Морским судам быть

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

Первые эксперименты

Еще при Петре I идея создания «потаенного судна» возникла в голове плотника по имени Ефим Никонов. По задумке корабль должен неожиданно атаковать вражеские посудины. События происходили в 1718 году, оригинала судна нет. Но музейный макет этой конструкции имеется. Царь оценил предложение, позвал мастерового в столицу и начал строительство на верфи. Но из-за смерти Петра все закончилось.

Впервые подводную лодку применили в 1776 году в Войне за независимость США. В реке Гудзон солдат Эзра Ли вышел для атаки противника на лодке, созданной инженером Бушнеллом. После этого лодка и сама вышла из строя.

Потом в течение почти 200 лет подводные лодки никто не рассматривал в качестве боевого оружия. Да и технологии не позволяли делать полноценные корабли — кроме паровых машин, ничего еще не было, а им нужен атмосферный кислород.

Что касается вооружения, здесь тоже были сложности. Никто не мог изобрести ничего лучше, чем таран для атаки борта корабля из-под воды. Но со временем мечты заполучить оружие, наносящее удары из глубины, стали воплощаться в реальность.

Первое боевое применение субмарины, на которой, помимо таранов, была еще и шестовая мина, состоялось снова в США, когда там с 1861 по 1865 год шла Гражданская война. Теперь было доказано, что подлодки можно применять в боях. Морские державы запустили исследования по созданию подлодок и силовых установок для них.

Потаенное судно Никонова / Фото: wikimedia.org

Начало славного пути

Первая подлодка появилась во Владивостоке осенью 1904 года. 29 сентября электрическая подлодка «Форель» весом в 16 тонн железной дорогой была доставлена во Владивосток в собранном виде. А уже 2 октября она была введена в строй Сибирской военной флотилии, став первой боеспособной субмариной России на Тихом океане. Но оставалась единственной недолго.

Подводная лодка «Форель». Фото: портал «Старый Владивосток»

В холодные декабрьские дни 1904 года во Владивосток под усиленной охраной прибыли с небольшим промежутком времени один за другим два не совсем обычных номерных эшелона. О характере доставленного в них груза знали лишь только некоторые посвященные офицеры из штаба командира Владивостокского порта.

Со специальных транспортеров мощным портовым краном были сняты закрытые ранее от посторонних глаз сигарообразные корпуса, каждый из которых внешне напоминал выброшенную на берег гигантскую морскую рыбу. Обступившие их офицеры, нижние чины и чиновники, рабочие порта с любопытством взирали на отливающие матовым блеском с прошитыми заклепками стальные бока. Это были четыре первые однотипные российские подводные лодки, построенные в Петербурге по проекту русского инженера-судостроителя И.Г. Бубнова — 100-тонные субмарины «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметьев», «Налим» и «Скат».

ПЛ «Дельфин», «Налим», «Скат», «Фельдмаршал граф Шереметьев» у борта баржи. Владивосток. 1905 год. Фото: предоставлено А.М.Буяковым

Первоначально их отправили в Порт-Артур для усиления базирующейся там Тихоокеанской эскадры, но в пути поступило известие о капитуляции Порт-Артура, и лодки пришлось экстренно перенаправить во Владивосток.

Транспортировка таких больших судов по железной дороге на огромное расстояние была произведена впервые в мировой практике. Чтобы повториться еще не раз.

Субмарины прибывали во Владивосток одна за другой. Здесь их собирали, испытывали, вооружали.

Под руководством командиров команда и портовые рабочие в промежуток от месяца до трех собирали и монтировали на лодки механизмы и оборудование. Особое место в этих работах занимала установка аккумуляторов. Еще в сентябре 1904 года для их сборки во Владивосток заранее прибыла команда минных квартирмейстеров во главе с поручиком Горазеевым. Благодаря этому, аккумуляторы на подлодки устанавливались в короткие сроки.

