Патрульные катера проекта 12150

Алан-э-Дейл       28.07.2022 г.

Содержание

  • 1 История проектирования
  • 2 История строительства
  • 3 Конструкция 3.1 Корпус и надстройка
  • 3.2 Энергетическая установка
  • 3.3 Общекорабельные устройства
  • 3.4 Мореходность
  • 3.5 Обитаемость

4 Вооружение

  • 4.1 Противокорабельное вооружение

4.2 Зенитное ракетное вооружение
4.3 Артиллерийское вооружение
4.4 Радиотехническое вооружение 4.4.1 Радиолокационный комплекс и системы целеуказания
4.4.2 Средства радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы
4.4.3 Радиосвязь и инфракрасная аппаратура
4.4.4 Система государственного опознавания
4.5 Навигационное и штурманское вооружение
5 Представители проекта

  • 5.1 Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-Т), 1241РЭ и 12417

5.2 Ракетные катера проектов 12411 (12411-М)
5.3 Ракетные катера проектов 12418 и 12421
6 Служба

  • 6.1 Организационно-штатная структура

7 Операторы
8 Оценка проекта
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки

Сводная таблица по БОХР России 2020

Класс Балт. Черн. Сев. Тих. Касп. Амур Псков Суммарно
Пограничный сторожевой корабль (ПСКР) 5 23 7 25 12 21 92
Пограничный сторожевой катер (ПСКА) 24 40 12 27 13 2 2 123
Пограничный катер специальной службы (ПКАСС) 3 3
Пограничный корабль управления (ПКУ) 8 8
Пограничный корабль обеспечения (ПКО) 1 8 4 13
Пограничный катер обеспечения (ПКАО) 1 5 11 4 21
Пограничный патрульный корабль (ППК) 1 4 5
Пограничное патрульное судно (ППС) 1 4 2 14 2 23
Пограничный патрульный катер (ПК) 3 1 4
Рейдовое судно обеспечения (РСО) 3 3
Всего единиц корабельного состава:

296

Распределение корабельного состава Береговой охраны России:

Конструкция[ | ]

Катер береговой охраны в бухте Золотой Рог Корпус и надстройка катера выполнены из высокопрочного алюминиевого сплава. Все устанавливаемое оборудование и используемые материалы соответствуют применяемым при строительстве иностранных высокоскоростных катеров.

Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы.

Главные двигатели — 2 х дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 по 1822 л. с. (1340 КВт) или 2 х дизеля MTU марки 16V2000M90 по 1822 л. с. (1340 КВт). Вспомогательная энергетическая установка — 2 х AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 КВт) или 2 х ДГ «Вестербеке» 25.0 BEDA по 25 КВт или 2 х ДГ «Стамегна» SM-300 по 22,8 КВт. Два привода Арнесона ASD-15. Аккумулятор 12/24 В. Система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.

Навигационное оборудование:

  • Интегрированная система навигации ST60.
  • Система местоуказания VNTsU-UV450.
  • Навигационная РЛС «Лиман 18М1»
  • Магнитный компас «Азимут-90-1»
  • Лаг с функциями эхолота ЛЭМ2-2
  • Приемоиндикатор спутниковой навигации NT 300D
  • Система связи и передачи команд.

Катер может иметь в качестве вооружения:

  • ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К», включающий: 4 управляемые ракеты «Вихрь»;
  • одну 30 мм артиллерийскую установку АК-306 с 500 снарядами;
  • тепло-телевизионную систему;
  • систему управления артиллерийским огнём с системой автоматического сопровождения цели;

14,5 мм морскую тумбовую пулемётную установку, предназначенную для поражения воздушных, береговых и надводных целей.

Для российских пограничников «Соболь» поставляется в варианте, имеющем на вооружении только тумбовую пулемётную установку МТПУ с 14,5 мм КПВТ.

