Что тебе снится, крейсер «аврора»?

Алан-э-Дейл       06.09.2023 г.

Оглавление

История постройки

Тип крейсера Аврора – «Диана», ранг I. Заказывать крейсеры этого типа начали из-за трудностей во внешней политике в конце XIX века. Сначала это было геополитическое соперничество с Англией, названное Большой игрой. Затем обострилась обстановка на Балтике.

Напряженная политическая ситуация вынудила Россию скорректировать 20-летнюю судостроительную программу, которую приняли в 1881 году. Заказали 3 крейсера с броневой палубой – тип «Диана», одним их которых стала Аврора. Изготовлением занималось Новое Адмиралтейство, исполнил заказ Балтийский завод.

Прототипом стал крейсер «Талбот» (Англия). Изначально планировалось строить два крейсера – Диана и Паллада. Это было основной работой, а Аврора стала дополнительным проектом, ее строительство отставало от графика.

Формировать корабельный корпус начали осенью 1986 года. Сталь поставлялась Адмиралтейским Ижорским заводом, но он не справлялся с обилием заказов, поэтому часть материалов для Авроры поставил Александровский чугунолитейный завод. Проблема с материалами послужила одной из причин задержки строительства.

Название «Аврора» появилось 12 апреля 1897 года по приказу Николая II. Всего было 11 вариантов, но он предпочел символ римской богини зари.

Официальной датой закладки крейсеров типа «Диана» стало 4 июня 1897 года. Церемония была тожественно проведена на Авроре. На ней присутствовал генерал-адмирал Алексей Александрович. Была укреплена табличка из серебра между шпангоутами, произвели поднятие флага и гюйса.

Из-за ряда проблем изготавливать машины, котлы и различные механизмы начали поздно. Контракт на работы подписали лишь в июле 1987 года. В соответствии с ним все работы обошлись в 2,275 миллионов рублей.

Строительство крейсера с ходовыми испытаниями заняло почти 8 лет. Этот период отмечен вовлечением в строительство четырех офицеров Корпуса корабельных инженеров – де Грофе, Токаревского, Пущина и Баженова.

Строительство крейсера

В октябре 1897 года установили форштевень. Морское министерство в лице управляющего им Тыртова во время визита в Новое Адмиралтейство распорядилось не отставать от постройки Дианы и Паллады. В середине 1898 года Аврора была готова на 28% по корпусу, практически на 60% по машинам.

Когда изготавливалась паросиловая установка, старшим офицером стал инженер-механик Петров, появились офицеры с судовыми специалистами. Они предложили изменения в торпедном вооружении – теперь на крейсере было три торпедных аппарата 381 мм. Изготовлением занялся Петербургский металлический завод летом 1898 года.

Весной 1990 года корпус Авроры был готов на 78%. Одновременно устанавливали различные системы и устройства.

Датой торжественного спуска Авроры на воду стало 24 мая 1900 года. За церемонией наблюдали Николай II с императрицами – матерью и супругой. Находились они в Императорском павильоне. Торжество сопровождалось залпами артиллерийского салюта, который дали корабли на Неве.

После торжественного спуска крейсер на буксире отправили к Франко-русскому заводу для установки главных машин. Одновременно занялись паропроводом, вспомогательными механизмами, общекорабельными системами. Август 1990 примечателен появлением трех дымовых труб, из которых в конце октября уже поднялся пар.

В ноябре 1900 года провели пробу машин, доказавшую исправность их работы. Провели также испытания на швартовых, по результатам которых подписали акт №559 – крейсер мог перейти в Кронштадт. При этом многие работы были не завершены. Не началась установка электрического рулевого управления, румпельного устройства, паровой рулевой машины.

Летом 1900 года начались приемные испытания Паллады и Дианы, которые по готовности существенно опережали Аврору. Комиссия выявила ряд значимых недостатков и просчетов, многие касались артиллерийской части. Все эти ошибки были учтены и во время достраивания Авроры исправлены.

Во время строительства Авроры рабочей силы не хватало, так как судостроение шло полным ходом, одновременно делали несколько проектов. Из-за ряда недочетов и элементарной нехватки опыта пришлось дорабатывать крепления, электрооборудование. Повлияла и некачественно изготовленная вертикальная броня для боевой рубки, доработка которой заняла дополнительное время.

