Крейсер «варяг»: удивительные факты о легенде русского флота

Алан-э-Дейл       14.11.2023 г.

Оглавление

На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов

В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 — 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» — 14 152 мм; «Нийтака» — 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» — 10 152 мм, «Акаси» — 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.

В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 — 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».

То есть в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том как на русском крейсере велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажа. И могло ли быть выпущено такое количество снарядов на крейсере, лишившемся к концу боя 75 % своей артиллерии?

Речь Николая II, обращенная к героям Чемульпо

Царь Николай II произнес в Зимнем дворце проникновенную речь в честь героев. В ней, в частности, было сказано о следующем:

  • Он назвал моряков «братцами», объявив, что счастлив видеть их благополучно возвратившимися на родину и здоровыми. Отметил, что они, пролив свою кровь, тем самым совершили поступок, достойный подвигов наших предков, отцов и дедов. Вписали новую героическую страницу в историю российского флота, оставив в ней навечно имена «Варяга» и «Корейца». Их подвиг станет бессмертным.
  • Николай выразил уверенность в том, что каждый из героев до самого конца своей службы будет достоин полученной награды. А также подчеркнул, что все жители России читали о подвиге, совершенном под Чемульпо, с трепетным волнением и любовью. Царь от всей души поблагодарил моряков за поддержание чести Андреевского флага, а также достоинства Великой и Святой Руси. Он поднял бокал за будущие победы славного флота и за здоровье героев.

Предыстория

— Мой отец восстанавливал Черноморский судостроительный завод в Николаеве после войны. Он рассказывал, что из 700 довоенных зданий остались целыми только два. Но уже через пять лет завод не только восстановили, но и спустили на воду первое судно, а с 60-х годов начали строить вертолетоносцы. На завод я пришел после учебы и думал, что строить корабли буду всю жизнь.

Легендарный «Варяг» стал шестым крейсером, запущенным в производство в декабре 1985 года. Изначально он назывался «Рига», на ЧСЗ даже приезжал мэр города Рига, пообещавший строителям одноименные мопеды. Но Союз пал. Рига оказалась за границей и крейсер переименовали в «Варяг».

К началу 90-х его готовность составляла почти 70 процентов, но все работы были заморожены. И украинские власти приняли решение крейсер продать. Покупателем стала китайская туристическая из Макао.

Я оставался на «Варяге» до конца. И так получилось, что проводил его в последний путь. Со мной на борту были старый товарищ Михаил Ентис и переводчик с китайского Михаил Криворучко.

История корабля

Бронепалубный крейсер I ранга «Варяг» не одерживал громких побед и не имел почётных наград. Ему не довелось стать участником крупных морских сражений. В самом начале Русско-Японской войны он был застигнут врасплох эскадрой из 15 кораблей неприятеля, и судьба корабля была предрешена. Однако русские моряки не собирались сдаваться, и крейсер вступил в неравный бой, ставший для него первым и последним. Это решение командира корабля В. Ф. Руднева увековечило имя «Варяга» в истории, и долгие годы крейсер является символом мужества и отваги русских моряков.

Весть о героической гибели «Варяга» быстро разлетелась по миру. На протяжении последующих десятилетий в его подвиге находили вдохновение многие деятели искусств как в Российской Империи и СССР, так и за их пределами. Даже противники прониклись уважением к русским морякам: в 1907 году командир корабля Руднев был награждён японским орденом.

Царская свита

По завершении доработок корабль ушел из Филадельфии и отправился в Кронштадт, куда и прибыл в начале мая 1901 года. Через 2 недели его осмотрел лично царь Николай II. Нельзя отрицать – выглядел крейсер отлично, и судьба его поначалу складывалась удачно.

Впечатление у монарха было настолько хорошее, что он немедленно включил крейсер в состав группы сопровождения собственной яхты для поездки в Европу. Решение оправдывалось тем, что крейсер все равно был обречен на долгое плавание к месту несения службы – его приписали к Порт-Артуру.

Корабль побывал во многих портах Старого Света, и везде его встречали восторженно. На крейсер в прямом смысле ходили экскурсии «хорошего общества» тех портов, где он появлялся. Это было приятно для командира (В.Ф.Руднева), но вредно с военной точки зрения. Ведь во время своего путешествия «Варяг» заходил и в Нагасаки – популярный у иностранных моряков японский порт. Разведка микадо работала неплохо, и получила возможность разузнать побольше о российском корабле.

