«киров»: легкий крейсер с тяжелым вооружением

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

Особенности конструкции легких крейсеров типа «Киров» проекта 26

Корпус легких крейсеров типа «Киров» был клепаным, с полубаком и транцевой кормой. Он имел полубак, две палубы — верхнюю и нижнюю (броневую) и две платформы. Сис­тема набора — смешанная: в средней части (61—219 шп.) преимущественно продольная, с длиной шпации 750 мм; в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм.

Броневая защита корабля состояла из бор­тового броневого пояса гомогенной брони толщиной 50 мм, шириной 3,4 м (с погруже­нием в воду на 1,3 м). Вместе с броневыми траверзами на 61-м и 219-м шп. и броневой (нижней) палубой также толщиной 50 мм этот пояс образовывал 121-м цитадель (64,5% длины корпуса). Под ее защитой находились главные механизмы, агрегаты и центральные посты управления артиллерией, энергоуста­новкой, штурманский пост, погреба боезапа­са. Броней 50—150 мм защищалась также боевая рубка, башни главного калибра, руле­вое и румпельное отделения (20 мм), а также посты наводки торпедных аппаратов (14 мм), КДП главного калибра (8 мм), стабилизиро­ванные посты наводки и щиты 100-мм орудий (7 мм).

Артиллерия главного калибра состояла из девяти 180-мм орудий Б-1-П в трех трехорудийных башенных установках МК-3-180. Ору­дие Б-1-П было спроектировано в КБ и запущено в производство в 1932 году. Орудие Б-1-П обеспечивало начальную ско­рость снаряда массой 97,5 кг 920 м/с и макси­мальную дальность стрельбы 37,5 км. Ствол длиной 57 калибров был лейнированным с возможностью замены лейнеров в условиях корабля без выема качающейся части из баш­ни. Затвор — поршневой, двухступенчатый, с грузовым уравновешиванием, открывающий­ся вверх. Первые орудия, установленные на «Киро­ве», к 1941 году пришлось заменить новыми, с более глубокой нарезкой. Это обеспечило доведение живучести ствола до 320 боевых выстрелов против прежних 50—70.

Чертеж-схема легкого крейсера «Киров» проекта 26

Зенитная артиллерия дальнего боя включала шесть 100-мм универсальных уста­новок Б-34, расположенных на кормовой над­стройке, по три на борт (две батареи). Для каждого орудия предусматривалось по 300 патронов со снарядами массой 15,8 кг (фугасным, ныряющим, осветительным беспа­рашютным или дистанционной гранатой). Погреба 100-мм патронов находились на 1-й платформе по бортам (от кормового машин­ного отделения) между 191-м и 201-м шп.

Каж­дое орудие имело свой элеватор. Управление стрельбой 100-мм орудий осуществлялось системой морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) «Горизонт», состоящей из двух ста­билизированных по углу крена постов наводки (СПН) с трехметровыми дальномерами типа ДМ-3, зенитным автоматом стрельбы (ЗАС) и СССП. Они располагались побортно на 3-м ярусе носовой надстройки. В СПН находились посты командиров батарей 100-мм орудий. Центральные посты МПУАЗО с авто­матами стрельбы размещались на 1-й плат­форме побортно (у погреба 3-й башни) меж­ду 207-м и 212-м шп.

Зенитная артиллерия ближнего боя состояла из шести 45-мм универсальных по­луавтоматических орудий 21-К и четырех 12,7-мм пулеметов ДШК. Специальной сис­темы управления она не имела, целеуказание осуществлялось командирами батарей. Дистанция до цели измерялась дальномера­ми ДМ-1,5. Пушки размещались на носовой и кормовой надстройках — две батареи по три орудия, а пулеметы — на носовой надстрой­ке. Боезапас: для установок 21-К — по 600 патронов на ствол, в перегруз — 650 патро­нов; для пулеметов — по 12 500 патронов.