Роль и преимущества

Патрульный катер Соломоновых островов « Лата» помогает сели на мель рыболовное судно (на переднем плане)

Патрульные катера класса Pacific используются в основном для морского наблюдения и защиты рыболовства. Часто они являются единственным средством наблюдения, к которому имеет доступ действующая страна, и их присутствие часто сдерживает иностранные рыболовные флоты. Возможность патрулировать воды дала импульс экономике как за счет штрафов за рыболовство, так и за счет улучшения позиций на переговорах при обсуждении прав и сборов за иностранный рыболовство. В рамках патрулирования «Тихоокеанские острова» использовались для таможенного досмотра судов и пресекали некоторые операции по контрабанде и перевозке наркотиков. Некоторые страны фрахтуют суда другим правительственным учреждениям или частным компаниям для спасательных работ, гидрографических изысканий или даже для таких задач, как помощь в создании аквакультурных ферм. Патрульные катера тихоокеанского класса также использовались в гуманитарных целях, таких как поисково-спасательные операции, буксировка судов с инвалидностью, проверка судов на море и межостровный транспорт, особенно для операций по оказанию помощи при стихийных бедствиях.

Патрульные катера также приносят косвенную пользу эксплуатирующим странам. Эксплуатация «Тихого океана» часто требовала расширения морских объектов, создания рабочих мест и облегчения доступа для других судов. Помимо экономического роста за счет сборов и штрафов за рыболовство, улучшенные гидрографические карты, создаваемые судами, способствуют развитию туризма. Корабли воспринимаются как миниатюрные военные корабли и являются предметом гордости и престижа островных народов. Подготовка экипажей в Австралийском морском колледже (AMC) увеличила количество обученных моряков в странах, где работают, и повысила уровень квалификации в морском секторе каждой страны.

Программа тихоокеанских патрульных катеров также принесла пользу Австралии и Новой Зеландии. Эти страны обладают улучшенным стратегическим присутствием в регионе, и военно-морские советники, поставляемые в операционные страны, создают личные сети внутри этих стран, одновременно улучшая набор навыков и знаний операторов тихоокеанского класса. Эти советники регулярно взаимодействуют с должностными лицами из агентств, выходящих за рамки обычных дипломатов, и могут получать политическую и стратегическую информацию, недоступную другими способами. Военно-морские советники также позволяют военным судам поддерживать связь с более крупными военно-морскими силами. Возможность для действующих стран оказывать собственную гуманитарную поддержку также снижает потребность австралийских и новозеландских активов в участии в относительно небольших инцидентах.

Гюйс пограничных кораблей первого и второго ранга

ГГР РФ: № 30Описание гюйса:Красное прямоугольное полотнище, перекрещенное прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным (Андреевским) крестом с белой каймой. Отношение ширины гюйса к его длине — два к трем. Отношение ширины концов диагонального креста к длине гюйса — один к десяти. Отношение ширины концов прямого креста к ширине гюйса — один к двадцати. Отношение ширины белой каймы диагонального креста к ширине диагонального креста — один к двум .

Утвержден

21 мая 1993 года Указом Президента РФ №720 какгюйс кораблей Пограничных войск 1 и 2 ранга ; переутвержден 1 сентября 2008 года Указом Президента РФ № 1278 какгюйс кораблей 1 и 2 ранга пограничных органов .

ВМФ России: в военно-морском параде в Балтийске примут участие новейшие патрульные катера «Мангуст»

17:00 / 25.07.14

Патрульный катер «Мангуст» / Фото: www.vympel-rybinsk.ru

В заключении военно-спортивного праздника два катера данного проекта продемонстрируют элементы боя при отражении воздушной атаки условного противника, ведя огонь из 14,5-мм пу­ле­мёта КПВТ. Катера данного проекта предназначены для патрулирования и охраны прибрежных зон, а так же внутренних и внешних рейдов военно-морских баз.

Патрульный катер проекта 12150 «Мангуст» / Фото: Пресс-служба МО РФ

Обес­пе­чи­ва­ет по­ра­же­ние над­вод­ных и бе­ре­го­вых це­лей на даль­но­стях до 2000 м при вы­со­те до 1500 метров, сообщили в пресс-службе МО РФ.

