Оглавление
- «Стабильное и масштабное присутствие»
- Эффект от «калибровизации»
- Защищенные крейсеры
- «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
- «Clemenceau» R 98
- Навязчивая идея «сверхкорабля»
- Конструкция боевого корабля
- История создания
- Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов
- Развитие класса крейсеров в первый послевоенный период[править | править код]
- Линкоры Советского производства
- Примечания
«Стабильное и масштабное присутствие»
В беседе с RT доктор военных наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков обратил внимание на необходимость массового строительства кораблей крупного водоизмещения. В настоящее время на отечественных верфях ведётся производство девяти надводных судов данного класса
Однако эксперт назвал этот объём недостаточным.
Сивков считает, что для обеспечения устойчивого присутствия ВМФ в разных районах Мирового океана требуется заложить новые корабли первого ранга (водоизмещением свыше 5 тыс. т).
Также по теме
«Гарантированный прорыв ПРО»: какими возможностями обладают новейшие российские подводные крейсеры
Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 «Борей» являются самыми современными атомными субмаринами ВМФ…
В задачи Минобороны РФ входит обеспечение постоянного присутствия около 100 кораблей ВМФ в дальней морской зоне. В октябре прошлого года задачи в Мировом океане выполняли около 100 судов различного класса. Такие данные приводились в поздравительной телеграмме адмирала Владимира Королёва (занимал должность главкома ВМФ с 7 апреля 2016 по 3 мая 2019 года. — RT). Однако, по актуальной информации главкомата ВМФ, сейчас вдали от родных берегов Андреевский флаг демонстрируют 70 отечественных кораблей.
«Стабильное и масштабное присутствие в Мировом океане, безусловно, требует ввода в строй новых фрегатов, эсминцев, крейсеров, но что ещё важнее — авианосцев, выполняющих функцию плавучих аэродромов. Малоразмерные корабли при всех их достоинствах в океанской зоне не обладают достаточной боевой устойчивостью», — пояснил Сивков.
Положительные перемены эксперт связывает с окончанием ремонта тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», а также началом строительства морских платформ нового поколения — универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Прибой», новых авианосцев (проект 23000 «Шторм», проект 11430 «Ламантин»), эскадренных миноносцев проекта 23560 «Лидер».
На сегодняшний день Минобороны РФ не анонсировало точных сроков начала строительства крупнотоннажных кораблей нового поколения. Однако, как ожидается, в ближайшие годы в состав ВМФ войдут два УДК и один авианосец. В «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК) неоднократно говорили о готовности запустить производство кораблей различного класса для нужд ВМФ.
- Макет эсминца проекта 23560 (шифр «Лидер»)
9 декабря президент ОСК Алексей Рахманов сообщил о том, что судостроительные предприятия РФ могут реализовать «длинную серию кораблей дальней морской зоны», имея в виду проект эсминца «Лидер». По его словам, эскадренные миноносцы будут оснащены атомной силовой установкой.
Как полагает Дмитрий Корнев, заявление Рахманова свидетельствует о том, что военно-политическое руководство РФ приняло принципиальное решение о реализации проекта 23560. Строительство первых эскадренных миноносцев может начаться после 2020 года. Об этом в июне прошлого года говорил журналистам заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.
Производство эсминцев, как прогнозирует Корнев, может развернуться на нескольких верфях в разных частях страны, в том числе на новом заводе «Звезда» в Большом Камне (Приморский край). Важным преимуществом «Лидера» станет атомная установка, которая позволит выполнять задачи в любом районе Мирового океана на протяжении нескольких месяцев, подчеркнул собеседник RT.
Эффект от «калибровизации»
Опасность потери Севастопольской бухты не позволяла должным образом проводить обновление корабельного состава, отметил в беседе с RT военный обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко. С возвращением полуострова ЧФ получил мощнейший стимул для развития.
«Крым — это наш непотопляемый сухопутный авианосец. Наличие полноценной вооружённой группировки на полуострове позволяет контролировать Черноморский регион вплоть до Босфора. Пребывание Крыма в составе Украины накладывало массу надуманных ограничений. Практически сразу после возвращения полуострова Черноморский флот вышел в лидеры по количеству новых поставляемых кораблей», — отметил Дрозденко.
