Закаленная броня: самый большой танк в мире

Алан-э-Дейл       28.07.2022 г.

Новые танки для Красной армии

После того, как как Т-16 был снят с вооружения армии, на Харьковском паровозном заводе был создан танк Т-12. По первоначальным чертежам и планированиям конструкторов он должен был иметь вес в 16 тонн. Но в конечном итоге он весил практически 20 тонн. На вооружении он имел пушку, калибром 45 мм, а также оснащался тремя пулеметами. В 1929 году этот танк одержал окончательное название Т-24 и был принят на вооружение.

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

Как рассказывали потом военные эксперты, этот танк был малоподвижным в бою и практически незащищенным, поэтому вскоре его сняли с вооружения, а его производство остановили. Этот танк в своём количестве насчитывает всего 25 штук.

FCM F1, 145 т

FCM F1 — это особый французский сверхтяжелый танк. Изначально предназначался для замены другой машины. Но уже к 30-м годам он сильно устарел.

Вскоре были выявлены новые требования по изготовлению, и начались они в 1936 году. Предполагалось создать более улучшенный вариант такого танка. Стоит отметить, что толщина брони на машине составляла почти 100 мм. Французы посчитали, что такую большую, прочную машину невозможно пробить. В настоящее время считается одним из самых тяжелых танков.

Он обладал большой грузоподъемностью, а также был неуязвим для огня противника. К сожалению, к нашему времени сохранились всего лишь некоторые модели.

Боевые машины для Советского Союза от германских конструкторов

В начале 1930-х годов на территории Советского Союза, а именно в разнообразных военных учебных заведениях под Казанью, проходили обучение германские солдаты и офицеры. В свою очередь, военные Советского Союза ездили в генеральный штаб Германии также для того, чтобы обучаться.

Vickers Medium Mark II — один из английских танков, которые закупали для СССР

В те времена страны тесно сотрудничали между собой в военной сфере. В марте 1930 года было заключено специальное соглашение, согласно которому немецкие специалисты должны были прибыть в Советский Союз для того, чтобы разрабатывать новые перспективные танки и боевые машины для СССР. Из Германии прибыла делегация инженеров, в которой Эдвард Гроте, знаменитый конструктор во всем мире, был назначен главным.

Были созданы специальные комиссии, которые должны были покупать иностранные боевые машины для Советского Союза. Например, в этих годах для Красной армии на вооружение были поставлены английские танки Виккерс Мk.II, а также многие другие. На тот момент конструкторское бюро СССР с помощью немецких специалистов уже производили разнообразные отечественные танки средней и тяжелой категории. Именно в 1931 году массово на территории Советского Союза начали производиться боевые машины. Выпускались танкетки Т-27.

Если вспомнить самые интересные танки по своей конструкции, то таким является образец Т-28, который имел три башни. Уже через год был создан танк Т-35, который имел уже пять башен. В 1931 году на территории Советского Союза уже делали танки на четырех заводах. Немецкие специалисты помогли своим советским коллегам разработать разные типы подобной военной техники.

Тяжелый танк Т-35

На вооружение Красной армии в те года поставлялись плавающие, легкие, колесно-гусеничные, тяжёлые, средние и другие разновидности боевых машин.

4.T-90

Как ни странно, представитель российского танкостроения отличается своей компактностью и лёгкостью, гарантирующими манёвренность, свойственную танкам советского производства. Помимо техники противника, благодаря двум мощным пулемётам, танк не испытывает трудностей с артиллерией, к которой, ввиду малого веса, и, соответственно, высокой скорости передвижения, он способен добраться практически молниеносно. Т-90 по праву считается одним из самых лучших танков в мире с большой огневой мощью и высокими скоростными характеристиками. Бронирование корпуса выполнено с использованием композитной стали, что не даёт Т-90 стать лёгкой мишенью для пехоты противника, вооруженной противотанковым орудием, даже на близком расстоянии.