Не дожидаясь наступления весны, после сборки лодки проходили всесторонние испытания на действия механизмов и оборудования, на погружение. Команды субмарин в короткие сроки осваивали основы плавания под водой, стрельбы минами из внутренних и наружных аппаратов.

Все двигалось к созданию отдельного боевого соединения и долго ждать не пришлось.

Морские победы флота Петра I

Первый раз русский регулярный флот проявил себя при взятии Азова. Но в данном случае говорить о реальных морских баталиях не приходится. Азовская флотилия лишь блокировала бухту и обстреляла крепость с моря.

Корабли же Балтийского флота, построенные в России, прямо со стапелей отправлялись на Северную войну, на деле доказывая свою эффективность и оправдывая вложенные в них средства. После Полтавы основные боевые действия были перенесены на море. Наиболее значимыми победами флота отображены в таблице.

Дата Основные события
май 1703 года Капитан П. Романов и поручик Д. Меньшиков с тридцатью лодками взяли на абордаж два шведских корабля с семнадцатью орудиями на борту; за эту победу государь и его ближайший сподвижник были удостоены орденами Св. Анны.
1704 год Балтийский флот во главе с флагманским кораблем «Штандарт» занимался обороной строящегося Санкт-Петербурга, а также Петропавловской крепости и Адмиралтейства.
1705 год К. Крюйс во главе эскадры из 23 судов (всего 226 орудий) отразил нападение шведской эскадры под командованием адмирала Анкерстерна (всего 660 орудий) на Кронштадт.
1706 год М. И. Щепотьев взял на абордаж адмиральский бот и бот сопровождения Швеции, захватив их.
май 1708 года 9 скампавей и 7 бригантин высадили десант у города Борго (город был взят, все корабли, стоящие на рейде, уничтожены).
1710 год При непосредственном участии флота были взяты города Рига, Аренсбург, Пернов, Ревель.
1713 год Были взяты крепости Борго, Або, Гельсингфорс.
1714 год Одержана первая большая победа у мыса Гангут.
1717 год Была проведена успешная высадка русского десанта на острове Готланд.
 1719 год Капитан А. Н. Сенявин разбил шведскую эскадру Врангеля (Эзельский бой), что явилось первым большим эскадренным сражением для русских кораблей в открытом море под командованием капитана, прошедшего обучение в России.
1721 год Русская эскадра одержала победу у острова Гренгам.

Упадок и новый подъём российского флота

Однако столь успешный период в истории российского морского флота завершился со смертью Петра I. Если в 1726 году, благодаря прежней инерции, ещё было заложено одно судно, то в последующие 4 года никаких работ не производилось. Построенные же ранее корабли ветшали и приходили в негодность. В результате к 1730 году, когда на российский престол взошла Анна Иоанновна, некогда мощный отечественный флот насчитывал всего 50 судов, из которых лишь треть была способна выйти в море.

При всех негативных сторонах правления Анны Иоанновны исследователи отмечают её значительный вклад в историю создания российского флота. Едва освоившись в роли правительницы одного из обширнейших государств мира, она озаботилась возрождением его военно-морских сил. В 1732 году по её указу была создана Комиссия для разработки и проведения в жизнь морской реформы. В её состав вошли лучшие флотоводцы того времени.

Параллельно с этим проводились работы по реконструкции старых и созданию новых судостроительных верфей. В итоге за десятилетний период царствования Анны Иоанновны было спущено на воду около 150 кораблей, из которых почти сотню построили в Архангельске ─ городе, получившем статус ведущего центра отечественного судостроения.

Проблемы флота в первой половине XIX века

Отрицательную роль в дальнейшем развитии флота России сыграло её существенное экономическое отставание от западноевропейских стран, наблюдавшееся в первой половине XIX века. Это со всей очевидностью проявилось в период Крымской войны (1853-1856).