Также по теме
Южный форпост ВМФ: какими возможностями обладает Новороссийская военно-морская база
Строительство Новороссийской военно-морской базы (НВМБ) будет завершено в 2020 году. Об этом сообщил журналистам её начальник —…
В состав ЧФ входят семь дизель-электрических подводных лодок (шесть субмарин проекта 636.3 «Варшавянка» и одна — проекта 877 «Палтус»), а также 48 надводных боевых кораблей.
Крупнейшие из них — ракетный крейсер проекта 1164 «Москва» (флагман), три сторожевых корабля советской постройки («Сметливый», «Ладный», «Пытливый») и три современной: «Адмирал Григорович» (2016), «Адмирал Эссен» (2016) и «Адмирал Макаров» (2017). На службе морской пехоты ЧФ находятся семь больших десантных кораблей проектов 1171 и 775.
Кроме того, Черноморский флот располагает шестью малыми противолодочными кораблями проекта 1124М, построенными в 1980-е годы. В 2018 году ЧФ получил новейший патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков». В 2019—2022 годах Андреевский флаг планируется поднять ещё над пятью аналогичными кораблями.
Обновляется ЧФ и за счёт малых ракетных кораблей (МРК). В частности, в последние годы в его состав вошли несколько МРК современного проекта 21631. В ближайшие годы оперативно-стратегическое объединение должно пополниться новыми кораблями данного класса, построенными по проекту 22800 «Каракурт».
В марте 2019 года командующий Черноморским флотом Александр Моисеев сообщил СМИ, что доля модернизированной техники в составе оперативно-стратегического объединения увеличится до 70%.
Дмитрий Дрозденко считает, что акцент при перевооружении ЧФ делается на усилении его ударных возможностей.
«Почти все новые корабли — носители «Калибров». Это подлодки 636.3, сторожевые корабли проекта 11356, «Каракурты». Современные патрульные корабли имеют модульную конструкцию — при необходимости их можно оснастить пусковыми установками для крылатых ракет», — рассказал эксперт.
- Пуск из подводного положения крылатых ракет «Калибр» по объектам террористов в Сирии
- РИА Новости
В свою очередь, доктор военных наук капитан первого ранга в отставке Константин Сивков заявил в беседе с RT, что корабли, оснащённые комплексом «Калибр», могут наносить удары на «стратегическую глубину». Дальность ракеты при стрельбе по морским целям составляет порядка 300 км, по сухопутным — 1500 км.
«Благодаря «Калибрам» наш флот «накрывает» всю акваторию Чёрного моря, не выходя из пунктов базирования. При этом носителями данных ракет являются корабли с небольшим водоизмещением. Однако на фоне «калибровизации» я бы не стал списывать со счетов флагман ЧФ крейсер «Москва», вооружённый ракетами типа «Вулкан» дальностью до 700 км», — отметил Сивков.
Черноморский флот принимает участие в сирийской военной операции. В режиме ротации на боевом дежурстве у берегов Сирии находятся корабли и подлодки. Удары по объектам террористов на территории САР наносили субмарины проекта «Варшавянка». Боевое крещение получили фрегат «Адмирал Григорович» и малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол».
Защищенные крейсеры
Крейсер Риурик
Россия почти не разрабатывает защищенные крейсеры — тип кораблей, спроектированных британцами, — скорее она сосредоточится на строительстве броненосных крейсеров. Большинство этих судов официально относятся к крейсерам 1- го ранга, за исключением нескольких единиц, которые они отнесены к Балтийскому флоту.
Витязь класс
- Витязь ( Витязь , рыцарь) (1884), проводит экспедицию на Дальний Восток (1886-1889), (1891-1893), был кораблекрушение в Корейском проливе в 1893 году.
- Рында ( Рында колокол) (1885), предпринимает путешествие на Дальний Восток (1886-1889), (1893-1896), превращается в учебный корабль в 1906 году, демонтировано в 1922 году.
Паллада класс
- Паллада ( Паллада ) (1899 г.). Находился на вооружении на Дальнем Востоке (1902-1904 гг.), Затоплен в Порт-Артуре в 1904 г., снят с мели японцами, состоял на службе в Императорском флоте Японии под именем Цугару , преобразован в минный заградитель в 1920 г. Японский флот в 1922 году, затонул как корабль-цель в 1924 году.
- Диана ( Диана ) (1899). Находился на вооружении на Дальнем Востоке (1902-1906 гг.), Интернирован в Сайгоне французскими властями (1904 г.) после битвы на Желтом море, вернулся на службу в Императорский российский флот в 1905 г., выведен из состава флота в 1918 г. , демонтирован. в 1922 г.
