25 августа 1957 года первый рейс «ракеты»

Алан-э-Дейл       29.06.2022 г.

Технические характеристики

Катер «Метеор» — это однопалубное пассажирское судно, изготовленное из дюраля. Считается самым красивым из всей линии благодаря удачному внешнему дизайну.  Его длина достигает 35 метров при ширине 10 метров, что позволяет комфортно разместить в носовой части 26 мест, на корме – 44 места, в среднем салоне расположены 44 пассажирских кресла и буфет.

На катере установлены дизельные двигатели серии М-400 мощностью 1000 л.с. каждый. Работу силовой установки обеспечивают двигатель мощностью 12 л.с., генератор на 5,6 кВт и насос с компрессором. Приводят в движение катер два гребных винта.

Крыльевое устройство состоит из расположенных под кормовой и носовой частями несущих крыльев, а также двух закрылков.

Водоизмещение «Метеора» составляет до 53, 5 тонн.

Носители

Помимо кораблей, подводных лодок и самолётов, носителями ПКР также могут быть наземные стационарные или подвижные береговые противокорабельные ракетные комплексы (БПРК). От специфики среды запуска и типа носителя зависят многие особенности пускового устройства и ракеты, к примеру, пусковые устройства и ракеты авиационного базирования зачастую легче и меньше в размерах ПУ и ПКР морского и наземного базирования, положение в пространстве позволяет самолётам или вертолётам-носителям осуществлять наведение на цель на значительно большем расстоянии, чем с корабля. ПКР, запускаемые из торпедного аппарата или вертикальной пусковой установки подводных лодок, всегда являются самонаводящимися или летящими по заранее запрограммированному маршруту (поскольку на сегодняшний день отсутствуют эффективные технологии практической реализации контура управления ракетой класса «поверхность—поверхность» из-под воды), ПКР авиационного базирования могут быть управляемыми при помощи станции наведения, смонтированной на борту летательного аппарата-носителя, реализуя беспроводное телевизионное/радиокомандное или радиолокационное наведение на цель (работы по созданию ПКР управляемых по оптоволоконному проводу не вышли за пределы экспериментов).

Но «Ракета» ли была первой?

Сейчас уже мало кто об этом вспоминает, но «Ракета» была не первой попыткой создать транспорт такого вида. Еще до нее велись разработки, предполагавшие, что можно добиться наилучших показателей скорости, если под корпусом судна поместить крылья. Впервые идея такого судна родилась еще в XIX столетии!

Почему не удалось ничего толкового сконструировать раньше, чем это сделал Алексеев? Сначала использовались паровые машины, мощность которых довольно ограничена. Их просто не хватало для того, чтобы развить скорость, при которой крылья оказались бы действительно полезны. Поэтому на том этапе все завершилось фантазиями и предположениями «как это может быть». Впрочем, это были интересные времена: регулярно публика видела все новые типы корпусов и специфику строения, корабли ставили рекорды, но проходили месяцы – и их побивали уже новые судна. Эта гонка казалась нескончаемой. В народе первый корабль, оснащенный крыльями под водой, прозвали «лягушкой». Хоть он и перемещался быстро, но прыгал на поверхности воды и был довольно неустойчивым.

«Более мощная боевая единица»

Работы по обновлению «Маршала Шапошникова» проводились на мощностях АО «Центр судоремонта «Дальзавод» (Владивосток). По данным военного ведомства, на судне был «выполнен ремонт донно-забортной арматуры, заменена часть корпусных конструкций, смонтировано новое оборудование и установлены современные комплексы ударного ракетного оружия».

Как отмечают на «Дальзаводе», глубокая модернизация «Маршала Шапошникова» привела к изменению облика корабля и позволила продлить срок его эксплуатации.

«Проект такого масштаба впервые реализуется в России… После глубокой модернизации в АО «Центр судоремонта «Дальзавод» корабль («Маршал Шапошников») станет фрегатом и будет представлять собой более мощную боевую единицу», — говорится на сайте предприятия.