1902 год примечателен установкой якорей Холла – в отечественном судостроении это было новинкой. Полная готовность судна наступила в мае, а конец июля ознаменовался первым плаванием до Кронштадта. Во время него был слегка поврежден правый винт.

Становый якорь системы Холла

История создания филиала

В Санкт-Петербурге, у Петроградской набережной отчетливо выделяется силуэт военного корабля начала двадцатого столетия — это уникальный памятник истории России, ее Военно-Морского Флота, корабль-музей — легендарный крейсер «Аврора». Крейсер принял участие в трех войнах, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года, был кузницей подготовки нескольких поколений морских офицеров. Много замечательных людей видел знаменитый корабль.

Вступив в 1903 году в строй боевых кораблей Российского императорского флота, крейсер с честью пронес Андреевский флаг, а затем Военно-морской флаг СССР через многие моря и океаны.

Крейсер «Аврора» — участник беспримерного в мировой истории похода на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, свидетель трагического для Российского флота Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года, участник Первой мировой войны на Балтике, защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Залечивший военные раны корабль был поставлен в 1948 году на вечную стоянку у Петроградской набережной, напротив созданного четырьмя годами ранее Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. «Аврора» стала учебной базой для воспитанников училища. Будущие офицеры флота получали здесь основные морские навыки. В 1950 году на крейсере началось создание корабельного музея. 5 июля 1956 года согласно директиве Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» образован филиал Центрального военно-морского музея. Первым начальником филиала стал заслуженный офицер флота, капитан 2 ранга Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включен в число памятников, охраняемых государством.

В 1984–1987 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт и реставрацию на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»). На корабле в шести залах разместилась экспозиция, посвященная революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. Музей стал одним из самых посещаемых жителями и гостями города, в том числе многочисленными зарубежными делегациями и иностранными туристами. К настоящему времени на «Авроре» и в залах музейной экспозиции побывало около тридцати миллионов человек практически из всех стран земного шара. Книга отзывов посетителей, начатая еще в 1924 году, содержит записи отечественных и зарубежных государственных и политических деятелей, космонавтов, представителей науки, культуры, искусства.

Заслуженной оценкой легендарного корабля стало внесение его в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как исторического памятника морской столицы России и Военно-Морского Флота. Крейсер «Аврора» состоит в Международной ассоциации кораблей-музеев.

В 2016 году «Аврора» обрела новую жизнь после почти двухлетнего ремонта на Кронштадтском Морском заводе.

Крейсер «Аврора» сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. По сути, став кораблем-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нем имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

Сегодня, после проведенного ремонта и воссоздания экспозиции, крейсер «Аврора», как и прежде, является одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга — города, где был построен этот замечательный корабль и где, по большей части, прошла вся его служба на благо Отечества.

Руководство страны внесло огромный вклад в организацию и проведение ремонтных работ на крейсере «Аврора». В день Военно-Морского Флота 31 июля 2016 года возвратившийся на место вечной стоянки после ремонта крейсер «Аврора» посетили Верховный главнокомандующий, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Министр обороны РФ С.К. Шойгу.

Страницы истории

Да, тот промозглый октябрьский вечер семнадцатого года сложно забыть

Гомон революционных матросов, топтавшихся по палубе и словно готовившихся принять очень важное решение. Споры, крики, а рядом с носовым орудием так и лежали принесённые для выстрела снаряды

Аврора» стояла тогда совсем в другом месте — на Английской набережной, неподалёку от здания Сената. Сходите, постойте на том месте, где сейчас стоит памятный знак. Сразу станет ясно — стрелять оттуда по Зимнему дворцу проблематично, только если по касательной, рискуя задеть случайных горожан, спешащих по набережной домой. Крейсер хранит свои тайны и никогда не расскажет, был тот выстрел холостым, или, как потом уверял Джон Рид, боевым — вспахавшим мощёную мостовую возле дворца.

А ведь именно этот выстрел потом спасАврору» — когда крейсер, полузатопленный, истерзанный бомбёжкой, слепо щерящийся дырами на месте снятых и отданных на фронт орудий, ржавел в Финском заливе. Он отдал все силы на защиту Ленинграда, его команда большей частью ушла на фронт, а зенитные установки до последнего пытались не пустить фашистов в удерживаемый нашими войсками Кронштадт.

