Оглавление
- Шапка
- Женская рубаха
- Виды рубах мужских и женских
- Жилище крестьянина
- Дома дворян и крестьян
- Изменения в национальной кухне
- Немного истории
- Мужской костюм
- Украшения
- Одежда дворян
- Мужская одежда
- Одежда
- Общая характеристика
- История России
- § 33-34.8. Одежда и питание горожан
- Высказывания из русской классики со словом «зипун»
- Средневековье и эпоха феодализма
- Дом
Шапка
Выйти на улицу с непокрытой головой для древнерусского человека было весьма зазорно. Среди древних головных уборов выделяются, конечно, шапки. Первоначально их и валяли, и плели, и вышивали из меха. Самым устойчивым фасоном были полусферические шапки с меховой опушкой.
Есть легенда, что однажды московские князья получили в подарок от Узбек-хана золотую тюбетейку бухарской работы. Они велели приделать к ней соболью опушку, и она превратилась в великокняжеский венец, больше известный сейчас как «шапка Мономаха». Еще одним восточным головным убором была тафья. Это была маленькая плоская шапочка, которая закрывала макушку головы. Особенно богатым был женский головной убор. Тут был и убрус, и чело (очелье), и повоец, и привитка.
Женская рубаха
Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.
Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.
Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию. |
Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».
Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.
Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.
Виды рубах мужских и женских
На Севере страны русскую рубаху носили под сарафан. На Юге поверх нее надевались юбки-поневы. Были они частью праздничного наряда и скромно украшенными для будней. На разные жизненные обстоятельства предназначались свои виды рубах:
- Для матерей, кормивших младенцев.
- Для ворожбы.
- Для покоса.
- Порукавка.
Последняя отличалась длиной рукавов, которые доходили до подола, а иногда были даже в пол. На запястьях имелись специальные прорези для кистей, а висящие части завязывались сзади. Но все равно трудиться в ней было несподручно.
Если вы сомневались в происхождении выражения о «работе спустя рукава», теперь будете знать, что появилось оно благодаря национальной одежде. |
Жилище крестьянина
В средневековой деревне обычно было 20-25 дворов. Каждая семья, кроме работ в поле и на земельной делянке, занималась своим ремеслом. В селе был гончар, кузнец, плотник. Это облегчало жизнь в общине, позволяя обеспечивать людям в деревне себя все необходимым. Существовала возможность наладить и швейное производство, чтобы самым шить одежду. Для этого крестьяне выращивали лен и коноплю, а затем отбеливали их с помощью древесной золы и раскладывали на солнце, после чего ткани выгорали и выбеливались. С детства всех девочек обучали шитью, искусству прядения, приготовления еды, вязанию.
Крестьянский дом — это небольшое сооружение из глины и дерева, сверху накрытое соломенной крышей. Более бедные жили вообще в землянках или шалашах. Жилище крестьян в Средние века либо не имело окон вообще, либо очень маленькие и без стекол. В зимнее время его затыкали тряпками, чтобы не пускать холодный воздух. Внутри все было в копоти, так как очаг располагался посередине жилища, дым и копоть осаждались на все окружающие предметы.
Внутри хижины было грязно, темно и сыро, из мебели — только деревянный стол и скамейки. Кровать была одна, где спали всей семьей: чаще всего это был соломенный тюфяк, лежащий прямо на земляном полу.
Дома дворян и крестьян
А происходило, тут надо сказать многое. Мы с вами уже говорили о том, что 18 век — это поворотная точка в русской истории, и отсюда мы можем сделать вывод, что это поворотная точка, в том числе, и в бытовой организации русской жизни. Тем не менее, такие изменения, они были достаточно четко структурированы, потому что изменения в среде простых людей, крестьян, простых обывателей городов, то есть горожан, это будущее сословие мещан, оно было не так заметно, как изменения в среде высшего общества России.
