Ми-4

Алан-э-Дейл       06.09.2023 г.

Оглавление

Ми-171: руководство по технической эксплуатации

Летательный аппарат этого класса предназначен для выполнения разнообразных задач. Вертолет может использоваться при высоких показателях температуры воздуха, а также в условиях высокогорной местности. Кроме того, обновленный винтокрылый агрегат может эксплуатироваться практически при любой метеорологической обстановке.

Стабильная навигация в совокупности с новейшим радиоэлектронным оборудованием позволяет проводить полеты не только над сушей, но и над водной поверхностью. Отличную обзорность обеспечивает панорамное остекление кабины и грамотное расположение дополнительного оборудования. Управлять машиной может один или пара пилотов, контрольный узел управления которых совмещен.

Чуда не произошло: мощный и горячий

В Китае продаётся четыре версии телефона: у двух начальных по 8 ГБ оперативки, у двух старших по 12 ГБ, а встроенной может быть 128, 256 или 512 ГБ. Слота под карточку памяти нет.

В любом случае получаем чипсет Qualcomm Snapdragon 888 Plus. Мне было очень интересно попробовать телефон в работе — улучшилась ли ситуация по сравнению с устройствами без Plus или нет. Но корпус всё равно перегревается под нагрузкой и устройство неприятно держать в руках.

Чуда, увы, не произошло, по части оптимизации революции не случилось. И это грустно, потому что за флагманское железо приходится платить, а по факту использовать телефон на всю катушку просто не получается. Для повседневного использования достаточно и менее мощной начинки.

История операций [ править ]

Транспортный вертолет Ми-4 положил начало авиации Советской Армии. Он широко использовался как в вооруженных силах, так и в советской гражданской авиации, и на протяжении нескольких десятилетий оставался основным типом вертолетов на вооружении Советских Вооруженных Сил и Гражданского воздушного флота. Ми-4 вышел из строя вместе с разработкой Ми-8 . Он больше не используется ВВС России, хотя еще некоторое время оставался на вооружении в некоторых странах как служебный вертолет или как военный транспорт. Считалось, что Албания стала последней страной, использовавшей вертолет, и к 2005 году все они были выведены из строя. Ми-4 сыграл очень важную роль в Освободительной войне Бангладеш 1971 года. Ми-4 был рабочей лошадкойИндийские ВВС время выполняли роль среднего подъемника. Очень успешная операция с использованием вертолетов, мост Мегна Хели , с использованием Ми-4 помогла 57-й горной дивизии индийской армии очистить реку Мегна . Вертолетная переброска батальона индийских войск к окраинам Силхета была первой вертолетной операцией индийской армии.

Подобно UH-1 Huey , после того, как он был постепенно выведен из военной службы, он использовался в различных внутренних целях: поисково-спасательные работы, пожаротушение, полярные экспедиции, грузовой вертолет на строительной площадке, коммерческие рейсы и многие другие.

Официальное видео конкурса боевых летных навыков ВВС Северной Кореи, выпущенное в 2014 году, показывает, что Ми-4 все еще находится в ограниченном составе в Северной Корее.

Тральщик мин, спасатель, пожарный

По времени патрулирования, дальности полета и грузоподъемности Ми-14 превзошел в несколько раз не только амфибию Сикорского, но и отечественные вертолеты корабельного базирования Ка-25 и Ка-27. Военные неизменно отзывались о нем как о качественной и надежной машине.

В 1970-е годы Ми-14 дорабатывался с учетом опыта траления мин – одного из самых сложных элементов работы с вертолетом. Практика показала, что вертолеты более практичны и безопасны для этих задач, чем корабли. Трал удерживается на жесткой сцепке и при движении вертолета подрезает тросы мин. После этого мина всплывает и далее подрывается артиллерией. В Ми-14БТ (буксировщик тралов) противолодочное оборудование и вооружение было заменено на систему управления тралами. Всего было выпущено более 20 вертолетов-тральщиков. В 1984 году четыре Ми-14БТ приняли участие в разминировании акватории Красного моря.

Логично, что такую успешную машину стоило оборудовать и для гражданских целей. В 1974 году появился первый опытный образец поисково-спасательной амфибии Ми-14ПС. Лебедка вертолета могла поднимать 300 кг – например, спасателя и двух пострадавших. Грузовой отсек вмещал 9 человек на носилках или 18 сидячих. С борта можно было спустить 10 спасательных плотов в сумме на 200 человек, которые потом сам вертолет буксировал в безопасное место.

