Советские танки и бронетехника

Алан-э-Дейл       10.05.2023 г.

Колесно-гусеничная концепция

Середина 30-х годов ознаменовалась расцветом колесно-гусеничной концепции. Суть ее сводилась вкратце к тому, что в грядущих наступательных операциях приоритетным фактором успеха будет скорость, а достигать ее смогут машины, двигающиеся по европейским шоссе подобно автомобилям. Но до хороших дорог еще нужно добраться, преодолев хроническое российское бездорожье. Гусеницы могли понадобиться и для того, чтобы пересечь укрепрайоны, траншеи и рвы. Недооценивать противника не следовало, он обязательно применил бы все известные способы защиты.

Так возникла идея о гибридной ходовой части, предусматривающей возможность начальный этап наступления проводить на гусеницах, затем их сбрасывать, а далее развивать успех, используя фактически колесные танки. СССР готовился к наступательной быстротечной войне на чужой территории, сопровождаемой незначительными потерями, при поддержке восставшего пролетариата освобождаемых стран.

ИС – Сталин в металле

Для того чтобы назвать именем вождя танк, нужно было иметь смелость, но и при ее наличии не лишней оставалась и осторожность. Однако на Кировском заводе нашлись обладатели обоих достоинств

Без сомнения, это были самые мощные и неуязвимые танки СССР. Вторая мировая война своим чудовищным маятником уже качнулась на Запад, Советская Армия пошла в наступление, но враг был еще силен и пытался переломить ход боевых действий в свою пользу, выпуская на поля сражений все новых чудищ с вытянутыми хоботами дальнобойных орудий. В 1943 году закончились испытания ИС-1, представлявших собою глубоко модернизированную версию КВ. У этой машины калибр был относительно невелик, как у последней модели Т-34 (85 мм). ИС-2 стал дальнейшим развитием этого ряда (калибр 122 мм), а для ИС-3 придумали новую форму отражающей поверхности лобовой брони, прозванную «щучьим носом».

После войны были созданы многие выдающиеся танки, считающиеся и поныне лучшими в мире. Основу науки и практики производства бронетехники положили танки ВОВ. СССР стал ведущей танкостроительной державой. Традиция эта продолжается и в новой России.

«Климы» — самые тяжелые танки — 1941

СССР готовился сокрушать укрепления врага на чужой территории. К концу 1938 года параллельно с упомянутым СМК на Кировском заводе начали проектировать уникальную однобашенную машину КВ. Уже через год первые экземпляры испытали во вполне боевых условиях в Карелии. Согласно установленному плану в 1940 году с конвейера сошли более двух сотен экземпляров, а в 1941 их предполагалось выпустить 1200 штук. Масса – 47,5 тонн, скорость – 34 км/ч, калибр башенной пушки – 76 мм. Такой машины не имела ни одна армия мира. Главное ее назначение – взлом эшелонированной обороны, оборудованной мощными противотанковыми средствами. На ее базе появились и другие танки ВОВ. СССР уже к началу боевых действий располагал продуманной и совершенной технологической цепочкой, позволявшей использовать удачную ходовую часть КВ в сочетании с различными типами башен и разнообразным артиллерийским вооружением (КВ-1 КВ-2, КВ-3 и т. д.). Столь маневренного тяжелого танка не смогла создать промышленность фашистской Германии. Впрочем, не удалось это и союзникам по антигитлеровской коалиции.

Быстроходные

Все легкие танки СССР Второй мировой войны принято считать устаревшими, даже с учетом того, что их возраст в 1941 году измерялся периодом в несколько лет. Бронирование их было скромным, вооружение недостаточным, по крайней мере, так утверждали послевоенные историки. Серия БТ оказалась малопригодной для обороны страны, это действительно так. Однако это отнюдь не умаляет их технических достоинств. 45-мм пушки вполне было довольно для поражения любого немецкого танка начального периода боевых действий. Машины этой серии прекрасно показали себя в ходе наступательных операций на Халхин-Голе в очень тяжелых условиях. Именно на них были опробованы главные идеи, по которым строились все последующие танки СССР, в числе которых заднее расположение узла трансмиссии, наклонное бронирование и непременный дизельный двигатель. Скорость машин оправдывала название серии (БТ-2 — БТ-7), она достигала цифр 50 и более км/ч (на гусеницах), и превышала 70 км/ч на колесах.

