Дуэль: как русские защищали свою честь

Алан-э-Дейл       29.06.2022 г.

Самые необычные дуэли

Иногда поводом для дуэли становились совершенно нелепые казусы, которые, однако, затрагивали честь обиженного и требовали восстановления справедливости. Об абсурдности некоторых случаев вызова на дуэль писал Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Бывало хоть чуть-чуть кто-либо кого по нечаянности зацепит шпагою или шляпою, повредит ли на голове один волосочек, погнёт ли на плече сукно, так милости просим в поле…».

Так, например, тот же Пушкин, который всего за свою жизнь участвовал в 29 дуэлях, в молодости был вызван к барьеру своим товарищем Карлом Кюхельбекером за невинную шутку. А однажды в поединке чуть не сошлись два великих писателя Тургенев и Толстой из-за того, что последний во время спора плюнул в сторону своего давнего друга.

Необычным бывал и состав участников дуэлей. Несмотря, на то, что вызов на дуэль считается скорее способом выяснения отношений между мужчинами, случались и женские поединки. Так, например, в 1770 году спор между Екатериной Воронцовой-Дашковой и герцогиней Фоксон закончился вооруженным разбирательством.

Любительницей подраться на шпагах была и будущая императрица Екатерина II. Ещё в отрочестве она таким образом пыталась выяснить отношения со своей троюродной сестрой. А уже будучи женой наследника престола Петра Фёдоровича, однажды чуть не была вызвана им на дуэль, так как, по его словам, она стала «невыносимо горда».

Наймита вызывали?

С тех пор правила проведения судебных поединков строго оговаривались русским законодательством, и власти внимательно следили за их соблюдением. К примеру, в договоре 1229 года между Смоленском и Ригой отдельным пунктом отмечалось, что русский князь не должен вмешиваться в поединки иноземцев на русской территории, а иноземцы обязывались у себя не мешать разбираться русским людям. Были предприняты ряд мер для того, чтобы судебные бои как можно реже оканчивались смертью участников. Согласно Новгородской судной грамоте XV века, противники обязательно бились в доспехах и дубинками, а за боем наблюдал лично посадник — выборный глава Новгородской республики. По Псковской судной грамоте бой проходил в полном вооружении, но наблюдающие за поединком судебные приставы, если видели явный проигрыш одной из сторон, могли в любой момент остановить сражение, чтобы избежать гибели побеждённого. Думаете, дуэль забава не детская? Где угодно, только не на Руси! Никаких ограничении по возрасту или полу не было: бросить вызов имел право даже ребёнок, старик или женщина. Закон лишь тщательно следил за честным соотношением сил противников. Если, например, спор шёл между здоровым мужиком и женщиной (стариком, инвалидом, монахом, ребёнком), последний имел право выставить вместо себя приглашённого бойца, как родственника, так и наёмника. Существовала целая профессия: люди, называемые наймитами, за определённую плату готовы были в любой момент выйти в «поле» вместо нанимателя. Но если конфликт возникал между равными соперниками, например между двумя женщинами, наём посторонних запрещался — истец и ответчик должны были сами выйти на «божий суд».

В России

Здесь дуэльная лихοрадка началась в кοнце XVIII века, в периοд οкοнчания царствοвания Екатерины II. Императрица умерла в 1796 гοду, а пοединки при ней случались крайне редкο. Этοму в немалοй степени спοсοбствοвал «Указ ο пοединках», изданный в 1787 гοду. Участникам стοль непригляднοгο действия грοзила ссылка в Сибирь. Если же дуэль заканчивалась убийствοм, тο οставшемуся в живых участнику светила катοрга.

Огромное число поединков пришлοсь на годы правления Николая I. Именно в этот период прοшли дуэли с участием таких известных личнοстей, как Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Грибоедοв. Стоит сказать, что сам царь подобные мероприятия терпеть не мог. Дуэлянтов незамедлительно οтправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летальнοгο исхοда мοгли даже разжалοвать в рядοвые. Но для аристократов был другой закон – закон чести. Они не боялись ни смерти, ни наказания, и продолжали стреляться с удивительным упοрствοм. Кроме того, участие в пοединках считалοсь хοрοшим тοнοм.

Гумилев и Волошин

Когда: 22 ноября 1909 года

Где: Черная речка под Петербургом

Исход: никто не был ни ранен, ни убит

Николай Гумилев и Максимилиан Волошин стрелялись из-за женщины. Причиной раздора двух поэтов стала поэтесса Елизавета Дмитриева. Девушка сначала встречалась с Гумилевым, у них был страстный роман. Пара поехала отдохнуть в Крым и навестила в Коктебеле Волошина. Эта встреча оказалась роковой: Елизавета полюбила Максимилиана, Гумилеву пришлось возвращаться обратно в Петербург одному.