На крейсе­ра устанавливались два 533-мм торпедных аппарата 39-Ю (пороховая стрельба), разра­ботанные в 1935—1936 годах. Они имели три трубы и возможность растворения крайних труб на 7°. Торпедные аппараты снабжались прибо­рами центральной полуавтоматической на­водки, входящими в состав систем приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Молния». В перегруз крейсер принимал на верхнюю палубу мины заграждения: 164 мины обр. 1912г. или 100 мин КБ-1. Для приемки мин на верх­ней палубе предусматривались рельсы про­тяженностью 270 м. Сбрасывание мин в воду осуществлялось по двум кормовым скатам.

Штат экипажа мирного времени составлял 54 офицера, 148 старшин и 532 краснофлотца. Офицеры и старшины команд помещались в каютах, а краснофлотцы в одиннадцати кубриках с трёхъярусными койками. На крейсерах был оборудован клуб с киноустановкой, бани, душевые, механическая прачечная, парикмахерская, лазарет и амбулатория.

Авиационное вооружение состояло из ка­тапульты и двух самолетов, которые предна­значались для разведки и корректировки огня артиллерии главного калибра. Катапульта размещалась в средней части корабля меж­ду трубами. Взлет осуществлялся при разво­роте катапульты на угол в пределах 60—120°. Самолеты стояли на специальных площад­ках у первой трубы.

Заметки

  1. Якубов и Ворт, с. 83
  2. Якубов и Уорт, стр. 83-4.
  3. ^ Якубов и Ворт, с. 85
  4. ^ Якубов и Ворт, с. 84
  5. ^ Якубов и Ворт, с. 90
  6. Якубов и Уорт, с. 84, 86-7
  7. ^ Якубов и Ворт, с. 88
  8. Якубов и Ворт, с. 87
  9. ^ Якубов и Ворт, с. 89
  10. ^ Якубов и Уорт, с. 89-90.
  11. ^ Уитли, стр. 212
  12. Райт, стр. 311
  13. ^ Якубов и Ворт, с. 91
  14. Ровер, стр. 7
  15. Rohwer, стр. 81-2, 84.
  16. Якубов и Ворт, с. 93
  17. Rohwer, стр. 94-5.
  18. ^ Якубов и Ворт, с. 91, 93.
  19. Якубов и Ворт, с. 92
  20. Уитли, стр. 211
  21. Якубов и Ворт, с. 94
  22. ^ Якубов и Ворт, с. 95
  23. Якубов и Уорт, с. 91-2.
  24. Музей героической обороны и освобождения Севастополя (2006 г.). Путеводитель по горам Сапун (по-русски). Симферополь: Издательство ПолиПРЕСС. п. 140.
  25. Якубов и Ворт, с. 91, 95

Силовая установка

Но основной «изюминкой» является действительно уникальная атомная силовая установка. Всего их две, мощность – 70000 л/с. Питание двигателей идет от турбин, которые на резервной силовой установки получают энергию от дизельных установок. Полная скорость – до 30 узлов, на резервных двигателях – не менее 14. Инженерам удалось вдвое (по сравнению с линкором «Октябрьская революция») уменьшить размер экипажа. Его составляют 655 человек. Из них 105 имеют офицерское звание, 130 – мичманы, остальное приходится на рядовой состав. Кстати говоря, тяжелый крейсер «Киров» (как и прочие корабли этой серии) и по сей день является желанным местом службы для моряков. Причина тому проста – комфорт.

Судно имеет удобные кают-компании, множество одноместных кают для офицеров и мичманов, просторные и комфортабельные кубрики для рядового состава. Оснащению местного медицинского кабинета может позавидовать среднестатистическая городская больница, а в спортзале можно легко поддерживать отличную физическую форму за счет немалого выбора тренажеров. Стоит ли упоминать имеющуюся на борту сауну с бассейном и несколько просторных душевых? Пожалуй, до того времени комфорт такого класса был доступен только подводникам, да экипажам авианосцев.

«Вооруженные споры»

С самого начала стало понятно, что все возлагающиеся на него задачи крейсер «Киров» сможет выполнять только в том случае, если конструктивно в него будет заложена просто феноменальная боевая устойчивость. Говоря по-простому, способность отражать различные виды агрессии во всех возможных условиях. Сразу же обратили на себя внимания американские же успехи в создании авиации: эти самолеты наверняка бы стали основной угрозой кораблю. Пришлось вносить в конструкцию огромное количество зенитных вооружений, которые бы позволили создать глубокую, эшелонированную систему ПРО.

