Средневековые рыцари

Алан-э-Дейл       04.07.2022 г.

КОДЕКС ДЖЕНТЛЬМЕНА (1839)

За все время существования термина «джентльмен» были написаны сотни джентльменских кодексов, но одним из самых строгих можно назвать кодекс старейшего военного института Соединенных Штатов — Вирджинского института, основанного в 1839 году. Вирджиния является южным штатом, что означало в те годы традиционность и консервативность местного общества. В Вирджинском институте проходили изнурительные тренировки, царила военная дисциплина и существовал строгий кодекс джентльмена: «Без строгого соблюдения фундаментального Кодекса чести ни один человек, независимо от того, как он выглядит, не может считаться джентльменом. Честь джентльмена требует неприкосновенности его слова и неподкупности его принципов. Он является потомком рыцарей, крестоносцев, он является защитником слабых и рыцарем правосудия».

Посвящение в рыцари

К посвящению в рыцари сыновей знатных родов готовили с детства. С юного возраста 8 лет их оставляли при дворе феодала служить в роли пажа. В процессе обучения мальчик понемногу осваивал навыки рукопашного боя, верховой езды, владения мечом и копьём.

Помимо этого, молодой паж учился читать и писать на родном языке и на латыни, а также петь и танцевать. Будущий рыцарь тщательно изучал этикет, дабы правильно вести себя при дворе в присутствии высокопоставленных особ.

Преуспевший в обучении подросток мог стать оруженосцем рыцаря. В его обязанности входило прислуживать господину, сопровождая его повсюду, заниматься уходом за лошадьми, чистить доспехи и вооружение.

Освоивший эту науку юноша к 20 годам был готов к обряду посвящения в рыцари

Предшествующую важному событию ночь он проводил в посте и молитвах, очищая свою душу, в то время как священник местной церкви освящал меч и оставлял его до утра на алтаре. На рассвете вступающему на путь служения полагалось исповедаться, после чего проводилась церемония

Будущий рыцарь преклонял колени перед своим господином, и тот, поочерёдно прикоснувшись освящённым мечом к каждому плечу молодого мужчины, провозглашал его благородным рыцарем. После этого посвящённый обычно приносил обет служения.

Кодекс чести рыцаря

Кодекс чести рыцаря состоял из 6 основных правил: невредимость, безопасность, почитание, польза, лёгкая доступность, прямая возможность.Невредимость – никогда не наносить вред имуществу и телу сеньора.Безопасность – не выдавать тайн сеньора, не вредить ему, способствовать укреплению могущества сеньора.Почитание – признавать права сеньора на суд и на власть над собой.Польза – способствовать увеличению богатства сеньора.Лёгкая доступность – являться по первому зову сеньора и выполнять всё, что он прикажет.Прямая возможность – не делать для сеньора невозможным то, что возможно, и не мешать ему в достижении своих выгод.

Как отсюда видно, вассал полностью признавал над собой власть сеньора. В то же время он требовал от своих вассалов такого же безоговорочного подчинения. Именно на этом и основывалась иерархия и воинская дисциплина.

В то же время сеньор должен был соблюдать порядочность в отношении своего вассала. Если же он проявлял вероломство, то считался обманщиком и преступником.


Тевтонский рыцарь, XIII век

Рыцарь также клялся быть верным своему слову, защищать беспомощных и слабых, проявлять благородство не только в делах, но и мыслях. Рыцарский меч должен был защищать вдов и сирот, оберегать слабых и бедных и беспощадно карать зло. В то же время запрещалось убивать безоружного врага. Девизом всегда были храбрость и великодушие.

Каждый член рыцарского братства заводил себе даму сердца. Он бескорыстно служил ей и поклонялся. Это считалось высоким показателем хорошего воспитания и изысканных манер.

Отсюда видно, что в Средние века люди отличались не только смелостью и мужеством, но и благородством. Времена были жестокие, тяжёлые, но нравственные идеалы и гуманизм не только к своим, но и к поверженным врагам были на несколько порядков выше, чем в наше время. В XXI веке подобные нормы существуют только на бумаге, а тогда это осуществлялось на практике, причём повсеместно.

