Км (экраноплан)

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

Каспийский монстр

Экраноплан «Лунь» в Дербенте часто называют «Каспийским монстром». Считается, что это прозвище придумали сотрудники иностранных служб, которые в 60-х годах следили за акваторией Каспийского моря с помощью спутников. В то время на Каспии испытывали предшественника «Луня» — экраноплан проекта 902.

У судна не было названия, но на борту были написаны буквы КМ, что означало «корабль-макет». Иностранцы, увидев на снимках непонятный объект, не смогли определить что перед ними, корабль или самолет, а заметив буквы расшифровали их по-своему. Позднее корабль-макет затонул при испытаниях и до сих пор лежит на дне Каспийского моря, но он стал прототипом экраноплана «Лунь» и подарил ему прозвище «Каспийский монстр».

Авторы Гайдпарка

  • Elka

    Что делать с мультфильмом, в котором советский пионер называет букву Z фашистской маркировкой?

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Люди

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Талантливейший но слишком исполнительный Лютов

    Читать полностью

  • Дежурный модер

    Новая версия сайта newsland.com доступна для посещения

    Читать полностью

  • Григорий Сибиряк

    Свобода выбора

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    О любимом фанатичном шефе студентов ЛИАПа. Свидетельствую

    Читать полностью

  • Sova

    Что делать однофамильцам?

    Читать полностью

  • Лаврентий Павлович

    В освобождённом Мариуполе налаживается мирная жизнь

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вы считаете латинскую Z символом поддержки армии?

    Читать полностью

  • Аксёненко Сергей

    Смогли бы муравьи создать цивилизацию

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Приоритет силы

    Читать полностью

  • Леонид Магит

    Прогнозы по Украине. Взгляд обывателя.

    Читать полностью

Особенности аэрогидродинамической компоновки

Первая характеризуется тем, что несущее крыло опирается концами на два поплавка, которые одновременно выполняют роль концевых шайб. Достоинствами этой схемы являются высокое аэродинамическое качество (благодаря отсутствию развитого корпуса и надстроек) и возможность использования объемов самого крыла для размещения грузов, основным недостатком – сложность решения проблемы устойчивости и мореходности (особенно для малых аппаратов).

В самолетной схеме из-за малого удлинения крыла λ сравнительно сильно сказывается влияние корпуса (фюзеляжа) аппарата, снижающее качество. Тем не менее, крылья малого удлинения установлены на большинстве современных экранопланов (исключение представляет модель X. Вейланда), так как с увеличением λ=l/b существенно ухудшаются мореходные и эксплуатационные качества аппарата, например, появляется опасность касания концом крыла гребня волны. При заданной площади крыла необходимое значение К можно обеспечить за счет уменьшения h, что требует, как известно, при заданной высоте полета увеличения хорды крыла, т. е. соответствующего уменьшения λ.

Достоинства и недостатки проекта

Не слишком корректно говорить о достоинствах или недостатках экранопланов проекта «Лунь», потому что ему присущи все особенности аппаратов подобного типа. Военных всегда смущала низкая защищенность экранопланов, которая делала его весьма уязвимым для огня противника. Скорость его хода сопоставима со скоростью тихоходного самолета, а отсутствие зенитного вооружения делало экранопланы легкой добычей авиации противника.

  1. К несомненным достоинствам экранопланов следует отнести превосходное сочетание скорости и грузоподъемности. Они могут перемещаться со скоростью самолета (до 600 км/ч), при этом их грузоподъемность сравнима с небольшим кораблем.
  2. Экранопланы очень живучи, в случае аварии они могут просто совершить посадку на воду даже при сравнительно большом волнении.
  3. Подобные аппараты способны летать не только над водной гладью, им подходит любая ровная поверхность: пустыня, тундра, лед.
  4. Экранопланы очень экономичны: во время полета на экране они тратят на 30% меньше топлива, чем традиционные самолеты.
  5. Этим аппаратам не нужен аэродром, достаточно небольшой акватории или ровного участка суши.
  6. Еще одним преимуществом экраноплана является его малозаметность для радаров в результате полета на высоте нескольких метров.

Однако у этого типа летательных аппаратов есть и серьезные недостатки, которые значительно осложняют их эксплуатацию.

