Советские линкоры в великой отечественной войне

Алан-э-Дейл       18.09.2022 г.

Послевоенные годы

«Новороссийск» после катастрофы.

С последними залпами Второй
Мировой в основном закончилась и история линкоров. Хотя они еще строились. В
1946 году англичане спустили на воду «Вэнгард» — ничем не
примечательный корабль, отличающийся от собратьев типа «Кинг Джордж» лишь увеличенной
до 30 узлов скоростью и вооруженный восемью 381-мм пушками, снятыми со
старых дредноутов. Французы же в 1950 году достроили однотипный с «Ришелье» «Жан
Барт
».

В СССР новые проекты линкоров
продолжали прорабатываться до 53 года. Но ни один из планов не получил
воплощения в металле. В результате флагманом советского флота оставался «Новороссийск»
 — трофейный итальянский линейный крейсер «Джулио Чезаре» (тип «Кавур»)
1914 года рождения.

В 1955 году в гавани
Севастополя «Новороссийск» был уничтожен подводным взрывом неустановленного
происхождения. Такое объяснение, как «диверсия иностранных спецслужб», видимо,
может быть отброшено с порога. Ибо никакой боевой (и даже пропагандистской) ценности
этот корабль уже не представлял. В самом ближайшем будущем его, как и прочие
линкоры, ожидала отправка на слом.

К концу 50-х разделке на
металл уже подверглись не только старые линейные корабли, но и большинство
новейших. Лишь 4 «Айовы» американцам было жаль. Их решили законсервировать до
случая
. В итоге вечный покой этих линкоров оказался весьма беспокойным.
«Айовы» повоевали у берегов Кореи, потом их «пробудили» во время Вьетнамской
войны
. Затем они поддерживали высадку американских войск в Ливане. В 84
году линкоры даже решили снова ввести в строй «на постоянной основе»,
довооружив 32 «Томагавками». Предполагалось, что с помощью крылатых
ракет и пушек они смогут защищать авианосцы и поражать наземные цели.

«Айовы» бы еще послужили…
Если б не распался СССР.

В своем последнем «перерождении» «Айовы» сочетали артиллерийское вооружение с ракетным.

Таблица 1 Быстроходные линкоры ВМВ
Тип Страна Водоизмещение, тонн Скорость, узлов Главный калибр Броня, мм Построено
«Кинг Джордж V» Англия 45000 27 10х356 356 5
«Бисмарк» Германия 50000 30 8х380 320 2
«Литторио» Италия 41000 30 9х380 350 3
«Советский Союз» СССР 69000 28 9х406 375
«Норт Каролина» США 37000 28 9х406 305 2
«Саут Дакота» США 38000 28 9х406 310 4
«Айова» США 48000 32 9х406 310 4
«Ришелье» Франция 49000 30 8х380 330 1
«Ямато» Япония 72000 27 9х460 410 2
Таблица 2 Линейные крейсеры ВМВ
Тип Страна Водоизмещение, тонн Скорость, узлов Главный калибр Броня, мм Построено
«Ренаун» Англия 32000 28 6х381 229 2
«Худ» Англия 42000 28 8х381 229 1
«Дойчланд» Германия 14000 28 6х283 100 3
«Шарнхорст» Германия 31000 31 9х283 350 2
«Кавур» Италия 29000 26 10х320 250 2
«Кронштадт» СССР 42000 33 9х305 230
«Аляска» США 28000 33 9х305 229 2
«Явуз» Турция 23000 27 10х280 180 1
«Дюнкерк» Франция 26000 30 8х330 240 2
«Конго» Япония 32000 30 8х356 203 4

Хорошие крейсера или плохие линкоры?

В «Большой судостроительной программе» появились тяжелые крейсера проекта 69, которых, как и линкоров типа «А», планировалось построить 15 единиц. Но это были не просто тяжелые крейсера. Поскольку Советский Союз не был связан никакими международными договорами, ограничения Вашингтонской и Лондонских конференций для кораблей этого класса (стандартное водоизмещение до 10 тысяч тонн, калибр артиллерии не более 203 миллиметров) советские конструкторы отбросили сразу же. Проект 69 был задуман как истребитель любых иностранных крейсеров, в том числе и грозных немецких «карманных линкоров» (водоизмещением 12 100 тонн). Поэтому сначала его основное вооружение должно было включать девять 254-мм орудий, но затем калибр увеличили до 305 мм. Одновременно потребовалось усилить броневую защиту, повысить мощность силовой установки… В результате полное водоизмещение корабля перевалило за 41 тысячу тонн, и тяжелый крейсер превратился в типичный линкор, даже больший по размерам, чем планировавшийся проект 25. Разумеется, число таких кораблей пришлось сократить. Реально в 1939 году в Ленинграде и Николаеве заложили всего два «суперкрейсера» — «Кронштадт» и «Севастополь».

