Оглавление
Разработка тяжелого танка
Вес танка КВ-2, т | 52 |
Мощность двигателя, л.с. | 600 |
Калибр пушки, мм | 152 |
Боекомплект, артвыстрелов | 36 |
Скорость по шоссе, км/ч | 34 |
Запас хода, км | 250 |
Экипаж, чел. | 5 |
История КВ-2 была краткой. Но за время работы над ним в конструкторских бюро, инженерами найдено и внедрено огромное число технических решений для боевых машин. Но все они, так или иначе, направлены на совершенствование основных характеристик главной ударной силы сухопутных войск. Не был исключением в этом плане и труд создателей тяжелых танков, от которых сегодня отказались в пользу средних или, по современной градации, основных боевых танков.
Вооружение тяжелого танка КВ-1
В начале на танк КВ-1 оснащался двумя спаренными пушками калибрами 76,2-мм и 45-мм. Позже после испытаний вместо 45-мм пушки 20К установили пулемет ДТ***-29. Во время войны с Финляндией пушку 76,2-мм Л-11 заменили на 76-мм пушку Ф-34. Осень 1941 года КВ-1 был перевооружен пушкой ЗиС-5, т.к. она была более надежной в отличии от Ф-34. Пушка ЗиС-5 имела большую длину ствола – это тоже послужило одной из причин к отказу от Ф-34.
Характеристиках орудия
- Масса орудия, кг – 455
- Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 662
- Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 950
- Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 680
- Максимальная дальность полета Оскол.-Фугас. снаряда, м – 1329
- Прицельная дальность, м, — 1500
- Углы вертикальной наводки, град.: -5°…+25°
Бронепробиваемость:
- Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 84/90°
- Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. — 69/90°
- Скорострельность, выстр./мин – От 4 до 8
Три пулемета ДТ, калибра 7,62-мм. Один спаренный пулемет, другой курсовой, установленный во лбу корпуса, а третий установлен в корме башне.
После войны
Вскоре после прихода к власти Никиты Хрущёва советский ВПК переориентировался на ракетные технологии, а бронетехника отошла на второй план.
Тем не менее о Котине новое советское руководство отзывалось с неизменным уважением.
В мирное время Котин продолжил проектировать различную технику, используя свой колоссальный танковый опыт. Так, при его участии появился один из лучших в мире тракторов — К-700 «Кировец», отмеченный многочисленными наградами, а также К-12, используемый при лесозаготовках. Конструктор создал и вездеход «Пингвин», долгое время применявшийся в Арктике и Антарктике. На базе «котинских» танков были разработаны подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением.
- Жозеф Котин
В 1968 году Жозеф Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, дослужился до звания генерал-полковника инженерно-технической службы. В отставку из министерства Жозеф Яковлевич вышел только в 1972 году.
Родные Котина вспоминают, что он не был в отпуске 17 лет. А когда после войны руководство чуть ли не силой отправило конструктора в санаторий, он каждый день звонил на работу и умудрялся летать с отдыха на завод, чтобы лично устранить какие-то неполадки.
Тяжелый танк КВ-1. Рождение тяжеловеса.
Вначале проектные работы над проектами новых машин тяжелого класса проходили в пределах концепции многобашенного танка. Ситуация изменилась после прибытия в КБ зав. Кирова, занимавшегося в ту пору проектированием двух башенного тяжелого танка СМК, группы выпускников ВААМ им. Сталина для прохождения преддипломной практики.
Им и поручили проектирование тяжелого однобашенного танка прорыва, с вооружением аналогичным СМК, но меньшей массы. Руководителями дипломного проекта назначили А. Еромолаева и Л.Сычова. Под их общим руководством дипломники выполнили проект на достаточно высоком уровне. Это дало возможность директору завода на собрании Комитета Обороны, предложить изготовить опытный образец однобашенного танка для испытаний.