Техническая справка

Патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» — серия быстроходных  глиссирующих  катеров прибрежной зоны. Кор­пус ка­те­ра вы­пол­нен с внеш­ни­ми об­во­да­ми в фор­ме «глу­бо­кое V».

Фото: www.vympel-rybinsk.ru

Ма­те­ри­ал — алю­ми­ние­во-маг­ние­вый сплав. Скоростной патрульный катер «Мангуст» проекта 12150 предназначен для: действия по вызову в территориальных водах; контроля за соблюдением кораблями установленного режима плавания на внешнем и внутреннем рейдах портов и гаваней, а также в прилегающих прибрежных районах моря; выполнения задач, входящих в обязанности морской полиции, таможенных служб, рыбоохранных инспекций в прибрежных районах моря.

Фото: www.vympel-rybinsk.ru

Фото: www.vympel-rybinsk.ru

Совместно с ЦМКБ «Алмаз» компанией проведена модернизация катера проекта 12150 «Мангуст», результатом которой стало значительное улучшение его боевых, тактических, мореходных и технических характеристик. Также заметно улучшилась обитаемость катера.

Фото: www.vympel-rybinsk.ru

Фото: www.vympel-rybinsk.ru

Тактико-технические показатели

Водоизмещение, т  27,2
Длина габаритная, м  19,45
Ширина наибольшая, м  4,40
Высота борта на миделе, м  2,2
Осадка при полном водоизмещении, м  1,16
Скорость максимальная, узлов до  50
Скорость экономическая, узлов  36
Дальность плавания при экономической скорости, миль    410
Автономность, суток  2
Экипаж, чел.  3-6
Двигатель  два двигателя 10V2000M93 фирмы «MTU»
Привод    ASD-14 с частично-погруженными винтами фиксированного шага  
Водометный движитель  «KaMeWa»
Суммарная максимальная мощность двигателей, кВт (л.с.) С2240 (3000)
Вооружение:  
одна морская тумбовая пулеметная установка калибра,  мм.   14,5
легкое водолазное снаряжение,  комплект   1  

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ

www.arms-expo.ru

История[ | ]

Патрульный катер проекта 12200 «Соболь» разработан в Санкт-Петербургском Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз».

Головной патрульный катер проекта 12200 (заводской № 200) был построен в 2006 году на СФ «Алмаз» (Санкт-Петербург) и сдан на год в опытную эксплуатацию Береговой охране России. По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц.

В 2008 году был построен первый серийный катер данного проекта (заводской № 201).

В течение 2009 года построено шесть единиц: заводские № 202—207.

В 2010 году были спущены на воду два катера проекта: заводские № 208 и 209. В этом же году было заложено ещё пять катеров: три на СФ «Алмаз» — № 210—212 и два на «Восточной верфи» Владивостоке.

Два катера были проданы Туркмении на Каспийское море.

В конце 2014 года, пограничное управление ФСБ России по Республике Крым в Балаклаве, получило катер проекта 12200 «Соболь» под номером 217.

В 2021 году два катера были переданы Сахалинскому управлению пограничной охраны, ещё два будут доставлен в июле 2021 года.

Малый патрульный корабль

Границы между странами существуют не только на суше, но и на воде. На земле имеется множество способов проведения четких границ и возведения длинных проволочных заборов, но в морской зоне произвести защиту тем же способом весьма проблематично. Во времена первой мировой войны подводные корабли стали угрозой морским границам различных стран, и для защиты территории было решено создать лодки надводного класса, предназначенные в том числе и для борьбы с подводными лодками.

Патрульный катер Мангуст

Характеристики и вооружение

Первой страной, которая начала проектирование и строительство патрульных кораблей является Великобритания. Именно в 1915 году создается первый патрульная лодка весом 600 тонн, с ускорением 23 узла, вооруженная торпедными механизмами, выстреливающими в глубину бомбами. Также в ее арсенал входили пулеметы калибром 102 мм и 40 мм, принадлежащие к типу «Р». С наступлением 17 года прошлого столетия в российском флоте начинается строительство четыре различных патрульные судов, имеющие следующую конструкцию:

  • Вес измерялся от 350 до 530 тонн;
  • Скорость хода равняется 15 узлам;
  • Вооружены пушками от 75 до 102 мм;

Американцы подхватывают эту идею и в 18 году прошлого века выпускает серию лодок относящихся к типу «Игл», с реализуемой скоростью 18 узлов и весом в 500 тонн.