  1. Главным из них является то, что экранопланы не могут летать над неровной поверхностью, в этом случае невозможно создание экрана. Но, правда, подобного недостатка лишены экранолёты (типа «Орленок»), которые могут летать по-самолетному.
  2. Экранопланы имеют очень низкую маневренность, у них большой радиус разворота.
  3. Несмотря на большую по сравнению с самолетами экономичность, для взлета экраноплан должен обладать весьма высокой тяговооруженностью, что требует установки на него взлетных двигателей, которые не работают во время полета.
  4. Управление экранопланом требует особых навыков и сильно отличается от пилотирования самолета.

Смертельно опасен: «Лунь» и его маленький секрет

Если вспомнить о достоинствах экранопланов, то становится очевидным, что эти судна могли успешно использоваться в военных целях: разведка, спасательные операции, транспортировка важных грузов. «Лунь» должен был выполнять совсем иные функции. На такой относительно безобидный аппарат были установлены противокорабельные ракеты «Москит», которые могли одним махом уничтожить вражеское судно. Массивный, неповоротливый аппарат с короткими крыльями стал опасным оружием. Первый «Лунь» спустили на воду в 1986 году. Это был гигант среди экранопланов, вес которого составлял 400 тонн. Его главными противниками должны были стать авианосцы. Невидимость для радаров и высокая скорость движения экраноплана позволяли ему незаметно подойти к кораблю вплотную на расстояние точного пуска ракеты.

Высота корпуса аппарата составляла 19 метров. Максимально он мог подниматься на 5 метров над экранирующей поверхностью, но этому судну больше и не нужно было. Длина его корпуса составляла 73 метра. Он делился на десять отсеков, каждый из которых был водонепроницаемым. На корпусе имелось три палубы. Под днищем аппарата располагалось гидролыжное устройство, которое использовалось при посадке. В средней части располагался центроплан крыла. Толщина обшивки корпуса — от 4 до 12 миллиметров. Палубы предназначались для расположения служебного оборудования и ракетных установок. Размах крыла аппарата, в котором хранилось топливо, составлял 44 метра.

Работа над этим масштабным проектом началась еще в 70-х годах. Экраноплан был собран на опытном заводе «Волга» в 1983 году. Через три с лишним года его спустили на воду и отправили в Каспийск, где аппарат прошел ряд испытаний, а его конструкция была доработана. Уже к 1990 году «Лунь» был сдан в эксплуатацию и на этом его история обрывается. Доподлинно известно, что аппарат числился в 236 дивизионе Каспийской флотилии, но уже в 2001 году он пропал из всех списков. Экраноплан попросту списали, распотрошили, секретную электронику сдали на склады, а само судно законсервировали в сухом доке, где ему оставалось только тихо ржаветь. Почетное место в одной из экспозиций Дербента — счастливый билет для списанной техники, которая так никогда и не побывала в настоящем бою.

По проекту 903 советские специалисты изначально должны были сконструировать восемь экранопланов. После запуска первого работы были остановлены, потому что СССР уже агонизировал. Даже самые перспективные проекты спешно сворачивались, финансирование было перекрыто, а у ученых появились иные заботы.

Крылатая ракета 3М-80 Москит

Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем при удачном попадании была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы, заодно оснастили и «Лунь». В принципе основным его назначением было «уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС противника во взаимодействии с другими силами флота». Показательно, что военные специалисты США его окрестили «Убийца авианосцев».

Пусковые установки крылатой ракеты 3М-80

Крылатая ракета 3М-80 входит в состав ракетных комплексов, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений и конвоев, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке, имеющих скорость хода до 100 узлов, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника, в любых условиях окружающей среды, при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва. В начале 80-х годов противокорабельный комплекс 3М-80 «Москит» был принят на вооружение эсминцев (ЭМ) типа «Современный» проекта 956. На этих кораблях было установлено по две счетверённые пусковые установки КТ-190.

