Восточныйкосмодром

Алан-э-Дейл       12.09.2022 г.

Страсти по Байконуру

В начале 1950-х разработка ракеты Р-7 с дальностью полёта более 8.000 км потребовала вместо тесноватого Капустина Яра создать новый ракетный полигон — им стал всемирно известный Байконур, который пришлось строить с нуля. Плюсом Байконура являлась только его относительная близость к экватору. При запуске космических аппаратов к орбите в восточном направлении можно получить прирост скорости ракеты за счёт тангенциальной скорости точки пуска из-за суточного вращения Земли в 316 м/с. Для сравнения: этот показатель для экватора 465 м/с.

Фото из архива
История крупнейшого ракетного полигона СССР на Байконуре началась в 1955 году.

С распадом СССР главный космодром страны оказался за рубежом на правах аренды. Но даже регулярная выплата её не гарантирует России беспрепятственный выход в космос — каждый запуск мы должны были согласовывать с другой страной, Казахстаном, а в случае с «Протоном», использующим высокотоксичные топлива, это согласование носит не уведомительный, а разрешительный характер — Казахстан обладает правом вето на пуски «Протонов».

Таким образом, необходимость в новом российском космодроме тем более очевидна, что любое изменение политики Казахстана ставит под  угрозу выполнение всей космической программы России и её стратегическую безопасность, поскольку многие космические аппараты военного назначения требуют запусков с помощью тяжёлых ракет «Протон». Легко представить, что при отсутствии Восточного и уходе с Байконура, при остающемся у нас Плесецке, космическая мощь страны может автоматически опуститься на уровень Индии и Японии, и перед Россией встанет ряд проблем.

roscosmos.ru
Многие космические аппараты военного назначения требуют запусков с помощью тяжёлых ракет «Протон» с космодрома Байконур.

Удобства

Сборочный корпус ракеты «Союз».

База занимает площадь 6717  км 2 и простирается на 75  км с севера на юг и 90  км с востока на запад. Космические инсталляции сгруппированы в три подсборки, каждая из которых носит имя менеджера конструкторского бюро, стоявшего у истоков ее создания:

  • Центральный район ( Королевская зона ) объединяет первые установки, позволившие запустить межконтинентальную баллистическую ракету  Р-7 «Семёрка », а затем выведенные из нее пусковые установки, которые вывели на орбиту первый искусственный спутник и первого человека в космосе . Сюда же отправляются спускаемые с Р-7 ракеты » Союз «, которые, в частности, будут снабжать Международную космическую станцию и разгрузить экипажи. Здесь же были построены стартовые площадки для гигантской лунной ракеты  Н-1 и пусковая установка » Энергия» с космическим кораблем » Буран» . Здесь также находятся стартовые площадки для ракеты  Р-9  (en), разработанной командами Королева до того, как она была полностью предназначена для выхода в космос.
  • Восточная часть базы, известная как правый фланг (зона Янгуэль ), объединяет пусковые комплексы для ракет и пусковые установки, разработанные этим производителем. Первая стартовая площадка была построена для испытаний баллистической ракеты  Р-16 и ее различных вариантов. Здесь прошли первые испытания ракеты-носителя » Космос- 1″. Наконец, все выстрелы из « Зенита-  2» были сделаны именно в этом районе.
  • Западная часть базы, известная как левый фланг (зона Челомей ), объединяет пусковые комплексы для ракет и пусковые установки, разработанные этим производителем, включая ракеты УР-200, несколько поколений ракет УР-100 и различные версии « Протона». ракета .
Стартовые платформы Байконура, используемые пусковыми установками
№ Сайт Тип пусковой установки Первый запуск Последний запуск Количество запусков Контакты Замечания
1 Р-7 Семирка и производные: Союз и  др. 15.05.1957 602 (конец 2007 г.)
31 год Р-7 Семёрка и производные 14.01.1961 204 (конец 2007 г.)
41 год Р-16 и Космос 25.05.1963 27.08.1968 22 Разочарован
45 Зенит  2 и 3ЛБ 04.13.1985 41 (конец 2007 г.)
46 Зенит 2 22.05.1990 04.10.1990 2 Разрушен в 1990 году взрывом «Зенита».
81 год Протон  К 16.07.1965 27.03.2004 104
90 УР-200 и Циклон 05.11.1963 09.12.1997 113
90 УР-200 и Циклон 24.09.1964 24.06.2006 11
109 Р26 (ракета)  (ru) М и Днепр 04.07.1974 30
110 Н-1 и Энергия 18.05.1970 15.11.1988 3 Разочарован
110 N-1 21.02.1969 07.03.1969 2 Разочарован
175 Rockot 26.12.1994 26.12.1994 1
175 Стрела 05.12.2003 19.12.2014 3
200 Протон  М и К 20.02.1980 128
200 Протон  К 23.07.1977 31.03.1991 64 Разочарован
250 Энергия 15.05.1987 15.05.1987 1 Разочарован

Спутниковая антенна на Байконуре.