Речь идет о родовой аристократии и о служилом дворянстве. Например, если мы говорим об архитектуре, то совершенно четкие были отличия. Дворянство, представители высших сословий, как правило, пытались подражать или копировать императорской фамилии. Они строили в силу своих финансовых возможностей дома, которые по своему типу больше напоминали настоящие дворцы. Самые богатые, самые влиятельные дворяне могли позволить себе по-настоящему роскошные произведения искусства.
Например, мраморный дворец Орлова или Таврический дворец Потемкина может, между прочим, посоперничать, даже, с дворцами императорской фамилии. Но дворяне поскромнее, аристократы поскромней, строили усадьбы, соответственно, поменьше, но все-таки общий архитектурный стиль, общая помпезность, желание показать, что ты родовит, ты богат, ты достоин — это, в общем-то, черта, которая была присуща абсолютно всем.
Простые же сословия, люди, имевшие намного меньше финансовых возможностей, как правило, жили в деревянных домах, но, все-таки, с учетом того, что это были люди русские, то эти дома строились не как, например, в Швеции — простой деревянный сруб из очень четко, но хорошо правильно ограненного ствола дерева. Нет, русские бревенчатые дома, русские избушки — это нечто, все-таки, напоминающее произведения искусства, потому что ни один домохозяин никогда не отказывал себе в удовольствии каким-либо образом украсить свое жилище. Резьба по дереву — это наша национальная традиция.
Изменения в национальной кухне
Произошли изменения и в национальной русской кухне. Ну во-первых, в обиход такой русской национальной кухни входит картофель. Это было, по сути, революционное событие, потому что до появления картошки на Руси основной рацион питания состоял из всевозможных каш, сделанных на основе злаков и соленая рыба. Ну по причине того, что соленая рыба долго не портится, ее можно было длительное время хранить, поэтому она составляла основу питания. Теперь же, картофель становится чуть ли не главным нашим продуктом на столе простолюдинов, хотя его, что называется, введение в широкий обиход было связано с большими проблемами.
Представители высших сословий меняют свой рацион питания намного более радикально. Ну во-первых, в Россию массово начинают приезжать иностранные повара, которых, как тогда говорили, выписывали из-за границы. Соответственно, представители высших сословий, как правило, в качестве хорошего тона считали иметь у себя домашнего повара, который бы готовил изысканные блюда для официальных приемов, балов, каких-то светских раутов, вечеринок и прочего.
Но если обед проходил, в так называемой, домашней обстановке, то есть, когда не было приглашенных гостей, то иногда, даже, дворяне потчевали себя обычной, привычной для русского человека кухней. Это были гречневой каши, это была, опять таки, рыба, это была запеченная дичь, всевозможные варенья и прочее. То есть, хотя изменения в кухне и происходят, но они, все-таки, больше были связаны с таким статусом, с показателем значимости того, какое положение в обществе ты занимаешь.
Немного истории
Древние рубахи были предельно простыми, не требовали кроя с разрезанием ткани и сшивания деталей. Они напоминали сложенное по длине пополам полотнище с отверстием для головы, которое закреплялось на теле поясной подвязкой. Близкими по звучанию являются два старославянских слова: «рубъ», то есть «полотно» или «рубище». И «руш» – «отрывать». Первые рубашки действительно были оторванными руками кусками домотканого из волокон конопли полотна.
В ходе дальнейшей эволюции материю стали скреплять по бокам. Затем к напоминающему тунику одеянию прибавились широкие прямоугольные рукава. Времена старообрядцев дополнили рубаху язычников небольшим воротником-стойкой, скроенным по косой. Эта особенность определила ее название. Чем косоворотка выделяется из национальной одежды?
Заметной и узнаваемой ее делает смещение влево разреза горловины. Историки полагают, что покрой стойки с асимметричной застежкой не позволяли нательным крестикам выпадать наружу при работе.
Мотивы асимметрии можно встретить и в женских костюмах. Но полотняная косоворотка настолько вошла в повседневный обиход, что стала синонимом для русской мужской рубахи и основной деталью любого костюма. Она бывала рабочей и праздничной в зависимости от богатства отделки и материала. При пошиве традиционно использовались:
- Льняное полотно – плотное и более тонкое отбеленное.
