Крылатая ракета «калибр», подробный обзор

Алан-э-Дейл       09.09.2022 г.

Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте

Добраться до ракетоносца можно на машине (своей или на такси), либо на электричке из Дербента и пешком.

От Дербента до экспоната примерно 19 километров, поездка на машине займет 25 минут. Из города нужно выехать на юг, в сторону деревни Авадан. Прямо перед ней будет поворот к морю. Сориентироваться на месте помогут координаты экраноплана «Лунь»: 41.940875, 48.379311.

Маршрут на Яндекс. Картах:

Самостоятельные туристы могут сесть на электричку, следующую до станции 2429 км (Авадан). Рейсы ходят утром, днем и вечером, дорога занимает около получаса.

Расписание электричек:

От станции 2429 км (Авадан) до пляжа придется идти пешком или ловить попутку. Дорогу покажут местные, но лучше воспользуйтесь навигатором.

Как пройти от станции до экраноплана:

Экраноплан «Лунь» внутри: видео

Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации

Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан» — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.

Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).

С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток

Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях

Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.

Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).

При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.

Предназначение

«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:

  • Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
  • Исполнения задач при конвоировании;
  • Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
  • Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
  • Установки минных заграждений;
  • Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
  • Поддержания морских операций;
  • Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.

Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.

Отличительные признаки «Дагестана»

Сторожевой корабль «Дагестан» с полным на то правом можно называть уникальным. Начать хотя бы с испытаний, которые проходили не только в Каспийском, но и в Черном море. Проводили их в весьма непростых условиях. Все этапы государственных проверок прошли отлично, даже стрельбы из новейшего ракетного вооружения были проведены на высшую оценку.

По сравнению с его «близнецом», то есть с «Татарстаном», судно имеет ряд очень важных и заметных отличий. Во-первых, ракетные установки на этом судне расположены вертикально, что позволяет вести огонь практически в любом направлении, вне зависимости от курса, которым следует корабль «Дагестан». Вооружение позволяет уверенно уничтожать разноплановые цели на расстоянии до 300 километров, вероятность этого составляет 0,85-1. Этот параметр был успешно проверен на практике, когда в ходе испытаний был поражен условный штаб противника, расположенный на расстоянии 180 километров от корабля.

История создания

В 1967 году американские военные, изучая снимки, сделанные спутником-шпионом, обнаружили в акватории Каспийского моря огромный летательный аппарат, который они сразу же получил прозвище «Каспийский монстр». В будущем это название закрепилось за всеми советскими аппаратами подобного типа. Что же так удивило американских специалистов на снимках?

Они увидели настоящего гиганта, самолет длиною в сто метров с непропорционально маленькими крыльями – всего лишь сорок метров. При этом «Каспийский монстр» мог развивать скорость до 500 км/ч и передвигался на высоте неконтролируемой ПВО противника. Естественно, что все это сильно озадачило экспертов Пентагона.

В 1967 году в ЦРУ состоялось специальное совещание, на котором обсуждались интригующие спутниковые снимки. На него были приглашены эксперты НАСА и военного ведомства, большинство из которых посчитало удивительный летательный аппарат фокусом или уловкой русских и только несколько инженеров пришли к выводу, что они имеют дело с новым типом летательных аппаратов.

На снимках американцы увидели первое масштабное творение Алексеева – экраноплан с названием «Корабль-Макет» или «КМ». Его полетный вес составлял 544 тонны, а площадь крыла равнялась 662,5 м2. На этой машине советские конструкторы отрабатывали технические решения, которые планировали использовать при постройке серийных экранопланов.

В 1972 году на воду был спущен первый серийный экраноплан «Орленок», вес которого достигал 120 тонн. «Орлята» относились к новому типу летательных аппаратов – экранолётов, во время полета они могли использовать экран или лететь как обычный самолет. «Орленок» был способен перебрасывать десантников на расстояние до 1500 км. Изначально планировали построить 24 экраноплана такого типа, но сделано было всего лишь пять машин.

В ходе реализации проекта конструкторы столкнулись с целым рядом сложных технических задач, связанных с тем, что экранопланы имели особенности как морских судов, так и самолетов. Нужны были легкие материалы, способные противостоять коррозии и выдержать удар о воду на скорости около 500 км/ч. Кроме того, техника пилотирования экранопланов очень сильно отличалась от самолетной.