Катер Мираж проект 1431

Производство

С наступлением второй мировой войны в 1943 году патрульные катера начинают дальнейшее свое развитие и совершенствование. США передает в арендуемое пользование СССР 76 катеров большого типа и 60 лодок малого, первые принадлежали к классу БО-2 и БУ-1, вторые к МО-1. Советская фирма «Элко» смогла улучшить данные катера и уменьшить их вес всего до 126 тонн, а скорость удержать на отметке в 26 узлов. Данная конструкция считалась не идеальной, и было предложено ее изменить, а именно вместо торпедных аппаратов установить в корме и на боку пушки размером 40 мм. Но в ходе боев у Новой Гвинеи выяснилось, что установка является не надежной, а скорость стрельбы торпед слишком медленной. В связи с эти было принято решение заменить торпедные установи на более скорострельные и старые модели, с механическим, а не автоматическим приводом.

По окончанию второй мировой войны вооруженные катера имели следующие характеристики:

  • Вооружение – пушка 40, 37 и 20 мм, пулемет – 4 шт. по 12 мм;
  • Водоизмещение увеличилось до 600 тонн, из них одна треть уходила на вооружение и боеприпасы, а также за счет установки радаров;
  • Скорость хода составляла 30 узлов, при этом топливо уходило 11,5 тыс. литров;
  • Экипаж состоял преимущественно из 16 человек с запасом еды и воды до 5 дней плаванья.

По заказу НКВД в конце 30 годов появляются малые патрульные катера весом 56 тонн и скоростью в 25 узлов, вооруженной глубинными бомбами и двумя пулеметами калибром в 45 мм.

Патрульный катер Соболь

В 80 годах конструкторское бюро «Алмаз» создается пограничные сторожевой корабль с обозначение «10412» со скоростью хода выше 30 узлов, водоизмещением более 350 тонн. Вооружен катер был 30 мм автоматической шестиствольной пушкой и двумя гранатометами.

Следующий этап усовершенствования произошел в США, во времена вьетнамской войны, где в первую очередь конструкторы решили уменьшить вес, в результате чего увеличилась скорость хода и маневренность. У нас же дальнейшее развитие патрульный катер не получил, основные силы были направлены на выпуск малых боевых кораблей, предназначенной для охраны водной территории.

С приходом нового века были выпущены ряд патрульных катеров:

  • «Мангуст» – используется спецслужбами, а также в таможенных целях, выполнен из алюминиево-магниевого сплава, скорость хода 50 узлов;
  • «Соболь» – пограничная цель использования, состоящий из алюминиевого сплава, имеет артиллерийско-ракетную и пулеметную установку;
  • «Мираж» – охрана экономической зоны, водоизмещение более 120 тонн, скорость хода 50 узлов.

На сегодняшний день, данные патрульные катера используются на территории восточной береговой линии. Они выполняют функцию дозорной службы, ведут борьбу с торпедными катерами, охраняют рыболовецкую прибрежную зону, а также используются в военно-морских силах.

Устройство

Корпус катера выполнен с внешними обводами в форме «глубокое V» из алюминиево-магниевого сплава.

Энергетическая установка первоначально состояла из двух дизель-редукторных агрегатов (ДРА) с V-образными 12-цилиндровыми дизельными двигателями М470М «Звезда», а затем устанавливались ДРА с четырёхтактными V-образными десятицилиндровыми дизелями 10V 2000 M93 фирмы «MTU» мощностью 1140 кВт (1550 л.с.) при 2450 об/мин. Габаритные размеры с трансмиссией — 2255х1130х1230 мм. Сухая масса с трансмиссией — 2660 кг. Вспомогательная энергоустановка: дизель-генератор мощностью 25 кВт.