Со второй половины 1980-х годов Ми-14 стали привлекаться для дежурства на космодроме Байконур. Они должны были спасать космонавтов в случае их приводнения на степные озера. Новый спасательный вариант амфибии вместо вооружения мог принимать на борт 19 человек или 3 тонны груза, в том числе на внешней подвеске. То есть спасательный Ми-14 мог поднимать с воды не только космонавтов, но и спускаемую аппаратуру.

За все время было выпущено 273 вертолета-амфибии Ми-14 всех модификаций, большая часть из которых пошла на экспорт. Ми-14 эксплуатировался в 12 странах. Были разработаны грузопассажирская и пожарная версии. В 1990-е годы Ми-14 были исключены из состава ВМФ, и уникальная программа КБ Миля по вертолетам-амфибиям была закрыта. Многие решения, принятые в Ми-14, использовались в новых работах КБ.

В последние годы вопрос возобновления и модернизации программы Ми-14 периодически поднимается в вертолетостроительном сообществе. Такая машина может быть интересной для освоения Крайнего Севера, применяться в топливно-энергетических компаниях, помогать в работе МЧС. Для России с ее богатой акваторией, включающей крупнейшие в мире озера, реки, моря и океаны, универсальный вертолет-амфибия просто необходим.

Эксплуатанты

Военные

  • СССР — широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 Ми-4.
  • Афганистан — 18 Ми-4 состояли на вооружении с 1963 по 1997 год
  • Албания — 22 Ми-4 (с 1957 года и 37 Z-5 (с 1967 года); сняты с вооружения в 2005 году
  • Алжир
  • Ангола
  • Бангладеш — Ми-4 сыграли важную роль в Войне за независимость Бангладеш
  • Болгария
  • Буркина-Фасо — 4 Ми-4 состояли на вооружении с 1985 по 1989 год
  • Камбоджа
  • Камерун — 1 Ми-4
  • КНР — было выпущено 545 Harbin Z-5 (лицензионная копия Ми-4); использовались в сухопутной армии, военно-воздушных силах и морской авиации
  • Куба

  • Чехословакия
  • ГДР
  • Египет
  • Финляндия — 3 Ми-4 состояли на вооружении с 1962 по 1979 год
  • Гвинея-Бисау
  • Гана — 1 Ми-4
  • Венгрия
  • Индия
  • Индонезия
  • Ирак
  • Лаос
  • Мали — 4 Ми-4
  • Монголия
  • КНДР
  • Польша
  • Румыния
  • Сьерра-Леоне
  • Сомали
  • НДР Йемен
  • Сирия
  • Судан
  • Вьетнам
  • Йемен
  • Югославия — 25 Ми-4; сняты с вооружения в конце 1970-х гг

Мнение

Своеобразная серия MIX всегда была экспериментальной, творческой и необычной линейкой телефонов Xiaomi. С появлением моделей с гибкими экранами MIX’ы уже не так удивляют, хотя и остаются любопытными представителями мира смартфонов.

Рекомендовать Xiaomi MIX 4 к покупке сложно: он, как и положено необычному творению, получился противоречивым.

Телефон со скрытой фронтальной камерой, собственно, неважно снимает на эту самую камеру. Он большой и тяжёлый, при этом скользкий, а качественный чехол под него найти сложно

Смартфон очень быстро заряжается, но сколько выдержит батарея при такой нагрузке, никто не знает. У него совсем новый процессор, однако проблемы те же, что и у Snapdragon 888.

В итоге получилась интересная для демонстрации технологии вещь, классно, что при желании её можно купить и получить новые ощущения. Но чем дольше с ним ходишь, тем быстрее хочется вернуться к чему-нибудь более понятному и простому. Зато Xiaomi MIX 4 разрушает стереотип, что на рынке нет ничего необычного и всё скучно — чем не повод для разрушения устоев.

Описание вертолета Ми-34

Первоначальная модель вертолета была оснащена силовой установкой модели М-14 от вертолета Ка-26, которая имела мощность в 242 кВт. Данная модель двигателя широко использовалась на спортивных самолетах. При разработке и изготовления нового вертолета были использованы самые новые и качественные детали и материалы, более простые конструкции, которые только улучшили характеристику машины. За счет использования более простого шасси, а именно лыжного типа, вертолет стал более практичным и получил лучшие летные характеристики.