Пока российское командование преисполнялось уверенности в своем военном превосходстве над японцами, те готовились к войне всерьез. В Японии брали на вооружение новейшие боеприпасы и артиллерию, капитаны и адмиралы великолепно знали театр будущих боевых действий, на всех уровнях царили дисциплина и порядок.

Российские матросы несли службу исправно, но коррупция в верхах – не изобретение наших дней. Среди высшего военного руководства России хватало людей некомпетентных, не желающих нести ответственность за последствия своих распоряжений.

Без шансов на успех

В ночь на 27 января 1904 года восемь японских миноносцев провели торпедную атаку кораблей российского флота, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура. Это событие сделало войну между двумя державами неизбежной. В то же самое время командующий японской эскадрой контр-адмирал Сотокити Уриу получил приказ атаковать русские корабли, находящиеся в нейтральной зоне близ корейского порта, о чем были оповещены капитаны всех судов, стоявших на якоре в Чемульпо.

Еще до захода японских военных судов в гавань штурман Беренс, предвосхищая бесперспективность сражения, предложил Рудневу вывести все три российских судна – «Варяг», «Кореец» и «Сунгари» – на портовый фарватер и затопить их, тем самым перекрыв японской эскадре доступ в порт. Экипажи, по мнению Беренса, должны были пробиваться в Маньчжурию сухопутным путем через Корею и Китай. Вскоре Руднев приказал судам покинуть Чемульпо, но не для затопления, а для того, чтобы дать японцам бой.

В этой ситуации опытный капитан действовал в соответствии с Морским Уставом 1720 года, который не предполагал иных действий, как принять бой, даже перед лицом превосходящих сил противника. Он наверняка знал о печальной участи экипажа фрегата «Рафаил», который в 1829 году капитулировал перед турками. После возвращения из турецкого плена почти все офицеры были преданы суду и казнены.

«Варяг», оснащенный шестидюймовыми орудиями, имел мало шансов против восьми– и десятидюймовых пушек японских крейсеров «Асама», «Нанива» и «Такашихе». Одним залпом японская эскадра могла пустить на дно все русские корабли. Ход боя лишь подтвердил преимущества японцев. При этом адмирал Уриу, рассматривая «Варяг» в качестве потенциального трофея, приказал стрелять преимущественно осколочными снарядами. Это наносило серьезный урон живой силе, но оставляло минимальные повреждения на корпусе судна. Русские моряки напротив стреляли бронебойными, но, согласно рапорту японского контр-адмирала, почти все выстрелы прошли мимо цели.

Попавшие под шквальный огонь «Варяг» и «Кореец» стали спешно отступать в сторону порта. Канонерка, прикрывая крейсер, все же смогла потопить преследовавший их японский миноносец, вызвать пожар на флагмане «Асама», а также вывести из строя еще два вражеских крейсера. Однако прижавшись к гавани российские корабли оказались в западне. Руднев вынужден был решиться на единственный, по его мнению, верный шаг. Он приказал открыть на «Варяге» кингстоны: вода хлынула в трюмы и чрез три часа крейсер завалился на левый борт.

Тактико-технические характеристики «Варяга»

Строила крейсер в Филадельфии американская судостроительная компания. Началось строительство в 1898 году, спущен на воду корабль был в 1899 году. В 1900 году его передали Российской империи. В 1901 году он вошёл в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировался в Порт-Артуре.

Длина судна составляла 129,5 метра, ширина равнялась 16 метрам. Судно было оснащено паровыми машинами тройного расширения, так называемые котлы Никлосса. На испытаниях 1900 года показал скорость 24,5 узла. Фактически же мог ходить со скоростью 16 узлов. Экипаж состоял из 570 человек. На вооружении состояло: 12 орудий калибра 152 мм, 12 орудий калибра 75 мм, 8 орудий калибра 47 мм, 2 орудия калибра 37 мм, 2 скорострельные пушки калибра 64 мм, 2 пулемёта и 8 торпедных аппаратов.

Построен в США

Крейсер «Варяг» был заказан в США и обошелся русской казне в 6 млн рублей. Дело в том, что мощностей русских судостроительных предприятий для оперативного выполнения заказа не хватало. Поэтому военное ведомство Российской империи, озабоченное необходимостью противостоять ведущим морским державам, решило обратиться за океан.

