Типы подводных лодок вмф ссср и россии

Алан-э-Дейл       24.06.2022 г.

История создания торпедного корабля

В далеком 1927 году коллективом ЦАГИ была осуществлена разработка проекта первого советского торпедного судна, руководителем которого был А. Н. Туполев. Кораблю дали название «Первенец» (или «АНТ-3»). Он имел следующие параметры (ед. измерения – метр): длина 17,33; ширина 3,33 и 0,9 осадок. Сила судна составляла 1200 л. с., тоннаж – 8,91 т, быстроходность – целых 54 узла.

Вооружение, которое находилось на борту, состояло из торпеды 450 мм, двух пулеметов и двух мин. Катер опытного производства в середине июля 1927 года вошел в состав черноморских военно-морских сил. В институте продолжали работать, усовершенствуя агрегаты, и в первый месяц осени 1928 года был готов уже серийный катер «АНТ-4». До конца 1931 года на воду спустили десятки судов, которые назвали «Ш-4». Вскоре в Черноморском, Дальневосточном и Прибалтийском военных округах возникли первые соединения торпедных катеров. Корабль «Ш-4» не являлся идеальным, и руководство флота заказало ЦАГИ новый катер в 1928 году, который впоследствии назвали «Г-5». Это было абсолютно новое судно.

Советские торпедные катера в Великой Отечественной войне

К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. Подавляющее большинство из них были конструкции А. Н. Туполева.

Катера типов Ш-4 и Г-5, «туполевские», имели ряд недостатков, наиболее существенным из которых была малая мореходность. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Этому недостатку катера во многом были обязаны своему «авиационному» происхождению. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у Ш-4 и Г-5 была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же время создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

«ТРОЙКИ»

Накануне войны в СССР был разработан проект более крупного и мореходного торпедного катера, причем сразу в двух вариантах — с деревянным корпусом (Д-3) или стальным (СМ-3). Стальной катер построили лишь в одном экземпляре, а вот строительство деревянных развернули серией, причем на двух заводах — в Ленинграде и Сосновке.

Читать: МиГ-15 — различные модификации

Д-3 обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта Г-5. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли катерам развивать ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. — до 37 узлов, ленд-лизовские «Паккарды» мощностью по 1200 л. с.-48 узлов.

На катерах Д-3 впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со «стопа», в то время как катера типа Г-5, оборудованные желобковыми ТА кормового сбрасывания, при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов — в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Головной катер Д-3 в августе 1940-го был включен в состав ЧФ. 13 июня 1942-го он потопил итальянскую подводную лодку СВ-5, а 1 августа совместно с катером СМ-3 — германскую быстроходную десантную баржу F 334. Серийные Д-3 поставлялись в основном на Северный флот, где была остро востребована их мореходность.

Читать: Учебно-тренировочный самолет М-346 «Мастер» — «итальянец» с российской родословной

На базе Д-3 строились и морские охотники — на них вместо торпедных аппаратов устанавливалась 37-мм пушка, а боекомплект глубинных бомб был увеличен с 8 до 12 единиц.

«КОМСОМОЛЕЦ»

Параллельно с катером Д-3, предназначенным для усиления малых ТКА, велась разработка торпедного катера меньших размеров, призванного заменить Г-5. Катер, получивший название «Комсомолец», почти не отличаясь от Г-5 по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение.

Головной «Комсомолец» вошел в состав Черноморского флота в марте 1941 года. Постройка серийных катеров, существенно отличавшихся от прототипа (проект получил обозначение «123бис»), началась только в 1944 году на Тюменской судоверфи.

«Комсомолец» имел реданный дюралюминиевый корпус, разделенный водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. Два бензиновых мотора устанавливались один за другим. Большинство «Комсомольцев» военной постройки вошли в состав Тихоокеанского флота, но некоторые были доставлены на Балтику и Черное море. Балтийские катера успели принять участие в боевых действиях, добившись некоторых успехов. В частности, 15 апреля 1945 года ТК-131 и ТК-141 торпедировали эсминец Z-34. Тяжело поврежденный вражеский корабль был полностью выведен из строя. А 25 апреля ТК-133 потопил транспорт «Эмиль Заубер». Проект «Комсомолец» оказался настолько удачным, что строительство таких катеров продолжалось и после войны — вплоть до 1955 года. С 1949-го постройку перенесли из Тюмени в Феодосию. Всего выпустили 89 катеров пр. 123бис, 42 — пр. М-1236ис и 205 — пр. 123К. Две последние модификации отличались заменой импортных бензомоторов на отечественные дизели и рядом других усовершенствований.