В 1983 году на опытном заводе «Волга» был заложен первый ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь». В 1986 году аппарат его спустили на воду, в том же году начались испытания.

«Лунь» был вооружен шестью противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», попадания хотя бы одной из них и сегодня является фатальным практически для любого корабля. Скорость экранопланов проекта 903 составляла 500 км/ч.

В 1990 году «Лунь» приняли в опытную эксплуатацию, а уже через год он был снят с нее и законсервирован. Первоначально планировали построить восемь ракетных экранопланов проекта 903 «Лунь», но реализованы они не были. Причиной этого стала тяжелая экономическая ситуация в стране и признание военной нецелесообразности использования подобных аппаратов.

Единственный экраноплан проекта 903 «Лунь» сегодня находится на консервации в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск). С него демонтирована вся электроника.

После распада СССР и прекращения финансирования второе судно проекта «Лунь» хотели превратить в поисково-спасательное, ему дали название «Спасатель». Он должен был не только проводить спасательные операции на море, но и иметь на своем борту госпиталь на 150 человек. Несмотря на 75% готовность «Спасателя», он так и не был достроен.

Дальнейшая судьба уже построенных экранопланов «Лунь» и всего проекта в целом остается довольно туманной. В 2011 году представители российского Министерства обороны заявили о решении полностью отказаться от разработки и строительства экранопланов. Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что «Спасатель» и «Лунь» планируют сделать частью музейных экспозиций, но финансирования для транспортировки машин нет.

В 2015 году сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о том, что Россия возобновит строительство ударных экранопланов. Согласно озвученной информации работы должны начаться в Нижнем Новгороде после 2020 года. В том же году было объявлено о завершении эскизного проекта нового морского боевого экраноплана А-050 со взлетной массой 54 тонны.

В августе 2015 года российское военное ведомство поставило перед конструкторами задачу создать к 2020 году машину с грузоподъемностью 240–300 тонн. Однако, учитывая нынешнее не слишком блестящее положение российской экономики и секвестр оборонного бюджета, будущее экранопланов нельзя назвать безоблачным.

Исторические заметки, интересные факты и технические характеристики

Проект, в рамках которого разрабатывался удивительный корабль-самолет, имел кодовое число 903. В общей сложности в рамках данного проекта планировалось разработать 8 единиц военной техники, однако полностью доработанной версией суждено было стать единственному «Луню».
Впервые сказочный корабль-самолет был спущен на воду в 1986 году, а общая работа над проектом длилась более 3 лет (руководитель — Кирилловых В.Н). После чего, предстояли приемочные испытания, которые завершились лишь в 1991 году.
Примечательно: чтобы успешно транспортировать «Лунь» из Каспийска в Дербент пришлось задействовать практически весь Каспийский флот: часть кораблей осуществляла медленную буксировку, другая часть следила за безопасностью операции. Это был очень трудоемкий процесс.
Среди ключевых параметров и принципиальных технических характеристик экраноплана следует выделить:

  • высота: 19,2 м;
  • длина: 73,8 м;
  • размах крыльев и площадь каждого из них: 44 м. и 550 кв. м;
  • номинальная масса пустого объекта и с полным военным снаряжением (ракетные установки, авиационные пушки): 243 и 380 тонн соответственно;
  • минимальная численность экипажа, который необходим для управления экранопланом: 10 единиц.

Справка: для посадки подобного уникального самолета необходима площадь размером с футбольное поле.
У «Луня» имеется свой предшественник — проект № 902, который был под пристальным наблюдением иностранных спецслужб.
Интересно: как только экраноплан стал постоянным «обитателем» акватория Каспийского моря, он тут же получил прозвище «Каспийский монстр». Ходят слухи, что такое имя ему придумали те же пресловутые западные агенты.
Официального названия «Лунь» так и не получил. По сей день на борту судна имеются лишь заглавные буквы КМ, что расшифровывается, как «корабль макет».
В качестве резюме: экраноплан «Лунь» занял почетное место в ряду таких именитых советских проектов, как «Объект 279» и «Звено». Чтобы в полной мере ощутить всю грандиозную мощь и невероятные размеры самолета-корабля, следует непременно побывать на песчаном побережье Каспия.