Германия

Если Т-90 является наследником традиций советского танкостроения, то «Леопард 2» – несомненное достижение другой сильной школы конструкторов бронетанковой техники, немецкой. Если кто скажет, что это – самый сильный танк в мире, то, пожалуй, и возразить будет нечего. Разве что сослаться на толпу конкурентов из стран – новичков в танкостроении, неожиданно создавших большое количество прекрасных образцов танков. Да и что можно поставить в упрёк «Леопарду» с его могучей 120 мм пушкой, недавно прошедшей модернизацию и получившей удлинённый с 44-х до 55-ти калибров ствол? На его значительно усилившийся уровень бронезащиты по сравнению с предыдущими модификациями? Разве что, большие размеры и массу, это отрицательно сказывается на возможностях переброски танков транспортными средствами, ограничения по грузоподъёмности мостов. Нет у «Леопарда» и управляемых снарядов, и комплексов активной защиты. Зато есть отличный, если не лучший, дизельный двигатель и прекрасная СУО (система управления оружием).

На фото — «Леопард 2»:

Южнокорейский танк К2 «Черная пантера»

Выпущенный южнокорейской компанией Rotem (подразделение Hyundai Motors) танк К2 «Черная пантера» был принят на вооружение в 2014 году

При разработке большое внимание было уделено электронной составляющей боевой машины. Все электронные системы танка были объединены в единую сеть — это стало возможным благодаря танковой информационно-управляющей системе (ТИУС)

Также появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС), которая обеспечивает обмен боевой и разведывательной информацией с другой боевой техникой в реальном времени.

Корейский танк К2 «Черная пантера»

Боекомплект пушки составляет 40 выстрелов — танк может производить до 15 выстрелов в минуту. Защитная система способна обнаруживать вражеские снаряды на расстоянии до 150 метров и уничтожать их собственными снарядами. Масса боевой машины составляет 55 тонн, внутрь помещается до 3 человек. Скорость движения может достигать 50-75 километров в час.

Видео с танком К2 «Черная пантера»

Главным минусом К2 «Черная пантера» является его стоимость. Это самый дорогой танк в мире, который стоит 8,5 миллионов долларов. Известно, что армия Южной Кореи имеет около 260 таких танков.

Царь-танк, 60 т

Царь-танк известен всем как самый большой в мире. Он был разработан Николаем Лебеденко в 1914 году. Первое, что бросается в глаза при виде его — это огромные колеса.

Конструктор решил воспользоваться примером классических повозок азиатов. Такие большие колеса могли спокойно преодолевать практически любые ухабы. Основной элемент — пулемет, был размещен на высоте более 8 метров. Но из-за своего устрашающего вида, его и прозвали Царь-танк или Мамонт.

Стоит отметить, что даже сам Николай Второй очень впечатлился этой моделью. Пожертвовал на финансирование проекта около 210 000 р. Уже первые испытания были проведены вскоре после его постройки. Передние колеса ломали практически все деревья, как щепки. Но, к сожалению, задняя часть постоянно вязла в мягком грунте.

До 1917 года этот танк находился в лесу под особой охраной. После того, как к власти пришли большевики — это довольно огромная конструкция просуществовала еще целых семь лет, а затем в 1923 году ее разобрали на металлолом.

Американский танк M1 «Абрамс»

Танки серии «Абрамс» серийно выпускаются компанией General Dynamics Land Systems начиная с 1980 года. Они являются основными боевыми танками США и активно скупаются армиями Египта, Австралии, Марокко и других ближневосточных государств. Их главными особенностями считаются масса в рекордные 62 тонны и использование ряда новаторских решений вроде компьютерной системы управления огнем. Этот танк является одним из немногих, кто оснащен системой защиты от оружия массового поражения. Если враг применит ядерное или химическое оружие, эта система начинает подавать отфильтрованный воздух в маски членов экипажа. На данный момент выпущено 10 288 танков M1 «Абрамс».

Американский танк M1 «Абрамс»

У этого танка есть модификация M1A2 «Абрамс». Она выпускается с 1992 года и применялась во многих военных конфликтах вроде Иракской войны (2003-2011) и войны в Афганистане (2001-2014). Внутрь танка помещается 4 человека, пушка оснащена 42 боеприпасами, имеется пулемет, панорамный прицел, тепловизор и компьютеризированная бортовая аппаратура. Скорость движения танка M1A2 «Абрамс» достигает 66 километров в час, а стрельба ведется с частотой 10-12 выстрелов в минуту. Стоимость танка M1A2 оценивается в 5-6 миллионов долларов.