Внезапный поворот

В начале 1930-х появилась возможность строить более серьёзные единицы — эсминцы, лидеры и лёгкие крейсеры для всё того жемалого флота» ближней морской зоны. Ничто не предвещало изменения концепции, когда в конце 1935 года высшее политическое руководство СССР решило начать постройку тяжёлых кораблей, включая линкоры.

Считается, что этот поворот вызвало возрождение на Балтике германских ВМС, вновь разворачивающаяся во всём мире гонка морских вооружений, плюс осознание лично И. В. Сталиным концепции fleet in being — то есть способности мощного флота влиять на военно-политическую обстановку самим фактом своего наличия.

Проектный видлинкора А»(проект 23)

В следующем году правительство утвердило программу развития флота на 1937–1943 годы. Планировалось построить в том числе восемьлинкоров А» с 406-мм артиллерией и 16линкоров Б» — фактически линейных крейсеров с 305-мм орудиями. Но после проработки проектов от последних вскоре отказались.

«Договор Пяти Держав»

В 1922 году Великобритания, США, Франция, Япония и Италия заключили соглашение об ограничении вооружений на море — так называемый «Вашингтонский договор».

Удивительно, но основным вдохновителем разоружения стала Англия — сильнейшая морская держава, идущая согласно договору на наибольшие жертвы. Если прочие государства расставались лишь с несколькими устаревшими кораблями и ограничивали строительство новых, то британцы «пускали под нож» половину своего линейного флота.

Прошлое и будущее артиллерийского корабля.

Причины подобного «великодушия» были, конечно же, преимущественно экономическими. Война истощила ресурсы королевства. Англичане в любом случае вынуждены были сделать свой «Великий флот», где служило 400 000 моряков, вдвое менее великим.

Свою роль сыграли и соображения тактики. В начале 20 века Англия бездумно строила корабли, стремясь удержать двукратное превосходство над немцами. Классический дредноут имел скорость около 20 узлов и не годился для активных операций. Для обстрела же береговых целей куда лучше подходили мониторы с небольшой осадкой. Единственным назначением линкора оказывалась борьба с аналогичными кораблями противника. И если враг не выходил на бой, корабль становился лишь «истребителем финансов».

Парад «утюгов» английского «Гранд флита».

В драку никто особенно не рвался, и почти всю войну английский и немецкий флоты простояли на своих базах. Сражаться оказалось не за что: угрожать коммуникациям Англии немецкий флот из Гамбурга не мог; англичане же не видели смысла вторгаться в Северное море.

Бегущий кабан

Быстроходность решала не только проблему мобильности линкора, но и существенно снижала его уязвимость. Подлетное время снаряда на дистанции 20-25 км достигает 40 секунд. За это время линкор смещался на 2-3 корпуса и, заметив вспышку вражеского залпа, мог изменить курс.

Увеличение скорости в полтора раза также сокращало и число вражеских подводных лодок, успевающих перехватить корабль. Значительно хуже оказывалась и точность торпедной стрельбы. Эсминцы, скорость которых в то время чаще всего составляла 35-37 узлов, практически не могли быть опасны. Для того чтобы догнать удирающего гиганта, им требовалось провести 2-3 часа в сфере действия его орудий.

На дистанции 20-40 километров даже махина линкора превращается в малоразмерную подвижную цель.

Проекты линкоров СССР

Линкоры СССР, проекты которых разрабатывались самыми разными инженерами, всегда считались одними из самых надежных во всем мире

Так, инженер Бубнов предложил проект сверхдредноута, который привлекал внимание проработанностью деталей, мощностью артиллерии, высокой скоростью хода и достаточным уровнем бронирования. Проектирование началось еще в 1914 году, причем главной задачей инженеров было разместить три четырехорудийные башни на небольшом корпусе, которого было мало для подобного вооружения

Получалось, что корабль при таком раскладе оставался без надежной противоторпедной защиты. К основным средствам вооружения на данном корабле выступали:

  • главный броневой пояс, который распространялся на 2/3 длины судна;
  • горизонтальное бронирование на четырех уровнях;
  • круговое бронирование башен;
  • 12 орудий в башнях и 24 орудия противоминного калибра, которые располагались в казематах.