«Технология» конфликтов

Все три возможных военных конфликта между прикаспийскими странами связаны с Азербайджаном. Эта страна остаётся непримиримым противником Армении, входящей в ОДКБ. То есть теоретически нельзя исключать конфликт между Азербайджаном и Россией. Однако, как показала вторая война за Карабах осенью 2020 года, вероятность такого конфликта, мягко говоря, невелика.

Чтобы такой конфликт случился, азербайджанские войска должны развернуть широкомасштабное наступление вглубь Армении и/или нанести удар по российским миротворцам в Нагорном Карабахе. Но пока президентом Азербайджана остаётся Ильхам Алиев, развитие событий по этому сценарию маловероятно.

Не секрет, что с Туркменией у Азербайджана давний спор как раз за дно Каспия — то есть за находящиеся там нефтяные месторождения. Спор этот продолжается почти с момента распада СССР и несколько раз дело доходило почти до войны. И если рассматривать соотношение сил на море и в воздухе (по суше страны не граничат), явное превосходство на стороне Туркмении (при этом, правда, неизвестен уровень боевой подготовки моряков и лётчиков обеих сторон). О соотношении сил на море уже было сказано. Что же касается ВВС обеих стран, то оснащены они одинаковыми боевыми самолётами — и истребителями МиГ-29. И тех, и других у Туркмении примерно в полтора раза больше, чем у Азербайджана. На хранении обе страны имеют штурмовики Су-17 и перехватчики МиГ-25 (которых у Туркмении тоже больше), но крайне сомнительно, что хотя бы один способен подняться в воздух (да и «основные самолёты», то есть Су-25 и , скорее всего, боеспособны у обеих стран отнюдь не на 100%).

sukhoi.org
ВВС Туркмении и Азербайджана оснащены штурмовиками Су-25.

Обе стороны обладают советской ЗРС большой дальности С-200. Азербайджан имеет также российскую ЗРС С-300ПМ, Туркмения приобрела очень схожую китайскую ЗРС HQ-9, которая прикрывает Ашхабад. «Двухсотки» обеих сторон и азербайджанская «трёхсотка» развёрнуты на берегу Каспия. Правда, боеспособность С-200 у обеих стран крайне сомнительна. Конечно, у Азербайджана есть «великие и могучие» БПЛА «Байрактары», но неясно, насколько они эффективны в морской войне. Впрочем, в настоящий момент конфликт между Азербайджаном и Туркменистаном находится в латентной стадии.

web.archive.org
И Туркмения, и Азербайджан обладают советской ЗРС большой дальности С-200.

За прошедшие тридцать лет прикаспийские страны так и не смогли поделить заветное море-озеро. Но приняли другое решение — в любом случае вопрос раздела будут решать только они, без участия каких-либо ещё стран и организаций. Такой подход предопределён ещё и географически. Поскольку после распада СССР сама Волга, а также Волго-Балт и Волго-Дон остались полностью на территории России и являются её внутренними водными путями, без разрешения Москвы корабли некаспийских стран появиться на Каспии не могут.

Регулярно возникающие в наших СМИ «страшилки» насчёт «американских ВМБ в Каспийском море» являются даже не пропагандой, а откровенным бредом. США не имеют даже теоретической возможности создать здесь какие-либо базы на Каспии. Тем более, что уставший американский «гегемон» вообще быстро теряет влияние, и не только на Востоке.

Хотя России сегодня принадлежит лишь небольшая часть каспийского побережья, Каспийская военная флотилия может чувствовать себя на этом потенциальном ТВД буквально как дома и контролировать «Калибрами» пространство на максимальную дальность их стрельбы. И помешать Москве некому.