Предложение И.Зальцмана поддержали и 27.02.39 г., Комитет Обороны утвердил ТТХ на новый однобашенный тяжелый танк. Отказ от двухбашенной схемы позволил сократить общую длину танка, а за счет высвободившегося резерва массы, увеличить его бронирование до семидесяти пяти миллиметров, что позволило его сделать неуязвимым для 75-мм БС.Новому танку присвоили индекс КВ (Клим Ворошилова).
Силовую установку тяжелого танка КВ проектировали в вариантах с использованием дизеля В-2Ф (600 л.с.) и М-17Ф карбюраторного двигателя мощностью в 660 л.с. Было предусмотрено и два экземпляра коробки перемены передач. Планетарная КПП по типу установленной в легком танке «Шкода» (узлы и механизмы которого несанкционированно удалось изучить при его показе в СССР) и обычная, по типу КПП танка Т-28.
Вооружение – 76-мм и 45-мм пушки, крупнокалиберный пулемет ДК и два ДТ винтовочного калибра. Ответственным за проект назначен Н.Духов. На этапе проектирования от установки карбюраторного двигателя и планетарной ККП решено было отказаться. Также отказались от установки в башне крупнокалиберного пулемета.
Опытный образец танка КВ закончен 31 августа 1939г., и в сентябре танк поступил на внутризаводские испытания. После ликвидации обнаруженных изъянов конструкции, 5 сентября тяжелый танк КВ отправился в Кубинку, где участвовал в совместном показе образцов военной техники.
После возращения на завод, начался второй этап внутризаводских испытаний. На конец 1939 г., пробег КВ составил 485км, из них по шоссе -230 км и 125 км по проселку. В процессе испытаний выявлено 20 различных дефектов двигателя и трансмиссии. Сразу после начала Финской войны, опытный образец тяжелого танка КВ направлен для фронтовых испытаний в составе тяжелой танковой роты. Помимо КВ в состав роты вошли опытные машины СМК и Т-100. Финская ПТА не смогла совладать с броней КВ. На следующий после боевого крещения день, предсовнаркома В.Молотов поставил подпись под распоряжением Комитета Обороны, согласно которому КВ официально принимался на вооружение.
Тяжелый аргумент
О советских тяжелых танках КВ, ИС немецкие генералы и офицеры писали гораздо меньше, чем о Т-34. Вероятно, это было связано с тем, что их выпущено было куда меньше, чем «тридцатьчетверок».
1-я танковая дивизия, входившая в группу армий «Север», столкнулась с КВ через три дня после начала войны. Вот что говорится в журнале боевых действий этой дивизии: «Наши танковые роты открыли огонь с расстояния в 700 м, но он оказался неэффективным. Мы сблизились с противником, который со своей стороны невозмутимо двигался прямо на нас. Вскоре нас разделяло расстояние в 50−100 м. Началась фантастическая артиллерийская дуэль, в которой немецкие танки не могли добиться никакого видимого успеха. Русские танки продолжали наступать, и все наши бронебойные снаряды просто отскакивали от их брони. Возникла опасная ситуация прорыва советских танков через боевые порядки нашего танкового полка к позициям немецкой пехоты в тыл наших войск… В ходе сражения нам удалось повредить несколько советских танков, используя специальные противотанковые снаряды с расстояния от 30 до 50 м».
На начальном этапе войны средний танк PzKpfw IV (или просто Pz Iv) оставался самым тяжелым немецким танком. Его 75-мм пушка с длиной ствола в 24 калибра имела низкую начальную скорость снаряда и, соответственно, меньшую пробиваемость брони, чем пушка аналогичного калибра, установленная на Т-34.