Времена рыцарей – это целая эпоха. На землях Западной Европы существовала целая плеяда благородных и мужественных людей, которые не задумываясь шли на смерть ради всеобщего блага. Конечно, и среди достойных попадались нечистоплотные люди. Но эта публика всячески скрывала свои пороки, чтобы не оказаться на обочине жизни.

В то же время надо сказать, что рыцарь – вовсе не ангел. Он был смел, отважен, справедлив, но жесток, так как жил по понятиям своего времени. В Средние века разбойников и насильников на поруки не брали. Их безжалостно уничтожали, а перед смертью подвергали жестоким пыткам. Так что вассалы и сеньоры были вполне привычны к убийству, но не видели в этом ничего страшного. Главной их задачей было исполнение рыцарского долга, а он был невозможен без насилия.

Как становились средневековыми рыцарями

Чтобы немного лучше понять, какими были рыцари, стоит узнать, как они вообще появились. Прообразами средневековых рыцарей можно считать эквитов — всадников Древнего Рима. Но в привычном нам понимании рыцарство появилось примерно в VIII веке во Франкском государстве. Тогда рыцари были тяжеловооружёнными конниками, защищавшими свою родину от нападений арабов. Однако как сословие рыцарство оформилось лишь в XI–XII веке. Были среди германских рыцарей министериалы — нетитулованные владельцы земли, не бывшие, строго говоря, вассалами своего господина. Во Франкском государстве дело обстояло несколько иначе.

Во Франции рыцарем мог стать только знатный владелец крупного лена или надела. Но в очень редких случаях рыцарем мог стать и нетитулованный человек, наделённый землёй. В Англии становились рыцарями те, кто не мог похвастаться знатным происхождением, но владел землёй, годовой доход с которой составлял определённую сумму. В этой стране правом посвящать в рыцари обладал только король. А в Германии и Франции любой рыцарь мог посвятить другого человека в рыцари. А ещё отец-рыцарь сам посвящал своего сына, прошедшего обучение. Но обычно это делал сеньор, которому новоиспечённый рыцарь приносил вассальную клятву. К слову, обучение рыцарскому искусству длилось очень долго.

Мальчиков начинали учить в семилетнем возрасте в домашней обстановке. В 14 лет его отправляли ко двору сеньора, где он служил пажом. А после, с 14 до 21 года, юноша был оруженосцем при рыцаре. Оруженосцев обучали семи главным рыцарским добродетелям: владению копьём, плаванию, фехтованию, соколиной охоте, игре в шахматы, верховой езде и стихосложению. Учили их и придворному этикету, и куртуазной этике — умению обращаться с женщинами. Также давали и религиозное воспитание. Влияние церкви на рыцарство было очень велико, недаром ведь рыцари отправлялись в Крестовые походы во имя веры. В 21 год оруженосец, прошедший обучение, проходил обряд посвящения в рыцари. И с этого начиналась его новая жизнь, зачастую посвящённая только «прекрасной даме».

«Бой тридцати». О. П. Л’Харидон

Боевое искусство рыцарей

Боевому искусству будущего рыцаря обучали с ранних лет. В бедной семье, не имеющей связей, наставником сына мог быть его отец-рыцарь, но, как правило, мальчиков отсылали учиться ко двору какого-нибудь аристократа, занимающегося воспитанием будущих рыцарей. Содержа «рыцарские школы», аристократы готовили себе воинов, с которыми шли на войну. Воспитанники платили за обучение своим трудом в качестве домашней обслуги, охранников замка и оруженосцев — отношения «воспитанник- воспитатель» были взаимовыгодны. Заниматься воспитанием рыцарей было престижно — слава воспитанников умножала славу их наставника.

Качества воина

Мальчик, кандидат в рыцари, прежде всего, должен был быть здоровым. Только здоровый человек мог выдержать суровые нагрузки рыцарской жизни. Рыцарь должен был обладать большой физической силой и выносливостью, чтобы нести на себе доспехи весом около 30 кг и 20 кг оружия, свободно владеть тяжёлым мечом и копьём. Богатырской силой обладали герои Крестовых походов Готфрид Бульонский, император Конрад III и Ричард Львиное Сердце — ударом меча они рассекали закованного в доспехи противника «от плеча до седла». Ловкость нужна была рыцарю не меньше, чем сила: умение увернуться от удара спасало жизнь, а ловкий приём даровал победу. Для успеха в бою силу и ловкость должны дополнять мужество и выдержка.