- Хлопковые ситцевые ткани.
- Нарядный коленкор и сатин с глянцевым блеском.
- Натуральные шелка.
- Роскошный сверкающий атлас.
По длине рубахи достигали колен и не заправлялись в штаны, а носились на выпуск. Подпоясывались шелковыми шнурами либо ткаными из шерсти кушаками с кистями на концах. По вороту, подолу и запястьям косоворотки непременно украшали вышивкой со значением оберега.
Поверх часто, особенно в доме и в других помещениях, надевалась жилетка. В чем главное отличие рубахи сильного пола от одежды слабого? В том, что в ней сохранились архаичный крой и декор.
Мужской костюм
Мужчины носили холщовые и пестрядинные рубахи-косоворотки с разрезом на левой стороне груди. Украшался ворот, нагрудник, а иногда подол и низ рукавов (чаще свадебные). Носили их навыпуск с поясом.Штаны, порты с широким шагом, шили из холста в мелкую полоску; на зиму – из пониточного сукна.Повседневной верхней одеждой крестьян (как у мужчин, так и женщин) были зипуны и понитки из домашнего сукна и лёгкие холщовые шабуры. Украшали шабуры лоскутками чёрного бархата по вороту, карманам и манжетам.
Для выполнения хозяйственных работ был фартук (запон) с рукавами туникообразного покроя, который одевался поверх одежды. Передняя сторона длиннее задней и доходила до колен.Охотники и лесорубы носили лузан. Это перегнутое пополам полотнище с овальным отверстием для головы одевалось на грудь и спину до пояса.
Некоторые на зиму шили шубы (пась) и даже имели тулуп, а в основном носили гуньки (крытые тканью зипуны).Головные уборы мужчин – суконные и меховые шапки.
Обувь носили из лыка, кожи и шерсти. Это – лапти, бродни, бахилы, коты.
Широко распространена была лыковая обувь – лапти (нинкэммез). Мужчины носили лапти с белыми онучами (портянками), а иногда с узорными чулками. Женщины носили с чёрными опушнями лапти и чулки, которые дополнительно обёртывали белыми онучами, доходящими до половины икры и завязывали красными опоясками (вонь).
В конце XIX – начале XX вв. по праздникам женщины носили ботинки (чарки), а мужчины – сапоги.Необходимой частью крестьянского костюма являлись и вязаные изделия – рукавицы (испотки), перчатки (чунявки) и чулки. Материалом для них служила крашеная овечья шерсть, гарус. В расцветке вязаных вещей использовались красный, малиновый, зелёный, жёлтый, синий и другие цвета. Узоры на варежках и чулках повторяли узоры с поясов или использовались восьмилепестковые розетки.
В настоящее время традиционная крестьянская праздничная одежда используется в коллективах художественной самодеятельности и при театральных постановках.
Украшения
Андрей Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1896 год. Крупные пуговицы на женской одежде, на мужской одежде нашивки с двумя гнёздами для пуговиц. Кружево по подолу. Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево
— широкую кайму из цветной ткани с вышивкой.
В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Запоны — пряжка, застёжка, кованная, с драгоценными камнями бляха. Зарукавья, запястья — накладные обшлага, род браслета.
Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.
Пуговицы
Пуговицы изготовлялись из разных материалов, различных форм и размеров. Деревянная (или другая) основа пуговицы обшивалась тафтой, обвивалась, покрывалась золотой канителью, пряденым золотом или серебром, обнизывалась мелким жемчугом. Во время царствования Алексея Михайловича появляются алмазные пуговицы.
Металлические пуговицы украшались финифтью, драгоценными камнями, золотились. Формы металлических пуговиц: круглые, четырёх- и восьми- угольные, прорезные, половинчатые, сенчатые, витые, грушевидные, в виде шишки, головы льва, карася, и другие.
Кляпыши — разновидность пуговицы в виде бруска или палочки.