Франц Гальдер в своем «военном дневнике» от 25 июня 1941 года сделал любопытную запись: «Получены некоторые данные о новом типе русского тяжелого танка: вес — 52 т, лобовая броня — 37 см (?), бортовая броня — 8 см. Вооружение — 152-мм пушка и три пулемета. Экипаж — пять человек. Скорость движения — 30 км/ч. Радиус действия — 100 км. Бронепробиваемость — 50 мм, противотанковая пушка пробивает броню только под орудийной башней. 88-мм зенитная пушка, видимо, пробивает также бортовую броню (точно еще неизвестно). Получены сведения о появлении еще одного нового танка, вооруженного 75-мм пушкой и тремя пулеметами». Так немцам представлялись наши тяжелые танки КВ-1 и КВ-2. Явно завышенные данные по бронированию танков КВ в немецких источниках свидетельствуют о том, что немецкие противотанковые пушки оказались бессильными против них и не справились со своей основной обязанностью. Вместе с тем, в записи от 1 июля 1941 года Франц Гальдер отметил, что «во время боев последних дней на стороне русских участвовали, наряду с новейшими, машины совершенно устаревших типов». Какие именно типы советских танков имелись в виду, к сожалению, автор не пояснял.
Позднее Гальдер, описывая средства борьбы против наших КВ, писал следующее: «Большинство самых тяжелых танков противника было подбито 105-мм пушками, меньше подбито 88-мм зенитными пушками. Имеется также случай, когда легкая полевая гаубица подбила бронебойной гранатой 50-тонный танк противника с дистанции 40 м». Любопытно, что ни 37-мм, ни 50-мм противотанковые немецкие пушки вообще не упоминаются как средство борьбы против КВ. Отсюда следует вывод, что они оказались беспомощны против советских тяжелых танков, за что немецкие солдаты прозвали свои противотанковые пушки «армейскими хлопушками»!
Гейнц Вильгельм Гудериан — знаменитый танковый полководец вермахта и военный теоретик — был весьма впечатлен боевыми качествами советских танков. Видя недостатки немецкой техники, он плотно курировал промышленность и самолично вносил изменения в конструкцию танков.
Появление осенью-зимой 1942−1943 годов на советско-германском фронте первых новых немецких тяжелых танков «Тигр» заставило советских конструкторов спешно начать работу по созданию новых типов тяжелых танков с более мощным артиллерийским вооружением. В результате спешно началась разработка танков, получивших название ИС. Тяжелый танк ИС-1 с 85-мм пушкой Д-5Т (он же ИС-85, или «Объект 237») был создан летом 1943 года. Но вскоре стало ясно, что для тяжелого танка эта пушка недостаточно сильна. В октябре 1943 года была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122 мм. Танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из его пушки с расстояния 1500 м был произведен обстрел немецкого танка «Пантера». Первый же снаряд пробил лобовую броню «Пантеры» и, не утратив своей энергии, прошил все внутренности, ударил в кормовой лист корпуса, оторвал его и отбросил на несколько метров. В результате под маркой ИС-2 в октябре 1943 года танк был принят в серийное производство, которое развернулось в начале 1944 года.
Альтернативный КВ-1 образца 1941 года
Главная » Альтернативное танкостроение » Альтернативный КВ-1 образца 1941 года
Альтернативное танкостроение
Племянник Дыренкова 15.10.2016 1187
1
в Избранноев Избранномиз Избранного 0
Что если бы Ж. Котин спроектировал танк КВ раньше 1939 года? Проект тяжелого танка появился еще в 1938, а концепция отрабатывалась на многобашенных Т-35 чуть ли не с 1934 года. В этой версии альтернативной истории от концепции «сухопутного крейсера» на примере Т-35 откажутся в 1937 году, начав разработку более перспективных однобашенных машин с противоснарядным бронированием.
Собственно бумажный проект тяжелого однобашенного танка с мощным бронированием появился в январе 1938 года. НКО оценил проект, заявив о его полезности, и разрешил постройку прототипа танка. Прототип строился на Ленинградском Кировском заводе.
Новый тяжелый танк сильно отличался от предшественников: 1) Танк имел торсионную подвеску; 2) Танк был защищен противоснарядной гомогенной броней толщиной 60 мм (согласно последним требованиям Наркомата обороны СССР); 3) В танке стоял дизельный двигатель; 4) Корпус собирался преимущественно на сварке, болтами крепился лишь верхний кормовой бронелист корпуса танка.