  • Модернизированный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников»
  • РИА Новости

Помимо нового ракетного и артиллерийского вооружения, на «Маршале Шапошникове» были установлены более совершенные вспомогательные механизмы, силовой агрегат, рулевое устройство, средства связи, обнаружения и навигации.

Из информации, представленной на стенде «Дальзавода», следует, что «Маршал Шапошников» получил достаточно мощное радиоэлектронное вооружение. Оно включает несколько радиолокационных станций (РЛС), боевую информационно-управляющую систему «Сигма», средство радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ТК-25, систему обработки радиолокационной информации СОИ 5П-30П, комплекс посадки вертолётов «Тюльпан-В1», универсальную систему управления огнём корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира».

Также по теме


«Задачи по захвату плацдармов»: как новейший десантный корабль «Пётр Моргунов» усилит ВМФ России

Военно-морскому флоту РФ передали большой десантный корабль «Пётр Моргунов» проекта 11711. Торжественная церемония прошла на…

Однако главной особенностью обновлённого «Маршала Шапошникова» стал универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 (УКСК), который позволяет проводить пуски «Калибров», «Ониксов», гиперзвуковых «Цирконов» и противолодочных управляемых ракет комплекса «Ответ».

В частности, «Маршал Шапошников» получил возможность применять крылатые ракеты.

Второй по счёту корабль проекта 1155, который может подвергнуться перевоплощению из БПК во фрегат, — это БПК «Адмирал Виноградов», также несущий службу на Тихоокеанском флоте.

По информации «Известий», в результате глубокой модернизации «Адмирал Виноградов» должен получить вооружение ещё мощнее, чем установлено на «Маршале Шапошникове».

В частности, на палубе корабля может появиться зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Панцирь-М». Данное средство ПВО оснащено двумя 30-мм шестиствольными автоматическими пушками ГШ-6-30 и восемью ракетными установками. Такой арсенал позволяет бороться со всеми типами воздушных целей на дальности до 20 км и на высоте до 15 км.

Основатель портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев считает целесообразной установку «Панцирь-М» на корабли ВМФ. По его словам, комплекс существенно повышает возможности противовоздушной обороны военно-морских платформ России. Сейчас «Панцирь-М» устанавливается на малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт», а в будущем им планируется оснащать фрегаты проекта 22350.

«Панцирь-М» — это модификация одноимённого сухопутного комплекса, который получил успешное боевое крещение в Сирии. Насколько я понимаю, корабельная версия впитала лучшее от него. Главное достоинство семейства «Панцирь» заключается в способности вести огонь как зенитным, так и пушечным вооружением», — пояснил Корнев RT.

  • ЗРАК «Панцирь-М»
  • РИА Новости

Из данных, представленных в сентябре на информационном стенде «Дальзавода», следует, что в результате модернизации на «Адмирале Виноградове» могут быть установлены малогабаритный торпедный комплекс «Пакет», многоканальный зенитный ракетный комплекс «Штиль-1», РЛС «Минерал», «Пума», «Позитив» и «Фуркэ» с системой обработки информации.

Как ожидают на предприятии, «Адмирал Виноградов» получит возможность применения гиперзвуковых ракет, в два раза больший боекомплект противокорабельных боеприпасов, а с установкой «Пакета» будет улучшена противоторпедная защита судна.

Согласно подсчётам инженеров, с новым арсеналом боевой потенциал «Адмирала Виноградова» увеличится в два раза по сравнению с нынешнем уровнем.

Непредсказуемость

Все преимущества уникальной персонального управления боевых блоков разделяемой головной части окружаются бесполезными, если враг сможет уничтожить МБР до того как она выйдет на боевой курс. Ракета «Сармат» летит быстро, однако, ее траектория в любой момент может сойти с обычной предсказуемой дуги – параболы. Дополнительные маневровые двигатели меняют направление, высоту, скорость, а затем бортовая ЦЭВМ определяет новые показатели полета для выхода на цель. Такая непредсказуемость присуща и для других типов современных отечественных носителей ядерных зарядов. В результате она стала их «визитной карточкой» или ассиметричным ответом на попытки вероятного противника обеспечить собственную неуязвимость, которая бы позволяла нанести первый удар.