«Варяг» был построен американской за два года и пять месяцев. Он сошел со стапелей филадельфийских доков 1 ноября 1899 года. Корабль был очень красив! Все американские газеты разместили его изображения, называя вершиной инженерной мысли и чудом американской техники.

Развитие событий

Изучая историю крейсера «Варяг», дадим развернутую картину событий 9 февраля по часам:

  • 7.30. Как уже было упомянуто выше, командующий эскадрой японцев Уриу отправляет телеграмму стоящим в бухте судам о состоянии войны между русскими и японцами, где было указано, что нейтральная бухта будет им вынужденно атакована в 16 часов, если русские к 12 часам не появятся в открытом море.
  • 9.30. О телеграмме становится известно Рудневу, который находился на борту корабля англичан «Талбот». Здесь происходит короткое совещание и принимается решение о том, чтобы, покинув бухту, дать бой японцам.
  • 11.20. «Кореец» и «Варяг» выходят в море. При этом на судах иностранных держав, соблюдавших нейтралитет, были выстроены их команды, которые приветствовали русских, идущих на верную смерть криками «Ура!».
  • 11.30. Крейсера японцев находились у острова Ричи в боевом строю, прикрывая выходы в море, за ними располагались миноносцы. «Чиода» и «Асама» положили начало движению навстречу русским, за ними шли «Ниитака» и «Нанива». Уриу предложилрусским сдаться и получил отказ.
  • 11.47. Вследствие точных ударов японцев на «Варяге» горит палуба, но ее удается потушить. Повреждена часть орудий, есть раненые и убитые. Руднева контузило и тяжело ранило в спину. В строю остается рулевой Снигирев.
  • 12.05. На «Варяге» повреждены рулевые механизмы. Принимается решение, сдать полный назад, не прекращая при этом огонь по кораблям противника. У «Асамы» была выведена из строя кормовая башня и мостик, начались ремонтные работы. Еще на двух крейсерах повреждены орудия, затоплен 1 миноносец. У японцев было убито 30 человек.
  • 12.20. У «Варяга» две пробоины. Принимается решение о возвращении в бухту Чемульпо, исправлении повреждений и продолжении боя.
  • 12.45. Надежды на исправление большей части корабельных орудий не оправдываются.
  • 18.05. По решению команды и капитана русский крейсер «Варяг» затоплен. Канонерская лодка, будучи повреждена взрывами, была также затоплена.

Оказание почестей

После боя русских матросов приняли иностранные корабли. С них было взято обязательство о том, что они не будут участвовать в дальнейших боевых действиях. Через нейтральные порты моряки возвратились в Россию.

В 1904 году, в апреле, экипажи добрались до Петербурга. Царь Николай II приветствовал моряков. Всех их пригласили во дворец на торжественный обед. Специально к этому событию подготовили обеденные приборы, которые затем вручили морякам. А также царь подарил им именные часы.

Бой у Чемульпо ярко продемонстрировал чудеса героизма людей, способных идти на неминуемую гибель для того, чтобы честь и достоинство были сохранены.

В честь этого отважного и в то же время отчаянного шага российских моряков была учреждена специальная медаль. Подвиг моряков с годами не был забыт

Так, в 1954 году, в 50-ю годовщину боя у Чемульпо, Кузнецов Н. Г., командующий военно-морскими силами Советского Союза, наградил 15 его ветеранов медалями «За отвагу».

В 1992 году командиру крейсера Рудневу был установлен памятник в селе Савине, которое находится в Заокском районе Тульской области. Именно там он был похоронен в 1913 году. В городе Владивостоке в 1997 году установили памятник героическому крейсеру «Варяг».

В 2009 году, после того как успешно закончились продолжительные переговоры с представителями Кореи, в Россию были доставлены реликвии, связанные с подвигом двух русских судов. Раньше они хранились в Ичхоне, в музейных запасниках. В 2010 году мэр Ичхона в присутствии Дмитрия Медведева, бывшего на тот момент президентом Российской Федерации, передал нашим дипломатическим работникам гюйс (носовой флаг) крейсера «Варяг». Эта торжественная церемония происходила в столице Южной Кореи, в посольстве России.