Прототип построили к марту 1938 года. Танк прошел государственные испытания, но Ж. Котин был недоволен бронированием – 60 мм бортовой брони не выдерживали попадание 85-мм зенитной пушки (а СССР обладал информацией о наличии зенитных 88-мм пушек у Германии). Навешивать экраны Котин не решился – подвижность танка ухудшалась, снижался и ходовой ресурс тяжелой машины. Поэтому инженер-конструктор расположил бортовые бронелисты под 30-градусным углом, как будет потом и на Т-34.
Танк был принят на вооружение под индексом КВ-1. Первую модернизацию танк прошел в сентябре 1938 года – сварная башня была заменена на литую, со сглаженными углами и полукруглой в плане кормовой нишей. Кроме того, на новой башне был не один, а два люка – у командира и наводчика, а на модификации 1941 появилась командирская башенка (подглядели опыт у Германии). Для размещения двух люков отказались от бортовых башенных перископов (смотровые щели остались).
Характеристики танка: Вооружение – одна 76-мм пушка Л-11, три пулемета ДТ. Бронирование – 60 мм вкруговую, маска орудия – 65-мм; броня гомогенная. Двигатель – дизельный, V-образный 12-цилиндровый. Максимальная скорость – 38 км/ч. Запас хода – до 200 км. Экипаж – 5 человек.
Чертеж танка КВ-1 образца 1938 года В серийное производство танк пошел с середины 1938 года. До ноября 1939 было выпущено 300 машин. Выпуск танка производили ЛКЗ и СТЗ, планировался их выпуск и Челябинским Тракторным заводом.
В Зимней войне 1939-1940 годов танк зарекомендовал себя как неуязвимая машина – в финской армии просто не было противотанковых орудий, способных пробить броню КВ-1. Но по окончании войны решено было усилить броню КВ, увеличив толщину ее до 75 мм вкруговую. Танк получил индекс КВ-1А. С апреля 1940 по июнь 1941 было выпущено еще 362 танка типа КВ-1А.
Но в ходе боевых действий в Финляндии были выявлены и следующие недостатки тяжелого танка: 1) Ненадежность трансмиссии; 2) Малый обзор с места командира танка; 3) Отсутствие средств самообороны от воздушных атак.
С улучшением обзора справились, установив командирскую башенку. Производство узлов и агрегатов трансмиссии было качественно улучшено, в результате выход этого элемента танка сократился до 17%. Для самообороны на турели люка командира установлен был зенитный пулемет ДТ/ДА. Танк этой модификации получил наименование КВ-1Б и производился с середины июня 1941 года.
Что же дал «лишний» год танку и всей Красной Армии? А то, что за год был налажен серийный выпуск КВ-1, позволивший уже к началу Великой Отечественной снабдить армию 662 танками КВ, во многом превосходившими танки Германии. За это время были подготовлены танковые экипажи, способные вести боевые действия на новой машине. К началу Великой Отечественной войны СССР, по тяжелому танкостроению, был готов.
КВ-5
Сверхтяжёлый танк, который начали разрабатывать в 1941 году. Отличался толщиной лобовой брони в 180 мм, тремя башнями и массой 100 тонн.
Был своеобразной работой над ошибками при создании КВ-4, при создании пытались использовать максимальное число уже находящихся в серийном производстве деталей от КВ-1.
Огромная масса не позволяла бы преодолевать мосты, затрудняла маневрирование на пересечённой местности, а габариты превратили бы в отличную мишень.
Впрочем, это лишь в теории. На практике разработка была свёрнута в августе того же года и все силы были брошены на доводку и совершенствование уже существующих танков.
Используя опыт других
В советский период об этом старались не упоминать, как же страна Советов — первая во всем. Этот «квасной патриотизм» во вред исторической правде. Да, не мы изобрели танк… Да, наши конструкторы использовали опыт других. И что в этом плохого?