- Аврора ( Аврора , Аврора ) (1900). На вооружении на Дальнем Востоке (1902-1906 гг.), Интернирован в США (1904 г.), вернулся в строй в 1905 г., участвовал в Октябрьской революции (1917 г.), переоборудован в учебный корабль для курсантов ВМФ СССР ( 1922-1961), корабль-музей с 1948 года на якоре в порту Санкт-Петербург .
Новик класс
- Новик ( Новик ) (1900) Данциг ). Находился на вооружении на Дальнем Востоке (1903–1904), поврежден, во избежание захвата, затоплен в 1904 году у острова Сахалин , снят с мели японцами в 1904 году, служил в Императорском флоте Японии как легкий крейсер. под названием Suzuya , разобран в 1913 году.
- Боярд ( Боярин , Boyarine ) (1901- Копенгаген ). В строю на Дальнем Востоке (1903–1904), затоплен на мине у въезда в Порт-Артур в 1904 году.
Богатырь класс
Крейсер Аскольд (1900)
- Богатырь ( Богатырь ) (1901- Штеттин ). Находился на вооружении на Дальнем Востоке (1902–1906), совершал экспедицию в Средиземное море (1907–1910), в 1918 г. выведен из состава ВМФ СССР, в 1922 г. распущен.
- Очаков ( Очаков ), переименованный в 1906 году в Кагул ( Кагул ). Был назначен на Черноморский флот (1902 г.), в 1912 г. принадлежал Русскому спасательному обществу, принял имя Кавказ . Переименован в Отчаков в 1917 году, захвачен немцами в 1918 году, захвачен Великобританией и передан Белой армии флоту генерала Врангеля , крещеного генерала Корнилова ( Генерал Корнилов ), интернированного французскими властями в Бизерте в Тунисе , сдался Советскому Союзу. ВМФ 1924 г., разобран в 1933 г.
- Pamiat Merkouria ( Память Меркурия , Меркурий Мемориал ), ранее Kagoul ( Кагул ) в 1906 году . На вооружении Черноморского флота (1902 г.). Разрушенная английскими войсками в 1919 году , отремонтирован, превращается в легкий крейсер, она служила в ВМФ СССР под названием Коминтерн ( Коминтерн ) (1922), выведенныхэксплуатации в 1922 году, отремонтирован в 1923 году, служилкачестве учебного корабля после 1930 и участвовал во время Второй мировой войны .
- Олег ( Олег ) (1903). Отправленный на Дальний Восток в 1905 году, флагманский корабль контр-адмирала Оскара Адольфовича Энквиста в Цусимском сражении (1905), интернированный Соединенными Штатами в конце битвы, вернулся на службу в Императорский российский флот в 1905 году. экспедиция в Средиземное море в 1900 г., торпедирована в 1919 г., расформирована в 1938 г.
Изумруд класс
- Жемчуг ( Жемчуг , жемчуг) (1903 г.). Служил на Дальнем Востоке (1905-1914), интернирован Соединенными Штатами после Цусимского сражения (1905), возобновил службу в Российском императорском флоте в 1905 году, служил в Сибирской флотилии, потоплен в битве при Пенанге в1905 году.1914 г.
- Изумруд ( Изумруд , изумруд) (1903). Ее отправили на Дальний Восток в 1905 году , во избежание захвата японскими войсками, в 1905 годузатопили, затонувшее судно обнаружили водолазы в 1989 году .
«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
Корабль создан по проекту 11435. Является тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР). Местом выпуска корабля стал Черноморский судостроительный завод. Мореходные испытания были проведены в 1985 г. Свое название военный корабль России носит в честь советского военно-морского деятеля адмирала Н. Г. Кузнецова. Как утверждают специалисты, некоторые время данный крейсер был известен как «Тбилиси», «Леонид Брежнев» и «Рига».
С 1991 года судно используется в составе Северного флота. Эксплуатируется в Средиземном море. Для корабля через три года запланирована модернизация. 302-метровое судно с полным водоизмещением 55 тыс. т способно развивать максимальную скорость до 29 морских узлов. В экипаже 1960 человек. В автономном режиме ТАВКР может пребывать не более полутора месяцев. Военный корабль Росси (фото крейсера представлено в статье) вооружен противокорабельными ракетами «Гранит» в количестве 12 единиц, ракетами «Удав-1» — 60 штук. Кроме того, судно комплектуется 24 зенитно-ракетными комплексами, стрельба из которых осуществляется ракетами «Клинок» численностью 192 штуки и «Каштан» — 256 единиц. ТАВКР транспортирует 24 вертолета Ка-27, сверхзвуковые самолеты Як-41 М (16 авиаединиц) и истребители Су-27, численностью до 12 штук.
