Характеристики боевой машины маз-543 и нескольких популярных модификаций (видео)

Алан-э-Дейл       20.10.2022 г.

Современная индустрия

К сожалению, тягачи МАЗ 543 постепенно вытесняются более усовершенствованными моделями МЗКТ 7930, но происходит это медленно. Вся техника по-прежнему качественная. Во многих странах СНГ и в том числе в России эта спецтехника до сих пор состоит на боевом дежурстве.

В гражданской хозяйственной сфере эти автомобили встретить невозможно. Ведь главное их предназначение – это перевозка и транспортировка грузов, вооружения, военных модулей и солдат.

Некоторые модели переоборудовались в качестве жилья в полевых условиях. Сейчас машины изготавливаются небольшими партиями по государственным заказам для армии. Такая техника не продается и не сдается в аренду, купить даже списанный тягач не получится.

Историческая справка

Стоит отметить, что данный вид техники до сих пор стоит на вооружении России и стран СНГ. Ежегодно эти автомобили можно увидеть во всей красе на парадах, посвященных Дню Победы в ВОВ.

Началась история с МАЗ 537, так как эта модель была взята за основу. После того как было налажено серийное производство 537-го, в Минск была отправлена группа инженеров во главе с выдающимся конструктором Б. Л. Шапошниковым. Целью разработки была необходимость пополнения военного транспорта.

Инженеры начали работать на исходе 50-х. А в 60-ом был спроектирован концепт нового тяжелого грузовика. Правительство СССР к концу года постановило приступить к серийному выпуску в ближайшее время.

Через два года пилотные концепты МАЗ 543, в количестве 6 штук, были подготовлены к испытаниям. Два автомобиля перенаправлены на завод в Волгограде, где на них впервые установили ракетные установки с образцами нового вооружения.

Впервые ракетоносец принял участие в испытаниях ракетного оружия в 1964 году. За все время испытаний каких-то серьезных недостатков в техническом плане не было выявлено.

Ниже представлено фото под названием Ракетовоз

Пожарный «Ураган»

Особого внимания заслуживает модификация МАЗ-543 как пожарной машины. Машина была создана для использования на аэродромах. Реализация была столь успешной, что единицы техники до сих пор встречаются на «службе».

Среди особенностей пожарного МАЗ можно отметить водный бак на 12 000 л. и дополнительный пенный резервуар на 900 л., что позволяет тушить масштабные пожары на аэродромах. К сожалению, из-за громоздкой конструкции автомобиль не может применяться в городских условиях.

Единственный недостаток, который выделяют в пожарной модификации «Урагана» — это большой расход топлива, достигающий 100 л.

Снег в Москве, видео и фото

На фотографиях и видеозаписях, которые представлены ниже, вы можете увидеть то, что творилось в конце мая в столице Российской Федерации. Происходящее нельзя назвать привычным, ведь такое в мае встретишь не часто. Синоптики ранее говорили о том, что подобные явления бывают раз в пятнадцать лет, как ни странно, время пришло, и жители столицы наконец увидели “долгожданный” снежный май.

Если бы это был просто снег, жалующихся людей было бы не так много, они, конечно, бы все равно были, но не в таком огромном количестве. Дело в том, что, помимо снега, жителям на голову к другим проблемам свалился и град. Дождь вперемешку со снегом и градом вывел граждан столицы Российской Федерации из себя, а синоптики просят успокоиться, говоря, что уже в самом конце мая это все сменит теплая и летняя погода. Москвичам осталось подождать не так много до того, чтобы насладиться летними днями.

Особенности конструкции

Кабина тягача разрабатывалась под установку ракетной установки. Использование классической компоновки кабины делало транспорт высоким, что не позволяло проезжать под мостами на дорогах общего пользования. Было сделано две прочные кабины из полиэфирной смолы, между которыми располагался моторный отсек. Каждая кабина вмещала по 2 пассажира. Звукоизоляция во время работы не пропускала больше 85 дБ шума.

МАЗ-543 Ураган оснащался клепано-сварной рамой из двух стальных балок, которые крепятся при помощи болтов на пересечении. За особую конструкцию рамы её назвали «корытом». Минусом такого конструкционного решения является незначительная потеря транспорта в клиренсе. Ходовая часть оснащается независимой подвеской. Первые две оси управляемые. Тормозная система была взята из 537-й серии.