Несмотря на многочисленность личного состава — 91 тыс. человек, что по тем временам было очень высоким показателем, — российские морские силы не могли обеспечить безопасность берегов Родины, поскольку вся материально-техническая база флота требовала модернизации. Мировой прогресс неумолимо двигался вперёд, и на морских просторах парусный флот вытеснялся судами, оснащёнными паровыми двигателями ─ броненосцами, мониторами и плавучими батареями.

Однако даже при всех негативных факторах российские моряки одержали в ходе Крымской войны ряд блистательных побед. Это, прежде всего, Синопское сражение в ноябре 1853 года, а также многочисленные боевые операции по отражению сил противника при обороне Севастополя.

Архипелагская операция

Русский флот

Операция «архипелагская» имела цель вызвать восстание среди славянских народностей, подчиненных туркам, на Балканском полуострове, на островах архипелага в Эгейском море и тем самым распылить войска противника.

Впервые эскадре надлежало идти по незнакомым морям и Атлантике, обходя Европу. Негде было пополнить провиант и питьевую воду. Французы всячески препятствовали Екатерине, вынуждали ее отказаться от этого плана. В Европе не верили, что такой поход возможен.

Но Екатерина настаивала и подталкивала Спиридонова Г. А выполнить поставленную задачу. Эскадра прошла 4.5 тысяч миль сложным маршрутом и пересекла Средиземное море.
Греческие повстанцы и русские десантники добились успехов. Командование Турции перебросило крупные соединения на побережье Мореи.

Повстанцы были неопытны в бою, часть позиций была сдана. Критическое положение вынудило русских развернуть активные действия на воде. Русские войска взорвали крепости в Наварине и ушли. Две эскадры вышли на поиски турецкого флота. Он стоял проливе. 24 июня 1770 г. началось крупнейшее сражение парусников на море – Чесменское. Часовая бомбардировка превратила бухту в пылающий факел.

Корабли горели, моряки, спасаясь, прыгали в воду. Турецкий флот взрывался и горел. Русские потерь не имели. Турки потеряли 11 тысяч убитыми, часть ранеными. В Чесменском сражении победа русских моряков, русского флота потрясла всю Европу.

Путь к Дарданеллам

Русский флот

Победа была завоевана умением, новыми правилами ведения боя, с применением новых тактических приемов, хорошей подготовкой и организованной распорядительностью морского адмирала Г. А. Спиридонова. Россия возродила свою мощь.

Путь к Дарданеллам был открыт. По мирному договору Кючум – Кайнаджирскому России отошли Азов, Керчь, Таганрог и часть Кабарды. Сложившие обстоятельства и победа русского флота создали условия для организации стратегического объединения на Черном море новый Черноморский флот

Читайте дальше Восхождение к власти

Читайте дальше Покорение Средней Азии Александром Македонским

Читайте дальше Химера. Самое известное чудовище

Современная структура военно-морского флота и задачи флотов России

Не смотря на распад союзного государства в 1991 году и отторжения огромных территорий, которые обрели статус «независимых» государств, России удалось сохранить выход ко всем пяти стратегически важным морским направлениям и сохранить военно-морские силы (за исключением Черноморского флота и частично – Балтийского, часть кораблей которых были переданы Украине и странамБалтии).

В настоящее время Состав военно-морского флота России представлен:

Флот РФ

Каждый из флотов имеет свою зону ответственности и решает задачи, соответствующие геополитической обстановке, сложившейся в месте его базирования.

 Балтийский флот 

Не смотря на возможность выходя на просторы Атлантического океана, этот флот является, по существу, флотом внутреннего моря. Выходы кораблей в мировой океан блокируются узкими проливами, полностью контролируемыми флотами и наземными силами потенциального противника. Основная задача в мирное время – противодействие разведывательной и диверсионной деятельности стран НАТО. В условиях военного конфликта – подавление наземной и морской  структур сил НАТО, захват плацдармов на территории сопредельных государств.

