Оглавление
- Самые большие флоты в мире на 2022 год
- Малые будут действовать по крупному
- Причины напряжённости
- Модернизация «Адмирала Виноградова»
- У моря-озера
- Ради мира
- Примечания
- Первый русский фрегат «Орёл»
- Как появились малые артиллерийские корабли нового поколения
- «Технология» конфликтов
- Во время советской революции
- Флотилия в гражданской войне в России
Самые большие флоты в мире на 2022 год
Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.
Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет
Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.
1. ВМС США
По состоянию на начало 2022 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».
Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США
В составе ВМС США:
- авианосцы типа «Nimitz» — 10;
- авианосец «Джеральд Р. Форд» — 1;
- миноносцы эскадры УРО — 69;
- ракетные крейсеры «Тикондерога» — 22;
- патрульные и иные суда — 31;
- подводные лодки — 71 и другие.
Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.
Гюйс военного флота США
2. ВМС КНР
Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:
- Северный;
- Южный;
- Восточный.
Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста
Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск — более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:
- дизельных подводных лодок;
- ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
- десантных кораблей.
Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане
Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.
3. ВМФ Россия
Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года — 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет — еще более 100. Приоритетное направление — подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.
Российская подлодка «Дмитрий Донской» — крупнейшая в мире
Основная проблема ВМФ РФ — нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.
Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.
4. Морские силы самообороны Японии
Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:
- учебная;
- эскортная;
- подводная;
- авиационная.
Новый японский эсминец типа «Ширануи»
Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск — обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.
В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.
5. ВМС Индии
Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:
- авианосец — 1;
- дизельные подводные лодки — 13;
- фрегаты — 14;
- легкий авианосец — 1;
- эсминцы — 11 и так далее.
В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск — 58350 человек.
Новый индийский корвет «Килтан»
В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.
Малые будут действовать по крупному
А на другом конце страны, в акватории Балтийского флота, свои учения провели малые ракетные корабли и катера. Заняв позиции в морских полигонах, они выполнили электронные пуски из ракетных комплексов «Калибр», «Малахит» и «Москит» по надводным и береговым целям. Береговые ракетные комплексы «Бастион» отразили «нападение» кораблей условного противника на побережье Калининградской области.
mil.ru
Корабли Балтийского флота и расчёты береговых ракетных комплексов «Бастион» провели учение по нанесению ракетных ударов по условному противнику.
В ходе действий в море корабли отработали поиск противника, маневрирование и сближение с морской целью на установленную дистанцию и уничтожение её огнём из бортовых артиллерийских комплексов. Расчёты береговых «Бастионов» нанесли условные удары по кораблям противника, в роли которых выступили корабельные ударные группы, выполняющие задачи в Балтийском море.
Очень хорошую выучку продемонстрировал экипаж малого десантного корабля на воздушной подушке «Евгений Кочешков» при выполнении артиллерийских стрельб по надводным и воздушным целям и высадке морского десанта на побережье. Стрельбы выполнялись из 140-мм пусковых установок системы «Огонь» (морской аналог системы залпового огня типа «Град») и из 30-мм автоматических установок комплекса АК-630 по специальному буйковому полю в море и мишеням на побережье.
Артиллерийские стрельбы и высадка десанта выполнялись в рамках отработки элементов курсовой задачи К-2, которая предусматривает готовность к действию одиночного корабля в море. Кроме того, были проведены учения по борьбе за живучесть, радиационной, химической и биологической защите корабля в море. Находящиеся на вооружении Балтийского флота «Евгений Кочешков» и однотипный с ним «Мордовия» — самые большие в мире десантные корабли на воздушной подушке.
Причины напряжённости
Все государства прикаспийского региона наращивают вооружение и увеличивают боевой состав своих военных флотов. Прирастают числом ударные ракетные корабли, ожидается появление подводных лодок. Развиваются как диверсионные, так и противодиверсионные части, а также ракетные средства на берегу, морская пехота и авиация. Об этом в один голос говорят эксперты в аналитическом центре по мировой торговле оружием. Наращивает вооружения и Каспийская флотилия ВМФ России: морская пехота, авиация, связь, вооружение — всё это получает пополнение и дополнения.
