Оглавление
Бой при Цусиме
Накалившаяся военно-политическая ситуация на дальнем Востоке требовала незамедлительного укрепления Тихоокеанского флота. Из балтийских кораблей образовали отряд, куда включили «Аврору», урезав сроки её испытания. 25 сентября 1903 года крейсер снялся с якорей Большого Кронштадтского рейда. На протяжении всего пути постоянно проявлялись недочёты корабля, которые команда устраняла на ходу.
1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра выступила от берегов Вьетнама в направлении Владивостока. «Авроре» досталось второе место в порядке построения кораблей и надлежало идти по кильватерному следу крейсера «Олега». Спустя две недели далеко за полночь 14 мая российская эскадра вошла в воды Корейского пролива. Там их уже поджидали японские корабли, которые были обнаружены в 6:30. С 10:30 завязался бой с головными военными судами.
«Аврора» вступила в сражение в 11:14. Сначала молодой корабль поддерживал огнём крейсер «Владимир Мономах», который доминировал в перестрелке с японским бронепалубным крейсером «Идзуми». На протяжении часа японцы усилились подкреплением, и вся мощь вражеского огня досталась «Авроре». Особенно тяжко пришлось к 15:00.
Рис. 2 «Аврора» в Цусимском сражении
Кораблю удавалось лавировать от вражеских торпед. Но не удалось избежать множественных повреждений от вражеских артиллерийских залпов. Один снаряд угодил в рубку, где осколками посекло всех находившихся. Смертельно ранило в голову капитана. Носовой отсек затопило. Мачта с флагом сбивалась и поднималась 6 раз.
К 19:00 уцелевшие российские суда отряда адмирала Энквиста: «Олег», «Жемчуг» и «Аврора», отступали в хаотичном порядке на юго-запад, покидая Корейский пролив. Поражение стало очевидным. Путь на Владивосток был закрыт. Японцы планировали добить остатки эскадры в ночи. Но российским судам удалось оторваться. На «Авроре» погибли: 1 офицер (командир судна капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев) и 8 членов команды. Отремонтированный в Маниле крейсер возвратился на Балтийское море в 1906 году.
Крейсерский «зоопарк»
На «Авроре», как и на многих других кораблях, дозволялось присутствие животных. После того, как во время шторма погиб всеобщий любимец, пес по кличке Шарик, в одном из африканских портов матросы взяли на борт двух крокодилов. Пресмыкающимся дали клички Того и Сам и безуспешно пытались приручить. Когда дрессировка, как казалось морякам, принесла результаты, крокодилов выпустили на ют погреться на солнце. Улучив удобный момент, один из них бросился за борт, прямо в открытый океан, где и погиб. Второй ненадолго пережил своего собрата – его убили во время Цусимского сражения.
Кроме вышеописанных экзотических питомцев, на «Авроре» были лемуры, питон, две огромные черепахи и хамелеоны.
Внешний вид Авроры
Мифология описывает красоту богини неописуемой. Вечно молодая, вечно румяная, с длинными вьющимися волосами, цвет которых переливался от каштанового до рыжего, а то и вовсе, Аврора представала блондинкой. Тонкая талия, высокий рост, женственная фигура – все это говорило о невероятной красоте богини.
Обычно Аврора изображалась в красно-желтом одеянии, символизирующей ее предрассветный час. Иногда ее изображали с крыльями и считалось, что озаряя наш мир, она летает именно на них. Но большинство легенд говорят, что по небу Аврора летала на колеснице, запряженной конями Лампосом и Фаэтоном.
Также есть легенда, согласно которой Аврора объезжала небо, верхом на Пегасе. Но тут случаются небольшие временные разногласия, которые можно объяснить 2 способами:
- Это выдумка, ибо легенда о Пегасе появилась уже чуть ли не под конец мифологии.
- Пегас, после выходки Беллерофонта, попал на Олимп, где и стал верховым животным Авроры.
Строгий отбор
Вот и выходит, что, с одной стороны, служба на «Авроре» мало чем отличается от службы на любом другом корабле, стоящем у причала: дежурства и вахты, приборки, авралы, занятия с личным составом, тренировки по борьбе за живучесть. А с другой стороны — место ответственное и не терпящее белоручек. Отсюда высокие требования к дисциплине, а также личным навыкам и умениям каждого члена команды, от командира до матроса.
Офицера или мичмана, служащего по контракту, тоже просто так сразу не возьмут, сначала будет испытательный срок, за время которого командование оценит человека в деле.