20-е годы

Обвинять довоенных сторонников конницы в безграмотности и ретроградном мышлении долгое время считалось делом беспроигрышным. К таковым, безусловно, относили Буденного и Ворошилова, а к «прогрессистам» столь же схематично причисляли пострадавших от Сталина Тухачевского, Блюхера, Уборевича и даже Якира. На деле же и у сторонников «конной» теории, безусловно, были свои, причем вполне весомые аргументы. В начале 30-х годов бронетанковая техника была, мягко говоря, несовершенной. Броня противопульная, иначе машину с места маломощный карбюраторный автомобильный мотор и сдвинуть не мог. Вооружение также в большинстве случаев находилось на уровне прославленной «тачанки-ростовчанки». Возникала логистическая проблема доставки горюче-смазочных материалов, машина – не лошадь, ее травой не покормишь. И все же уже в двадцатые годы появились первые танки СССР. Фото этих образцов сегодня не впечатляют, да и технические характеристики тоже. В большинстве случаев они копировали зарубежные аналоги и ничем особым не выделялись.

Первые танки

Основные идеи танкостроения формировались мучительно, поиск оптимальных схем компоновки, критериев достаточности защиты и соотношения маневренности с огневой мощью сопровождался многими ошибками и озарениями

Важно было найти лучшую подвеску опорных катков, правильное расположение ведущих, рассчитать коробку передач, выбрать подходящий калибр башенных орудий. Первые танки СССР были произведены за границей, точнее, во Франции, фирмой «Рено»

Их переименовали в честь «борцов за свободу товарищей Ленина и Троцкого», а всего их было два. Опыта массового строительства танков в Советской России и быть не могло, а до революции этому вопросу не уделялось достаточного внимания. Справедливости ради следует вспомнить о том, что и в 20-е, и в 3-е годы между теоретиками стратегии все еще продолжались дискуссии о первоочередном значении конницы во время глубинных операций вторжения и при обороне, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Начинать следовало практически с нуля.

Загадочная машина Гротте

Непосвященные в тонкости истории танков могут счесть название этого советского образца иностранным. В каком-то смысле это так.

Параллельно с Т-28 и Т-29 в СССР велись работы по осуществлению еще оного секретного проекта. Став коммунистом, немецкий конструктор Эдвард Гротте создавал в нашей стране свою машину, применяя необычные и даже революционные подходы. Некоторые его достижения в дальнейшем использовались советскими инженерами (сварные технологии, например), другие же его идеи не нашли продолжения (спиральные подвески катков и многоярусное размещение вооружений). Увы, танк немецкого инженера Гротте страдал излишней сложностью, был дорог в производстве и ненадежен.

Т-44

Дальнейшим развитием концепции «тридцатьчетверки» стал Т-44. Эта машина отличалась еще более совершенной компоновкой, в частности дизельный двигатель размещен в нем соосно ведущим каткам, перпендикулярно продольной линии бронекорпуса. Это решение позволило уменьшить длину (а также массу), улучшить условия обитаемости, перенести люк механика-водителя на горизонтальную плоскость перед башней и решить ряд других конструктивных проблем. 190 экземпляров Т-44 произвел ХТЗ до мая 1945 года. После появления современных танков Т-54 ходовые части «сорокчетверок» успели послужить тягачами, на них монтировалось различное вспомогательное оснащение. Примечательна и кинокарьера Т-44: для съемок художественных фильмов их часто «гримировали» под немецкие «Пантеры».