Ха-ха

Вау

Доволен

Печально

Злюсь

Voted Thanks!
  • Торпедные катера типа «Хиггинс»
  • Катера типов «Фэрмайл» и «Элко» — основа «маскитного» флота
  • Торпедные катера типа Г-5
  • Пограничные катера проектов 205П, 1400 и 1204
  • Ракетные катера проекта 183Р
  • Катера типа «Воспер»
  • Большие торпедные катера проектов 206 и 206М
  • Торпедные катера типа S-Boot
  • Речные катера США — «флот коричневых вод»
  • Патрульные катера типа PCF
  • «Раумботы» — катера-тральщики кригсмарине
  • Десантные катера типа LCM-6 — малые «танконосцы»

Моторные лодки в СССР

Плановая экономика СССР оказывала влияние и на производство моторных лодок и катеров для народного хозяйства и личного пользования. Выпускалась достаточно ограниченная линейка моторных лодок, часть из них модернизируется и выпускается до настоящего времени.


На водоемах России до сих пор присутствует значительное количество мотолодок, произведенных в СССР. Одни подвергаются тюнингу и используются в хозяйстве, другие реставрируются и используются в качестве ретро-лодок. Среди лодок и катеров СССР наиболее популярными оказались такие модели как «Прогресс», «Казанка», «Обь» и другие лодки. В 1981 году под предлогом охраны водоемов произошло значительное повышение цены на лодки, лодочные моторы и бензин. Это негативно сказалось на отрасли и привело ее в некоторый упадок.

Проект 1240

Габаритные размеры: 56,6 м × 10,2 м × 2,34 м (без крыла )
Смещение: 348 тс стандарт
Водить машину: 2  газовые турбины , 18000 л.с., 4 винта, 61,3 кН
Экипаж: 35 год

Катер МРК-5 в сухом доке

Этот класс был разработан в 1977 году конструкторским бюро «Алмаз» в Ленинграде. В отличие от более ранних советских лодок, это был первый тип с . Испытания показали, что корабль  может выдерживать 5 на скорости более 50 узлов с готовым к применению вооружением.

Вооружение состояло из двух двойных стартеров для противокорабельных ракет П-120 Малахит (SS-N-9 Siren), двойного стартера для зенитных ракет 4К33 Оса-М и шестиствольной 30-мм зенитной пушки калибра. типа АК-630 .

Производство этого класса, вероятно, было слишком сложным и дорогим, поэтому серийное производство не было запущено. На замену корветы класса « Нанучка III» . Опытный образец находился на Черноморском флоте и был списан в 1990 году. В 1992 году он затонул после пожара в порту Севастополя , был поднят, а затем демонтирован.

Проект 200

Габаритные размеры: 23,7 × 4,7 × 2,5 м
Смещение: 48,2 т
Водить машину: 2 бензиновых двигателя, 2500 л.с., 38 кН
Экипаж: ?

Во время Второй мировой войны Советский Союз начал производство торпедных катеров на основе катеров Хиггинса, поставленных в соответствии с Законом о кредитовании и аренде . Форма корпуса была очень похожа на лодку Хиггинса.

С 1943 года в Рыбинске было построено 19 кораблей классов ТМ-200 и ТМ-200бис . У них был стальной корпус и бензиновые двигатели. Вооружение состояло из двух 533-мм торпедных аппаратов и двух двуствольных 14,5-мм пулеметов .

В Ленинграде построено 167 кораблей классов ТД-200 и ТД-200бис . Они имели деревянный корпус и дизельный привод с тремя винтами. Вооружение соответствовало версии ТМ-200. С 1950 г. 46 кораблей были оснащены РЛС и ПМП (ТД-200Б).

63 корабля были оборудованы как противолодочные катера и обозначены как ОД-200.

Первоначально этот класс в ВМС США назывался 603-м .

Есть ли будущее у «крылатых» кораблей?

В чем же причина угасания столь популярного транспорта?

Все просто: их успех в России ушёл вместе с протекцией Алексеева в начале восьмидесятых. По инерции какое-то время они ещё производились, но все силы были брошены на более перспективные по мнению руководства корабли на воздушной подушке (кто же сравнивает несравниваемое, скажете вы?)

Частные речные пароходства в своей массе не смогли в голодные девяностые содержать, и что самое главное, обновлять столь дорогостоящие аппараты: экономически не выгодно.

Голландская “Комета”. Сегодня по нормам шума их эксплуатация там запрещена

К тому же российские малые населённые пункты стали вымирать — а ведь именно им были удобны скоростные корабли, поскольку на той же Волге СПК заходили почти в каждую деревню по пути своего маршрута.