Особенности устройства и технические характеристики «МАЗ-5336»

«МАЗ-5336» позаимствовал общую конструкцию своего предшественника, но получил и целый ряд изменений, в том числе и совершенно ощутимо проявляемых в эксплуатации. К примеру, благодаря улучшенной передней подвеске со стабилизаторами поперечной устойчивости, состоящей из амортизаторов, стоек, полукруглых рессор, ход грузовика стал гораздо более плавным и мягким.

Двигатели «МАЗ-5336»

Все модификации грузовиков семейства «МАЗ-5336» оснащались только дизельными двигателями «ЯМЗ» производства Ярославского моторного завода. В линейку агрегатов, устанавливаемых на данную модель грузовика, входят четырёхтактные V-образные восьмицилиндровые, 14,86-литровые, с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском топлива, турбированные (кроме одного) дизельные двигатели.

На «классических» «МАЗ-5336»:

  • На «МАЗ-53362» – дизель «ЯМЗ-238Б», номинальная мощность – 300 лошадиных сил.
  • На «МАЗ-53361» и «МАЗ-53363» – моторы «ЯМЗ-238ДЕ», номинальная мощность – 330 лошадиных сил.
  • На «МАЗ-53366» – НЕтурбированный агрегат «ЯМЗ-238М2», номинальная мощность которого – 240 лошадиных сил.

Двигатель «ЯМЗ-238ДЕ».

На «МАЗ-5336» «XXI века»:

  • На «МАЗ-5336А3-320» / «МАЗ-5336А5-320» – новые 330-сильные турбированные дизели «ЯМЗ-238ДЕ2», «ЯМЗ-6582.10Е3» («Евро-3»), с новой же коробкой передач «ЯМЗ-2381(8)».
  • На «МАЗ- 5336А3-321» / «МАЗ- 5336А5-321» – новые 250-сильные дизельные моторы «ЯМЗ-6562.10Е3» («Евро-3»), также связке с МКПП «ЯМЗ-2381(8)».

Кроме того, небольшая часть «МАЗ»ов 5336-го семейства (под индексом «МАЗ 533632-321») в начале двухтысячных была выпущена с дизельными двигателями немецкого производства «Дойтц BF 6M1013 FC (Euro-3)», 245 лошадиных сил. Эти моторы работают с коробками передач «ZF 9S75».

Трансмиссия грузовика

Трансмиссия «МАЗ-5336» отличается внушительным ресурсом работы и заслуженно считается одним из наиболее надежных элементов конструкции автомобиля данного семейства. Производителем трансмиссии также является Ярославский моторный завод. В составе трансмиссии – двухдисковое сцепление, с гидроусилителем, механическим приводом выключения и периферийными пружинами; 4-х ступенчатая механическая коробка передач «ЯМЗ-2381» с демультипликатором (общее количество передач – восемь). За счёт демультипликатора, повышающего крутящий момент, число передач и увеличивается в 2 раза. Все передачи, за исключением задней, оснащены синхронизаторами.

Карданная передача представлена двумя последовательными валами с промежуточной опорой, главная передача – двухступенчатая и разнесённая. Передаточное число ведущего моста – 5,49.

Подвеска, ходовая часть

Подвеска на автомобилях «МАЗ-5336» – рессорная. Конструкция передней подвески построена на продольных полу-эллиптических рессорах. Передняя подвеска снабжена также амортизаторами и стабилизаторами, обеспечивающими поперечную устойчивость. Задняя подвеска выполнена на двух базовых и двух дополнительных рессорах, и также снабжена стабилизатором поперечной устойчивости.

«МАЗ-5336» с краном-манипулятором.

На грузовиках «МАЗ-5336» установлены бездисковые колеса. Размер шин –«11.00/R20». Рабочая тормозная система имеет барабанные механизмы и двухконтурный пневматический привод. Подобная конструкция сокращает вероятность полного отказа тормозной системы и уменьшает тормозной путь. Стояночный тормоз, естественно, также присутствует в конструкции. Основной прицеп, применяемый для формирования автопоезда с «МАЗ-5336» – модели «МАЗ-837810».