«Дедушка» советского танкостроения Т-18

С чего-то нужно было начинать. Точкой отсчета можно считать Т-18, ставший первым серийно выпускавшимся советским танком. Его производили в 1928-1931 годах, построили 9 сотен экземпляров. Потомками этого «дедушки» советского танкостроения можно считать все танки СССР и России. Базой для его создания послужил все тот же Рено-17. Работа конструкторов осложнялась необходимость «изобретать велосипед», поскольку не все детали и узлы сохранились после Гражданской войны. Танк был легким, вооружение состояло из одного пулемета. Вплоть до конфликта на озере Хасан он оставался на службе, а главная ценность этой машины в том, что она положила начало советской танкостроительной школе.

Легкий танк Т-50

В связи с этим было принято решение о создании нового танка, который должен был заменить уже устаревшие к том времени легкие танки Т-26. Новая машина должна была обладать такой же проходимостью, как и предыдущие танки БТ, однако ее броня должна была быть непробиваемой для 37-мм противотанковой пушки на всех дистанциях.

С целью снижения стоимости танки и повышения проходимости, масса машины не должна была превышать 14 тонн. При проектировании нового танка, получившего индекс Т-50, был учтен опыт постройки Т-34, позаимствованы некоторые конструктивные особенности проходившего в то время испытания немецкого танки Pz. Kpfw III.

Как и у Т-34, броневые листы были расположены под большими углами наклона, что значительно повышало сопротивляемость брони, несмотря на сложность технологии. Экипаж танка состоял из четырех человек. В отделении управления размещался механик-водитель. Сварная башня обтекаемой формы могла вместить трех человек: наводчика, заряжающего и командира танка, который размещался в командирской башенке.

Новый танк был принят на вооружение в феврале 1941 года, а его производство началось в июле на заводе им. Ворошилова в Ленинграде. Завод успел выпустить только 50 машин, после чего был эвакуирован в Оренбург. После наладки оборудования на новом месте было выпущено 25 танков, затем производство было окончательно остановлено.

К причинам остановки производства довольно успешного на тот момент танка относят как нехватку двигателей, так и колоссальные трудности, неизбежно возникающие в связи с разворачиванием производства на новом месте. Кроме того, одной из причин прекращения выпуска Т-50 называют его высокую стоимость. Однако точно такие же проблемы возникали и в ходе производства уже упомянутых КВ-1 и Т-34, которые, тем не менее, продолжали активно выпускать.

Если же говорить о высокой стоимости производства боевых машин, то можно утверждать, что она постепенно снижалась в ходе совершенствования процесса производства. В ходе летней кампании 1941 года РККА потеряла большую часть не только бронетанковых сил, но и средств их производства.

Так как эвакуированные предприятия только начинали свою работу, армия остро нуждалась в дешевом, технологически простом танке, могущем использовать автомобильные агрегаты. Такой танк (Т-60) и был создан в достаточно короткий срок. Кроме того, поставки английских танков «Валлентайн», довольно близких по ТТХ, позволили частично покрыть потребности армии. Когда же были созданы условия для производства Т-50, этот легкий танк оказался уже устаревшим, к тому времени более востребованными являлись средние танки.

Легкий танк Т-60

Легкий танк Т-60 был разработан в августе 1941 года, а уже в сентябре был запущен в серийное производство. Первые танки Т-60 приняли участие в битве под Москвой. В дальнейшем они воевали и на Юго-Западном фронте (Харьковская операция 1942 года), были задействованы в Сталинградской битве. Однако недостаточно бронированный и слабо вооруженный (20-мм авиационная пушка) Т-60 был достаточно легкой мишенью для танков противника, и к началу контрнаступления под Сталинградом в войсках оставалось небольшое количество машин. Во многом Т-60 был разработан как замена более дорогому Т-50. Позже этот танк использовался как средство связи, охранения войск на марше и разведки.

