Крейсер «аврора»

Алан-э-Дейл       19.12.2022 г.

Сладость любви и горечь потери

С другим смертным юношей, Кефалом, всё сложилось иначе. Сначала он отверг богиню, чем ещё сильнее разжёг её азарт завоевательницы. Аврора была настолько увлечена этим красавцем, что забыла обо всём на свете, оставив свои ежедневные обязанности.

Наверное, мир погрузился бы в хаос, но на помощь пришёл ловкий Амур, что пустил любовную стрелу в Кефала. Это осчастливило Аврору, что уже не повторила прежней ошибки, вознеся супруга на небо и одарив его не только бессмертием, но и вечной юностью.

Увы, даже Аврора познала горечь потерь. Её сын Мемнон, что был богом лишь наполовину, погиб от рук Ахилла во время Троянской войны. Проливала слёзы безутешная богиня, когда тело её сына было сожжено на погребальном костре неподалёку от Трои.

Согласно легенде, в тот миг дым превратился в чёрных воронов, что каждый год в один и тот же день прилетают на это место почтить память Мемнона.

Франсуа Буше. Аврора и Кефал

Вот такой интересный и довольно сложный портрет вышел у римской владычицы зари, Авроры. Она часто кажется легкомысленной и беспечной, но не стоит забывать, что с её помощью в мир приходит свет и новый день, рассыпающий «драгоценные» росы на листья и травы. Красота рассвета – самый ценный подарок этой богини для всех нас.

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм с длиной ствола 45 калибров орудий системы Канэ, размещённых по одной на полубаке и юте и шесть на верхней палубе (по три с каждого борта). Максимальная дальность стрельбы орудия до 9800 м, скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Снаряды по своему действию делились на бронебойные, фугасные и шрапнельные.

На верхней и батарейной палубах были установлены двадцать четыре 75-мм с длиной ствола 50 калибров орудий системы Канэ на вертикальных станках системы Меллера. Дальность стрельбы — до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Их боекомплект насчитывал бронебойных 6240 патронов. На марсе и мостиках установлены 8 одиночных 37-мм орудия Гочкиса и две десантных 63,5-мм пушки системы Барановского. Для этих орудий соответственно имелось 3600 и 1440 патронов.

Минно-торпедное вооружение

Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня, и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно. Стрельба торпедами Уайтхеда производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 уз. Наводка торпедных аппаратов производилась при помощи трёх прицелов (по одному для каждого аппарата), расположенных в боевой рубке. Боезапас составлял восемь торпед калибром 381 мм и дальностью хода 1500 м. Две из них хранились у носового аппарата, ещё шесть — в отделении подводных аппаратов.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, а также (реже) «боевыми фонарями Манжена» — прожекторами с диаметром зеркала 75 см. Основным назначением последних было освещение в тёмное время вражеских миноносцев. «Аврора» имела на вооружении шесть прожекторов. Для ночной дальней зрительной сигнализации на крейсере имелись два комплекта огней системы полковника В. В. Табулевича. Это новое для того времени средство состояло из двух фонарей красного и белого цветов. Для усиления силы света огней применялся специальный горючий порошок, позволявший при благоприятных метеорологических условиях видеть огни на расстоянии до 10 миль. Сигнализация осуществлялась передачей цифр по азбуке Морзе: точка обозначалась вспышкой белого фонаря, а тире — красного.

Система управления артиллерийским огнем крейсера позволяла артиллерийскому офицеру управлять всей артиллерией корабля и каждым орудием в отдельности. Дистанция до цели измерялась с помощью закупленного в Англии дальномера системы Барра и Струда.

Схема экспозиций в музее, посвященном крейсеру Аврора

Зал №1. История корабля

Бывшие подсобные помещения, каюты служб боцманской команды и карцер крейсера Аврора сегодня выполняют роль первого музейного зала. Здесь собраны экспонаты, связанные с историей легендарного корабля. По обоим бортам развешены картины, отображающие важнейшие этапы боевого пути крейсера. Они вышли из-под пера художников-маринистов Центрального военно-морского музея.

Центральным элементом композиции, который занял участок у носовой переборки, является диорама. На ней представлена революционная морская эскадра, находившаяся у берегов Невы накануне Октябрьской революции.