Технические характеристики в цифрах

Габаритные размеры:

  • Длина – 8,6 м; ширина – 2,57 м; высота – 3,16 м.
  • Колёсная база – 4,9 м;
  • Дорожный просвет – 230 мм;
  • Минимальный радиус поворота – 9,1 м;
  • Площадь платформы – 14.35 кв.метров;
  • Внутренние размеры платформы – 6,1 х 2,42 х 2,330 метра;
  • Штатный объём стандартной платформы – 34,5 кубических метра.

Параметры массы:

  • Масса снаряженного автомобиля – 8,2 тонн;
  • Штатная допустимая грузоподъёмность – 9,8 тонн;
  • Допустимая полная масса автопоезда – 40 тонн;
  • Допустимая полная масса автомобиля – 18 тонн;
  • Распределение полной массы: на переднюю ось – 6,5 тонн; на заднюю ось – 11,5 тонн.

Динамические характеристики:

  • Максимальная скорость – 100 км/час;
  • Время разгона до 60 км/час – 50 секунд;
  • Торможение со скорости 60 км/час до нуля – 36,7 метров.

Основные модификации

На сегодня существует две основные модели и несколько мелкосерийных вариантов исполнения.

МАЗ 543 А

В 1963 году была представлена первая модернизированная версия МАЗ 543А, с незначительно увеличенной до 19,4 т. грузоподъемностью. Немного позже, а именно с 1966 года на основе модификации А (гостиница) стали выпускать разные вариации военной техники.

Как таковых отличительных особенностей от базовой модели не так много. Первое, что можно заметить — сдвинутые вперед кабины. Это позволило добиться увеличения полезной длины рамы до 7000 мм.

Нужно сказать, что производство этой версии было массовым и протянулось вплоть до начала 2000-х годов. Всего с конвейера сошло не более 2500 штук.

В основном транспортные средства служили ракетоносцами для перевозки ракетного вооружения и всевозможного оборудования. Вообще, шасси было универсальным и предназначалось для установки надстроек самых разных типов.

МАЗ 543 М

Золотая середина всей линейки 543, лучшая модификация, создана в 1974 году. В отличие от своих предшественников этот автомобиль имел только одну кабину с левой стороны. Грузоподъемность была самой большой, она составляла без учета веса самого автомобиля до 22200 кг.

В целом серьезных конструктивных модификаций не наблюдалось. На базе МАЗ 543 М выпускалось и создается до сих пор самое грозное вооружение и всевозможные дополнительные надстройки. Это СЗО «Смерч», ЗРК С-300 и т. д.

За все время завод выпустил не менее 4,5 тысяч штук серии М. С развалом СССР серийный выпуск был остановлен. Оставалось только производство незначительных партий по заказу государства. К 2005 году количество сошедших с конвейера сошло в общей сложности 11000 всех возможных вариаций на базе 543-го семейства.

На шасси был разработан в 90-м году военный грузовой автомобиль с цельнометаллическим кузовом МАЗ 7930, на который устанавливается более мощный двигатель (500 л. с.). Запуск серийного производства версии, получившей название МЗКТ 7930, не остановил даже факт распада СССР. Выпуск продолжается и по сей день.

Основные модификации

На сегодня существует две основные модели и несколько мелкосерийных вариантов исполнения.

МАЗ 543 А

В 1963 году была представлена первая модернизированная версия МАЗ 543А, с незначительно увеличенной до 19,4 т. грузоподъемностью. Немного позже, а именно с 1966 года на основе модификации А (гостиница) стали выпускать разные вариации военной техники.

Как таковых отличительных особенностей от базовой модели не так много. Первое, что можно заметить — сдвинутые вперед кабины. Это позволило добиться увеличения полезной длины рамы до 7000 мм.

Нужно сказать, что производство этой версии было массовым и протянулось вплоть до начала 2000-х годов. Всего с конвейера сошло не более 2500 штук.

В основном транспортные средства служили ракетоносцами для перевозки ракетного вооружения и всевозможного оборудования. Вообще, шасси было универсальным и предназначалось для установки надстроек самых разных типов.