В 2015 году была произведена замена главных двигателей «MTU» (Германия) на V-образные 12-цилиндровые дизельные двигатели М470К, оснащённые воздушным компрессором, производства «Звезда». Двигатели М470М данного производителя уже устанавливались на катера в период с 2001 по 2006 годы.

Для обеспечения бортовой электросети и потребителей, катер оснащён дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.

Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.

Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулемётной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.

Конкуренты

Фактически тогда произошла смена эпох: ибо одновременно был поднят флаг на сторожевом катере типа «Светляк» (заводской номер 310). Морским пограничникам передали последний ПСКР 2-го ранга в серии из 10 единиц, построенных на «Алмазе». Катера этого проекта также строились в ОАО «Восточная верфь» и на Ярославском судостроительном заводе. Всего и Погранслужба ФСБ, и зарубежные заказчики закупили 36 «Светляков».

ПСКР «Светляк» был спроектирован в 80-х годах прошлого века и к началу XXI столетия уже не удовлетворял всем требованиям пограничников. К тому времени перед ними встали новые задачи: требовалось охранять экономическую зону, следить за порядком рыболовства и оберегать биоресурсы. Теперь понадобились более эффективные корабли, обладающие большей дальностью плавания и автономностью, с экипажами меньшей численности. Вместе с тем надлежало обеспечивать возросшие требования к обитаемости личного состава.

Как отметил руководитель Пограничной службы генерал армии Владимир Проничев, море активно используется трансграничными преступными группировками, в частности, для пиратства и нелегальной миграции. «Угрозы приобрели широкомасштабный характер, и для того чтобы противостоять им, необходимо создать эффективную систему береговой охраны», – сказал он.

Разработка и строительство новых ПСКР стали осуществляться в рамках Концепции развития корабельного состава пограничных органов Федеральной службы безопасности в целях унификации и создания для подразделений береговой охраны многофункционального корабельного состава с повышенной автономностью и дальностью плавания, скоростными характеристиками и улучшенными условиями жизнеобеспечения экипажа.

В 2006 году Северное ПКБ с проектом 22460 «Рубин» (главный конструктор Алексей Наумов) выиграло тендер Федеральной пограничной службы РФ на пограничный сторожевой корабль нового поколения. Одним из условий конкурса была небольшая стоимость постройки корабля, кроме того, по оценкам специалистов, победу обеспечил административный ресурс Северного ПКБ.

Основным конкурентом «Рубина» на тендере являлся ПСКР проекта 22100 ЦМКБ «Алмаз» с двумя газовыми турбинами. По новой программе предполагалось строительство патрульных кораблей для ФПС вести крупной серией и на нескольких предприятиях.

На тендере для ФПС имелось и другое предложение ПСКР от Северного ПКБ с вертолетом Ка-226 и 57-мм артиллерийской установкой (АУ) А-220М – развитие патрульного корабля проекта 22300. Это же бюро подготовило модификацию экспортного катера (патрульно-сторожевого корабля прибрежной зоны) ПС-500 с таким же составом вооружения. Модель одного из вариантов несколько раз демонстрировалась на выставке «Интерполитех» в Москве и Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. На основном варианте ПС-500 предусмотрена установка 100-мм корабельной арт-установки А-190Э, восьми ТПК с ракетами Х-35 (комплекс «Уран») и 30-мм автомата типа АК-630М.

ЦМКБ «Алмаз» для пограничников подготовило проект (обозначение – 12300П) патрульного корабля с вертолетом и одной 76-мм пушкой АК-176М, а также пулеметами. Базовый вариант – ракетно-артиллерийский корабль проекта 12300 «Скорпион» (главный конструктор Ю. В. Арсеньев) оснащен боевой информационно-управляющей системой «Сигма-12301», инерциальной системой навигации и стабилизации «Ладога-МЭ-12300», автоматизированным комплексом связи типа «Буран», изделием 6730-7 системы госопознавания, интегрированной навигационной системой «Горизонт-25». Набор этих средств типичный для российских кораблей малого водоизмещения. Основное вооружение «Скорпиона» – ракетный комплекс «Яхонт», 100-мм артустановка А-190 и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан».