На Лунь установлено 6 ПУ ПКР

Первый эсминец проекта 956 «Современный» (заводской № 861) был заложен на заводе им. Жданова (ныне «Северная верфь») в Ленинграде 3 марта 1976 г., спущен на воду 18 ноября 1978 г., а 24 января 1981 г. включен в состав Северного флота. Второй эсминец «Отчаянный» заложен 4 марта 1977 г., спущен на воду 29 марта 1980г., введен в состав Северного флота 24 ноября 1982г. Всего до конца 1993 г. на «Северной верфи» было построено 17 кораблей проекта 956 и еще несколько осталось недостроенными в связи с распадом СССР. Два из недостроенных эсминцев проекта 956 — «Важный» и «Вдумчивый» (переименованные в «Екатеринбург» и «Александр Невский») были из-за недостатка финансирования проданы КНР вместе с комплексом «Москит».

Крылатая ракета 3М-80

С начала 1980-х годов рассматривалась возможность установки комплекса «Москит» на экраноплан «Лунь» проекта 963. Для этого на полигоне «Песчаная Балка» в поселке Черноморск был установлен макет экраноплана проекта 903. Основной целью испытаний была проверка способности конструкции экраноплана выдерживать силовое и тепловое воздействие струи стартового двигателя. 5 октября и 21 декабря 1984 г. было проведено два пуска макетов «Москита», оснащенных только стартовыми двигателями. Первый пуск произвели из правого контейнера носовой пары пусковых установок, а второй пуск — из левого контейнера хвостовой пары пусковых установок. Так как контейнеров было всего два, то при первом пуске носовая пара стояла на своем месте, а затем ее перенесли в хвост.

Во время проведения этих испытаний было отработано два варианта загрузки ракет на экраноплан: в первом варианте ракета загружалась в контейнер, уже установленный на экраноплан, с помощью загрузочного устройства; во втором варианте ракета загружалась в контейнер, находящийся на земле, а потом вся конструкция устанавливалась на экраноплане. Все пуски прошли нормально. После первого пуска оказались поврежденными 9 плиток, после второго — 2. На Каспии провели два пуска ракет ЗМ-80. Мишенью служил БКЩ пр. 436бис. Первый пуск был неудачный из-за ошибок экипажа. В ходе второго пуска произвели двухракетный залп (с интервалом 5 с). Пуск был засчитан как успешный

«Каспийский монстр»

В середине 60-х советские инженеры создали самый большой и тяжёлый (на тот момент в мире) летательный аппарат. Экраноплан с кодовым названием «КМ» имел длину почти сто метров и мог принять на борт более пятисот тонн груза. Объект транспортировали по Волге в обстановке секретности, но благодаря шпионским спутникам и агентам на местах фотографии и часть документации всё-таки утекли. Иностранные спецслужбы перевели сокращённое название как «Каспийский монстр», ведь дело происходило в СССР. В действительности аббревиатура расшифровывалась куда прозаичнее — корабль-макет.

Первое испытание прошло в 1966 году. Один из ведущих советских кораблестроителей Ростислав Алексеев отдал приказ на «полёт в доке». Запустили все десять двигателей, но при достижении тяги в 40 % от максимальной пришлось глушить, так как экраноплан стал тянуть за собой весь док, срывая якоря. Испытатели с инженерами остались довольны, но высшее руководство столкнулось с трудностями: по документации аппарат проходил как корабль и был приписан к ВМФ, конструкция больше походила на амфибию, характеристики «КМ» находились где-то между крейсером и грузовым самолётом. В конце концов, эта штука всё-таки летала, пускай и на небольшой высоте.

Испытания длились пятнадцать лет — за этот срок так и не была сформулирована чёткая область применения аппарата. «Игрушка», безусловно, всем нравилась, но оставалось непонятно, как и где её можно применять. В 1980 году из-за ошибки пилотов «Каспийский монстр» потерпел аварию. Никто не пострадал, но экраноплан затонул — где-то на дне Каспийского моря он покоится до сих пор. Впрочем, в самом Каспийске есть более живой экспонат того же вида — экраноплан «Лунь». Он меньше затонувшего предшественника и был спущен на воду в 1986-м, однако после ряда испытаний так и не попал в состав вооружённых сил, оставшись технологичным памятником на вечном хранении в сухом доке.