Ребята-срочники, попадающие на «Аврору», вообще узнают о том, где им предстоит служить, только в учебной части. Требований к будущим матросам несколько: положительная характеристика, наличие высшего или среднего технического образования и… проживание в другом регионе. Местных на «Аврору» не берут. Командир корабля Артем Знаменщиков считает это правильным:
— Мне кажется, здорово, когда ребята из разных уголков России имеют возможность пройти службу на легендарном крейсере, пожить в красивейшем городе, где многие из них никогда раньше не бывали, познакомиться с великими историческими памятниками и увезти потом в своем сердце кусочек Петербурга.
История создания филиала
В Санкт-Петербурге, у Петроградской набережной отчетливо выделяется силуэт военного корабля начала двадцатого столетия — это уникальный памятник истории России, ее Военно-Морского Флота, корабль-музей — легендарный крейсер «Аврора». Крейсер принял участие в трех войнах, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года, был кузницей подготовки нескольких поколений морских офицеров. Много замечательных людей видел знаменитый корабль.
Вступив в 1903 году в строй боевых кораблей Российского императорского флота, крейсер с честью пронес Андреевский флаг, а затем Военно-морской флаг СССР через многие моря и океаны.
Крейсер «Аврора» — участник беспримерного в мировой истории похода на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, свидетель трагического для Российского флота Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года, участник Первой мировой войны на Балтике, защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Залечивший военные раны корабль был поставлен в 1948 году на вечную стоянку у Петроградской набережной, напротив созданного четырьмя годами ранее Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. «Аврора» стала учебной базой для воспитанников училища. Будущие офицеры флота получали здесь основные морские навыки. В 1950 году на крейсере началось создание корабельного музея. 5 июля 1956 года согласно директиве Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» образован филиал Центрального военно-морского музея. Первым начальником филиала стал заслуженный офицер флота, капитан 2 ранга Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включен в число памятников, охраняемых государством.
В 1984–1987 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт и реставрацию на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»). На корабле в шести залах разместилась экспозиция, посвященная революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. Музей стал одним из самых посещаемых жителями и гостями города, в том числе многочисленными зарубежными делегациями и иностранными туристами. К настоящему времени на «Авроре» и в залах музейной экспозиции побывало около тридцати миллионов человек практически из всех стран земного шара. Книга отзывов посетителей, начатая еще в 1924 году, содержит записи отечественных и зарубежных государственных и политических деятелей, космонавтов, представителей науки, культуры, искусства.
Заслуженной оценкой легендарного корабля стало внесение его в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как исторического памятника морской столицы России и Военно-Морского Флота. Крейсер «Аврора» состоит в Международной ассоциации кораблей-музеев.
В 2016 году «Аврора» обрела новую жизнь после почти двухлетнего ремонта на Кронштадтском Морском заводе.
Крейсер «Аврора» сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. По сути, став кораблем-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нем имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.
Сегодня, после проведенного ремонта и воссоздания экспозиции, крейсер «Аврора», как и прежде, является одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга — города, где был построен этот замечательный корабль и где, по большей части, прошла вся его служба на благо Отечества.
Руководство страны внесло огромный вклад в организацию и проведение ремонтных работ на крейсере «Аврора». В день Военно-Морского Флота 31 июля 2016 года возвратившийся на место вечной стоянки после ремонта крейсер «Аврора» посетили Верховный главнокомандующий, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Министр обороны РФ С.К. Шойгу.
Интересные факты:
«Аврора» относится к бронепалубным крейсерам типа «Диана», строившимся в Российской империи в конце XIX — начале XX веков. Всего было построено три таких корабля: «Диана», «Паллада» и «Аврора». Последний крейсер получил свое имя в честь греческой богини зари и в память о парусном фрегате «Аврора», получившем известность при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Название лично выбрал император Николай II из одиннадцати предложенных вариантов.
Крейсер «Аврора» был заложен на верфи Нового Адмиралтейства в 1896 году и торжественно спущен на воду в 1900 году в присутствии императора Николая II и 78-летнего матроса, когда-то служившего на одноименном на фрегате.
В 1903 году крейсер «Аврора» вошел в состав Российского императорского флота. Первую службу корабль проходил на Дальнем Востоке, а затем был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры. В 1905 году крейсер участвовал в Цусимском сражении, где получил существенные повреждения, после чего отправился на ремонт в филиппинскую Манилу. В 1906 году «Аврора» вернулась в Балтийское море. В 1909-1912 годах корабль принимал участие в учебном походе по Средиземному морю, а с 1913 года крейсер стал флагманским кораблем учебного отряда.