Нашивки
Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц, иногда с завязками в виде кистей. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. До XVII века нашивки назывались образцами.
Нашивки изготовлялись из тесьмы длиной три вершка и шириной в половину или до одного вершка. Они нашивались по обеим сторонам одежды. В богатом наряде нашивки из золотных тканей. Тесьма нашивок украшалась узорами в виде трав, цветков и т. д.
Нашивки размещались на груди до пояса. В некоторых костюмах нашивки размещались по всей длине разреза — до подола, и по прорехам — на боковых вырезах. Нашивки размещались на равных расстояниях друг от друга или группами.
Нашивки могли изготовляться в виде узлов — особое плетение шнура в виде узлов на концах.
В XVII веке большой популярностью пользовались нашивки кызылбашские. В Москве жили кызылбашские мастера: нашивочных дел мастер Мамадалей Анатов, шелкового и тесмяночного дел мастер Шебан Иванов с 6 товарищи. Обучив русских мастеров, Мамадалей Анатов выехал из Москвы в мае 1662 года.
Ожерелье
Ожере́лье — нарядный воротник в одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.
Одежда дворян
Отличия были и в одежде русских жителей. Так, если представители высших слоев, переходят практически полностью на европейский тип одежды, это было, между прочим, закреплено даже законодательно, и в России появляется настоящая европейская мода, хотя и с запозданием, тогда, все таки, это было намного сложнее все сделать.
Мода распространялась не так быстро. Это сейчас мы с вами можем купить просто модный журнал и увидеть какие же модные тенденции на следующий год.
А тогда для того, чтобы узнать, как нужно одеваться на следующий год, целая, что называется, история была с этим делом связана. Так во Франции специально шились маленькие мужские и женские костюмчики, платья, которые надевали на специальные куклы, куклы назывались Пандоры, потом эти Пандоры доставляли в Лондон, в Англию, а уже из Лондона эти куклы кораблями развозились по всему миру. Так они попадали и в Россию, Санкт-Петербург, а потом и в Москву. Понятно, что запоздание было очень большим, но, все-таки, в России появляется настоящая мода.
В моду входят парики. Женщины носят платья с такими глубокими декольте, надевают корсеты. Мужчины носят панталоны, рубашки, украшенные всевозможными рюшами. Платья, как мужские, так и женские наиболее богатые представители дворянства расшивали драгоценными камнями, совершенно натуральными, поэтому костюмы стоили просто баснословных денег.
Мужская одежда
Основой народного костюма для мужчин была рубаха или сорочка. В старину её шили из хлопка, льна, шёлка. Рукава одежды сужались к кисти. Они бывали как короткими, так и очень длинными (закрывающими ладони) — это зависело от назначения наряда. В нарядах крестьян рубаха надевалась снизу, а у знати — сверху. Одежда выполнялась в белом, синем или красном цвете. Сверху её подвязывали нешироким поясом.
Нижней частью костюма были штаны — гачи или порты, похожие на современные брюки. Они заправлялись в сапоги или онучи (обёртка на ноги под лапти). Сверху штаны подпоясывались шнуром, верёвкой или специальным поясом.
Мужской костюм был менее богат и разнообразен, чем женский. Его украшали вышивкой или вставками в области воротника и подола.
https://youtube.com/watch?v=wX7hRZIl5V4
Поверх сорочки мужчины надевали зипун. Далее верхняя одежда зависела от социального статуса гражданина. Богатые носили поверх кафтан, представители знати дополняли его ферязью, охабнем или однорядкой. Другие виды мужской верхней одежды:
- опашень — длинный кафтан с широкими рукавами, большим количество пуговиц и меховым воротником, который можно пристегнуть по желанию;
- терлик — нарядный костюм, по крою похожий на ферязь или халат с короткими рукавами, надевался в торжественных случаях;
- сермяга — грубый кафтан из толстого необработанного сукна, имеет короткий подол и длинные рукава, застёгивается спереди;
- вотола — одежда из грубой шерстяной ткани;
- кожух — тёплый зимний кафтан;
- корзно — нарядная мантия или плащ для знати, застёгивается у правого плеча;
- бекеша — меховое пальто с урезанной талией и разрезом сзади, предназначены для езды на коне;
- епанча — тёплый плащ, защищающий от ветра и снега;
- шуба — массивная одежда прямого покроя с длинными рукавами и меховым воротником.