В 1990 году база включала, в частности, установку по производству кислорода и азота, способную производить 300 тонн криогенного топлива в сутки, три объекта заправки топливом, электростанцию, два аэропорта и 470  км железных дорог. Байконур также имеет многочисленные пусковые установки для баллистических ракет. С момента своего создания в 1955 году до распада Советского Союза в 1991 году Байконур играл центральную роль в испытаниях баллистических ракет на жидком топливе . До 1995 года база также находилась в ведении Министерства обороны.

Практически все российские запуски производятся либо с Байконура, либо с космодрома Плессецк . Эти две базы дополняют друг друга: Плессецк идеально подходит для запусков на очень наклонных орбитах из-за своей высокой широты ( 62 ° 8 северной широты , недалеко от Полярного круга), Байконур, расположенный ближе к экватору, позволяет легче выходить на геостационарную орбиту. , или другие мелкие орбиты, такие как орбита Международной космической станции . База Байконур в основном используется для российских или международных гражданских запусков, ее расположение в центре казахстанской территории вряд ли благоприятствует ее использованию в российских военных целях. В1 — го января 2005, 1195 ракет и 1230 полезной нагрузки пусковые установки были запущены с космодрома Байконур.

Цели создания и особенности эксплуатации

Строительство космодрома Восточный начато 1 августа 2011 года. Целью обозначено создание комплекса для запуска пилотируемых ракет, способного частично разгрузить, а впоследствии и вовсе заменить Байконур. В частности, планируется запускать гражданские спутники, снизив долю стартов в Казахстане до 11%.

План строительства первой очереди включал 4 этапа:

  • разработка проекта – до 2010 года;
  • строительство стартовой площадки – до 2015-го;
  • строительство подъездных дорог – до 2013–2014-го;
  • проведение первых запусков – 2016-й;

Запуск второй очереди строительства планировался на 2017 год. Запуск первого пилотируемого космического корабля – 2018-й. Перевод всех российских пилотируемых запусков на Восточный – 2020-й.

Восточный позиционируется как гражданский космодром для пилотируемых запусков, в то числе для доставки космонавтов на МКС и пилотируемых полетов к Луне. Запуски военных спутников планируются в Плесецке.

Отсюда также собирались запускать ракету-носитель «Русь-М». Но в 2011-м проект приостановили. Поскольку возможности «Руси-М» дублировались другой ракетой-носителем – «Ангара», решили ограничиться строительством площадки для запуска последней.

Космические инсталляции

Стартовая база включает в себя специальную стартовую площадку «Союз» (начало 2016 г.), комплекс подготовки полезной нагрузки и сборки ракеты-носителя (площадка 2), расположенный примерно в 4,5  км от стартовой площадки ракеты-носителя «Союз», и комплекс по производству топлива рядом с площадкой 2. Строительство второго со временем планируется пусковая площадка для запусков ракет «Ангара». Все эти объекты связаны между собой железной дорогой.

Подготовительно-монтажный комплекс (площадка 2)

В отличие от архитектуры, принятой для существующих российских стартовых баз, планируется, что здания, предназначенные для сборки различных семейств ракет-носителей (« Союз» , « Ангара» ), будут расположены близко друг к другу и соединены между собой крытой галереей, в которой проходят трассы. паром . Это решение позволяет оптимизировать этапы подготовки и уменьшить площадь, занимаемую установками. В начале 2016 года были построены только установки, необходимые для сборки ракет «Союз». Они включают в эту дату:

  • здание МИК РН, где собираются ракеты-носители «Союз», площадью 9000  м 2 . В зале высотой 27 метров и шириной 40 метров два мостовых крана могут поднимать грузы массой 100 тонн. Две гусеницы позволяют поднять пусковую установку в собранном виде на огневую точку  ;
  • в здании МИК КА подготовлены верхние этажи « Фрегат» и « Волга» и установлены обтекатели на полезные нагрузки  ;
  • здание ZNS используются для заполнения на спутники с ракетным топливом , прежде чем они будут собраны с пусковой установкой ;
  • галерея, соединяющая все здания, обслуживается двумя 200-тонными паромами, длиной 28 метров и шириной 6 метров, которые ходят по рельсам и позволяют перемещать различные компоненты из одного сборочного цеха в другой;
  • одно здание предназначено для производства энергии и подзарядки аккумуляторов.