Сильнейший рыцарь. Ричард Львиное Сердце.
С миниатюры XIII в.

Сильнейший рыцарь. Конрад III. С миниатюры
середины XV в.

Сильнейший рыцарь. Готфрид Бульонский.
С миниатюры XIII в.

Рыцарская школа

Основой рыцарского обучения было физическое воспитание, бег в доспехах, прыжки через препятствия, борьба. Меткость развивали метанием дротиков и стрельбой из лука. Первые навыки боя воспитанники получали, сражаясь на деревянных мечах и отрабатывая на манекенах копейные удары. Опытные рыцари давали им уроки фехтования, обучали владению боевым топором, булавой. Верховой езде мальчики учились сперва на деревянной лошади, а затем в манеже на настоящих лошадях. Воспитанников обучали плаванию верхом на лошади, с прикреплёнными к седлу надутыми бурдюками, поддерживающими на плаву закованного в тяжёлые доспехи всадника. Занятия часто посещали дамы, вдохновляя юношей на первые подвиги.

Полученные навыки будущие рыцари развивали на охотах, поединках, турнирах для юношей и бугуртах — штурмах потешных крепостей. Участники бугурта разбивались на две команды, одна штурмовала крепость, другая — защищала.

Главный экзамен

Главным экзаменом на рыцарство была война, на которую 14-18-летний паж, посвящённый в оруженосцы, сопровождал своего наставника. От простых воинов и от рыцарей с золотыми шпорами оруженосцев отличали белые шпоры.

Оруженосцы находились за линией боя, держа наготове запасное оружие и коней. Они следили за действиями своих рыцарей, чтобы вовремя подать оружие взамен сломанного в бою, помочь подняться выбитому из седла, перевязать рану, а в крайнем случае и взяться за оружие. Наблюдая за поединками и получая опыт, оруженосец начинал и сам участвовать в сражениях и, совершив подвиг, мог быть посвящён в рыцари на поле боя.

Рыцарские шпоры. XII в.

Но не все оруженосцы становились рыцарями. Для многих дворян звание оруженосца оставалось пожизненным.

Кодекс рыцарской чести

  1. Кодекс рыцарской чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя рыцарями.
  2. В случае нарушения Кодекса рыцарем, его судьба будет вверена сюзерену, вассалом которого он является, при уклонении же от воли сюзерена, данное лицо лишается благородного рыцарского титула и всех привилегий.
  3. Каждый рыцарь должен ценой своей жизни защищать жизнь своего сюзерена.
  4. Каждый рыцарь должен держать данное им слово, ибо лишь трусость является для рыцаря позором большим, чем клятвопреступление.
  5. Каждый рыцарь должен иметь грамоту, подтверждающую его благородное происхождение.
  6. В одежде рыцаря должен присутствовать его герб.
  7. Рыцарю надлежит всеми силами избегать лжи и обмана.
  8. Каждому рыцарю надлежит принимать участие в турнирах.
  9. Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному.
  10. Рыцарь не смеет причинить вред человеку вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя.
  11. Рыцарь должен быть милосердным и кротким и не отказывать тем, кто просит о помощи.
  12. Рыцарь должен быть безжалостен к врагам Церкви и сюзерена.
  13. Рыцарь должен быть галантен в обращении с благородными дамами.
  14. Если между рыцарями возник спор, или один из них словом или делом оскорбил другого, то рыцарь может требовать честного поединка или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках.
  15. Нет для Рыцаря вещи более отвратительной, чем предательство.
  16. Рыцарь не может ударить поверженного противника, а также противника, молящего о пощаде.
  17. Взятому в плен в честном бою рыцарю надлежит выплачивать условленный выкуп или возвращаться по обещанию в означенный день и час в тюрьму, иначе он будет объявлен бесчестным и вероломным.
  18. Рыцарь должен беспощадно карать любое оскорбление чести своего сюзерена, чести дамы, и собственной чести.