А что делать, если ответ соседей на вопрос «зачем?» Россия получает весьма невнятный, а количество и качество военно-морских сил при этом у них растёт безостановочно.
Угрозы с Каспия очень даже велики, как считают прикаспийские страны. Это контрабанда, наркотрафик, браконьерство и, конечно же, терроризм. Безусловно, каждый пункт этих объяснений достаточно актуален, тем более что современные контрабандисты, браконьеры и тем более террористы сейчас оснащены по последнему слову науки и техники. Но как можно использовать против браконьера ракетные корабли и подводные лодки с ядерными боеголовками на борту? Разумеется, такое вооружение предназначено для более серьёзного противника. Это может значить только одно: политические противоречия, которые создают во всём регионе такую высокую напряжённость, разрешатся нескоро.
Модернизация «Адмирала Виноградова»
Командующий ТОФ также сообщил о предстоящей модернизации большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов», который получит новое ракетное вооружение и средства ПВО.
«Уже существует принципиальное решение по проведению ремонта с модернизацией очередного корабля проекта 1155 — большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов». В настоящее время завершается проработка перспективного облика корабля. Предлагается серьёзно увеличить и расширить состав его ударного ракетного вооружения, стоит задача нарастить возможности по противовоздушной обороне», — приводит слова Авакянца «Красная Звезда».
- Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Виноградов» на генеральной репетиции парада ко Дню ВМФ во Владивостоке
- РИА Новости
Командующий ТОФ подчеркнул, что каждый из модернизированных кораблей проекта 1155 — «Маршал Шапошников» и «Адмирал Виноградов» — будут по-своему уникальны из-за постоянного совершенствования корабельного вооружения.
Напомним, что ранее подобную модернизацию прошёл большой противолодочный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников».
По информации Минобороны РФ, в дополнение к новым противолодочным и противовоздушным системам вооружений корабль получил современные комплексы «Калибр-НК» и «Уран», а также новейшее артиллерийское вооружение и радиоэлектронные комплексы.
Военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что после модернизации боевые характеристики «Адмирала Виноградова» вырастут в разы по целому ряду направлений.
Также по теме
«Сочетание скрытности и дальности обнаружения целей»: как подлодки проекта 636 «Варшавянка» усилят Тихоокеанский флот РФ
Последняя субмарина в серии из шести подводных лодок проекта 636 «Варшавянка» будет передана Тихоокеанскому флоту РФ в 2024 году. Об…
«Как противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» предназначался для поиска и уничтожения подводных кораблей противника и не мог действовать самостоятельно. После модернизации он станет многоцелевым кораблём, который сможет решать более широкий спектр задач и автономно действовать в океанской зоне. Несомненно, это грозное судно повысит возможности Тихоокеанского флота РФ», — подчеркнул аналитик в беседе с RT.
Оснащение проекта 1155 ударным ракетным оружием значительно повышает их боевую мощь, что позволяет классифицировать их уже не как противолодочные корабли, а как полноценные фрегаты, отмечают эксперты.
«Адмирал Виноградов» — мощный корабль, который способен решать задачи противолодочной борьбы. При модернизации он получит установки вертикального пуска для ракет «Калибр», «Оникс», «Циркон» и вслед за «Маршалом Шапошниковым» станет фрегатом», — подчеркнул Константин Сивков.
По словам адмирала Авакянца, модернизация «Маршала Шапошникова» оправдала все ожидания.
«Могу сказать, что фрегат полностью оправдал все ожидания и доказал, что большие противолодочные корабли проекта 1155, обладая значительным водоизмещением, являются удобной и надёжной платформой для размещения на них ударного ракетного оружия, в том числе перспективного, новых артиллерийских комплексов, современных радиотехнических и противолодочных средств. Уверен, что потенциал этих кораблей не исчерпан и при должном подходе они ещё послужат флоту», — отметил командующий ТОФ.
По мнению Константина Сивкова, корветы проектов 20380 и 20385 и модернизированные корабли проекта 1155 значительно усилят возможности ТОФ.
«Безусловно, эти корабли сейчас востребованы на Тихоокеанском морском рубеже России, и они создают дополнительный потенциал по обеспечению безопасности границ РФ в этом регионе. В случае провокаций они смогут вывести из строя авианосные соединения противника и создадут серьёзную угрозу его флоту», — заключил эксперт.
