Оглавление
МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА
Одним из крупнейших промышленных предприятий Перми был Моторостроительный завод № 19 им. Сталина (сейчас это АО «ОДК-Пермские моторы»).
Потребность в авиационных моторах с первых дней Великой Отечественной войны была значительной, с июня по декабрь 1941 года завод № 19 был единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск авиационных моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации.
В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 8 заводов-смежников, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, 2 конструкторских бюро. За короткое время все прибывшее оборудование было введено в строй, а производственно-техническая база завода № 19 расширилась на 65% к довоенному уровню.
С 1941 года завод № 19 начал выпуск нового мотора воздушного охлаждения М-82 (разработан опытно-конструкторским бюро завода № 19 под руководством главного конструктора А.Д. Швецова), в основе конструкции которого лежала принципиально новая схема – двухрядная звезда. Мотор М-82 был установлен на истребитель Ла-5. Проверка в боевых условиях показала, что этот двигатель воздушного охлаждения был более надежным, чем двигатели водяного охлаждения: продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали.
Двигатели, разработанные А.Д. Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что в 1944 году маркировка «М» была заменена на «АШ» – Аркадий Швецов. В 1943 году за создание мотора АШ-82 опытно-конструкторское бюро завода № 19 было награждено орденом Ленина. В 1942 году «за выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза», А.Д. Швецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения в годы Великой Отечественной войны А.Д. Швецов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалям, он стал лауреатом четырех Сталинских премий.
За успешную доводку мотора АШ-82 главный инженер завода А.И. Валединский в 1943 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В мае 1942 года директором завода № 19 был назначен А.Г. Солдатов. Новый директор усовершенствовал организацию работы предприятия. У подчиненных он поощрял четкость, дисциплину, ответственность, инициативу. Под его руководством завод № 19 освоил и серийно выпускал авиационные моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-62ИР. Двигатели стояли на боевых самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2, ЛаГГ-3, Пе-8, Су-2.
Труд А.Г. Солдатова в годы войны отмечен орденами Ленина, Кутузова 1‑й степени и Отечественной войны 1-й степени, он стал лауреатом Сталинской премии.
Заводом № 19 за годы войны было произведено более 31 тыс. моторов, что составляет 15% от общего количества авиамоторов, выпущенных в те годы в СССР.
В годы Великой Отечественной войны значительно изменился состав рабочих завода. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. В годы войны на заводе работали более 7 тыс. подростков. Увеличился рабочий день, нормы выработки.
В цехах появились «двухсотники», работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища. Перевыполнение плана на 300–400% стало нормой. Включившись в 1942 г. во Всесоюзное социалистическое соревнование, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более чем на 600%. Среднее выполнение норм составляло 144%.
Завод № 19 в 1942 году 7 месяцев подряд становился победителем во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное знамя ГКО среди предприятий отрасли. Всего в годы войны завод № 19 получал переходящее Красное знамя ГКО 19 раз. В 1945 году переходящее Красное знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение. За годы войны 359 работников завода были награждены орденами и медалями. В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов завод № 19 был награжден орденом Красного Знамени.
Звездообразование в туманности
Большая туманность Ориона расположена в одноименном созвездии. M42 с Земли видна невооруженным глазом, как светлое пятно в середине «меча» Ориона. Она является самой яркой частью огромных звездных яслей, где рождаются новые звезды. Также она является ближайшим к Земле местом формирования звезд.
Пылевые облака образуют красивые волокнистые структуры, «листья» и «пузыри» в результате процессов гравитационного сжатия и влияния звездных ветров.
Эти ветры являются потоками газа, выброшенного из атмосфер звезд: они достаточно мощные, чтобы изменить вид окружающих облаков в извилистые формы, которые вы видите на картинке.
Панорамное изображение участка вокруг NGC 1999
Зарождающаяся солнечная система
Астрономы использовали эти и другие данные от APEX совместно с изображениями от космической обсерватории Гершель для поисков в созвездии Ориона местоположения протозвезды — то есть ранней стадии звездообразования.
До сих пор они были в состоянии идентифицировать 15 объектов, которые намного ярче на длинных волнах света, чем на менее коротких.