Для того чтобы вертолет эффективно выполнял свои задачи, конструкторы продумали и рассчитали большие перегрузки, которые он может выдерживать. Именно эти характеристики позволяют вертолету Ми-34 выполнять разнообразные фигуры высшего пилотажа.

Вертолет Ми-34 можно использовать как спортивную машину и выступать на международных соревнованиях. На сегодняшний день эта машина выполняет полеты на точность и навигацию, достаточно сложные спортивные фигуры в воздухе. Во время испытаний этот аппарат смог выполнить такие тяжелые фигуры пилотажа, как «бочка», а также «петля Нестерова». До этого ни один советский вертолет не мог выполнить эти задачи.

Второй прототип данной модели вертолета был готов в 1987 году. Тогда же Ми-34 был представлен на Парижском салоне авиации и космонавтики, а в дальнейшем и на многих выставках мира, где демонстрировал свои великолепные летные характеристики.

В процессе дальнейших модернизаций вертолет Ми-34 получил более широкие возможности. Этот аппарат использовали как пассажирский и грузовой. Также он служил патрульной воздушной машиной и выполнял задания связного пункта.

Конструкция

Вертолет Ми-4 построен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом, расположенным на конце хвостовой балки.

Фюзеляж — выполнен по принципу полумонокок и имеет схожую с американским Sikorsky S-55 компоновку — кабина пилотов располагается над грузовым отсеком.

Шасси — с четырьмя точками опоры, неубирающиеся с амортизаторами. Основные стойки представляют собой ферменную конструкцию, две передние – самоориентирующиеся.

Основной ротор — четырехлопастный диаметром 21м. Лопасти цельнометаллические с лонжероном из алюминиевого сплава и сотовым наполнителем. Крепление лопастей шарнирное демпфируемое.

Рулевой винт — трехлопастный диаметром 3,6м с трапециевидными лопастями, выполненными из дерева.

Силовая установка — включает 14-цилиндровый поршневой авиационный двигатель звездообразной формы АШ-82В, установленный в верхней передней части фюзеляжа.

Топливная система — представлена одним мягким топливным баком вместимостью 1000л., размещенным в контейнере в центре над грузовой кабиной. Для дальних перелетов в отсеке для грузов монтировался дополнительный бак емкостью 275л.

Маслосистема — состоит из масляного бака, вместимостью 65л. И масляного радиатора, соединенных маслопроводами. Охлаждение производится воздухом, поступающим от вентилятора авиадвигателя.

Трансмиссия — включает в себя главный редуктор, муфту свободного хода и снабжена собственной маслосистемой. Также имеет в наличии промежуточный редуктор, редуктор хвостового винта и тормоз основного ротора.

Управление – бустерная (с гидроусилителями). Органы управления в кабине пилотов сдвоенные. Авиационное оборудование – передовое авиационное оборудование вертолета Ми-4 позволяло пилотировать его в ночное время и в сложных метеорологических условиях.

Наличие коммуникаций

Работает смартфон в частотном диапазоне 2G GSM и 3G WCDMA. Скорость и качество телефонных разговоров на высоком уровне. Разговоры можно записывать.

Bluetooth передает звук, подключает гарнитуру и устройства ввода. Работает со скоростью 80 КБ/с. Но не все форматы файлов можно передать.

Есть двухдиапазонный беспроводной контроллер Wi-Fi. Работает со скоростью 72 Мбит/с в диапазоне 2,4 ГГц. Если настроить диапазон 5 ГГц, скорость будет 120 Мбит/с.

Наличие коммуникаций Xiaomi Mi4.

В смартфоне есть поддержка навигации GPS и ГЛОНАСС. Скорость работы не самая высокая, а чувствительность низкая, особенно во время плохой погоды.

Инфракрасный порт работает с помощью приложения XMremote, которое позволяет управлять домашней техникой. Но использовать программу неудобно, поскольку она на английском языке. С русским интерфейсом есть приложения IR Remote и IR Remote Control, которые можно скачать из Play Market.