 Черноморский флот 

Имеет ограниченный выход в акваторию Атлантического океана из-за необходимости прохода узкого пролива, контролируемого силами НАТО. Однако, в стратегическом отношении позволяет контролировать балканские страны и Ближний Восток, находящиеся в зоне досягаемости тактических ракет, состоящих на вооружении надводных кораблей. Основная задача в мирное время – противодействия провокациям со стороны Украины.

 Тихоокеанский флот 

Имеет непосредственный выход в Тихий океан. В зоне ответственности – самый обширный регион –АТР, включающий США, Японию и Китай.

 Северный флот 

Единственный в своем роде флот, имеющий полностью независимые выходы в акватории Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Самый мощный флот РФ, навооружениикоторого находится:

  • 27 АПЛ, оснащенных баллистическими, крылатыми ракетами и торпедами с ядерными боеголовками;
  • 9 АПЛ спецназначения;
  • 8 дизельный ПЛ.

Обеспечивает:

  • стратегические интересы России в Арктике – богатейшие запасы углеводородов и полезных ископаемых на континентальном шельфе, простирающемся на сотни километров от серверных берегов РФ;
  • охрану Северного Морского Пути, на использование которого претендуют европейские страны – члены НАТО, и США;
  • недосягаемое для оружия США базирование подводного и надводного флота – основных носителей ядерного оружия;
  • сдерживание ВМС сил Норвегии, Дании, Великобритании (участников НАТО), на коммуникациях в Северной Атлантике.

 Каспийская флотилия 

Имеет выход в акваторию Азовского/Черного морей только по речным каналам.

Играет важную роль в контроле над странами Ближневосточного региона, благодаря нейтральной и союзнической позиции Ирана.

В современных военно-морских силах значительно усложнилась структура. Если на этапе создания ВМФ Российской Империи в  силы флота входили надводные корабли, морская пехота и фортификационно-артиллерийские части, то ВМФ РФ имеет следующую структуру:

Флот России в годы Первой мировой войны

После начала Россией активных боевых действий в составе Антанты её главным противником на Балтике стала Германия, флот которой был более мощным как по своему количеству, так и по техническому оснащению. Ввиду этого российские моряки были вынуждены ограничить свои действия обороной береговой линии и отдельными операциями по перехвату транспортных судов противника.

На Чёрном море в период Первой мировой войны Россия вновь встретилась со своим давним противником ─ флотом Османской империи. Планируя боевые операции, турецкий адмирал Сушон делал основную ставку на два своих самых совершенных крейсера немецкого производства ─ «Бреслау» и «Гебен». Однако оба они, получив в ходе столкновения с российской эскадрой серьёзные повреждения, были вынуждены отступить в Босфор. В результате к декабрю 1915 года Россия контролировала всю акваторию Чёрного моря.

Допетровский флот

По мнению современных историков, русский флот начался с фразы: «Российскому флоту быть!», произнесенной Петром I в Боярской думе 30 октября 1696 года. Тем не менее, данное утверждение не более чем миф.

Отечественная военная история сохранила до нас описание множества славных подвигов, совершенных русскими моряками в допетровские времена. Самое удивительное, что даже англичане, которых никак нельзя заподозрить в любви к российскому флоту, утверждали, что он древнее их собственного. Историк военно-морских сил Великобритании, адмирал Фред Томас Джейн в своих работах неоднократно отмечал: «Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности больше права на древность, чем флот британский».

Как ни странно, адмирал был абсолютно прав. Первые письменные свидетельства существования британского флота датируются 870-901 годами. К этому времени русские мореплаватели на протяжении уже многих лет отстаивали свои интересы на Черном и Балтийском морях.

Успехи и неудачи

Ближе к концу Русско-японской войны во Владивостоке находилось уже 13 подводных лодок.

К уже находящимся во Владивостоке субмаринам к сентябрю 1905 года присоединились подлодки «Щука», «Бычок», «Плотва» и «Палтус». Большинство подлодок флотилии постоянно находились в ремонте, но благодаря усилиям экипажа и командиров как минимум две субмарины всегда были готовы выйти в море.