Зона подготовки пороха

Недалеко от площадки 2 находится комплекс по производству различных топлив . Он состоит из трех узлов, предназначенных для производства и хранения соответственно сжатого газа, жидкого кислорода и керосина.

Ракеты «Союз» не стреляют

Строительство стартовой площадки для ракеты » Союз » было завершено в конце 2015 года. Как и в Куру, но в отличие от других стартовых площадок в России, 1600-тонная служебная башня является мобильной и может перемещаться на 140 метров во время запуска. поддерживает это. Его строительство было завершено в конце 2015 года, а первый пуск состоялся 28 апреля 2016 года.

Ракеты Ангара не стреляют

В начале 2016 года Ангара пусковой установки , которая в конечном итоге заменить Протон ракеты, имеет стартовую площадку в Plessetsk и есть проект , чтобы построить стартовую площадку под названием Байтерек на Байконуре при финансовой поддержке Казахстана. Который немного продвинутый и спорный (потому что способствует увековечиванию Байконура). Идея построить стартовую площадку для ракеты «Ангара» в Восточном возникла еще в 1990-х годах, но реализовалась она только в 2011 году после отмены разработки ракеты — носителя « Русь-М »  : российское космическое агентство Роскосмос возродило этот проект, несмотря на то, что он конкурирует. с будущей стартовой площадкой Байтерек. На тот момент целью было построить стартовую площадку «Ангара» в рамках второго этапа работ с первым полетом, запланированным на 2018 год. Начиная с Восточного, тяжелая версия «Ангары» должна позволить вывести 3,5 кг при 3,6 тонны на геостационарную орбиту и 24 тонны на низкой орбите по сравнению с 18 тоннами из Плессецка. В июле 2012 года правительство России объявило, что новая версия ракеты-носителя «Ангара» будет разработана в рамках проекта под названием «Амур»: эта версия будет запускать новый российский пилотируемый космический корабль ПТК НП с Восточного.

Чтобы не разгонять персонал, мобилизованный первой фазой строительства Восточного, в 2013 году планируется, что строительство стартовой площадки «Ангара» начнется в 2015 году. Согласно техническим условиям, выпущенным в конце 2014 года, запуск pad является копией Плесецкого. Планируются две огневые точки. Первый позволяет запускать «Ангара А-5» с разгонным блоком ДМ или КВТК. Вторая стартовая площадка предназначена для запуска спутников, но также, в отличие от первой, для судов с экипажем. Сокращение бюджета, выделяемого на российскую космическую программу, отложило работы на первой стартовой площадке до 2017 года с запланированной датой завершения в 2021 году. Изначально запускается только версия A5P. Подготовка к запуску версии A5V с новым разгонным блоком, работающим на водороде, с доведением его полезной нагрузки до 35 тонн, будет завершена примерно в 2024/2025 году.

Влияние на природу региона

«Роскосмос» определил 5 полетных коридоров для запусков с Восточного. У каждого из них 2 зоны сброса отработанных ступеней. По проекту остатки будут падать либо в Тихий океан, либо в малозаселенных районах. Чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды, основной подрядчик по пусковой инфраструктуре – ЦЭНКИ – проводит работы по очистке зон сброса. В планах «Роскосмоса» – создание специального подразделения на Восточном, которое будет заниматься зонами сброса.

В апреле 2016 года после первых пусков представители «Роскосмоса» сообщали, что пробы, взятые в точке сброса, не выявили серьезного загрязнения. Все замеры оставались в пределах нормы. Это связано с тем, что современные ракеты не несут радиоактивных материалов и не влияют на здоровье людей и экологию в полетных коридорах.