У моря-озера
После окончания Второй мировой Каспийская флотилия не была расформирована лишь потому, что Каспийское море целиком России не принадлежало, соответственно, некие морские силы иметь на нём полагалось. При этом Каспий является полностью закрытым бассейном (как известно, с географической точки зрения это солёное озеро), размеры его относительно невелики (по крайней мере, по сравнению с «настоящими» морями), а Ирану принадлежала лишь крайне незначительная часть.
Отношения между Москвой и Тегераном как при шахе, так после исламской революции были крайне непростыми и очень далёкими от союзнических, но серьёзным военным противником Иран в СССР не считали. Поэтому Каспийская флотилия получала корабли и катера по остаточному принципу. К тому же по объективным географическим причинам флотилия не могла быть слишком большой по численности, не имело смысла передавать в её состав крупные надводные корабли и какие-либо подводные лодки.
kremlin.ru
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря была принята 12 августа 2018 года на Пятом каспийском саммите.
Россия, Казахстан и Азербайджан, в целом, выступают за раздел моря по серединной линии. Иран выдвинул весьма экзотический вариант раздела Каспия на пять равных частей. Туркмения склонялась к варианту дележа по серединной линии, но с нюансами. Азербайджан предлагал считать линию раздела от выдвинутого далеко на восток от его берега Апшеронского полуострова, Туркмения же предлагала этот полуостров игнорировать и считать линию от «собственно берега».
Других трёх стран данный нюанс не касался, но для Баку и Ашхабада был принципиальным: именно от его решения зависело, кому принадлежат спорные месторождения. Если считать от «собственно берега», они относились к Туркмении, если от полуострова — к Азербайджану. При этом Баку ссылался на то, что в советское время месторождения были отнесены именно к его экономической зоне.
neftegas.info
Каспийский регион очень богат нефтью и газом.
В итоге, если все четыре российских флота (особенно ЧФ и ТОФ) в 1990-е и 2000-е годы деградировали, Каспийская военная флотилия жила довольно неплохо. Тем более что упомянутые её специфические особенности в новых условиях пошли ей же на пользу — флотилию можно было комплектовать катерами и малыми кораблями, которые относительно дёшевы и строятся сравнительно быстро. Основная кораблестроительная база тоже располагалась весьма удобно — в Зеленодольске (Татарстан), откуда переход по Волге до Астрахани весьма короткий.
Ради мира
Создаются и поддерживаются условия, обеспечивающие безопасность море хозяйственной деятельности Российской Федерации, именно поэтому в Мировом океане присутствуют и военно-морские силы России. Демонстрируется флаг, корабли и суда ВМФ наносят визиты в отдалённые точки планеты, преследуя интересы РФ, а также осуществляется с участием ВМФ большая миротворческая и гуманитарная работа мирового военного сообщества.
Так, в 2015 году, хотя Каспийская флотилия ВМФ России не базируется на пункте за пределами Каспия, были нанесены двадцать шесть ударов из УКСК крылатыми ракетами по объектам базирования террористов в Сирии, которые успешно поразили одиннадцать целей. Дальность в полторы тысячи километров вполне доступна кораблям флотилии: «Углич», «Великий Устюг», «Град Свияжск» и «Дагестан» отлично справились с поставленной задачей.
Примечания
- . Дата обращения: 14 марта 2013.
- . ТАСС. Дата обращения: 26 октября 2021.
- Широкорад А. Б. // Российские военные базы за рубежом. XVIII—XXI вв.. — Москва: Вече, 2013. — (Военные тайны XX века). — ISBN 978-5-4444-1236-7, 978-5-4444-8142-4.
- Астрабадская станция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Березовский Н. Ю. и др. Российский императорский флот. 1696-1917.. — Москва: «Русский мир», 1996. — С. 113-115. — 272 с. — ISBN 5-85810-010-4.
- Кадурин Н. Защита Каспийской флотилией морских перевозок. // Военно-исторический журнал. — 1978. — № 4. — С.44-51.
- . Дата обращения: 21 июля 2011.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 ноября 2011.
- . Дата обращения: 13 мая 2014.
- . Дата обращения: 13 мая 2014.
- . Дата обращения: 19 июня 2014.