Также в коллекции находятся различные предметы, отображающие ту или иную веху истории крейсера. Особую ценность представляет собой собрание знамен и флагов, под которыми Аврора бороздила моря и океаны, начиная с 1903 года.

Зал 1

Зал №2. Российский флот в 19-20 веках

Идеальное состояние Авроры позволяет наглядно увидеть конструкцию военного корабля постройки начала 20 века и условия проживания на нем офицеров и командного состава. Согласно проекту, на крейсере были предусмотрены места для размещения 570 человек. Для их проживания было предусмотрены каюты (для офицеров) и кубрики (для рядовых матросов). Именно здесь и организовали второй зал музея.

В помещениях оставили подвесные койки и столы, а вдоль переборок установили витрины с экспонатами. Ними выступают личные вещи экипажа, которые отображают тогдашний быт матросов.

Также в состав экспозиции данного зала входят шпили и якорные цепи. Подробнее о всех экспонатах этой части крейсера Аврора можно прочитать на официальном сайте музея.

Зал 2

Зал №3. История военно-морского флота на рубеже 19-20 веков

В этом зале можно проследить основные этапы становления морского ведомства России в 19-20 веках. Здесь имеются и фотографии основных предприятий, функционирующих на тот момент, и документы, свидетельствующих о развитии военного кораблестроения и в частности крейсерских сил. Особенно подробно рассказывается о проектировании трех крейсеров типа Диана, одним из которых и является Аврора.

Отдельное внимание в музее, посвященном крейсеру Аврора, уделяется истории покорения Дальнего Востока 2-й Тихоокеанской эскадрой и сражение 1905 года у берегов Цусимы. Центральный экспонат коллекции – портрет погибшего в то время в бою капитана 1 ранга Е

Р. Егорьев, командовавшего Авророй.

Зал 3

Зал №4. История крейсера с 1914 по 1940 годы

Тем, кто интересует состоянием военного кораблестроения в революционный период и его развитие в период Первой мировой войны и после ее окончания, обязательно стоит посетить этот зал музея. Если же говорить об исторической роли самого крейсера, она отображена в документах и фотографиях, а также представлена знаменитой пушкой, выстрел из которой ознаменовал начало революции 1917 года.

Зал 4

Зал №5. История крейсера с 1941 года

На официальном сайте музея крейсера Аврора указывается, что в этом отделе хранятся экспонаты, ознаменовавшие участие корабля в Великой Отечественной войне и основные этапы реконструкции

Также внимание уделено курсантам Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, которые многие годы несли службу на палубе крейсера

Зал 5

Зал №6. Подарки крейсеру и образцы кораблей из собрания ЦВММ

Данный зал музея крейсера Аврора отдан под временные выставки. Часть его демонстрирует голографические копии моделей кораблей из собрания ЦВММ. С их помощью можно отследить историческое развитие отечественного кораблестроения. При этом главная концепция зала в целом – отображение современных направлений комплексного развития музея.

Зал 6

Зал №7. Зал открытого хранения

Экспозиция в музее крейсер Аврора представлена, главным образом, документальными отчетами и фотографиями морских соборов Санкт-Петербурга. Здесь же расположен иконостас, который присутствовал на Авроре в первые годы службы. В 2018 году был реконструирован православный храм крейсера, возвращены на место предметы духовной службы, иконы и прочие атрибуты церковного направления.

1.1. Входной билет (основная экспозиция и выставки)

№ п/п

Категории посетителей

Цена билета

1

Взрослые

400 рублей

2.

Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы, пенсионеры (при предъявлении пенсионного удостоверения), инвалиды III группы (при предъявлении справки МСЭ), учащиеся (школьники (при предъявлении справки из школы), учащиеся средних профессиональных учебных заведений), студенты и аспиранты вузов (очной формы обучения) — при предъявлении соответствующего документа

200 рублей

3.

Входной билет участника тематического мероприятия

400 рублей

4.

Входной билет участника тематического мероприятия (до 7 лет)

200 рублей

5.

Входной билет для гостей мероприятий (присяга, посвящение, концерты, спектакли и т.п.)