МАЗ 543 М

Золотая середина всей линейки 543, лучшая модификация, создана в 1974 году. В отличие от своих предшественников этот автомобиль имел только одну кабину с левой стороны. Грузоподъемность была самой большой, она составляла без учета веса самого автомобиля до 22200 кг.

В целом серьезных конструктивных модификаций не наблюдалось. На базе МАЗ 543 М выпускалось и создается до сих пор самое грозное вооружение и всевозможные дополнительные надстройки. Это СЗО «Смерч», ЗРК С-300 и т. д.

За все время завод выпустил не менее 4,5 тысяч штук серии М. С развалом СССР серийный выпуск был остановлен. Оставалось только производство незначительных партий по заказу государства. К 2005 году количество сошедших с конвейера сошло в общей сложности 11000 всех возможных вариаций на базе 543-го семейства.

На шасси был разработан в 90-м году военный грузовой автомобиль с цельнометаллическим кузовом МАЗ 7930, на который устанавливается более мощный двигатель (500 л. с.). Запуск серийного производства версии, получившей название МЗКТ 7930, не остановил даже факт распада СССР. Выпуск продолжается и по сей день.

Мелкосерийные модификации

За более чем 50 лет истории этой модели выпускались различные модификации в ограниченном количестве. Серийный выпуск налажен не был, т. к. необходимости в этом не было.

Например, МАЗ 543 Б был предназначен для транспортировки усовершенствованной ракетной установки 9К72. Для массовой серии М, основой послужила  опытный образец серии В.

Для хозяйственных нужд и тылового обеспечения выпускались модификации с индексом П. Это были учебные и пожарные автомобили или модели для перевозки прицепов и тяжелых орудий артиллерии. Всего около 250 штук.

Нередко в составе автопоезда из двухосных тягачей МАЗ 5433 и серийного номера 8385 можно встретить бортовой модуль МАЗ 543 7310 и некоторые другие модели.

Незначительная партия МАЗ 543 Ураган была спроектирована также для пожарных служб. Этих гигантов и сегодня можно встретить на взлетных площадках стран СНГ. Пожарная техника оснащалась емкостью для воды объемом 12 тысяч литров и цистерной с пенообразователем на 900 литров.

Такие машины были незаменимы для ликвидации возгораний на таких объектах. Главный минус всех автомобилей этой серии в большом расходе топлива. Если первые модели «кушали» до 100 литров на 100 километров, то современные версии расходуют до 125 литров на то же расстояние.

МАЗ-543

Базовое универсальное шасси МАЗ-543 – это первая, базовая версия данной серии, с грузоподъёмностью в 19,1 тонн. После удачных испытаний, начавшихся с 1962 года, массовое производство машины начали только в 1965-м году. Две кабины автомобиля были изолированными друг от друга, а между ними находился моторный отсек, и каждая из кабин была рассчитана по двух человек. Причём сиденья располагались друг за другом. В общей сложности, на Минском автомобильном заводе было выпущено чуть более 1600 автомобилей данной модели.

В первые годы эксплуатации на данный внедорожный транспорт намеревались устанавливать только ракетные комплексы. Первым стал опытный образец «Темп», в 1962 году. Затем на шасси МАЗ-543 была смонтирована пусковая установка 9П117 нового комплекса 9К72. Но впоследствии было принято решение устанавливать на шасси МАЗ-543 самое разнообразное специальное оборудование. К примеру, крановое.

В армиях СССР и братских стран Варшавского договора стали использовать это шасси не только как «ракетоносцы», но также и в качестве многофункциональных мобильных ремонтно-эвакуационных модулей. На машины устанавливались крытые тентом кузова, в которых можно было перевозить большой объём необходимого оборудования и большую бригаду специалистов, вне зависимости от погодных, климатических и дорожных условий. А также комплексы радиосвязи и мобильные дизельные электростанции, автокраны 9Т35.