Это интересно

Катер «Ракета» – это не единичное изделие, а целая серия, запущенная в производство еще в период Советского Союза. Проекты, по которым строились эти судна, назывались:

  • 340МЕ;
  • 340;
  • 340Э.

Начали изготавливать корабли в 1957 году. Их производство продолжалось приблизительно до середины 70-х. За этот период на воду было спущено около трех сотен катеров для речного транспортного обеспечения. Первый из них получил знаковое наименование «Ракета-1». Его строительством по праву гордился .

Катер «Ракета-1» совершил первое плавание в 1957 году, он был спущен на воду 25 августа. Маршрут пролегал между Казанью и Нижним Новгородом. Всего судно преодолело 420 километров водной поверхности за какие-то семь часов! То, какие показал катер «Ракета» технические характеристики, поразило воображение обывателей. 30 счастливчиков стали теми людьми, кто впервые за столь короткий срок по воде смогли совершить это увлекательное путешествие.

большие ракетные катера проекта 1241

 
ракетный катер «Кременчук» ВМС Украины  

В 1973 году начались работы по созданию противокорабельного комплекса «Москит» с одновременным проектированием нового ракетного катера проекта 1241 «Молния» в качестве носителя. Техническое задание было поручено конструкторам ЦКБ «Алмаз» в этом же году. Головное судно было построено к 1978 году и послужило прототипом для целой серии малых ракетных кораблей. По классификации НАТО они получили кодовое обозначение «Тарантул».

Большие ракетные катера типа «Молния» переросли привычные катерные размерения из-за массогабаритных характеристик четырех контейнеров с противокорабельными ракетами «Москит», усиленного артиллерийского и радиолокационного вооружения. Поскольку принятие на вооружение новых ракет запаздывало по срокам, то конструкторам пришлось создавать промежуточный вариант проекта под старый комплекс управляемых ракет типа «Термит» с системой целеуказания. Ввиду задержки с разработкой дизель-газотурбинной силовой установки первые ракетные катера серии «Тарантул» решено было оснастить газотурбинной установкой, скомпонованной из форсажных и маршевых турбин. В конечном итоге получился достаточно уникальный газотурбинный агрегат, состоящий из двух форсажных турбин мощностью по 12000 л. с. и четырех редукторов. При всех своих достоинствах, включая большую экономичность, новая силовая установка оказалась весьма неудобной для управления ракетным катером на малых ходах и, особенно, при швартовках.

Большие ракетные катера первой версии проекта 1241.1 строились до 1980 года, когда промышленность начала поставку для ВМФ СССР катеров с дизельной газотурбинной установкой. Вместо маршевых турбин на ракетных катерах проекта 1241.1М разместили дизельные агрегаты М-510, состоящие из дизеля с двухскоростным редуктором и гидротрансформатора. На катерах штатно размещались и две двухконтейнерные пусковые установки с противокорабельными ракетами «Москит».

По проекту 1241.1 построено девять кораблей, по проекту 1241.1М более 38 кораблей. Для поставок на экспорт во Вьетнам, Индию, Польшу, ГДР, Ирак, Румынию и Болгарию был создан экспортный вариант проекта 1241РЭ с ракетами «Термит» и радиолокационным комплексом «Гарпун-Э». Позже Индия и Вьетнам начали строительство подобных ракетных катеров на собственных верфях.