Подводники постепенно приобретали бесценный опыт, совершая все более смелые походы. Даже в таких труднейших условиях отряд подводных лодок выполнял поставленные командами задачи.

21 февраля отряд выполнил первый боевой выход на поиски неприятеля в акватории залива Петра Великого.

13-16 марта ПЛ «Дельфин» выходила к острову Аскольд. 9 апреля «Касатка» совершила семидневный поход к берегам Кореи.

Командование, понимая, что Япония, купив несколько подводных лодок Голланда, может направить их к Владивостоку, по предложению капитана дальнего плавания Розена изготовило специальную сеть и установило ее при входе на Владивостокский рейд в проливе Босфор Восточный. Сеть поставили и у минных заграждений в Амурском заливе, причем позднее на сети навесили подрывные патроны, а некоторые мины установили на глубине, опасной для находящихся под водой подлодок неприятеля.

ПЛ во Владивостоке. 1905 г. Фото «Летопись войны с Японией 1904-1905 гг.». Фото: предоставлено А.М.Буяковым

Лодки занимались стрельбами и погружениями, производили учебные атаки. Одновременно их личный состав знакомился с береговой чертой, испытывался ресурс живучести субмарин. Так, 8 мая «Скат» погрузилась и пробыла на дне 5 часов. «Сом» провела в море 8 суток, из них под водой 16 часов, но подряд не более полутора.

Интенсивность использования лодок нарастала, и они все больше времени проводили в море, но встреч с противником не было.

Отсутствие реального результата в виде уничтоженных кораблей, отсутствие опыта и непонимание специфики подводных сил приводили к досадным неприятностям и авариям.

Наиболее серьезная авария произошла 5 мая 1905 года на «Дельфине». При вентилировании лодки для удаления паров бензина произошел взрыв, и лодка затонула. «Дельфин» медленно погрузился кормой вперед в воду на глубину 14 метров. Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения лодки. В результате аварии погиб один человек. Когда подлодку начали поднимать произошел новый взрыв гремучих газов — лодку снова притопили. Взрывы повторялись и при последующих попытках поднять субмарину. Когда же это все-таки удалось сделать, выяснилось, что подводному судну нужен капитальный ремонт. Он закончился лишь в конце года после окончания войны.

Первая подводная лодка России «Дельфин». Фото: предоставлено А.М.Буяковым

У истоков российского мореплавания

Справедливости ради следует отметить, что начало истории возникновения российского флота относится к временам основателя династии Романовых ─ государя Михаила Фёдоровича. При нём в стране появилось первое крупное трёхмачтовое судно «Фредерик», созданное по западному образцу. Однако во время похода в Персию оно село на мель в прибрежных водах Каспия, а затем было вытащено на берег и погибло, разграбленное местными жителями. После столь бесславного дебюта российские моряки провели несколько весьма успешных военных операций, но побеждали исключительно за счёт личной отваги, поскольку выходить в море им приходилось ещё на дедовских галерах.

Строительство же судов, отвечавших требованиям той давней эпохи, связано с именем Петра Первого. В истории российского флота он по праву считается одной из ключевых фигур. Сразу после Второго Азовского похода, в котором российские сухопутные войска поддерживались двумя линейными кораблями, четырьмя брандерами (корабль, предназначенный для поджога вражеских судов), а также большим количеством галер и стругов, государь приступил к созданию регулярного флота.

Принято считать, что история российского флота начинается 20 (30) октября 1696 года, когда боярская дума, обсудив рапорт, поданный Петром I, постановила начать строительство судов на Воронежской корабельной верфи. Эта дата стала его официальным днём рождения.

Меры по модернизации российского флота

Восшедший на Российский престол в 1855 году государь Александр II, сознавая всю необходимость коренной перестройки отечественного флота, приложил максимум усилий для его модернизации и приведения в соответствие с требованием времени. В истории российского военного флота его царствование отмечено созданием большого количества первоклассных боевых кораблей, не уступавших в техническом отношении лучшим зарубежным образцам.