Специалисты говорили о том, что данный линкор – это мощная боевая единица, которая по сравнению с зарубежными аналогами была способна развивать скорость хода в 25 узлов. Правда, бронирования было недостаточно уже на момент Первой мировой войны, а модернизации кораблей не планировалось…

Особенности советских линкоров

В игре уже появились линкоры V уровня «Пётр Великий», VI уровня «Измаил», VII уровня «Синоп» и VIII уровня «Владивосток». В отличие от одноклассников других наций, эти тяжелобронированные корабли вооружены мощным орудиями и наиболее эффективны на малых и средних дистанциях. Такой агрессивный стиль позволит игрокам продавливать фланг, возглавляя наступление своей команды и нанося большой урон противникам. Отсиживаться вдалеке на советском линкоре мы не советуем — только в бой.

Главные фишки советских линкоров:

  • хорошее бронирование, особенно против осколочно-фугасных снарядов, что позволяет линкорам сближаться с противниками и пользоваться своей уникальной точностью;
  • необычная маневренность: несмотря на большой радиус циркуляции, советские линкоры с легкостью смогут совершать небольшие маневры за счет хорошей скорости перекладки рулей с борта на борт.

Теория. Как работают подводные крылья

Подводные крылья стали логичным развитием идеи: они заставляют корабль приподниматься при достижении определённой скорости, снижая сопротивление воды и улучшая динамику движения.

Самолёт буквально «взлетает» в толще воды, используя её подъёмную силу.

На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно.

Уменьшается площадь контакта с водой, сопротивление воды, что позволяет развивать более высокую скорость.

Крейсерская скорость достигает 100 км/ч, а для ряда военных судов — даже 180 км/ч. Примерно в 2-5 раз быстрее обычных кораблей.

При больших скоростях крыло «закипает» из-за резкого понижения давления перед ним. Возникает эффект «кавитации», которую используют суда с воздушной каверной.

«Архангельск»

Не все линкоры СССР периода Второй мировой войны изначально были на вооружении нашей страны. Так, линейный корабль «Архангельск» сначала был в составе военно-морского флота Великобритании, затем был передан Советскому Союзу. Примечательно, но данное судно было переоборудовано в США, оснащено современными радиолокационными системами для любых видов вооружения. Именно поэтому «Архангельск» известен еще и как HMS Royal Sovereign.

В межвоенные годы линкор неоднократно модернизировался, причем серьезно. И изменения касались в основном дополнительного оснащения орудиями. Ко Второй мировой войне этот линкор уже был устаревшим, но, несмотря на это, все-таки его включили во флот страны. Но его роль была не столь доблестна, как у других линкоров: «Архангельск» большей частью стоял у берегов Кольского залива, где обеспечивал огневое наступление советских войск и срывал эвакуацию немцев. В январе 1949 года корабль был сдан в Великобританию.

Проект инженера Гаврилова

Гаврилов предлагал построить самые мощные, так называемые предельные линкоры СССР. Фото показывает, что такие модели были небольшим по размерам, зато по техническим и эксплуатационным характеристикам были более эффективными. Согласно общей концепции, линкор представлял собой предельный корабль, технические характеристики которого были на грани достижимого уровня. Проект учитывал только самые мощные параметры вооружения:

  • 16 орудий главного калибра 406 мм в четырех башнях;
  • 24 орудия 152 мм противоминного калибра в казематах.

Такое вооружение вполне отвечало концепции русского кораблестроения, когда отмечалось удивительное сочетание максимально возможного артиллерийского насыщения с высокой скоростью при ущербе бронированию. Оно, кстати, было не самым удачным на большинстве советских линкоров. Зато двигательная установка корабля была одной из самых мощных, так как ее действие основывалось на турбинах-трансформаторах.

«Договор Пяти Держав»

В 1922 году Великобритания,
США, Франция, Япония и Италия заключили соглашение об ограничении вооружений на
море — так называемый «Вашингтонский договор».