Наверное, тогда помогло то, чтоАврора» была символом Октябрьской революции. В отличие от многих других кораблей, разделанных на столь необходимый стране металл, крейсер подняли водолазы ЭПРОНа, восстановили и вернули в строй как музей-памятник истории флота.

Были в жизни корабля и мирные страницы, когда красавец крейсер ходил в другие страны, чтобы показать силу русского флота.Аврора» помнит, что в 1910 году при заходе в порт сицилийской Мессины, где русским морякам должны были вручить медаль за участие в спасательных работах во время землетрясения 1908 года, её украсили флагами, а матросы в парадной форме выстроились на борту. Спустя несколько часов эти же самые матросы в составе спасательной партии посреди ночи бросились тушить огромный пожар, успев даже раньше итальянских пожарных бригад. Благодарные итальянцы не остались в долгу и на следующий день долго таскали с берега на борт ящики с южными апельсинами и лимонами.

Дореволюционный боевой путь

Испытания «Авроры» были завершены летом 1903 года. Крейсер хотели сразу отправить на Дальний Восток, однако при переходе на нем выявилось большое число неисправностей. В середине весны 1904 года «Аврора» вернулась на базу в Либаву.

В октябре 1904 года «Аврора» была включена в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рождественского. На долю крейсера выпал нелегкий переход от Балтики к Дальнему Востоку и участие в печально известном сражении при Цусиме, в котором русская эскадра потерпела сокрушительное поражение от японцев.

В Цусимской битве «Аврора» показала себя с самой лучшей стороны. Крейсер не только успешно отражал атаки японской эскадры, но и наносил сокрушительные удары по врагу. В ходе боя «Аврора» выпустила более 300 снарядов.

В том сражении крейсер потерял 5 орудий, 16 человек экипажа и получил 10 серьезных повреждений. Погиб и капитан Евгений Егорьев. Еще живого, его вынесли из боевой рубки в каюту, но от полученных травм капитан скончался прямо на руках у матроса. В сложившейся обстановке о скором возвращении в Кронштадт не могло быть и речи, как и о погребении капитана Егорьева в родной земле. По старой морской традиции его тело похоронили в море недалеко от о. Лусон.

В Цусимском сражении уцелели лишь 1 миноносец, 2 вспомогательных судна и 3 крейсера, в том числе и «Аврора». В таком составе они отправились в Манилу, где крейсер вынужден был встать на ремонт. Разрешение на него было получено от правительства США, которое контролировало в ту пору Филиппины. В ответ «Аврора» не должна была в дальнейшем участвовать в войне.

В 1906 году «Аврора» вернулась на Балтику. Крейсер прошел модернизацию и ремонт. Следующие несколько лет «Аврора» выполняла заграничные плавания, в том числе как учебный корабль Морского корпуса. В годы Первой мировой корабль нес дозорную службу, совершал набеги на коммуникации противника, охранял легкие суда при минно-заградительных работах.

Прославленный герой

На ту же тему Последние дниАнгары»: корабль, возивший Гитлера и Гагарина, распилят на металл

Совсем недавно, в 2016 году,Аврора» прошла ещё один ремонт в кронштадтских доках. Крейсеру оставили советский герб и красные звёзды, проверили герметичность корпуса, восстановили исторический облик каюты флагмана.

Внутри крейсера пространство организовали таким образом, чтобы, с одной стороны, дать возможность увидеть реальный быт матросов и офицеров того времени, а с другой — сделать прекрасный, пусть и не очень большой, музей боевой славы корабля. Рассказывающий не только об участии в трёх войнах — Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной, — но и о менее известных страницах истории крейсера: заграничных походах в качестве учебного и боевого корабля.

Можно посмотреть и на реальный быт матросов более чем столетней давности — тесноту кают, где приходилось проводить по нескольку месяцев, гамаки для сна, боевую рубку, где после Цусимы командовал перешедший на крейсер адмирал Энквист. Стоит заглянуть в машинное и котельное отделения корабля, посетить восстановленный корабельный православный храм, где в дни церковных праздников проводят богослужения.