100 рублей

  Единый билет на индивидуальное разовое посещение ЦВММ и филиала музея (на крейсере «Аврора», г. Санкт-Петербург)  (на 2 дня)  

6.

Взрослые

700 рублей

7.

Учащиеся, пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты вузов РФ и СНГ (очной формы обучения) при предъявлении соответствующего документа

300 рублей

Экскурсионное обслуживание

Обзорная экскурсия – верхняя палуба и 6 залов

№ п/п

Категории посетителей группа от 6 до 25 человек

Цена

1

Взрослые

300 рублей для каждого посетителя + входной билет для каждого посетителя

Пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты вузов РФ и СНГ (очной формы обучения), дети до 7 лет, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений) при предъявлении соответствующего документа

200 рублей для каждого посетителя + входной билет

Группа до 5 человек включительно (индивидуальная экскурсия)

2000 рублей с группы + входные билеты

Расширенная экскурсия Маршрут 1 (группа от 6 до 10 человек включительно) 
Верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время Русско-японской войны (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 60 мин)

4

Взрослые

800 рублей для каждого посетителя + входной билет

5

Детский (от 10 до 18 лет)

400 рублей для каждого посетителя + входной билет

6

Индивидуальная экскурсия

Маршрут 1 (до 5 человек включительно, дети от 10 до 18 лет)

2500 рублей с группы + входные билеты

Индивидуальная расширенная экскурсия
(авторская лекция-экскурсия) (группа до 5 человек включительно, взрослые, дети от 10 до 18 лет)

7

Маршрут 2: Средний мостик + верхний переходный мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходный мостик + историческое машинно-котельное отделение + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 90 мин)

3000 рублей с группы + входные билеты

8

Маршрут 3: Средний мостик + верхний переходный мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходный мостик + верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 120 мин)

5000 рублей с группы + входные билеты

Тематическая лекция-экскурсияМаршрут 4 (группа от 6 до 10 человек включительно)
Историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время Русско-японской войны (мультимедиа в зале №9) + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 40-50 мин) 

9

Взрослые

400 рублей для каждого посетителя + входной билет

10

Дети (от 10 до 18 лет)

300 рублей для каждого посетителя + входной билет

11

Индивидуальная тематическая лекция-экскурсия (до 5 человек включительно)

2000 рублей с группы + входные билеты

Страстная и легкомысленная богиня

Любвеобильности Авроры могла бы позавидовать сама Венера, покровительница нежных чувств. В некоторых античных преданиях говорится, будто само небо краснело при появлении на нём Авроры, ведь та славилась страстной натурой и не слишком заботилась о своей репутации.

Пожалуй, самые серьёзные чувства богиня испытывала к Титону (Тифону). Её возлюбленный был смертным, хотя и сыном троянского царя. Прекрасная Аврора была настолько покорена его красотой, что даже похитила юношу из родного дворца.

На своих крыльях она легко перенесла Титона в Эфиопию, где тот и стал править, а также стал супругом Авроры. В день своей свадьбы Аврора обратилась с просьбой к Юпитеру. Она просила одарить Титона бессмертием, чтобы вечно наслаждаться счастьем их любви. Громовержец выполнил просьбу богини, однако Аврора совершила ошибку. Прося о вечной жизни, нужно было упомянуть и о даре вечной молодости супругу.

Увы, бессмертный Титон через много лет превратился в старика, которому не было места рядом с цветущей и вечно юной Авророй. Понимая, что их разделила пропасть многих лет, Аврора попросила верховного бога смилостивиться над возлюбленным. Старик Титон был превращён в сверчка, что часто на вечерней или утренней заре поёт печальную песню о своей судьбе.

История создания филиала

В Санкт-Петербурге, у Петроградской набережной отчетливо выделяется силуэт военного корабля начала двадцатого столетия — это уникальный памятник истории России, ее Военно-Морского Флота, корабль-музей — легендарный крейсер «Аврора». Крейсер принял участие в трех войнах, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года, был кузницей подготовки нескольких поколений морских офицеров. Много замечательных людей видел знаменитый корабль.