Перспективы

Программа разработки многоцелевого легкого вертолета Ми-54 является одной из наиболее приоритетных в наше время. Ми-54 способен перевозить 13 пассажиров и груз, общей массой до 1500 кг в грузовом отсеке и 1800 кг снаружи фюзеляжа. Вертолет может выполнять не только пассажирские и грузовые перелеты, но и использоваться в качестве корпоративного варианта для выполнения спасательных и медико-санитарных операций, патрулирования прибережных зон, VIP-перевозок и т.д.

На базе Ми-54 планируется создание нескольких военных модификаций с вооружением на борту. Выгода от развития проекта прежде всего заключается в экономичности топливной системы и неплохих показателях маневренности и управляемости во время полета. Вертолет идеально подходит для эксплуатации во всех регионах России из-за широкого диапазона допустимых температур воздуха, а это в свою очередь должно привлечь не только оборонную промышленость, но и отечественные авиакомпании. Много деталей, которые нынче используются в конструкции Ми-54, изготовляется за пределами страны.

Вертолет включили в программу развития гражданской авиатехники, однако на данный момент финансирование проекта заморожено. ОКБ Миля старается вести разработку за собственный счет, при этом не теряя надежды получить государственные инвестиции.

В 2011 году на Петербургском ОАО «Климов» началась разработка перспективного двигателя пятого поколения ВК-800, которым планируется оснастить вертолеты «Ансат» и Ми-54. Об этом на пресс-конференции сообщил генеральный директор данного объединения Ватагин Александр.

«Мы в большей мере надеемся направить свои двигатели на модернизацию Ми-54, но также огромные надежды возлагаем на «Ансат», − сказал господин Ватагин, разъяснив, что финансирование проекта в полной мере еще не осуществлено и ожидается одобрение со стороны заказчиков. «Чтобы начать полноценное инвестирование, нам необходимо видеть покупателя», − добавил гендиректор ОАО «Климов».

В 2011 году были изготовлены три тестовых образца ВК-800, один из которых начал первый этап опытных испытаний. Первый полет на новом двигателе был совершен в 2012 году.

ВК-800 – это турбовальный двигатель пятого поколения, вырабатывающий мощность в пределах 500−800 л.с., разработан для вертолетов с малой и средней грузоподъемностью в одно- и двухдвигательных модификациях. В перспективе выпуск модернизированного двигателя ВК-800С, который можно будет применять на многоцелевых самолетах грузоподъемностью 1-1,5 тонны.

ОАО «Климов» является дочерней . Поэтому шансы на то, что новые двигателя все-таки будут установлены на Ми-54, велики. В компетенцию данного предприятия входят разработка, серийное производство и сервисное обслуживание вертолетных двигателей, а также реактивных истребительских двигателей.

Характеристика вертолета Ми-4

Ми-4 был изготовлен в двухэтажном варианте, что очень сильно напоминало американский аналог Сикорского под названием S-55. Поскольку новый вертолет имел массу, которая превышала массу Ми-1 в 4 раза, он должен был иметь достаточно мощную силовую установку. Данный летательный аппарат был оснащен двигателем АШ-82В, который выдавал мощность при взлете в 1700 лошадиных сил, а при нормальном полете она достигала 1530 лошадиных сил.

Позади силовой установки была расположена грузовая кабина, которая оснащена сидениями для десантников. Грузовая кабина заканчивалась люком, через который можно было достаточно удобно производить загрузку. Для более удобного поднятия и перевозки грузов Ми-4 был оснащен внешней подвеской, которая способна выдержать вес в 1300 кг. На военные версии вертолета был установлен пулемет, который размещался под фюзеляжем машины. Пулеметом управлял бортмеханик.

Кабина пилотов была расположена над грузовым отделением, причем большую часть ее составляли стеклянные поверхности. За спиной пилотов был расположен отсек, где расположился топливный бак и редуктор. Чтобы дальность полета была больше, машину можно было оснастить дополнительным топливным баком, который устанавливался внутри грузового отсека.

Подъем машины осуществлял четырехлопастной главный винт, который в диаметре имел 21 метр. Все агрегаты несущего и хвостового винтов были значительно усовершенствованы по сравнению с Ми-1. Шарниры вертолета были оснащены резиновыми втулками для защиты. Лопасти винта изготовлялись из стальных лонжеронов, которые крепились с помощью заклепок. Также к ним присоединялся деревянный каркас. Толкающий хвостовой винт состоял из трех лопастей, которые изготовлялись из дерева, в диаметре он был 3,6 метра. Большинство движущихся соединений и кабина пилотов были оснащены противообледенительными системами.