Видео с танком M1A2 «Абрамс»

Среди минусов M1A2 «Абрамс» выделяют слабую бортовую защиту и необходимость одного человека для зарядки пушки.

Танковая кавалерия — быстр и смертоносен

Т-34-85 был типичным представителей категории крейсерских или кавалерийских танков. Он оснащался небольшими орудиями и легкой броней, а основная задача боевой машины заключалась в быстром проникновении в тыл противника и проведении неожиданных атак с нанесением максимального урона. Масса Т-34-85 была больше, чем у Т-34-76, но эти изменения практически не отразились на его маневренности, проходимости и быстроходности — ключевых преимуществах перед немецкими «Тиграми» и «Пантерами».Специально для новой танковой пушки под руководством главного конструктора НПО Агат А.Э. Атомвьяна специалистам был разработан уникальный стабилизатор. Ключевой особенностью его конструкции стал гироскоп, который раскручивался трехфазным асинхронным двигателем, не располагался на орудии, но управлял цепями питания помпы гидравлического привода силовой части. Питался гироскоп от генератора трехфазной сети и преобразователя постоянного тока ГКЗ-Т на основе электродвигателя постоянного тока на 24 В.

Стабилизатор запускался за 4, 5 минут. Потребляемая мощность составляла 550 Вт. Первые испытания макетного образца были проведены в Кубинке в середине весны 1944 года. Т-34-85 можно назвать ярким примером идеального соответствия конструктивно-технологических решений и тактико-технических требований.

«Он явился неким фундаментом, основой создания бронетанковой техники практически во всех танкопроизводящих державах в послевоенный период. Архитектура танков послевоенного периода и в Германии, и в Великобритании, и в Америке была такой, какой была в танке Т-34» — советский и российский военачальник, генерал-полковник С.В. Маев.

Т-34 – лучший танк столетия

К концу 1930-х гг. танкисты, казалось, знали, какие танки им нужны и как их использовать. Так было до появления Т-34 («тридцатьчетвёрка») – машины, перевернувшей представление о том, каким должен быть танк. Т-34 не был ни самым быстрым, ни самым мощным. Однако все качества, определяющие мощь боевой машины, в нём сочетались наилучшим образом. В Т-34 всё было особенное: подвижность не хуже, чем у лёгких танков, а противоснарядная броня и длинноствольная 76-мм пушка – как на тяжёлых танках.

В начале войны Т-34 расстреливали немецкие танки всех типов с предельных дистанций прямого выстрела

Непобедимый

Бронелисты корпуса и башни Т-34 имели большой наклон. Установка лобовых бронелистов под большим углом увеличила эффективность бронирования. Расположение брони под углом позволяет увеличить её толщину. Снаряды противотанковых пушек летят по настильной траектории (по прямой линии, над землёй). Если такой снаряд попадёт в наклонный металлический лист, то его путь в нём будет дольше, чем в вертикальном листе такой же толщины. Кроме того, снаряд может срикошетировать – отскочить от обтекаемого корпуса. Заднюю часть корпуса Т-34 занимало моторное отделение с дизельным двигателем В-2. Перед войной на танки ставили двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине. Часто это были мощные авиационные двигатели, доработанные для установки на бронетехнику. Бензин огнеопасен, поэтому легко поджечь такой танк зажигательным снарядом или пулей. Дизельный танк труднее поразить в бою. Дизель «питается» соляркой, поджечь её труднее, чем бензин.

Германские пехотинцы, прошедшие всю Европу и умевшие эффективно бороться с французскими и английскими танками, впервые встретившись с Т-34, были в шоке

Основное оружие Т-34 – башенная 76-мм пушка. На первых танках ствол орудия едва выступал за пределы корпуса, но в 1941 г. на Т-34 стали монтировать длинноствольные орудия. Хотя эти пушки имели прежний калибр 76 мм, но за счёт большей начальной скорости (вот что значит длинный ствол) её снаряды пробивали более толстую броню. Конструкторы сделали Т-34 простым и технологичным. Это позволило даже в тяжёлом 1942 г. выпустить 12,5 тыс. «тридцатьчетвёрок».