Форма/Производная

МАЗ-543П
Полный привод 8х8. Грузоподъемность 19 600 кг. Он использовался в качестве базового шасси для мобильной пусковой установки «9П117М1» для баллистических ракет SS-1C Scud B и SS-12 Scaleboard.
МАЗ-543А
Усовершенствованная версия, разработанная в 1967 году. Полный привод 8х8. Грузоподъемность 22 000 кг.
АА-60(543)-160
Химическая пожарная машина для аэропортов разработана на базе МАЗ-543П или 543А . Разработан в 1973 году.
КС-5571
Большой автокран, разработанный на базе МАЗ-543П или 543А.
МАЗ-543М
Разработан в начале 1970-х гг. Полный привод 8х8. Главной особенностью экстерьера является то, что правая бортовая кабина была упразднена. Применялся в реактивной системе залпового огня БМ-30 «Смеч» и шасси самоходного берегового артиллерийского ракетного комплекса 4К51 «Рубеж
МАЗ-547 ( русская версия , английская версия )
Это усовершенствованная версия с удлиненным кузовом, представляющая собой 6-осную 12-колесную машину. РСД-10 (СС-20 «Сабля») Используется в качестве мобильной пусковой установки для баллистических ракет средней дальности .
МАЗ-7310
Это усовершенствованная модель, разработанная в 1974 году и выпускаемая с 1976 года. Полный привод 8х8. Он был разработан как грузовой автомобиль и стал базовой моделью для производных моделей, разработанных после этого.
МАЗ-73101
Название модели ходовой части МАЗ-7310. Это основа различных производных моделей.
МАЗ-7410 ( англ . версия )
Короткобазный тягач МАЗ-7310. Использовался как автоцистерна и большая автоцистерна , соединяя прицепы .
МАЗ-74106 ( англ . версия )
Является модификацией МАЗ-7410 и использовалась в качестве транспортного шасси для РЛС ПВО зенитно-ракетного комплекса большой дальности С-300 ПМУ .
МАЗ-7510
Самосвал типа МАЗ-7310. Разработан в 1970-х годах.
МАЗ-7910
Является усовершенствованной версией МАЗ-7310 и, как и МАЗ-543М , не имеет кабины по правому борту. Он использовался в качестве мобильной пусковой установки для зенитно-ракетного комплекса большой дальности С-300 ПМУ и в качестве базового шасси для 130-мм береговой самоходной артиллерийской установки А-222 .
МАЗ-7912 ( русская версия , английская версия )
7-осный 14-колесный автомобиль. Используется для мобильной пусковой установки баллистической ракеты РТ-2ПМ «Тополи» .
АА-60(7310)-160.01
Химическая пожарная машина для аэропортов разработана на базе МАЗ-7310 . Разработан в 1978 году.
КС-5573
Большой автокран, разработанный на базе МАЗ-7310. Разработан в 1981 году.
МАЗ-7313
Усовершенствованная версия МАЗ-7310 разработки 1983 года с увеличением грузоподъемности еще на 1 тонну.
МАЗ-7907 ( русская версия , английская версия )
РТ-23 (СС-24 «Скальпель») Большая 12-осная 24-колесная машина, прототип которой был создан в 1985 году как мобильная пусковая установка для больших баллистических ракет.
МАЗ-7916 ( русская версия , английская версия )
6-осный 12-колесный автомобиль, аналогичный преемнику МАЗ-547 . Как и МАЗ-547, использовался как шасси для РСД-10.
МАЗ-7917 ( русская версия , английская версия )
Это 7-осный 14-колесный автомобиль, аналогичный преемнику МАЗ-7912.
WS2400 ( английская версия )
Автомобиль, реконструированный из серии МАЗ-543 / МАЗ-7310, скопированный и произведенный в Китае. Также можно увидеть различия, такие как соединение левой и правой кабин. Он используется в качестве базы для мобильных пусковых установок и различных машин обеспечения баллистических ракет DF 11 и реактивных систем залпового огня А — 100.

Технические характеристики

Первый ракетоносец из линейки МАЗ 543 имел грузоподъемность чуть более 19000 кг. За всю историю с конвейера сошло более полутора тысяч таких экземпляров. Часть из них была отправлена в Восточную Германию, где шасси использовалось как грузовик с кузовом для транспортировки солдат.

Прицепные устройства позволили превратить автомобиль в полноценный тягач. К примеру, некоторые экземпляры переоборудовали под мобильное жилье, машины хозяйственных нужд и другие модели.