На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов

В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 — 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» — 14 152 мм; «Нийтака» — 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» — 10 152 мм, «Акаси» — 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.

В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 — 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».

То есть в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том как на русском крейсере велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажа. И могло ли быть выпущено такое количество снарядов на крейсере, лишившемся к концу боя 75 % своей артиллерии?

Состав вооружения

Основным вооружением крейсера «Варяг» являлись двенадцать шестидюймовых (152 мм) орудий со стволами длиной в 45 калибров. Они разделялись на две батареи – носовую и кормовую, по шесть пушек в каждой. Заряжание орудий главного калибра было раздельным (гильза с зарядом бездымного пороха и снаряд). Боекомплект составлял в общей сложности 2388 выстрелов, по 199 на одну пушку.

Главную артиллерию дополняла третья батарея, состоявшая из двенадцати 75-мм орудий. Заряжались они унитарными патронами, общее количество которых составляло 3000 штук, по 250 выстрелов на каждую пушку.

«Контрминоносная» артиллерия «Варяга» состояла из восьми 47-мм и двух 37-мм орудий, стрелявших унитарными патронами. Боекомплект к этим пушкам составлял, соответственно, 5000 и 2584 выстрела.

Кроме того, на корабле имелись две 63,5-мм пушки на колесных лафетах. Они предназначались не для морского боя, а для вооружения десанта и могли вести огонь непосредственно из шлюпок. В состав боекомплекта к этим орудиям входило 1490 унитарных патронов.

Около боевой рубки на кронштейнах устанавливались два пулемета калибра 7,62 мм. Предназначались они для обстрела катеров и миноносцев противника.

Крейсер оснащался шестью торпедными аппаратами (381 мм). Четыре из них были поворотными и размещались по бортам корабля. На носу и корме находились стационарные аппараты. Боекомплект состоял из двенадцати торпед.

В состав вооружения крейсера также входило 35 мин заграждения. Устанавливать их следовало при помощи шлюпок и плотов. Такой способ в те годы являлся общепринятым.

К сожалению, приходится констатировать, что в начале 20-го века шестидюймовые орудия считались уже недостаточно мощными для вооружения кораблей такого класса, как «Варяг». Это в значительной мере снижало реальные возможности крейсера. Отказ от установки более крупных восьмидюймовых пушек был вызван стремлением к максимальному облегчению корабля – в противном случае он не смог бы развить проектную скорость.

В то же время основным недостатком артиллерии «Варяга» стало её открытое размещение на верхней палубе. У пушек не было даже самых примитивных щитов – их сняли, стараясь максимально уменьшить вес корабля. В результате артиллеристы во время боя попадали в очень уязвимое положение.

Монументы и памятные доски в честь членов экипажа крейсера

Захоронение нижних чинов крейсера «Варяг», Морское кладбище, Владивосток.

Церемония передачи флага крейсера «Варяг». 10 ноября 2010 года.

Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока. Во Владивостоке есть улица Героев «Варяга».

Памятники командиру крейсера В. Ф. Рудневу установлены в Туле, Новомосковске и селе Савино Заокского района Тульской области.

В деревне Савино Заокского района Тульской области 9 февраля 2004 года был открыт Музей командира крейсера «Варяг» В. Ф. Руднева.

10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия исторического морского сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник. Мемориальная доска установлена на здании бывшего госпиталя Красного Креста, где проходили лечение моряки, получившие ранения в ходе боя. Памятник воздвигнут на набережной Инчхона и представляет собой камень с одиноко лежащей на нём бронзовой бескозыркой. Автор монумента — заслуженный скульптор России Андрей Балашов.

На месте затопления крейсера, на берегу залива Ферт-оф-Клайд возле шотландского населённого пункта Лендалфут, 30 июля 2006 года установлена памятная доска. 8 сентября 2007 года там же установлен памятник.

В селе Вутабоси Канашского района Чувашии на здании церкви Святого Пророка и Крестителя Иоанна сохранилась одна мемориальная доска «В этом доме проживал участник русско-японской войны 1904−1905 гг. комендор крейсера „Варяг“ Зиновьев Канон Зиновьевич».

В селе Монастырщина Оричевского района Кировской области установлена мемориальная доска на здании дома культуры, посвящённая герою крейсера «Варяг» подпоручику Поглазову Георгию Константиновичу.

В райцентре Любинский Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф. Е. Михайлову.