Амур

Класс Наименование Проект Вступление в строй
ПСКР «Вьюга» пр.12081 1984
ПСКР «Адмирал Казакевич» пр.12130 1998
ПСКР ПСКР-201 пр.12130 2001
ПСКР ПСКР-202 пр.12130 2007
ПСКР ПСКР-203 пр.12130 2010
ПСКР ПСКР-305 пр.1248 1982
ПСКР «Вихрь» пр.12481 1982
ПСКР ПСКР-308 пр.12481 1983
ПСКР «Гроза» пр.12481 1984
ПСКР «60 лет пограничных войск» пр.12481 1984
ПСКР «Шквал» пр.12481 1985
ПСКР «Хабаровск» пр.12481 1986
ПСКР «Тайфун» пр.12481 1986
ПСКР ПСКР-316 пр.12481 1987
ПСКР «Благовещенск» пр.12481 1988
ПСКР «Смерч» пр.12481 1988
ПСКР ПСКР-319 пр.12481 1989
ПСКР «Ураган» пр.12481 1989
ПСКР ПСКР-321 пр.12481 1990
ПСКР «Василий Поярков» пр.12481 1991
ПСКР ПСКР-496 пр.1741 1986
ПСКА ПСКА-9 пр.П1415 1981
ПСКА ПСКА-21 пр.П1415 1984
ПКУ ПСКР-52 пр.1249 1979
ПКУ «80 лет КДВРУ» пр.1249 1980
ПКУ ПСКР-54 пр.1249 1981
ПКУ ПСКР-55 пр.1249 1981
ПКУ «Казак Уссурийский» пр.1249 1982
ПКУ ПСКР-57 пр.1249 1983
ПКУ ПСКР-58 пр.1249 1983
ПКУ ПСКР-59 пр.1249 1984
ПКАО ПСКА-210 пр.1606
ПКАО ПСКА-252 пр.16601 1993
ПКАО ПСКА-253 пр.16601 1993
ПКАО ПСКА-249 пр.16604
ПКАО ПСКА-250 пр.16607
ПКАО ПСКА-251 пр.16607
ПКАО ПСКА-255 пр.16607 1995
ПКАО ПСКА-754 пр.Т-4М 1982
ПКАО ПСКА-762 пр.Т-4М 2001
ПКАО ПСКА-717 пр.Т63М
ПКАО ПСКА-728 пр.456бис 1971
ПК «Катран» пр.РМ376 1988
РСО РСО-37 пр.1481 1979
РСО РСО-40 пр.1481 1981
РСО РСО-51 пр.1439
Суммарно Амур Всего единиц: 46

21 пограничный сторожевой корабль, 2 пограничных сторожевых катера, 8 пограничных кораблей управления, 11 пограничных катеров обеспечения, 1 пограничный патрульный катер, 3 рейдовых судна обеспечения

История[ | ]

Патрульный катер проекта 12200 «Соболь» разработан в Санкт-Петербургском Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз».

Головной патрульный катер проекта 12200 (заводской № 200) был построен в 2006 году на СФ «Алмаз» (Санкт-Петербург) и сдан на год в опытную эксплуатацию Береговой охране России. По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц.

В 2008 году был построен первый серийный катер данного проекта (заводской № 201).

В течение 2009 года построено шесть единиц: заводские № 202-207.

В 2010 году были спущены на воду два катера проекта: заводские № 208 и 209. В этом же году было заложено ещё пять катеров: три на СФ «Алмаз» — № 210-212 и два на «Восточной верфи» Владивостоке.

Два катера были проданы Туркмении на Каспийское море.

В конце 2014 года, пограничное управление ФСБ России по Республике Крым в Балаклаве, получило катер проекта 12200 «Соболь» под номером 217.

В 2020 году два катера были переданы Сахалинскому управлению пограничной охраны, ещё два будут доставлен в июле 2020 года.