Первой ракетной системой, которая разместилась на данном шасси, стал тактический комплекс «ТЕМП». Позже его сменила установка 9П117.

Кроме этого на базе МАЗ 543 размещались:

  • мобильные станции связи;
  • посты боевого управления;
  • ракетные комплексы различных поколений и назначения;
  • военный автокран и др.

Кабина

Знатоки наверняка задавались вопросом, почему выбрана такая компоновка кабины. Все просто, первые ракеты «ТЕМП» имели длину больше 12 метров, соответственно нужно было где-то их разместить.

Сначала хотели просто сделать небольшое углубление в центре кабины. Но сделать это с технической стороны не получилось. Казалось, что выход только в использовании более длинной рамы. Однако Шапошников решил пойти нестандартным путем и разделил пост управления на две части, между которыми могла разместиться ракета.

Ранее подобный способ не использовался при проектировании военной техники, но оказался единственно верным решением. Также при создании кабины инженеры приняли решение использовать не металлические листы. Они отдали предпочтение армированной полиэфирной смоле, напоминающей пластик.

Поначалу к этому решению все относились скептически, но испытания доказали надежность и прочность материала. Для усиления применялись дополнительные бронированные пластины, которые навешивались сверху. Каждая из кабин имела по два места.

Военный МАЗ

При разработке автомобиля применялись не только отечественные детали, выпускаемые в СССР, но и инновационные на тот момент идеи конструкторов:

  • рама из двух несущих частей изогнутой формы, созданная путем сварных и клепочных работ;
  • подвеска торсионная с рычагами, которая обеспечивает плавный ход;
  • гидромеханическая четырехступенчатая коробка передач с возможностью переключения без провала мощности;
  • ведущие 8 колес с функцией автоматической подкачки, дополненной системой регулировки давления (для повышения проходимости в любых условиях);
  • двенадцатицилиндровая силовая установка от танка Д-12А-525 с рабочим объемом свыше 38 литров и номинальной мощностью более 500 л. с.;
  • два бака для солярки объемом 250 литров (третий резервный на 180 л);
  • вес автомобиля составляет в среднем 20 тонн (зависит от модификации и назначения);
  • тормозной путь не менее 21 м.

Технические характеристики

  • Грузоподъёмность: 20000 кг
  • Допустимая масса прицепа: 25000 кг
  • Собственная масса: 23000 кг
  • Полная масса: 43300 кг
  • Габаритные размеры, мм:
    • длина: 11657
    • ширина: 2975
    • высота: 2950
  • База: 2200+3300+2200 мм
  • Колея: 2375 мм
  • Дорожный просвет: 400 мм
  • Радиус поворота: 13500 мм
  • Максимальная скорость: 60 км/ч
  • Тормозной путь со скорости 40 км/ч: 21 м
  • Двигатель: Д12А-525А, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый
  • Рабочий объём: 38,8 л
  • Максимальная мощность: 525 л. с. (386,1 кВт) при 2000 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент: 225 кгс·м (2206 Н·м) при 1400 об/мин.
  • Гидромеханическая передача:
    • гидротрансформатор: четырёхколёсный, одноступенчатый
    • коробка передач: трёхступенчатая, планетарная с ручным управлением переключения передач
  • Раздаточная коробка: механическая, двухступенчатая с межосевым дифференциалом
  • Колесная передача: планетарная
  • Передаточные числа:
    • коробки передач: I-3,2; II-1,8; III-1,0; задний ход-1,6
    • раздаточной коробки: I-1,88; II-1,0
    • колесной передачи: 5,1
  • Подвеска: торсионная, независимая всех колёс
  • Размер шин: 1500×600—635
  • Платформа: с пятью откидными металлическими бортами
  • Внутренние размеры платформы: 7222×2848×707
  • Погрузочная высота: 1850 мм
  • Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)-160А на шасси МАЗ-7310, аэропорт в Киргизстане

  • Ракетно-пусковая установка 9П120 с ракетой 9М76 ракетного комплекса 9К76 «Темп-С» (SS-12 Scaleboard по классификации НАТО) на шасси МАЗ-543П в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

  • РСЗО «Смерч» на шасси МАЗ-543М

  • Ракетно-пусковая установка SCUD-2 (Скад-2) в Афганистане

  • ТЗМ 5Т92 на шасси МАЗ-543М противоракетного комплекса А-135.