Поэтому сохранились отдельные экземпляры для развлечений туристов. А общественные перевозки стали использовать другие виды транспорта.

Такая же пристань существовала в каждой деревне Ульяновской области

А в XXI веке их необходимость и вовсе сомнительна: есть скоростные поезда, самолёты, частный автотранспорт. Кто хочет — сам придумает как добраться.

Можно ли без СПК? Конечно. Но для России пока ничего лучше не придумали.

iPhones.ru

…Летали корабли по рекам.

Рассказать

Торпедные катера Второй мировой войны

В период между двумя мировыми войнами торпедные катера разрабатывались и серийно выпускались только в Италии, СССР и Германии. Увлечение итальянских моряков подобными судами вполне понятно: с их помощью они добились в Первой мировой войне значительных успехов. Поэтому в 1920-х гг., учитывая опыт минувшей войны, итальянские фирмы разработали несколько усовершенствованных проектов торпедных катеров.

Германский катер «Шнельбот» атакуют

Фирма «Баглиетто» сконструировала 22-т катер MAS 500, который развивал наибольшую скорость хода 42 узла и был вооружен одним 13,2-мм пулеметом и двумя 450-мм торпедами. Этот катер стал основой флотилий торпедных катеров итальянского флота. С 1936 по 1937 г. была изготовлена первая серия таких катеров в количестве 24 единиц. Три последующие серии включали в общей сложности 48 подобных кораблей.

Производство торпедных катеров в Германии отчасти можно объяснить стремлением компенсировать нехватку крупных боевых кораблей, которая была обусловлена Версальским договором.

Торпедные катера типа Г-5 у причала советского порта

Первые германские торпедные катера типа S1 и S2 (S — сокр. от «Schnellboot» — «быстроходный катер») имели сравнительно большое водоизмещение (51,6 и 58,0 т соответственно). Кроме двух 500-мм торпед они были вооружены 20-мм автоматической пушкой. Благодаря исключительно удачной форме корпуса и мощным двигателям (900 и 1100 л. с.) они могли развивать в штормовом море скорость до 34 узлов. Всего в годы войны в Германии было построено 210 торпедных катеров.

Первые советские торпедные катера разрабатывались в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) под руководством авиаконструктора А. Туполева.

В 1928 г. ЦАГИ начал работу над созданием нового катера Г-5. При водоизмещении 17 т он имел на вооружении две 533-мм торпеды, 2 пулемета и мог нести 4 мины. Два двигателя суммарной мощностью 2000 л. с. обеспечивали скорость до 56 узлов. Именно эти катера в предвоенные годы составили основу соединений малых кораблей нашего флота и широко применялись в Великую Отечественную войну.

Итальянский катер MAS 505 с торпедой на борту

В общей сложности в составе ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны насчитывалось 269 торпедных катеров — больше, чем у флотов всех остальных стран вместе взятых.

Наибольших успехов в период Второй мировой войны добились германские катера. Они потопили 101 грузовое судно общим тоннажем 214 728 т, что почти в пять (!) раз превышало тоннаж флота СССР (42 200 т).

Пулемет «Бреда» калибра 13,2 мм устанавливался на итальянские катера

Поделиться ссылкой

Производство моторных лодок в России

После прекращения существования СССР отрасль маломерного судостроения России также испытала значительный спад из-за экономических причин. Однако, с ростом материального благосостояния россиян, спрос на водный транспорт набирает обороты. В настоящее время на территории России выпускается множество моделей моторных лодок. Твердокорпусные лодки выпускаются преимущественно в стеклопластиковых корпусах и в корпусах из алюминия. Производство лодок в России из фанеры и дерева сильно сократилось, в первую очередь из-за низких эксплуатационных характеристик таких моделей. В отдельную нишу стоит выделить надувные моторные лодки. Их неоспоримое преимущества – удобство хранения и возможность доставки без прицепа и спуска на воду без слипа. Организованных мест спуска лодок на воду на прицепах в России по прежнему не много, а берега не всегда позволяют съехать по естественному рельефу. Значительную часть производимых в РФ моторных лодок составляют модели, заимствованные у иностранных производителей, однако и собственных разработок вполне достаточно.

И в атаку, и в разведку

Первое, что приходит в голову при слове «торпедный катер», это мчащийся поднимая буруны кораблик, атакующий вражеский транспорт, или миноносец. Тактика катерников была разнообразной: они парами или группами выходили на свободную охоту, прятались в засадах под берегами и в шхерах возле маршрутов вражеских конвоев, совершали нападения на порты и даже вели маневренные бои при поддержке авиации. И, конечно, прославились советские катерники прежде всего именно этими лихими атаками.