Эти вновь открывшиеся редкие объекты, вероятно, и являются одними из самых молодых найденных протозвезд: в результате чего, астрономы стали еще ближе к моменту формирования звезд.
Примечания
Сноски
- На максимальном заряде
- Дальность для стрельбы прямой наводкой
- Дальность для стрельбы прямой наводкой
- Отравляющее вещество Р-35 (зарин)
- ↑ 12 Отравляющее вещество Р-33 (аналог )
Источники
- А. Б. Широкорад. Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В. Грабина. — Москва: АСТ, 2003. — С. 281. — 432 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-17019-107-3.
- R. Bonds. An Illustrated Guide to Weapons of the Modern Soviet Ground Forces. — London: Salamander Books, 1981. — P. 79. — 160 p. — (Illustrated Military Guides). — ISBN 0-86101-115-5.
- Сирийская армия пошла в наступление // КП, окт 2015
- The Military Balance 2020 / International Institute for Strategic Studies. — Abingdon: Taylor & Francis, 2020. — 511 p. — ISBN 978978-1857438352.
- ↑ 12 130-мм пушка М-46 и 152-мм пушка М-47. Руководство слубы, стр. 221
- ↑ 12 Широкорад А.Б., 2014, с. 702.
- Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Том 12. Средства поражения и боеприпасы, стр. 184, 201, 202, 446
- А. В. Карпенко. Часть 1 // Каталог современного российского вооружения и конверсионной техники на международных выставках вооружений и военной техники (1992-2001 гг.). — С-Пб.: «Бастион», 2001. — С. 93. — 336 с.
- Foss C. R. Jane’s Armour and Artillery 2001—2002. — 2002.
- Широкорад А.Б., 2014, с. 703.
- The Military Balance 2020. — P. 201.
- The Military Balance 2020. — P. 368.
- The Military Balance 2020. — P. 495.
- The Military Balance 2020. — P. 274.
- The Military Balance 2020. — P. 339.
- The Military Balance 2020. — P. 457.
- The Military Balance 2020. — P. 517.
- The Military Balance 2020. — P. 373.
- The Military Balance 2020. — P. 545.
- The Military Balance 2020. — P. 383.
- The Military Balance 2020. — P. 290.
- The Military Balance 2020. — P. 381.
- The Military Balance 2020. — P. 377.
- Как «Исламское государство» добывает себе оружие. www.vedomosti.ru. Проверено 3 декабря 2020.
- The Military Balance 2020. — P. 501.
- The Military Balance 2020. — P. 280.
- The Military Balance 2020. — P. 304.
- The Military Balance 2020. — P. 505.
- The Military Balance 2020. — P. 508.
- The Military Balance 2020. — P. 449,450.
- The Military Balance 2020. — P. 310.
- ↑ 12 The Military Balance 2020. — P. 390.
- The Military Balance 2020. — P. 525.
- The Military Balance 2020. — P. 314.
- The Military Balance 2020. — P. 316.
- The Military Balance 2020. — P. 529.
- The Military Balance 2020. — P. 397.
- The Military Balance 2020. — P. 468.
- The Military Balance 2020. — P. 153.
- The Military Balance 2020. — P. 405.
- The Military Balance 2020. — P. 539.
- The Military Balance 2020. — P. 226.
- The Military Balance 2020. — P. 99.
- The Military Balance 2020. — P. 109.
- The Military Balance 2020. — P. 511.
- The Military Balance 2020. — P. 512.
- The Military Balance 2020. — P. 537.
- The Military Balance 2010. — P. 356.
- ↑ 1234C. F. Foss. Artillery of the World. — Shepperton, Surrey: Ian Allan Publishing, 1974. — P. 126. — 192 p. — ISBN 0-71100-505-2.
- The Military Balance 2010. — P. 122.
- The Military Balance 2012. — P. 97.
- The Military Balance 2012. — P. 355.
- The Military Balance 2010. — P. 398.
- The Military Balance 2012. — P. 337.
- The Military Balance 2012. — P. 443.
- The Military Balance 2010. — P. 275.
- The Military Balance 2010. — P. 368.
- The Military Balance 2010. — P. 153.
- The Military Balance 2020. — P. 190.
- The Military Balance 2010. — P. 430.
