Мзкт-65151: технические характеристики

Алан-э-Дейл       28.07.2022 г.

Описание и сфера применения

МЗКТ 79221 был выпущен после распада СССР в 1996-97 годах. Тогда шасси входило в комплекс подвижной установки «Тополь-М». Но серийный выпуск МЗКТ 79221 начался только в двухтысячном году. Тяжеловесный тягач применяется как в целях военной обороны, так и для перевозки оборудования в гражданских целях (также как и Камаз-4310).


Тягач МЗКТ 79221

Для этого с конвейера сходит модификация МЗКТ 79221 с кодом 100. Тягач может развивать максимальную скоростью – до 45 километров за 60 минут. При наборе скорости коробкой передач придется управлять вручную.

МЗКТ 79221 имеет вес 40 тонн. Вес машины вкупе с ракетой достигает более 120 тонн. Тягач может провезти по бездорожью вес до 80 тонн. Используется, как большегрузное шасси в целях транспортировки оборудования для нефтяных скважин и большегрузных кранов. В ходовую часть входит 16 односкатных колес. Управляемыми являются колеса осей (трех первых и трех последних).

Демонстрация возможностей

По случаю юбилейных мероприятий на территории завода прошла выставка автомобилей МЗКТ, среди которых было и несколько новинок. Например, терминальный седельный тягач МЗКТ-730240 (4х4), разработанный по инициативе заводских маркетологов. Этот автомобиль, как и другие аналоги, предназначены для локальной перевозки трёхосных полуприцепов в пределах складской территории, логистического центра или терминала морского порта. Учитывая их специ­фические задачи возможна контейнерная перевозка или передислокация трейлеров на близкие расстояния, которая во многом отличаются от магистральных тягачей.

Новый терминальный тягач оснащён более прочной рамой и надёжными ведущими мостами, способными выдерживать большую нагрузку на ССУ. В конструкции обязательно присутствует автоматическая трансмиссия, а также предусмотрена возможность изменения высоты седла для работы с различными полуприцепами. У машины одноместная кабина с большой площадью остекления, а для достижения меньшего радиуса поворота колёсная база тягача максимально укорачена.

Внешний дизайн нельзя назвать оригинальным, но он соответствует проверенным временем формам и компонентам. Терминальный тягач МЗКТ-730240 оснащён двигателем Cummins ISB6.7 250 мощностью 250 л. с., который агрегатирован с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF 6WG210. Снаряжённая масса грузовика не превышает 13 т, а его полная масса – 45 т (на 1-й мост приходится нагрузка 13 т, на 2-й мост – 34 т). Максимальная нагрузка на ССУ составляет 32 т. Полная масса автопоезда в составе терминального тягача МЗКТ и тяжёлого полуприцепа может доходить до 120 т. Габаритная длина машины всего 5,8 м, а минимальный радиус поворота не превышает 7,5 м. Благодаря подъёмному узлу ССУ, управляемому дистанционно из кабины водителя, тягач легко адаптируется под работу с различными по высоте трейлерами. Кабина водителя оснащена системой вентиляции, отопителем, кондиционером и рабочим постом, разворачиваемым на 180º. Максимальная скорость терминального тягача МЗКТ-730240 составляет 30 км/ч.

На заводском полигоне было представлено новое шасси МЗКТ-750002 (8х8), предназначенное для монтажа крановых установок с максимальной грузоподъёмностью 50–70 т. Эта новинка вместе с ранее представленным шасси МЗКТ-750003 (8х4) создадут серию крановых шасси в обновлённом дизайне. Оба грузовика комплектуются двигателем ЯМЗ-653 (Euro 5) мощностью 420 л. с. и 9-ступенчатой механической коробкой передач Fast Gear.

Второй новинкой, показанной на полигоне, стало шасси МЗКТ-750004 (8х8), предназначенное для монтажа нефтегазового оборудования с массой 29,7 т. Полная масса транспортного средства превышает 46 т. Этот грузовик станет очередным этапом развития семейства МЗКТ-652712 и МЗКТ-700700. Поскольку на заводе состоялся переход на двигатели, соответствующие требованиям стандарта Euro 5, то было решено зафиксировать это событие небольшим фэйслифтингом фронтальной панели для короткой кабины МАЗ. Шасси оборудовано двигателем ЯМЗ-653 (Euro 5) мощностью 420 л. с. и 9-ступенчатой механической коробкой передач. Его максимальная скорость составляет 80 км/ч.