Эта была целая серия судов, предназначенных как для выполнения задач в прибрежных акваториях, так и в отдалённых частях мирового океана. Большинство из них было оснащено толстой бронёй и мощным артиллерийским вооружением. Наиболее известным из них стал броненосец «Пётр Великий», экипаж которого покрыл себя славой во многих морских сражениях.

На защите морских рубежей страны.

Новые земли, открытые русскими мореплавателями на побережье Тихого океана,  требовали защиты и 21 мая 1731г.  был подписан императорский указ о создании  подразделения российского военно-морского флота на Дальнем Востоке — Охотской Военной флотилии с базой в Охотске. Эта дата считается днем рождения Тихоокеанского флота,  который сегодня охраняет морские рубежи Дальнего Востока России.

Так начиналась история Краснознаменного Тихоокеанского флота. Военные моряки не только обходили дозором новые земли, они занимались перевозкой людей и грузов, проводили экспедиции по изучению и освоению всего побережья от Беренгова пролива до Южно-Курильских островов, секретные экспедиции на Аляску и Алеутские острова, устанавливали дипломатические отношения с Японией.

С 1849 г. Охотская флотилия базируется в Петропавловске-Камчатском, где она вместе с гарнизоном Петропавловского порта участвует в героической обороне города,  принимая  неравный бой с  кораблями анго-французского флота и одерживает блестящую победу под руководством Камчатского военного губернатора Василия Завойко, будущего адмирала, которому принадлежит идея основания главного дальневосточного порта на юге Приморья, его считают «крестным отцом» Владивостока.

В 1856г. Охотская флотилия  стала называться Сибирской флотилией, сначала ее переводят в Николаевск-на Амуре, а в 1871 г. во Владивосток, успев зв это время отличится у берегов Америки, защищая американцев от угрозы нападения англичан на Сан-Франциско.

К началу 20 века главная угроза для России в этом регионе исходит от Японии, основная база российских военно-морских сил располагается в Порт-Артуре, во Владивостоке остается только несколько крейсеров.

В результате русско-японской войны, несмотря на мужество и героизм русских моряков и солдат,  Порт-Артур был сдан, потеря крепости и основной базы военно-морской флотилии решила исход войны.

Русско-японская, первая мировая, гражданская войны — все это привело к тому, что военный флот  на Дальнем Востоке  после революции пришлось создавать  почти заново.

В 1935г. военно-морские силы Дальнего Востока стали называться Тихоокеанский флот (ТОФ).

Во время второй мировой войны  моряки-тихоокеанцы, морская пехота, летчики  проявляли чудеса мужества  сражаясь на всех фронтах — под Москвой и Ленинградом, защищали Севастополь и Северный Кавказ,   корабли ТОФ  участвовали в боях в составе Черноморского и Северного флотов, а подводные лодки совершили уникальный по сложности, героический переход из Владивостока в Заполярье  для участия в боях с фашистами.

Но угроза нападения Японии и постоянные провокации  с ее стороны заставляли удерживать значительные силы Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке, которые  обновились за годы войны почти полностью, являясь источником пополнения действующей армии на фронтах с фашистами.

Героизм и боевое мужество они проявили и на заключительном этапе второй мировой войны при разгроме союзника Германии — Японии, в период советско-японской войны.

С честью выдержав все испытания, Тихоокеанский флот был награжден к 20-летию победы орденом Красного Знамени.

Сегодня он достойно представляет Военно-Морской флот России на Дальнем Востоке и надежно стоит на защите безопасности нашей страны, оснащенный современным оружием, атомными субмаринами, десантными и противолодочными кораблями, ракетными крейсерами, а также в состав ТОФ входит морская авиация, морская пехота, береговые войска.

Из коллекции программы «Приморье with love. Панфилов story»

http://vk.com/video_ext.php

.