Основной танк Т-34

Самые знаменитые и массово производившиеся танки СССР 1941-1945 годов – «тридцатьчетверки». Лучшей машины конструкторам воюющих стран так и так не удалось создать. И дело не в сверхтолстой защите или уникальном калибре орудия. Главным достоинством этого танка стала потрясающая живучесть, подвижность, способность отражать удары снарядов, и технологичность производства. Всего этого удалось достичь благодаря правильной компоновке узлов. Силуэт конструкторы понизили, разместив ведущие катки сзади, и убрав карданный вал. Масса брони уменьшилась, улучшились ходовые качества. Модификация 1944 года получила литую башню шестигранной формы и пушку увеличенного до 85 мм калибра. Об этом танке сказано и написано много, он того заслуживает, несмотря даже на недостатки, без которых, впрочем, ни один образец техники не обходится.

Плавающие

При овладении обширными территориями перед вооруженными силами любой страны возникает проблема форсирования многочисленных водных преград. Обычно она решается путем высадки десанта и удержания им плацдарма в течение времени, необходимого для наведения понтонной переправы. Идеальным случаем можно считать захват мостов, но отступающий противник, что вполне логично, стремится перед отходом их разрушить. Непосредственно перед войной наши конструкторы создали плавающие танки. СССР Второй мировой войны, согласно официальной исторической версии, не ожидал, но готовил Красную Армию к преодолению многочисленных рек и прочих водоемов. Т-38 и Т-37 строились большими сериями (уже к 1938 году их было свыше тысячи), а в 1939 году к ним добавился еще и Т-40. Для обороны они годились мало, вооружение слабовато (7,62 или 12,7 мм пулемет), поэтому на начальном этапе войны почти все машины были потеряны. К слову, германский вермахт плавающих танков не имел вообще.

Легкий танк Т-70

Слабость Т-60 была видна с самого начал разработки, поэтому уже осенью 1941 года в конструкторском бюро Горьковского автозавода был разработан более мощный танк Т-70. Вместо 20-мм пушки, установленной на Т-60, Т-70 приобрел орудие калибром 45 мм. Было увеличено лобовое борирование (45 мм. против 35 мм. Т-70), увеличена длина танка.

Соответственно выросла и масса машины, которая теперь составляла 9,2 тонны (Т-60 имел массу в 6,4 тонны). Как и в танке Т-60, экипаж составлял 2 человека.  Т-70 был принят на вооружение в январе 1942 года, а первое боевое применение танков состоялось на Юго-Западном фронте в ходе Второй битвы ха Харьков, закончившейся поражением наших войск.

Наибольшее количество этих машин было задействовано в битве на Курской дуге. Так, части Центрального фронта накануне сражения насчитывали 1653 танка, 369 из них являлись Т-60. Курская битва показала нецелесообразность применения легких танков в открытом бою.

К весне 1944-го Т-70 практически исчезли из танковых частей. В дальнейшем они использовались в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских дивизионах. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. На базе танка была изготовлена самая массовая самоходная установка СУ-76. Всего же с марта 1942-го по осень 1943 было изготовлено 8226 машин. Таким образом, Т-70 стал вторым танком по количеству выпущенных машин после знаменитого Т-34.

Многобашенный СМК

Первые тяжелые танки СССР получили имя убитого вождя ленинградских большевиков, Сергея Мироновича Кирова. На основе уже апробированной конструкции Т-35 было создано средство прорыва эшелонированных укреплений противника. Масса машины составила 55 тонн, она была вооружена двумя орудиями (калибра 76 и 45 мм), размещенными в индивидуальных башнях. Первоначальная схема предполагала пятибашенное оснащение, но вес зашкаливал, и ее упростили. СМК – самые необычные танки СССР. Фото их дают представление о том, что маневренность этих машин оставляет желать лучшего. Силуэт их увековечен на аверсе медали «За отвагу». В Великой Отечественной этой артиллерийской батарее на гусеничном ходу повоевать практически не пришлось, но опыт Финской кампании выявил общую конструктивную концептуальную порочность многобашенной схемы.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.