Вступив в 1903 году в строй боевых кораблей Российского императорского флота, крейсер с честью пронес Андреевский флаг, а затем Военно-морской флаг СССР через многие моря и океаны.

Крейсер «Аврора» — участник беспримерного в мировой истории похода на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, свидетель трагического для Российского флота Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года, участник Первой мировой войны на Балтике, защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Залечивший военные раны корабль был поставлен в 1948 году на вечную стоянку у Петроградской набережной, напротив созданного четырьмя годами ранее Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. «Аврора» стала учебной базой для воспитанников училища. Будущие офицеры флота получали здесь основные морские навыки. В 1950 году на крейсере началось создание корабельного музея. 5 июля 1956 года согласно директиве Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» образован филиал Центрального военно-морского музея. Первым начальником филиала стал заслуженный офицер флота, капитан 2 ранга Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включен в число памятников, охраняемых государством.

В 1984–1987 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт и реставрацию на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»). На корабле в шести залах разместилась экспозиция, посвященная революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. Музей стал одним из самых посещаемых жителями и гостями города, в том числе многочисленными зарубежными делегациями и иностранными туристами. К настоящему времени на «Авроре» и в залах музейной экспозиции побывало около тридцати миллионов человек практически из всех стран земного шара. Книга отзывов посетителей, начатая еще в 1924 году, содержит записи отечественных и зарубежных государственных и политических деятелей, космонавтов, представителей науки, культуры, искусства.

Заслуженной оценкой легендарного корабля стало внесение его в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как исторического памятника морской столицы России и Военно-Морского Флота. Крейсер «Аврора» состоит в Международной ассоциации кораблей-музеев.

В 2016 году «Аврора» обрела новую жизнь после почти двухлетнего ремонта на Кронштадтском Морском заводе.

Крейсер «Аврора» сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. По сути, став кораблем-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нем имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

Сегодня, после проведенного ремонта и воссоздания экспозиции, крейсер «Аврора», как и прежде, является одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга — города, где был построен этот замечательный корабль и где, по большей части, прошла вся его служба на благо Отечества.

Руководство страны внесло огромный вклад в организацию и проведение ремонтных работ на крейсере «Аврора». В день Военно-Морского Флота 31 июля 2016 года возвратившийся на место вечной стоянки после ремонта крейсер «Аврора» посетили Верховный главнокомандующий, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Министр обороны РФ С.К. Шойгу.

Крейсер в период революции

Незадолго до революционных событий в северной российской столице крейсер находился на стоянке возле одного из городских заводов: кораблю был необходим ремонт. Капитан судна, Михаил Никольский, был крайне обеспокоен тем, что в ходе этой длительной стоянки политические взгляды экипажа могут измениться: в городе велась активная революционная агитация. В своем донесении руководству капитан высказывал опасения, что сплоченность экипажа может оказаться негативным фактором в том случае, если агитаторам удастся посеять на борту корабля семена революционных настроений. Чтобы избежать этого, капитан ввел на судне на время стоянки строгие порядки, он установил множество ограничений для экипажа. Нужно отметить, что и матросы, и офицеры недолюбливали капитана (некоторые даже открыто), но все же вплоть до февральских революционных событий оставались полностью верны своему служебному долгу. Боясь возможного бунта на корабле, капитан открыл огонь по матросам, которые вели себя вызывающе. Один из них погиб, двое были легко ранены. Позже, в ходе революционных событий, капитан был застрелен восставшими.

Командование крейсером было передано судовому комитету, избранному голосованием. На судне проходили митинги, все большее число матросов вступало в партию большевиков. Ремонтные работы велись крайне медленно. Впрочем, к середине осени они должны были завершиться, после чего корабль должен был выйти в море. Узнав об этом, руководство партии большевиков воспротивилось — крейсер и его команда были нужны революционерам.

Как известно, крейсер сыграл важную роль в октябрьских революционных событиях: по его сигналу был начат штурм Зимнего дворца. Сигналом стал холостой выстрел. Но нужно отметить следующее: сегодня некоторые историки считают, что штурм начался еще до выстрела, который имел значение лишь как акт устрашения защитников дворца.