Были закуплены:
- Образец легкого английского танка «Виккерс – 6 тонн» с лицензией на право производства.
- 15 танков МкII, английского производства.
- Несколько танкеток «Карден-Ллойд» МкVI и лицензия на производство этой модели.
- Два танка ТЗ без башен и вооружения в США у инженера и изобретателя Дж.У. Кристи – автора оригинальной ходовой части для бронемашины.
Все эти приобретения были так или иначе использованы при разработке уже отечественных моделей танков. На базе английской танкетки была создана и запущена в серийное производство танкетка Т-27, которая находилась на вооружении Красной Армии еще даже в первые месяцы войны.
При создании танка Т-26, который в предвоенные годы был основным для РККА, в значительной степени использовались достижения, важные узлы и агрегаты боевой машины «Виккерс – 6 тонн». А оригинальную ходовую часть, придуманную Кристи сначала применили на танках семейства БТ, а потом и на тридцатьчетверках.
КВ-7
Экспериментальная САУ на шасси КВ-1, призванная снабдить армию удобной боевой бронированной машиной, одинаково приспособленной как для борьбы с бронетехникой, так и с живой силой, укреплёнными сооружениями.
Разрабатывалась зимой 1941 года. В неподвижной рубке установили 3 орудия. Сначала это была пушка Ф-34 калибра 76 мм и две пушки 20-К калибра 45 мм, позже их сменили на две ЗИС-5 калибра 76 мм.
Большая загруженность заводов не позволила начать производство машины, не имеющей значимых преимуществ над существующими образцами техники. Тем не менее, наработки пригодились при создании штурмового орудия КВ-14 (СУ-152).
История создания тяжелого советского танка КВ-1
В 1938 году СССР нужен был танк, который бы имел тяжелое противоснарядное бронирование, способный прорывать хорошо укреплённые линии обороны противника.
Первыми танками, претендующими на эту роль, были тяжелые танки СМК и Т-100. Это был танки линии тяжелых многобашеных машин, которые имели схожие черты, а именно длинную гусеничную базу, несколько башень с орудиями различного калибра, огромные размеры и вес, а также малую проходимость. После полевых испытаний предпочтение было отдано танк СМК.
Разработка же тяжелого танка КВ-1 началась первого февраля 1939 года на заводе в Кирове под руководством Н.Ф. Шашмурина.
За основу был взят все тот же танк СМК. Хоть КВ и был спроектирован на базе СМК, но он имел одно огромное отличие – одну башню. Это позволило сделать танк меньших размеров, что положительно сказывалось на ходовых и бронехарактеристиках, т.к. можно было установить более прочные бронепластины на танк не в ущерб его проходимости.
В апреле того же года был одобрен технический макет танка и отправлен на производство опытного образца. В сентябре 1939 года танки КВ и СМК выкатили на испытательный полигон в Кубинке. После проведения испытаний был выбран танк КВ. Из-за чего? Во-первых: из-за одной башни, с неплохим на то время орудием, хорошего бронирования, и, во-вторых из-за его массы всего в 43 тонны.
19 декабря 1939 года танк КВ был принят на вооружении советской армии. Танк был назван в честь народного комиссара СССР Клима Ворошилова.
Конструкция советского тяжелого танка
Согласно ТТХ КВ-2, он стал практически первым советским тяжелым танком. Ведь основной недостаток начального варианта КВ — слабая огневая мощь — не позволял дать боевой машине удовлетворительную оценку. Требовалась доработка.
Установка 152 мм гаубицы решила проблему слабой огневой мощи.
Установка 152 мм гаубицы решила эту проблему. Вносились изменения, связанные с живучестью танка. Броневая защита корпуса и башни постоянно совершенствовалась и в серийном варианте позволяла выдержать любые удары.
Забегая вперед, можно вспомнить оценки, которые получал КВ-2 от немцев. Их удивлению не было предела, когда после боя на одном из КВ-2 насчитали 70 попаданий от снарядов 55 мм и 75 мм пушек. Ни один из них не пробил броню. Уничтожить танк можно было только если, перебив гусеницу, заставить экипаж покинуть машину.