- . Дата обращения: 13 мая 2014.
- . Дата обращения: 19 августа 2014.
- . Дата обращения: 15 мая 2014.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 января 2015.
- . Дата обращения: 7 января 2015.
- . Дата обращения: 7 октября 2015.
- . НТВ. Дата обращения: 8 октября 2015.
- . Дата обращения: 20 ноября 2015.
- . Дата обращения: 22 января 2016.
- . Дата обращения: 2 апреля 2018.
- . Дата обращения: 2 апреля 2018.
- . Дата обращения: 2 апреля 2018.
- . Дата обращения: 27 ноября 2018.
- . Дата обращения: 7 октября 2015.
- . Дата обращения: 7 октября 2015.
- . dag.aif.ru (20 марта 2022). Дата обращения: 25 марта 2022.
- . Дата обращения: 5 апреля 2022.
Первый русский фрегат «Орёл»
Первый русский фрегат «Орёл».
«Орёл» (1667-1669) — первый русский парусный корабль западноевропейского типа, является разновидностью голландского пинаса. Построен по указу царя Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море.
Экипаж корабля был 58 человек, из них 23 матроса и 35 стрельцов. Вооружение состояло из 22 пищалей (пушек), 40 мушкетов, 40 парных пистолетов и ручных гранат. Размер корабля составлял 24,5 м в длину и 6,5 м в ширину с осадкой 1,5 метра и водоизмещением 250 тонн.
Корабль был спущен на воду в мае 1668 года, но ему так и не довелось выйти в Каспийское море, так как он был сожжен на рейде у Астрахани восставшими войсками Степана Разина. Причиной послужила сложность управления кораблем, необученные крестьяне и казаки не обладали необходимыми знаниями и предпочли сжечь корабль
Как появились малые артиллерийские корабли нового поколения
Идея строить для крупных речных магистралей и для крупных озер новые боевые корабли, способные решать самые разные оперативно-тактические задачи, не нова. В современных условиях Российский Военно-Морской Флот вынужден думать об обеспечении защиты водных путей в прибрежной морской зоне. Каспийское море, являясь самым крупным закрытым морем на планете, играет огромную роль в оборонной стратегии Российской Федерации. На этом морском театре Россия граничит сразу с четырьмя государствами, каждое из которых обладает своими боевыми судами. Причина такого повышенного внимания к этому региону чисто экономическая. Здесь сосредоточены огромные запасы нефти и газа, ведется активный рыбный промысел. Все это вынуждает Россию иметь на Каспии крупные военные соединения, включающие военные суда, части морской пехоты и авиации.
Созданная в 1931 году Каспийская военная флотилия представляла собой довольно внушительную силу. В ее составе сначала были бронекатера и канонерские лодки. Позже, уже в послевоенное время, основное боевое ядро флотилии составляли артиллерийские катера типа «Шмель» и «Гриф». В 80-е годы состав соединения боевых кораблей на Каспии пополнился ракетными катерами проекта 12411. С окончанием советского периода остро встал вопрос о повышении боеспособности военно-морских сил России в этом регионе. Выбор пал на военные малые артиллерийские корабли, суда класса «река-море», которые по своим размерам и габаритам могут быть построены на судостроительных предприятиях Нижнего Новгорода и Татарстана.
Малые артиллерийские корабли или МАК проекта 21630 представляют собой универсальные боевые суда, способные одновременно выполнять боевые задачи, как на крупных реках, так и в прибрежной морской зоне. Такой класс судов был разработан в Советском Союзе еще в середине 60-х годов, позволив быстро организовать речное судоходство на крупных водных магистралях. Корабли имели достаточно хорошую мореходность и осадку, позволяющие ходить речными путями, пользоваться системами речных каналов и выходить в открытое море. Конструкторы военных судов решили использовать этот опыт для постройки военных кораблей подобного класса, для которых основным местом дислокации станет Волжский речной бассейн и Каспийское море.
Новые корабли должны будут решать следующий круг задач:
- обеспечение бесперебойного речного и морского судоходства в указанных районах, контроль водного пространства крупных рек, озер и прибрежной экономической зоны;
- ведение патрулирования указанных акваторий;
- содействие сухопутным войскам при проведении десантных операций и огневое прикрытие войск на флангах;
- участие в десантных мероприятиях, подавление возможных очагов сопротивления на море и на суше.