Как ни странно, но противокорабельные ракеты были внесены в проект далеко не сразу. Дело в том, что у СССР попросту не было достаточного опыта в их создании и применении. Даже имевшиеся у нас в те годы корабли не несли на себе серьезного вооружения такого класса, что резко снижало их боевую эффективность в случае возможного конфликта с Америкой. А там дела с противокорабельными ракетами обстояли намного лучше: ими уже начали массово оснащать все подходящие боевые корабли. Таким образом, стало ясно, что будущий крейсер «Киров» должен стать многофункциональным тяжелым ракетным крейсером, ТАКР.

Ракетные крейсеры

С появлением и распространением баллистических ракет и ракетных установок представления о методах ведения боя в который раз претерпели существенные изменения.

Мнение эксперта Исаак Якович Зельдер Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Теперь можно было поразить цель, которая находилась на расстоянии несколько сот километров одним нажатием пальца. И обычные артиллерийские крейсера выглядели устаревшими и отсталыми. По крайней мере — в глазах генсека Хрущева, который любил ракеты и не любил корабли.

Проект 58

Был начат в 56-ом году с целью обеспечить превосходство в морях и океанах, при этом не обладая превосходством в количестве. Поэтому упор делался на современные достижения техники, в том числе ядерной и ракетостроительной. Первые эскизы появились в 57-ом году, в 58-ом утвердили производство. В июле 62-го на глазах Хрущева были произведены пробные запуски ракет, которые впечатлили правителя СССР. Теперь о нелюбви к кораблям было забыто.

Ракетный крейсер «Варяг»

Всего было выпущено 4-ре ракетных крейсера — “Грозный”, “Адмирал Фокин”, “Адмирал Головко” и “Варяг”. Заклали их в 60-61 годах, спустили на воду в 61-63-ем. В 90-ые все поочередно,кроме “Адмирала Головко”, списали в утиль. Тот продержался до конца 2002-го.

Основой вооружения был противокорабельный ракетный комплекс(ПРПК) с ракетой длиною почти в 10 метров, и весом в 4,2-4,5 тонны. Дальность стрельбы — 100-300 км, высота полета — с 300-от метров до 7-ми км.

Проект 1164

Были следующим витком в развитии ракетных крейсеров. Строительство начали в 1972-ом году. Прошедший через сито конкурсных работ, окончательный эскиз утвердили в августе 74-го. Изначально планировали выпустить 10 единиц, но в ходе работ сошлись только на 3-ех. Первый корабль заложили в 76-ом, а на вооружение приняли в 83-ем. Сейчас все три находятся на вооружении ВМС РФ — это “Москва”, еще один “Варяг” и “Маршал Устинов”. Было несколько подвидов вооружения — противокорабельное, противолодочное(призванное уничтожать подлодки), две реактивные бомбовые установки, призванные уничтожат выпущенные по кораблю торпеды, 10-ть зенитно-ракетных установок, 6-ть зениток и два корабельных орудия калибром 130 мм. Как можно увидеть, вооружены такие крейсеры были “до зубов”. Основным боевым орудием является 16 пусковых установок “Вулкан”. Весит подобная ракета 6-ть тонн и имеет максимальную скорость в 3000 км/час. Радиус поражения — 700 км. Также стоит отметить комплект торпед, направленных на уничтожение, в основном, подводных кораблей противника. Всего в базовом наличии их было 10-ть штук, длиной до 7-ми метров и весом около 2-ух тонн. Разгоняться такая махина могла до 100-а км/час, а поражала цели на расстоянии до 22 км.

Проект 1144

И, наконец, на десерт — атомные реактивные крейсера. Были построены в период с 1973-го по 1996-ой года. Так как корабли строились с большим временным промежутком, то вспомогательное вооружение на них может сильно отличаться, в зависимости от года спуска на воду и развития технологий на тот момент. Наиболее совершенные орудия, что логично, были установлены на самый последний по выпуску корабль — “Петр Великий”.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

Мнение эксперта Александр Николаевич Румянцев Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

В основе же орудий каждого корабля лежит противокорабельные ракеты П-700 “Гранит”. При длине в 10-ть метров, они достигали 7-ми тонной массы и могли развивать скорость свыше 3000 км/час.