«Clemenceau» R 98
Во Франции самый большой военный корабль в мире это «Клемансо», являющийся авианосцем. Основной его задачей является поддержка действий всего флота и даже десанта с воздуха. Легкое в своем классе судно оснащено палубой для размещения летательных аппаратов. Максимально садиться сюда могут самолеты или вертолеты с массой не больше 18 тонн. Никакие другие военные корабли Франции не могут похвастаться его значением во флоте. Впервые на воду его спустили в 1957 году, а в 1961 приняли на вооружение. Приписан к порту в Бресте.
- Страна: Франция
- Тип: Авианосец
- Водоизмещение: 32800 т
- Длина: 265 м
- Ширина: 51,2 м
- Вместительность техники: 40 единицы
- Скорость: 32 узла
Навязчивая идея «сверхкорабля»
В завершение следует отметить, что стремлением создать «суперкорабль», более сильный, чем любой потенциальный противник его класса, в разное время озадачивались конструкторы и кораблестроители разных стран. И здесь есть своя закономерность: чем слабее экономика и промышленность государства, тем это стремление активнее; для развитых стран оно, наоборот, менее характерно. Так, в межвоенный период британское Адмиралтейство предпочитало строить весьма скромные по боевым возможностям корабли, но зато в массовом количестве, что в итоге позволяло иметь хорошо сбалансированный флот. Япония же, напротив, стремилась создавать корабли более сильные, чем английские и американские, — таким образом она рассчитывала компенсировать разницу в экономическом развитии со своими будущими соперниками.
В этом отношении особое место занимает кораблестроительная политика тогдашнего СССР. Здесь после решения партии и правительства строить «Большой флот» навязчивая идея «сверхкораблей» фактически была доведена до абсурда. С одной стороны, Сталин, вдохновленный успехами в области авиационной промышленности и танкостроения, слишком поспешно посчитал, что столь же быстро удастся решить все проблемы и в кораблестроительных отраслях. С другой — атмосфера в обществе была такова, что проект любого корабля, предлагаемого промышленностью и не превосходящего по своим возможностям зарубежных собратьев, легко могли посчитать «вредительским» со всеми вытекающими последствиями. У конструкторов и кораблестроителей просто не оставалось выбора: им вынужденно приходилось проектировать «самые мощные» и «самые быстрые» корабли, вооруженные «самой дальнобойной в мире» артиллерией… На практике это выливалось в следующее: корабли с размерами и вооружением линкоров стали именовать тяжелыми крейсерами (зато самыми сильными в мире!), тяжелые крейсера — легкими, а последние — «лидерами эсминцев». В такой подмене одних классов другими еще имелся бы смысл, если отечественные заводы могли бы строить линкоры в тех количествах, в каких другие страны строили тяжелые крейсера. Но поскольку это было, мягко говоря, совсем не так, то шедшие наверх рапорты о выдающихся успехах проектировщиков часто выглядели банальным очковтирательством.
Характерно, что практически все «сверхкорабли», когда-либо воплощенные в металл, не оправдали себя. Достаточно привести в пример японские линкоры «Ямато» и «Мусаси». Они погибли под бомбами американских самолетов, так и не сделав ни одного залпа главным калибром по своим американским «одноклассникам». Но даже если бы им и довелось сойтись с флотом США в линейном бою, они вряд ли могли рассчитывать на успех. Ведь Япония смогла построить лишь два линкора последнего поколения, а Соединенные Штаты — десять. При таком соотношении сил индивидуальное превосходство «Ямато» над отдельно взятым «американцем» уже не играет никакой роли.