Самостоятельность МЗКТ

До 07.02.1991 МКЗТ входил в состав ПО «БелавтоМАЗ». После издания генеральным директором производственного объединения соответствующего приказа Минский
Завод Колёсных Тягачей обрёл самостоятельность.

МЗКТ состоял из отдельных самостоятельных структурных единиц. В первую очередь, это производство Специальных Колёсных Тягачей. Кроме того, крупными
отделениями были ОГН, ЭЦ-2 и УГК-2.

Новая программа, разработанная руководством завода в 92-м, предполагала три направления работ. Первое – это производство специального транспорта, второе –
выпуск автопоездов и, третье – сборка шасси для спец автомобилей. Планировалось проводить работы не только для нужд Беларуси, но и для прочих
стран-участниц СНГ.

НОВЫЙ ПРИЗЫВ

Инициаторами создания автомобиля выступили белорусские пограничники. ГАЗ‑66 верой и правдой служил стражам границ много лет. Но эти автомобили давно не выпускают, а старые поизносились. Запчастей к «шишигам» просто так не сыскать.

Поначалу служивые обратились на МАЗ. Около года вели переговоры, но кашу так и не сварили. Чтобы оправдать разработку машины совершенно нового для себя класса, МАЗу интересны крупные заказы, хотя бы от пятисот штук. Пограничникам столько не нужно.

Тогда Погранкомитет Республики Беларусь отправил ходоков на МЗКТ. Этих уговаривать не пришлось. Несмотря на отсутствие в линейке маленьких машин, МЗКТ с любопытством отнесся к проекту – по рукам ударили почти сразу.

Серийный МЗКТ‑5002 00, подготовленный к выпуску в 2014 году, легче первого варианта на полторы тонны:

Первый опытный образец МЗКТ‑5002 00 был готов в 2013‑м.

На совершенно новый двухосный полноприводный грузовик полной массой 10,5 тонны установили минский 156‑сильный дизель ММЗ Д‑245 и снабдили машину «предметами роскоши» – системами накачки шин, кондиционирования и пожаротушения.

Пограничники аплодировали конструкторам стоя, но все же задали скромный вопрос: «А что-нибудь попроще есть?». Военные пожелали заменить электронную систему накачки шин аналоговой, отказались от кондиционера и системы пожаротушения.

МЗКТ‑5002 00 образца 2013 года. Первый вариант с массой электронной начинки, от которой пришлось отказаться:

Аналоги и конкуренты

Серийный выпуск тягача МЗКТ-79221 начался в 2000 году после ряда проведенных испытаний. Все это время автомобиль производится в ограниченных количествах, малыми сериями. За прошедшие годы ни отечественные, ни зарубежные производители спецтехники не смогли предложить аналога данному колесному шасси. Технические характеристики тягача делают его уникальным транспортным средством. Прибрести его можно, но сделать это непросто. В продаже имеются только модификации МЗКТ-79221-100, которые предназначены для использования в гражданской отрасли. Заказать модель можно как у производителя, так и у обычного покупателя. Только в последнем случае техника будет подержанная, а не новая.

Технические характеристики

  • Тягач имеет следующие данные:
  • Мощность двигателя – 800 л.с.
  • Просвет дорожный – 475 мм.
  • Радиус поворота – 18 м.
  • Преодолеваемый брод в метраже – 1,1 м.
  • Дорожный просвет – 500 км.
  • Шины – пневматика, давление регулируется.
  • Максимальный крутящ. момент – 3087 Н*м.
  • Скорость по максимуму – 45 км в час.
  • Модель двигателя: ЯMЗ-847,10 (с турбонаддувом и жидкостным охлаждением).
  • Макс. груз – 80 тонн.
  • Масса снаряженная – 44 т.