В боевой части переносить ядерный заряд. Также стоит отметить зенитно-ракетные комплексы “Оса-М” и “Кинжал”. В качестве зенитной артиллерии выступали АК-130 с калибром 130 мм, имелся противолодочный ракетно-торпедный комплекс РПК-6М “Водопад”, морской бомбомет “Смерч-3” и противоторпедные ракеты “Удав-1М”

Отличительным свойством крейсеров “Проекта 1144” была атомная энергоустановка, которая выступала в качестве сердца и мотора. Без перезарядки функционирует 10-11 лет. Всего выпущено 4-ре корабля — “Киров”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Нахимов” и “Петр Великий”. Из всех перечисленных только последний сейчас состоит на службе в ВМС РФ. Остальные либо сданы в утиль, либо находятся на модернизации.

Служба

  • 1984 год — первый боевой поход в Средиземное море.
  • 18 мая 1984 года, во время инцидента со взрывом складов с боеприпасами в Североморске, остался в гавани — в отличие от остальных кораблей базы, для того чтобы в случае старта ракет с горящего склада в сторону города или атомного ракетного подводного крейсера находящегося у причала сбить их средствами корабельного ПВО.
  • Из-за случившейся на крейсере серьёзной поломки главного редуктора турбозубчатого агрегата, ещё во время срочного похода к месту аварии атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» в 1989 году, и в дальнейшем усугубленной проблемами с главной энергетической установкой, корабль с 1990 года ни разу не выходил в море.
  • В 1992 году переименован в ТАРКР «Адмирал Ушаков» в честь Ф. Ф. Ушакова.
  • В 1999 году корабль поставлен на модернизацию в Северодвинске.
  • В 2000—2001 годах был начат средний ремонт с модернизацией
  • В 2002 году крейсер был выведен из состава флота, а в 2004 году имя «Адмирал Ушаков» было присвоено эскадренному миноносцу «Бесстрашный», крейсеру возвращено имя «Киров».
  • По состоянию на 2008 год, предназначался для утилизации.
  • По состоянию на 2009 год, по заявлению 1-го заместителя Министра обороны РФ Владимира Поповкина, решение о восстановлении ТАРКР «Киров» не принято.
  • В 2011 году планировалась полная модернизация крейсера по программе развития ВМФ. Ввод в строй планируется не позднее 2020 года.
  • Осенью 2012 года в общественную интернет-приёмную заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина поступило обращение:

Уважаемый Дмитрий Олегович! К Вам обращаются тысячи людей, служивших в разное время на атомном крейсере «Киров», который в настоящее время стоит на приколе в г.Северодвинске. В 2009г мы обратились к Президенту РФ с просьбой разъяснить нам дальнейшую судьбу корабля… Не будем утомлять Вас военной терминологией о предназначении атомных крейсеров данного проекта, а скажем в двух словах: атомный крейсер – это мощь флота и престиж страны! Уважаемый Дмитрий Олегович! Помогите нам (и стране!) спасти наш крейсер! Председатель совета ветеранов атомного крейсера «Киров», В.Р., Секретарь совета – Б.П.Ответ: Крейсер «Киров» (ныне «Адмирал Ушаков») возвращен в состав Военно-Морского Флота. В настоящее время ведется разработка проекта модернизации кораблей этого типа.

  • В декабре 2013 года у специалистов Центра судостроения «Звёздочка» появилось мнение о необходимости скорейшей утилизации активной зоны крейсера.
  • По сообщению пресс-секретаря Центра судоремонта «Звёздочка» Евгения Гладышева от 9 июня 2014 года ТАРКР «Адмирал Ушаков» начнут утилизировать не ранее 2016 года. В бюджет госкорпорации «Росатом» на 2015 год включена сумма, которую планируется потратить на разработку проектной документации на утилизацию ТАРКР «Адмирал Ушаков». Отработанное ядерное топливо из него не выгружалось, однако специалистами «Звёздочки» были проведены работы по герметизации опасной реакторной зоны.
  • 25 апреля 2015 года на крейсере состоялась церемония торжественного поднятия Андреевского флага, посвященная 34-летию нахождения крейсера в составе ВМФ.
  • В августе 2015 года принято окончательное решение об утилизации крейсера. Тендер на разработку проекта по утилизации крейсера объявила корпорация «Росатом». Согласно конкурсной документации, проект по утилизации корабля должен быть готов до 30 ноября 2016 года.
  • Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске выгрузит за счёт средств Италии отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) с выведенного из эксплуатации одного из крупнейших боевых кораблей отечественного надводного флота — тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Киров».

