Не сломленный адмирал николай герасимович кузнецов

Алан-э-Дейл       30.07.2022 г.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Прежние названия — в порядке присвоения:

-«Советский Союз» (проект),
-«Рига» (закладка),
-«Леонид Брежнев» (спуск на воду),
-«Тбилиси» (испытания)

Единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2015 год). Предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза.

Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

Постройка

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спуск на воду состоялся 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

Погрузка и установка вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений происходили на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года стартовали его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В ходе данных испытаний были осуществленны первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года осуществлены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После окончания цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Технические характеристики

Размеры

-Длина — 305,0 м
-Длина по ватерлинии — 270 метров
-Ширина наибольшая — 72 метра
-Ширина по ватерлинии — 35,0 м
-Осадка — 10,0 м
-Стандартное водоизмещение — 43 тыс. тонн
-Полное водоизмещение — 55 тыс. тонн
-Максимальное водоизмещение — 58,6 тыс. тонн

Энергетическая установка

-Паровые турбины — 4 х 50 тыс. лошадиных сил
-Количество котлов — 8
-Количество винтов — 4
-Мощность турбогенераторов — 9 х 1500 киловатт
-Максимальная скорость — 29 узлов
-Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль при скорости 29 узлов
-Экономическая скорость — 18 узлов
-Максимальная дальность плавания — 8000 миль при скорости 18 узлов
-Автономность — 45 дней

Вооружение

На 2014 год в составе авиакрыла находятся 20 самолётов и 17 вертолётов:

-14 палубных истребителей Су-33 (и ещё 7 Су-33 находятся на хранении)
-10 палубных истребителя МиГ-29К
-2 палубных учебно-боевых истребителя МиГ-29КУБ
-2 учебно-тренировочных самолета Су-25УТГ
-15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС
-2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31

Также авианесущий крейсер вооружен:

-12 х ПКРК 4К80 «Гранит»
-24 х ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
-8 х ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)
-2 х РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)
-6 х АК-630

Экипаж

-Экипаж — 1960 человек
-Авиаперсонал — 626 человек
-Командный состав — 55 человек

Россия
Скорость хода 29 (54 км/ч) узлов
Дальность плавания 8000 миль
Водоизмещение 58,6 т
Осадка 10,0 м

История разработки и строительства

Первоначальный, эскизный проект инженеры подготовили уже к 1979 году. Практически сразу документ был одобрен командующим ВМФ, которым на ту пору был адмирал С. Горшков. В следующем году Д. Устинов (глава всего армейского ведомства) подписывает другой документ, в котором утверждает необходимость кардинальных изменений проекта 1143.5. Из-за этого срок реального начала строительства корабля практически сразу отодвинулся на 1986-1991 год.

Но уже в апреле 1980 года С. Горшков утверждает новый проект, в который уже были внесены все необходимые изменения. Наконец, летом того же года все стороны, которые участвовали в разработке нового корабля, признают разработку крейсера типа 1143.5 окончательно завершенной.

Но на этом доработки проекта все еще не завершились. Загвоздка вышла в перечне необходимого авиационного вооружения, которое должно было иметься на корабле: его требовалось проработать в полном соответствии с постановлением Совета Министров СССР, что накладывало определенный отпечаток на скорость работы. В конце года проект корабля 1143.5 снова подвергается корректировке.

Некоторые эксперты в то время высказывали мнение, что было бы целесообразнее построить второй крейсер по проекту 1143.4 (1143 А), а не тратить время и деньги на доработку чертежей нового. Впрочем, вскоре от этой идеи отказались, а проект 1143.4 сам был доработан до стадии 1143.42.

Детство и юность

Никанор Иванович (настоящее имя Кузнецова, которое позже было изменено на Николай) родился 27 июля 1911 года в деревушке Зырянка, находящейся в Талицком городском округе Свердловской области. Кузнецов рос в обычной крестьянской семье из шестерых человек. Помимо Николая, в доме воспитывались две девочки — Агафья и Лидия, а также мальчик Виктор. Первоначально юноша обучался в общеобразовательной семилетней школе, а затем продолжил образование и поступил в сельскохозяйственный техникум в Тюмени.