Впрочем, не это привело к дуэли Гумилева и Волошина. Появились слухи, что Гумилев рассказывает в подробностях о своем романе с Дмитриевой. Волошина эти сплетни возмутили, и он вызвал Николая на поединок.

Гумилев и Волошин решили стреляться на месте дуэли Пушкина и Дантеса на Черной речке. Оружие тоже выбрали непростое: пистолеты времен 19 века. Дуэль с самого начала не задалась. Сначала соперники опоздали, потом требовали стреляться с 10 шагов, но секунданты настояли на 25-ти. Конечно, оба мало что смыслили в этом оружии, не знали, что в сырую погоду оно плохо работает. Гумилев выстрелил два раза и оба раза промахнулся. Волошин же вообще стрелял в воздух. Никто не был ни ранен, ни убит, но поэты так и не помирились. Хотя и выяснилось, что Гумилев к слухам не причастен.

Лермонтов и Мартынов

Когда: 27 июля 1841 года

Где: северо-западный склон горы Машук в Пятигорске

Исход: Лермонтов убит

Михаил Лермонтов и Николай Мартынов не были врагами. Наоборот, приятельствовали. Оба закончили одну и ту же школу гвардейских прапорщиков. А по пути на распределение в 1837 году две недели «протусовались» вместе в Москве.

Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым была спровоцирована поэтом. Тот был остер на язык и очень любил насмехаться над Николаем. Главной темой шуток была любимая Мартыновым одежда. Он носил горский костюм. При этом Мартынов несколько раз просил Лермонтова остановиться, но тот не прекращал своих злых шуток и предлагал приятелю и самому шутить в отместку.

Страсти накалились на вечере в доме Верлизиных. Лермонтов в разговоре с дамой снова пошутил над Мартыновым. Он намекнул, что нужно его опасаться, как сурового горца. К сожалению, шутку услышала не только собеседница поэта, но и все вокруг. Для Николая Мартынова это стало последней каплей. Ведь на вечере была дама, которая очень ему нравилась. Он сделал последнюю попытку образумить поэта. Впрочем, Лермонтов сам намекнул, что не прекратит и что Мартынову пора приступать к решительным действиям, если его это так задевает.

Николай вернулся домой и позвал к себе друга. Он попросил его стать секундантом и вызвать Лермонтова на дуэль. Друг попытался отговорить от затеи, однако уговоры не помогли. Поэтому 27 июля 1841 года на северо-западном склоне горы Машук Мартынов и Лермонтов встретились ради поединка.

Свидетели утверждают, что поэт был уверен в примирении и даже выстрелил в воздух. Мартынов же был напряжен и долго-долго не стрелял, ждал выстрела поэта. Но когда прогремел и его выстрел, Лермонтов упал замертво. Пуля попала Михаилу Юрьевичу в сердце.

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.

  • Расхождение политических взглядов — наименее распространенная причина конфликта в России, тем не менее столкновения на политической почве периодически происходили с иностранцами, однако за «международными» дуэлями государство следило в разы строже, поэтому случались они не так часто.

  • Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.

  • Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.

  • Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.

  • На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.

  • Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.

  • Защита слабого. Особо обостренное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянское достоинство в целом. В случае, если какой-то дворянин позволял себе оскорблять «слабого» (например, человека, стоящего на более низкой ступени социальной иерархии), другой мог выступить в качестве благородного защитника и наказать оскорбившего за недостойное поведение.

  • Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

Правила

Дворянин оскорблений не терпел. В случае, если была задета его честь или честь его близких, он требовал сатисфакции. Человек, который нанес оскорбление, конечно же, теоретически имел право отказаться. Но такой поступок стал бы позором для него.

Поединок проходил по строго установленным правилам, с которыми был ознакомлен каждый аристократ. Даже тот, кому еще не доводилось стреляться на дуэли. Что такое кодекс? Это свод правил, которым следовали аристократы. Но на протяжении истории дуэлей он менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.

Вызывать на дуэль принято было в уважительном, спокойном тоне. Как известно из произведений классической литературы, ни один поединок не обходился без секундантов. Довольно часто присутствовал неподалеку врач. Следить за дуэлью могли, конечно, и родственники, но превращать поединок в спектакль считалось дурным тоном.

Оскорбивший и оскорблённый до поединка не встречались друг с другом. Договориться об условиях дуэли им помогали секунданты. Поединок должен был состояться в уединенном месте в раннее время. Вспомним дуэль Онегина. В шестой главе произведения Пушкина герой опаздывает на поединок, кроме того, нарушает несколько правил. Но Онегина делает это намеренно. Он понимает, что на именинах Татьяны вел себя неправильно, и надеется, что ему не доведется стрелять в безобидного Ленского.