История службы

Атомный ракетный крейсер «Киров», вступив в строй, обосновался на Северном флоте. Он считался полноправным «наследником» крейсера, сражавшегося с нацистами, ему перешли награды предшественника и звание краснознамённого. При вручении ордена и флага присутствовали ветераны экипажа первого «Кирова». Корабль исправно нёс службу, участвовал в учениях, а в 1983 году впервые вышел в боевой поход в Средиземноморье. В 1989 году принял участие в операции по спасению субмарины «Комсомолец».

Именно в этом походе на крейсере произошла авария, последствия которой сыграли в его судьбе отрицательную роль. Поломка редуктора, усугубленная затем проблемами с энергетической установкой, привела к тому, что с 1990 года тяжёлый крейсер в море не выходил, ожидая ремонта. Сорвалось и второе боевое дежурство «Кирова» в Средиземном море.

Вместо ремонта «дождались» развала Советского Союза и отсутствия средств на любой ремонт. Все «Орланы», кроме находящегося в достройке «Юрия Андропова», зачислили в резерв. В 1992 году крейсера переименовали, присвоив им имена флотоводцев. Крейсер «Киров» стал «Адмиралом Ушаковым», а «Фрунзе» и «Калинин» – «Адмиралами» «Лазаревым» и «Нахимовым».

Причём «Киров» переименовали только формально, а литеры с прежним названием даже не закрасили.

Недостроенный «Андропов» стал «Петром Великим» и ему повезло больше всех «систершипов». В условиях экономического кризиса «Петра Великого» удалось достроить и ввести в строй, сделав флагманом Северного флота. «Адмирал Ушаков», активно прослуживший всего десять лет, и даже «Нахимов», вступивший в строй только в 1988 году, ветшали в резерве без должного ухода. Кроме того, выяснилось, что крейсера проекта 1164 по боевым возможностям уступают «Орланам» не так сильно, а в эксплуатации гораздо проще и дешевле.

В 1999 году объявили о начале ремонтных работ на «Ушакове», ожидалось проведение модернизации. Фактически работы так и не начались, и в 2002 году крейсер вывели из состава флота, вернув ему при этом имя «Киров». Здесь стоит оговориться, что в СССР нередко переименовывали продаваемые на слом корабли, во избежание публикаций типа «Россию» продали на металл». Первое десятилетие нового века крейсер провёл в отстое. За него пытались бороться.

Ветераны крейсера обращались в правительство с просьбами спасти «Киров», символизирующий престиж флота – им отвечали, что атомоход вернут в списки флота и модернизируют. На практике же было принято окончательное постановление об утилизации корабля. В 2016 году начали выгрузку топлива из реакторов. Демонтажа ожидает и «Адмирал Лазарев», пробывший в строю всего пять лет. Вероятно, что после модернизации вступит в строй «Адмирал Нахимов».

Проект «Орлан»

Первые корабли-атомоходы начали строиться в 50-х годах. В СССР спустили на воду атомный ледокол «Ленин», в США – грузопассажирское судно «Саванна». Достаточно быстро началось строительство атомных субмарин – того класса, где преимущества реакторов многократно перекрывали недостатки. Сложнее обстояло дело с надводными кораблями.

Советские конструкторы решили, что сложность и дороговизна ядерного судна будут оправданы не только его автономностью, но и высокими боевыми качествами.

Изначально оснащать атомоход всем возможным вооружением не предполагалось – наоборот, «обязанности» должны были разделить крейсер проекта 1165 и противолодочный корабль проекта 1144. Один нёс ударное противокорабельное вооружение, второй обеспечивал его противолодочную оборону.

