов приводятся в движение реактивной тягой.

ДМБ-1648

В 1634 году, спустя два года после гибели Густава II Адольфа, шведская армия претерпела очередную реорганизацию — теперь она должна была включать 23 пехотных и восемь кавалерийских полков, однако их численность сокращалась: пехотный полк насчитывал 1200 человек, а кавалерийский — 800 или 1000. Согласно регламенту от 1642 года, рекруты из Финляндии составляли треть королевской армии.

На ту же тему Северные львята: рождение шведской армии

После окончания войны в 1648 году шведы, опасаясь агрессии со стороны датчан, не спешили распускать свои армии в Германии — фактически их демобилизация осуществилась только в 1650 году. Как писал один современник,невозможно, чтобы солдаты и офицеры, шедшие по Швеции, были стеснительны и бережливы, испытав прелести войны в Германии».

Казна пустовала, а солдаты уже привыкли сами брать то, что им нужно. В 1652 году корона не смогла выплатить жалование даже гвардии, из-за чего многие гвардейцы стали проситься в отставку. Натуральные пособия в виде зерна, передаваемого солдатским вдовам, также отменили. По всему королевству шлялись отставные солдаты, которые за годы службы отвыкли от всех ремёсел, кроме войны, и теперь у них не осталось легальных способов добыть средства к существованию.

В том же 1652 году королева Кристина — дочь Густава Адольфа — постановила провести новые рекрутские наборы в течение следующих трёх лет, что спровоцировало крестьянское восстание в регионе Нерке, которое пришлось подавлять при помощи кавалерийских частей и артиллерии. При этом падкая на лесть королева активно раздаривала земли дворянам, лишь усугубляя антагонизм внутри шведского общества.

Тактико-технические характеристики мортиры Карл

— Классификация: самоходная мортира — Разработчик: Rheinmetall — Годы производства: 1940—1941 — Годы эксплуатации: 1940—1945 — Количество выпущенных, шт.: 1 прототип и 6 серийных САУ

Вес мортиры Карл

— Боевая масса, т: 126

Экипаж: 16 человек

Габаритные размеры мортиры Карл

— Длина корпуса, мм: 11 370 — Ширина, мм: 3160 — Высота, мм: 4780

Бронирование мортиры Карл

— Тип брони: стальная катаная — Лоб корпуса, мм/град.: 10 — Борт корпуса, мм/град.: 10 — Корма корпуса, мм/град.: 10 — Днище, мм: 10 — Крыша корпуса, мм: 10

Вооружение мортиры Карл

— Калибр и марка пушки: 600-мм (040), 540-мм (041) — Тип пушки: мортира — Длина ствола, калибров: 8,44 (040), 11,5 (041) — Боекомплект пушки: 4 выстрела — Углы ВН, град.: 0…+70° — Углы ГН, град.: 4°

Дальность стрельбы мортиры Карл

— 4.5 км (бетонобойный снаряд), 6.7 км (фугасный снаряд)

Двигатель мортиры Карл

— Тип двигателя: V‑образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения — Мощность двигателя, л. с.: 750

Скорость мортиры Карл

— Скорость по шоссе, км/ч: 10 — Тип подвески: торсионная, гидравлическая, с возможностью опускания корпуса на грунт

Здесь нужна большая победоносная война

Кристина отреклась в 1654 году, оставив новому королю, Карлу X Густаву, целый ворох проблем и кризисный бюджет. Из ямы нужно было выбираться, причём срочно, и Карл в короткий срок принял ряд эффективных популистских мер. Во-первых, провёл так называемуюредукцию» — возвращение в собственность короны земель, полученных дворянством в виде разного рода подарков начиная с 1632 года, то есть со смерти Густава II Адольфа.

Карл X Густав

Другим способом поправить бюджет и отвлечь народ от проблем была война — ведь ничто так не сплачивает, как наличие внешнего врага. У Швеции таких нашлось сразу три: Русское государство, Речь Посполитая и Дания.