Николай Кузнецов

Юноша корпел над учебниками и старался учиться хорошо, а также был принят в коммунистический союз молодежи. Однако Николаю пришлось оставить учебное учреждение, так как семейство лишилось кормильца – Ивана Кузнецова, который умер от туберкулеза. Лишившись отца, будущий Герой Советского Союза начал заботиться о своих матери, братьях и сестрах, выполняя обязанности главы семейства.

Но тяготы жизни не сломили молодого человека, он продолжил грызть гранит науки, поступив в Талицкий лесной техникум. Примерно в то же время у Кузнецова проявились лингвистические способности, парень начал изучать родной язык Гете, Маркса и Шиллера – немецкий. Благодаря высококвалифицированным преподавателям Николай быстро освоил иностранный язык.

Николай Кузнецов в юности

Примечательно, что он изучил не только официально-деловой стиль, но и нахватался жаргонных и ненормативных слов благодаря общению с лесником немецкого происхождения, который некогда числился солдатом австрийско-венгерской армии.

Также молодой человек самостоятельно изучил эсперанто – самый распространенный плановый язык, придуманный окулистом Заменгофом. Именно на него он перевел любимое стихотворение «Бородино», сочиненное Лермонтовым. Помимо прочего, Николай Иванович овладел украинским, коми и польским языками.

Все, кроме флота!

Адмирал Кузнецов еще 19 июня на флотах Балтийского, Баренцева и Черного морей объявил боевую готовность No2. Личному составу были запрещены увольнения на берег, усилены дозоры и действия разведки. 22 июня, за несколько часов до нападения, флоты Западного направления СССР находились уже в состоянии высшей боевой готовности. В результате, в первые дни войны не пострадал ни один корабль и ни один самолет Военно-морского флота СССР.

Более того. Как известно, наши войска начали отступать, и временами это отступление напоминало бегство. Тем временем, боевые корабли на Черном море атаковали порт Констанца (Румыния), где хранились запасы топлива и боеприпасов для фашистских судов. Авиация балтийского флота в августе 1941 года бомбила Берлин.

Встать, суд идет

То есть это была плановая, заранее подготовленная операция по погружению корабля. Из этого сразу же следует, что к информации о поступлении на борт авианосца воды и ведению экипажем борьбы за живучесть для недопущения его затопления нужно отнестись с недоверием – не могло на «Кузнецове» быть никакой открытой забортной арматуры, если его планировали в тот день спускать на воду. На авианосце из-за крена при затоплении ПД-50 могли возникнуть технические проблемы, с которыми экипажу пришлось справляться, но это другое дело.

Правда, можно и другую версию рассмотреть – то, что на самом деле погружение плановым не было, забортная арматура была открыта и так далее, а суд был просто введен в заблуждение, но это было бы легко проверить, отталкиваясь от материалов уголовного дела по аварии ПД-50, чего, как мы видим, не произошло.

Не выдерживают проверки фактами и утверждения о том, что аварийное энергоснабжение не работало – как минимум один дизель-генератор запустился, но скорость протекания аварии была такова, что наличие электроэнергии на борту дока ничего бы не дало. То есть информацию про экономию на топливе для аварийных дизель-генераторов тоже можно считать недостоверной. Хватило бы этого дизель-генератора насосам? Вопрос открытый, авария произошла очень быстро.

Что также настораживает – такое огромное сооружение, как плавдок, могло быстро дать крен, только если бы началось внезапное и огромное по масштабам поступление больших масс забортной воды в балластные цистерны, причем очень быстрое, никак не протечка через сгнившие стенки цистерн.

И тут мы подходим к последнему пункту – загадочному толчку, который почувствовали находящиеся на доке люди.