МЗКТ 79221 имеет 16 колес и 8 осей. Высота колеса – около двух метров. Последние 3 колеса первых и последних осей управляемы. Полный привод. Для большей маневренности колеса первых осей поворачиваются влево, а колеса последних осей – вправо. Отличается обширным перечнем базового оснащения, в которое входит:

  • автоматическая коробка передач;
  • усилитель рулевого управления;
  • система, контролирующая давление в шинах.

Стеклоподъемники электрические – нет в комплекте. Диаметр разворота – 34 метра. Длина МЗКТ 79221 – 22,7 м.

Крутящий момент – свыше 300 Нм. На сто км расходуется около 300 литров топлива.

Увеличенные баки обеспечивают запас топлива на 500 км, что является стандартным показателем для военных КамАЗов. Моторный ресурс – 5000 моточасов. Кабина водителя расположена высоко со сдвигом влево, в ней имеются вспомогательные тумблеры.

Коробка передач – автомат четырехдиапазонный. Отдельная кнопка отвечает за передний и задний ход. Трансмиссия переключается в автоматический режим только после того, как тягач наберет скорость до 10 км в час. Ширина тягача – 3,4 метра.

Достоинства

МЗКТ-79221, технические характеристики которого рассмотрены выше, обладает рядом преимуществ. Среди них выделяют:

Способность перевозить грузы общей массой до 80 тонн.

Выносливость (автомобиль выдерживает сильнейшие нагрузки во время движения при наличии препятствий).

Маневренность (несмотря на свои большие габариты).

Контроль давления колес проводится из кабины.

Наличие бортового компьютера, который следит за состоянием основных узлов и механизмов машины (двигателя, подвески, ходовых элементов, давления в колесах и так далее).

Установлен двигатель автомобильного типа. Он обладает ресурсом до капитального ремонта (5 тысяч часов). Предшественники оснащались танковыми моторами, ресурс которых не превышал 300 ч.

Возможность двигаться вброд, если глубина не превышает 1,1 м.

Когда в ходу броневики

Каких только автомашин не выпускали в Минске, но бронеавтомобилями на МЗКТ никогда не занимались. Однако в Госкомвоенпроме республики разработали программу создания и серийного производства семейства бронированных боевых машин на шасси повышенной проходимости, и первенцем стал легкобронированный МЗКТ-490100. ББМ минского производства рамной конструкции на шасси традиционной компоновки. Особенностью этой модели автомобиля были цельносварной корпус из броневой стали и усиленная противоминная защита. Бронирование соответствует четвертому классу защиты, это позволяет перевозить на автомобиле личный состав и вооружение в условиях повышенной террористической опасности. Запас хода на одной заправке – тысяча километров.

Минчане оснастили свою ББМ турбодизелем ЯМЗ-5345 объемом 4,4 литра, мощностью 240 лошадиных сил и гидромеханической коробкой передач. МЗКТ-490100 – полноприводный с независимой двухрычажной пружинной подвеской, что позволяет использовать машину и в городах, и в сельской местности, да и в горах езда на ней проблемой не станет. Броневик оборудован бортовой информационной системой, с помощью которой можно контролировать состояние узлов и систем шасси. В базовую комплектацию входят предпусковой подогреватель, фильтровентиляционная установка, системы удаления дыма, централизованной подкачки шин, подогрев передних и боковых бронестекол и зеркал заднего вида.

Опытный образец белорусского бронеавтомобиля появился в 2016 году, публика в первый раз увидела его на парижской выставке Eurosatory.

После успешного прохождения всего комплекса государственных испытаний в 2017 году бронеавтомобиль приняли на вооружение белорусской армии. Во время испытаний ББМ прошел 40 тысяч километров, и военные остались довольны полученными результатами.

На основе базовой комплектации минчане разработали семейство бронеавтомобилей различного назначения. Созданы версии для внутренних войск РБ и Госпогранкомитета Белоруссии.