Ракетный корабль-экраноплан Лунь на панораме гугл карт

На рассвете началась его буксировка в город Дербент. Маршрут длиной почти 100 километров заняла больше 12 часов. Финальной точкой пути стал филиал парка «Патриот» Южного военного округа, где эта машина станет главным экспонатом.

В сопровождении нескольких вспомогательных кораблей на буксире экраноплан «Лунь» проходит город Дербент. До конечной точки осталось буквально два десятка километров. Такое здесь увидишь нечасто, и чтобы посмотреть на это зрелище, многие жители города специально приехали на набережную.

Управление капитального строительства города объявило тендер по выбору подрядчика, который займется комплексным благоустройством парка.

По данным источника, на эти цели из бюджета города планируют направить почти 410 млн рублей. Заявки на участие в тендере будут принимать до 27 апреля. Подведение итогов закупки состоится 11 мая.

В рамках проекта запланированы мощение аллей и дорожек, озеленение территории, установка малых архитектурных форм. Кроме того предполагается оборудовать стрельбище размером 4 тыс. кв. метров и спортивные площадки, общей площадью 3,7 тыс. кв. м.

На выполнение указанных работ подрядчику отведут чуть больше года.

Общий размер будущего парка — 204 тыс. кв. метров. Здесь будут находиться площадки для военно-тактических игр, интерактивные музейные выставки и образцы военной техники. В числе главных экспонатов парка выступит так называемый «Каспийский монстр» — экраноплан «Лунь».

От Махачкалы 120 км до г. Дербент — от Дербента 16 км до села Арабляр.

Добраться можно от станции Дербент на такси за 200 рублей, либо пешком от станции Авадан (примерно 5 км).

Примечания

  1. 123456789 Апальков, 2004, с. 28.
  2. 12345 Минобороны окончательно отказалось от экранопланов
  3. 1234 Качур, 2007.
  4. «Лунь» — это шифр проекта 903, а не название единственного созданного ракетного экраноплана. Однако для удобства и краткости в статье ракетный корабль-экраноплан будет называться как «Лунь».
  5. 12 Lun Ekranoplan
  6. 12 Секретное оружие СССР пытаются вернуть к жизни
  7. В журнале «Наука и техника» и в книгах «Крылатые суда отечества» и «Гидросамолеты и электропланы России» годом начала испытаний является 1985. В статье журнала «Техника и вооружение» 16 июля 1986 года обозначено первым спуском на воду.
  8. Потенциальный спрос высок
  9. Горшков С. Г. Морская мощь государства. — М.: Воениздат, 1972.
  10. § Сравнение с аналогами.
  11. В России создается тяжелый аварийно-спасательный экраноплан (неопр.) . ТАСС. Дата обращения 9 августа 2020.
  12. В России возрождают идею «каспийских монстров» — гигантских экранопланов, пугавших НАТО
  13. Убийцу авианосцев — под «болгарку»?
  14. Экраноплан «Лунь» вернут нижегородцам
  15. Сохраним ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь»
  16. Возвращение в Нижний ракетоносца «Лунь» стоит слишком дорого
  17. Зачем Нижнему Новгороду тратить миллионы на недостроенный экраноплан для Парка Победы?
  18. У «Луня» шансов мало
  19. Экраноплану подыскивают место
  20. Летно-технические характеристики Ту-95
  21. ХАРАКТЕРИСТИКИ БОМБАРДИРОВЩИКА Ту-160.
  22. Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 68. — 272 с. — ISBN 5-89327-004-5.
  23. Экраноплан лунь проект 903 Ростислава Алексеева. Первый в мире экраноплан-ракетоносец
  24. Bond, James Bond

Крылатая ракета 3М-80 Москит

Крылатая ракета 3М-80 входит в состав ракетных комплексов, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений и конвоев, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке, имеющих скорость хода до 100 узлов, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника, в любых условиях окружающей среды, при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва. В начале 80-х годов противокорабельный комплекс 3М-80 «Москит» был принят на вооружение эсминцев (ЭМ) типа «Современный» проекта 956. На этих кораблях было установлено по две счетверённые пусковые установки КТ-190.