В городе Ростове-на-Дону на Братском кладбище (пр. Нагибина) сохранилась могила матроса крейсера «Варяг» Ивана Ефимовича Капленкова, на которой написаны его ФИО, годы жизни и краткая информация об участии в сражении.

В Республике Молдова, в селе Чучуля Глодянского района, на территории кладбища стоит памятник матросу «Варяга» Дмитрию Марк, участвовавшему в сражении у Чемульпо.

На Донском кладбище Ярославля сохранилась могила с надписью: «Шестаков Михаил Ильич, 1875—1940, матрос с „Варяга“».

В июле 2012 в городе Славута (Украина) ветеранами Военно-морского флота установлен памятник на могиле матроса крейсера «Варяг», участника боя у Чемульпо А. Д. Войцеховского.

В июле 2018 года в селе Вертуновка, Бековского района Пензенской области, установлен памятник матросу, санитару, крейсера «Варяг» Сшивнову Петру Спиридоновичу, участвовавшему в сражении у Чемульпо.

В Центрально военно-морском музее находится экспозиция: “Русско-японская война 1904—1905 гг. Бой крейсера «Варяг».

Героическое отступление?

Итоги сражения были не утешительны. Японская эскадра фактически не понесла потерь. Крейсер «Варяг» не был взорван, а вместе с документами и вооружением аккуратно лег на дно на небольшой глубине и вскоре пополнил флотилию рачительных японцев.

В отчете командовавший «Варягом» Руднев объясняет разворот крейсера в разгаре боя попыткой ненадолго выйти из-под обстрела для ремонта механизма управления кораблем и тушения возникших на борту пожаров. Однако японская комиссия, заведовавшая подъемом крейсера со дна, никаких неисправностей не обнаружила.

Кроме того, в своем рапорте командир «Варяга» явно преувеличил количество залпов палубных орудий. По его сведениям было израсходовано 425 снарядов калибра 152 миллиметра, японцы же, проведя ревизию на трофейном корабле, насчитали расход, не превышающий 160 штук.

По воспоминаниям одного из офицеров «Варяга», Руднев ожидал, что всех их по возвращению на родину ожидает трибунал. Однако Николай II, напротив, наградил всех участвовавших в сражении, что вызвало крайнее недоумение у офицерского состава царской армии. Высшее командование справедливо полагало, что героический поступок — это нечто большее, чем простое присутствие на борту корабля.

Продолжение истории

Затопленный крейсер был поднят японцами со дна бухты Чемульпо через полгода после боя. После ремонта и модернизации корабль включён в 1907 г. в состав Императорского флота Японии как учебное судно под названием «Соя». Из уважения к подвигу русских моряков на корме корабля по решению императора Муцихито было сохранено старое название крейсера.

В 1916 г. он был выкуплен у Японии Россией и вошёл в состав русской флотилии Северного Ледовитого океана. В начале 1917 г. судно отправили для ремонта в Великобританию, но впоследствии из-за отказа большевистского правительства выплатить стоимость ремонтных работ оно было конфисковано английским правительством.

1925 год стал окончательной датой гибели «Варяга». В этом году проданный на металлолом корпус бывшего крейсера при транспортировке к месту разборки затонул во время шторма в Ирландском море на прибрежной отмели, где был позже взорван.

За более чем сто лет история крейсера «Варяг», его судьба стала легендой, в которой тяжело отделить реальные факты от выдуманных событий. Но несомненно одно — русские моряки совершили реальный подвиг.

Состав вооружения

Основным вооружением крейсера «Варяг» являлись двенадцать шестидюймовых (152 мм) орудий со стволами длиной в 45 калибров. Они разделялись на две батареи – носовую и кормовую, по шесть пушек в каждой. Заряжание орудий главного калибра было раздельным (гильза с зарядом бездымного пороха и снаряд). Боекомплект составлял в общей сложности 2388 выстрелов, по 199 на одну пушку.

Главную артиллерию дополняла третья батарея, состоявшая из двенадцати 75-мм орудий. Заряжались они унитарными патронами, общее количество которых составляло 3000 штук, по 250 выстрелов на каждую пушку.

«Контрминоносная» артиллерия «Варяга» состояла из восьми 47-мм и двух 37-мм орудий, стрелявших унитарными патронами. Боекомплект к этим пушкам составлял, соответственно, 5000 и 2584 выстрела.