Вертолет Ми-4 стал одной из первых воздушных машин, которые были снабжены гидроусилителями управления. Проводка управления являла собою систему из тяг и качалок. Управление внутри кабины пилотов было полностью дублировано, а достаточно новое на то время оборудование давало возможность проводить полеты в любое время суток и даже при сложных метеорологических условиях. Шасси вертолета Ми-4 состояло из четырех пирамидальных опор, а в конце 50-х годов начали применять и лыжное шасси для зимних условий.

Модификации

СССР:

  • Ми-4 — базовая модификация.
  • Ми-4П — противолодочный на балоннетах.
  • Ми-4М — противолодочный вариант вертолёта Ми-4, поступил на вооружение в 1956 году. Впоследствии выпускались его модификации с учетом изменения в конструкции и некоторым усовершенствованием противолодочного оборудования: Ми-4АМ, Ми-4ВМ.
  • Ми-4Л — шестиместная транспортная модификация.
  • Ми-4A — основной транспортно-десантный вертолет стран Варшавского Договора в 1950-1970 гг.
  • Ми-4С — сельскохозяйственный вариант, использовался и для тушения пожаров.
  • Ми-4ГФ
  • Ми-4МЭ
  • Ми-4МТ
  • Ми-4ФВ
  • Ми-4Щ
  • Ми-4СП
  • Ми-4ПГ
  • Ми-4СВ
  • Ми-4Н
  • Ми-4ПС
  • Ми-4КК
  • Ми-4КУ
  • Ми-4У
  • Ми-4ГР
  • Ми-4ТАРК
  • Ми-4МК
  • Ми-4АВ
  • Ми-4УМ

КНР:

  • Harbin Z-5 — китайская базовая модификация.
  • Сюаньфэн — китайская транспортная модификация.

Сохранившиеся экземпляры

Сохранившиеся экземпляры многоцелевого вертолёта Ми-4
Модификация Бортовой номер Местонахождение Изображение
Ми-4 CCCP-48983 Государственный музей авиации (Киев)
Ми-4ПС CCCP-35277 Головной отраслевой музей истории гражданской авиации
Ми-4Т CCCP-14844 г. Инта, Россия
Ми-4А 12013 г. Белград, Сербия
Ми-4А 314 Lubuskie Muzeum Wojskowe, Польша
Ми-4А 785 Luftfahrzeugen der Nationalen Volksarmee, Германия
Ми-4 2139 Flugausstellung Hermeskeil, Германия
Ми-4Б 0538 Letecké muzeum Kbely, Чехия
Ми-4А 27 Museum of Hungarian Aviation, Венгрия
Ми-4 СССР-31449 Рижский музей авиации, Латвия

Железо

В Xiaomi Mi4c установлен процессор от Qualcomm. Это Snapdragon 808 (модель MSM8992). И лично у меня он вызвал кучу вопросов. И первый из них — что это вообще такое? То есть ясно, что он топовый и все такое, но почему именно это решение было использовано в данном смартфоне?

Сперва у Qualcomm был Snapdragon 800, который сделал огромный прорыв и был чуть ли не самым модным процессором в свое время. Затем 801, который стал еще мощнее и произвел куда больший фурор. А потом как-то не заладилось. Вышел сомнительный 805-ый, который все производители обошли мимо, ну а после они выкатили дорогущий 810-ый, который греется, троттлится и вообще бяка. Столько негатива и хайпа вокруг него, что все подзабыли, что у Qualcomm есть свой козырь в рукаве. Модель MSM8992, которая более известна как Snapdragon 808, вышла она еще в конце 2014 года, но первые устройства на нем стали выходить относительно недавно. И как-то не очень активно. Устройства на 808-ом «снапе» можно пересчитать по пальцам, а ценник на них это вообще отдельная печальная песня. Это очень странно при том, что он довольно производительный, а по многим параметрам не уступает даже 810-му

Более того, если не брать во внимание мелочи, то это почти тоже самое, что и Snapdragon 810, только вместо 8 ядер тут используется 6: четыре энергоэффективных Cortex-A53 на частоте до полутора гигагерц и 2 производительных Cortex A-57 с частотой до 1,8 ГГц

Плюс видеоускоритель Adreno 418. Он относится к 4-му поколению фирменной графики и по заявлениям производителя на 30% мощнее, чем прошлогодние решения трёхсотой серии.