Одежда
Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло.
Материал для одежды женщины ткали сами.
Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых
подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На
плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека.
Поверх рубахи надевали пояс.
Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)
Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.
Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили
повязку в виде широкой ленты.
На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из
двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную
подошву к ноге ремнем.
Общая характеристика
Информация о национальных костюмах народов России была собрана из произведений искусства и сохранившихся образцов одежды, которые были найдены в музеях, коллекциях, захоронениях, домах. Для них характерны такие особенности:
- Однородность. Крестьяне и бояре в древние времена одевались одинаково по стилю — различались только стоимость материалов и богатство украшения. Фасон и расцветка костюмов не менялись на протяжении столетий, а моды не существовало как таковой.
- Многослойность. Наряды, особенно женские, состояли из множества элементов одежды, надевавшихся поверх друг друга. Даже простой повседневный наряд включал 7 компонентов, в то время как праздничные костюмы могли состоять из 20 и более. Носить менее 3 «одёжек» считалось неприличным. Платья знати были более многослойными и подчёркивали достаток рода.
- Свободный покрой. Вся одежда жителей древней Руси отличалась простотой шитья и не сковывала движений. Для удобства она дополнялась прямоугольными или косыми вставками. Такая особенность позволяла людям одеваться в одном стиле и свободно себя чувствовать как при работе, так и на танцах или торжественных мероприятиях.
- Вышивка. Все элементы костюма обязательно украшались узорами ручной работы. По символичной информации, заложенной в рисунках, можно было узнать возраст человека, его социальный статус, род занятий и другие детали. По поверьям вышивка также служила защитой от нечистых сил и сглаза.
- Пояс как обязательный элемент одежды. Он использовался не только для украшения и поддержки одежды, но и считался оберегом. Существовал традиционный ритуал опоясывания новорождённого мальчика или девочки. Появиться в одежде без ремня было серьёзным грехом — его не снимали даже в бане.
- Богатые и яркие украшения. Даже бедняцкие и крестьянские костюмы отличались пёстрой раскраской, большим количеством украшений, яркими и сложными узорами, рисунками, орнаментами.
- Головные уборы. Как и пояс, они считались обязательной частью старорусского костюма. Праздничные и свадебные разновидности были очень большими и весили более 5 килограмм. Вид головного убора зависел от возраста и семейного статуса.
Многие особенности древнерусской одежды сформировались под влиянием украинской, белорусской, татарской, польской культуры. В 1699 году Пётр I запретил ношение традиционного наряда всем, кроме крестьян и служителей церкви. После этого его популярность пошла на спад. Но как говорит история, русский костюм использовался до начала XX века, когда его надевали на праздники и торжественные мероприятия.
История России
§ 33-34.8. Одежда и питание горожан
Богатые дворяне выписывали наряды из Парижа и Лондона, покупали у торговцев модной одежды, заказывали у модных портных. Крепостные мастера шили одежду для небогатых дворян. В моде были парики. Их обсыпали пудрой, мукой или толченым мелом. Но к концу века парики повсюду исчезли.
У богатых дворян одежда, как и жилище, являлась средством демонстрации богатства. Одежду отделывали золотым и серебряным шитьем, драгоценными камнями, дорогими кружевами. Так, на парадной шляпе Потемкина было столько драгоценных камней, в том числе бриллиантов, что она весила полпуда. Светлейший князь имел рядом с собой слугу, который в случае надобности держал эту тяжесть в руках.
Дворянин конца XVIII в. Современный рисунок
Женщины носили юбки в виде колокола, который ставился на специальный каркас из тростника или китового уса. Позднее появилась более легкая и эластичная основа — фижмы из конского волоса или мягкой проволоки. Вошли в моду и кринолины — еще более гибкие каркасы, придававшие юбкам округлую форму. К концу века появляются гладкие, открытые легкие платья, стянутые под грудью.