На танк устанавливались башни двух вариантов. Первый называли «КВ с большой башней». Во втором варианте применялась пониженная башня меньшей массы. Но в том и другом случае лобовая броня достигала 75 мм.
Серийный танк КВ-2 направлялся в войска для усиления подразделений легких и средних танков. Главной его задачей в условиях боевых действий был прорыв сильно укрепленных оборонительных полос противника, уничтожение огнем прямой наводкой ДОТов, ДЗОТов и броневой техники.
КВ-1 варианты
- КВ-1 образца 1939 года: это первая модель этого танка и первая, у которой возникли проблемы со сцеплением и трансмиссией. Он был оснащен тем же двигателем, что и Т-34, дизельным двигателем V12 В-2К мощностью 600 л.с. и вооружен той же пушкой, что и первый Т-34, 76,2- мм Л-11. Броневые листы сваривались между собой, лобовая защита составляла 75 мм и менее (90 мм для ствола щита). Его масса составляла 43,5 тонны. Эта модель не имела коробчатого пулемета и была очень быстро заменена.
- КВ-1 образца 1940 года: орудие калибра 76,2 мм было сложным в производстве и плохо работало в бою. Поэтому его заменили на более длинную пушку F-32. Третий пулемет ДТ устанавливался на шаровую опору корпуса. Эта модель была произведена два заводами: завод п O 100 Кировского Ленинграда (ЛКЗ) и завода в Челябинске (ЧТЗ) или Tankograd. Резервуары из 1 — го завода были собраны посредством сварки только, в то время как те , из второго были собраны при помощи болтового соединения, а затем с помощью сварки, что позволило им быть дифференцированы.
- КВ-1е образца 1940 года: в 1940 году была выпущена новая модель с дополнительными броневыми листами и новым 76,2- мм орудием , КВ-1е (e для «экранами» = примененная броня). Эти пластины толщиной 35 мм крепились болтами к лобовому листу коромысла, лобовому листу надстройки, бортам надстройки и башне. Эта новая модель была вооружена 76,2- мм пушкой F-32 (боеприпасы с более высокими характеристиками) в новой формованной башне. Повышенная броня увеличила массу танка до 47,5 тонны, что снизило его максимальную скорость ( 30 км / ч вместо 35 км / ч ). Для комплектации вооружения на лобовом листе надстройки справа был установлен корпусный пулемет на шаровом шарнире.
- КВ-1 образца 1941 года: в 1941 году выпущена новая модель с новой 76,2- мм пушкой ЗИС-5 (иногда Ф-34). За исключением ствола и веса 45 тонн, практически не было никакой разницы, за исключением коробчатого пулемета, между Model 1939 и Model 1941.
- КВ-1 образца 1942 года: в Декабрь 1941 г.Завод п о 200 предложил новый литой башню , похожую на КВ-1 1941 модель, но усиленный щит теперь достигает 120 мм . Однако благодаря хорошему распределению брони масса не увеличилась. Новая башня была защищена кольцом большего размера, а задний пулемет имел броневой воротник. Пластину задней полки заменили на плоскую, намного более простую в изготовлении, а максимальную проверку экранирования перевалили на 110 мм . Это увеличение брони приводит к перегрузке роликов, и для компенсации была разработана новая, более прочная (но также более экономичная) модель с формованным «плавником».