Кроме того, на корабле имелись две 63,5-мм пушки на колесных лафетах. Они предназначались не для морского боя, а для вооружения десанта и могли вести огонь непосредственно из шлюпок. В состав боекомплекта к этим орудиям входило 1490 унитарных патронов.

Около боевой рубки на кронштейнах устанавливались два пулемета калибра 7,62 мм. Предназначались они для обстрела катеров и миноносцев противника.

Крейсер оснащался шестью торпедными аппаратами (381 мм). Четыре из них были поворотными и размещались по бортам корабля. На носу и корме находились стационарные аппараты. Боекомплект состоял из двенадцати торпед.

В состав вооружения крейсера также входило 35 мин заграждения. Устанавливать их следовало при помощи шлюпок и плотов. Такой способ в те годы являлся общепринятым.

К сожалению, приходится констатировать, что в начале 20-го века шестидюймовые орудия считались уже недостаточно мощными для вооружения кораблей такого класса, как «Варяг». Это в значительной мере снижало реальные возможности крейсера. Отказ от установки более крупных восьмидюймовых пушек был вызван стремлением к максимальному облегчению корабля – в противном случае он не смог бы развить проектную скорость.

В то же время основным недостатком артиллерии «Варяга» стало её открытое размещение на верхней палубе. У пушек не было даже самых примитивных щитов – их сняли, стараясь максимально уменьшить вес корабля. В результате артиллеристы во время боя попадали в очень уязвимое положение.

Технические и человеческие потери

Согласно рапорту российской стороны, «Варяг» выпустил более 1,1 тысячи снарядов, «Кореец» — более 50 и дымовую завесу. Однако эти данные подвергаются сомнению: согласно подсчетам оставшихся снарядов, выпущено было гораздо меньше.

Также в рапорте содержатся сведения о потерях со стороны врага:

  1. 1 миноносец потоплен.
  2. 3 крейсера повреждены, один из них затонул.
  3. 30 человек убиты.

Однако японские источники не подтверждают каких-либо потерь со своей стороны. Нет никаких сведений даже о попадании снарядов в судна.

Зато о потерях с российской стороны известно намного больше. «Варяг» сильно пострадал: были разбиты орудия, пробиты огнем 4 больших пробоины и множество мелких, незначительных. Все это удалось восстановить после поднятия крейсера.

Немало жертв оказалось и среди матросов:

  1. Убит офицер Нирод и 38 матросов.
  2. Ранены 3 офицера и 70 нижних чинов.
  3. Ранен в голову и контужен командир Руднев.

После высадки 24 человека остались на лечении, из них двое умерли позднее. 11 человек передали для лечения на другие корабли.

Контр-адмирал во главе «Варяга»

Как известно, после возвращения в Россию и при увольнении в отставку в 1905 году, командир «Варяга» Руднев получил чин контр-адмирала. Уже в наши дни имя Всеволода Федоровича получила одна из улиц в Южном Бутово в Москве. Хотя, может, логичней было все же назвать капитана Руднева, если необходимо выделить среди его известных однофамильцев в военном деле.

Ошибки в названии нет, но этот образ требующий уточнения — в военной истории этот человек остался капитаном 1-го ранга и командиром «Варяга», а как контр-адмирал никак уже себя не мог проявить. А вот явная ошибка прокралась в ряд современных учебников для старшеклассников, где уже звучит «легенда» о том что крейсером «Варяг» командовал именно контр-адмирал Руднев. Вдаваться в подробности и думать о том, что контр-адмиралу командовать бронепалубным крейсером 1-го ранга как то не по рангу, авторы не стали.

Покрепче, парень, вяжи узлы…

Не морские, а те, что связывают с Родиной.

В 1916 году Япония (теперь союзник по Антанте) вместе еще с двумя кораблями вернула крейсер России. Примечательно, что России пришлось еще и заплатить за «Варяг» – официально он был продан.

Он не остался на Тихом океане, а, пройдя частичную модернизацию во Владивостоке, своим ходом перешел Северным морским путем в Романов-на-Мурмане (Мурманск).

Корабль нуждался в ремонте, и с этой целью в начале 1917 года был отправлен в Англию. Там его застало известие о революции, и «союзники» реквизировали его, сделав из него «учебку». В 1919 году «Варяг» продали на лом, но до места он не дошел, сев на рифы. В 1925 году корабль был окончательно уничтожен.