Немецкий генерал Шнейдер писал: «Т-34 показал нашим привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности». Немцам Т-34 казались заколдованными, а броня – неуязвимой. Даже противотанковые пушки пробивали только бортовую броню Т-34, да и то – в упор, с расстояния не более 100 м.

За годы войны советская промышленность выпустила более 60 тыс. танков Т-34. Это абсолютный рекорд в истории мирового танкостроения

Новая «тридцатьчетвёрка»

Первые бои Великой Отечественной войны выявили у Т-34 несколько серьёзных недостатков. Командир танка одновременно оценивал обстановку на поле боя, искал цель и стрелял из пушки. Причём обзор у командира был не очень хорошим. В 1942 г. появились Т-34 с новыми шестигранными литыми башнями, оснащённые командирской башенкой. Все новые танки получали приёмо-передающие радиостанции. К началу 1943 г. противник ответил на появление новых Т-34 модернизацией «четвёрок» и созданием новых танков «Тигр» и «Пантера». К лету 1943 г. немцы имели тяжёлые танки, которые могли расстреливать Т-34 с большого расстояния.

 Для Т-34 срочно требовалась более мощная 85-мм пушка. Однако в старую башню новая пушка не влезала. Спроектировали новую башню, где нашлось место ещё и для наводчика. Командир стал заниматься только своим делом. После доводки фактически был создан новый бронекорпус. На фронте новые танки, получившие обозначение Т-34-85, появились осенью 1944 г. Маневренность этих боевых машин не пострадала.

Т-34-85 долгие годы состоял на вооружении армии Египта

Т-34-85 сражался в рядах вьетнамской народной армии в 1971 г.

Последнюю модернизацию «тридцатьчетвёрки» прошли уже после окончания войны. Корпус и ходовая часть Т-34-85 мало изменились по сравнению с первыми образцами легендарного танка. В 1950-е гг. на Т-34 стали устанавливать двигатели и опорные катки от новейших танков Т-54. День Победы не поставил точку в боевой биографии лучшего танка Второй мировой войны. Военная карьера легендарного советского танка Т-34 продолжилась в самых разных уголках земного шара, не завершилась она и по сей день.

Таблица 2. Комплексные и частные показатели основных боевых свойств танка, учитываемые в отраслевой методике оценки ВТУ

Показатели основных боевых свойств
Характеристики основных боевых свойств и их частных показателей
Огневая мощь КQ
Способность танка обнаруживать и поражать цели определенных типов.Частными свойствами огневой мощи являются информативность, огневая производительность и огневой ресурс с учетом количества и типов боеприпасов в боекомплекте

Защищенность КЗ
Способность танка сохранять боеспособность при решении боевых задач при воздействии поражающих факторов обычного оружия, мин и оружия массового поражения на экипаж и оборудование.Частными свойствами защищенности являются неуязвимость при снарядном обстреле, противоминная стойкость и защищенность от ОМП

Подвижность КП
Способность танка преодолевать заданное расстояние за определенное время без дополнительных средств поддержания движения.Частными свойствами подвижности являются быстроходность, проходимость и автономность по топливу

Эксплуатационные возможности КЭ
Способность танка выполнять заданные функции при сохранении во времени значений установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, а также его приспособленность к устранению боевых повреждений и приведению в боеготовое состояние.Частными свойствами эксплуатационности являются надежность (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, обслуживаемость, сохраняемость), восстанавливаемость после боевых повреждений и боеготовность

Военно-технический уровень КВТУ
Способность танка за счет огневой мощи, защищенности, подвижности и эксплуатационных возможностей выполнить боевую задачу при действии в наступательной армейской операции.КВТУ= КQАQ КЗАз КПАп КЭАэгде АQ, Аз, Ап, Аэ – коэффициенты весомости (относительной важности) основных боевых свойств танка

Многочисленные расчеты по комплексной методике ТТЭ оценки эффективности показали, что комплексный показатель эффективности танка может быть выражен через показатели его основных боевых свойств. ВТУ танка отражает комплексный показатель военно-технической эффективности танка при действии его в совокупности боевых условий (наступление, встречный бой, отражение атаки, оборона). Показатель ВТУ представляет сравнительную оценку эффективности танка относительно некоторого эталонного танка. Расчет комплексного показателя ВТУ проводится по показателям огневой мощи, защищенности, подвижности и эксплуатационных возможностей.