Первый эсминец проекта 956 «Современный» (заводской № 861) был заложен на заводе им. Жданова (ныне «Северная верфь») в Ленинграде 3 марта 1976 г., спущен на воду 18 ноября 1978 г., а 24 января 1981 г. включен в состав Северного флота. Второй эсминец «Отчаянный» заложен 4 марта 1977 г., спущен на воду 29 марта 1980г., введен в состав Северного флота 24 ноября 1982г. Всего до конца 1993 г. на «Северной верфи» было построено 17 кораблей проекта 956 и еще несколько осталось недостроенными в связи с распадом СССР. Два из недостроенных эсминцев проекта 956 — «Важный» и «Вдумчивый» (переименованные в «Екатеринбург» и «Александр Невский») были из-за недостатка финансирования проданы КНР вместе с комплексом «Москит».

С начала 1980-х годов рассматривалась возможность установки комплекса «Москит» на экраноплан «Лунь» проекта 963. Для этого на полигоне «Песчаная Балка» в поселке Черноморск был установлен макет экраноплана проекта 903. Основной целью испытаний была проверка способности конструкции экраноплана выдерживать силовое и тепловое воздействие струи стартового двигателя. 5 октября и 21 декабря 1984 г. было проведено два пуска макетов «Москита», оснащенных только стартовыми двигателями. Первый пуск произвели из правого контейнера носовой пары пусковых установок, а второй пуск — из левого контейнера хвостовой пары пусковых установок. Так как контейнеров было всего два, то при первом пуске носовая пара стояла на своем месте, а затем ее перенесли в хвост.

Во время проведения этих испытаний было отработано два варианта загрузки ракет на экраноплан: в первом варианте ракета загружалась в контейнер, уже установленный на экраноплан, с помощью загрузочного устройства; во втором варианте ракета загружалась в контейнер, находящийся на земле, а потом вся конструкция устанавливалась на экраноплане. Все пуски прошли нормально. После первого пуска оказались поврежденными 9 плиток, после второго — 2. На Каспии провели два пуска ракет ЗМ-80. Мишенью служил БКЩ пр. 436бис. Первый пуск был неудачный из-за ошибок экипажа. В ходе второго пуска произвели двухракетный залп (с интервалом 5 с). Пуск был засчитан как успешный

Где это невероятное место: экраноплан «Лунь» у берегов Дербента

Все лето-2020 в инстаграмах урбекс- и дрон-фотографов появлялось это место в Дербенте. Там на мели оказался ракетный экраноплан «Лунь» — построенный в 1980-х гибрид корабля и самолета размером с пятиэтажный дом. Военная машина, разработанная для атак на авианосцы, должна стать центральным экспонатом парка «Патриот» в Дербенте.

При транспортировке «Лунь» дал течь. Поврежденный экраноплан оставили на диком пляже, где, по словам руфера и видеографа Виталия Раскалова, машина постепенно заполняется водой. Попытки вытащить ее с помощью стальных тросов успехом не увенчались, а парк «Патриот» пока не достроен. Его открытие запланировано на 2022 год.

Экраноплан останется на берегу Каспийского моря у поселка Арабляр, где планируют разбить парк «Патриот». Очевидно, что в парке все будет по-другому, а «Лунь» остается своеобразной альтернативной достопримечательностью Дербента. Именно поэтому нужно ехать его смотреть, в милитаристском антураже он будет выглядеть иначе!

С разрешения автора публикуем фотографии Виталия Раскалова. Спасибо! Больше фотографий — по тегу #лунь в Instagram.

Экраноплан «Лунь» Координаты: 41.935946, 48.387068 Ближайший населенный пункт — Арабляр.