Корпус

К-433на ремонте в Большом Камне

Закладная доска расположена на переборке между 3 и 4 отсеками в районе верхней палубы, она вварена в переборку (закладная доска К-433 первая сторона )

Проект 667БДР относится к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имеет овальную форму, кормовая оконечность выполнена веретенообразной. Передние горизонтальные рули располагаются на ограждении рубки. Кормовое оперение выполнено крестообразным. Лёгкий корпус, как и у предшествующих проектов, имеет характерный развитый «горб» за ограждением прочной рубки, закрывающий ракетные шахты, выходящие из прочного корпуса. По сравнению с проектом 667БД «горб» несколько выше, что вызвано очередным увеличением габаритов ракет. Кроме того, в кормовой, пологой части «горба» вне прочного корпуса размещена буксируемая связная антенна «Параван». Прочный корпус с наружными шпангоутами цилиндрического сечения. Изготовлен из стали АК-29 (толщина — 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

Закладная доска подводной лодки К-433 вторая сторона

  • 1-й — торпедный;
  • 2-й — аккумуляторный и жилой;
  • 3-й — центральный пост, пульт ГЭУ;
  • 4-й — носовой ракетный;
  • 5-й — кормовой ракетный;
  • 5-Бис — жилой;
  • 6-й — дизель-генераторный (вспомогательных механизмов);
  • 7-й — реакторный;
  • 8-й — носовой турбинный;
  • 9-й — кормовой турбинный;
  • 10-й — электродвигательный, кормовой отсек.

Переборки отсеков выдерживают давление 10 кгс/см², переборки отсеков-убежищ − 1-го, 3-го и 10-го рассчитаны на давление 40 кг/см².

Где находится экраноплан «Лунь»

После закрытия проекта 903, в рамках которого планировали построить восемь таких машин, «Лунь» оказался единственной полностью доработанной и введенной в эксплуатацию моделью. После списания корабль долгие годы находился в Каспийске, на территории машиностроительного завода «Дагдизель». На предприятие не пускали посторонних, что позволило сохранить уникальную разработку от разрушения и мародерства.

Сейчас экраноплан «Лунь» перемещен в Дербент. Гигантская машина, высотой с пятиэтажный дом, посажена на мель на диком пляже. Планируется, что на берегу Каспийского моря она пролежит до лета 2021 года, потом ракетоносец начнут перемещать в военно-патриотический парк «Патриот», где он станет центральным экспонатом. Строительство парка в Дербенте обещают завершить к 2023 году.

Julia Alisova

Конструкция

667 БДР. Вид с кормы. На вертикальном стабилизаторе видна насадка выпускаемой антенны ГАС «Аврора-1» Конструктивно подводный крейсер 667БДР во многом аналогичен пр. 667БД, но немного длиннее, новым на 667БДР, по сравнению с 667БД, было увеличение высоты ограждения ракетных шахт. Прочный корпус так же как и на 667БД разделялся десятью прочными переборками на одиннадцать отсеков. 1-й, 3-й и 10-й отсеки являлись отсеками убежищами, оборудованными входными люками с устройствами шлюзования обеспечивающими выход из аварийной ПЛ сухим способом, поперечные переборки этих отсеков рассчитаны на давление в 40 атмосфер. Установка системы объёмного химического пожаротушения с использованием фреона увеличила пожаробезопасность подводной лодки.

Эх, кабы земля была замёрзшей…

Акватория самого Чёрного моря в это время не пустует. Экипажи двух десятков кораблей в рамках планового учения провели артиллерийские стрельбы по воздушным и морским целям и выполнили ряд других упражнений. Боевые расчёты ударной группы флота в составе фрегата «Адмирал Эссен», сторожевого корабля «Ладный», ракетных катеров «Набережные Челны» и «Р-60» отработали действия по ведению морского боя, выполнив боевые стрельбы по мишеням-кораблям и средствам воздушного нападения.

Артиллерийские расчёты стреляли по плавающим минам и воздушным целям, которые имитировались сбросом светящихся авиабомб САБ-250 с самолётов морской авиации и ПВО ЧФ. Кроме того, экипажи минно-тральных кораблей попрактиковались в контрольно-разведывательном поиске мин в районах рассредоточения сил флота, проведя одновременно учебное гранатометание и передачу сигналов светотехническими средствами связи.