Затем решили, что строить по два корабля, не способные эффективно действовать друг без друга, нерационально. Постановили усилить проект 1144 ударным вооружением, и первый «Орлан» был заложен под обозначением «атомный противолодочный крейсер».

В июне 1977 года – за несколько месяцев до спуска головного крейсера на воду – классификация снова изменилась. Крейсер «набрал» такое количество вооружения, что противолодочные функции стали лишь одной из многих его задач, и официально считался теперь просто «тяжёлым ракетным крейсером». Флот принял «Киров» в последние дни 1980 года. Предполагалось построить пять кораблей проекта, но до 1991 года не успели достроить даже четвёртый, а строительство пятого отменили.

Ударная мощь

В классификации НАТО корабли проекта 1144.2 именуются Kirov-class battlecruiser, то есть «линейные крейсеры», из-за их внушительных габаритов и ударного вооружения. Эти суда предназначены для выполнения широкого круга задач в дальней морской зоне: борьба с группами кораблей и их перехват, охрана морских караванов и поддержка крупных флотских соединений.

«Адмирал Нахимов» имеет водоизмещение в 24,3 тыс. т при длине 252 м и ширине 28,5 м. Как и другие крейсеры проекта 1144.2, он стал одним из самых крупных в мире неавианесущих кораблей, построенных после Второй мировой войны. Его экипаж составляет 727 человек, включая 97 офицеров.

  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» Северного флота ВМФ РФ в Баренцевом море
  • РИА Новости

Корабли 1144.2 являются атомными — их питает энергетическая установка мощностью 342 МВт с двумя реакторами КН-3, работающими на обогащённом уране. Она может снабжать судно энергией на протяжении 10—11 лет без перезарядки.

Максимальная скорость «Адмирала Нахимова» составляет 32 узла (около 60 км/ч), при этом корабль не имеет ограничения по запасу хода на атомных реакторах. Длительность автономного плавания составляет до 60 дней.

Также по теме


Импортозамещение на флоте: как Россия оснащает «адмиральские» фрегаты проекта 22350 новыми двигателями

Объединённая двигателестроительная корпорация поставила первый морской дизель-газотурбинный агрегат М55Р для фрегата проекта 22350. Он…

Напомним, что одной из главных отличительных особенностей крейсера проекта 1144.2 является его вооружение.

Ударная мощь обновлённого «Адмирала Нахимова» будет представлена многоцелевым комплексом «Калибр» и «Оникс» с боезапасом до 80 ракет.

До начала модернизации в боекомплект этого корабля входили ракеты П-700 «Гранит» дальностью действия до 700—800 км, способные уничтожать крупные надводные объекты, в том числе авианосцы. Также арсенал крейсера включал несколько видов торпедно-минного вооружения.

За противовоздушную оборону корабля отвечали зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», система 4К33 «Оса-М» и артиллерийская установка 3М87 «Кортик».

«Адмирал Нахимов» несёт и артиллерийское вооружение — спаренную установку АК-130 калибра 130 мм. На крейсере размещаются три противолодочных вертолёта Ка-27 ПЛ.

При этом в Минобороны России ранее сообщили, что после завершения модернизации «Адмирал Нахимов» будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками, а его ввод в строй «существенно усилит потенциал надводных сил» Северного флота. По своим возможностям советский крейсер станет практически новым кораблём, отметили в оборонном ведомстве. 

Эксперты, в свою очередь, называют крейсеры проекта 1144.2 уникальными, отмечая, что у других государств нет схожих по ударной мощи кораблей.

По его словам, после модернизации с ними станет ещё сложнее конкурировать по мощи.

«Если мы говорим про «Адмирала Нахимова», то на его борту будут размещены ракеты «Калибр», «Оникс», будут поставлены системы С-400, будут заменены другие комплексы вооружений, которые сегодня только внедряются в вооружённые силы или должны быть внедрены в перспективе», — пояснил он.

Дмитрий Литовкин напомнил, что модернизацию пройдёт и другой крейсер 1144.2 — «Пётр Великий», который также получит новые виды вооружения. При этом такие большие корабли должны применяться в составе ударных морских соединений, говорит эксперт.