Фотографии Ракетного корабля-экраноплана Лунь внутри

Вход в экраноплан Лунь
 Массивный кнехт,для всяких плавсредств
В этом же тамбуре располагаются средства пожаротушения
Идем дальше в сторону носа: по правую сторону встречаем гальюн.С этой же стороны каюта для экипажа (напомню,что автономность у экраноплана 5 суток)
По левому борту располагается камбуз(обратите внимание на обшивку)
Продвигаемся вперед: справа бак для питьевой воды на 500 литров
Помещение с аппаратуройВот мы забрались почти в самый нос: здесь должен был быть небольшой якорьВ самом носу морская рлсВсе оборудование сплошь морского стандарта,размера и веса

Экраноплан Лунь кабина пилотов
Экраноплан Лунь место борт-инженера
Общий вид: посередине экран морского радара,расположенного в носу экранопланаБоковые переключатели у КВСаПриборы вдоль правого бортаВерхняя центральная панельРассмотрим подробнее приборы на центральной панели: это со стороны 2 го пилотаЭто вид со входа в кокпит
Люк для выхода на крышу экранопланаСпуск вниз из кокпита,обратите внимание на корабельного типа сигнализацииДвигаемся теперь в сторону хвоста(кормы) это приборы неясного для меня назначениясистема пожарной безопасности тк рядом вспомогательные двигательные установки ТА-6а
Их две,по одной на 4 двигателя(если я правильно понял,то с их помощью осуществляется запуск),расположены с обоих бортов
Если я правильно понял,то это испытательная записывающая аппаратура.На обратном пути нам попадается опять емкость с водой.
Заберемся на рабочее места стрелка,расположенное над кокпитом ,под первой парой ракетных установокАварийный выход
Это башенный агрегат БА-ЗДП! Это вроде как электродвигатель переменного тока!
Продолжаем свое движение на корму
Мощная проводка,но положена не так аккуратно ,как на самолетах
Шланг для пожаротушения?
Один из люков ,ведущий наверх на горизонтальные стабилизаторы хвостового оперения и к радарам ,установленным там.
Вид снизу на шахту в хвостовом оперении,по нему можно попасть во вторую кабину стрелка и на самый верх экраноплана
Задняя кабина стрелка
Люк вид сверху
Радар в хвосте экраноплана Лунь

Явление экранного эффекта

Для начала стоит рассказать, каким образом экранопланы осуществляют свой полёт, и какие трудности с этим связаны. Углубляясь в суть явления, можно подметить, что человечество наблюдало экранный эффект задолго до появления самолётов – его использовали некоторые виды птиц.

Например, чайки, пролетая над водной гладью, осознанно снижались к самой поверхности воды и продолжали полет так. При этом было заметно, что махать крыльями при таком полете чайки начинали гораздо реже. Таким образом, птицы пользуются экранным эффектом для облегчения полёта и экономии сил. Но как же этот эффект им помогает?

Оно основывается на разности давлений над крыльями (самолёта или птицы) и под ними. Говоря простым языком, изменение давления происходит так – при горизонтальном полёте встречный поток воздуха как бы ударяется о поверхность крыла и какая-то его часть уходит вниз, под само крыло.

При полёте на высоте это бы не принесло практически никакого эффекта, но при движении низко над гладкой поверхностью (землёй, водой, льдом) поток воздуха, ушедший вниз, экранирует от поверхности и возвращается назад, как бы толкая крыло снизу, тем самым увеличивая подъёмную силу, чем и пользовались при полёте птицы.

Эффективность экранного эффекта зависит от следующих параметров:

  • ширины крыла (чем она больше, тем больший поток будет поддерживать крыло, и тем больше эффект);
  • высоты и скорости полёта (чем ниже полёт и меньше скорость, тем эффективнее полёт).

Но в казавшейся простоте использования этого эффекта, который освоили даже птицы, кроются и сложности. Связано это с балансировкой и маневрированием при полёте над экраном – даже при небольшом изменении высоты или скорости движения, меняется и центр давления экранного эффекта, что меняет балансировку летательного аппарата и может создать непредвиденный крен. Из-за этого те же чайки, если собираются изменить направление или нырнуть за рыбой, сначала поднимаются вверх от воды, чтобы экранный эффект не вызывал неудобств при маневрировании.

«Всё быстро замяли»

— «КМ» погиб в 1980 году. Информации в сети на этот счёт довольно мало. Что с ним произошло?

— Он как раз прошёл большой капитальный ремонт, это был его первый полёт. Я уже говорила, что перед каждым полётом составлялась таблица с центровкой, и мой отец, пока был жив, очень строго за этим следил. Он погиб в феврале 1980 года, а «КМ» разбился 13 декабря. Новый главный конструктор в основном больше занимался «Орлёнком», и старт, выход на экранный режим он хорошо знал именно по нему, а с «КМ» он на практике не сталкивался. А у «КМ» из-за его размеров был более длинный разбег. И была команда главного конструктора пилоту взлетать с коротким разбегом, как «Орлёнок». В результате «КМ» встал на попа.