Мировой опыт свидетельствует: несколько хорошо сбалансированных кораблей куда лучше одного гиганта с гипертрофированными боевыми характеристиками. И тем не менее в СССР идея «сверхкорабля» не умерла. Спустя четверть века у сталинских левиафанов появились дальние родственники — атомные ракетные крейсера типа «Киров», последователи «Кронштадта» и «Сталинграда». Впрочем, это уже совсем другая история…
Сергей Балакин
- Большие маневры
- Судьба президента
Конструкция боевого корабля
ТАРКР «Петр Великий» на этапе строительства, отличие от своих атомных крейсеров-предшественников с почти аналогичными характеристиками, получил повышенную автономность (до 60 суток) и неограниченную дальность плавания. Корпус крейсера насчитывает 6 палуб, а надстройка — 8 ярусов. В целях повышения живучести корабля важнейшие участки его корпуса имеют броню толщиной от 50 до 100 мм.
Общее количество помещений, предназначенных для жизнедеятельности экипажа, составляет около 1600, включая 140 кают и 30 кубриков, 3 сауны, 15 душевых, спортзал. Штатная численность экипажа составляет 1035 человек, в числе которых 105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов. 18 человек относится к лётному персоналу.
Главная энергетическая установка крейсера оснащена двумя атомными реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами, которые призваны как увеличить общую мощность энергоустановки корабля, так и обеспечить ему возможность проплыть до 1000 миль без применения ЯЭУ. В составе энергосистемы корабля также имеются 8 парогазогенераторами, 4 электростанциями суммарной мощностью 18 МВт, 2 турбины в 75 тысяч лошадиных сил.
История создания
В ответ на строительство в США атомных крейсеров в Советском Союзе началась реализация аналогичной программы. Планировалось построить на Балтийском заводе семь кораблей с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) проекта 1144 «Орлан». Головной корабль серии, ТАРКР «Киров», был заложен 26 марта 1973 года.
Всего было построено четыре крейсера:
- «Киров» (переименован в «Адмирал Ушаков»);
- «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»);
- «Калинин» («Адмирал Нахимов»);
- «Юрий Андропов» («Петр Великий»).
ТАРКР «Петр Великий» был спроектирован Северным ПКБ. 25 апреля 1986 года он заложен под именем «Куйбышев», а позже переименован в «Юрий Андропов», бортовой номер 183.
Корабль получил проектное обозначение 1144.2 и от своих предшественников отличался улучшенным вооружением и увеличенной автономностью.
25 апреля 1989 года состоялся спуск крейсера на воду. Через три года указом президента России от 22.04.1992 г. корабль получил название «Петр Великий» (БН 099).
Затем в связи с недостатком финансирования или политической воли последовал длительный период доработок и ходовых испытаний. Только 9 апреля 1998 года ТАРКР «Петр Великий» вошел в состав ВМФ. 18 апреля 1998 года с поднятием военно-морского флага началась служба на Северном флоте.
Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов
Каким только не называли советский крейсер под кодовым проектом 1143,5. Сегодня он самый большой военный корабль в мире 2021 и тем самым прославляет родину. Как только его не называли, он был «Ригой», «Леонидом Брежневым», но сегодняшнее название всем хорошо известно. Спущен на воду авианосец СССР был в 1985 году, а через пять лет присвоил себе имя адмирала Кузнецова. Создали его на Черноморском заводе. В первую очередь самый большой военный корабль в России предназначен для поражения крупных целей над водой, а также защищает морские границы от нападения со стороны недругов. Его площадь рассчитана на обслуживание и базирование вертолетов и самолетов в общем количестве 52 единиц. «Адмирал Кузнецов» на сегодняшний день единственный большой военный корабль, который может находиться на Черном море в статусе авианосца.
- Страна: Россия
- Тип: Авианосец
- Водоизмещение: 61390 т
- Длина: 306,45 м
- Ширина: 71,96 м
- Вместительность техники: 52 единицы
- Скорость: 29 узлов
Развитие класса крейсеров в первый послевоенный период[править | править код]
В первый послевоенный период строительство новых крейсеров было весьма ограниченным. Флоты США и Великобритании и без этого обладали огромными флотами, намного превосходящими любого возможного противника. В частности, американский ВМФ насчитывал 83 крейсера, британский 62. На кораблестроительных программах других стран сказывалось тяжёлое экономическое положение, а для побеждённых — и неясный военно-политический статус. Также большое влияние на развитие флотов того времени оказывала неопределённость, связанная с появлением новых средств борьбы — ядерного оружия и управляемых ракет.