Презентация на тему: » Рыцари Выполнила: Решетова Инна Игоревна. Цели: Узнать: Кто такой рыцарь и КАКОЙ ПЕРИУД ИСТОРИИ НАЗЫВАЮТ СРЕДНИМИ ВЕКАМИ? Какой кодекс чести у рыцарей.» — Транскрипт:

1

рыцари Выполнила: Решетова Инна Игоревна

2

Цели: Узнать: Кто такой рыцарь и КАКОЙ ПЕРИУД ИСТОРИИ НАЗЫВАЮТ СРЕДНИМИ ВЕКАМИ? Какой кодекс чести у рыцарей ? Что такое в посвящение рыцарей? Как наказывали рыцарей? Сделать вывод.

3

Кто такой рыцарь? Рыцари были тяжеловооруженными конными воинами, которые сражались за интересы короля или богатых феодалов. Вначале всякий мог стать рыцарем, но постепенно честь стали оказывать богатым людям. Только они могли позволить себе купить доспехи, меч и боевого коня.

4

КАКОЙ ПЕРИУД ИСТОРИИ НАЗЫВАЮТ СРЕДНИМИ ВЕКАМИ? Средние века были периодом в истории Европы и Ближнего Востока, который длится 1000 лет, с 500 до 1500г. Относящие к тому периоду вещи и понятия называются средневековыми.

5

Кодекс чести. 1. Рыцарь должен быть мужественным — трусость является самым тяжелым обвинением. 2. Рыцарь должен уважать противника, не нападать на него сзади и не использовать его слабость для достижения победы. Убийство безоружного врага навек покроет рыцаря позором. 3. Рыцари не должны вступать в неравный бой, следовательно, не должны идти несколько против одного, и должны избегать всякого обмана и лжи. 4. Рыцарь должен быть великодушным. 5. Рыцарь повинуется начальникам и полководцам, над ними поставленным; и живет братски с себе равными..

6

Что такое посвящение в рыцарей?.Посвящение в рыцари — это великое событие в жизни средневекового человека. Это был и символический, и правовой акт. Символический — потому что обозначал прохождение инициации, приобщение к славным рыцарским традициям и представлениям о моральном долге. Не случайно в позднее средневековье стандартным возрастом посвящения в рыцари считался возраст совершеннолетия — 21 год. Правовой — потому что означал вступление человека в рыцарское сословие и пользование всеми его правами и обязанностями.

7

Наказание рыцарей Данные рыцарям права и привилегии предполагали и большую ответственность за неисполнение клятв и нарушение кодекса чести. За проступками следовало жестокое наказание вплоть до смертной казни. Воин, уличённый в измене или ином тяжком и недостойном его звания грехе, подвергался разжалованию и позорному изгнанию из дворянского общества и страны, если вообще оставался в живых.. Позор, который навлек на себя разжалованный и проклятый рыцарь, распространялся на несколько поколений его рода.

8

Вывод: Изучив предыдущие материалы можно сделать вывод: рыцарь- самоотверженный, благородный человек в средних веках. А в наше время такими являются офицеры.

9

Литература 1)Д Э «Вопрос 1001 Ответ» МОСКВА ОНИКС )С Э С МОСКВА «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»1987