Под огневой мощью понимается способность танка обнаруживать и поражать цели определенных типов.

Под защищенностью понимается способность танка сохранять боеспособность при решении боевых задач при воздействии поражающих факторов на экипаж и оборудование.

Под подвижностью понимается способность танка преодолевать заданное расстояние за определенное время без дополнительных средств поддержания движения.

Под эксплуатационными возможностями понимается способность танка выполнять заданные функции при сохранении во времени значений установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, а также его приспособленность к устранению боевых повреждений и приведению в боеготовое состояние.

Объем входной и выходной информации для расчета комплексных показателей основных боевых свойств и ВТУ танка в целом составляет более 5000 показателей. Это придает оценке объективность. Учитывая большой объем входной информации, особенно по переменной ее части, связанной с частными ТТХ, и недостаточную достоверность ее по иностранным образцам, надо признать, что погрешность в оценке может составлять порядка десяти процентов. При отличиях показателей основных боевых свойств и ВТУ в пределах этой величины следует считать, что сравниваемые танки приблизительно равноценны. Однако часто результаты оценки показателя ВТУ отдельных танков вызывают критику у некоторых оппонентов в связи с публикацией в иностранных СМИ рейтингов, подобных представленным в первой таблице.

Окончание читайте в следующем номере.

Виктор Степанов,генеральный директор ОАО «ВНИИтрансмаш», заслуженный машиностроитель РФ, доктор технических наук, член-корреспондент РАРАН

Классификация танков

В армии Великобритании, к примеру, существует деление на крейсерские танки и машины поддержки пехоты. В других странах существуют классы легких, средних и тяжелых танков, но разделение это весьма условно, так как не учитывает степень вооруженности, калибр башенного орудия и мощность двигателя. В армии США классификация самая простая и подразумевает деление на легкие (до 20 т), средние (21-40 т) и тяжелые (все, имеющие большую массу, чем средние). В прикладном смысле такая классификация наиболее рациональна, так как любой командир может определить по карте, какой мост выдержит технику в условиях реального театра военных действий. Но значит ли это, что самый мощный танк в мире должен быть и самым тяжелым? Или у него должен быть двигатель несравненной силы?

Производство танков.

С первых дней Второй Мировой Войны, противоборствующие государства сконцентрировали силы собственной индустрии на организации изготовления громадного числа танков. Обширное воспроизводство танков в период войны стало реальным условием триумфа над врагом. Самым значительным парком танков началу войны владел СССР. Развернутое огромное строительство боевой техники предоставило в итоге более 22 тыс. танков разных типов к началу войны.

Что дало возможность создать в предвоенное время организовать впечатляющие по размерам танковые войска. Танковые войска Советского союза на начало Второй мировой войны бесспорно были наиболее многочисленными в мире. Хотя большинство танков была легкими по классу машинами, но без малого вся эти танки были сравнимы по боевым с немецкой техникой, а иногда опережали ее.

Третий рейх сумел создать к этому времени только 5639 танков. И отнюдь не все взяли участие в Восточном походе. В результате советская промышленность, организовав массовую сборку танков, обеспечила КА превосходство в танках более чем в четверо! Что не избавило русские войска от погрома в процессе блицкрига первых месяцев войны. От немалого превосходства, вскорости ничего не осталось. Англия в это время впопыхах приумножала количество армейской техники, поскольку ее танковые войска были очень невелики — около 600 машин.

На протяжении Второй мировой войны строительство танков в Англии не не набрала такого размаха как в СССР либо США. Америка первоначально производила только легкие танки в ограниченном количестве, но очень быстро осмыслив ценность танков, американцы скоро начали их выпуск в значительных объемах, строительству передовых, мобильных танковых войск.

В общем, союзникам посчастливилось основательно превзойти промышленное производство своих врагов. Помимо Германии в союзе держав Оси никто не смог похвастаться солидным индустриальным потенциалом. Первый тихоокеанский партнер немцев — Япония, несопоставима в этом плане, с державами антигитлеровской коалиции.