США в первый послевоенный период ограничились достройкой ряда крейсеров, находившихся в высокой степени боевой готовности. Были введены в строй 8 тяжёлых крейсеров типов «Балтимор» (Baltimore), «Орегон» (Oregon City) и «Де Мойн» (Des Moines), 3 лёгких крейсера типа «Атланта» (Atlanta, в 1949 году переклассифицированы в крейсера ПВО), 1 типа «Кливленд» (Cleveland), 2 типа «Фарго» (Fargo) и 2 типа «Ворчестер» (Worcester). Одновременно была прекращена постройка 23 крейсеров, а значительная часть оставшихся выведена в резерв. 6 крейсеров типа «Кливленд» были проданы латиноамериканским странам.
Великобритания, находившаяся в сложном экономическом положении, стала на путь крупномасштабного сокращения флота. В 1945—1955 были пущены на слом 32 крейсера, переданы Индии 2 крейсера, гоминьдановскому Китаю — 1. Строительство 3 крейсеров типа «Тайгер» (Tiger)было заморожено.
Французский флот насчитывал после войны 9 крейсеров, 2 из них были списаны в 1945—1955 годах. Строительство крейсера «Де Грасс» (De Grasse), заложенного ещё в 1939 году, было продолжено по изменённому проекту и закончено в 1956. Голландский флот имел к концу 1945 года 2 крейсера в боевом составе и ещё два достроил в 1950—1953 годах по изменённому проекту (De Zeven Provincien). Италия располагала к 1946 году 9 крейсерами. Из этого количества в строю осталось 4, 1 был сдан на слом и 4 переданы по репарациям (Франции — 2, Греции — 1, СССР — 1).
СССР располагал к концу 1945 года 8 крейсерами и ещё два крейсера были получены по репарациям из Германии и Италии. Два крейсера («Красный Кавказ», «Красный Крым») были списаны в 1953 году. Тем не менее, крейсерские силы советского ВМФ могли рассчитывать на великое будущее, поскольку И. В. Сталин был поклонником крупных кораблей и мечтал о ведении крейсерской войны против бывших союзников.
Предварительный вариант первой послевоенной кораблестроительной программы СССР предусматривал, в частности, постройку 92 крейсеров различных типов. Ввиду явной неадекватности подобных проектов, в программе строительства «Большого флота» на 1945—1955 годы было запланировано строительство 34 крейсеров — 4 тяжёлых и 30 лёгких. К 1950 году были достроены по скорректированному проекту, заложенные до войны крейсера типа «Чапаев» (проект 68К). В 1953—1957 годах вступили в строй 15 крейсеров проекта 68-бис, ещё 6 крейсеров этого типа были сданы на слом в высокой степени готовности. По своим основным характеристикам они соответствовали американским кораблям 1940-х годов. Три тяжелых крейсера типа «Сталинград» (проект 82) были заложены в 1951-52 годах, но в 1953 году их строительство было прекращено. Кроме того велась и интенсивная разработка новых проектов артиллерийских крейсеров.
Линкоры Советского производства
“Проект 23”
В 30-ом году вышло постановление Совета Министров, что главной ударной силой ВМС СССР отныне являются линкоры. Правда, незадача состоялась в том, что единственные корабли данного типа, находившиеся на вооружение, были построены еще во времена Российской империи, и что даже модернизация, которой они подвергались, не позволила бы им встать в один ряд с передовыми судами тех годов. Поэтому в 36-ом году уже знакомому читателю Балтийскому заводу было заказано первых два корабля. Однако, запуск строительства так и не состоялся. Причиной тому стали репрессии 37-38-ых годов, в ходе которых ведущие конструктора были посажены за решетку. Заменить их сразу не удалось, но в 39-ом году работы таки продолжились.
«Червона Украина»
Всего было запланировано построить 4-ре линкора — флагман “Советский Союз”, также три не менее мощных корабля — “Советская Украина”, “Советская Белоруссия”, и “Советская Россия”. Заложили всю четверку в 38-39-ых годах, планировали сдать к 46-му. Что произошло дальше, уверен, знают все — началась Вторая мировая.
Стало совсем уж не до расширения флота, обходились тем, что было. Так они и простояли, брошенные и недостроенные, до конца войны, чтобы потом их разобрали на металлолом. Большой стране нужно было отстраиваться после большой разрухи, и нужные материалы для разрушенных заводов, фабрик и т.д. брали откуда только можно. Понятное дело, что тут было не до расширения ВМС. По своим параметрам, таким как бронирование и скороходность, корабли, в оценке, должны были превосходить большинство прямых конкурентов. Огневая мощь обеспечивалась 9-ю пушками огромного калибра в 405 мм и 12-ю вспомогательными орудиями в 152 мм.