Отдельного внимания заслуживают действия ракетчиков береговых соединений ЧФ, которые на полигонах боевой подготовки в Краснодарском крае отработали нанесение ракетного удара по отряду десантных кораблей условного противника. На первом этапе дивизионы противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион», поднятые по тревоге, совершили марши в назначенные районы на полигоне Железный Рог. По прибытии они привели комплексы к бою, произведя их маскировку и инженерное оборудование позиций. После обнаружения «вражеских» надводных целей боевые расчёты поразили их, выполнив электронные пуски ракет.

mil.ru
Противокорабельный БРК «Бал» вышел на позицию для открытия огня.

С ролью десантного отряда надводных сил противника прекрасно справились большие десантные корабли ЧФ. Наряду с дивизионами БРК «Бал» и «Бастион», к учению были привлечены расчёты берегового самоходного артиллерийского комплекса «Берег». Всего в ходе учения ракетчики и артиллеристы выполнили более 200 различных упражнений.

Можно только догадываться, как их рассмешили американские начальники, заявившие, что главной причиной ненападения России на Украину является недостаточное промерзание грунта. Мол, вот когда земля окончательно замёрзнет, российские войска тут же начнут осуществление своих захватнических замыслов. Интересно, на чей ум подобное рассчитано? На журналистов западных СМИ, которые тут же поспешили растираживать эту сногсшибательную новость? Или может, на сотрудников иностранных посольств и дипмиссий в Киеве, которые, не дожидаясь этого самого промерзания, решили свалить из столицы Незалежной?

На самом же деле этих самых начальников напрягает тот факт, что военно-политическое руководство России движется своим независимым курсом, не обращая внимания на периодические окрики из-за океана. Вот и Военно-Морской флот, игнорируя украинские страшилки об уничтожении кораблей ЧФ, спокойно проводит планомерную боевую учёбу. И направляет свои корабли в те зоны Мирового океана, где считает их присутствие в данный момент времени необходимым. В частности — в Средиземное море, где в настоящее время находится группировка кораблей ВМФ, которая в ближайшее время проведёт военные манёвры.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Вооружение

Ракетные шахты

Надводный старт ракеты. Иллюстрация из Soviet Military Power

Ракетное

Основная статья: Р-29Р

Основным вооружением является ракетный комплекс Д-9Р, насчитывающий 16 пусковых установок шахтного типа. Этот комплекс впервые обеспечил возможность боевого применения ракетного оружия из высоких широт. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 50 метров при скорости 6 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе. Ракета Р-29Р, жидко-топливная, использующая в качестве окислителя азотный тетраоксид (амил) и в качестве горючего — несимметричный диметилгидразин (гептил) — предназначена для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях с возможностью наносить удары по высокозащищенным малоразмерным («твердым», по определению американцев), целям, таким как пусковые установки МБР наземного базирования, командные пункты, базы хранения спецбоеприпасов. Принята на вооружение ВМФ в 1977 году. Основные тактико-технические характеристики: Масса стартовая, т 35,3. Масса максимальная забрасываемая, т 1,65. Максимальная дальность стрельбы — межконтинентальная. Головная часть моноблочная и разделяющаяся Количество боевых блоков, шт.1, 3, 7 (Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км.) Система управления астроинерциальная с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Количество ступеней, шт. 2. Длина ракеты, м 14,1. Диаметр ракеты, м 1,8. Топливо жидкое.

Торпедное

Торпедное вооружение корабля состоит из четырёх 533-миллиметровых и двух 400-миллиметровых торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы, обеспечивающей стрельбу на глубинах погружения до 250 метров, системы подготовки торпедных аппаратов «Кальмар». Торпедный комплекс занимает верхнюю треть первого отсека. Торпедные аппараты располагаются в два горизонтальных ряда. В диаметральной плоскости корабля, над первым рядом ТАТА, находился горизонтальный торпедопогрузочный люк. В боекомплект входит 16 торпед .