Технические характеристики малого ракетного корабля проекта 1241:
Водоизмещение — 493 тонн;
Длина — 65 м;
Ширина — 10 м;
Осадка — 2,5 м;
Скорость хода — 41 узел;
Экипаж — 40 человек;Вооружение:
Артиллерийский комплекс АК-176 — 1;
Артиллерийский комплекс АК-630 — 2;
Противокорабельные ракеты «Москит» («Термит») — 4;
ПЗРК «Стрела-3» — 16 ракет ближнего действия;
 
ракетный катер ЧФ РФ  

 
погрузка ракеты на борт катера

 
запуск ракеты с борта ракетного катера

В настоящее время службу несет третье поколение кораблей проекта «Молния». Основа их ударного вооружения составляет четыре противокорабельные ракеты «Москит». В состав вооружения также входят зенитно-ракетный комплекс и в зависимости от модификации различные артиллерийские системы вооружения. Дальность обнаружения цели ракетным оружием составляет 150 км. Дальность поражения цели до 120 км. При старте противокорабельная ракета «Москит» делает так называемую горку, затем снижается до маршевой высоты полета не более 20 метров. С выходом на цель ракета снижается до 7 метров, и идет, как говорят моряки над гребнем волн. При этом устройство может совершать активные противозенитные маневры.

Скорость ракеты «Москит» в несколько раз превышает скорость звука. Благодаря этому ракета преодолевает практически любую систему противовоздушной обороны кораблей противника. Боевая часть ракеты может оснащаться тактической ядерной боеголовкой.

Презентация

Комплекс «Москит» многократно демонстрировался российской и мировой общественности на авиасалонах в подмосковном Жуковском, Чили и Объединенных Арабских Эмиратах. Одноименная ракета произвела фурор и вызвала огромный резонанс в обществе. Иностранцев потрясли уникальные характеристики этого оружия и тот факт, что ему нет аналогов в мире. Ракета 3М-80 («Москит») была и остается единственной в мире, которая на малых высотах может развить скорость более двух «махов» (М). Уклониться от нее невозможно, как и сбить ее. По классификации НАТО, ракета получила имя Sunburn, которое переводится как «солнечный ожог».

Страны распространения “Метеора”

В настоящее время серийное производство “Метеоров” прекращено, поэтому новых судов подобного типа больше не появляется. Но их эксплуатация продолжается и сегодня. В частности, их использует речной флот РФ, также они распространены в других странах.

До сих пор их можно увидеть в Венгрии, Греции, Вьетнаме, Италии, Египте, Китае, Казахстане, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.

Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине вплоть до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года, а в Германии до 2008. Сейчас в этих странах им на смену пришли более современные транспортные средства.

Куда пропали корабли на подводных крыльях?

Военные катера на подводных крыльях списаны большинством эксплуатантов и не планируются к реализации вновь. Однако, заменить пассажирские суда оказалось нечем.

Единичные прогулочные экземпляры в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, плавающие по паре часов в день, вызывают только недоумение и раздражение: когда-то автор еженедельно плавал на судах этого типа между поволжскими городами.

Гибель речного пароходства в постперестроечное время сократило количество, но для удалённых регионов ничего лучше не придумали: в Сибири не только эксплуатируются советские суда второго поколения, но и появляются новые.

Обновлённое пассажирское судно проекта 23160 «Комета 120М» на 120 человек было заложено в августе 2013 года. К сожалению, спущенный в 2017 корабль стал единственным в серии: сказалось отсутствие импортных двигателей.

В 2015 году на седьмом Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева показало проект модернизированного быстроходного ракетно-артиллерийского катера на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА».

Разработанный в инициативном порядке «стелс»-катер с новым корпусом и оборудованием очень понравился военным. Но в серию так и не пошёл.

В конце сентября 2017 года в Чкаловске спущено на воду спроектированное в СПК имени Алексеева малое судно проекта «Валдай 45Р» вместимостью 45 человек. До 2020 года было создано ещё 4 судна этого типа.

В линейке проектов судов на подводных крыльях, разработанных ЦКБ им. Алексеева, есть газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров.

В 2019 года был заложен первый модернизированный «Метеор 120Р» проекта 03580, который должен не только заменить старые «Метеоры», но и освоить брошенные маршруты.

Кроме того, конструкторские бюро в России предлагают проекты и малых, и больших СПК (вплоть до 320 тонн водоизмещения для скоростей выше 70 узлов), в том числе для трансокеанских маршрутов.