Задачу по созданию кораблей нового класса поручили Зеленодольскому конструкторскому бюро, находящемуся в городе Зеленодольск, республика Татарстан. В основу проекта легли многолетний опыт в проектировании малых боевых судов, многолетние гидрологические наблюдения за акваторией Каспийского моря и Волжской речной системы. Военные моряки предъявили к конструкторам кораблей целый ряд требований, среди которых особо стоит отметить следующие:
- новые военные корабли должны обладать хорошей мореходность, быть способными выдерживать волнение на море силой до 5-6 балов;
- обязательно наличие малой осадки, позволяющей кораблям без проблем ходить по Волге в ее нижнем и в среднем течении;
- корабли должны иметь увеличенную автономность и большую дальность хода;
- вооружение кораблей должно отвечать современным требованиям ведения морской войны.
Работа над проектом началась в середине 90-х годов, когда флотское хозяйство России переживало острый экономический кризис. Флоту срочно требовались новые суда, поэтому работы над проектом велись в ускоренном режиме. Спустя несколько лет на столе в Главном Военно-Морском Штабе лежал готовый проект малого артиллерийского корабля проекта 21630 типа «Буян». С военно-технической точки зрения, новое судно больше напоминало корвет, поэтому неудивительно, что в западной классификации новые российские корабли были сразу причислены к классу корветов, получив шифр «Buyan class corvette».
«Технология» конфликтов
Все три возможных военных конфликта между прикаспийскими странами связаны с Азербайджаном. Эта страна остаётся непримиримым противником Армении, входящей в ОДКБ. То есть теоретически нельзя исключать конфликт между Азербайджаном и Россией. Однако, как показала вторая война за Карабах осенью 2020 года, вероятность такого конфликта, мягко говоря, невелика.
Чтобы такой конфликт случился, азербайджанские войска должны развернуть широкомасштабное наступление вглубь Армении и/или нанести удар по российским миротворцам в Нагорном Карабахе. Но пока президентом Азербайджана остаётся Ильхам Алиев, развитие событий по этому сценарию маловероятно.
Не секрет, что с Туркменией у Азербайджана давний спор как раз за дно Каспия — то есть за находящиеся там нефтяные месторождения. Спор этот продолжается почти с момента распада СССР и несколько раз дело доходило почти до войны. И если рассматривать соотношение сил на море и в воздухе (по суше страны не граничат), явное превосходство на стороне Туркмении (при этом, правда, неизвестен уровень боевой подготовки моряков и лётчиков обеих сторон). О соотношении сил на море уже было сказано. Что же касается ВВС обеих стран, то оснащены они одинаковыми боевыми самолётами — и истребителями МиГ-29. И тех, и других у Туркмении примерно в полтора раза больше, чем у Азербайджана. На хранении обе страны имеют штурмовики Су-17 и перехватчики МиГ-25 (которых у Туркмении тоже больше), но крайне сомнительно, что хотя бы один способен подняться в воздух (да и «основные самолёты», то есть Су-25 и , скорее всего, боеспособны у обеих стран отнюдь не на 100%).
sukhoi.org
ВВС Туркмении и Азербайджана оснащены штурмовиками Су-25.
Обе стороны обладают советской ЗРС большой дальности С-200. Азербайджан имеет также российскую ЗРС С-300ПМ, Туркмения приобрела очень схожую китайскую ЗРС HQ-9, которая прикрывает Ашхабад. «Двухсотки» обеих сторон и азербайджанская «трёхсотка» развёрнуты на берегу Каспия. Правда, боеспособность С-200 у обеих стран крайне сомнительна. Конечно, у Азербайджана есть «великие и могучие» БПЛА «Байрактары», но неясно, насколько они эффективны в морской войне. Впрочем, в настоящий момент конфликт между Азербайджаном и Туркменистаном находится в латентной стадии.
web.archive.org
И Туркмения, и Азербайджан обладают советской ЗРС большой дальности С-200.