Германия непоправимо уступала по производству бронетехники собственным противникам. Не нужно выпускать из виду, что против Германии бились два промышленных гиганта — СССР и США, объединенный ресурс каковых был несоизмерим. Единственный восточный соперник Германии — СССР выпустил более 100 тыс. бронетехники.

Америка только танков «Шерман» собрала более 48 тысяч штук, а Великобритания за военные годы изготовила свыше 25тыс. танков. Не считая иную военную технику, кроме именно танков, становиться ясно насколько Германия уступала врагам. Немецкая промышленность смогла дать войскам лишь 89 тысяч штук бронетехники. Большое отставание от СССР в выпуске танков сделалось одним из факторов проигрыша немцев во Второй Мировой Войне. Танковые войска СССР на финальной стадии войны попросту рвали германский фронт быстрыми и могучими ударами, каким Вермахт не смог ничего противопоставить. В течении войны противоборствующими странами было изготовлено больше 200 тысяч танков разных видов.

  США СССР Германия Англия Канада  Япония   Италия
 Производство танков и САУ в годы войны.  148410  105251  46857  27893  5678  2515  2473

Легендарные советские танки

Одними из лучших на тот момент, по мнению самих военных, были танки типа БT. Их любили за скорость, а также особую маневренность. В 1936 году народный комиссар Ворошилов приказал конструкторскому бюро создать еще более новый танк, на базе машины БT. Новый вид вооружения получил название БТ-ИС, названный в честь Иосифа Сталина.

После 1937 года этот вид вооружения еще несколько раз модернизировался и получал соответственно новые названия. Так, например, мир увидел образец БТ-5, а также БТ-7.

Танк БТ-5

В 1937 году по указаниям верховного главнокомандующего Красной армии Харьковский паровозостроительный завод должен был модернизировать уже существующий танк Т-35. Новая машина должна была иметь на своём вооружение два крупнокалиберных пулемета, а также две пушки калибром 45 мм. Также предполагалось, что будет установлена еще одна пушка, калибр которой будет равен 76 мм. Танк получился очень массивным, он весил приблизительно 60 тонн и был защищен достаточно серьезным слоем брони, толщина которой доходила до 75 мм.

Также разрабатывали абсолютно новые боевые машины, такие как СМК и Т-100. В условиях военного обострения в Европе танковые заводы, а также конструкторские бюро получили особые указания, согласно которым работа над конструкциями этих боевых машин должна проходить круглосуточно и в условиях строжайшей секретности. К первому июню 1939 года проект танка Т-100 был готов за очень быстрый период времени. Танк СМК был готов еще быстрее  этого же года. На протяжении года конструкторское бюро также подготавливало разные модели и образцы танков, которые разрабатывались на базе Т-100. Например, в 1939 году Харьковский завод соорудил один из самых мощных танков в истории человечества, который получил название Т-100Z. На этой машине было установлено морское орудие, которое имело калибр 130 мм. Также на нём установили 152 мм гаубицу, которая располагалась в главной башне.

Основная концепция унифицированного основного боевого танка Т-100

Но то время уже знаменитыми и достаточно мощными танками были боевые машины типа КВ, которые были названы в честь народного комиссара Клима Ворошилова. Военные чиновники Советского Союза использовали КВ-1 в некоторых военных конфликтах, но выяснилось, что его пушка, которая имела калибр 76 мм не способна разрушать оборонительные сооружения противника. Поэтому было принято решение выпустить модернизированный и улучшенный образец КВ-2. История мирового танкостроения практически не знает подобных случаев, когда на вращающуюся башню было установлено настолько мощное вооружение. Перед началом боевых действий на территории Финляндии было выпущено только 4 образца танка КВ-2.

Танк КВ-2

Они сразу же были кинуты на линию Маннергейма. Специальными бетонобойный снарядами они пробивали заграждения на этой оборонительной линии. После того, как один танк вышел из строя, оказалось, что на его броне были найдены разнообразные вмятины от вражеских снарядов, общая численность которых составила 48.

Но ни один из снарядов противника не смог пробить броню этого танка. Поэтому боевую машину КВ-2 в 1939 году было принято поставить на конвейерное производство и вооружение. До 1941 года, то есть в упор до начала Отечественной войны, этот танк  выпускался на Кировском заводе.