Удивительно, но основным
вдохновителем разоружения стала Англия — сильнейшая морская держава, идущая
согласно договору на наибольшие жертвы. Если прочие государства расставались
лишь с несколькими устаревшими кораблями и ограничивали строительство новых, то
британцы «пускали под нож» половину своего линейного флота.

Прошлое и будущее артиллерийского корабля.

Причины подобного
«великодушия» были, конечно же, преимущественно экономическими. Война истощила
ресурсы королевства. Англичане в любом случае вынуждены были сделать свой
«Великий флот», где служило 400 000 моряков, вдвое менее великим.

Свою роль сыграли и
соображения тактики. В начале 20 века Англия бездумно строила корабли, стремясь
удержать двукратное превосходство над немцами. Классический дредноут имел
скорость около 20 узлов и не годился для активных операций. Для обстрела же
береговых целей куда лучше подходили мониторы с небольшой осадкой. Единственным
назначением линкора оказывалась борьба с аналогичными кораблями противника. И
если враг не выходил на бой, корабль становился лишь «истребителем финансов».

Парад «утюгов» английского «Гранд флита».

В драку никто особенно не
рвался, и почти всю войну английский и немецкий флоты простояли на своих базах.
Сражаться оказалось не за что: угрожать коммуникациям Англии немецкий флот из
Гамбурга не мог; англичане же не видели смысла вторгаться в Северное море.

Бегущий кабан

Быстроходность решала не
только проблему мобильности линкора, но и существенно снижала его уязвимость.
Подлетное время снаряда на дистанции 20-25 км достигает 40 секунд. За это время
линкор смещался на 2-3 корпуса и, заметив вспышку вражеского залпа, мог
изменить курс.

Увеличение скорости в полтора
раза также сокращало и число вражеских подводных лодок, успевающих перехватить
корабль. Значительно хуже оказывалась и точность торпедной стрельбы. Эсминцы,
скорость которых в то время чаще всего составляла 35-37 узлов, практически не
могли быть опасны. Для того чтобы догнать удирающего гиганта, им требовалось
провести 2-3 часа в сфере действия его орудий.

На дистанции 20-40 километров даже махина линкора превращается в малоразмерную подвижную цель.

Боевая история во Второй мировой войне

“Севастополь”, он же — “Парижская коммуна”

С флагмана и начнем. Что символично, принимал участие в обороне города-тезки.

Сначала был вынужден скрыться с поля боя, чтобы избежать печальной участи и не быть подорванным авиацией противника, но через месяц вернулся на театр боевых действий, а еще через месяц вернул должок врагу, за один боевой выход уничтожив 13-ть танков, 8 орудий, 47 авто с военным грузом, и несколько сот живой силы противника. Вот это отомстил! Знатно потрепав в 42-ом году фортификационные сооружения врага, отправился на ремонт из-за износа орудий. В 43-ем вернулся в строй, где и был обратно переименован в “Севастополь”.

Модель линкора «Севастополь»

После совершив еще около десятка боевых выходов и сбив парочку самолетов во время авианалетов был по делу в июле 45-го награжден орденом Красного знамени. Со славой поплавав еще десяток лет, в 57-ом году был сдан на металлолом.

“Петропавловск”, который — “Марат”.

История его участия в войне тяжела, и не так славна, как у флагманского корабля. Брал участие в обороне Ленинграда с самых первых боев, кошмаря технику и пехоту фашистов на берегу.

Но длилось это до конца сентября 41-го. Немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель дважды метко сбросил на линкор бомбы, которые привели корабль в полную негодность и стали причиной его потопления. Погибло свыше 300-от человек, судно полностью скрылось под водой, все оборудование вышло из строя. В 42-ом году начались работы по восстановлению боеспособности корабля, было восстановлено 3-и корабельных орудия. Их взяли на вооружение до конца блокады. В 43-ем году кораблю также вернули прежнее название. Орденами награжден не был, в 50-ых годах также списан на металл.

“Гангут”, или — “Октябрьская революция”

Как и упомянутый выше собрат, участвовал в обороне Ленинграда. Как и упомянутый выше собрат, был поврежден во время авианалета.

Картина с изображением линкора «Гангут»

Сверху еще добавили артиллерией. Но, в отличие от упомянутого выше того же собрата, смог избежать подобной тяжелой участи, и, с горем пополам, остался на плаву. Уничтожил не одну боевую единицу, активно брал участие в сражениях до самой блокады обороняемого города. Обратно не переименовывали, но наградили орденом Красного знамени. В 50-ых годах, как и остальные, был сдан на металлолом.