В годы Первой Мировой войны крейсер «Аврора» участвовал в оборонительных мероприятиях и продолжал учебные походы.
Во время революционных событий 1917 года власть на судне перешла к матросам, управление осуществлял избранный судовой комитет. Во время Октябрьского большевистского восстания «Аврора» произвела знаменитый холостой выстрел по Зимнему дворцу, ставший сигналом к началу штурма.
После революции корабль вновь вошел в состав учебного флота, совершив несколько международных походов. В годы Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады крейсер стал частью противовоздушной обороны Кронштадта.
В 1944 году было принято решение установить «Аврору» у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и базы Нахимовского училища. В 1957 году крейсер стал частью экспозиции Центрального военно-морского музея. Экспозиция располагается в шести помещениях корабля, открыты для посещения боевая рубка, машинное и котельное отделения.
Крейсер часто упоминается в различных художественных произведениях — песнях и стихах, а также он снялся в кино в роли крейсера «Варяг».
Водоизмещение крейсера «Аврора» — 6731 тонн, длина судна — 126,8 метра, ширина — 16,8 метра. Экипаж — 20 офицеров и 550 матросов.
Крейсер включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Крейсер «Аврора» на карте: |
Как добраться: Корабль находится на Петроградской набережной возле примыкания к ней Петровской набережной. Ближайшие станции метро — «Горьковская», «Площадь Ленина». Наземный транспорт — остановки «Петроградская набережная», «Улица Чапаева». |
Схема экспозиций в музее, посвященном крейсеру Аврора
Зал №1. История корабля
Бывшие подсобные помещения, каюты служб боцманской команды и карцер крейсера Аврора сегодня выполняют роль первого музейного зала. Здесь собраны экспонаты, связанные с историей легендарного корабля. По обоим бортам развешены картины, отображающие важнейшие этапы боевого пути крейсера. Они вышли из-под пера художников-маринистов Центрального военно-морского музея.
Центральным элементом композиции, который занял участок у носовой переборки, является диорама. На ней представлена революционная морская эскадра, находившаяся у берегов Невы накануне Октябрьской революции.
Также в коллекции находятся различные предметы, отображающие ту или иную веху истории крейсера. Особую ценность представляет собой собрание знамен и флагов, под которыми Аврора бороздила моря и океаны, начиная с 1903 года.
Зал 1
Зал №2. Российский флот в 19-20 веках
Идеальное состояние Авроры позволяет наглядно увидеть конструкцию военного корабля постройки начала 20 века и условия проживания на нем офицеров и командного состава. Согласно проекту, на крейсере были предусмотрены места для размещения 570 человек. Для их проживания было предусмотрены каюты (для офицеров) и кубрики (для рядовых матросов). Именно здесь и организовали второй зал музея.
В помещениях оставили подвесные койки и столы, а вдоль переборок установили витрины с экспонатами. Ними выступают личные вещи экипажа, которые отображают тогдашний быт матросов.
Также в состав экспозиции данного зала входят шпили и якорные цепи. Подробнее о всех экспонатах этой части крейсера Аврора можно прочитать на официальном сайте музея.
Зал 2
Зал №3. История военно-морского флота на рубеже 19-20 веков
В этом зале можно проследить основные этапы становления морского ведомства России в 19-20 веках. Здесь имеются и фотографии основных предприятий, функционирующих на тот момент, и документы, свидетельствующих о развитии военного кораблестроения и в частности крейсерских сил. Особенно подробно рассказывается о проектировании трех крейсеров типа Диана, одним из которых и является Аврора.
Отдельное внимание в музее, посвященном крейсеру Аврора, уделяется истории покорения Дальнего Востока 2-й Тихоокеанской эскадрой и сражение 1905 года у берегов Цусимы. Центральный экспонат коллекции – портрет погибшего в то время в бою капитана 1 ранга Е
Р. Егорьев, командовавшего Авророй.
Зал 3
Зал №4. История крейсера с 1914 по 1940 годы
Тем, кто интересует состоянием военного кораблестроения в революционный период и его развитие в период Первой мировой войны и после ее окончания, обязательно стоит посетить этот зал музея. Если же говорить об исторической роли самого крейсера, она отображена в документах и фотографиях, а также представлена знаменитой пушкой, выстрел из которой ознаменовал начало революции 1917 года.