Кроме того, уже в самом начале войны стало понятно, что корабли такого типа могут выполнять и множество других функций. Например, когда Красная Армия вынуждена была оставить не только Крым, но и часть Черноморского побережья Кавказа, катера стали использовать как конвой для… эшелонов! Базировавшиеся в Черном море немецкие подлодки подходили по ночам к берегу и из своих пушек обстреливали поезда, идущие вдоль побережья. Чтобы отпугнуть немцев, и стали использовать катера: их высокая скорость и торпеды были достаточной угрозой для подводников.

Торпедные катера серии Д-3 Балтийского флота принимают на борт бойцов в порту Виртсу (Эстония) во время подготовки к высадке морского десанта на остров Муху (Моон) Моонзундского архипелага, сентябрь 1944 года

Но таких экзотических примеров не много, и гораздо чаще торпедным катерам доводилось заниматься другой работой. Как корабли, имеющие осадку не больше метра, они могли подходить вплотную к берегу, причем не только в ясную погоду, но и в туман, не слишком опасаясь подводных препятствий; на малом ходу они были почти бесшумными, а на крайний случай на каждом катере имелась система постановки дымовой завесы. Все это превращало торпедные катера в идеальное средство доставки разведывательных групп, десантов и боеприпасов для них. Кроме того, дюралевый или деревянный корпус позволял использовать эти корабли для борьбы с донными магнитными минами: они «глушили» их своими глубинными бомбами, и те же бомбы применялись для борьбы с подлодками.

Такая разнообразная работа делала службу на торпедных катерах очень опасной: порой эти кораблики, многие из которых строились из дерева (как те же Д-3), возвращались на базы с парой, а то и тройкой сотен пробоин. Стоит ли удивляться, что за годы войны был потерян каждый четвертый торпедный катер из состава флота. К 22 июня 1941 года в РККФ числились 269 кораблей этого типа, в военное время в строй вступили еще 154 катера отечественной постройки и 166 полученных по ленд-лизу, а потери составили 139 торпедных катеров.

Морские мины типа Р-1 в торпедных лотках катеров типа Г-5. Катера этой серии, как и другие торпедные катера РККФ, применялись в том числе и для постановки минных заграждений

Обложка: pinterest.ru

Проект 183Р (Код НАТО — «Komar»)

Деревянный корпус, рубка стальная. Водоизмещение 66,5 (81) т; размеры 25,5 х 6,24 х 1,5 м. Дизели (12-цилиндровые М500Ф) 4 х 1200 л.с.; 4 вала; скорость до 38 узлов; даль­ность плавания 480 миль на 26 узлах, или 1000 миль на 12 узлах.Экипаж 17 человек; авто­номность по запасам прови­зии и питьевой воды 5 суток.

Вооружение: 2 ПКР П-15 (2 х I), 2-25-мм L/80 ав­томата 2М-ЗМ (1 х II).

РЭВ: РЛС «Рангоут», СУО «Клен».

За период с декабря 1959 по декабрь 1965 года на заводе № 5 в Ленинграде построили 26 ракетных катеров и еще 30 переделали из ранее построенных торпедных. На заводе № 602 во Владивостоке по­строили 22 катера и 24 переделали. Итого — 103 единицы, вместе с опытовым катером Р-14.

Из них передали другим странам 90 единиц: Ки­таю — 20; Кубе —18; Индонезии —12; КНДР —10; Сирии —9; Алжиру —6; Египту —8; Вьетнаму —4; Ираку —3.

Ракет П-15 за 25 лет поставили в 16 стран более 2,5 тысяч штук.

Катер пр. 183Р (тип «Komar»)

Пр. 183P/«October» для ВМФ Египта

207-212 (позже №№ 781, 783, 785, 787, 789, 791)

Деревянные корпуса построила египетская фир­ма «Alexandria Dock Yard» в 1969—75 годах по чер­тежам и технологии, полученным от советских «дру­зей». Арабы лелеяли план серийного строительства катеров пр. 183Р для флотов Египта, Сирии, Ливии, Йемена (по принципу: корпуса и сборка — свои, двигатели, вооружение, приборы — советские). Од­нако после поражения в арабо-израильской войне 1973 года Египет отказался от поставок советского оружия и техники. Поэтому оснащение и вооружение катеров осуществила в 1979—81 английская в Портчестере.