“Полтава”, “Фрунзе”, — все равно не важно

И не важно по одной-единственной причине — еще в 30-ых годах его списали и разобрали на запчасти. Когда модернизация других кораблей шла полным ходом, на этот линкор не хватило денег

Мнение эксперта

Константин Павлович Ветров

Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

После долгой бумажной волокиты, его было решено сдать в утиль. Орудия пошли по все стране, а корпус распилили на все тот же металлолом.

Первое заключение

Вот такова краткая история советских линкоров, начало которых корнями достигает еще существования Российской империи. Но на этом не все.

Ведь была у СССР программа по созданию новых кораблей подобного типа, ведь как не модернизируй старое, а новое это не заменит. Правда закончились они все неудачно, хотя надежды были. Об этом речь дальше

Брауншвейг класс

Линкор типа Брауншвейг

Класс Braunschweig , состоящий из пяти линкоров Braunschweig , Elsaß , Hessen , Preußen и Lothringen , представляет собой важное развитие по сравнению с предыдущими кораблями ВМС Германии. Их основные орудия диаметром 280 миллиметров являются более мощными, даже если они уступают стандартным 12 дюймам (300  мм ) британских орудий

Одной из особенностей всех этих кораблей является расположение их главной передней батареи в нормальном положении, в отличие от старых судов, выступающих за носовую часть, на специальной батарейной палубе. В них также есть три камина. Более широкие, чем их предшественники, их мощность и скорость явно увеличиваются, даже если их броня остается примерно такой же. Они были построены в соответствии с Военно-морскими законами 1900 года, также известными как «Флоттенгесетце».

Пять линейных кораблей класса Брауншвейге , а также те из класса Deutschland назначены на II — й эскадры из глубоководного флота немецкого военно — морского флота в году , в год его создания. На вспышке Первой мировой войны в 1914 году , четыре линкора класса присваивается IV — й эскадрой высоких морского флота, наряду с линкором класса Виттельсбахов . СМС Брауншвейг и СМС Эльзас участвовали в битве при Рижском заливе в 1915 году . Hessen , назначается II е крыла участвует то время в битве Ютландии в 1916 году . После войны Лотринген и Пройссен были преобразованы в складские здания для тральщиков . Они были снесены в 1931 году, частично для Preußen , остальная часть должна была служить целью. Он будет потоплен в 1945 году, а его затонувшие корабли будут разобраны в 1954 году. Остальные три корабля будут переоборудованы в суда береговой обороны в период с 1931 по 1935 год, два из них выведены из эксплуатации и разобраны в 1936 году . SMS Hessen , единственный уцелевший, был преобразован в судно управления с 1935 года, и эту функцию он выполнял до 1945 года . После разгрома Германии он был передан ВМФ СССР и переименован в Целевой .

Фамилия Главный
аккумулятор
Смещение Движение Услуга
Нанести на удержание Запуск Статус
СМС Брауншвейг 4 × 280  мм 14 394  т 3 гребных винта, паровой двигатель тройного расширения 18,7 кН ( 34,6  км / ч ) 1901 г. 15 октября 1904 г. Демонтирован в 1931 г.
SMS Elsaß 4 × 280  мм 14 394  т 3 гребных винта, паровой двигатель тройного расширения 18,7 кН ( 34,6  км / ч ) 1901 г. 29 ноября 1904 г. Демонтирован в 1936 г.
SMS Hessen 4 × 280  мм 14 394  т 3 гребных винта, паровой двигатель тройного расширения 18,2 кН ​​( 33,7  км / ч ) 1902 г. 19 сентября 1905 г. Передан СССР в 1945 г.
SMS- подтверждение 4 × 280  мм 14 394  т 3 гребных винта, паровой двигатель тройного расширения 18,5 кН ( 34,3  км / ч ) 1902 г. 12 июля 1905 г. Потоплен бомбардировщиками в 1945 году, восстановлен и разрушен в 1954 году.
СМС Лотринген 4 × 280  мм 14 394  т 3 гребных винта, паровой двигатель тройного расширения 18,7 кН ( 34,6  км / ч ) 1902 г. 18 мая 1906 г. Демонтирован в 1931 г.