- The Military Balance 2010. — P. 329.
- The Military Balance 2010. — P. 370.
Характеристики BMW M42
За весь период производства этот двигатель был установлен только на BMW 3 серии E30 и E36.
На двигателе используется впрыска топлива системой Bosch Motronic 1,7..
Двигатель БМВ М42 применялся на:
- BMW E30 318i (седан, туринг, купе и кабрио) (только модели для Северной Америки)
- BMW E30 318is
- BMW E36 318i/318ti (только для Северной Америки и южноафриканских моделей)
- BMW E36 318is (седан и купе)
Сравнительные технические параметры двигателя M42 и M40
М42 | М40 | |
Длина, мм | 570 | 560 |
Ширина, мм | 606 | 580 |
Высота, мм | 730 | 700 |
Масса, кг | 145 | 132 |
Монтажный наклон | 30º вправо | 30º вправо |
Рабочий объем, см³ | 1796 | 1796 |
Диаметр цилиндра, мм | 84 | 84 |
Ход поршня, мм | 81 | 81 |
Степень сжатия, :1 | 10 | 8,8 |
Мощность, кВт/л.с. | 100/136 | 83/113 |
при частоте вращения, 1/мин | 6000 | 5500 |
Крутящий момент, Нм | 172 | 162 |
при частоте вращения, 1/мин | 4600 | 4250 |
Клапанов на цилиндр | 4 | 2 |
Диаметр клапана, мм | – | – |
– впускного | 2×33 | 42 |
– выпускного | 2×30,5 | 36 |
Система управления Motronic | M1.7 | M1.3 |
Блок управления DME c | 88 контактами | 55 контактами |
Топливо, октановое число, определенное по исследовательскому методу | 95 не этилиров. «супер» | 91 не этилиров. нормальный |
Мощностная характеристика двигателя М42
Общие сведения
Большая газопылевая туманность Ориона является ближайшим к Земле регионом формирования звезд и содержит в себе множество молодых планетных систем из газа и пыли. M42 — колыбель звезд, астрономы нашли около 700 звезд, которые в настоящий момент формируются в этой туманности, вы и сами можете найти эти протозвезды на панорамном снимке сделанном телескопом Хаббл.
Снимок получен в местечке Serra de Aire, которое расположено в Португалии. Оборудование и параметры съемки: Canon 60Da, ISO 2500, Exp: 21s, F/7, фокусное расстояние 570мм + Astro Professional ED 80. Изображение сложено из 51 кадра, объединенных в программе Максима DL 5. Автор снимка Miguel Claro.
Туманность Ориона — диффузная туманность. На множестве ее снимков, сделанных в видимом диапазоне, красные области в туманности образованы горячим газом, в основном водородом. Синие это пыль, которая отражает свет горячих голубых звезд. Красный цвет это результат рекомбинации в линии излучения Hα на длине волны 656,3 нм. Сине-фиолетовая окраска представляет собой отраженное излучение от массивных звезд О-класса в центре туманности. M42 является частью гораздо большего комплекса молекулярных облаков в созвездии Ориона, которые включают в себя M78 и туманность Конская Голова.
М-42
Первые же сражения
Великой Отечественной показали, что дивизионная и корпусная артиллерия, эффективно поражая немецкие танки на заранее известных танкоопасных направлениях, оказалась недостаточно маневренной. Танковые колонны противника, случалось, обходили наши артиллерийские заслоны. Для успешного отражения танковых атак на широком фронте требовалось огромное количество легких и достаточно мощных противотанковых пушек. А их производство прекратилось в связи с эвакуацией завода в глубокий тыл. И когда в августе 1941 года 172-му заводу поручили наладить массовый выпуск таких орудий, конструкторы решили еще и модернизировать 45-мм пушку образца 1937 года, улучшить ее боевые качества.