Дизель-моторы, ракеты и электроника — италь­янские, артиллерия — английская.

71 (82) т; 25,3 х 6 х 1,4 м (по винтам 1,8). Дизели (CRM 18V-12D/55) 4 х 1350 л.с.; 4 вала; 39 узлов; 465 миль на 30 узлах, 1500 миль на 15 узлах. Экипаж 2/18 человек.

Вооружение: 2 ПКР «Otomat» Mk.1 (2 х I), 4— 30-мм L/75 автомата «Oerlikon» А32 (2 х II), 2 грана­томета «Matilda» для постановки радиопомех (бое­комплект 36 гранат).

РЭВ: РЛС навигации и обнаружения целей «Alenia-Marconi» S10, управления огнем «Alenia-Marconi Sapphire» ST 802, РЭБ «Litton Triton» (с 1994).

Во внутренних помещениях очень тесно. Имеют недостаточную остойчивость (так, № 791 перевер­нулся вверх дном на испытаниях и затонул).

Египетский катер проекта 183P/«October»

НАЗАД СОДЕРЖАНИЕ ВПЕРЕД

cmboat.ru

Торпедные катера СССР

Из торпедных катеров наиболее массовыми сериями строились катера ближнего действия типа Г-5. Они поступали в состав флота с 1933 по 1944 год. При водоизмещении порядка 18 тонн катер имел две 53-см торпеды в аппаратах желобного типа и мог развивать скорость хода свыше 50 узлов. Первые катера типа Г-5 создавались авиационными специалистами (главный конструктор А. Н. Туполев), и это наложило отпечаток на их конструкцию. Они снабжались авиационными моторами, имели дюралевые профили, сложную форму корпуса, в том числе в надводной части, и другие особенности.

Торпедный катер «Воспер»

Всего было построено 329 катеров типа Г-5, из них 76 — в годы войны. На замену этому катеру, но в его габаритах, следовала серия катеров типа «Комсомолец» с улучшенной мореходностью и повышенной дальностью плавания. Новые катера имели оружие — два трубных 45-см торпедных аппарата, четыре крупнокалиберных пулемета и были более технологичны для судостроительных заводов. Первоначально на них стояли американские моторы «Паккард», а после войны стали устанавливать высокооборотные отечественные дизели М-50. Так называемые катера волнового управления (без экипажа), управляемые по радио с гидросамолета МБР-2, в войну оказались слабо защищенными от авиации противника. Поэтому они использовались как обычные торпедные катера, то есть плавали с личным составом.

Первые торпедные катера СССР — корабли Второй мировой войны, дальнего действия типа Д-3 поступили на флоты в 1941 г. Их строили в деревянном корпусе с безреданными обводами и развитой килеватостью. Вооружались катера 53-см торпедными аппаратами бортового сбрасывания открытого типа. По водоизмещению катера Д-3 в два раза превосходили дюралевые Г-5, что обеспечивало лучшую мореходность и увеличенную дальность плавания. Все же, по стандартам мирового кораблестроения, торпедные катера Д-3 больше относились к промежуточному типу, чем к дальноходным катерам. Но и таких катеров в советском флоте к началу войны были единицы, а Северный флот насчитывал в своем составе всего два торпедных катера. Только с началом военных действий на этот флот были переброшены десятки катеров. На долю отечественных торпедных катеров пришлось примерно 11 % всех израсходованных торпед. В прибрежной зоне не было достаточных объектов атаки для торпедных катеров ближнего действия. Вместе с тем эти катера плавали сравнительно много, но использовались часто не по прямому назначению (высадка десантов и т.д.).

Если в составе флотов было больше катеров дальнего действия, то торпедное оружие могло использоваться у берегов противника. Получение в 1944 году Северным флотом 47 импортных катеров типа «Воспер» и «Хигинс» существенно увеличило боевые возможности бригады торпедных катеров. Их боевая деятельность стала более результативной.

В книге «Война на море в восточно-европейских водах в 1941-1945 гг.» (Мюнхен, 1958) немецкий историк Ю. Мейстер пишет: «Русские катера нападали днем так же, как и ночью. Часто они поджидали немецкие караваны, укрываясь за скалами в маленьких бухтах. Русские торпедные катера были постоянно растущей угрозой для немецких конвоев».

С 1943 года применялись катера типа Г-5 с реактивными установками М-8-М. В состав Черноморского флота вошли б таких катеров. Отряд катеров под командованием И. П. Шенгура систематически наносил удары по вражеским аэродромам, портам, укреплениям, а в сентябре 1943 г. участвовал в высадке десантов в районе Анапы, в районе станции Благовещенская и у озера Соленое.