Зал 4
Зал №5. История крейсера с 1941 года
На официальном сайте музея крейсера Аврора указывается, что в этом отделе хранятся экспонаты, ознаменовавшие участие корабля в Великой Отечественной войне и основные этапы реконструкции
Также внимание уделено курсантам Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, которые многие годы несли службу на палубе крейсера
Зал 5
Зал №6. Подарки крейсеру и образцы кораблей из собрания ЦВММ
Данный зал музея крейсера Аврора отдан под временные выставки. Часть его демонстрирует голографические копии моделей кораблей из собрания ЦВММ. С их помощью можно отследить историческое развитие отечественного кораблестроения. При этом главная концепция зала в целом – отображение современных направлений комплексного развития музея.
Зал 6
Зал №7. Зал открытого хранения
Экспозиция в музее крейсер Аврора представлена, главным образом, документальными отчетами и фотографиями морских соборов Санкт-Петербурга. Здесь же расположен иконостас, который присутствовал на Авроре в первые годы службы. В 2018 году был реконструирован православный храм крейсера, возвращены на место предметы духовной службы, иконы и прочие атрибуты церковного направления.
История постройки
Тип крейсера Аврора – «Диана», ранг I. Заказывать крейсеры этого типа начали из-за трудностей во внешней политике в конце XIX века. Сначала это было геополитическое соперничество с Англией, названное Большой игрой. Затем обострилась обстановка на Балтике.
Напряженная политическая ситуация вынудила Россию скорректировать 20-летнюю судостроительную программу, которую приняли в 1881 году. Заказали 3 крейсера с броневой палубой – тип «Диана», одним их которых стала Аврора. Изготовлением занималось Новое Адмиралтейство, исполнил заказ Балтийский завод.
Прототипом стал крейсер «Талбот» (Англия). Изначально планировалось строить два крейсера – Диана и Паллада. Это было основной работой, а Аврора стала дополнительным проектом, ее строительство отставало от графика.
Формировать корабельный корпус начали осенью 1986 года. Сталь поставлялась Адмиралтейским Ижорским заводом, но он не справлялся с обилием заказов, поэтому часть материалов для Авроры поставил Александровский чугунолитейный завод. Проблема с материалами послужила одной из причин задержки строительства.
Название «Аврора» появилось 12 апреля 1897 года по приказу Николая II. Всего было 11 вариантов, но он предпочел символ римской богини зари.
Официальной датой закладки крейсеров типа «Диана» стало 4 июня 1897 года. Церемония была тожественно проведена на Авроре. На ней присутствовал генерал-адмирал Алексей Александрович. Была укреплена табличка из серебра между шпангоутами, произвели поднятие флага и гюйса.
Из-за ряда проблем изготавливать машины, котлы и различные механизмы начали поздно. Контракт на работы подписали лишь в июле 1987 года. В соответствии с ним все работы обошлись в 2,275 миллионов рублей.
Строительство крейсера с ходовыми испытаниями заняло почти 8 лет. Этот период отмечен вовлечением в строительство четырех офицеров Корпуса корабельных инженеров – де Грофе, Токаревского, Пущина и Баженова.
Строительство крейсера
В октябре 1897 года установили форштевень. Морское министерство в лице управляющего им Тыртова во время визита в Новое Адмиралтейство распорядилось не отставать от постройки Дианы и Паллады. В середине 1898 года Аврора была готова на 28% по корпусу, практически на 60% по машинам.
Когда изготавливалась паросиловая установка, старшим офицером стал инженер-механик Петров, появились офицеры с судовыми специалистами. Они предложили изменения в торпедном вооружении – теперь на крейсере было три торпедных аппарата 381 мм. Изготовлением занялся Петербургский металлический завод летом 1898 года.
Весной 1990 года корпус Авроры был готов на 78%. Одновременно устанавливали различные системы и устройства.
Датой торжественного спуска Авроры на воду стало 24 мая 1900 года. За церемонией наблюдали Николай II с императрицами – матерью и супругой. Находились они в Императорском павильоне. Торжество сопровождалось залпами артиллерийского салюта, который дали корабли на Неве.
После торжественного спуска крейсер на буксире отправили к Франко-русскому заводу для установки главных машин. Одновременно занялись паропроводом, вспомогательными механизмами, общекорабельными системами. Август 1990 примечателен появлением трех дымовых труб, из которых в конце октября уже поднялся пар.