Особенности дна

По отзывам, лодки ПВХ «Ракета» с НДНД отличаются продуманной конструкцией. Они обладают надувным дном низкого давления. Оно отличается уникальной конструкцией. Именно этот элемент наделяет плавательное средство рядом особых качеств. Дно отличается высокими показателями надежности. Его перегородки прошиты особой нитью, которую изготавливают в Германии. Такой же материал используется при производстве строп парашюта. Представленную нить применяют при создании сверхнадежных швов при изготовлении космических скафандров.

Такая особенность обеспечивает высокое качество и надежность, прочность плавсредства. Лодка приобретает не только высокие эксплуатационные качества, но и долговечность даже при самых неблагоприятных условиях и высоких механических нагрузках. При этом люди, находящиеся здесь, чувствуют себя гораздо комфортнее, чем на обычных пайолах. Даже при езде по мелкой волне ход будет плавным, с минимальным количеством вибраций.

Особая конструкция дна позволяет стоять или сидеть в лодке. При желании на дне можно спать, что значительно увеличивает функциональность лодки. Можно установить над ней тент и устроить внутри ночлег.

Рассматривая отзывы о лодках ПВХ «Ракета», можно отметить их быструю сборку и легкий вес, что также стало возможным благодаря особой конструкции дна. Это обеспечивает высокие мореходные качества.

Лодки с надувным дном безопаснее, так как при ударе о волны такая конструкция придает плавательному средству необходимые динамические качества. Они обладают способностью пружинить. В то же время пайольные разновидности отбиваются о волну. Лодки с надувным дном без проблем продвигаются дальше. Так как в конструкции присутствует дополнительный объем воздуха, плавучесть ее увеличивается.

Конец эпохи высокоскоростных пассажирских судов

На момент разработки «Метеоры», «Ракеты» и прочие представители подобных кораблей, были более чем удобны и выгодны экономически. Топливо для судов такого типа было дешево, а столь же быстрых альтернатив для перемещения в отдаленные населенные пункты не существовало.

Сначала правительство начало закрывать речные вокзалы по всей стране, затем и большая часть гражданского флота пошла под списание. К началу нулевых инновационных кораблей такого типа практически не осталось. Сейчас используются только единицы, но это скорее исключение.

Функционирующие суда отправлялись за бесценок в Китай, Грецию, Германию, Канаду, Египет, Нидерланды и массу других стран, где, «почему-то», они все равно оставались востребованными и популярными.

Остальные же «Метеоры» и «Ракеты» банально были порезаны на металлолом, либо остались ржаветь и гнить в портах. К примеру, помните невероятно красивый «Буревестник»? Его вывели из эксплуатации и пустили на металлолом еще в 1993 году.

Некоторым судам «повезло» чуть больше. Из единиц сделали своего рода памятники, другие стали ресторанами и кафе, правда обычно в этом качестве они использовались не долго – чаще всего их постигала аналогичная судьба и некогда величественные корабли превращались в груду ржи.

Совсем иная судьба сложилась у кораблей, отправившихся на Запад и в другие страны. Здесь они до сих пор используются, хоть и не пользуются такой популярностью как раньше. Все же, время повлияло даже на такие перспективные для своего времени разработки и сейчас они морально устарели.

Кстати, частные покупатели порой превращают бывшие пассажирские корабли в настоящие супер-яхты, реставрируя их и дорабатывая.

Как можно закончить этот достаточно печальный опус? К сожалению, в наших реалиях мало кто ценит идею и какую-либо эстетическую ценность проектов.

Настоящие произведения инженерного искусства бессердечно режутся на куски или распродаются, не оставляя никакого культурного наследия, а то, что невозможно выгодно продать, просто остается ржаветь в заброшенных доках.

Поделиться материалом:

И ещё теория. Какие подводные крылья бывают?

Частично погруженное крыло

Существует два типа подводных крыльев:

  • частично погружённое — U-образное
  • полностью погружённое — в форме перевёрнутого Т

Частично погруженные крылья во время движения на полной скорости находятся на границе между водой и воздухом, поднимая корпус над водой.