10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источники

  1. ↑ 1,01,1 Игра престолов, Дейнерис I
  2. ↑ 2,002,012,022,032,042,052,062,072,082,092,102,112,122,132,142,152,162,172,182,192,202,21 Межевой рыцарь
  3. Мир Льда и Пламени, Долина
  4. Мир Льда и Пламени, Простор
  5. Пир стервятников, Сэмвелл I
  6. Так сказал Мартин: Правила турниров
  7. Игра престолов, Бран VI
  8. ↑ 8,08,1 Пир стервятников, Серсея V
  9. ↑ 9,09,19,29,3 Буря мечей, Джейме VIII
  10. Танец с драконами, Погибший лорд
  11. Игра престолов, Джон IV
  12. Игра престолов, Санса IV
  13. Пир стервятников, Бриенна I
  14. ↑ 14,014,114,214,314,414,514,614,714,8 Присяжный рыцарь
  15. Игра престолов, Дейнерис IV
  16. ↑ 16,016,116,216,3 Игра престолов, Санса II
  17. ↑ 17,017,117,217,317,417,5 Таинственный рыцарь
  18. Битва королей, Санса V
  19. Буря мечей, Сэмвелл II
  20. Буря мечей, Джейме I
  21. Буря мечей, Джон II
  22. Буря мечей, Дейнерис II
  23. Буря мечей, Арья VII
  24. Буря мечей, Арья IX
  25. Буря мечей, Давос II
  26. Игра престолов, Эддард XI
  27. Буря мечей, Дейнерис V
  28. Игра престолов, Эддард VII
  29. ↑ 29,029,129,2 Так сказал Мартин
  30. Буря мечей, Дейнерис I
  31. Игра престолов, Арья I
  32. Пир стервятников, Бриенна III
  33. ↑ 33,033,133,233,3 Битва королей, Санса VIII
  34. ↑ 34,034,134,2 Пир стервятников, Джейме III
  35. Битва королей, Бран II
  36. ↑ 36,036,1 Так сказал Мартин: Рыцари
  37. ↑ 37,037,1 Буря мечей, Арья VI
  38. Так сказал Мартин
  39. Битва королей, Пролог
  40. ↑ 40,040,1 Пир стервятников, Джейме I
  41. Танец с драконами, Тирион III
  42. Игра престолов, Дейнерис V
  43. Пир стервятников, Серсея II
  44. Танец с драконами, Давос IV
  45. Битва королей, Санса II
  46. Пир стервятников, Алейна I
  47. Буря мечей, Санса VI
  48. Танец с драконами, Дейнерис X
  49. Танец с драконами, Слуга купца

Оружие и доспехи

Звание рыцаря предполагает более дорогое вооружение, чем у простых солдат. Хотя в целом описания оружия и доспехов в Вестеросе ориентируются на времена Столетней войны — битв при Азенкуре, Креси и Пуатье, Мартин легко и сознательно смешивает элементы из разных веков. Например, слово «полушлем» (halfhelm), по словам Мартина, означает классический норманнский шлем с открытым лицом и наносником — такие были в ходу во времена норманнского завоевания Англии в XI веке; и наоборот, полные латные доспехи вошли в употребление лишь века спустя. Многие рыцари используют большие шлемы-топфхелмы, как с забралом, так и глухие; некоторые персонажи даже на войне используют необычные шлемы, делающие своих хозяев легко узнаваемыми — таким был, например, увенчанный оленьими рогами шлем Роберта Баратеона, львиный шлем Джейме Ланнистера или знаменитый шлем Сандора Клигана в форме собачьей головы.

Некоторые основания для такого смешения Мартин видит в средневековой практике — после каждого крупного сражения Столетней войны в вооружении сторон происходили изменения, но вместе с этим в употреблении оставались и старые доспехи. В целом, на юге Вестероса используются доспехи более поздних эпох, чем на севере: в то время как рыцари Простора носят полные латы, воины Севера обычно довольствуются кольчугами, а одичалые за Стеной носят еще более примитивные доспехи. Рыцари в Вестеросе активно используют щиты с гербовым изображением, хотя в реальной истории комбинация латных доспехов и щита в левой руке использовалась редко. Мартин, по собственным словам, сделал такой выбор скорее из эстетических соображений: «щиты — это круто».

Поскольку рыцари обычно сражаются верхом на коне, шпоры служат знаком рыцаря: о посвящении в рыцари говорят «получить шпоры». Богатые рыцари и лорды могут носить золотые шпоры.

Три типа служения

У средневековых рыцарей были приняты обеты трёх типов: они приносили клятву служить либо Богу, либо простому народу, либо прекрасной даме. Разделение, разумеется, условно, но тем не менее означало следующее:

  1. Служение народу — обязательство защищать свои земли от врагов, а также помогать бедным. Пример — Сэр Гевэйн из легенд о короле Артуре.
  2. Служение Господу означало преданность Богу и церкви, стремление всегда выступать на стороне добра и светлых сил. Образец — сэр Персиваль.
  3. Служение даме — поклонение одной избранной женщине, и в целом галантное и трепетное отношение ко всем остальным. Яркий представитель — Сэр Ланселот.