В ноябре 1900 года провели пробу машин, доказавшую исправность их работы. Провели также испытания на швартовых, по результатам которых подписали акт №559 – крейсер мог перейти в Кронштадт. При этом многие работы были не завершены. Не началась установка электрического рулевого управления, румпельного устройства, паровой рулевой машины.
Летом 1900 года начались приемные испытания Паллады и Дианы, которые по готовности существенно опережали Аврору. Комиссия выявила ряд значимых недостатков и просчетов, многие касались артиллерийской части. Все эти ошибки были учтены и во время достраивания Авроры исправлены.
Во время строительства Авроры рабочей силы не хватало, так как судостроение шло полным ходом, одновременно делали несколько проектов. Из-за ряда недочетов и элементарной нехватки опыта пришлось дорабатывать крепления, электрооборудование. Повлияла и некачественно изготовленная вертикальная броня для боевой рубки, доработка которой заняла дополнительное время.
1902 год примечателен установкой якорей Холла – в отечественном судостроении это было новинкой. Полная готовность судна наступила в мае, а конец июля ознаменовался первым плаванием до Кронштадта. Во время него был слегка поврежден правый винт.
Становый якорь системы Холла
Легенда о розовом восходе
Существует легенда, согласно которой Аврора считалась невероятной красавицей. Более того, она была не менее пылкой, чем Венера. Так вот, легенда гласит, что Аврора могла соблазнить любого мужчину, вне зависимости от того, был ли он богом или смертным. Но истинную страсть они испытывала именно к смертным мужам, и это стало ее «визитной карточкой», ибо похождениями своими титанида прославилась не меньше, чем сам Юпитер.
Главной ошибкой Авроры было то, что она посмела обратить свой взор на Марса – величайшего бога-воина, у которого были любовные связи с Венерой. Однако последняя приревновала своего любовника и прокляла Аврору таким образом, что та постоянно испытывала непреодолимую страсть к смертным мужчинам, с которыми часто предавалась наслаждению.
Аврора стыдилась своих порывов и пристрастий, поэтому все свои «похождения» она совершала под покровом ночи. Лишь только изредка ей удавалось искренне полюбить смертного, но любовь эта была заранее предрешена расставанием. Легенда гласит, что после подобных прелюбодеяний, Аврора густо краснела. Она считала, что когда въезжает на Олимп, то всем уже было все известно о ее ночных «подвигах».
Именно стеснение богини и краснота на щеках объясняли тот факт, что заря алая. Некоторые источники утверждают, что алой заря становилась от рук богини, но мифология предлагает другое, более рациональное объяснение.
Интересным фактом является и то, что утренняя эрекция у мужчин также объяснялась «ночными похождениями» Авроры. Боги не обладали такой физиологической особенностью, а вот смертных «использовать» Аврора могла сколько угодно. Считалось, что если ты проснулся с эрекцией, то к тебе ночью приходила Аврора и, судя по всему, вы неплохо провели время.
Технические характеристики крейсера
Корпус «Авроры», как и двух других крейсеров этого типа — трёхпалубный. Он набирался из мягкой стали для судостроения. Броневая (карапасная) палуба имела защиту от навесного огня артиллерии врага. Каждый трюм делился 13 переборками для наибольшей живучести судна после повреждения миной. Главная силовая установка включала в себя 3 вертикально установленные машины и 24 паровых котла. Вырабатываемая энергия передавалась на валы 3 винтов. В качестве топлива использовался уголь, запасы которого достигали 1 000 тонн.
Автор проекта | К. К. Ратник, директор Балтийского завода |
Команда (матросы, старшины), чел. | 550 |
Офицеры, чел. | 20 |
Водоизмещение, т | 6731,3 |
Длина, м | 126,8 |
Ширина, м | 16,8 |
Осадка, м | 6,4 |
Максимальная скорость, уз. | 19,2 |
Предельная дальность похода, миль | 4 000 (при скорости 10 узлов) |
Мощность энергетической установки, л/с | 11 610 |
Гидроакустика | Станция звукоподводной связи “Фессенден” (с 1916 г.) |
Средства связи | Радиостанция системы А. С. Попова |
Радиостанция системы T.S.F | |
75-мм прожекторы системы Манжена (6 шт.) | |
Приборы управления стрельбой | ПУАО системы Н. К. Гейслера |
1,4-метровые дальномеры системы Барра-Струда (2 шт.) | |
Вооружение | Артиллерийское |
Минное | |
Противоминное (сети) | |
Торпедное |
Впервые на кораблях типа «Диана» была установлена система автоматической откачки воды. Она состояла из 8 электронасосов. Изначально новшество доставило немало проблем экипажам из-за несовершенства. Проблемы удалось устранить лишь на «Авроре», перед самым походом на Тихий океан.