Первый танк Советского Союза

Надо сказать, что военные инженеры Советского Союза в начале 1920 года решили изобрести первый советский танк. Построен он был практически таким же самым, как и французская машина Renault ft-17. На одном из заводом в Нижнем Новгороде конструкторы разобрали французский танк буквально до винтика и таким образом смогли увидеть полную картину чертежей и конструкции этой машины.

Французский танк Renault ft-17

На построение первого советского танка, который кстати носил название “Борец за свободу товарищ Ленин” ушло практически 2 года. Только в 1921 году на вооружение армии была поставлена эта машина.

Нужно отметить, что первые советские танки по сравнению с теми, которые принимали участие во Второй мировой войне, были неуклюжими. Первые образцы подобных боевых машин развивали скорость всего-то приблизительно в 9 км/час. Запас хода у них составлял только 60 км.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

Бронь была не толстая и составляла приблизительно 6 мм. В экипаже находились два человека. После того, как первые подобные машину доставили бойцам армии, на протяжении года было выпущено всего 14 подобных образцов боевой техники.

Если говорить о французском образце танка, который был переделан на советской манер, то на конвейер его так и не пустили.

Танковые войска СССР, США, Англии, Германии Второй мировой Войны.

На всех без исключения ТВД, как главных, так и менее значительных, применялись в значительных количествах танки. Боевые действия нового типа, значительно разнившихся с конфликтами наций начала конца XIX, начала ХХ века, определяющую роль отводили танковым армиям.

Первостепенное значение начала оказывать быстрота маневра больших войсковых соединений, сильные удары по ограниченным участкам оборонительным участкам значительными силами, с прорывом обороны на всю глубину, с задачей окружения вражеских сил. Для данных действий танки годились лучше всего. Несущие смерть боевые машины рвали построения противника и наступая за линию соприкосновения, громили тыловые службы и отрезали остальные войска от обеспечения.

Во Второй мировой войне использовалось гораздо большее число техники самого разного назначения и командование задействовало свои танковые армии не исключительно для прорыва позиционной обороны противника, но и движения в глубину обороны. На первых этапах Второй мировой войны на поле боя преобладали легкие и значительно реже, средние танки, которые выполняли различные задачи — начиная от сопровождения пехоты и борьбы с БТТ врага, до прорыва фронта. Тяжелые танки, начальный период, большого распространения не получили.

На начало войны тяжелые танки, с удовлетворительно защищающим от снарядов бронированием, имелись только у Франции и СССР. Прочие государства, участвовавшие во Второй мировой войне тяжелых танков, не строили. В 1941 году Англия приступила к сборке тяжелых танков «Черчилль», а немецкие тяжелые танки вышли на поле боя годом спустя. класса. Танки США во Второй мировой войне состояли из машин легкого и среднего класса.

Соперники улучшали собственные танковые войска в ходе Второй мировой войны, стараясь достигнуть подавляющего преимущества. К окончанию Второй Мировой Войны танковые войска СССР, Германии, США и Англии произвели нешуточный качественный рывок. Он затронул по большей части вооружение, защищенность, маневренные качества танков. Отечественные инженеры прогремели творением замечательных машин «Т-34″, ‘»КВ» и «ИС».

Колоссальный индустриальный рывок советского государства в тридцатые, предоставил ему возможность иметь большой парк танков. В итоге, танковые войска СССР в конце тридцатых превышали по числу машин абсолютно всех возможных противников. Немецкие танковые войска, в начале сороковых по ТТХ танков, уступали большинству советских машин, только во второй половине войны германские специалисты построили отличные образчики машин среднего и тяжелого класса. Которые обладали рядом преимуществ над новейшими русскими танками, но обладали и отрицательными чертами, не дозволявшими полностью материализовать потенциал.

Широко известны английские танки-«Черчилль», «Валентайн» и «Кромвель». Общеизвестен танк «Шерман», американского производства и легкий танк «Стюарт». Эти известные танки могут считаться одними из лучших танков Второй мировой войны. Их нелегко перепутать с другими машинами, их имена знакомы едва не всякому. Знаменитые не столько своими ТТХ, а вследствие значительного числа использовавшихся на поле боя.