Конечно, у 808-го хуже видеоускоритель относительно 810-го, а поддержка экранов составляет лишь 2K против 4K, но это настолько несущественно, что говорить об этом даже как-то смешно, поскольку все равно большинство производителей уже давно остановили гонку разрешений на Full HD, потому как человеческий глаз разницы в плотности пикселей не видит, а кто-то другой кроме человека смартфонами не пользуется. Обычно.

Плюс не стоит забывать, что это смартфон, а значит и никакой возможности хардварного апгрейда в нем не может быть.

Поэтому 808-ой модели мобильному девайсу хватает с головой. Однако, помимо очевидных преимуществ вроде производительности, есть и другие преимущества, не заметные с первого взгляда, но более значительные.

В обычных задачах вроде Интернет-серфинга, чтения или использования программ работают энергоэффективные ядра. В более тяжелые задачи вроде игр подключаются ядра помощнее. Это позволяет не только обрабатывать софт быстрее, но и равномерно распределять нагрузку на процессор, а как следствие, и нагреть аппарат до невыносимых температур очень трудно.

Процессору помогают 3 гигабайта оперативной памяти LPDDR3 с частотой 933 МГц и 32 ГБ высокоскоростной постоянной памяти eMMC 5.0. Так же есть версия этого смартфона с 2 ГБ оперативки и 16 нерасширяемой постоянки.

После загрузки системы на моей прошивке доступно 1,9 ГБ свободной оперативной памяти из 3, после нескольких часов работы доступно становится 1,7-1,6 ГБ, реже 1,1. Постоянной памяти из 32 ГБ доступно лишь 26, но и этого объёма для смартфона вполне достаточно. Вполне вероятно, что с последующими обновлениями прошивки будет доступно больше.

Программное обеспечение смартфона

Все смартфоны Xiaomi поставляются с операционной системой Android, прикрытой . Прошивка быстрая, энергоэффективная и производительная. В отличие от Android у MIUI больше удобных функций, сервисов и настроек системы. Можно создавать резервные копии, защищать информацию, изменять интерфейс, управлять приложениями и уведомлениями.

Многие модели вышли с прошивкой KXDCNBF 24.0. Относится она к версии MIUI 5.0 и основана на Android 4.4.2. Особенностью стало отсутствие сервисов Google. Но их можно быстро установить через фирменный магазин приложений. При первом подключении система просит установить язык интерфейса, клавиатуру, подключение к беспроводной сети и т. д.

На экране блокировки отображается время и дата, непрочитанные сообщения и другие уведомления. Можно открыть телефонные контакты, включить камеру или фонарик без разблокировки.

Операционная система Android.

На панели переключателей помещается до 11 значков. Среди них: регулировка яркости, включение Bluetooth, Wi-Fi и GPS, кнопка вызова меню настроек и выбор режимов звонка.

В прошивке есть китайские сервисы, которые вряд ли пригодятся русскому пользователю, поэтому их можно удалить. Предустановлен WPS Office, который является аналогом Microsoft Office. Утилита Security — полезный инструмент для очистки памяти, контроля потребления трафика, антивирусного контроля и пр.

1965–1985 гг.

С середины 1960-х гг. на смену транспортным и многоцелевым вертолетам, успешно выполнявшим и гражданские, и военные задачи, начали приходить вертолеты чисто военного назначения. Ими стали бронированные боевые машины – вертолеты огневой поддержки и противотанковые. Военным понадобились и транспортные машины нового класса – сверхтяжелые вертолеты для перевозки бронированной и ракетной техники.

Первым вертолетом, который с самого начала проектировался как боевой, стал американский АН-1 «Кобра», поднявшийся в воздух в 1965 г. Его конструкторы учли опыт, полученный в ходе вьетнамской войны. Композитная броня NOROC прикрывала сиденья экипажа, боковые стенки кабины, важные элементы двигателя. В кабине схемы «тандем» (по называнию двухместного велосипеда) впереди сидел оператор управления огнем, а сзади и выше – летчик. «Кобры», вооруженные пулеметами и 20-мм пушками, были относительно дешевым и, при этом эффективными вертолетами огневой поддержки, и их закупали армии многих стран.