45-мм противотанковая пушка М-42 образца 1942 года
45-мм |
|
Годы выпуска |
1942-1945 |
Выпущено, шт. |
10843 |
Массогабаритные |
|
Калибр, мм |
45 |
Длина ствола, |
68 |
Масса в |
625 |
Масса в |
1250 |
Углы обстрела |
|
Возвышения |
25 |
Снижения |
-8 |
Горизонтальный, ° |
60 |
Огневые возможности |
|
Макс. |
4,55 |
Скорострельность, выстр./мин |
15-20 |
«На этом пути нас ожидало множество трудностей, – вспоминал лауреат Государственной премии, профессор М. Цирульников, – ибо это, пожалуй, единственный в истории артиллерии случай, когда на лафет пушки малой мощности дважды накладывались более мощные стволы большего калибра. В процессе модернизации бронепробиваемость пушки со штатным бронебойным снарядом увеличилась более чем на 1/3, начальная скорость снаряда – с 760 до 870 м/сек. Этого удалось достичь за счет увеличения веса заряда, повышения давления пороховых газов в канале ствола и удлинения ствола
Снаряд и гильза остались без изменений, что было немаловажно в тот период. Ствол заменили новым, а в конструкцию лафета внесли необходимые изменения для его усиления. Лафет можно было бы облегчить, установив дульный тормоз
Но мы решили, что такой тормоз — отнюдь не украшение орудия, особенно противотанкового, низкого, иногда еще закапываемого в землю. Ведь струи газов из тормоза поднимают пыль, поджигают траву, демаскируют позицию. Поэтому мы отказались от дульного тормоза, конечно несколько утяжелив ствол и все орудие»
Лафет можно было бы облегчить, установив дульный тормоз. Но мы решили, что такой тормоз — отнюдь не украшение орудия, особенно противотанкового, низкого, иногда еще закапываемого в землю. Ведь струи газов из тормоза поднимают пыль, поджигают траву, демаскируют позицию. Поэтому мы отказались от дульного тормоза, конечно несколько утяжелив ствол и все орудие».
Создавая М-42 на базе 45-мм пушки образца 1937 года, конструкторы А. Заборовский, С. Синицкий, М. Ковалевский, Э. Кондратьев разработали и ряд новых узлов: ствол-моноблок с открытым казенником, литой верхний станок, простой по конструкции гидравлический тормоз отката, пружинный накатник, пружинное подрессоривание и естественное уравновешивание. Все конструкторские работы и постановка орудия на производство были выполнены точно в намеченный срок, и уже в начале 1942 года на фронт стало поступать новое 45-мм орудие. Орудие, предназначенное для борьбы с танками и другими мотомеханизированными средствами противника. Орудие, способное уничтожать огневые средства пехоты и живую силу. Толщина брони щитового прикрытия была увеличена с 4.5 мм до 7 мм
что давало расчёту защиту от винтовочных бронебойных пуль.
Спустя полгода из ворот 172-го завода выходило уже по семьсот 45-мм пушек каждый месяц. Орудия этого калибра в течение всего первого периода войны оставались основой советской противотанковой артиллерии. В дни сталинградской битвы на их долю приходилось до 43% всех орудий, состоявших на вооружении наших истребительнопротивотанковых полков. И не случайно один из немецких генералов Фридрих Вильгельм фон Меллентин писал: «Иногда думаешь, что каждый русский пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку. Русские очень умело располагают эти средства, и, кажется, нет такого места, где бы их не было».
Американцы осматривают захваченную северокорейскую М-42, уничтожившую три танка.
Конструкция
Боеприпасы и баллистика
Заряжание: раздельно-гильзовое.