ИС-2 «Кувалда Сталина»

ИС-2 является чуть ли не единственным советским танком, разработанным почти полностью во время войны, все остальные так или иначе начинали разрабатываться до войны или использовали наработки 30-х годов. После появления на полях сражений «Тигров» и «Пантер», для советского командования стало очевидно, что требуется срочно создать танк в качестве равноценного противовеса. Так появился сначала ИС-1 (название расшифровывается как Иосиф Сталин), почти сразу за ним ИС-2 или ИС-122 (122 — это калибр новой танковой пушки).

Чтобы защищаться от основных вражеских танковых и противотанковых пушек, «Кувалду Сталина» оснастили соответствующей броней и мощной 122 мм пушкой, которая на первичных испытаниях смогла сорвать башню с трофейной «Пантеры».

Танк приняли на вооружение в конце 1943 года, а в начале 1944 он поступил в войска. Поначалу из-за этой спешки он был недоработан и часто ломался, но после детальной проработки проблем, стал одним из самых неприхотливых и ремонтопригодных танков советской армии. Бывало, что подбитые ИС-2 буквально через несколько дней возвращались в строй, и это выгодно отличало их от капризных и сложных в ремонте немецких машин.

Были, конечно, и минусы — малая скорострельность и боезапас всего в 28 снарядов. Зато если танк попадал, он полностью оправдывал свое прозвище.

Например, во время Львовско-Сандомирской операции два ИС-2 из засады за два дня уничтожили 17 немецких танков и САУ, а на Сандомирском плацдарме танки ИС-2 подбили шесть «Королевских Тигров», самых совершенных боевых машин вермахта.

Особенно ИС-2 отличились при штурмах городов, где, как и СУ-152, их использовали для уничтожения захваченных противником зданий и для поддержки наступающей пехоты. По данным на 2007 год, пятнадцать ИС-2М, немного модифицированных после войны, все еще использовались как неподвижные огневые точки береговой обороны Кубы.

Чудовищно ревущие и извергающие огонь стальные звери, дети Второй мировой войны, защищали свою пехоту от других таких же хищников и без устали били противника. С тех пор прошло много лет, танковое производство модернизировалось, однако описанные выше машины навсегда вошли в историю как самые могучие титаны своего времени, созданные сумрачными гениями для того, чтобы наводить на врага ужас и «ПРЕВОЗМОГАТЬ»!

Легендарные танки Второй мировой

«Тигр» — тяжелый немецкий танк прорыва, создавался на заводах фирмы Henschel und Sohn. Впервые он показал себя в бою под Ленинградом в 1942-м. Весил 56 тонн, был вооружен 88-мм пушкой и двумя пулеметами, защищен 100-миллиметровой броней. Нес пять человек экипажа. Мог погружаться под воду на 3,5 метра. Из недостатков — сложность конструкции, дороговизна (производство одного «Тигра» обходилось казне, как стоимость двух средних танков «Пантера»), невероятно большой расход топлива, проблемы с ходовой частью в зимних условиях.

Т-34 разработали в КБ Харьковского паровозостроительного завода под руководством Михаила Кошкина перед самой войной. Это был маневренный, хорошо защищенный наклонной броней танк, оснащенный мощным дизелем и длинноствольной 76-миллиметровой пушкой. В отчетах, тем не менее, упоминались проблемы с оптикой, обзором, теснота боевого отделения, отсутствие раций. Из-за недостатка места для полноценного экипажа командиру приходилось выполнять функции наводчика.

M4 Sherman — основной американский танк того период — производился на заводах Детройта. Третий (после Т-34 и Т-54) наиболее массовый танк в мире. Имеет среднее бронирование, оснащен 75-миллиметровым орудием, успешно показал себя в боях против немецких танков в Африке. Дешев, удобен в эксплуатации, ремонтопригоден. Из недостатков: легко опрокидывается из-за высоко расположенного центра тяжести.

«Пантера» — немецкий танк среднего бронирования, основной конкурент Sherman и Т-34 на полях сражений. Вооружен 75-миллиметровой танковой пушкой и двумя пулеметами, толщина брони — до 80 мм. Впервые применен в Курской битве.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.