Примечания

  1. Jozwiak, Rikard  (англ.). Радио «Свобода» (17 декабря 2020). Дата обращения: 21 июля 2021.
  2.  (англ.). EUR-Lex  (англ.) (рус.. Дата обращения: 24 июля 2021.
  3.  (англ.). Office of Financial Sanctions Implementation HM Treasury (25 июня 2021).
  4. Shields, Michael; Liffey, Kevin. Liffey, Kevin:  (англ.). Reuters (7 июля 2021). Дата обращения: 10 июля 2021.
  5.  (англ.). Государственный секретариат по экономике  (нем.) (рус. (7 июля 2021). Дата обращения: 10 июля 2021.
  6.  (англ.). Совет Европейского союза (26 января 2021). Дата обращения: 9 сентября 2021.
  7. . Европейское радио для Беларуси (24 февраля 2022). Дата обращения: 12 апреля 2022.
  8. . Голос Америки (25 февраля 2022). Дата обращения: 12 апреля 2022.
  9. . Смартпресс (11 марта 2022). Дата обращения: 24 апреля 2022.
  10.  (англ.). Министерство международных дел Канады (27 февраля 2022). Дата обращения: 16 апреля 2022.
  11.  (англ.). Министерство иностранных дел и торговли Новой Зеландии (7 March 2022). Дата обращения: 15 апреля 2022.
  12. Станислав Иванейко. . Onliner (24 июля 2019). Дата обращения: 25 июля 2019.
  13. . БелТА (24 июля 2019). — «»МЗКТ обладает двумя брендами, работает на территории двух стран на трех заводах. У нас 32 дилера и агента, которые сконцентрированы в 15 странах. 84% поставок осуществляется на экспорт», — Екатерина Сташук, замгендиректора по коммерческим вопросам.». Дата обращения: 17 августа 2020.
  14. . st-kt.ru. — «В настоящий момент продукция под брендом VOLAT поставляется в два десятка стран. Традиционно один из крупнейших потребителей – Россия.». Дата обращения: 17 августа 2020.

История

Проходная завода. 2013

Сборочный цех МЗКТ

Цеха МЗКТ

Установка лазерного раскроя металла

23 июля постановлением Совета Министров СССР на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро (СКБ-1) по разработке многоосных автомобилей высокой проходимости для нужд Министерства обороны страны. Инициатива создания будущего завода (СКБ -1) ошибочно приписывают маршалу Жукову Г.К. Однако в это время он только один год был в должности 1-го заместителя министра обороны СССР, после возвращения с должности командующего Уральским ВО и не мог существенно влиять на процесс создания СКБ -1. Формально это произошло во время руководства министерством обороны СССР Булганиным Н.А., который имел непосредственное отношение к ракетной технике. Теоретиками и инициаторами создания такой техники считают маршала артиллерии Воронова Н.Н., а также маршала артиллерии Неделина М.И. С января 1952 по апрель 1953 года — заместитель военного министра СССР по вооружению. С 23 апреля 1953 по 21 марта 1955 года — вновь командующий артиллерией Вооружённых сил СССР.

Долгие годы (почти три десятилетия) главным конструктором СКБ-1 являлся Борис Львович Шапошник. Это конструкторское бюро в 1950—1980-е годы создало большое количество многоосных шасси специального назначения для танковозов, ракетных комплексов «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М», С-300 а также для специальных аэродромных пожарных автомобилей. Производство некоторых автомобилей в дальнейшем было перенесено на другие предприятия страны, такие как: Могилёвский автомобильный завод (МоАЗ) и Курганский завод колёсных тягачей (КЗКТ).

Минский завод колёсных тягачей был создан в 1991 году на базе производства колёсной техники специального назначения МАЗа — РК «Тополь-М», ЗРК «Печора», . Тогда же, в связи нуждами на гражданском рынке, завод освоил на базе военных шасси гражданские машины: многоосные тягачи, самосвалы, шасси для кранов и прочей , получившие собственную торговую марку «Волат».

В 2005 году на техническое перевооружение предприятия планировалось затратить 2,65 млрд белорусских рублей (около 1,2 млн долл.), из них 1,7 млрд рублей были получены предприятием в виде субсидий согласно Указу президента Белоруссии «О мерах государственной поддержки Производственного республиканского унитарного предприятия „Минский завод колёсных тягачей“». Был разработан и утверждён план технического перевооружения предприятия на 2006—2010 годы, предусматривающий закупку нового высокоэффективного технологического оборудования. Общая сумма средств, вложенных в переоснащение предприятия, составила 150 млн долларов.