Амур

Класс Наименование Проект Вступление в строй
ПСКР «Вьюга» пр.12081 1984
ПСКР «Адмирал Казакевич» пр.12130 1998
ПСКР ПСКР-201 пр.12130 2001
ПСКР ПСКР-202 пр.12130 2007
ПСКР ПСКР-203 пр.12130 2010
ПСКР ПСКР-305 пр.1248 1982
ПСКР «Вихрь» пр.12481 1982
ПСКР ПСКР-308 пр.12481 1983
ПСКР «Гроза» пр.12481 1984
ПСКР «60 лет пограничных войск» пр.12481 1984
ПСКР «Шквал» пр.12481 1985
ПСКР «Хабаровск» пр.12481 1986
ПСКР «Тайфун» пр.12481 1986
ПСКР ПСКР-316 пр.12481 1987
ПСКР «Благовещенск» пр.12481 1988
ПСКР «Смерч» пр.12481 1988
ПСКР ПСКР-319 пр.12481 1989
ПСКР «Ураган» пр.12481 1989
ПСКР ПСКР-321 пр.12481 1990
ПСКР «Василий Поярков» пр.12481 1991
ПСКР ПСКР-496 пр.1741 1986
ПСКА ПСКА-9 пр.П1415 1981
ПСКА ПСКА-21 пр.П1415 1984
ПКУ ПСКР-52 пр.1249 1979
ПКУ «80 лет КДВРУ» пр.1249 1980
ПКУ ПСКР-54 пр.1249 1981
ПКУ ПСКР-55 пр.1249 1981
ПКУ «Казак Уссурийский» пр.1249 1982
ПКУ ПСКР-57 пр.1249 1983
ПКУ ПСКР-58 пр.1249 1983
ПКУ ПСКР-59 пр.1249 1984
ПКАО ПСКА-210 пр.1606
ПКАО ПСКА-252 пр.16601 1993
ПКАО ПСКА-253 пр.16601 1993
ПКАО ПСКА-249 пр.16604
ПКАО ПСКА-250 пр.16607
ПКАО ПСКА-251 пр.16607
ПКАО ПСКА-255 пр.16607 1995
ПКАО ПСКА-754 пр.Т-4М 1982
ПКАО ПСКА-762 пр.Т-4М 2001
ПКАО ПСКА-717 пр.Т63М
ПКАО ПСКА-728 пр.456бис 1971
ПК «Катран» пр.РМ376 1988
РСО РСО-37 пр.1481 1979
РСО РСО-40 пр.1481 1981
РСО РСО-51 пр.1439
Суммарно Амур Всего единиц: 46

21 пограничный сторожевой корабль, 2 пограничных сторожевых катера, 8 пограничных кораблей управления, 11 пограничных катеров обеспечения, 1 пограничный патрульный катер, 3 рейдовых судна обеспечения

История проекта 03160

В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:

  • Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
  • Патрулирование акваторий;
  • Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
  • Осуществление поисково-спасательных работ.

Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:

  • ПО «Алмаз»;
  • ПО «Море»;
  • Батумском ССЗ.

Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.

Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.

Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:

  • Наличие аппарели для высадки десанта;
  • Серьёзное вооружение на борту;
  • Лёгкое бронирование корпуса;
  • Небольшая осадка судна.

«Мангуст», патрульный катер проекта 12150

Декабрь 2 2008

Скоростной многоцелевой патрульный катер для действий в прибрежной зоне

История создания

Патрульный катер «Мангуст» пр.12150 спроектирован Центральным Морским Конструкторским Бюро «Алмаз» (ЦМКБ «Алмаз», г. Санкт-Петербург) по заказу департамента морской охраны Федеральной пограничной службы России. Катер производит ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (ССЗ «Вымпел», г. Рыбинск). В настоящее время на заводе имеются необходимые мощности и технологии (2 стапель-кондуктора) для выпуска не менее 5 катеров в год. При необходимости их производство может быть увеличено.