Сегодня человек, которому нанесли оскорбление, отправляется в суд. Или пытается простить обидчика. Поединки давно запрещены. Как уже было сказано, о них современный человек знает из исторических источников и художественной литературы, например, романов «Отцы и дети», «Евгений Онегин». Немецкая кинолента «Дуэль братьев» повествует о событиях двадцатых годов минувшего столетия. В названии фильма это слово использовано в переносном значении. Ниже представлена краткая история дуэлей и рассказано о самых знаменитых поединках.

Cherchez la femme

Вышеописанные дуэли объединяет один фактор – женщина. В Российской империи дуэли часто происходили из-за оскорбления чести женщины или же из-за оскорбления чести того, кто считал её своей.

Ещё одной известной «романтической» дуэлью можно считать так называемую дуэль четырёх, в которой участвовал и Грибоедов. Речь идёт не об одной дуэли, а о двух, произошедших в 1817-1818 ггоды в Петербурге и Тифлисе. В первой из них сошлись кавалергард Василий Шереметьев и граф Александр Завадовский.

Шереметьев вызвал Завадовского на дуэль после того, как тот встретился у себя на квартире с возлюбленной Шереметьева – балериной Авдотьей Истоминой. Грибоедов же оказался вовлечённым в эту историю из-за того, что именно он привёз красавицу на квартиру к своему другу, у которого тогда жил.

По воспоминаниям современника этих событий драматурга Жандра, Шереметьев не знал, кого ему следовало вызвать на дуэль, и просил совета у своего приятеля Якубовича. Именно он подсказал ревнивцу, что было «два лица требующих пули».

В итоге, в ноябре 1817 года состоялась дуэль между Шереметьевым и его обидчиком Завадовским, на следующий день после которой раненный кавалергард скончался. Но его честь всё же была восстановлена.

Как писал Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре

Быт и традиции русского дворянства XVIII-начало XIX века», самого факта пролития крови (неважно чьей) уже было достаточно для восстановления нанесённого ущерба

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15—20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении — до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25—35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25—35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

  • Русская Дуэль. Феномен русской дуэли
  • История русской дуэли
  • Правила и этикет русской дуэли
  • Книги о русской дуэли

Дуэль: законы и нравы

Вызов 

 В сентябре 1826 года московское общество было возбуждено двумя событиями: из южной ссылки вернулся Пушкин и он же, Пушкин, в тот же день вызвал на дуэль Федора Толстого, известного больше как Толстой-Американец. Друзья Пушкина были в ужасе: в исходе дуэли никто не сомневался — поэт будет убит первым же выстрелом.

История сия началась шесть лет назад, еще в двадцатом году, когда в светских кругах кто-то распространил слух, будто Пушкин был выпорот в Тайной канцелярии.

«Я услышал сплетню последним, увидел себя опозоренным в общественном мнении, дрался на дуэли, ведь мне было 20 лет…» — писал Пушкин другу. На какой дуэли — неизвестно до сих пор. Владимир Набоков предполагал, что это был поединок с Кондратием Рылеевым, который в то время по легкомыслию повторил Оскорбительную сплетню. К тому же у Рылеева тогда была возможность встретиться с Пушкиным наедине, в сельской глуши, вдали от бдительных столичных глаз. Неизвестно, насколько всерьез, но о нем, о Рылееве, Пушкин писал Бестужеву (Марлинскому) так: «Я опасалось его не на шутку и жалею, что не застрелил, когда имел тому случай, — да черт его знал?»

Уже в ссылке, в Кишиневе, Пушкин будто бы доподлинно установил, что позорящие его слухи распространил Федор Толстой, и немедленно послал ему эпиграмму:

Толстой тотчас же ответил своей эпиграммой, Пушкин послал ему вызов, тот принял, но… их разделяло громадное пространство Российской империи. Современники считали, что все шесть лет южной ссылки Пушкин готовился к поединку с Американцем: ходил с тяжелой тростью, чтобы укрепить кисть, ежедневно упражнялся в стрельбе.

Впрочем, у него, у Александра Сергеича, были вес основания ежедневно готовиться и к другим дуэлям. Но об этом — позже. А пока обратимся к личности человека, которого Пушкин за десять лет до смерти вызвал к барьеру.

От запретов к законности

Историки утверждают, что дуэли произошли от рыцарских турниров. И в Средние века бились как угодно — низшие слои на топорах, представители высоких сословий на мечах.

Дуэль в таком виде, в котором он впоследствии прижился, появился в Италии, его называли «бой в кустах». Хотя регламенты по проведению дуэлей впервые написали французы — сначала граф де Шатовильяр в 1836 году, и чуть позже граф Верже — в 1879 году.

В Россию дуэли пришли при Петре I, из Европы, но вскоре были запрещены. Екатерина II и вовсе приравняла дуэль к смертоубийству.