Спустя несколько месяцев после описанных событий корабль вновь подвергся ремонту. В тот период времени противниками революции были предприняты две попытки расправиться с экипажем крейсера: в первом случае матросов и офицеров пытались отравить, во втором — подбросили на судно фугас (снаряд удалось обезвредить).

Бронепалубный крейсер «Аврора», историческая справка.

«Аврора», легендарный крейсер Балтийского флота, прославившийся активным участием в Великой Октябрьской социалистической революции.

Крейсер 2-го ранга «Аврора» спущен на воду в Петербурге 11 мая 1900 года. Длина 124 метра, ширина 18 метров, осадка 7 метров, водоизмещение 6731 тонн, скорость хода 20 узлов (37 км/ч).

Вооружение крейсера: 8 — 152-мм, 24 — 75-мм, 8 — 37-мм орудий; экипаж 578 человек.

Крейсер участвовал в Цусимском морском сражении 1905 года. В Первую мировую войну нес дозорную службу в Финском заливе.

С 1916 года находился в ремонте, который был закончен перед Октябрьской революцией.

28 февраля 1917 года власть на корабле взяли революционные матросы. В апреле на «Авроре» организована ячейка Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (42 человека), руководившая выступлениями команды против Временного правительства и корниловщины. Судовой комитет «Авроры», руководствуясь указаниями Центробалта, отказался выполнять приказы Временного правительства, в том числе об уходе «Авроры» из Петрограда.

В ночь на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года по приказу Петроградского военно-революционного комитета «Аврора» подошла к Николаевскому мосту (впоследствии мост лейтенанта Шмидта, затем Благовещенский). Революционные матросы «Авроры», руководимые комиссаром Александром Викторовичем Белышевым, захватили мост, обеспечив переход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр города.

Утром 25 октября радиостанция «Авроры» оповестила весь мир о переходе власти в руки Военно-революционного комитета и передала подписанное В.И. Лениным воззвание «К гражданам России».

В тот же день в 21 час 45 минут холостым выстрелом носового орудия крейсер «Аврора» подал исторический сигнал к штурму Зимнего дворца.

В дальнейшем отряды матросов «Авроры» участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Москве, в разгроме контрреволюционной ставки Духонина в Могилеве, сражались на фронтах Гражданской войны.

С 1923 года крейсер, находясь в составе учебного отряда Балтийского флота, был кузницей командных кадров. На нем проходили курсантскую практику многие известные адмиралы и офицеры советского Военно-морского флота. «Аврора» была одним из первых советских кораблей, участвовавших в заграничных походах флота.

Отмечая революционные заслуги «Авроры», Центральный Исполнительный Комитет СССР, в августе 1923 года принял над крейсером шефство и вручил экипажу знамя Центрального Исполнительного Комитета. В канун 10-летия Великого Октября, 2 ноября 1927 года, «Аврора» награждена орденом Красного Знамени.

В Великой Отечественной Войне пушки «Авроры» были использованы для усиления обороны Ленинграда. Орудия крейсера использовались на стационарных батареях и на бронепоездах.

С 17 ноября 1948 года крейсер установлен на вечную стоянку на Неве как один из памятников Великой Октябрьской социалистической революции. Одновременно, «Аврора» являлась учебным кораблем Санкт-Петербургского Нахимовского училища. В 1957 году на «Авроре» создан филиал Центрального военно-морского музея. 22 февраля 1968 года в честь 50-летия Советской Армии и Военно-Морского флота крейсер награжден орденом Октябрьской революции.

В 1984-1987 годах крейсер был капитально отремонтирован.

В 2010 году крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава флота и передан на баланс Центрального военно-морского музея.

26 января 2013 года министр обороны РФ С. К. Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние.

Крейсерский «зоопарк»

На «Авроре», как и на многих других кораблях, дозволялось присутствие животных. После того, как во время шторма погиб всеобщий любимец, пес по кличке Шарик, в одном из африканских портов матросы взяли на борт двух крокодилов. Пресмыкающимся дали клички Того и Сам и безуспешно пытались приручить. Когда дрессировка, как казалось морякам, принесла результаты, крокодилов выпустили на ют погреться на солнце. Улучив удобный момент, один из них бросился за борт, прямо в открытый океан, где и погиб. Второй ненадолго пережил своего собрата – его убили во время Цусимского сражения.