Дворянка конца XVIII в. Современный рисунок
Такой наряд был совсем не подходящим для русского климата, женщины мерзли, но терпели. На что только не пойдешь ради моды!
В XVIII в. женщины носили парики, а позднее — высокие прически, которые сооружали при помощи подушечек и валиков. Чего только не взгромождали себе на голову модницы! Вплоть до макетов парусных судов и корзин с цветами! Дополняли женский наряд непременный веер, разного рода медальоны, легкие шарфы, косынки.
Парный портрет детей. Художник Ц. Г. Левицкий
Одежда купцов и других горожан была, естественно, проще: кафтаны, поддевки, рубахи, сапоги, шубы или полушубки. И совсем бедной была она у простонародья — сермяжные грубошерстные кафтаны, порты, лапти и онучи, редко сапоги, холщовые рубахи, суконные шапки. Зимой надевали нагольные полушубки.
Вельможи ели на дорогих немецких и французских фарфоровых сервизах. А наиболее богатые использовали посуду из золота и серебра. Во второй половине XVIII в. в богатых дворянских, купеческих, чиновничьих домах в моду вошла французская кухня. Из-за границы выписывали иностранных поваров.
Дворяне. Художник Ж. Делабарт. XVIII в.
На основании иллюстраций параграфа составьте описание одежды дворян XVIII в.
Перестали есть руками, в обиход вошли ножи и вилки. Мясо больше не подавали на стол большими кусками. Его резали, измельчали, готовили в виде котлет. В моду вошли салаты, гарниры. Русский язык пополнился такими французскими словами, как суп, бульон, пюре, соус, фарш, паштет, рулет и др. Традиционными стали чай и кофе.
Выезд купцов. Художник Ф. Лерье. XVIII в.
Но русская кухня не исчезла. По-прежнему желанными были блины, пироги, квас, сбитень.
Некоторые вельможи держали открытый стол. Это означало, что любой дворянин мог отобедать у такого хозяина, даже не будучи ему представленным. Это удовлетворяло тщеславие богатых особ.
Питание простых горожан было намного скромнее. Но и здесь тоже произошли значительные перемены. За столом больше не ели из общей миски. В домах также появились вилки и ножи. Но о французской кухне здесь не помышляли.
Большой дворец в Петергофе. Архитектор В. В. Растрелли
Во второй половине XVIII в. в крупных городах зародились учреждения общественного питания: ресторации, кофейни, кондитерские. Там порой собирались городские жители, близкие по своим интересам, которые общались, обменивались новостями. Для людей попроще существовали трактиры.
Высказывания из русской классики со словом «зипун»
Поэты и писатели писали свои произведения с исторической точностью. Они употребляли в своих текстах слова, помогающие понимать время, в котором жили их герои.
Мастер описания внешности Николай Васильевич Гоголь не мог пройти мимо тех названий элементов одежды, которую носили девушки и парубки на Украине:
Тургенев был невероятно правдив, говоря: «Как только, бывало, вспомню, что она в зипуне гусей гоняет, да в черном теле, по барскому приказу…». Так же и Некрасов в произведении «Дед Мазай и зайцы» описывает, как герой спасал братьев наших меньших:
Зипун носили и довольно богатые люди: «На срубленном пне, под тенью огромного дуба, сидел широкоплечий детина среднего роста, в богатом зипуне, шитом золотом», – из «Князя Серебряного» А. К. Толстого.
Зипун был не только распространённым видом одежды в определённый исторический период, но и любимым элементом одежды, упоминающимся в словарных и художественных источниках.
Средневековье и эпоха феодализма
История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.
Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.
В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.
Дом
Центром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.
В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.
В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.
Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.
Позволить себе топить
по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18
века.
В печи готовили еду и мылись,
бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась.
как спальное место.
Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.

Эта тема закрыта для публикации ответов.