Начало производства кораблей

Многое в Советском Союзе было преемственно с Российской империи. Вооружение, заводы, фабрики, технологические достижения. Не стали исключением и военно-морские силы. Строительство первых российских, а потом уже — и советских, линкоров было заложено в 1909-ом году, в ответ на вызов Великобритании всему миру своим кораблем. Планировали построить 4-ре судна, каждое из которых должно было если не превосходить, то не уступать противнику. Поражение в русско-японской войне, одной из причин которой была отсталость военно-морских сил Империи, все еще ясно стояло перед глазами. Новейшие линкоры должны были стать одним из шагов, направленных на исправление подобной ситуации.

А вы видели советские линкоры в живую?

ДАНЕТ

Строительство, как всегда, не обошлось без своих нестыковок и неурядиц. Производство одного корабля, по предварительным расчетам, должно было обойтись в 37 млн. рублей, огромнейшая сумма, даже для бюджета такой богатой и обеспеченной страны, как Российская империя. А построить то их планировалось 4-ре!

Поэтому в Государственной думе шли жаркие дебаты по поводу того, где взять нужное финансирование, и как лучше спланировать подобную грандиозную стройку. В том, что эти суда необходимы флоту, все же никто не сомневался, поэтому процесс не стоял на месте. Хотя строительство, которое планировали начать в 1908-ом году, перенесли, но никто не отложил его в “долгий ящик”. В качестве исполнителей заказа выбрали Адмиралтейский и Балтийский заводы, которые в этот период времени как раз простаивали без работы. Также было решено привлечь специалистов из Обухова и Ижорска. Первым поручили производство артиллерийского вооружения, вторые отвечали за изготовление брони будущих повелителей морей. Так как работа была новая, опыт — первый, то нужны были подходящие специалисты и модернизированное оборудование. На поиск и обучение первых, и осуществление второго также требовались немаленькие деньги — до 10-ти млн. рублей, что не сыграло на руку скорости постройки линкоров.

«Севастополь»

Все же, несмотря ни на что, в июне 1909-го года были заложены все 4-ре корабля — “Севастополь”, “Петропавловск”, “Гангут” и “Полтава”. Во время строительства, что ожидаемо, не обошлось без целой цепи проблем. То нужную сталь для брони задержали, то вооружение не попадало в сроки, то необходимое оборудование оказывалось либо дефектным, либо на самом деле было не нужным и не подходило для работы, а требовалось другое, которого не было.

Все эти проволочки вели к тому, что строительство значительно стопорилось и выбивалось из графика. С целью изучить, что привело к подобному провисанию, была создана специальная комиссия, которая занялась изучением финансовой документации и общей отчетности. Были выделены еще средства на необходимую модернизацию дополнительного оборудования и общее ускорение постройки. Это крайне положительно сказалось на производстве, что позволило сдать корабли пускай не в срок, но не с таким опозданием, которое ожидалось ранее.

 К 1911-ом году все они были спущены на воду. Но спустить на воду и принять на вооружение — вещи абсолютно разные. Бултыхались то морской глади голые корпуса, которые еще не были ни снаряжены артиллерия, ни установлены двигатели. Снова была снаряжена комиссия, которая выясняла причины проволочек, снова нужно было дополнительное финансирование и дополнительные материалы. Впрочем, как бы то ни было, к средине 14-го года линкоры были в общем готовы. Проходили последние испытания, устанавливалось последнее оборудование. К началу Первой мировой войны к бою не был готов ни один корабль. И все таки, к ноябрю-декабрю 14-го их приняли на вооружение и могли использовать на театре военных действий.

«Марат»

Где же тут СССР, спросит читатель? А дело в том, что с распадом Российской империи данные линкоры перешли под флаг новообразованного Советского Союза и несли службу до конца 40-ых, начала 50-ых годов. Их переименовали: “Севастополь” — в “Парижскую коммуну”(привет братьям-коммунистам из далекой Франции), “Петропавловск” — в “Марата”, “Гангут” в “Октябрьскую революцию”, а “Полтава” получила название в честь известного революционера “Фрунзе”.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

В 27-ом году корабли подвергли серьезной модернизации в связи с устареванием и отставанием от других стран мира в производстве линкоров. “Парижскую коммуну” модернизировали в три этапа, как флагман кораблей данного типа в Советском Союзе. Более просто отнеслись к остальным, потратившись всего раз.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.