Первый запуск с космодрома Восточный / Фото: Wikipedia.org

Владимир Путин в ходе рабочей поездки в Амурскую область посетил космодром Восточный

Новые ворота России в космос. Восточный — самый молодой отечественный космодром. Восточный расположен в ста восьмидесяти километрах от Благовещенска. Как идет строительство второй очереди, проверил Владимир Путин в ходе рабочей поездки в Амурскую область. Там уже действует комплекс для запуска ракет «Союз-2». Сейчас возводят вторую площадку под ракеты «Ангара». Они смогут выводить на орбиту гораздо более тяжелые аппараты.

Если уж с чем-то сравнивать строительство космодрома, то только со строительством другого такого объекта, и пальцев одной руки с запасом хватит, чтобы посчитать страны, которые могут позволить себе подобные проекты. Россия с космодромом Восточный в этом очень небольшом клубе.

Цепочка огней и стартовый комплекс в глухой тайге — зрелище завораживающее, особенно, когда можно оценить прогресс стройки. Что на Восточном сейчас, президент смог увидеть еще на подлете к космодрому, вот та самая уникальная мобильная башня обслуживания первой очереди, той, что в строю уже пять лет. Запуски здесь проводят регулярно. Пока отсюда стартуют ракеты среднего класса Союз 2.1а, но следующий этап — тяжелые и супертяжелые носители Ангара. А это уже, в том числе, и пилотируемые программы.

Дмитрий Рогозин, генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос»: «Вот это колоссальная мощная водородная ступень с уникальными совершенно характеристиками при работе уже в космическом пространстве. С тягой, которая позволит на низкоопорную орбиту выводить до 37 тонн полезного груза. Это уже не тяжелая ракета, это супертяжелый класс».

Для сравнения полезная нагрузка «Союзов» не дотягивает до семи с половиной тонн. То есть «Ангара» несет в пять раз большую нагрузку. Первый старт намечен на 2023 год. Ну а дальше сверхтяжелый класс, это уже часть лунной программы, корабль «Орел», который и полетит к спутнику Земли, президенту показали в виде макета, но план, можно сказать, почти воплотившийся.

Дмитрий Рогозин, генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос»: «Вот корабль сейчас уже в металле, проходит статические и динамические испытания в корпорации Энергия. Вот он и полетит у нас отсюда в 23-м году».

А к 2030 Роскосмос собирается запустить транспортно-энергетический модуль «Зевс». Это совместный проект с корпорацией Росатом, звучит фантастически ,межпланетный буксир с ядерным двигателем. Все остальное пока секретно.

Дмитрий Рогозин, генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос»: «Космическая ядерная энергетика — это единственная реальная возможность сегодня передвигаться вместо химических двигателей как межпланетный буксир. Мы к 2030 году отсюда же, у нас будет создана вся инфраструктура, будем выводить его на высоту не менее 800 километров, это самая безопасная высота для включения ядерного реактора».

Впрочем, это, хоть и не такое далекое, но будущее. А вот, что происходит рядом с макетом стартового комплекса здесь и сейчас.

Звук, знакомый каждому, кто въехал в новостройку, вот только тут и масштаб другой и не бывает перерывов на тихий час. Да вообще никаких перерывов.

Равиль Зиганшин, генеральный директор производственно-строительного объединения «Казань»: «На объекте именно на этом у нас 600 человек постоянно работают. А на объекте полностью у нас 2600 человек присутствуют».

К такому же режиму привыкли и те, с кем президент встречался чуть позже. Их работа, конечно, далека от космоса, но с чем еще сравнить масштаб таких природных явлений как пожары или наводнения.

Общие характеристики

В космических полетах, как и в физике вообще, большую роль играют точные цифры: именно они определяют, как и что будет функционировать. Однако когда звезды и галактики регулируются самостоятельно, космонавтика всецело зависит от человека. Выверенность действий и надежность конструкций космических аппаратов и вспомогательных средств значат не меньше, чем понимание физических законов. Особенно это касается космодрома, стартовой точки любого космического запуска — после возведения его нельзя изменить в корне, а тем более переместить.

Космодром Восточный

Что же собой представляет космодром Восточный? Мы собрали основные его параметры:

Координаты Восточного

Космодром расположен по 51° 49′ 0″ северной широты, 128° 15′ 0″ восточной долготы

Наверняка вы обратили внимание на точность координат до минут — целые цифры позволяют ускорить расчеты траекторий ракет. Вместе с тем отклонение космодрома от экватора очень большое

Это очень важный параметр для космонавтики, влияние которого на Восточный мы рассмотрим дальше.