Катер пр.12150 «Мангуст» не имеет аналогов в мировом кораблестроении, а по основным характеристикам не уступает зарубежным и превосходит лучшие отечественные катера подобного класса.

Назначение

Патрульный катер пр.12150 «Мангуст» предназначен для выполнения задач патрулирования территориальных вод и обеспечения пограничного режима государственно границы, несения таможенной службы, охраны биологических ресурсов в прибрежных районах, проведения поисково-спасательных операций, борьбы с контрабандистами и нелегальной транспортировкой наркотиков.

Особенности

Корпус катера выполнен из алюминиево-магниевого сплава с внешними обводами в форме «глубокое V» м в сочетании с мощной двигательной установкой обеспечивает движение с высокой скоростью (свыше 50 узлов, около 100 км/ч), хорошую маневренность и управляемость. Переборками разделен на 6 отсеков и остается на плаву при затоплении любого из них. Для предохранения подводной части корпуса от коррозии установлена электрохимическая протекторная защита и окрашена лакокрасочным антикоррозийным покрытием (грунт и краска фирмы «Хемпелс»).

Двигательная установка включает 2 дизеля «Звезда» модели M470 (2 дизеля MTU16V2000M90, мощность 2х1343 кВт) мощностью 990 кВт каждый при 1550 об/мин с двумя приводами Арнесона ACD-14. Кроме того, для сохранения высоких ходовых качеств в условиях волнения моря силой до 4 баллов катер оснащен комплексом бортовых интерцепторов. Для обеспечения бортовой электросети и потребителей катер оснащен дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.

Навигационно-связной комплекс обеспечивает безопасное судовождение. В его составе имеются РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный компасы, спутниковую систему, лаг, эхолот, а также стационарная и переносная УКВ радиостанции, предусмотрена возможность оснащения радиостанциями КВ диапазона и аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ.

Вооружение катера пр.12150 «Мангуст» может иметь различную комплектацию, которая определяется решаемыми задачами, спецификой применения и заказчиком. Основной вариант предполагает наличие на катере 14,5-мм стационарную тумбовую пулеметную установку, а также 1-2 пулеметов 7,62-мм калибра. Кроме того, по желанию заказчика, на катере может быть установлен ракетный комплекс «Вихрь» с лазерным наведением и дальностью действия до 10 км, а также укомплектован переносным зенитным ракетным комплексом типа «Игла», противодиверсионным гранатометом ДП-64 и гранатометом АГС-17. Дополнительно катер «Мангуст» имеет надувную шлюпка с жестким корпусом и подвесным мотором, а также грузовую стрелу с грузоподъемностью 140 кг.

Модификации

Катер пр.12150В — отличается от прототипа пр.12150 наличием ракетно-артиллерийского комплекса «Вихрь» в составе 30-мм скорострельной пушки и пусковой установки для ракет. Боекомплект комплекса – 4 ракеты и 500 30-мм выстрелов.

Многоцелевой катер пр.12150М (модификация катера пр.12150) создан по заказу МЧС РФ и спущен на воду 29.06.2006 г. Катер предназначен для выполнения поисково-спасательных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, спасения пострадавших, оказания помощи терпящим бедствие судам и малым плавсредствам. Оснащен специализированным аварийно-спасательным оборудованием. Выпускается серийно.

Водоизмещение, т:  
полное/максимальное ./26,1 (пр.12150В — 30,0)
стандартное 23,6
Главные размерения, м 18,7х4,4х1,16
Скорость хода максимальная, узлы до 71
Скорость движения, кмч 35-50
Дальность плавания максимальная, мили .
Дальность плавания экономической скоростью, мили 350-430
Автономность, сут. 2 (1)
Электропитание, В 6 (4)
Двигатели, количество, тип и модель 2хМ470 (пр.12150В — 2хMTU16V2000М90)
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 2[990
Вооружение:  
ракетное РАК «Вихрь-К» (пр.12150В)
зенитное ПЗРК «Игла»
артиллерийско-стрелковое 1х14,5 мм пулемет, 1-2х7,62 мм пулемет, гранатометы АГС-17 и ДП-64
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.