На предприятии используются прессы с давлением до 2000 тонн производства фирмы LVD (Бельгия). Также запущен комплекс лазерного раскроя LVD Impuls 12030, позволяющий резать листовой металл с высокой скоростью.

Численность работающих на предприятии — более 4,5 тысяч человек. На предприятии имеется две столовые. Протяжённость подземных дорог под цехами — около 15 км. В наличии — действующее бомбоубежище.

17 декабря 2020 года завод был включён в «Чёрный список ЕС  (белор.) (рус.», 18 декабря — Великобритании, 22 марта — Швейцарии. 26 января 2021 года к санкциям ЕС присоединились Албания, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Северная Македония, Черногория. В 2022 году, после начала вторжения России на Украину, МЗКТ и его руководители Алексей Римашевский и Александр Ветеневич были внесены в список специально обозначенных граждан и заблокированных лиц  (нем.) (рус. США и в санкционный список Канады. В марте того же года Римашевский и Ветеневич попали под санкции Новой Зеландии, а на МЗКТ наложила санкции Япония.

Грузовик МЗКТ создан на замену ГАЗ 66.

Идея и инициатива в разработки специального мощного грузовика принадлежит белорусским пограничникам. В строю, которых ГАЗ-66 с полной выкладкой служил пограничникам не один десяток сет. К сожалению, эта модель давно снята с производства, а имеющиеся в строю исчерпали свой ресурс. Необходимые запасные части к «шишигам» сложно стало отыскать. Более новая модель ГАЗ-ЗЗ08 Садко, которая и посей день служит на границе, не в полном объеме отвечает требованиям предъявляемыми белорусскими военными. Модель грузовичка ГАЗ-ЗЗ08 на первый взгляд очень схожа с ГА3 66-м, тоже полноприводная и неприхотливая, но схема компоновки несколько отличается от аналога: двигатель распологается за передней осью, у ГАЗ 66 двигатель расположен в базе, внедорожные возможности заметно уступают прародителю.


В поисках разработчиков к первым куда подались пограничники был МАЗ. В течении целого года велся переговорный процесс, однако к взаимному согласию не пришли. Основным препятствием послужило ограниченное количество требуемых грузовиков. Для МАЗа, необходимо было окупить дорогостоящую разработку новой модели, необходим было крупный заказ как минимум 500 автомобилей, но пограничникам такое количество было не по силам. И белорусским пограничникам нечего не оставалось, как искать других разработчиков, и они обратились на МЗКТ. Здесь долго просить никого не пришлось. Хотя на МЗКТ и отсутствовал опыт и модельная линейка маленьких грузовиков, конструкторы с инициативой отнеслись к новому проекту, согласие было достигнуто почти сразу. Разработка «пилотного» грузовика МЗКТ-5002 00 была завершена в 2013 году. На специально сконструированную раму был установлен дизель ММЗ Д 245 мощностью – 156 л.с. минского производства, спроектированы узлы и комплектующие. Автомобиль был оснащен дополнительными системами: подкачки шин, кондиционирования и современной системой пожаротушения. Пограничники были очень благодарны разработчикам, но высказали свои пожелания немного упростить электронику, отказались от систем подкачки шин, кондиционирования и пожаротушения.

СОЛДАТ ВТОРОГО ГОДА

МЗКТ не был бы самим собой, если бы при пересмотре конструкции не создал, по сути, другую машину. МЗКТ‑5002 00 образца 2014 года от первого варианта отличается практически всем.

Машину облегчили, сделали короче и ниже: теперь по габаритам она почти совпадает с ГАЗ‑66. В пределах базы разместили 215‑сильный турбодизель ЯМЗ‑53452. Дорожный просвет остался большим. Спереди и сзади – независимые подвески на подрамниках с закрепленными на них редукторами собственного производства. Колеса приводятся в движение через полуоси с карданными шарнирами. Углы работы шарниров вполне щадящие, причем даже при полных ходах колес.