За прошедшие тридцать лет прикаспийские страны так и не смогли поделить заветное море-озеро. Но приняли другое решение — в любом случае вопрос раздела будут решать только они, без участия каких-либо ещё стран и организаций. Такой подход предопределён ещё и географически. Поскольку после распада СССР сама Волга, а также Волго-Балт и Волго-Дон остались полностью на территории России и являются её внутренними водными путями, без разрешения Москвы корабли некаспийских стран появиться на Каспии не могут.
Регулярно возникающие в наших СМИ «страшилки» насчёт «американских ВМБ в Каспийском море» являются даже не пропагандой, а откровенным бредом. США не имеют даже теоретической возможности создать здесь какие-либо базы на Каспии. Тем более, что уставший американский «гегемон» вообще быстро теряет влияние, и не только на Востоке.
Хотя России сегодня принадлежит лишь небольшая часть каспийского побережья, Каспийская военная флотилия может чувствовать себя на этом потенциальном ТВД буквально как дома и контролировать «Калибрами» пространство на максимальную дальность их стрельбы. И помешать Москве некому.
Во время советской революции
По мере стабилизации ситуации в Каспийском море количество судов, находящихся в этом море, постепенно сокращается. В начале XX — го века, не состоит только из двух канонерских лодок и некоторых вооруженных пароходов на войне. Моряки флотилии активно участвуют в революционных движениях, волновавших Баку в 1903–1905 годах, и в установлении Советской власти в регионе в 1917 году. Чтобы прийти на помощь Красной Армии , они создали Военный флот им. область Астрахань ( русский : Военный флот Астраханского края , Voyennii Flot Astrakhanskogo kraïa ) в апреле-июне 1918 года , которая вскоре была усилена торпедными катерами и подводными лодками из Балтийского моря в осени 1918 года . 13 октября Советы переименовали Астрахано-Каспийская военная флотилия (в) (на русском языке : Астрахано-Каспийская военная флотилия , Астрахано-Каспийская военная флотилия ). Здания флотилии были захвачены контрреволюционной Центрально-Каспийской республикой в августе 1918 года, а затем снова взяты Советами после падения правительства Мусавата .
Флотилия в гражданской войне в России
Корабль «Москвитянин»
Для того , чтобы обеспечить поддержку в Красной Армии , Советы создали Астраханскую область ( русский: Военный флот Астраханского края Wojenny Flot Astrakhanskowo Kraja ) с апреля по июнь 1918 года, который был армированной с торпеды и подводные лодки из Балтийского моря . 13 октября 1918 года Советский Союз переименован флот в Астрахань-Каспийской войны флотилии ( русский Астрахано-Каспийская военная флотилия Астрахань-Kaspijskaja woennaja flotilija ). Корабли флотилии были захвачены контрреволюционным правительством Центральной Аспи в августе 1918 года и возвращены Советскому Союзу после свержения правительства Мусавата . 21 мая 1919 года части Британской Каспийской флотилии атаковали части Каспийской флотилии в порту Форт Александровск и, в том числе, стреляли. эскадренный миноносец Moskvitjanin к аварии (см Битва Форт — Александровск ).
Разведка передовой базы большевиков в форте Александровск (Каспийское море), вид на морские сражения
В июле 1919 г. Астрахань-Каспийская войны флотилия была объединена с войны Волжской флотилии ( русский Волжская военная флотилия Wolschskaja Wojennaja flotilija) и превращается в Волго-Каспийская флотилия войны (Волжско-каняканя . 1 мая 1920 года Советы создали Каспийский флот, который состоял из 3 вспомогательных крейсеров , 10 торпедных катеров, 4 подводных лодок и других кораблей. Вместе с Каспийским флотом в Баку дислоцировался Красный флот Советского Азербайджана . Оба флота завершили освобождение Каспийского моря от Белой армии . В июле 1920 года Каспийский и Азербайджанский флот были объединены в Военно-морские силы Каспийского моря ( Russian Морские Силы Каспийского моря Morskije Sili Kaspijskogo morja ) и 27 июня 1931 года переименованы в Каспийскую флотилию .
В 1919/2020 гг. Флагманом флотилии был миноносец « Карл Либкнехт» . С июня 1919 г. по июнь 1920 г. флотом командовал Федор Федорович Раскольников ; Комиссаром флотилии была его жена Лариса Рейсснер .

Эта тема закрыта для публикации ответов.