Кроме вышеописанных экзотических питомцев, на «Авроре» были лемуры, питон, две огромные черепахи и хамелеоны.

Аврора и её греческая «сестра»

Если вы интересуетесь античной историей и мифами того времени, то наверняка знаете, что немало богов Древней Греции были заимствованы римлянами. По всей видимости, грозные завоеватели были настолько впечатлены красотой и живописанием древних сказаний греков, что решили «скопировать» их, пересказывая на свой лад.

Именно поэтому Аврора – практически точная копия Эос, известной в Древней Греции. Многие мифы об Авроре в точности повторяют предания, рассказывающие о жизни Эос.

Жан Батист де Шампень. Аврора

Как я уже сказала, Аврора была повелительницей рассвета. Когда ночь отступала с небосвода, а величественный бог солнца лишь готовился выехать на своей сверкающей колеснице, Аврора запрягала коней, на которых открывала путь свету. Эта богиня не являлась одним из верховных женских божеств, однако роль её незначительной назвать тоже нельзя.

Не только Аврора, но и её родные были влиятельными богами. Родными братом и сестрой ей приходились Гелиос (повелитель солнца) и Селена (она воплощала луну). Родителями Авроры считались титанида Тейя и титан Гиперион. Если же дословно перевести имя богини, то получится производное от слова «аура», что-то вроде «предрассветное дуновение».

На мой взгляд, это точное определение, ведь часто перед рассветом можно ощутить свежее, но нежное дыхание ветра, что является предвестником нового дня. Древние греки и римляне считали, что ветерок этот создавали кони Авроры, что уже мчались по небу, окрашивая его в цвет зари.

Рождение

По происхождению Аврора – скорее титанида, нежели богиня, причем во втором поколении. Она была дочерью титанов Гипериона и Тейи. Аврора была младшей дочерью в семье титанов. Вместе с ней детьми титанов считался Гелиос, а также Селена – боги солнца и луны, соответственно.

Как мы знаем из легенд Эллады и Древнего Рима, судьба титанов решилась в Титаномахии, но мы также знаем и то, что часть из них перешла на сторону Юпитера еще в самом начале войны. Одними из таких титанов как раз и были дети Гипериона и Тейи, которые на славу послужили борьбе Юпитера и которые впоследствии заняли свои места в божественном пантеоне. Старшие дети – Гелиос и Селена, стали богом солнца и луны, а младшая Аврора – стала богиней утренней зари.

Отсюда мы можем предположить, что Гиперион и Тейя выступили на стороне Сатурна, за что поплатились при его поражении и были сосланы Юпитером в Тартар. И даже значимость детей не смогла заставить верховного бога смягчить наказание.

Участие в революции крейсера

Фото корабля

Сразу после того, как Россия вступила в ряды сражающихся на поле I мировой войны, возник вопрос о срочной модернизации крейсера. Благодаря этому, он получил 4 дополнительных 6-дюймовых орудия. Сразу после этого корабль присоединили ко 2-й бригаде крейсеров Балтийского флота. В период службы в задачи Авроры и ее экипажа входили следующие операции:

  • осуществление противовоздушной обороны баз флота;
  • наблюдение за действиями противника;
  • выполнение прикрытия во время проведения другими кораблями минных постановок и действий тральных сил.

Полученные в боях повреждения, а также плановый износ деталей вынудили экипаж команды осенью 1916 года стать на якорь в Петрограде для осуществления ремонтных работ. Именно в это время начались мятежи в стране, и крейсер оказался в самой их гуще. Вскоре после начала Февральской революции экипаж корабля стал на сторону рабочих, а тех, кто был не согласен с данным решением, расстреляли. До конца революционных событий команда крейсера активно участвовала во всех их проявлениях. Она входила в состав июльской демонстрации и 3 дня патрулировала Зимний дворец в период корниловского мятежа.

История постройки

Тип крейсера Аврора – «Диана», ранг I. Заказывать крейсеры этого типа начали из-за трудностей во внешней политике в конце XIX века. Сначала это было геополитическое соперничество с Англией, названное Большой игрой. Затем обострилась обстановка на Балтике.