(Источник фото)

К настоящему времени осталось очень мало кораблей, спущенных на воду в начале прошлого века. Наиболее известны четыре корабля-музея: японский броненосецМикаса» в Йокосуке — последний оставшийся в живых пример броненосца-додредноута; греческий броненосный крейсерГеоргиос Аверофф» в пригороде Афин; линейный корабльТехас» в Сан-Джасинто — последний из дредноутов; иАврора».

И если вы не были наАвроре», то пора покупать билеты в Питер.

1.1. Входной билет (основная экспозиция и выставки)

№ п/п

Категории посетителей

Цена билета

1

Взрослые

400 рублей

2.

Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы, пенсионеры (при предъявлении пенсионного удостоверения), инвалиды III группы (при предъявлении справки МСЭ), учащиеся (школьники (при предъявлении справки из школы), учащиеся средних профессиональных учебных заведений), студенты и аспиранты вузов (очной формы обучения) — при предъявлении соответствующего документа

200 рублей

3.

Входной билет участника тематического мероприятия

400 рублей

4.

Входной билет участника тематического мероприятия (до 7 лет)

200 рублей

5.

Входной билет для гостей мероприятий (присяга, посвящение, концерты, спектакли и т.п.)

100 рублей

  Единый билет на индивидуальное разовое посещение ЦВММ и филиала музея (на крейсере «Аврора», г. Санкт-Петербург)  (на 2 дня)  

6.

Взрослые

700 рублей

7.

Учащиеся, пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты вузов РФ и СНГ (очной формы обучения) при предъявлении соответствующего документа

300 рублей

Экскурсионное обслуживание

Обзорная экскурсия – верхняя палуба и 6 залов

№ п/п

Категории посетителей группа от 6 до 25 человек

Цена

1

Взрослые

300 рублей для каждого посетителя + входной билет для каждого посетителя

Пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты вузов РФ и СНГ (очной формы обучения), дети до 7 лет, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений) при предъявлении соответствующего документа

200 рублей для каждого посетителя + входной билет

Группа до 5 человек включительно (индивидуальная экскурсия)

2000 рублей с группы + входные билеты

Расширенная экскурсия Маршрут 1 (группа от 6 до 10 человек включительно) 
Верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время Русско-японской войны (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 60 мин)

4

Взрослые

800 рублей для каждого посетителя + входной билет

5

Детский (от 10 до 18 лет)

400 рублей для каждого посетителя + входной билет

6

Индивидуальная экскурсия

Маршрут 1 (до 5 человек включительно, дети от 10 до 18 лет)

2500 рублей с группы + входные билеты

Индивидуальная расширенная экскурсия
(авторская лекция-экскурсия) (группа до 5 человек включительно, взрослые, дети от 10 до 18 лет)

7

Маршрут 2: Средний мостик + верхний переходный мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходный мостик + историческое машинно-котельное отделение + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 90 мин)

3000 рублей с группы + входные билеты

8

Маршрут 3: Средний мостик + верхний переходный мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходный мостик + верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 120 мин)

5000 рублей с группы + входные билеты

Тематическая лекция-экскурсияМаршрут 4 (группа от 6 до 10 человек включительно)
Историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время Русско-японской войны (мультимедиа в зале №9) + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 40-50 мин) 

9

Взрослые

400 рублей для каждого посетителя + входной билет

10

Дети (от 10 до 18 лет)

300 рублей для каждого посетителя + входной билет

11

Индивидуальная тематическая лекция-экскурсия (до 5 человек включительно)

2000 рублей с группы + входные билеты

На все руки мастера

Порядок — это вообще пунктик авроровцев. Что вполне объяснимо. Крейсер уже давно стал одним из символов Петербурга. Ежедневно его посещают от полутора до трех тысяч туристов и гостей города, курсантов. В дни школьных каникул до 5 тыс. человек! Нередки официальные делегации самого высокого уровня, в том числе иностранные. Поэтому корабль в любое время суток должен выглядеть безукоризненно, как и члены экипажа, особенно те, что несут вахту на верхней палубе.