Общая площадь космодрома

Космодром занимает около 700 квадратных километров, вся территория — 1035 км2.Сюда входят не только «рабочие» постройки Восточного, но и инфраструктура, жилые помещения для рабочих, склады и т.д.Панорамы космодрома

Пусковые комплексы

Космодром оборудован стартовыми столами сразу для двух типов космических устройств: ракет-носителей среднего класса «Союз-2» и тяжелых ракет «Ангара». Именно ракета «Союз» торжественно откроет космодром; пусковой стол для «Ангары» будет возведен позже. К слову, последние способны выводить на околоземную орбиту пилотируемые космические аппараты, превращая тем самым Восточный в новый центр космонавтики.

Схема космодрома Восточный

Вторичные постройки

Как и все другие космодромы, Восточный должен быть оборудован всем для сборки и заправки ракет. Поэтому вместе со стартовыми установками строятся заводы для производства азота, кислорода и водорода, ангары для монтажа и тестирования космических аппаратов, комплексы подготовки и размещения космонавтов, а также очистные и водозаборные установки.

Управление

Настоящее сердце космодрома — это не стартовые столы и космические аппараты, а командный центр и комплекс измерительных средств. 67 километров кабеля позволяют дистанционно управлять всеми этапами подготовки и запуском ракеты — но это далеко не единственная функция центра. Он содержит наборы радиолокаторов, спутниковых устройств связи и обсервационных устройств для того, чтобы отслеживать и управлять запущенной ракетой, а также помогать другим космодромам выполнять их задачи.

Инфраструктура

Космодром — это не только важный научный и коммерческий объект, но и социальный центр. Всем работникам Восточного, от космонавтов до разнорабочих, нужно где-то жить, питаться, развлекаться и поддерживать свое тело в здоровом состоянии. Нужны магазины, больницы, спортзалы, жилые дома, кинотеатры и еще больше людей, которые будут работать в сфере обслуживания. Это требует постройки целого города — поселок Углегорск рядом с космодромом, будет расширен и усовершенствован с расчёта на проживание 12 тысяч человек. В 2015 году город переименовали в Циолковский — в честь Константина Циолковского, основоположника советского ракетостроения.

Космодром Восточный, спутниковый снимок

Кроме постройки города для персонала, космодрому нужны транспортные каналы — только самолеты и железная дорога могут доставлять компоненты космических аппаратов и ракетное топливо к месту запуска. До постройки Восточного Циолковский был отдален от Транссибирской магистрали на 5 километров, но теперь проложат отдельную ветку и вдобавок соорудят большой аэродром.

Технический комплекс космодрома

Технический комплекс космодрома — это часть специально оборудованной территории космодрома с размещенными на ней зданиями и сооружениями, оснащенными специальным технологическим оборудованием и общетехническими системами.

Оборудование технического комплекса позволяет обеспечить прием, сборку, испытание и хранение ракетно-космической техники, а также заправку компонентами топлива и сжатыми газами космических аппаратов и разгонных блоков, их стыковку с ракетами-носителями и транспортировку собранного комплекса на старт.

В специальных вагонах элементы ракетно-космической техники с заводов-изготовителей доставляются в монтажно-испытательный корпус технического комплекса, где производится их разгрузка с помощью подвижных и стационарных разгрузочно-погрузочных средств.

Монтажно-испытательный корпус (МИК) — основной элемент технического комплекса, оснащенный двумя видами оборудования: механо-сборочным и контрольно-испытательным. МИК представляет собой многопролетное высотное каркасное промышленное сооружение, имеющее крановое оборудование большой грузоподъемности.

В пролетах МИКа размещается механо-сборочное оборудование, а также производятся расконсервация, сборка и проверка ракетно-космических систем. По периметру корпуса располагаются различные лаборатории с контрольно-проверочной аппаратурой автономной и комплексной проверки космической техники.

Размеры и оснащение монтажно-испытательных корпусов зависят от типа собираемых и испытываемых ракет (космических аппаратов). Современный МИК имеет внушительные размеры. Например, МИК для сборки и проверки ракеты-носителя “Энергия” — это четырех-пролетный корпус длиной 250 м, шириной 112 м и высотой около 50 м. По периметру корпуса на четырех этажах расположены лаборатории, занимающие общую площадь 48 тыс. кв. м. При вертикальной технологии сборки ракет высота МИКа достигает 160 м.