“Проект 24”
В 40-ом году, когда высшее военное руководство страны ознакомилось с опытными образцами “Проекта 23” и планируемой мощностью линкоров этой серии, многих она не удовлетворила как несоответствующая главной задаче, поставленной перед конструкторами, — достигнуть полного превосходства над всеми судами противника аналогичного класса.
Хотя линкоры 23-го проекта и должны были получиться отличными, все же не во всем они были первыми или лучшими. Поэтому было принято решение о пректирование и закладке судов следующей серии — “Проект 24”. Проектирование и работа над созданием опытного образца велась с перерывами до начала 50-ых годов. Корабли должны были получить улучшение по всем параметрам, при этом не обходясь в астрономическую сумму по производству.
Проект 24
Первый, отвечающий всем запросам военных, эскиз, по которому планировали строить линкор следующего поколения, появился только в 50-ом году. Но до самого строительства так и не дошло — после окончания войны линкоры потеряли свою популярность, а деньги требовались колоссальные, поэтому проект заглох, работы прекратились в 51-ом году. Со смертью Сталины в 53-ом на линкорах и вовсе поставили крест, сосредоточившись на более современном вооружении.
Примечания
Сноски
- «Единственными иностранными судами, у которых они были, были аргентинские корабли американского производства. Ривадавия и Морено и русский Андрей Первозванный и Император Павел I. »- Морисон, Морисон и Полмар, стр. 172.
- Крупнейшие комбатанты по перемещению до завершения Гангут-учебный класс линкоров в 1914 году. Россия, Громобои и Рюрик превзойден Андрей Первозванный в длину, но имел значительно меньшее смещение. До Гангут класса, крупнейший корабль ВМФ России путем вытеснения был нестроевым транспортом Анадырь на 19 000 тонн.
- Суоменлинна (бывший Свеаборг) сейчас является частью города Хельсинки (бывший Гельсингфорс). Свеаборг и Гельсингфорс были двумя отдельными базами Императорского флота России.
Цитаты
- ^ , п. 52.
- ^ , п. 388.
- ^ С. 46, 48.
- , п. 49.
- ^ С. 46, 52.
- ^ , п. 65.
- , п. 122.
- ^ , п. 72.
- , п. 76.
- ^ , п. 77.
- ^ , п. 77.
- ^ , п. 84.
- , п. 85.
- , п. 91.
- , п. 90.
- , п. 92.
- Уиллмотт, стр. 57.
- , п. 12.
- , п. 95.
- С. 96–97.
- , п. 11.
- , п. 9.
- , п. 10.
- , п. 77.
- ^ , п. 107.
- , п. 108.
- ^ , п. 115.
- ^ , п. 119.
- , п. 116.
- С. 116, 119–120.
- ^ , п. 378.
- С. 116, 121.
- ^ , п. 132.
- ^ , п. 135.
- С. 135, 301.
- ^ , п. 136.
- ^ , п. 137.
- С. 373, 376, 378.
- , п. 115. sfn error: нет цели: CITEREFSilverstone? 1984 (помощь)
- , п. 385.
- ^ , п. 294. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFGardiner _ & _ Gray1985 (помощь)
- , п. 46.
- ^ , п. 180.
- , п. 181.
- , п. 188.
- ^ С. 243–244.
- , п. 252.
- ^ С. 248–249.
- , п. 225.
- С. 413–414.
- , п. 354.
- , п. 227.
- С. 241–242, 306–308, 323.
- С. 242, 306–308, 323.
- ^ , п. 228.
- , п. 229.
- ^ , п. 231.
- , с. 242, 310.
- , п. 308.
- , п. 232.
- С. 241, 323.
- , стр. 258–259, 331.
- ^ , п. 255.
- , п. 256.
- ^ С. 258–259.
- , с. 258, 331.
- , п. 202.
- С. 386–387.
- , стр. 387–388, 411, 413.
- ^ , п. 379.
- , п. 380.
- , п. 166.
- ^ , п. 411–413.
- , п. 387.
- ^ , п. 156.
- ^ , п. 35.
- С. 98–99.
- , п. 65.
- , п. 421.
- , п. 58.
- , п. 422.
- ^ , п. 176.
- , п. 423.

Эта тема закрыта для публикации ответов.