AH-1 «Кобра».
США. 1967 г.

Специализированные вертолеты для борьбы с танками появились в результате арабо-израильского конфликта 1973 г. Тогда всего 18 американских многоцелевых вертолетов UH-1, которые израильтяне снабдили ПТУР, за один день уничтожили 90 египетских танков. Это произвело большое впечатление на Пентагон, намеревавшийся бороться с советскими танками, и ПТУР установили на «Кобру».

Но и UH-1, и «Кобра» оказались слабоваты для противодействия танкам. Поэтому началась разработка специализированной противотанковой машины, и в 1975 г. взлетел прототип вертолета АН-64 «Апач», которому дали имя «в честь» племени североамериканских индейцев-апачей. «Апач» оказался весьма сложным, поэтому его доводка и постановка на вооружение заняли 9 лет.

АН-64 «Апач». США. 1948 г.

UH-1 «Ирокез»
(»Хьюи»). США.
1959 г.

Советские конструкторы подошли к проектированию боевого вертолета иначе, чем американцы. Впервые поднявшийся в воздух в 1974 г. Ми-24 имел «пассажирский» отсек, в котором размещались 8 десантников. Это позволило «Крокодилу» (такое прозвище получил Ми-24 в период войны в Афганистане – 1979-1989 гг.) высаживать группы спецназа – и тут же прикрывать их огнем, а также вывозить под вражеским огнем раненых. Ми-24 стал самым популярным в мире боевым вертолетом – его серия превысила 3500 шт.

Ми-24. СССР. 1971 г.

По заказу советских военных для доставки в труднодоступные места тяжелой техники, включая разобранные на крупные агрегаты баллистические ракеты, в 1968 г. был создан В-12 – прототип вертолета поперечной схемы грузоподъемностью до 30 т. Машина оказалась слишком сложной и дорогой и осталась в единственном экземпляре. Позднее на вооружение был принят Ми-26, выполненный по схеме Ми-6, но поднимающий почти в два раза больший груз (20 т). США ограничились модернизацией тяжелого вертолета СН-47 «Чинук», но его грузоподъемность была даже меньше, чем у Ми-6.

Сверхтяжелый вертолет
Ми-26. СССР. 1980 г.

Сверхтяжелый вертолет В-12
(Ми-12). СССР. 1968 г.
На вооружение не принят

Защита вертолета

Вертолетная броня не должна
быть слишком тяжелой – иначе
вертолет не взлетит. Поэтому броня защищала лишь экипаж и критически важные зоны
вертолета от наиболее вероятного оружия противника. Советские вертолеты (как и самолеты-штурмовики) должны были
выжить после попадания снаряда
калибра 20 мм (пушка М61 «Вулкан» в авиационном и зенитном
варианте), а американские –
после попадания 23-мм снаряда
(пушка ГШ-23, зенитка ЗУ-23-2,
самоходная установка ЗУ-23-4
«Шилка»). Кроме того, броню не
должны были пробить 12,7-мм
бронебойная пуля, а также осколок боевой части легкой зенитной ракеты.

Эксплуатация вертолета Ми-4

Вертолет данной модели использовали значительно шире, нежели Ми-1. Это все потому, что он был более просторный и практичный, в грузовой кабине можно перевозить 8 раненых людей на носилках или 16 десантников. Но был удобен и тем, что в нем можно перевозить большие цельные грузы, например, такие как автомобиль ГАЗ или два мотоцикла с колясками. Пре небольшом переоборудовании грузовой кабины вертолет можно использовать как спасательную машину для перевозки раненых или больных людей.

За все время производства и эксплуатации вертолет Ми-4 прошел множество доработок, модернизаций и усовершенствований. На базе стандартного десантно-транспортного вертолета было разработано и изготовлено более тридцати разнообразных модификаций, которые имели более узкую специализацию применения.

Ми-4 (по коду НАТО:Hound — «Гончая»)— многоцелевой советский вертолёт, разработан в ОКБ Миля в начале 1950-х.

Первый военно-транспортный вертолёт  вооруженных сил СССР. Имел аналогичную компоновку, как у американского Sikorsky S55, однако превосходил его в плане грузоподъемности больше, чем в два раза. Грузовая просторная кабина помещает 1600кг груза или 12 экипированных полностью десантников. Ми4 – первый советский вертолёт, снабженный  в задней части грузовым люком с опускающимся трапом и откидными створками.