Водообеспечение, энергетика, тепло, пожаробезопасность — предмет заботы электриков, трюмных, машинистов. Боцманская команда, в свою очередь, отвечает за весь такелаж, выдвижные конструкции на верхней палубе. Есть авральные работы, когда пашет весь экипаж, есть текущие работы, выполняемые вахтенными. Добавьте сюда 3.000 кв. метров, которые надо содержать в чистоте и порядке. А еще надо учесть, что крейсеру 120 лет и уход ему требуется особый. Его изюминка — большое количество медных, а точнее, латунных элементов. Они очень благородно смотрятся, но драить медь — та еще работа! А еще члены команды всегда готовы помочь коллегам-музейщикам. Например, в прошлом году их силами была оформлена экспозиция в машинном отделении. И все это на плечах 27 членов экипажа, из которых 4 офицера, 5 мичманов, 14 матросов и четыре гражданских специалиста.

Фото автора
На «Авроре» очень много медных и латунных элементов. Драить их — та еще работка.

— Некоторые приходят с других кораблей и сначала говорят: «Да ладно, что у вас здесь за служба», а через неделю признают, что ошиблись, — поясняет старший боцман Павел Исаев, который служит на «Авроре» с 2000 года. — Если на других кораблях вахту отстояли и пошли отдыхать, то здесь некогда, мы все время в работе. Поэтому и ребята сразу приучаются не только к дисциплине и порядку, но и к мелкому ремонту — как правильно производить покраску, как с механизмами работать. Уроков труда в школе нет, но даже если придут безрукие, то уйдут точно с руками, — смеется он.

В результате такого подхода даже срочники, которые служат всего год, могут к концу службы и с аккумулятором разобраться, и насос починить.

Например, Роман Якимов, призывник из Нижнего Новгорода, отвечает за противопожарную часть. О результатах недавней комплексной проверки системы противопожарной безопасности рассказывает не без гордости: и предоставленная документация, и работа систем были признаны удовлетворительными.

Тут же другой матрос, Дмитрий Грибанов из Брянска, рассказывает, как ребята совершенствовали систему трансляции, чтобы она доходила до каждого помещения: прокладывали кабель, настраивали оборудование.

Доверяют матросам и другую работу: два человека выполняют обязанности вестовых, а один закреплен как писарь — значительный объем корабельного документооборота на нем.

— Нас, конечно, контролируют, но мы и сами стараемся на совесть, — поясняют ребята главный принцип своей службы.

Эвакуация гарнизона Петропавловска

Несмотря на успешное отражение нескольких попыток противника взять Петропавловскую крепость, главное командование приняло решение эвакуировать весь её гарнизон из опасений значительных затруднений для его снабжения. После получения 3 марта 1855 г. приказа об эвакуации все оборонительные сооружения крепости были срыты, местным жителям камчадалам было приказано переселиться на север.

Оставлен был лишь небольшой казачий пост. Все остальные погрузились на шесть судов. И эта эскадра во главе с фрегатом «Авророй», отчалила на юг. Для выхода из бухты, ещё покрытой льдом, большими длинными пилами был пропилен канал во льду. Нам с вами можно лишь догадываться, с какими чувствами покидали защитники крепости Камчатку. Они сумели отстоять её в неравных боях с врагами, но вынуждены были сами уничтожить укрепления, чтобы они не достались противнику.

Г.Ф. Морозов «Аврора на Камчатке»

8 мая 1855 г. к Камчатке вновь подошла вражеская эскадра. Обнаружив, что Петропавловск уничтожен, а гарнизон его покинул, противник принял решение преследовать россиян. Наличие у англичан кораблей, оснащённых паровыми двигателями, облегчало это задачу.

Обогнув Сахалин с юга, корабли противника догнали эскадру, которая находилась на стоянке у берега. Снявшись с якорей русская эскадра ушла на север, а противник решил дальше её не преследовать. О чём-либо подобном в истории морских сражений вам, скорее всего, не доводилось слышать.

Британцы и французы не знали, что Сахалин является островом, отделённым от материка Татарским проливом. Они принимали его за полуостров и рассчитывали, что русские корабли заперты в заливе.

То, что Сахалин это остров, было незадолго до войны установлено капитаном Невельским, проходившим службу на фрегате «Аврора». И это было большим секретом русских, который позволил их кораблям укрыться от преследовавшего противника в широком судоходном устье Амура. С участием гражданского населения, эвакуированного из Петропавловской крепости, на левом берегу реки моряки заложили новый город Николаевск-на-Амуре.