Но это не конец истории. В 1979 году в серии «Советская Украина» заложили ракетный крейсер. Сегодня «Варяг» снова гроза Дальнего Востока, флагман российского Тихоокеанского флота.

Еще один корабль с таким названием строился в Николаеве. После распада СССР авианосец «Варяг» достался Украине, но она не могла и не хотела достраивать его. В 1998 году авианесущий крейсер «Варяг» был продан Китаю.

Там помнят, что в 1905 году японские захватчики рубили головы китайцам, считая жертвы на тысячи. Под названием «Ляонин» ТАВКР «Варяг» патрулирует моря под красным флагом. Он слабее, чем предусматривалось проектом, но захватчикам все же лучше не попадать под его раздачу.

Подвиг крейсера «Варяг» обросла легендами, имеющими мало общего с реальной судьбой корабля и его экипажа. Правда проста: русские моряки умели выполнять приказы и соблюдать правила чести.

Мы пред врагом не спустили славный Андреевский стяг…

Военно-морская династия

Командиру «Варяга» Всеволоду Рудневу довелось провести всего один настоящий бой, в котором он потерпел поражение. Но победившие в том бою японцы восхищались мужеством русского капитана и его команды…

Когда-то предок командира «Варяга» матрос Семен Руднев за храбрость в сражении под Азовом, получил чин офицера. Так началась морская династия Рудневых, каждый представитель которой готов был пожертвовать всем во имя Родины.

Всеволод родился 31 августа 1855 года в городе-крепости Динамюнде, где его отец, капитан 2-го ранга Фёдор Николаевич Руднев, командовал брандвахтой. Федор Николаевич сражался с турками в Черном и Средиземном морях, на Адриатике. В отставку он вышел в 1857 году, уже в чине капитана 1-го ранга. Увидеть сына продолжателем династии ему было не суждено — Федор Руднев умер, когда Всеволоду едва исполнилось 9 лет. Но мальчик всегда мечтал о море.

Заслуги отца помогли ему в 1872 году, когда после окончания гимназии Всеволод решил поступать в Морское училище. Обучение было платным, но за него как за представителя военно-морской династии заплатило государство.

Бронепалубный крейсер «Варяг». Инфографика Подробнее

Предыстория

Рассматривая историю крейсера «Варяг», целесообразным будет обратиться к предшествующим ей событиям. Война России и Японии (1904 – 1905 гг.) велась между двумя империями за контроль над территориями Манчжурии, Кореи, а также над Желтым морем. После длительного перерыва она стала первым большим военным конфликтом, в котором применялось такое новейшее оружие, как дальнобойная артиллерия, броненосцы и миноносцы.

Вопрос Дальнего Востока на тот момент был для Николая II на первом месте. Главным препятствием к доминированию русских в этом регионе была Япония. Николай предвидел неизбежное столкновение с ней и готовился к нему как с дипломатической стороны, так и с военной.

Но в правительстве все же существовала надежда на то, что Япония, испытывая страх перед Россией, воздержится от прямого нападения. Однако ночью 27.01.1904 г. без объявления войны флот Японии неожиданно напал на русскую эскадру у Порт-Артура. Здесь находилась военно-морская база, которую Россия арендовала у Китая.

В результате несколько сильнейших кораблей, принадлежащих к русской эскадре, вышли из строя, что обеспечило высадку в феврале японских военных в Корее без всяких препятствий.

История «Варяга» закончилась его затоплением

После того, как команда судна перешла на нейтральные корабли, на «Варяге» открыли кингстоны. Он затонул. Но в 1905 году японцы подняли крейсер, отремонтировали и ввели в строй под названием «Сойя». В 1916 году корабль был выкуплен россиянами. Шла Первая мировая война, и Япония была уже союзником. Судну вернули его прежнее имя «Варяг», оно стало служить в составе флотилии Северного Ледовитого океана. В начале 1917 года «Варяг» ушел на ремонт в Англию, но был конфискован за долги. Советское правительство не собиралось платить по царским счетам. Дальнейшая судьба корабля незавидная — в 1920 году он был продан немцам на слом. А в 1925 году при буксировке затонул в Ирландском море. Так что покоится корабль вовсе не у берегов Кореи.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.