Преклонение перед прекрасной дамой берёт начало от культа обожествления Девы Марии как пути к спасению для человека. Интересно, что трепетное отношение к Святой деве резко контрастировало в Средние века с отношением к женщинам в жизни, которое ставило их в строго подчинённое положение и считало существами третьего сорта. Если девушки знатного рода ещё как-то ценились, то среди низших сословий зачастую и вовсе считались источником зла и греха.

Битва при Куртрэ 1302 года

Начнем с середины нашего повествования – битвы при Куртрэ 1302 года. Сражение довольно примечательное – часто его рассматривают в качестве вехи, знаменующей окончание главенства конницы и начала пехотной революции. И, в общем-то, в таком ключе сражение не устраивает ни фанатов сметающей все и вся рыцарской кавалерии, ни сторонников пехоты-царицы полей. Апологет конницы, разбуженный ночью, на тихий шепот «Куртрэ» вскинется, не просыпаясь, выпалит «коннице помешали рвы, ручей, а так бы растоптали как при Розебеке, Монс-а-Певеле и Касселе» и рухнет на подушку, не открывая глаз. Ну, а сторонников пехоты в принципе не устраивает XIV век как рубеж, ведь атаки конницы отбивались и раньше. Как по мне, эти споры малопродуктивны, и нужно на примере сражений выяснять механику и принципы поведения воинов, а не защищать свою команду.

Фламандский пехотинец, правда его противник пришел из прошлого, судя по доспехам, ну что ж поделать

Вернемся к Куртрэ – это достаточно знаменитая битва между фламандцами и французами, примечательная тем, что первые представляли собой пешее воинство, в то время как их противники делали ставку на конницу. Численность сторон была примерно равной – 8000-10500 человек со стороны фламандцев (по Вербрюггену) и около 7000 французов (2500-3000 всадников, остальные пехотинцы).

Иллюстрация по Всадники войны. Кавалерия Европы. . Алексинский Д. П., Жуков К. А., Бутягин А. М., Коровкин Д. С, С-П.: Полигон, 2005

Сам ход битвы описан во множестве статей и исследований, я ограничусь общими замечаниями. Фламандцы выстроились в фалангу, заняв позицию за ручьями и рвами, французская пехота накрыла их арбалетным огнем, после чего вероятно (?) произошел уже ближний бой между фландрийцами и их противниками. Причем пехота французов так успешно наступала, что чуть не выиграла бой. Далее после успешной атаки, по сообщению «Старой хроники Фландрии», французы говорят командующему: «Сир, чего вы еще ждете? Наши пехотинцы наступают так, что они одержат победу и мы не стяжаем здесь чести», после чего рыцари атакуют (успешно форсировав рвы), попутно потоптав некоторое количество своих же пехотинцев, и начинается катастрофа. Всадники отступают с большими потерями, попутно сваливаясь во рвы на обратном пути. Французы оставили на поле битвы половину всадников, потери фламандцев несколько сотен по источникам, по факту – вопрос. Здесь нас будет интересовать несколько важных нюансов, и первое – это моральное состояние самих фламандцев. Людовик ван Вельтем («Historiael Spieghel» ~ 1316 г.) описывает сильный страх, который испытывали пехотинцы :

И здесь достаточно показательное отражение психологии двух участников битвы, с одной стороны первобытный ужас фламандцев перед главной военной силой средневековья, с другой презрение французского рыцарства – они бросаются в атаку, дабы всю славу не получили собственные же пехотинцы.