И. Айвазовский «Фрегат Аврора»

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм с длиной ствола 45 калибров орудий системы Канэ, размещённых по одной на полубаке и юте и шесть на верхней палубе (по три с каждого борта). Максимальная дальность стрельбы орудия до 9800 м, скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Снаряды по своему действию делились на бронебойные, фугасные и шрапнельные.

На верхней и батарейной палубах были установлены двадцать четыре 75-мм с длиной ствола 50 калибров орудий системы Канэ на вертикальных станках системы Меллера. Дальность стрельбы — до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Их боекомплект насчитывал бронебойных 6240 патронов. На марсе и мостиках установлены 8 одиночных 37-мм орудия Гочкиса и две десантных 63,5-мм пушки системы Барановского. Для этих орудий соответственно имелось 3600 и 1440 патронов.

Минно-торпедное вооружение

Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня, и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно. Стрельба торпедами Уайтхеда производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 уз. Наводка торпедных аппаратов производилась при помощи трёх прицелов (по одному для каждого аппарата), расположенных в боевой рубке. Боезапас составлял восемь торпед калибром 381 мм и дальностью хода 1500 м. Две из них хранились у носового аппарата, ещё шесть — в отделении подводных аппаратов.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, а также (реже) «боевыми фонарями Манжена» — прожекторами с диаметром зеркала 75 см. Основным назначением последних было освещение в тёмное время вражеских миноносцев. «Аврора» имела на вооружении шесть прожекторов. Для ночной дальней зрительной сигнализации на крейсере имелись два комплекта огней системы полковника В. В. Табулевича. Это новое для того времени средство состояло из двух фонарей красного и белого цветов. Для усиления силы света огней применялся специальный горючий порошок, позволявший при благоприятных метеорологических условиях видеть огни на расстоянии до 10 миль. Сигнализация осуществлялась передачей цифр по азбуке Морзе: точка обозначалась вспышкой белого фонаря, а тире — красного.

Система управления артиллерийским огнем крейсера позволяла артиллерийскому офицеру управлять всей артиллерией корабля и каждым орудием в отдельности. Дистанция до цели измерялась с помощью закупленного в Англии дальномера системы Барра и Струда.

Технические характеристики крейсера

Корпус «Авроры», как и двух других крейсеров этого типа — трёхпалубный. Он набирался из мягкой стали для судостроения. Броневая (карапасная) палуба имела защиту от навесного огня артиллерии врага. Каждый трюм делился 13 переборками для наибольшей живучести судна после повреждения миной. Главная силовая установка включала в себя 3 вертикально установленные машины и 24 паровых котла. Вырабатываемая энергия передавалась на валы 3 винтов. В качестве топлива использовался уголь, запасы которого достигали 1 000 тонн.

Таблица 1. ТТХ крейсера I ранга «Аврора»
Автор проекта К. К. Ратник, директор Балтийского завода
Команда (матросы, старшины), чел. 550
Офицеры, чел. 20
Водоизмещение, т 6731,3
Длина, м 126,8
Ширина, м 16,8
Осадка, м 6,4
Максимальная скорость, уз. 19,2
Предельная дальность похода, миль 4 000 (при скорости 10 узлов)
Мощность энергетической установки, л/с 11 610
Гидроакустика Станция звукоподводной связи “Фессенден” (с 1916 г.)
Средства связи Радиостанция системы А. С. Попова
Радиостанция системы T.S.F
75-мм прожекторы системы Манжена (6 шт.)
Приборы управления стрельбой ПУАО системы Н. К. Гейслера
1,4-метровые дальномеры системы Барра-Струда (2 шт.)
Вооружение Артиллерийское
Минное
Противоминное (сети)
Торпедное

Впервые на кораблях типа «Диана» была установлена система автоматической откачки воды. Она состояла из 8 электронасосов. Изначально новшество доставило немало проблем экипажам из-за несовершенства. Проблемы удалось устранить лишь на «Авроре», перед самым походом на Тихий океан.

Тот самый знаменитый залп

В 1917 году на «Авроре» произошло восстание матросов, офицеры были отстранены. На крейсере был создан судовой комитет, защищающий демократические права младшего воинского состава. В него входили большевики, которые практически ежедневно устраивали на корабле митинги и собрания. Из-за этого ремонт, проходивший тогда на «Авроре», сильно затянулся.