Но, как обычно, когда европейцы к дуэлям остыли, русские только вошли во вкус. И в 19 веке ни проходило и дня, чтобы кто-то не стрелялся.

В Европе русские дуэли считали непростительным легкомыслием. Там было принято стреляться с 30 шагов, а в России чуть ли не в упор — с 10-ти. И в 1894 году дуэлями все же заинтересовался царь, а в 1912 году появился дуэльный кодекс графа Василия Дурасова.

Поединщиков — в петлю

Шли годы, а традиция судебных поединков не только не исчезала, а наоборот — люди все чаще выходили разбираться в «поля». Наибольшего пика популярности русские дуэли достигли в XVI веке. При Иване Грозном поединщики могли драться оружием или голыми руками, пешими или конными. Описания подобных сражений можно встретить, например, в романе «Князь Серебряный» Алексея Толстого или в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Лермонтова. Но в XVII веке практика судебных поединков пошла на спад. Скорее всего, произошло это оттого, что исчезла главная прелесть «поля» — равенство. Дворянам стало негоже биться с холопами. Но, хоть и не так часто, поединки всё равно продолжались. К примеру, в 1680-х годах царь Фёдор Алексеевич запрещал дуэлянтам биться у стен Кремля и перед царским двором. Но если уйти куда подальше — пожалуйста, деритесь! В начале XVIII века во время правления Петра I сквозь прорубленное им «окно» в Россию хлынули всякие европейские новинки. Казалось бы, должны были войти в моду и западные дуэли. Ведь в Европе как раз шла дуэльная лихорадка. Но Пётр I, наоборот, стал первым русским правителем, который с невероятной жёсткостью отнёсся к любым попыткам решения разногласий поединком. Он издал указ, согласно которому любого, кто выйдет на дуэль, ждала смерть. Более того, на виселицу отправлялись оба дуэлянта, независимо от того, остались они живы после схватки или погибли (вешали даже трупы). В петле также могли оказаться не только сами поединщики, но и их секунданты.

К барьеру!

В русских дуэлях намного дольше задержался свирепый дух старых европейских поединков. Нельзя, однако, считать, что русская дуэль – это какой-то очень поздний отголосок средневековых западных традиций. Русские дуэлянты дополнили свои бои рядом характерных особенностей, которые существенно повысили градус экстремальности таких встреч.

Самая характерная из них – битва «до результата». Это означает, что, если после первых выстрелов никто не пострадал, то оружие следовало перезарядить и повторять так до того момента, пока один из соперников не будет тяжело ранен или убит.

Распространенным явлением были так называемые «четвертные дуэли». Предполагалось, что в таких соревнованиях секунданты не будут исполнять роль простых статистов, но сами станут сражаться на равных с основными участниками. Правилами было предписано, что сначала будут стреляться основные противники, затем их секунданты. Примечательно, что в случае гибели кого-то из первых стрелков, вторая часть сражения иной раз откладывалась. В этом отношении показательна четвертная дуэль, в которой принимал участие Александр Сергеевич Грибоедов: по итогам первой схватки один из стрелков погиб, и сражение Грибоедова и его оппонента было решено перенести. Волею случая вышло так, что эта схватка окончилась только спустя год и при любопытных обстоятельствах. Противник Грибоедова, Александр Якубович, тогда служил в Тифлисе (нынешний город Тбилиси) и, когда Грибоедов проездом оказался в этом городе, они решили продолжить бой. Поединок завершился тем, что драматург получил ранение в руку.

Обычаем, который почти полностью исключал бескровное окончание схватки, было движение оппонентов к барьеру. Положим, что перед началом схватки противники стоят на расстоянии 20 шагов. После условного сигнала, который подается секундантом, соперники начинают сближение, сокращая расстояние вдвое. Стрелять можно в любой момент и с любого расстояния. Фактически это означало, что тот участник, которому предстоит нанести второй выстрел, целился с расстояния десяти шагов. Именно по таким жесточайшим правилам и проходила дуэль, на которой был смертельно ранен Пушкин: противники почти дошли до барьера, Дантес выстрелил и попал поэту в живот, раненый Александр Сергеевич решил продолжить сражение и стрелял в противника с 10 шагов. Впрочем, 10 метров – это не самое минимальное расстояние. Известны случаи, когда стрелялись и с 8 шагов.

Из-за всех перечисленных особенностей проведения русских дуэлей, европейцы отзывались о состязаниях отечественных дворян как о «варварстве» и «узаконенных убийствах». Вопреки тому, что формальный запрет на проведение таких боев в Российский Империи существовал, на него зачастую смотрели сквозь пальцы. Особо успешные мастера дуэлей зачастую становились героями, которые могли украсить своим присутствием любое светское мероприятие.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.