Вертолет Ми-4 фото.

В 1950—1970 — основной транспортно-десантный вертолёт стран Варшавского Договора. HarbinZ5, лицензионная китайская копия Ми4, стоит до сих пор на вооружении ВВС КНДР.

Эксплуатанты:

  • Военные

  • Афганистан

  • СССР 

  • Алжир 

  • Албания 

  • Бангладеш 

  • Ангола 

  • Буркина-Фасо 

  • Болгария 

  • Камерун 

  • Камбоджа 

  • Куба 

  • КНР 

  • ГДР 

  • Чехословакия 

  • Финляндия 

  • Египет 

  • Гана 

  • Гвинея-Бисау 

  • Индия 

  • Венгрия 

  • Ирак 

  • Индонезия 

  • Мали 

  • Лаос 

  • КНДР 

  • Монголия 

  • Румыния 

  • Польша 

  • Сомали 

  • Сьерра-Леоне 

  • Сирия 

  • НДР Йемен 

  • Вьетнам 

  • Судан 

  • Югославия 

  • Йемен 

  • Гражданские

  • КНР 

  • Румыния 

  • Чехословакия

  • Монголия 

Вертолет Ми-4 фото.

Применение и сравнение характеристик

Сразу после поступления Ми-4 на вооружение, они демонстрировались на воздушных праздниках в Тушино. Первым боевым опытом для вертолетов стало восстание в Венгрии в 1956 году. Поставленные на экспорт машины принимали участие в конфликтах Индии и Пакистана, на территории Эфиопии и Ирака. Поставленные во Вьетнам машины использовались в ходе боевых действий в 60-70-е годы.

Ударные и транспортные вертолеты успели принять участие на начальном этапе ввода советских войск в Афганистан. Однако к этому времени машина являлась устаревшей и была быстро вытеснена современными Ми-8 и Ми-24, оснащенными турбовальными силовыми установками. В течение 80-90-х годов произошло списание армейских вертолетов, поставленных на экспорт. На 2016 год некоторое количество машин Ми-4 числилось в летном состоянии в армии КНДР.

Гражданская техника использовалась для перевозки пассажиров и различных грузов. В ряде азиатских республик СССР вертолеты Ми-4 использовались для доставки выездных бригад медработников. Машины летали по отдаленным аулам и оказывали различные медицинские услуги населению. Вместе с персоналом на борту находилось оборудование.

Например, именно Ми-4А использовались при постройке троллейбусной линии между Симферополем и Ялтой.Техника применялась в гражданской авиации до 1988 года. Списание оставшихся вертолетов произошло после падения Ми-4А в Читинской области, в результате которого погибло 8 человек.

Сравнение технических характеристик Ми-4 с американскими аналогами компании Sikorsky наглядно показывает преимущество отечественной машины по скорости и взлетному весу. Модель Н-16 имеет увеличенную дальность полета за счет малого веса и применения маломощного двигателя. Вертолет Н-34 в последних сериях стал оснащаться турбовальными двигателями. ОКБ Миля пошло по пути создания новых вертолетов, изначально приспособленных под установку таких двигателей.

Параметр Ми-4А Sikorsky H-19 Sikorsky H-34
Длина, мм 16800 12730 17280
Высота, мм 4400 4267 4850
Диаметр основного винта, мм 21000 16150 17070
Максимальный вес, кг 7600 3660 6350
Скорость полета, км/час 226 178 198
Пассажировместимость, чел 16 12 16
Дальность полета, км 465 667 293
Потолок, м 5500 4755 н.д.

Вертолеты Н-34 принадлежат к числу американских машин, которые официально приобретались СССР. В начале 60-х годов два экземпляра были закуплены по распоряжению Н.С. Хрущева.

Для советского вертолетостроения и ОКБ Миля машина стала во многих отношениях прорывной конструкцией. Благодаря полученному опыту были разработаны транспортные и армейские машины, не имевшие аналогов в мировой практике.

Вертолет стал пионером в ряде сфер применения. Например, Ми-4 использовался для краново-монтажных работ – при установке линий электропередач или постройке буровых нефтедобывающих вышек. Остается только сожалеть, что эта машина сохранена в виде памятника всего в двух населенных пунктах.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.