На ту же тему От величия к гибели: Польша в XVII веке

На момент начала новой войны в 1655 году шведская армия вновь опиралась на национальное ядро из шведов и финнов, однако кроме них были привлечены около 40 тысяч наёмников из Германии и Речи Посполитой — поляки по старой доброй традиции активно воевали с собственной короной. Хотя Карл, как и Густав II Адольф когда-то, требовал от своих солдат соблюдения строжайшей дисциплины, ему нечем было за неё платить. Теперь армия кормилась в первую очередь войной, и королю пришлось смотреть на это сквозь пальцы. И если шведов ещё можно было при случае сдержать, то немцы грабили и жгли как в Польше, так и в Дании, из-за чего королевской армии нечего было и надеяться даже на толику лояльности со стороны местных жителей.

Большая победоносная война Карла Густава, несмотря на обилие этих самых побед, в итоге принесла меньше, чем могла бы. Швеция теперь обладала настоящей империей на Балтике, однако это был колосс на глиняных ногах. Чтобы меньше зависеть от иностранных(в основном французских) субсидий и сбалансировать бюджет, нужно было продолжать политикуредукций» и сокращать армию — чем и занялся новый король Карл XI.

Как отмечал современник, шведская армия при новом короле стала сугубо оборонительной силой, сидевшей по крепостям и охранявшей границы, и могла выставить для наступательных операций за рубежом всего 15 тысяч человек. Последовавшие вскоре военные неудачи в Германии фактически подвели черту под шведской экспансией на Балтике — скандинавская империя достигла предела своих ресурсов и возможностей.

Бой солдат Карла X Густава с поляками

Модели шлемов Позднего Средневековья

В XV веке, несмотря на то, что значение тяжёлой конницы в сражениях значительно снизилось, конструкция доспехов продолжала совершенствоваться, так как повсюду в Европе сохранялся обычай проводить рыцарские турниры. В это время наиболее интересной новинкой стал шлем с забралом, получивший название «армет».

В отличие от бытовавших в ту пору конусообразных конструкций, этот шлем имел шаровую форму и подбородник, раскрывавшийся на две половины, скреплённые во время боя штифтом. Кроме этого, он был снабжён вторым забралом, сдвигавшимся на затылок и специальными приспособлениями, надёжно защищавшими горло и ключицы.

Весьма интересен и ещё один рыцарский шлем, получивший распространение в эпоху Позднего Средневековья. Он носит название «салад» и является отдалённым родственником описанных выше бацинетов. Характерной особенностью этих конструкций был назатыльник ─ вытянутая назад часть шлема, не только защищавшая воина от ударов с тыла, но и не позволявшая стащить его с коня специальными предназначенными для этой цели крючьями. Салады делались как с забралами, так и без них. В первом случае они предназначались для конных воинов, во втором ─ для пехоты.

Машина в массовой культуре

Машина ограничено представлена в индустрии стендового моделизма. Сборные пластиковые модели-копии самоходной мортиры «Карл» в масштабе 1:35 выпускаются китайским предприятием Trumpeter, причём в вариантах как с 600-мм, так и с 540-мм орудием, а также железнодорожные транспортёры для мортир и подвозчик боеприпасов на базе PzKpfw IV.

Самоходная мортира «Карл» присутствует в компьютерных играх «Блицкриг» и «Блицкриг II», где появляется в некоторых миссиях, при этом габариты, бронезащита, тихоходность и крайне низкий боекомплект отображены достаточно достоверно. Интересно, что целью одной из миссий в советской кампании игры «Блицкриг II» является уничтожение «Карла».

В компьютерной игре «В тылу врага 2: Братья по оружию» в миссии «Севастополь» кампании за СССР игроку даётся задание уничтожить две таких САУ. Впрочем, игрок даже может захватить и использовать эти установки.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.