Обитаемость

Для снижения стоимости катера тент из комплектации убрали, а зря. Вода, перекатываясь через нос и ветровое стекло, заливает кокпит. Если удается избежать такой ситуации, все равно водитель у румпеля получает свою порцию брызг. Поэтому при приобретении данного плавсредства желательно приобрести либо пошить тент. Астраханка устойчива, однако посадка пассажиров при отсутствии пирса затруднена, так как им приходится проходить с палубы через ветровое стекло с деревянными сидениями банок. Легко поскользнуться, получить травму. Это лечится путем установки калитки на ветрозащиту.

Жилое пространство просторное. Сняв банки, можно втроем ночевать в спальниках. Однако стоит помнить о том, что Харьковчанка не любит гребней более 25 см. Если для водоема характерна быстрая смена погоды, лучше не рисковать. Для рыбалки Астраханки очень удобны, потому что внутри достаточно места, просторно. Нет элементов, за которые цепляются снасти. Можно опираться на борт без опасения оверкиля. При большом улове это незаменимое качество.

Два вместительных рундука обеспечивают защиту багажа от влаги. Так как они запираются, при транспортировке на прицепе можно судно не разгружать. Это сокращает время спуска, доставки в гараж после отдыха. Причем багажники вместительные, позволяют взять с собой все необходимые снасти ,средства индивидуальной защиты и т.д. без потери полезного пространства на кокпите. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Это удобно во время рыбалки, потому что пассажиры могут быстро разворачиваться и управлять снастями. Очищать винт от водорослей сложно из-за того, что кормовой воздушный отсек имеет недостаточный объем,  корма проседает при попытке дотянуться до лопастей.

Под мотором

Сравнивая описания двигателей, можно сказать, что выгоднее использовать Tohatsu, поскольку он потребляет минимальное количество топлива. Тем не менее, отечественные модели стоят на порядок меньше, дешевле в обслуживании. Запас прочности транца МКМ  не выдерживает превышения мощности, склонен к растрескиванию. А поскольку АМг не варится, производить ремонтные работы можно только через заклепки.

Под Вихрем 30 при максимальной загрузке обводы Ярославки начинают работать, как положено. Если ПМ слабее, волну проходит не носом, а днищем, разбивая заклепки.  Сбрасывать обороты лучше постепенно. Свыше 32 км/ч вождение приобретает экстремальный характер, поэтому превышать рекомендуемый показатель не рекомендуется. При мощности в 25 л.с. выходит на глисс с грузом 300-400 кг. Резких маневров не любит. Корпус с днищем малой килеватости при увеличении скорости начинает опускать нос, рыть. При добавлении газа быстрее бежать Ярославка не будет.

Эсминцы торпедных катеров

HMS Spider , ранняя модель торпедной артиллерийской лодки .

Появление торпедного катера вызвало всплеск активности военно-морских сил по всему миру, поскольку к существующим кораблям были добавлены более мелкие и скорострельные орудия, чтобы отразить новую угрозу. В середине 1880-х годов были разработаны канонерские торпедные катера , первая конструкция корабля, специально предназначенная для охоты и уничтожения торпедных катеров. По сути, очень маленькие крейсера , торпедные канонерские лодки были оснащены торпедными аппаратами и соответствующим артиллерийским вооружением, предназначенным для охоты на более мелкие лодки противника.

Первым примером этого был HMS  Rattlesnake , спроектированный Натаниэлем Барнаби в 1885 году. Канонерская лодка была вооружена торпедами и предназначалась для охоты и уничтожения небольших торпедных катеров. Она была вооружена одним 4-дюймовым/25-фунтовым казнозарядным орудием , шестью 3-фунтовыми орудиями QF и четырьмя 14-дюймовыми (360-мм) торпедными аппаратами, расположенными с двумя фиксированными аппаратами в носовой части и комплектом сброса торпед. вагоны с обеих сторон. Было произведено четыре перезарядки торпед.

Затем последовал ряд классов торпедных канонерских лодок, в том числе класс Grasshopper , класс Sharpshooter , класс Alarm и класс Dryad — все они были построены для Королевского флота в 1880-х и 1890-х годах. Однако к концу 1890-х годов торпедные канонерские лодки устарели благодаря своим более успешным современникам, миноносцам , которые были намного быстрее.

HMS  Havock — первый современный эсминец, введенный в строй в 1894 году.