Чертёж снаряда БР-482Б
Чертёж снаряда ОФ-482М
Боеприпасы пушки М-46 | ||||||||
Индекс выстрела | Тип снаряда | Индекс снаряда | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ/ОВ, кг | Марка взрывателя | Дульная скорость, м/с | Максимальная дальность стрельбы, м |
53-ВОФ-482В | Осколочно-фугасный | 53-ОФ-482М | 59,1 | 33,4 | 3,64 | РГМ-2, В-429, В-90 | 930 | 27 490 |
53-ВОФ-482ВУ | Осколочно-фугасный | 53-ОФ-482М | 51,9 | 33,4 | 3,64 | РГМ-2, В-429, В-90 | 705 | |
3ВОФ11 | Осколочно-фугасный | 3ОФ3 | 59,1 | 27,6 | 3,0 | АР-30 | ||
3ВОФ12 | Осколочно-фугасный | 3ОФ3 | 51,8 | 27,6 | 3,0 | АР-30 | ||
3ВОФ43 | Осколочно-фугасный | 3ОФ33 | 59,0 | 33,4 | 4,17 | В-429, В-90, АР-5 | 930 | 27 490 |
3ВОФ44 | Осколочно-фугасный | 3ОФ33 | 33,4 | 4,17 | В-429, В-90, АР-5 | 22 500 | ||
«Фирн-1» | Управляемый | 33,4 | 5,0 | 24 000 | ||||
53-ВБР-482 | Бронебойный остроголовый, трассирующий | 53-БР-482(Б) | 59,1 | 33,4 | 0,125 | ДБР | 930 | 4000 |
53-ВПБР-482 | Бронебойный практический | 53-ПБР-482 | 59,1 | 33,4 | — | ДБР | 930 | 4000 |
Химический | 3ХС5 | 33,4 | 1,59 | |||||
Химический | 3ХС6 | 33,4 | 1,39 | |||||
Химический | 3ХС9 | 33,4 | 1,5 | |||||
ЗВДЦ1 | Целеуказательный | 3ДЦ1 | 59,3 | 33,6 | — | РГМ-2, В-429 | 930 | н/д |
ЗВДЦ2 | Целеуказательный | 3ДЦ1 | 52,0 | 33,6 | — | РГМ-2, В-429 | 705 | н/д |
3ВС1 | Осветительный | А3-СП-46 | 25,8 | 0,05 | ТМ-16 | |||
3ВС6 | Осветительный | 3С2 | 59,129 | 33,03 | 0,05 | Т-90 | 687 | 14 350 |
3ВС7 | Осветительный | 3С2 | 51,837 | 33,03 | 0,05 | Т-90 | н/д | н/д |
Выстрелы иностранного производства | ||||||||
Израильские | ||||||||
Осколочно-фугасный | 53-ОФ-482М | 59,1 | 33,4 | 3,64 | M739 | 930 | 27 490 | |
Осколочно-фугасный | 53-ОФ-482М | 51,9 | 33,4 | 3,64 | M739 | 705 | ||
Иранские | ||||||||
Осколочно-фугасный, активно-реактивный | HE BB | 35,5 | 3,7 | 930 | 37 000 | |||
Китайские | ||||||||
Осколочно-фугасный | 33,4 | 3,6 | Liu-5 | 930 | 27 490 | |||
Осколочно-фугасный, активно-реактивный | MP-130 | 33,4 | Liu-5 | 34 360 | ||||
Осколочно-фугасный, активно-реактивный | MP-132 | 58 | 32,41 | 3,3 | Liu-5 | 944 | 32 000 | |
Осветительный | 29,1 | 1,96 | Shi-4 | 950 | 24 500 |
Таблица стрельбы пушки М-46 для снарядов 53-ОФ-482М и 3ОФ33 | ||||
Заряд | Вес заряда, кг | Дульная скорость, м/с | Максимальная дальность, м | Давление в канале ствола, кг/см² |
Полный | 12,9 | 930 | 27 490 | 3150 |
№ 1 | 10,9 | 810 | 22 400 | |
№ 2 | 6,54 | 705 | 19 200 | 2700 |
№ 3 | 5,25 | 621 | 16 400 | |
№ 4 | 3,98 | 525 | 13 400 |
Таблица бронепробития для пушки М-46 | ||||||
Угол встречи \ Расстояние, м | 500 | 1000 | 1500 | 2000 | 3000 | 4000 |
БР-482 и БР-482Б | ||||||
Угол встречи 60° | 205 | 195 | 185 | 170 | 145 | 120 |
Угол встречи 90° | 250 | 240 | 225 | 210 | 180 | 150 |
Бронепробиваемость приводится по советской методике измерения пробивной способности. Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным. |
Достоинства и проблемы двигателей семейства M43
- Надежность
- Коллектор впуска с корректируемой длиной DISA
- Четыре противовеса на коленвале, степень сжатия 9.7 единиц
Течи масла в двигателях БМВ семейства М43 являются обычным делом. Чаще всего подтекает клапанная крышка. «Болезнь» лечится заменой клапана вентиляции картерных газов и прокладки.