Инженеры усилили раму, изготовили новые мосты (с применением алюминия). Облегчили ступицы колес: появилась возможность ставить более узкие и легкие колеса.

В этом кузове штатно можно разместить 21 бойца:

Изменилась и конструкция кабины. Ее масса уменьшилась в полтора раза, рабочее место водителя перекомпоновано. Стало удобнее. Снаряженная масса автомобиля снизилась с 7300 до 5800 кг. Хороший показатель!

Характеристики передней и задней подвесок отлично согласованы между собой. Разница в плавности хода на груженой машине и на пустой, как утверждают заводчане, минимальна и точно лучшая в этом классе машин.

Момент от продольно расположенного мотора предается на пятиступенчатую коробку передач и далее через кардан на раздатку с пониженным рядом. С нее крутящий момент распределяется на мосты. В каждом из них и в раздаточной коробке есть блокировки дифференциалов.

Изюминка новой машины МЗКТ – полностью независимая подвеска, которая обеспечивает высокую плавность хода и отменную проходимость:

На шасси легко встает практически любая типовая надстройка (именно под такие габариты и выбирали размеры машины). Можно установить обычную платформу-кузов, рядовой кунг или модуль со штабом управления. Кстати, охотхозяйства уже потирают руки: они мечтают заполучить такую машину.

Модульность как принцип

Для минских автомобилестроителей нет ничего невозможного. На мощностях МЗКТ по желанию заказчика можно построить любой автомобиль с требуемой колесной формулой – от 4х4 до 16х16. При этом технику оснастят любым двигателем – отечественным или импортным. Учтут все желания заказчика, и автомобиль будет готов через полгода. Благодаря чему это достигается? Ответ прост – здесь в ходу модульный принцип проектирования, многие узлы унифицированы. Модулями являются несущая система, кабина, агрегаты трансмиссии, элементы систем подрессоривания и торможения. Это позволяет с наименьшими затратами финансов и времени проектировать и производить автомобили с разными колесными базами на основе одних и тех же агрегатов.

На МЗКТ сохранена отличная научно-производственная база – работают 250 конструкторов плюс 150 человек в заводском исследовательском центре, где можно проводить любые испытания. В структуру предприятия входят 10 производственных цехов и три вспомогательных, 25 функциональных управлений и 10 отделов. Здесь каждый год создают и модернизируют порядка 10–15 машин.

Кабина МЗКТ-65151

Грузовик МЗКТ-65151 укомплектован двухместной кабиной типа МАЗ-5551, смонтированной на её раме на четырёхточечной подвеске, пружинной с гидравлическими амортизаторами. Как дополнительный вариант, возможна установка пневматической подвески кабины.

Водительское сиденье водителя тоже может быть на пневматической подвеске и с упругим элементом. А в стандартную базовую комплектацию входит самый простой вариант кресла – с пластинчатым торсионом и амортизатором. Он обеспечивает только лишь удовлетворительную мягкость хода.

Немалое внимание уделено условиям работы водителя грузовика: рулевую колонку можно регулировать по высоте и углу наклона; зеркала заднего вида снабжены электрическим подогревом; механизм переключения передач оснащён силовым пневматическим цилиндром; педаль подачи дизтоплива дополнена защёлкой, которая фиксирует её положение в режимах прогрева мотора и накачивания шин; присутствует система контроля за засоренностью воздушного и масляного фильтров. В качестве дополнительной опции, возможно оборудования кабины МЗКТ-65151 кондиционером компании Webasto

Первая ступенька располагается высоковато, что не слишком удобно при посадке в кабину. Не помешает дополнительная ступенька гибкого типа – на двух отрезках троса, как на Урале-532301.

Тернии импортозамещения

Несмотря на то, что решение импортозаместить минские СКШТ принято высшим политическим руководством РФ примерно полтора десятилетия назад, проблема актуальна. Причина проста: никто не озаботился тем, чтобы на основе готовой документации на шасси МЗКТ-79221 начать его производство у нас. Минский завод все условия выполняет, в том числе передал полный комплект рабочей конструкторской документации российской стороне. Но разработать отечественные СКШТ, которые могли бы превзойти или хотя бы полностью заменить МЗКТ-79221, не получилось по ряду причин.