В МИКе составные части ракет-носителей и космических аппаратов подвергаются внешнему осмотру, предварительным поэлементным испытаниям и подаются на сборку. Сборка их производится, как правило, на отдельных, не связанных между собой технологических линиях. При большой интенсивности подготовки и проведения пусков для сборки и испытаний ракет-носителей и космических аппаратов могут быть предусмотрены отдельные монтажно-испытательные корпуса.

С помощью монтажных средств и кранового оборудования осуществляются сборка космических средств и подача их на пневмовакуумные испытания. Такие испытания проводятся с целью выявления негерметичности всех гидро- и газопроводов и герметичных отсеков ракет-носителей и космических аппаратов. Электрические испытания проводятся с целью определения целостности всех электрических цепей и правильности функционирования систем управления и всех элементов с электропитанием.

Собранный и проверенный космический аппарат направляется на заправочную станцию для продолжения цикла подготовки к запуску.

Заправочная станция — элемент технического комплекса, представляющий собой комплекс сооружений и технологических систем и предназначенный для заправки разгонных блоков и космических аппаратов компонентами ракетных топлив, сжатыми газами, спецжидкостями.

Здесь находятся хранилища горючего, окислителя и сжатых газов; системы термостатирования компонентов, вакуумирования, газового контроля, измерений, автоматизированной заправки, нейтрализации токсичных паров и жидкостей, пожаротушения, связи, вентиляции и т.д. Заправочная станция является технологическим объектом космодрома, наиболее насыщенным взрывоопасными, пожароопасными и токсичными элементами.

Стыковка собранной и проверенной ракеты-носителя с заправленным космическим аппаратом осуществляется в том же монтажно-испытательном корпусе, где производилась их сборка.

Работы на ракете-носителе на космодроме

В этом году лучшими отрядами по итогам ВСС «Космодром «Восточный» по совокупности показателей стали:

1 место – ССО «Эшелон», Новосибирская область;

2 место – ССО «Витязь», Алтайский край;

3 место – ССО «Казань», Республика Татарстан.

Лучший комиссар ВСС «Космодром «Восточный» – Алексей Дырин, ССО «Витязь», Алтайский край; лучший командир ВСС «Космодром «Восточный» – Артем Кудряшов, ССО «Казань», Республика Татарстан.

В 2015 году на инфраструктурных объектах космодрома «Восточный» впервые проводится зимний этап студенческой стройки, на котором с февраля по март трудилось 150 человек.

В этом году всероссийская студенческая стройка принимает 1025 ребят со всей России, прошедших конкурсный отбор. Заезд бойцов на объект осуществляется в 2 этапа. С 1 мая приступили к работе 150 участников студенческих отрядов из Алтайского края, Амурской, Омской, Новосибирской и Самарской областей. В период с 1 июня по 1 июля к ним присоединились еще 56 студенческих отрядов из 29 субъектов Российской Федерации. Они занимались отделочными и общестроительными работами на объектах первого в России космодрома, с которого будут отправляться пилотируемые космические корабли.

Заработная плата каждого бойца составила от 25 тысяч рублей в месяц. Для студенческих отрядов было организовано трехразовое горячее питание, проживание в общежитиях, вахтовых модулях и палаточных городках. В свободное от работы время проходили комиссарские мероприятия.

Штаб ВСС «Космодром «Восточный» в 2015 году немного расширяется. Так как одни участники стройки жили на удаленном расстоянии друг от друга, было принято решение ввести в штаб стройки второго комиссара и еще одного мастера. Командир – Александр Храмов (Омская область);
комиссар – Ксения Юрченко (Удмуртская Республика);
помощник Комиссара – Диляра Хамидуллина (Удмуртская Республика);
мастер – Ольга Крутикова (Приморский край);
мастер – Сергей Исаев (Новосибирская область);
мастер – Владислав Воронов (Омская область).

В этом году у стройки меняется логотип.

Работодателем выступил ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России, ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России. Генеральный подрядчик – Федеральное космическое агентство «Роскосмос».

В июне участников ВСС посетили Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Рогозин, директор Спецстроя России Александр Волосов, руководитель Роскосмоса Игорь Комаров и командир Российских Студенческих Отрядов Михаил Киселёв.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.