Водоизмещение плавдока ПД-50 со стоящим в нем авианосцем – примерно 280 тысяч тонн. Чтобы его сотрясти так, чтобы это почувствовал экипаж, к доку должно было бы быть приложено по-настоящему большое усилие, быстро и резко. Что это?

Теоретически внезапное разрушение конструкций погруженной в воду части плавдока, повлекшее поступление больших масс воды в балластные цистерны с эффектом гидроудара, может вызвать что-то похожее на содрогание корпуса плавдока. Но сама возможность настолько быстрого, почти одномоментного и одновременно масштабного разрушения конструкций дока без внешних воздействий вызывает сомнения.

Но можно сделать предположение, что кто-то помог произойти этому. Вот тогда все сходится. Толчок в доке как раз бы и почувствовали, когда «море бы ворвалось в пролом». Не будем делать однозначных утверждений о диверсии. Для такого рода заявлений надо как минимум обследовать док, и сделано ли это – по какой-то странной причине не сообщается.

Но то, что все это похоже именно на диверсию, призванную оставить страну без последнего авианесущего корабля, не заметить невозможно – основания для такого мнения весьма веские. С учетом того, что сделанные в СМИ утверждения, например, в тех же «Известиях», мягко говоря, не подтвердились. Стоит скептически относиться к любым утверждениям по поводу этой аварии как от СМИ, так и от официальных лиц до тех пор, пока док не будет детально обследован. И до этого же момента версия диверсии должна быть в числе основных.

Интересно, что тема подъема плавдока со дна быстро затихла. Правда, периодически СМИ ее поднимают, но какой-то реально оформленной программы того, что делать с доком на морском дне, никто в нашей стране не видел. Да что там подъем, профессионально выполненный осмотр корпуса сможет сказать про толчок немало – но его так и не было. Пока причины загадочного толчка скрыты толщей воды.

Сразу после аварии ПД-50 встала потребность как-то выкручиваться в условиях, когда дока для корабля нет, а докование необходимо. Тогда-то и начался второй акт драмы, который также имел самое непосредственное отношение к увеличению сроков сдачи корабля.

«Скоро умрем – так увидимся…»

Советские биографы Н.И. Кузнецова склонны идеализировать героя, предельно упрощая жизненные коллизии и само время. Чего стоит фраза одного исследователя о том, что «из сотен людей ни один человек не высказался о Коле плохо, хотя он участвовал в раскулачивании». Вот уж увольте! Думается, не за что было любить «обаяшку» Колю тем жителям деревни Демино, которые покушались на его жизнь, хотели поднять его на вилы. Так ведь не вошли они в число «сотен», якобы, опрошенных краеведом. По вполне понятным причинам.

Не могли дать интервью и те, кто погиб в лагерях или в коми-пермяцких лесах.

.

В обвинительном заключении по делу «контрреволюционной националистической повстанческой организации в Коми-Пермяцком округе» говорится о том, что «на протяжении последних трех лет на территории округа было вскрыто и ликвидировано ряд к-р кулацко-повстанческих образований с общим числом до 400 человек». Помимо этого «по политическому бандитизму (?) было привлечено до 200 человек».

В сентябре 1933 года «к-р организация» была ликвидирована. Перечисляются руководители разгромленной организации – все «знакомые лица», те, кем сейчас по праву гордятся в Парме.

Судьба Сергея Тихоновича Баталова была предрешена, он и сам чувствовал это. Негласный агент Кузнецов пересказал содержание письма Баталова, показанного ему доверчивыми Вогулкиными. Последние слова письма процитировал наизусть (память отменная!):

«…Живу неважно, может быть, скоро умрем, так увидимся». Кольцо на горле «главаря» сжималось, и Баталов чувствовал это

Письмо Сергея Тихоновича, одного из лучших сынов коми-пермяцкого народа, напоминает классическую фразу романтиков борьбы за свободу: «Ах, как славно мы умрем!..» Однако смысл его последней фразы из письма в Кудымкаре истолковали по-своему: как призыв поднимать народ!