Современное полнопогруженное крыло

Погруженные крылья появились недавно: хотя они снижают качку до нуля, им требуется постоянная коррекция и управление, что удалось реализовать только благодаря современным компьютерам.

Их используют гибридные суда, сочетающие обычный корпус, не использующий глиссирование, и подводные крылья для снижения качки в движении.

История этой конструкции насчитывает много лет, много важных вех и открытий. Почти каждая связана с русским авиаконструктором Ростиславом Алексеевым и его КБ.

Основные образцы

  • Италия: «Си Киллер», Otomat
  • Норвегия: «Пингвин»
  • СССР, Россия: П-15 «Термит», П-270 «Москит», П-70 «Аметист», П-120 «Малахит», П-500 «Базальт», П-700 «Гранит»,Х-35 «Уран», 3М54Т /К, 3М54Т1 /К1, П-800 «Оникс», «Циркон» (в разработке).
  • США: «Гарпун», «Мэйвэрик», TASM, AGM-158C LRASM.
  • Франция: «Экзосет»
  • Швеция: Robot 04, Robot 08, RBS-15
Страна Название Изображение (в маршевой ) Макс. дальность, км Макс. скорость, Мах Длина, м Диаметр, м , кг Масса , кг Тип наведения Носитель
 Германия Henschel Hs 293 18 0,55 3,82 0,47 1045 295 Радиокомандное Сам
 США KSD-1 «Гаргойл» 13 0,78 3,1 0,508 688,1 453,5 Радиокомандное Сам
 Япония MXY7 Ohka Цветок сакуры 40 0,55 6,06 0,76 2120 1200 Камикадзе Сам
 США ASM-N-2 «Бэт» 32 0,5 (планер) 3,63 0,3 850 450 АРЛ ГСН Сам
 СССР П-15 Термит 80 0,95 6,5 0,76 2523 513 ИНС + АРЛ/ИК НК, НПУ
 СССР П-70 Аметист 80 0,95 7 0,55 2900 200 кт

1000 кг

ИНС + АРЛ ПЛ
 Норвегия AGM-119 Пингвин 55 0,95 3,6 0,28 370 130 ИК / Л Сам, Вер, НК
 СССР П-120 «Малахит» 150 0,9 8,84 0,8 5400 до 2 Мт

800 кг

ИНС + АРЛ/ИК МРК, ПЛ
 СССР П-500 Базальт 550 2,5 11,7 0,88 4800 350 кт

500 (1000) кг

ИНС + АРЛ НК
 Франция Экзосет 180 0,95 4,7 0,35 670 165 ИНС + АРЛ Сам, НК
 Германия AS.34 Kormoran 30 0,9 4,4 0,34 660 160 ИНС + АРЛ Сам
 США Гарпун 280 0,9 3,84 0,34 667 225 ИНС + АРЛ/ИК Сам, НК, ПЛ, НПУ
 Япония ASM-1 65 0,9 4 0,35 600 150 ИНС + АРЛ Сам, НПУ
 СССР П-700 Гранит 625 2,5 10 0,85 7000 до 500 кт

518-750 кг

ИНС + АРЛ НК, ПЛ
 СССР П-750 Метеорит 5500 3 12,8 0,9 6380  ?

ок. 1000 кг

ИНС + АРЛ Сам, НК, ПЛ, НПУ
 СССР П-270 Москит 240 2,8 9,75 0,76 4450 300 кг (320) ИНС + АРЛ Сам, НК, НПУ
 Франция AS.15TT 17 0,95 2,3 0,187 100 30 ИНС + АРЛ Вер, НК, НПУ
 Швеция RBS-15 250 0,95 4,33 0,5 800 200 ИНС + СП + АРЛ Сам, НК, НПУ
 Великобритания Sea Eagle 110 0,95 4,1 0,4 600 230 ИНС + АРЛ Сам
 СССР Х-22 600 3,5-4,6 11,67 0,92 5780 1000 ИНС + АРЛ Сам
 СССР П-1000 Вулкан 700 2,5 11,7 0,88 5800 350 кт