“ На МЗКТ сильный конструкторский коллектив, который может создавать любые шасси. Но основные заказчики – в России ”

А белорусы ведут новые разработки СКШТ пятого поколения. В том числе, кстати, и для ВС РФ. Например, СКШ МЗКТ-79291 (колесная формула 12х12.1) по своим характеристикам значительно превосходит разработку КамАЗа следующего, шестого поколения. Специалисты давно знают: на МЗКТ самый сильный и опытный конструкторский коллектив, который может создавать любые СКШТ. Но основные заказчики – в РФ, и деньги – российские. Наши конструкторы могли бы составить конкуренцию белорусам, но такая задача пока не решается грамотно из-за ошибок административного руководства работами.

Хотя есть исключения. Концерн ВКО «Алмаз-Антей» несколько лет назад поставил цель: перспективные ЗРК и ЗРС должны быть смонтированы на отечественных СКШТ. Результат налицо: основные элементы новейшей ЗРС С-350 «Витязь» (пусковая установка, радиолокационная станция и командный пункт) смонтированы на шасси БАЗ семейства «Вощина-1». Можно публично говорить и о том, что основные элементы перспективной ЗРС С-500 также будут монтироваться на СКШТ БАЗ.

Если так пойдет дело и с другими шасси, то можно прогнозировать в будущем неизбежное падение производства минских шасси и тягачей. Ведь в Россию уходило иногда до 80 процентов ежегодного выпуска продукции МЗКТ и почти вся – военная. Не будем скрывать, что влияет на это и наметившийся в последнее время политический крен политики Батьки в сторону США и стран НАТО. В том числе и поэтому российские предприятия ОПК при разработке новых ВВТ будут отказываться от белорусских шасси и тягачей.

Все это подтверждает статистика. Если в 2013 году предприятиям России было поставлено 48 единиц гражданской техники МЗКТ, то в 2014-м наступил резкий спад. В 2016 году – 14 штук, 2017-м – 1 штука, 2018-м – 9 штук, 2019-м – 2 штуки. Хотя еще пять лет назад МЗКТ был по сути монополистом на российском рынке. Его основной конкурент (БАЗ) в 2014–2015 годах балансировал на грани банкротства.

Шанс был упущен по вине минчан. И дело тут не только в смене руководства МЗКТ. Одна из главных причин – ценовая политика. Всем понятно, что военная продукция всегда значительно дороже гражданской. Это вызвано особыми требованиями, которые предъявляют военные. Например, гарантийный срок эксплуатации современных СКШТ военного назначения стандартно составляет 10 лет, все комплектующие проходят военную приемку, техника оборудуется специфическими системами и т. д. Все это повышает себестоимость. Но на МЗКТ, судя по всему, потеряли ориентиры в рыночной ситуации в целом. Нужно не только скорректировать цены, в существующих условиях пора полностью изменить принципы поставки техники. Российские дилеры МЗКТ постоянно информировали завод о состоянии рынка, направляли свои предложения о развитии линейки поставок. Увы, руководители МЗКТ не учитывали этого, как и реальных возможностей российских заказчиков.

Явным просчетом стало игнорирование конкурентов из Поднебесной. Считалось, что китайские автомобили по качеству и характеристикам не выдерживают критики. Но те времена прошли. В России постепенно стали отдавать предпочтение китайским шасси. Кстати, МЗКТ еще с 90-х годов учил своих китайских партнеров выпускать СКШТ. С 1996 года в Пекине даже заработало представительство ОАО «Минский завод колесных тягачей», а с 1998-го в провинции Хубэй совместно с китайской групповой корпорацией «Санцзян» – совместное предприятие «Санцзян-Волат Компания LTD». Но китайцы быстро научились перенимать технологии и подсматривать технические решения у лидеров.

Тем временем на российский рынок тяжелой транспортной техники пришли и другие зарубежные компании, в том числе из Евросоюза. Они предлагают не только «голые» шасси, но и полнокомплектные изделия. Например, если говорить о гражданской продукции, с буровыми установками для нефтяной и газовой промышленности. Означает ли это конец кооперации с белорусами?