Кольцо на горле «главаря» сжималось, и Баталов чувствовал это. Письмо Сергея Тихоновича, одного из лучших сынов коми-пермяцкого народа, напоминает классическую фразу романтиков борьбы за свободу: «Ах, как славно мы умрем!..» Однако смысл его последней фразы из письма в Кудымкаре истолковали по-своему: как призыв поднимать народ!

Дважды краснознаменец коми-пермяк «сын кулака-урядника» (формулировка – из дела) Баталов С.Т. будет привлечен к ответственности позднее. В 1937 году он приговорен к высшей мере наказания – расстрелян в 1938 году. (Источник – «Книга памяти» Красноярского общества «Мемориал»). Реабилитирован в 1958 году.

Надо отметить, весь следственный материал по тому делу, огромный и страшный, тогда, в 1934-м, был использован не на все сто процентов. Кое-что оставили впрок, как говорится. При прокурорской проверке 1956 г., предпринятой в рамках кампании «за восстановление норм соцзаконности» после смерти Сталина, дело Тараканова, Зубова, Дерябина, Тупицына и др. (всего 49 чел.) было признано сфабрикованным органами. В своем заключении старший следователь УКГБ капитан Чусов докладывал шефу, полковнику Малютину:

«…Как видно из материалов, целый ряд лиц, проходящих по делу контр-революционной повстанческой организации, к ответственности по данному делу в 1934 г. привлечены не были».

Что касается Вогулкиных, то следователь отметил: «Никому из них очных ставок со свидетелем Кузнецовым в ходе следствия проведено не было». (Теперь-то ясно, почему не было: своих агентов нельзя подставлять).

Нужных показаний обвиняемые, опять же, не дали. Правда, Николай Вогулкин виновным себя признал, но в чем? В том, что «…являясь секретным сотрудником органов ОГПУ, скрыл все это (имеется в виду: антисоветские разговоры и пр. – авт.) и расконспирировался перед Вогулкиным Ф.К.» То есть, рассказал брату о том, что он «сексот», ведь давал подписку! Узнать бы об этом Коле Кузнецову…

«Адмирала» таки украли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.

Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.

Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».

1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:

«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.

Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.

— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…

— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…

Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.

— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил гость. И добавил: — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…

— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.

В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».

Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.

Прирожденный генеральный конструктор

В последние годы жизни Кузнецов был председателем научного Совета по надежности АН СССР, занимался созданием и внедрением в практику проектирования различных моделей и методов конструирования. Можно сказать, что Николай Дмитриевич создал целую конструкторскую школу со своими принципами и методиками. После его ухода в 1995 году остался большой задел для новых двигателей.

По воспоминаниям его современников, главным личностным качеством Николая Дмитриевича было умение устанавливать деловые и дружеские отношения с подчиненными, несмотря на ранги и заслуги

Кузнецов с чрезвычайным вниманием прислушивался к чужому мнению, выстраивая и воспитывая коллектив. Личным примером он показывал, с какой самоотверженностью и погруженностью можно работать даже в сложных условиях

Николай Дмитриевич обладал уникальными мыслительными способностями, высокой скоростью и вариативностью мышления. Глубокие знания во всех отраслях науки и техники позволяли ему видеть картину целиком, чувствовать взаимосвязи и прогнозировать изменения. Он с легкостью увлекался новыми идеями и увлекал других, брался за все новое и неизведанное в конструировании, выбирая самые сложные вопросы. И коллектив доверял ему, с уважением называя Кузнецова «наш генерал».

Несмотря на огромную загрузку основной работой, Николай Дмитриевич был еще и крупным государственным и общественным деятелем. В течение 30 лет он являлся депутатом Верховного Совета РСФСР и членом Президиума Верховного Совета РСФСР. Сегодня предприятие, объединившее конструкторское бюро, опытное и серийное производство, носит его имя − «Кузнецов».

Кто такой Кузнецов, почему ему оказана такая честь?