- КВ-1 образца 1942 года: наконец, в 1942 году была выпущена более легкая версия КВ-1, чтобы быстрее приблизиться к Т-34. Эта версия имела башню чуть меньшего размера (с командирской башенкой), а также более легкую броню на некоторых деталях. Ствол был 76,2- мм ЗИС-5, как и у модели 1941 года. Новая модель также оснащалась усовершенствованной версией дизельного двигателя V12 В-2К, В-2К-с (отсюда «скоростной» или «скоростной»). КВ-1с). Этот двигатель по-прежнему развивал 600 л.с., но только 1900 об / мин вместо 2000 у В-2К. Катки были заменены на более легкие и установлены новые гусеницы шириной 670 мм . Коробка передач также была заменена. Все эти изменения позволили КВ-1 развивать скорость на дороге до 43 км / ч . Летом 1942 г. опытный образец прошел испытания, и20 августа 1942 г., производство началось. Однако, когда он впервые появился, Красной Армии срочно потребовались более защищенные танки, и производство КВ-1 было остановлено.Апрель 1943 г..
Проектирование.
Поскольку монтаж 152-мм гаубицы являлся задачей для того времени нетривиальной, то необходимо было решить множество технических проблем. Для этого была выделена инженерная группа артиллерийского КБ Кировского завода, под началом Н.Курина. Конструкторская группа была чрезвычайно ограничена по времени и проектные работы велись едва ли не круглыми сутками.
Вначале планировали использовать для вооружения 152-мм гаубицу обр. 1909/30 г., но позднее от нее отказались в пользу гаубицы обр. 1938 г., как обладающей лучшими баллистическими характеристиками.
Для монтажа гаубицы требовалась увеличенных размеров башня, каковая и была создана совместными усилиями конструкторской группы Курина и СКБ-2, которое вело работы по проектированию и сопровождение выпуска танка. В устройство гаубицы пришлось внести некоторые изменения: сократили длину отката, с тем, что бы орудие поместилось в башню будущего танка КВ-2;уменьшили длину ствола.
Данное орудие в документации тех лет проходило как МТ-1 (аббревиатура Мотовилиха -танковая), по месту ее будущего производства. Существовало и иное обозначение М-10Т. С целью упрощения производства было принято решение оставить без изменения диаметр башенного погона. Поначалу танки КВ обозначали как с «малой» и «большой» башней, но уже в сорок первом году их сменили более простые индексы КВ-1 и КВ-2, соответственно для машин с трехдюймовым и шестидюймовым орудием. Интересно, что танк КВ-2, как отдельный образец БТТ, формально на вооружение не поступал.
10.02.1940 г., в условиях полигона Кировского завода были проведены тестовые стрельбы из новой установки, которую собрали на базе танка КВ № У-0. Через семь дней У-0 совместно с У-1 (обе с установленными 152-мм ТП) отбыли на Карельский перешеек. Ствол орудия установленного на У-1, был дополнительно оборудован специальной защитной крышкой, которая должна предотвратить попадания пуль и прочих посторонних предметов. Во время испытаний танков КВ-2 механизм управления крышкой действовал неудовлетворительно и от нее более не устанавливали. Для защиты самого орудийного ствола на него надели кольца из бронелиста толщиной в десять миллиметров- решение которое нашло свое применение во всей серии.
22.02. 40 г, на фронт отправлена машина У-2 с башней танка У-0 оборудованной 76-мм ТП, а неделю спустя — У-3 с 152-мм ТП. В следующем месяце — 13.03 сдан У-4 (также с 152-мм ТП), но последний запоздал для фронтовых испытаний.
Первые танки в серии, начиная с У-1 по У-4, аналогичны опытной машины. Перед отправкой на фронт их испытали пробегом на дистанцию в тридцать-пятьдесят километров, с гарантийным километражем в двести километров. Результаты боевых действий с участием опытных танков составлен 4.03.1941г.,относительно танков КВ в нем говорилось следующее.
В ходе боев обнаружилось значительное количество конструкторских и производственных дефектов. С целью улучшения конструкции и качества сборки, группе специалистов военприемки завода Кирова было поручено в кратчайшие сроки выявить и устранить недостатки в танках КВ первой установочной партии из десяти машин.
Как следствие, заводом, начиная с машины У-5 начат процесс проверки конструкции узлов и агрегатов. О ходе проверки представители военприемки в своем мартовском отчете сообщали.

Эта тема закрыта для публикации ответов.