Рама, подвеска, ходовая часть

Конструкция самосвала МЗКТ-65151 базируется на исключительно прочной раме лонжеронного типа с поперечинами, которые закреплены к лонжеронам болтами. Данная схема является классической для всех тяжёлых грузовиков этого завода и отличается серьёзной прочностью.

Передняя подвеска – рессорно-зависимая, с телескопическими амортизаторами, задняя подвеска – рессорно-балансирная, с дополнительным усилением. На осях использованы балки с двутавровым сечением и поворотными кулаками. Первый задний мост выполнен не разрезным и снабжён центральным проходным редуктором, межколёсным и межосевым дифференциалами с принудительной блокировкой. На втором заднем мосту смонтирован межколёсный дифференциал с блокировкой.

Исторические факты

Опытный образец шасси МЗКТ-79221 был собран в 1992 году. Его разработка осуществлялась на базе автомобиля МАЗ-7922, который к тому времени успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Производилось шасси силами Минского завода колесных тягачей.

Разработчики подвижного ракетного комплекса «Тополь-М» столкнулись с такой проблемой, как транспортировка своего детища. Платформа, которая выполняла данную работу ранее, уже не подходила. Поэтому разработчикам пришлось искать предприятие, которое смогло бы изготовить необходимое транспортное средство. К сожалению, среди отечественных предприятий таковых не нашлось. Поэтому был заключен договор на создание шасси с Минским заводом.

В течение последующих нескольких лет разработка продолжалась. В серийное производство модель поступила только в 2000 году.

Демонстрация шасси МЗКТ-79291

Во время военного парада в Минске 3 июля 2013 года было впервые продемонстрировано перспективное колесное шасси МЗКТ-79291 с колесной формулой 12х12, уже длительное время разрабатываемое ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ). Прошедшее на параде шасси МЗКТ-79291 было оснащено габаритным макетным кузовом, видимо, имитирующим пусковую установку ракетного комплекса.

По известным данным, шасси предназначено главным образом для использования в качестве базы самоходной пусковой установки нового российского подвижного грунтового ракетного комплекса «Рубеж» с малогабаритной «легкой» межконтинентальной баллистической ракетой, создаваемого ОАО «Корпорация «Моско́вский институ́т теплоте́хники» (МИТ). Разработка шасси серии 7929 (сперва в вариантах 10х10 и 10х8) под различные ракетные комплексы, проектировавшиеся в СССР в тот период, велось в Минске на МЗКТ с 1980-х годов. В дальнейшем проект шасси МЗКТ-79291 неоднократно перерабатывался. Сообщалось, что в 2008 году в МИТ минским заводом была осуществлена поставка комплекта документации (технический проект) на шасси МЗКТ-79291 в современном исполнении для АПУ перспективного ПГРК, и МИТ вел сопутствующие НИР с МЗКТ.

Известно, что на шасси МЗКТ-79291 в современном исполнении должен устаналиваться дизельный двигатель 854.10 мощностью 650 л.с. специальной разработки ОАО «Тутаевский моторный завод».

Вечером 6 июня 2013 года с полигона Капустин Яр в Астраханской области был произведен испытательный пуск ракетного комплекса «Рубеж» с межконтинентальной баллистической ракетой. По словам начальника Главного оперативного управления Генерального Штаба Вооруженных сил России генерал-полковника Владимира Зарудницкого, в ходе испытания было проверено новое боевое оснащение. При этом генерал уточнил, что это уже был четвертый пуск «Рубежа» в рамках испытаний.

Пуск ракеты с нового комплекса был признан успешным. В текущем году будет совершен еще один пуск, который станет последним для «Рубежа» в рамках испытаний, сообщил Зарудницкий. Затем ракетный комплекс будет принят на вооружение РВСН. Новый ракетный комплекс стратегического назначения «Рубеж» будет поставлен на боевое дежурство до конца 2013 года, по словам генерала, а первый ракетный полк на новом комплексе будет развернут в 2014 году. В настоящее время проводятся работы по созданию необходимой инфраструктуры, ведется подготовка личного состава и слаживание боевых расчетов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.