Напряженная политическая ситуация вынудила Россию скорректировать 20-летнюю судостроительную программу, которую приняли в 1881 году. Заказали 3 крейсера с броневой палубой – тип «Диана», одним их которых стала Аврора. Изготовлением занималось Новое Адмиралтейство, исполнил заказ Балтийский завод.

Прототипом стал крейсер «Талбот» (Англия). Изначально планировалось строить два крейсера – Диана и Паллада. Это было основной работой, а Аврора стала дополнительным проектом, ее строительство отставало от графика.

Формировать корабельный корпус начали осенью 1986 года. Сталь поставлялась Адмиралтейским Ижорским заводом, но он не справлялся с обилием заказов, поэтому часть материалов для Авроры поставил Александровский чугунолитейный завод. Проблема с материалами послужила одной из причин задержки строительства.

Название «Аврора» появилось 12 апреля 1897 года по приказу Николая II. Всего было 11 вариантов, но он предпочел символ римской богини зари.

Официальной датой закладки крейсеров типа «Диана» стало 4 июня 1897 года. Церемония была тожественно проведена на Авроре. На ней присутствовал генерал-адмирал Алексей Александрович. Была укреплена табличка из серебра между шпангоутами, произвели поднятие флага и гюйса.

Из-за ряда проблем изготавливать машины, котлы и различные механизмы начали поздно. Контракт на работы подписали лишь в июле 1987 года. В соответствии с ним все работы обошлись в 2,275 миллионов рублей.

Строительство крейсера с ходовыми испытаниями заняло почти 8 лет. Этот период отмечен вовлечением в строительство четырех офицеров Корпуса корабельных инженеров – де Грофе, Токаревского, Пущина и Баженова.

Строительство крейсера

В октябре 1897 года установили форштевень. Морское министерство в лице управляющего им Тыртова во время визита в Новое Адмиралтейство распорядилось не отставать от постройки Дианы и Паллады. В середине 1898 года Аврора была готова на 28% по корпусу, практически на 60% по машинам.

Когда изготавливалась паросиловая установка, старшим офицером стал инженер-механик Петров, появились офицеры с судовыми специалистами. Они предложили изменения в торпедном вооружении – теперь на крейсере было три торпедных аппарата 381 мм. Изготовлением занялся Петербургский металлический завод летом 1898 года.

Весной 1990 года корпус Авроры был готов на 78%. Одновременно устанавливали различные системы и устройства.

Датой торжественного спуска Авроры на воду стало 24 мая 1900 года. За церемонией наблюдали Николай II с императрицами – матерью и супругой. Находились они в Императорском павильоне. Торжество сопровождалось залпами артиллерийского салюта, который дали корабли на Неве.

После торжественного спуска крейсер на буксире отправили к Франко-русскому заводу для установки главных машин. Одновременно занялись паропроводом, вспомогательными механизмами, общекорабельными системами. Август 1990 примечателен появлением трех дымовых труб, из которых в конце октября уже поднялся пар.

В ноябре 1900 года провели пробу машин, доказавшую исправность их работы. Провели также испытания на швартовых, по результатам которых подписали акт №559 – крейсер мог перейти в Кронштадт. При этом многие работы были не завершены. Не началась установка электрического рулевого управления, румпельного устройства, паровой рулевой машины.

Летом 1900 года начались приемные испытания Паллады и Дианы, которые по готовности существенно опережали Аврору. Комиссия выявила ряд значимых недостатков и просчетов, многие касались артиллерийской части. Все эти ошибки были учтены и во время достраивания Авроры исправлены.

Во время строительства Авроры рабочей силы не хватало, так как судостроение шло полным ходом, одновременно делали несколько проектов. Из-за ряда недочетов и элементарной нехватки опыта пришлось дорабатывать крепления, электрооборудование. Повлияла и некачественно изготовленная вертикальная броня для боевой рубки, доработка которой заняла дополнительное время.

1902 год примечателен установкой якорей Холла – в отечественном судостроении это было новинкой. Полная готовность судна наступила в мае, а конец июля ознаменовался первым плаванием до Кронштадта. Во время него был слегка поврежден правый винт.

Становый якорь системы Холла

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.