Фото с сайта vl.ru

Судьба флота Петра

Говоря о величии флотилии России в период царствования Петра Романова, многие историки почему-то забывают уточнить – а где сейчас эти самые корабли? Сколько они служили государству? Например, некоторые английские корабли той эпохи до сих пор на плаву! А что с нашими кораблями?

Судьба черноморского флота известна всем – его сожгли. Причиной таких событий был 1711 год и события в русско-турецких отношениях. Об этом Вы можете прочитать в соответствующей статье данного раздела.  Пока констатируем, что целый флот Петра первого был уничтожен, не просуществовав и 10 лет. Но это трудно поставить в вину русскому царю, в конце концов это был политический фактор, который мы сейчас не рассматриваем.

Мы можем проследить судьбу Балтийского флота! Его никто не уничтожал. Он просуществовал до конца жизни императора. Итак, давайте смотреть на события той поры. К 1708 году в стране был только гребной флот. Строительство крупных кораблей не велось вовсе! Только в 1714 году в Архангельске было построено 7 крупных кораблей на 52 пушки. Но в результате непомерной работы больше в период царствования Петра флот в Архангельске не строился. Откуда же взялись крупные русские корабли? Их покупали. Например, с 1712 по 1714 гг. было куплено 16 экземпляров. Все они в конечном итоге были уничтожены в сражениях.

Балтийский флот Петра 1 на момент его смерти состоял из:

  • Линейных кораблей – 36
  • Фрегатов – 12
  • Шнявы – 2

Достаточно неплохой арсенал, который был на уровне любой европейской державы. Но давайте смотреть, что было с этими кораблями дальше. К 1731 году только 8 из этих кораблей (новых в тот момент уже не строили) могли осуществлять выход в океан! Более того, в 1742 году ни один из этих кораблей не смог выйти в море, когда возник конфликт со Швецией и малочисленный флот противника пытался блокировать Балтийское море.

Вот и получается, что срок жизни тех знаменитых «чудо-кораблей», которые строил Петр 1, составлял всего 5-10 лет. После этого времени, из-за неправильного технологического процесса в момент строительства, флот просто гнил. Вот и получается, что образ  создателя флота для Петра подходит мало, ведь он принял страну с сильными и действующими кораблями, а оставил после себя не более 10 полноценных кораблей, ни один из которых не сохранился даже до конца 18 века.

Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.

Предпосылки создания флота в России

В конце XVII века, после прихода к власти Петра I, началась всеобщая военная реформа. Была практически полностью изменена структура российской армии. И, зная любовь молодого царя к кораблестроению и судам, легко было предсказать то, что он захочет иметь флот в России.

Необходимость в мощной флотилии также укрепилась после неудачного азовского похода в 1695 году.  Первые корабли строились на реке Воронеж, и в течение года было построено более тысячи судов, в том числе и 23 галеры. И уже в 1696 году русские взяли Азов. Однако Петр чувствовал, что необходимо совершенствовать корабли.

После небезызвестного Великого посольства в Европу 1697 году, где Петр I еще больше углублялся в науку кораблестроения и военное дело, посещал верфи и даже пробовал себя в роли корабельного плотника, царь еще больше убедился в необходимости укрепления и совершенствования российских кораблей.

Итоги деятельности Петра I по созданию флота

В последний год царствования Петра I (1725) российский флот уже представлял собой грозную силу. Достаточно сказать, что в его состав входили 130 боевых парусных кораблей различного типа, а также 77 вспомогательных судов. Такой мощный потенциал ставил Россию в один ряд с ведущими морскими державами мира.

В этот же период был создан и окончательно оформился новый и во многом передовой слой российских дворян, ставших морскими офицерами. Это были весьма грамотные люди, многие из которых проходили обучение за границей, откуда возвращались квалифицированными специалистами. В число изучаемых ими дисциплин входили: навигация, судовождение, математика, физика, астрономия, а также теория и практика ведения морских сражений.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.