Торпеда подводных лодок 53-65К (противокорабельная)принята на вооружение в 1969 году. Газотурбинная, перекисно-водородная торпеда, калибр 533 мм, длина 7,2 м, вес 2070 кг, вес взрывчатого вещества в боевой части около 300 кг, скорость 45 узлов и дальность хода 19 км. Система самонаведения акустическая активная с вертикальным лоцированием кильватерного следа корабля-цели, взрыватель неконтактный, активный, электромагнитный. Прибор курса, установленный в торпеде, обеспечивает установку угла поворота торпеды в любой точке траектории, что позволяет применять её при любых курсовых углах цели от 0° до 180°.

Торпеда подводных лодок СЭТ-65(противолодочная) принята на вооружение в 1965 году. Электрическая, калибр 533 мм, длина торпеды СЭТ-65 — 7,8 м, вес 1750 кг. Вес взрывчатого вещества в боевой части около 200 кг. Серебряно-цинковая аккумуляторная батарея одноразового действия СЦ-240, обеспечивает скорость 40 узлов и дальность хода 15 км. Система самонаведения акустическая активно-пассивная с радиусом реагирования по активному каналу 800 м, взрыватель неконтактный, кругового действия, акустический, активного типа с радиусом реагирования 10 м. Двухторпедный залп этими торпедами с параллельным их ходом обеспечивает надежное поражение свободно маневрирующей подводной лодки на дистанциях стрельбы до 30-35 кабельтовых и глубинах погружения до 400 м.

ПВО

ПВО представлена 2 комплектами «Стрела-2М».

У балтийцев всё только начинается

У морских лётчиков Балтийского флота в конце прошлой недели случилась небольшая запланированная радость: они получили пополнение в виде четырёх модернизированных истребителей Су-30СМ2. Как сообщили нашему корреспонденту в Департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ, звено новых самолётов приземлилось на аэродроме в городе Черняховске. Истребители прибыли к месту своей постоянной дислокации в составе смешанного авиационного полка прямо с завода-изготовителя в Иркутске. Командующий войсками Западного военного округа генерал-полковник Александр Журавлёв, под чьим руководством в конце прошлой недели завершилась плановая проверка боевой готовности войск и сил флота, отметил, что поступление новых самолётов существенно повысит боевую мощь Балтийского флота.

mil.ru
Поступление новых истребителей Су-30СМ2 существенно повысит боевую мощь Балтийского флота.

Завершившаяся тренировка традиционно проводится в начале зимнего и летнего учебных периодов обучения. Её цель — проверка готовности кораблей, частей и подразделений к выполнению задач по предназначению. В ходе проверки экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24М и многоцелевых истребителей Су-30СМ морской авиации БФ отработали нанесение бомбовых ударов по наземным целям. Лётчики выполнили полёты в заданный район, осуществили вскрытие наземной обстановки и провели прицельное бомбометание авиабомбами ОФАБ-100 по полноразмерным мишеням, имитирующим командные пункты, инженерные укрепления, живую силу и технику противника.

Удары наносились с высот от 500 до 1 100 м. Все практические действия лётчиков фиксировались средствами объективного контроля, установленными на боевых машинах, а также на земле в районе боевого применения. Анализ данных, полученных средствами объективного контроля, подтвердил стопроцентное поражение целей.

mil.ru
Все задачи, стоящие перед войсками и силами Северного флота в рамках проверки боеготовности, выполнены в полном объёме.

На полигонах в акватории Балтийского моря экипажи кораблей успешно выполнили артиллерийские стрельбы по мишеням, имитирующим средства воздушного нападения. Стрельбы выполняли МРК «Мытищи», «Одинцово» и «Зелёный Дол». В качестве мишеней были использованы осветительные артиллерийские снаряды, поставленные расчётами 152-мм дивизионной самоходной гаубицы «Акация» с мыса Таран в Калининградской области. Боевые упражнения выполнялись на различных высотах и дистанциях с использованием корабельных артустановок АК-176 и АК-630.

Отдельного внимания достойны действия корабельной тральной группы Балтфлота в составе базовых тральщиков «Александр Обухов», «Леонид Соболев» и «Новочебоксарск». Тральщики из соединения кораблей охраны водного района Балтийской военно-морской базы отработали действия по противоминному обеспечению развёртывания корабельных сил из пункта базирования и на переходе морем в условиях применения условным противником минного оружия. Экипажи кораблей успешно выполнили задачу по постановке контактных и неконтактных тралов, провели учение по проводке отрядов кораблей за тралами и форсированию минного заграждения.