500 кг (ВВ)

ИНС + АРЛ НК
 Италия Marte-2 20 0,95 2,85 0,27 147 35 ИНС + АРЛ Вер, НПУ
СССР Х-31 АД 160 3,1 5,34 0,36 715 110 ИНС + АРЛ Сам
 Япония 100 0,9 4 0,35 600 150 ИНС + ИК Сам, НПУ
 Россия 3М-54Э (параметры экспортного варианта) комплекс Калибр 220 0,8-2,9* 8,22 0,533 2300 200 (вариант ВС РФ) ИНС + АРЛ НК, НПУ, ПЛ
Россия 3М-54Э1 (параметры экспортного варианта) комплекс Калибр 300 0,8 6,2 0,533 1800 400 (вариант ВС РФ) ИНС + АРЛ НК, НПУ, ПЛ
 Россия Х-35 300 0,85 4,4 0,42 600 145 ИНС + АРЛ/ИК Сам, Вер, НК, НПУ
 Китайская Республика Сюнфэн 2Е 80 0,9 3,9 0,34 520 225 ИНС + АРЛ + ИК Сам, НК
 Россия П-800 Оникс («Яхонт» Yakhont экспортнный вариант) 500-300-120** 2,6 8 0,67 3000 300 (вариант ВС РФ) ИНС + АРЛ Сам, НК, НПУ, ШПУ, ПЛ
 Республика Корея Хэсон 150 0,85 4,8 0,34 718 ИНС + АРЛ НК
 Норвегия Naval Strike Missile 185 0,95 3,95 0,32 410 125 ИНС + СП + ИК Сам, НК, НПУ
 США AGM-158C LRASM Более 370 км 0,85 4,27 0,55 1020 450 ИНС + СП + АРЛ + ИК + двусторонний канал обмена данными Сам, НК (в перспективе)

*На маршевом участке пути дозвуковая скорость, на конечном участке сверхзвуковая.

**Макс. дальность зависит от траектории полёта. При высотной траектории дальность максимальная, при маловысотной минимальная. При комбинированной траектории усреднённая.

٭Фугасно-кумулятивная боевая часть, совмещающая в себе два типа поражающего воздействия — фугасное и кумулятивное. Заряд такого типа предназначен для поражения двух типов целей — кораблей и площадных. Большая масса боевой части (500—1000кг) обеспечивает хорошее поражающее фугасное воздействие.

Условные обозначения:

  •  — ракета может оснащаться специальной (ядерной) боевой частью.
  • ИНС — инерциальная навигационная система
  • АРЛ — активное радиолокационное наведение
  • ИК — инфракрасная головка самонаведения
  • Л — лазерная ГСН
  • СП — спутниковая система коррекции траектории

Важность

Именно ракета «Москит», ТТХ которой рассмотрена в этой статье, позволила создать проект единого корабля. Ее характеристики были таковы, что придавали небольшому ракетному катеру едва ли не эффективность эсминца. Все это позволяло в десятки раз удешевить создание полноценной корабельной группировки, не жертвуя при этом ее боевыми качествами

С учетом громадной протяженности побережья СССР это было чрезвычайно важно

Помимо прочего, подобное ударное вооружение приобретает просто неоценимую важность в условиях современности, когда в РФ только-только начинает воссоздаваться нормальная океаническая группировка кораблей. В настоящее время нет особых возможностей по вводу больших кораблей в состав ВМФ, так что перспектива создания полноценных эсминцев с «Москитами» на борту сложно переоценить

Поэтому советская разработка еще очень и очень не скоро выйдет в отставку.

Испытания

Изготовление нового технического образца всегда подразумевает серьезный риск, но в случае успеха он полностью оправдывается.

Работа над этим проектом началась в 2009 году. КБ, после 2-х летних изысканий наконец-то приступило к испытаниям.