К началу Октябрьского переворота ремонтные работы были почти завершены, и «Аврора» должна была приступить к испытаниям в море. Однако большевики оставили ее в Петрограде.

По распоряжению Военно-революционного комитета «Авроре» надлежало проследовать к Николаевскому мосту, занятому юнкерами, свести его и встать на якорь. Капитан поначалу отказался от сомнительной затеи, ссылаясь на неглубокий фарватер Невы, но, поразмыслив, согласился. Он опасался, что без должного руководства матросы посадят корабль на мель.

Наутро 25 октября 1917 года под контролем большевиков были основные стратегически важные объекты и правительственные учреждения. Последним оплотом Временного правительства стал Зимний дворец. В 21.40 крейсер «Аврора» произвел знаменитый залп, который послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца и оказал деморализующее действие на засевших в его стенах министров. На самом же деле холостой выстрел из 6-дюймового орудия призывал все суда, стоявшие на Неве, к повышенной готовности.

Уже через несколько дней газеты пестрели известиями о том, как крейсер «Аврора» расстреливал резиденцию императора, и как сыпалась штукатурка с великого творения Бартоломео Растрелли. Однако историки сомневаются в правдивости этих сведений. Если бы «Аврора» стреляла боевыми, от Зимнего дворца не осталось бы камня на камне.

Так или иначе «Аврора» быстро набрала популярность и стала одним из главных символов революции. Этому способствовали многочисленные публикации в газетах, писательские труды, картины и фильмы о революции.

Современные реалии

В 1984 году Аврору поставили на первый крупный ремонт с 1917 года — непосредственно подводная часть пришла в полную неисправность и была срезана подчистую, а на её место поставили «новодел» — такой себе сварной корпус. И хотя Аврора «переродилась» заново, многие будут помнить ее еще много лет.

Ремонт

В начале третьего тысячелетия название крейсера не единожды фигурировало в новостях в связи с различными скандалами. Первым из них стала проведенная на Авроре вечеринка Русский пионер (отечественный журнал). Затем крейсер не единожды использовали для привлечения внимания активистские организации Санкт-Петербурга. В 2012 году Президенту РФ было передано обращение от городских властей Санкт-Петербурга. В нем содержалась просьба о возвращении легендарному крейсеру статус первого корабля в составе ВМФ России. Утверждение данного решения означало бы также и обеспечение Авроры военным экипажем. Спустя 2 года ее отбуксировали к Кронштадтскому морскому заводу. На место стоянки крейсер возвратился в 2016 году.

Аврора на набережной

Последний ремонт знаменитого корабля был по большей части косметическим. От изменений в корпусной части было решено отказаться по 2 основным причинам:

  1. Сохранение исторического внешнего вида (насколько это было возможно после предыдущих вмешательств).
  2. Отсутствие серьезных повреждений и корродирования металла.

На сегодняшний день крейсер Аврора представляет собой готовым к работе кораблем, который может в случае необходимости до 20 суток находится в автономном режиме при работе всех необходимых механизмов и систем. В связи с этим за ним закреплен постоянно действующий военный экипаж. При этом в мирное время Аврора исполняет роль филиала Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга.

Аврора вечером

Летом 2018 года на борту крейсера Аврора открыли православный храм. Его несколько месяцев восстанавливали по дореволюционным снимкам и сохранившимся чертежам. Как изначально и предполагалось, храм расположился в центральной части корабля.

В качестве музейного экспоната крейсер ежегодно привлекает большое количество туристов и остается одним из наиболее посещаемых мест северной столицы РФ. Примечательно, что почти весь жизненный путь Авроры прошел именно здесь, в городе, где корабль был спущен на воду. Спустя почти 120 лет он остается гордостью страны и его жителей. Службы на крейсере удостаиваются лишь лучшие учащиеся военных училищ РФ, а самый ответственный и почетный наряд для них – четырехчасовая служба у знаменитой пушки, ознаменовавшей начало революции 1917 года.

Борт

Сегодня посмотреть на крейсер Аврора может каждый желающий. Крейсер стоит на у Петровской набережной. По пути следованию к кораблю, можно будет посмотреть еще на другие судна на причале.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.