  • Экраноплан «КМ»
  • vk.com

— Это как?

— Перпендикулярно к воде, то есть при взлёте корпус пошёл вверх и, грубо говоря, встал на хвост. У пилотов в аварийных ситуациях выработан инстинкт — чтобы не потерять высоту, нужно потянуть штурвал на себя, работать рулём высоты.

— То есть при взлёте пилот не смог поймать нужный момент, вовремя не прижался к воде — и дальше произошло крушение?

— Да, именно так. Точно так же, кстати, было и с «Орлёнком» после капитального ремонта. Почему-то после ремонта новые главные конструкторы не очень серьёзно относились к положению центра тяжести. 

— Но ведь ошибка пилота тоже, видимо, имела место?

— Да, конечно. Я не могу назвать его неопытным пилотом, но он был достаточно самонадеянным. Он не очень прислушивался к советам и действовал так, как считал нужным. Но после случившегося всё очень быстро замяли. Жертв не было, «КМ» уже утонул, и досконально не стали разбираться, тем более что уж кто-кто, а этот корабль своё отслужил.

— Я не нашёл информации о попытках поднять его из воды, хотя глубина, как я понял, там не очень большая. Видимо, это напрямую связано с тем, о чём вы говорите, — желанием не устраивать разборок?

— Да, смысла поднимать его уже не было. Всё, что можно было, из него выжали, с причинами аварии тоже всё было понятно.

— То есть он и сейчас находится в том же месте?

— Да, но, конечно, в виде каких-то фрагментов. Я лично с одним из ведущих наших конструкторов летом 1981 года специально объехала всё побережье в поисках каких-то обломков. У меня есть фотография самого большого обломка, что мы нашли, — шайбы от крыла. 

— Говорят, что он затонул не сразу, а как-то постепенно, чуть ли не в течение недели, благодаря чему и жертв удалось избежать? 

— Не так долго, но не сразу. Никто не знает, сколько он точно оставался на плаву, фотографий практически нет. Есть одна недавно рассекреченная фотография, там уже, по сути, почти всё в воде. 

— А откуда появилось прижившееся в СМИ название «Каспийский монстр»? Есть версия, что это западная пресса придумала, вольно интерпретировав аббревиатуру «КМ»?

— Есть такой ежегодный толстый справочник Jane’s, где собирается вся информация по военным кораблям. И в нём ещё тогда появился какой-то эскиз нашего «КМ» и было сказано, что в районе города Горький на воду был спущен какой-то непонятный аппарат и затем его доставили на Каспий. Они и придумали это название. Мы всегда его называли просто «корабль-макет».

«Каспийский монстр» у берегов Дербента привлек туристов

Специалисты эвакуировали на берег нос ракетного экраноплана «Лунь», который планируют установить в дербентском парке «Патриот». Местные власти уже отметили приток желающих увидеть уникальный корабль.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» был спущен на воду в 1986 году. Он входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. Корабль, внешне похожий на самолет, мог передвигаться со скоростью 463 километра в час и атаковать авианосцы, приближаясь к ним на расстояние ракетного удара. К 2011 году военное ведомство окончательно отказалось от разработки и строительства таких «летающих кораблей» и решило утилизировать «Лунь», со ссылкой на представителя Минобороны России писали 21 ноября 2011 года «Известия».

В нескольких десятках метрах от места пребывания экраноплана расположен пляж, на который приезжают люди на автомашинах. К 14.00 мск 13 августа на пляже находились около 70-100 человек и порядка 20 машин.

Специалисты постепенно дотянули экраноплан до берега, рассказал «Кавказскому узлу» местный житель.

Парк «Патриот», в котором планируется установить ракетоносец, будет находиться между берегом и трассой. Сам экраноплан планируется установить на берегу в 50 метрах от кромки воды, пояснил «Кавказскому узлу» специалист, работающий на территории парка.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.