По завершении учений командующий ЗВО Александр Журавлёв, подводя итоги, отметил: «Все задачи, стоящие перед войсками и силами Балтийского флота в рамках проверки боеготовности, выполнены в полном объёме. На полигонах продолжается отработка упражнений по планам боевой подготовки. Впереди — целый комплекс мероприятий, включая двусторонние тактические учения с привлечением авиации и систем ПВО».

mil.ru
Экипажи кораблей Балтийского флота следуют в район назначенных действий.

Вооружение «Гепардов»

Ударное ракетное вооружение

В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.

Артиллерийское вооружение

Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».

Противолодочное и минное вооружение

Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:

  • Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
  • Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
  • Комплексом приборов по управлению «Пургой» — противолодочным вооружением.

Россия

Сегодня в составе Каспийской флотилии имеется 2 сторожевых корабля пр. 11661 («Татарстан» и «Дагестан»), ракетный катер пр. 12411Т («Ступинец»), 3 малых артиллерийских корабля пр. 21630 («Астрахань», «Волгодонск», «Махачкала») и 3 МРК пр. 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг»), сторожевой катер пр. 1400М, 4 бронекатера пр. 1204, 2 базовых тральщика пр. 1265 («Магомед Гаджиев» и «Герман Угрюмов»), 2 рейдовых тральщика пр. 10750 и 1 пр. 1258, 8 десантных катеров (по одному пр. 1176 и 21820, 6 пр. 11770).

mil.ru
Сторожевой корабль проекта 1161К «Татарстан».

Наиболее современными являются, т. е. МАК пр. 21630 и МРК пр. 21631. Более того, два года назад все четыре бронекатера пр. 1204 по Волге и Дону перешли в Азовское море, воссоздав тем самым Азовскую флотилию (формально они продолжают числиться за Каспийской флотилией). Это несколько уменьшило российский потенциал на Каспии, но ещё больше понизило средний возраст боевых единиц Каспийской флотилии (бронекатера строились в 1960-е — 1970-е гг.).

Но это, вообще-то, проблема тех, к кому прилетели.

mil.ru
В 2015 году корабль «Дагестан» получил «боевое крещение» в Сирии.

Иран

Иран является наряду с Россией «старой» каспийской страной. При этом, как и для России, каспийский ТВД считается для него второстепенным. Основные силы ВМС Ирана размещены в Персидском заливе и Аравийском море. Впрочем, Россия может (по крайней мере, теоретически) усиливать Каспийскую флотилию за счёт всех трёх европейских флотов путём переброски малых кораблей и катеров по внутренним водным путям (в реальности из-за обмеления Волги в её среднем течении флотилия может усиливаться только за счёт ЧФ). По этим же маршрутам, как уже было сказано, приходят на Каспий корабли и катера новой постройки.

Крупнейший корабль нынешнего иранского Северного (то есть Каспийского) флота был построен в Голландии в 1936 году как яхта для шаха, именно в этом качестве в том же году он прошёл от Ленинграда через Волго-Балт и Волгу до каспийского побережья Ирана. Затем яхта была переделана в боевой корабль, и сейчас это корвет «Хамзех». И есть надежда, что он доживёт до своего столетнего юбилея.

leader.ir
Крупнейший корабль нынешнего иранского Северного (то есть Каспийского) флота корвет «Хамзех» был построен в Голландии в 1936 году.

Непосредственно в Энзели (главная военно-морская и кораблестроительная база Ирана на Каспии) в ХХI веке были построены четыре ракетных катера типа «Сина», которые представляют собой иранские копии французских катеров типа «Комбатант-2», полученных Ираном ещё при шахе. Они вооружены ПКР «Нур» (иранская копия китайской ПКР С-802). Кроме того, в состав Северного флота входят до 40 малых сторожевых катеров и старый тральщик «Шахрох» американской постройки.

В целом иранский флот на Каспии сопоставим с туркменским, но несколько более архаичен (не столько физически, сколько морально).

Тасним
Фрегат «Дамаванд» — флагман Северного флота Ирана.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.