Вначале осени 2011 года окрестности космодрома Капустин ЯР пострадали от мощного взрыва. Ракета «Сармат», на которую возлагались серьезные надежды, через несколько минут после старта, рухнула на землю. Все дальнейшие пуски тоже, к сожалению, оказались неудачными.

Только через год произошел успешный запуск. В этот раз эксперты учли базовые показатели баллистики. Испытания показали, что жидкостная ракета «Сармат» способна преодолеть больше 11 000 км, при этом нести боевое отделение весом 4350 кг. Весной 2014 года Ю.Борисов (замминистр обороны) объявил о том, что все работы о разработки нового стратегического комплекса проходят плавно, по четко запланированному графику. Он считает, что новая ракета «Сармат» не будет иметь ограничений в направлении боевого использования, сможет поражать цели по траекториям, которые проходят через оба полюса планет

Это крайне важно, поскольку защищенные системы NATO не рассчитаны на подобную универсальность

Основное отличие новой ракеты

Все проектные, опытно-конструкторские работы и изготовление нового оружия были поручены государственному центру им. Макеева, который располагается в г. Миассе (Челябинская область). Конструкторы не ограничиваются модернизацией «Сатаны», несмотря на то, что она хорошо себя проявила, и сразу решили выбрать непростой путь первопроходцев. Основная задача заключалась в том, чтобы создать боле легкий и компактный образец. Таким образом, и был задуман «Сармат» — ракета, показатели которой должны были существенно превосходить характеристики ранее стоявших на вооружении российских РВСН. Главный показатель любого баллистического снаряда заключается в его энерговооруженности, то есть отношение веса к силе, приводящей его в движение. В этой сфере и намечался существенный прорыв. «Сатана» — тяжелая 210-тонная ракета, тогда как масса «Сармат» в два раза меньше.

Жидкое топливо

Большая часть веса ракеты приходится на горючее, которое находится в ступенях. Все стратегические носители делятся на 3 главные категории:

  • Тяжелые до 200 т весом (на данный момент больших пока нет).
  • Средние – от 51 до 100 т.
  • Легкие, весом до 50 т.

Такая градация объясняется и дальность полета: чем больше будет топлива, тем соответственно продолжительнее будет радиус действия. Например, американские «Минитмены» весят 35 т и относятся к категории легких. Относительно небольшой вес – это огромное преимущество, ведь подобные ракеты нуждаются в менее объемных шахтах, их проще прятать и перевозить. Но в то же время они почти все являются твердотопливными. И это дает огромное количество преимуществ: увеличивается срок хранения, не применяются высокотоксичные компоненты, обслуживание получается дешевле. Но проблема в том, что энергонасыщенность твердого топлива будет ниже по сравнению с жидким. Поэтому «Сармат» представляет собой ракету с жидким топливом. Пока о силовой установке ничего не известно, разве то, что ее энерговооруженность не имеет равных.

Настоящее и будущее

Так как катер «Ракета» (скорость судна – до 70 км/ч) показал такие отличные параметры, он быстро приобрел популярность. Наименование этого судна в народе практически сразу стало нарицательным. Эта традиция сохранилась и до наших дней – сегодня «ракетами» зовут все корабли, напоминающие классический советский теплоход.

В советский период речной катер «Ракета» был доступен далеко не каждому. Обеспеченные семьи могли позволить себе поездку на выходных в какие-нибудь красивые края: лоцманы доставляли своих пассажиров в очаровательные заливы и бухты, недоступные для путешествующих по суше. Но цена на подобный круиз кусалась. Скажем, электрички, на которых можно было уехать на такое же расстояние от города, обходились дешевле в несколько раз. Тем не менее лучшего отдыха на воде для всей семьи, нежели катер «Ракета», представить себе было просто невозможно.

В наши дни этот корабль и используется ежедневно. Например, его можно увидеть на речном вокзале Нижнего Новгорода. Изо дня в день верные судна перевозят пассажиров между городами и катают туристов по экскурсионным маршрутам.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.