Крейсер в период революции
Незадолго до революционных событий в северной российской столице крейсер находился на стоянке возле одного из городских заводов: кораблю был необходим ремонт. Капитан судна, Михаил Никольский, был крайне обеспокоен тем, что в ходе этой длительной стоянки политические взгляды экипажа могут измениться: в городе велась активная революционная агитация. В своем донесении руководству капитан высказывал опасения, что сплоченность экипажа может оказаться негативным фактором в том случае, если агитаторам удастся посеять на борту корабля семена революционных настроений. Чтобы избежать этого, капитан ввел на судне на время стоянки строгие порядки, он установил множество ограничений для экипажа. Нужно отметить, что и матросы, и офицеры недолюбливали капитана (некоторые даже открыто), но все же вплоть до февральских революционных событий оставались полностью верны своему служебному долгу. Боясь возможного бунта на корабле, капитан открыл огонь по матросам, которые вели себя вызывающе. Один из них погиб, двое были легко ранены. Позже, в ходе революционных событий, капитан был застрелен восставшими.
Командование крейсером было передано судовому комитету, избранному голосованием. На судне проходили митинги, все большее число матросов вступало в партию большевиков. Ремонтные работы велись крайне медленно. Впрочем, к середине осени они должны были завершиться, после чего корабль должен был выйти в море. Узнав об этом, руководство партии большевиков воспротивилось — крейсер и его команда были нужны революционерам.
Как известно, крейсер сыграл важную роль в октябрьских революционных событиях: по его сигналу был начат штурм Зимнего дворца. Сигналом стал холостой выстрел. Но нужно отметить следующее: сегодня некоторые историки считают, что штурм начался еще до выстрела, который имел значение лишь как акт устрашения защитников дворца.
Спустя несколько месяцев после описанных событий корабль вновь подвергся ремонту. В тот период времени противниками революции были предприняты две попытки расправиться с экипажем крейсера: в первом случае матросов и офицеров пытались отравить, во втором — подбросили на судно фугас (снаряд удалось обезвредить).
Вооружение
Артиллерийское вооружение
Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм с длиной ствола 45 калибров орудий системы Канэ, размещённых по одной на полубаке и юте и шесть на верхней палубе (по три с каждого борта). Максимальная дальность стрельбы орудия до 9800 м, скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Снаряды по своему действию делились на бронебойные, фугасные и шрапнельные.
На верхней и батарейной палубах были установлены двадцать четыре 75-мм с длиной ствола 50 калибров орудий системы Канэ на вертикальных станках системы Меллера. Дальность стрельбы — до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Их боекомплект насчитывал бронебойных 6240 патронов. На марсе и мостиках установлены 8 одиночных 37-мм орудия Гочкиса и две десантных 63,5-мм пушки системы Барановского. Для этих орудий соответственно имелось 3600 и 1440 патронов.
Минно-торпедное вооружение
Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня, и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно. Стрельба торпедами Уайтхеда производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 уз. Наводка торпедных аппаратов производилась при помощи трёх прицелов (по одному для каждого аппарата), расположенных в боевой рубке. Боезапас составлял восемь торпед калибром 381 мм и дальностью хода 1500 м. Две из них хранились у носового аппарата, ещё шесть — в отделении подводных аппаратов.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, а также (реже) «боевыми фонарями Манжена» — прожекторами с диаметром зеркала 75 см. Основным назначением последних было освещение в тёмное время вражеских миноносцев. «Аврора» имела на вооружении шесть прожекторов. Для ночной дальней зрительной сигнализации на крейсере имелись два комплекта огней системы полковника В. В. Табулевича. Это новое для того времени средство состояло из двух фонарей красного и белого цветов. Для усиления силы света огней применялся специальный горючий порошок, позволявший при благоприятных метеорологических условиях видеть огни на расстоянии до 10 миль. Сигнализация осуществлялась передачей цифр по азбуке Морзе: точка обозначалась вспышкой белого фонаря, а тире — красного.
Система управления артиллерийским огнем крейсера позволяла артиллерийскому офицеру управлять всей артиллерией корабля и каждым орудием в отдельности. Дистанция до цели измерялась с помощью закупленного в Англии дальномера системы Барра и Струда.

Эта тема закрыта для публикации ответов.