Базовая модель МАЗ-543

Самым первым представителем семейства автомобилей МАЗ-543 было базовое шасси, обладающее грузоподъёмностью в 19,1 тонн, которое так и называлось-МАЗ-543. Первые шасси под этим индексом были собраны в количестве 6 экземпляров в 1962 году. Всего за всю историю производства было выпущено 1 631 экземпляров.

Некоторое количество шасси МАЗ-543 были отправлены в армию ГДР. Там их оснастили тентованными цельнометаллическими кузовами, которые можно было использовать как для перевозки грузов, так и для транспортировки личного состава. Дополнительно МАЗы оснастили мощными прицепными устройствами, что превратило их в мощные балластные тягачи. Те автомобили, которые не использовались в качестве тягачей, были переоборудованы в мобильные мастерские или ремонтно-эвакуационные машины.

  • Береговой ракетный комплекс «Рубеж»;
  • Пункты боевого управления;
  • Специальный войсковой автокран 9Т35;
  • Станции связи;
  • Дизельные автономные электростанции.

Встречалось и другое специфическое оборудование, смонтированное на базе МАЗ-543.

Двигатель и коробка передач

МАЗ 543, технические характеристики которого схожи с МАЗ 537, имеет также аналогичный двигатель, но с прямым впрыском топлива и очистителем воздуха. Он имеет V-образное расположение двенадцати цилиндров, механический всережимный регулятор частоты вращения, работает на дизеле. Прототипом дизельного мотора стал В2, используемый в танках во время войны. Объем составляет 38,8 л. Мощность двигателя – 525 л. с.

Гидромеханическая передача, используемая в МАЗ 543, позволяет облегчить вождение, повысить проходимость на бездорожье и долговечность двигателя. Она состоит их трех частей: четырехколесного, одноступенчатого гидротрансформатора, трехступенчатой автоматической коробки передач и системы управления.

В машине установлена механическая раздаточная коробка, у которой есть две ступени с межосевым дифференциалом.

Создание МАЗ 543

МАЗ 543 – это специальный четырехосный колесный тягач, серийное производство которого начато с 1962 года. Он должен был стать универсальным средством, способным расположить на себе подвижные противовоздушные установки «Темп», которые тогда успешно показали себя на испытаниях. Первый проект – эскиз автомобиля появился в 1960 году. В нем применили некоторые узлы и агрегаты от тягача МАЗ 537. Эскизы нового проекта готовили конструкторы В. Жарков, В. Царев и Л. Жук. Восемь месяцев в минском СКБ 1 разрабатывали специальное шасси, которое назвали МАЗ 543. Шасси создавалось таким, которое сможет перевозить различное тяжелое оборудование по любым дорогам в любое время года, в условиях сильного холода и жары.

Отличаются МАЗы уникальной компоновкой кабин, которая не применяется больше нигде. Конструктор Б. Л. Шапошников разъединил одну кабину на две отдельные. Поскольку иного варианта размещения длинной ракеты придумать не удалось. Кабины были рассчитаны на 2 человек, которые сидели друг за другом. Их выполнили из армированной стеклоткани и полиэфирной смолы. Когда проводили испытания на её прочность, развалился стенд, где её установили. Сама кабина осталась целой и невредимой. Она не отличалась большими размерами, поскольку должна была соответствовать железнодорожным габаритам.

Выводы

АА используются для ликвидации возгораний летательных аппаратов. Определенное категорией аэропорта количество машин дежурит у взлетно-посадочной полосы, остальные ждут сигнала на станции пожарной охраны.

Для преодоления возможных преград такая техника оборудована шасси. Средства борьбы с воспламенением, используемые на АА, отвечают назначению машины: лафетный ствол удобен для интенсивной подачи огнетушащего вещества, подбамперные насадки – для заполнения полосы пеной. Стоит рассмотреть пожарную машину Скания, автомобили этой фирмы повсеместно распространены в России и за рубежом.

Пожарные вертолеты также эффективны как при устранении ЧС, так и для проведения спасательных операций.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.