Посторонние шумы в агрегатах М43 обычно создает вышедшая из строя заслонка ДИСА. При помощи оригинального ремкомплекта можно привести работу впуска двигателя в порядок. Также возможно, что причина неестественных звуков из ДВС кроется в гидрокомпенсаторах.
Ключевые неисправности ДВС M43B16 и M43B18 аналогичны друг другу, впрочем, как и способы их решения. Чаще всего это перегрев, небольшие провалы мощности при разгоне и плавающие обороты. Проблемы двигателей M43B19/M43TU практически во всем повторяют неисправности M43B18 в дорестайлинговой версии.
Однако главным недостатком моторов семейства М43, является их малая мощность. Силовые агрегаты довольно слабы, что в свою очередь не соответствует имиджу BMW как производителя спортивных авто.
Резюмируя вышесказанное, стоит уточнить, что несмотря на все перечисленные проблемы, силовые установки семейства M43 достаточно надежны, ремонтопригодны и обладают очень даже неплохим ресурсом. При должном обслуживании они способны проработать без нареканий не одну сотню тыс. км. К сожалению, экземпляры, представленные на сегодняшнем рынке, давно «откатали» свой ресурс и беспроблемной эксплуатации от них ждать не стоит.
Обновление двигателя M42
В процессе производства M42 претерпел несколько незначительных изменений.
BMW обновила четырехцилиндровый двигатель M42 оптимизировав уровень шума и норму выбросов CO2. Эти изменения включены на всех транспортных средствах E36 произведенных с января 1994 года. Производительность двигателя M42 осталась неизменной.
1 – одна часть катушки зажигания; 2 – система вентиляции картера; 3 – масляный щуп и трубка; 4 – генератор 80А; 5 – корпус воздухоочистителя; 6 – клиновые ремни; 7 – воздушные окутанные топливные инжекторы; 8 – компактный компрессор кондиционера;
Используется одна катушка зажигания, которая расположена на передней части правой передней амортизационной стойки.
Новый модуль управления двигателем DME 1.7.2 используется в связи с окончательной модификацией для катушки зажигания. Обозначения PIN-кода DME остаются неизменными по сравнению с DME 1.7.
Картер вентилироваться с помощью устройства под контролем давления. Масляные пары из картера выводятся через лабиринт/маслоуловитель, который интегрирован в крышку головки блока цилиндров (1). Здесь жидкое масло отделяется, вернувшись в головку цилиндров и в конечном итоге в картер. Остальные пары тянутся по впускному коллектору (3) через клапан регулировки давления (2).
Регулирующий клапан установлен на нагретой пластине фланца, расположенного между верхней и нижней секцией впускного коллектора над дифференциальной системой впуска воздуха (DISA). Он подключен к задней крышки головки цилиндров с помощью резинового шланга, и изменяет давление в картере непрерывно в зависимости от нагрузки двигателя и скорость работы. Это предотвращает синий выхлоп дыма и чрезмерное потребление масла и обеспечивает надежную вентиляции картера во всех других условий эксплуатации.
Дополнительные изменения включают в себя
- Указатель уровня масла, примерно на 26 мм короче по сравнению с ранними версиями двигателей М42. Маршрутизация щупа и трубки изменилась, чтобы расположить клапан регулировки давления для изменения системы вентиляции картера;
- Все вспомогательные элементы приводятся в действие с помощью двух клиновых ремней. Первый (2) приводит в действие новый компрессор кондиционера компактной конструкции. Второй (1) приводит в действие новый меньший насос гидроусилителя рулевого управления, новый генератор 80A и водяной насос;
Схема клиновых ремней в моторе M42
Для соблюдения правил касающихся выбросов CO2, используется новая система впрыска воздуха который позволяет дозировать воздуха в камеру сгорания, таким образом снижая выбросы CO/HC.
В разном качестве
45-мм пушки имели несколько модификаций: первая – образца 1932 года, под заводским индексом 19-К; затем её усовершенствовали – вариант образца 1937 года, индекс 53-К. Таких орудий изготовили 49 074 штуки, в том числе до войны — 16 621.
В 1942 году свет увидела новая модель под индексом М-42: до конца войны произведено 10 843 штук.