Далее Жиль ле Мюизи описывает ужас, который поразил уже отступающих рыцарей:

План битвы при Куртрэ. Иллюстрация J.F Verbruggen «The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eighth Century to 1340» // The Boydell Press, 1998

Полагаю, Вы часто могли слышать в той или иной форме выражение, что один конный стоил десяти пеших. Это распространенный лейтмотив лояльных к рыцарям хроник, собственно вышеупомянутый Жиль ле Мюизи об этом также писал. И здесь, чтобы понять, повлияла ли на что-либо эта битва, стоит посмотреть на то как изменились взгляды фламандцев. Согласно «Хронике Виллани»

На самом деле подобные реляции буквально воспринимать не стоит – собственно поражения рыцарских армий в XIV веке явно свидетельствуют о том, что соотношение 1 конных на 10 пеших, если и выполняется, то в «сферическом вакууме», ну а фламандские бахвальские речи разбились о тяжелые разгромы при Розебеке, Касселе и Бремюле

Важно их рассматривать с позиции общественного настроя – Куртрэ, при всей спорности самой битвы, во-первых прокатилось эхом по всей Европе, во-вторых определенно вызвало заметные сдвиги в психологии воинов

Крестьяне больше не терпели опорных пунктов дворян в своих деревнях и уничтожали их. Сатирические средневековые песни (Kerelslied) представляют фламандцев начала XIV века как людей с замашками графов .

История рыцарства[]

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с 

Дама помогает рыцарю надеть доспехи.

переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля. 

Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.

Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео

«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.

далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.

В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.

Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.

Кодекс рыцарства

Средневековая литература превозносила идеи и атмосферу древнеримской империи. В XIII веке во Франции перевели, например, трактат Вегеция о военном искусстве «Де Ре Милитари», и авторы того времени позже не раз цитировали её как образец.

Отчасти из этих идей, отчасти под влиянием христианских заповедей сложился неписаный Кодекс чести — своего рода библия рыцаря. Соблюдение правил каждый из них считал святым своим долгом, а нарушение — несмываемым позором. Требования кодекса были весьма благородны: служить Богу и королю, защищать обездоленных, проявлять милосердие к поверженному противнику. При этом, правда, собственные крестьяне за обездоленных не считались, и с ними феодалы обходились порой грубо и жестоко.

Основными добродетелями, которыми рекомендовалось обладать рыцарям средневековья были следующие:

  • верная служба при дворе;
  • помощь вдовам и сиротам;
  • бескорыстие;
  • уважение чести и достоинства соратников;
  • непременное принятие вызова от равного;
  • полное выполнение взятого обязательства;
  • честность.

В завершение сообщения о рыцарстве Средних веков следует упомянуть, что Мигель де Сервантес, испанский писатель, в романе о Дон Кихоте в XVI веке сатирически описал идеи рыцарского благородства. Главный герой произведения слишком буквально понимает принципы романтического служения и постоянно оказывается в неловких и смешных ситуациях. Наиболее известная из них — битва с ветряными мельницами — стала, пожалуй, символом идеалистического мировоззрения и окончания эпохи «рыцаря на белом коне», которого, что там скрывать, втайне до сих пор ждут многие прекрасные дамы.

Рыцарский культ «прекрасной дамы»

Каждый рыцарь обязан был выбрать себе даму сердца, об этом было написано в рыцарском кодексе любви. Да-да, существовал и такой

Причём неважно, была ли дама из аристократок или простолюдинок, имела она мужа или нет. Всё, что нужно было делать «прекрасной даме», — принимать ухаживания выбравшего её рыцаря

Для средневекового рыцаря выбранная им дама являлась недостижимым идеалом и воплощением богини. В честь неё он складывал сонеты и пел ей серенады под окном. И ради «прекрасной дамы» рыцари бились на турнирах. Рыцарь выезжал на ристалище, прикрепив полученные от дамы сердца перчатки к своему шлему. Также на щит прикреплялась табличка, где восхвалялась красота «прекрасной дамы».

Только после нескольких месяцев, а то и лет ухаживаний и победы в турнире рыцарь получал право облобызать ручку своей леди. Впрочем, до постели дело тоже доходило, но это не приветствовалось. Рыцарь должен был испытывать к своей леди лишь платонические чувства. Это тоже прописывалось в рыцарском кодексе. Там же указывалось, что рыцарь обязан защищать слабых, быть верующим христианином, охранять Евангелие и церковь. Должен был рыцарь и держать данное слово, блюсти чистоту нравов, бороться против зла, быть щедрым и защищать добро. Но была у средневекового рыцарства и другая, тёмная сторона.

«Бог в помощь». Э. Лейтон

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.