Первыми кораблями, получившими официальное обозначение «эсминец торпедных катеров» (TBD), были два корабля класса « Дэринг» и два корабля класса « Хавок» Королевского флота , заказанные у Ярроуза в 1892 году контр-адмиралом Джеки Фишером . В основном это были увеличенные торпедные катера со скоростью, равной или превышающей скорость торпедных катеров, но они были вооружены более тяжелыми орудиями, которые могли атаковать их, прежде чем они смогли приблизиться к основному флоту.

HMS  Daring и HMS  Decoy были построены компанией Thornycroft . Они были вооружены одним 12-фунтовым орудием и тремя 6-фунтовыми орудиями, с одним фиксированным 18-дюймовым торпедным аппаратом в носовой части и еще двумя торпедными аппаратами на вращающейся установке за двумя воронками. Позже носовой торпедный аппарат сняли и вместо него добавили еще два 6-фунтовых орудия. Они производили 4200 л.с. (3100 кВт) от пары водотрубных котлов Thornycroft, что давало им максимальную скорость 27 узлов, что давало дальность и скорость для эффективного передвижения с боевым флотом.

После русско-японской войны эти корабли стали называться просто эсминцами . Эсминцы стали настолько более полезными, обладая лучшими мореходными качествами и большими возможностями, чем торпедные катера, что в конечном итоге заменили большинство торпедных катеров. Однако Лондонский военно-морской договор после Первой мировой войны ограничил тоннаж военных кораблей, но не наложил ограничений на корабли водоизмещением менее 600 тонн. Военно-морские силы Франции, Италии, Японии и Германии разработали торпедные катера примерно такого водоизмещения, длиной от 70 до 100 м, вооруженные двумя или тремя орудиями калибра около 100 мм (4 дюйма) и торпедными установками. Например, эсминцы класса Sleipner Королевского флота Норвегии были фактически размером с торпедный катер, в то время как итальянские торпедные катера класса Spica были ближе по размеру к эскортному эсминцу . После Второй мировой войны они в конечном итоге были включены в возрожденную классификацию
корветов .

Торпедные катера Кригсмарине были классифицированы как Torpedoboot с бортовыми номерами с префиксом «T». Классы, разработанные в середине 1930-х годов, такие как торпедные катера типа 35 , имели мало орудий и почти полностью полагались на свои торпеды. В бою этого оказалось недостаточно, и в результате появился класс «торпедных катеров флота» ( Flottentorpedoboot ), которые были значительно больше, до 1700 тонн, что сопоставимо с небольшими эсминцами. Этот класс немецких лодок мог быть очень эффективным, как, например, в бою, в котором британский крейсер HMS  Charybdis был потоплен у берегов Бретани торпедным залпом, выпущенным торпедными катерами T23 и T27
класса Elbing .

Проект 1208

Габаритные размеры: 56 м × 9 м × 1,45 м
Смещение: 450 т максимум
Водить машину: 4600 л.с., 23 кн
Экипаж: 32

Работа над этим большим речным монитором началась в 1967 году, но в то время в таких кораблях не было необходимости. Прототип не был закончен до 1975 года, а в период с 1978 по 1990 год был построен 21 экземпляр.

Вооружение состояло из двух бронированных башен со 100-мм или 115-мм пушками, двух шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 , двух двуствольных 12,7-мм пулеметов , двух 30-мм гранатометов и одного 140-мм — ПК. -2 ракетницы.

Толщина брони составляла 35 мм.

Две лодки этого класса еще в 2004 году состояли на вооружении Амурской флотилии , остальные находятся в резерве.

Корабельный состав:

Тип кораблей

Реальная история (РИ)

Альтернативная история (АИ)

в строю

в постройке

в строю

в постройке

Линкор типа «Севастополь»

3

3

Линкор типа «Советский Союз»

3

Броненосец береговой обороны типа «Вяйнямёйнен»

1

Тяжелый крейсер

0,7

2

Легкий крейсер типа «Светлана»

3

3

Крейсер типа «26 Киров»

4

2

Крейсер типа 68-К «Чапаев»

7

Крейсер типа «Фиджи»

4

2

Лидер эсминцев

7

2

Эсминцы типа «Новик» и советской постройки

52

45

?

Эсминец типа «Флетчер»

40

20

Сторожевые корабли

22

Охотники за подводными лодками

77

Корвет типа «Флауэр»

100

Тральщики

88

100

Подводные лодки советских проектов

218

91

Подводные лодки тип VII

160

20

Подводные лодки тип IX

40

20

Подводные минные заградители типа «Калев»

2

40

Торпедные катера

269

150

50

Пехотно-десантные корабли

100

20

Примечания:

В РИ к 22.06.1941 года в строю находились 3 линкора типа «Севастополь».