А. Широкорад в своей Энциклопедии отечественной артиллерии упоминает о существовании пушки горного типа, которую можно было разбирать на части и перевозить в таком виде на вьючных животных.
Кроме того, имелся ещё танковый вариант, под индексом 20-К. Он выпускался до конца войны и ставился на танки и бронеавтомобили. Всего танковых пушек изготовили 32 453.
Был и казематный вариант пушки для установки ДОТ-4. До войны успели произвести 410 таких установок.
Поскольку завод №8 никак не мог обеспечить армию и флот малокалиберной зенитной артиллерией, был сконструирован зенитный (правильнее сказать, универсальный) вариант 45-мм пушки под индексом 21-К. Пушку создали (тоже в «шарашке») в 1932 году, но она практически не отличалась от морских 47-мм пушек Гочкиса конца XIX века. За неимением современных орудий, производство которых завод №8 под руководством М. Н. Логинова никак не мог освоить, таких орудий изготовили 4 009 штук, и они использовались на кораблях и в береговой обороне.
Технические параметры
В несколько таблиц объединены основное технические параметры всех базовых модификаций самолёта Airbus A340/
Сравнение 4 основных модификаций по размерам
Размеры | а340-200 | а340-300 | а340-500 | а340-600 |
Длина (м) | 59.4 | 63,7 | 67.93 | 75,36 |
Размах крыльев (м) | 60.3 | 60.3 | 63,45 | 63,45 |
Высота (м) | 16,8 | 16,91 | 17,28 | 17,22 |
Сравнение 4 основных модификаций по лётным параметрам
Размеры | а340-200 | а340-300 | а340-500 | а340-600 |
Крейсерская скорость (км/час) | 871 | 881 | ||
Максимальная скорость (км/час) | 913 | |||
Дальность полёта (тыс. км) | 15 | 13,7 | 16,67 | 14,6 |
Потолок — мах. высота полёта (тыс. км) | 12,5 | |||
Длина полосы для взлёта (м) | 3 000 | |||
Длина полосы для приземления (м) | 1 926 |
Боевое применение
Пушка в Пароле Трофейная 53-К 15-го казачьего корпуса СС во время Варшавского восстания, 1944 По состоянию на 22 июня 1941 года, на вооружении РККА находилось 16 621 штук 45-мм орудий.
Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43-мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй. Длина ствола орудия составляла 46 клб. Последующие, модернизированные, орудия калибра 45 мм имели большую длину.
Бронебойные снаряды некоторых партий, выпущенные с нарушением технологии производства в период до августа 1941 года не соответствовали характеристикам (при столкновении с преградой из броневой стали раскалывались примерно в 50 % процентах случаев), однако в августе 1941 года проблема была решена — в производственный процесс были внесены технические изменения (введены локализаторы).
Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м — броню 88 мм. Однако для более эффективного поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42, разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.
Экспонат из артиллерийского музея (Санкт-Петербург)
Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5—7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на ширину до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов, они содержали 16 граммов состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд — синильную кислоту HCN.
Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки. Благодаря этому 45-мм пушки образца 1937 года использовались даже партизанскими отрядами.
Боевое применение
М-42 в музее «Малая земля», Новороссийск
М-42 в Финском танковом музее, Парола
В Великой Отечественной войне
Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Она была способна успешно бороться со всеми средними танками вермахта 1942 года. Однако появление в 1943 году в значительных количествах новых тяжёлых танков «Тигр», «Пантера» и модернизированного Pz Kpfw IV Ausf H с толщиной лобовой брони 80 мм вновь поставило советскую противотанковую артиллерию перед необходимостью усиления огневой мощи. Это было выполнено путём повторного принятия на вооружение 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Однако благодаря отлаженному производственному механизму по выпуску М-42, возможности борьбы с Пантерой и Pz Kpfw IV Ausf H путём стрельбы в борт и высокой мобильности этого орудия оно было оставлено в производстве и на вооружении противотанковых подразделений стрелковых частей. Аналогично поступили и англичане — разработав мощную 17-фунтовку, они сохранили в производстве по абсолютно тем же соображениям менее мощную 6-фунтовку.
Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту до 60 м и в глубину до 400 м.

Эта тема закрыта для публикации ответов.