«Надо понимать, что один крейсер в море не ходит. Его должны окружать корабли сопровождения для того, чтобы создавать барьеры для средств поражения противника. Сейчас строятся фрегаты, которые должны будут ходить вместе с «Петром Великим» и «Нахимовым», — пояснил аналитик.

По мнению главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, «Адмирал Нахимов» и крейсеры проекта 1144.2 выделяются на фоне других кораблей в том числе и благодаря своей энергетической установке. 

По его словам, корабли такого класса с тяжёлым вооружением сейчас очень востребованы в российском флоте, в том числе и из-за сложной геополитической ситуации в мире.

Услуга

Макет Кирова в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Киров был заложен в Орджоникидзевском дворе , Ленинград 22 октября 1935 г. Она была открыта 30 ноября 1936 года и было завершено 26 сентября 1938 г. Она была введена в эксплуатацию в Балтийском флоте осенью 1938 года, но до сих пор работал в начало 1939 г. Киров отплыл в Ригу 22 октября, когда Советский Союз начал оккупировать Латвию , продолжив путь в Лиепаю на следующий день.

Вторая Мировая Война

Во время Зимней войны , Кирова , в сопровождении эсминцев Smetlivyi и Stremitel’nyi , пытались бомбардировать финские береговые оборонительные пушки на Russarö , 5 км (3,1 миль) к югу от Ханко на 30 ноября. Она произвела всего 35 выстрелов, прежде чем была повреждена в результате нескольких промахов, и ей пришлось вернуться на советскую военно-морскую базу в Лиепае для ремонта. Она оставалась там до конца Зимней войны, а затем с октября 1940 года по 21 мая 1941 года находилась на ремонте в Кронштадте .

Базируясь недалеко от Риги во время нападения Германии на Советский Союз в июне 1941 года, Киров оказался в ловушке в Рижском заливе из- за стремительного наступления противника. Поддерживал минные вылеты советских миноносцев в западной половине Ирбенского пролива вечерами 24–25 и 26–27 июня. Выгрузив топливо и боеприпасы, чтобы уменьшить осадку, она с большим трудом прошла через неглубокий канал Лунного пролива (между островом Муху и материковой частью Эстонии ) и к концу июня сумела добраться до Таллинна . Киров обеспечивал артиллерийскую поддержку во время обороны Таллинна и служил флагманом эвакуационного флота из Таллинна в Ленинград в конце августа 1941 года. Большую часть оставшейся части войны он был блокирован в Ленинграде и Кронштадте минными полями Оси и мог только огневую поддержку защитников блокадного Ленинграда . Она была повреждена рядом немецких воздушных и артиллерийских атак, наиболее серьезные 4–5 апреля 1942 года, когда она была поражена тремя бомбами и одним 15-сантиметровым (5,9 дюйма) снарядом, повредившим все шесть 100-мм зенитных орудий, кормовую воронку. , грот-мачта, погибли 86 моряков и были ранены 46. Ремонт занял два месяца, в течение которых ее катапульта была снята; Была установлена ​​более легкая грот-мачта и увеличено ее зенитное вооружение. После освобождения Ленинграда в начале 1944 года Киров остался там и не принимал дальнейшего участия в войне, за исключением обеспечения огневой поддержки советского Выборгско-Петрозаводского наступления в середине 1944 года.

Послевоенный

Киров был поврежден немецкой магнитной миной при выезде из Кронштадта 17 октября 1945 года и находился в ремонте до 20 декабря 1946 года. Он был переоборудован с ноября 1949 года по апрель 1953 года, в ходе которого была полностью отремонтирована ее техника, а также ее радары, системы управления огнем и противотанковые системы. — авиационные орудия заменены на новейшие советские системы. Она принимала участие в маневрах флота в Северном море в январе 1956 года она была классифицирована как учебный крейсер, регулярно посещает Польшу и Восточную Германию , 2 августа 1961 года и продана на слом 22 февраля 1974 г. Когда Киров был выведен из эксплуатации, две орудийных башен были установлен в Санкт-Петербурге как памятник.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.