В РИ 22.06.1941 года находился в 70%-ной готовности тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер» («Лютцов» – «Л» – «Петропавловск»),15 августа 1941 года на «Петропавловске» был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота (в условно боеготовом состоянии, на самом деле корабль продолжал оставаться недостроенным). В ходе войны крейсер применял установленные на нём 4 203-мм орудия по береговым целям. Достроен не был.

В РИ 22.06.1941 года в готовности 20% и меньше были на 22.06.1941 линкор «Советский союз» и еще два линкора этого типа, а также 2 тяжелых крейсера типа «Кронштадт». Линкоры и тяжелые крейсера достроены не были.

В РИ к 22.06.1941 года вошли в строй РККФ 4 новых крейсера: по проекту 26 «Киров» и «Ворошилов», по проекту 26-бис «Максим Горький» и «Молотов». Кроме того, в строю были 3 крейсера типа «Светлана» («Красный Крым», «Червона Украина», «Красный Кавказ»).

В РИ к 22.06.1941 года в значительной степени готовности были еще 2 крейсера по проекту 26бис, которые вступили в строй позже: «Калинин» в 1942 году и «Каганович» в 1947 год.

В РИ к 22.06.1941 года в незначительной степени готовности были спущены на воду 7 крейсеров типа 68, которые по доработанному проекту 68-бис были достроены после войны.

Линкоры в АИ: в строю находились 3 линкора типа «Севастополь», новые линкоры и тяжелые крейсера не покупались и не закладывались. По итогам советско-финской войны был принудительно выкуплен у Финляндии один броненосец береговой обороны. Логичное название линкоров «Карл Маркс», «Фридрих Энгельс», «Владимир Ленин». Броненосец береговой обороны – «Иосиф Сталин».

Крейсера в АИ: В АИ создатели советского флота своевременно осознали, что нарушение коммуникаций в будущей войнеокончательно перейдет от крейсеров к подводным лодкам. Тем более не состоятся сражения «крейсер против крейсера», и поэтому СССР никак не сможет использовать тяжелые крейсера. Вместо «итальянского проекта» было построено и вошло в строй до 1940 года 4 легких крейсера типа «Фиджи», все – на СФ, и еще 2 корабля – в достройке на ТОФ. Тихоокеанские крейсера вошли в строй в 1942 и 1943 годах. Логичные названия для крейсеров: «Москва», «Ленинград», «Киев», «Минск», «Новосибирск», «Свердловск». В период 1946-1953 годы в строй вошло еще 6 крейсеров усовершенствованного проекта «Фиджи-бис». Общее число артиллерийских крейсеров в 1953 году составило 12 единиц. Названия крейсеров полностью совпали со списком городов-героев.

Эсминцы в АИ: были построены эсминцы типа Флетчер (США) вместо «семерок».

Подводные лодки в АИ: вместо всех видов отечественных подлодок основу подводного флота составит 160 подводных лодок типа VII (Германия) как единый тип подводной лодки, равномерно распределенный по всем 4 флотам, и, дополнительно, небольшое число дальних подлодок типа IX (30 единиц на СФ и 10 единиц на ТОФ)

Корветы в АИ: вместо «Охотника за подлодками проекта 122» и сторожевого корабля «Ураган» – дешевые корветы типа Флауэр (Великобретания), равномерно распределенные по всем 4 флота.

Тральщики в АИ: укомплектованные в достаточном количестве контактными и неконтактными тралами, с паровой машиной на жидком топливе, с вооружением 1х1 40мм Бофорс и 2х1 20мм Эрликон.

Десантные корабли в АИ: Большой Пехотно-десантный корабль LCI(L),

Торпедные катера – шнельботы (Германия)

Моторные лодки в СССР

Плановая экономика СССР оказывала влияние и на производство моторных лодок и катеров для народного хозяйства и личного пользования. Выпускалась достаточно ограниченная линейка моторных лодок, часть из них модернизируется и выпускается до настоящего времени.

На водоемах России до сих пор присутствует значительное количество мотолодок, произведенных в СССР. Одни подвергаются тюнингу и используются в хозяйстве, другие реставрируются и используются в качестве ретро-лодок. Среди лодок и катеров СССР наиболее популярными оказались такие модели как «Прогресс», «Казанка», «Обь» и другие лодки. В 1981 году под предлогом охраны водоемов произошло значительное повышение цены на лодки, лодочные моторы и бензин. Это негативно сказалось на отрасли и привело ее в некоторый упадок.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.