Особое значение, вдохновляющее на самоотверженный труд и военные успехи, оказывает история. Всё зависит от того, кого мы будем почитать, таковым и будет наше будущее – великое или нет. Кузнецов Н.Г. оказался последователем традиций русских морских офицеров, для которых примером были Ушаков, Лазарев и Нахимов. Награждён 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также медалями и иностранными орденами.

Несмотря на свое скромное крестьянское происхождение, он был интеллигентным – производил впечатление русского дворянина. Его любили матросы, ему доверяли офицеры. Он не входил в политические группы, борющиеся за власть. На него опирались начальники и первые лица государства, некоторые боялись его авторитета среди офицеров, матросов и всего советского народа. Не прислуживал и не унижался, был отличным исполнителем и талантливым организатором. При Сталине многое успел сделать для страны, на Ялтинской встрече победителей решал конфликтный вопрос о дележе фашистского флота.

Адмирал Кузнецов в годы Великой Отечественной

Накануне войны, по его распоряжению 19 июня 1941 года на флотах западного направления была объявлена готовность №2, а в 2 часа 40 минут 22 июня флоты перешли на высшую степень готовности. Благодаря этому, во время первой атаки немцев, не был потерян ни один корабль, ни одна береговая батарея, ни один самолет ВМФ. В то время как на суше разгромленные и деморализованные советские части стремительно отступали на восток, 25 июня 1941 года корабли Черноморского флота атаковали румынский порт Констанца, где находились значительные запасы топлива для немецких войск. В начале августа 1941-го по инициативе Кузнецова, силами морской авиации Балтийского флота были нанесены десять бомбовых удар по Берлину, что имело значительный пропагандистский эффект. Поскольку передовые и основные базы флота в Таллинне, Одессе и Севастополе были потеряны, флоты не предпринимали самостоятельных действий и в оперативном отношении были подчинены фронтам, оказывая им помощь на приморских направлениях. В октябре 1941-го было сформировано 25 морских стрелковых бригад, участвовавших в битве за Москву, а затем во всех боях вплоть до взятия Берлина. В составе 2-й армии гвардейской армии Малиновского, морская пехота сыграла решающую роль в отражении деблокирующего удара танковой армии Манштейна под Сталинградом.

Всю войну Кузнецов был главкомом ВМФ и членом Ставки Верховного Главнокомандования. В мае 1944-го он первый в Советском Союзе получил звание адмирала флота, а в 1945-м в составе советской делегации принимал участие в работе Крымской и Потсдамской конференций. Начиная с июня 1945-го, Кузнецов находится на Дальнем Востоке, где под его руководством несколько одновременных морских десантов Тихоокеанского флота от Сахалина до Порт-Артура полностью разгромили японские части. В сентябре 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1947-м в результате конфликта со Сталиным, Кузнецов был снят с должности главкома ВМФ, а в 1948-м по надуманному обвинению предан суду, понижен в звании до контр-адмирала и отправлен во Владивосток заместителем Главкома войск Дальнего Востока. В 1950-м он стал командующим 5-м Тихоокеанским флотом, а в январе 1951-го получил звание вице-адмирала. В июле того же года Кузнецов вернулся в Москву и получил назначение министра ВМС, а после смерти Сталина восстановлен в звании «адмирал флота». После прихода к власти Хрущева он снова попадает в опалу. По настоянию Жукова в декабре 1955-го Кузнецов был сначала снят с должности, а уже в феврале 1956-го понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку «без права работы во флоте».

В отставке занимался литературной и переводческой деятельностью, умер 6 декабря 1974 года. После неоднократных попыток восстановить справедливость, в 1988 году Кузнецов был посмертно восстановлен в звании «Адмирал Флота СССР». Во многих городах России в честь него названы улицы, площади, школы и морские училища. Его имя носит авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», входящий в состав Северного флота. В 2010 году в центре Архангельска ему был установлен памятник, в виде стоящей на постаменте бронзовой четырехметровой фигуры адмирала.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.